Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Муж таджик жена русская отзывы. Межнациональные браки: история таджикского Штирлица и русской женщины. Путешествие в Таджикистан: отношение к русским

Ее муж - трудовой мигрант, работающий в России, недавно признался, что без брака с русской женщиной и получения гражданства он не сможет зарабатывать на жизнь и легально находиться в чужой стране. «Несколько лет мой муж настаивал на расторжении брака, чтобы жениться на россиянке. Я не соглашалась. Но недавно он приехал из России практически без копейки. Он показал чеки, почти половина заработанных денег у него ушла на подготовку документов и на патент», - говорит собеседница.

По ее словам, после того, как муж рассказал обо всех проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться на чужбине, она наконец-то согласилась на официальный развод. «Ревность ушла на второй план, стало очень жаль своего мужа», - объяснила свой выбор Мавлюда. Отец семейства с 2006 года выезжает на заработки, и обеспечивает свою семью и детей. Но в последнее время и мигрантам стало тяжело заработать на жизнь, а здесь еще повысилась стоимость патента и ужесточено миграционное законодательство.

Недавно муж Мавлюды выехал в Россию холостяком. Женщина надеется на временный брак мужа. Но где-то в глубине сердца нет-нет, да и промелькнет тревога, а вдруг муж не вернется к ней и детям?

12 тыс таджиков ежегодно женятся в России

Заключение браков с российскими женщинами стало привычным делом для таджикских мигрантов, которые таким образом надеются устроить свою жизнь на чужбине, а также узаконить пребывание на территории России.

По данным Управления ЗАГСа Минюста России, ежегодно в этой стране женятся около 12 тысяч граждан Таджикистана. Однако прежде чем заключить брак, российские власти требуют от заморского принца предъявить подтверждающую справку о том, что на родине у него нет семьи.

Данную справку выдает в Таджикистане министерство юстиции. Каждый вторник и четверг у ведомства собираются мигранты, их жены, сестры и матери, чтобы заполучить такую справку и сделать еще один шаг к получению российского гражданства.

«Я женился не по расчету!»

Однако нельзя говорить о том, что все браки таджиков в России заключаются по расчету. Большинство таджикских мигрантов – молодые люди в возрасте 20-28 лет и бывают случаи заключения супружеских союзов по большой любви.

Анвар Бакоев, представитель таджикской диаспоры в России, 14 лет назад женился на русской девушке. «Многие думают, что таджики женятся на русских женщинах исключительно по расчету ради гражданства или прописки. Но это не всегда так! Например, я женился на своей жене по большой любви. Когда узнал, что она носит моего ребенка под сердцем, подали заявление в ЗАГС. Сейчас у нас трое детей и я счастлив», - говорит он.

Полина, жена Анвара, сказала, что несмотря на различие культуры и религии, они с мужем живут во взаимопонимании и согласии. Она ценит в муже трудолюбие, верность и спокойствие. В знак уважения вероисповедания, супруги подарили друг другу томики Корана и Библии.

Ответственность за фиктивные браки

Лариса Никонова, заместитель начальника Управления ЗАГС по Свердловской области, говорит, что большинство таджиков после получения российского гражданства, разводятся со своими русскими женами.

По ее словам, только за первое полугодие 2017 года получено 38 заявлений от граждан Таджикистана с просьбой расторгнуть их брак.Ранее такие заявления были крайне редкими: 1-2 заявления в 5 лет.

В конце прошлого года депутат Калужской области предложила законопроект в Госдуму об ужесточении ответственности за фиктивные браки: в виде штрафов в размере 300 тыс рублей или 3 лет лишения свободы. Но проект закона не был поддержан и в случае выявления фиктивного брака он попросту аннулируется.

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.


«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.


«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест.И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.


Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.


«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

Хабиба Наврузова, учительница русского языка, с пятью детьми уже шесть лет живет без мужа. Младший сын отца ни разу не видел. Старшую дочь сама замуж отдавала - по всем законам это должен делать отец. И свекровь сама хоронила - муж, хоть и звонит иногда, говорит, что нет денег приехать. Даже на похороны.

«Традиции, с одной стороны, все еще сильны, а с другой - отчаянно нарушаются, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Раньше представить себе было невозможно, чтобы у нас родителей бросали, а теперь старики сами к нам за помощью обращаются - подать иск против сына на алименты в твердой сумме».


Хабиба же свято верит, что еще чуть-чуть - и загулявший муж вернется. «Звонил недавно, в сентябре теперь обещает», - убеждает нас Хабиба. «Вернется он, жди, когда совсем старый станет и никому не нужный!» - подкалывают ее соседки. Она не обижается - тут в каждом дворе «соломенные жены».

Фатима-Света из Санкт-Петербурга готовится к мусульманской свадьбе-«никох» - Саня-Нигматулло по телефону сделал ей предложение. Скоро закончится «ураза» (пост), и он снова вернется в Питер. «Таджики ответственные, своих не бросают», - убеждена Фатима. Она совсем не переживает, что будет «второй женой» - главное, что любимой, говорит она.

ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik , Иззат Шариф. Закон в Таджикистане запрещает иметь двух жен. Но это мало кого останавливает.

В стране мужчины с высоким и средним доходом — от чиновников до бизнесменов — имеют вторых жен.

Для сильной половины Таджикистана вторая жена — это престижно, но для женщин такой статус чаще всего означает путь в никуда. У женщины нет на руках официальной регистрации брака (благословение муллы при никахе не в счет), а значит она бесправна, и ее дети считаются незаконнорожденными.

В Таджикистане девушки и женщины становятся вторыми женами по разным жизненным обстоятельствам: по любви, ради статуса, от безысходности или страха.

Sputnik Таджикистан пообщался таджичками, которые стали вторыми женами, и узнал, каково им живется в данном статусе.

Официально многоженство в Таджикистане запрещено, но смельчаки находятся

В Таджикистане по закону многоженство карается крупным штрафом или 2 годами исправительных работ. Имамы должны проводить обряд венчания только после предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа.

Тем не менее многоженство в Таджикистане имеет место быть. Такой союз происходит только по религиозным исламским законам, то есть официальная бумага о вступлении в брак не выдается. В таких мусульманских браках мужчина всегда в выигрышном положении, но никак не женщина.

Обычно в таких семьях мужья полностью содержат вторых жен. В основном мужчина живет с первой женой и воспитывает детей, ко второй приходит время от времени. Обычно для второй жены покупается отдельный дом или же снимается квартира.

Если же мужчина решает прекратить эти отношения, женщина не может претендовать на алименты, раздел имущества и так далее, поскольку документов о вступлении в брак у нее нет.

В первые годы независимости вторые жены вызывали полное непонимание в обществе. Сейчас, к сожалению, это стало более привычным и никого не удивляет. Для многих девушек быть второй женой у богатого и именитого мужчины считается престижным.

Такой муж дарит заботу и любовь, а вся бытовуха достается первой жене, как и обязанности прислуживать его родственникам.

В отдаленных кишлаках мужчины могут взять овдовевшую соседку второй женой из добрых побуждений, чтобы помочь ей материально.

Он взял меня второй женой, чтобы я ухаживала за его родителями

Одна из причин многоженства в Таджикистане — миграция. Уезжающие на заработки мужчины заводят двух жен — одну в Таджикистане, другую в России. В России возлюбленные знают свои права и настаивают на регистрации отношений. В Таджикистане девушек устраивает и никах.

Самире еще нет и 30, у нее двое сыновей. Родители выдали девушку замуж за Ходжиумара, когда ей исполнилось 17 лет. Он приехал домой из России, отдал деньги на калым за невесту. Местный мулла совершил обряд никах, обошлись без официальной регистрации брака. Была пышная свадьба в кишлаке.

Пожив с женой месяц, Ходжиумар вернулся на заработки. Через год соседи рассказали Самире, что у ее мужа есть другая, официальная жена в России. Муж это отрицать не стал и во всем признался. Рассказал, что его жена (получается, первая, так как официальная) русская и женились они по любви, воспитывают двоих малышей.

Тогда Самира поняла, что он женился на ней только для того, чтобы кто-то жил с его родителями и прислуживал им.

"Я бы ушла, но родители меня обратно не примут. Для них это позор, возвращение дочери. Да и детей поднимать надо. Деньги он какие-никакие отправляет мне. Раз в год приезжает навестить, да и детки его любят. Свекровь меня утешает, что он к старости вернется. Но мне уже все равно", — признается она.

Меня угрозами заставили стать второй женой

Зачастую бывает, что обеспеченный мужчина на склоне лет может насильно взять второй женой молоденькую девочку, которая годится ему в дочери. Такие невесты легко управляемы и внушаемы.

История Хадичи драматична. Она была хрупкой 15-летней девочкой, когда ее приметил известный человек в Таджикистане, имени его она не называет. Он воспылал страстью к ней, почти ребенку, хотя его дети были старше ее, и стал ухаживать, но она сразу же отвергла все его притязания.

"Он был мне противен. Одно то, что он может касаться меня, повергало в ужас. Когда он прислал сватов, отец отказал им, потому что не представлял меня в качестве второй жены. Но он был могущественным человеком, стал угрожать, что со света сживет нас, и родители согласились", — вспоминает Хадича.

Какое-то время они прожили вместе, она родила ему детей, но так и не смогла полюбить.

"Сейчас он уже совсем старый и живет со своей основной женой в семье старшего сына. У моих детей статус незаконнорожденных, потому что официального брака не было. Сводные братья и сестры от первой жены сторонятся их. Дети учатся в школе, тех денег, что мне выделяет муж, не хватает даже на самое необходимое. У меня нет образования, да даже если бы и было, работать мне нельзя. Я даже на улицу без его разрешения выйти не могу", — тяжело вздыхает она.

Он меня использовал и бросил

В Таджикистане девушки ценят внешний лоск избранника, красивую внешность, дорогую машину. Они принимают ухаживания мужчин, у которых есть деньги. Но очень часто такой выбор заканчивается крахом. Избалованные вниманием женщин такие мачо меняют вторых жен, как перчатки.

Сарвиноз из интеллигентной семьи, ее родители — учителя. Она встретила Собира, когда училась в школе. Он был настойчив, обещал ей золотые горы, ездил на шикарной машине, и девочка увлеклась им. Сразу же после выпускного она собралась за него замуж. Ее даже не остановило то, что он уже был женат на другой.

Через 2 года, Собир бросил ее с ребенком на руках, и она вернулась к родителям. После долгой депрессии девушка поступила в вуз, получила образование и теперь владеет собственной организацией, которая помогает женщинам, попавшим в беду.

"Не поверите, таких, как я, вторых, жен в Таджикистане много. Но официальной статистики нет. Женщин сегодня устраивает быть вторыми женами и иметь хоть какие-то средства к существованию, потому что жизнь очень трудная. Очень много таких же, как я, брошенных. Но в отличие от них у меня есть образование, и я могу прокормить себя и ребенка, да и родители мне помогают, они добрые. А у многих этого нет, особенно в кишлаках. Тех, кого бросили, не принимают родители, у них нет образования, и многие из них, чтобы выжить, идут на панель", — рассказывает она.

Вторая жена — это счастье

В Таджикистане есть и такие семьи, где первые и вторые жены живут с мужем под одной крышей. Мужчина заботится о них и любит всех сыновей и дочерей.

Озода — вторая жена, она живет в браке уже 20 лет. Своего Химата она полюбила сразу. По ее словам, он был очень красивым и достойно ухаживал за ней.

"Да, я знала, что он женат, но когда он предложил стать второй женой, я согласилась. После долгих уговоров его жена Мархабо тоже ответила согласием", — рассказывает она свою нехитрую историю.

Они живут в одном доме, Озода с детьми на втором этаже, Мархабо с детьми — на третьем, живут одной семьей. Для жен Химат составил расписание визита, которые он неукоснительно соблюдает. Конечно, без эксцессов не бывает, иногда сыновья могут подраться, но они с Мархабо регулируют ситуацию, да и старшие помогают, заботятся о младших.

"Мы вместе принимаем гостей. Муж не делит нас на любимую и нелюбимую, не выделяет нас. Вначале это было сложно и непривычно, но постепенно я привыкла", — делится она.

Взяли второй женой, чтобы помочь

Бывают и такие случаи: чтобы помочь материально и оградить молодую вдову или брошенную девушку от назойливых расспросов и осуждения, мужчины предлагают им стать второй женой.

Такое явление распространено в кишлаках, где на плечи одинокой женщины ложатся не только заботы по дому, но и приусадебное хозяйство, а также зарабатывание денег.

Такова история Сабохат, муж которой трагически погиб в аварии. Она осталась одна с 4 детьми.

"Уже довольно пожилой мужчина предложил мне стать второй женой. У него не было каких-то намерений в отношении меня. Он знал нашу семью и видел, как мне материально сложно растить детей одной", — рассказывает она.

Жалею, что в молодости меня не отговорили

Сами мужчины неоднозначно относятся к двоеженству в Таджикистане. Большинство — позитивно, втайне мечтая иметь вторых, а то и третьих жен и так далее по нарастающей. Но с возрастом они осознают всю тяжесть таких браков.

У Хасана собственный бизнес. Он владеет магазином мебели. Вначале бизнес процветал и шел в гору. Именно в тот период он, муж и отец двоих детей, встретил красивую девушку. Она так понравилась ему, что он взял ее второй женой, несмотря на запреты первой.

"После второго брака я уже вошел в раж и не смог остановиться. Красивых девушек же много. Сейчас у меня 4 жены и 20 детей. Старших уже надо женить и выдавать замуж. Но силы уже не те, да и бизнес тоже", — разводит он руками.

По его словам, сейчас из-за экономического кризиса дела в магазине идут плохо.

"Я как тот султан из песни, но не заботой я окружен, а частыми скандалами и выяснениями отношений с женами. Я жалею, что никто тогда меня не отговорил от этого шага. Зачем мне это надо было, теперь я и сам не знаю. Содержать такую большую семью очень трудно", — сокрушается он.

По мнению правозащитницы Сарвиноз, жениться второй или третий раз — это уже реалии сегодняшнего дня для Таджикистана, да и других стран. Наказание за это очень мягкое — крупный штраф или два года исправительных работ. Поэтому запретительные меры никого не останавливают.

"Может быть, следует пересмотреть закон, чтобы помочь женщинам в этом вопросе. В отличие от мужчин вторые жены и их дети — уязвимая категория. Нет официального статуса жены, потому что нет регистрации брака, женщины не имеют права требовать обеспечение, жилье, алименты. Для того чтобы защитить их, единственное, что можно сделать, это узаконить многоженство", — считает правозаступник.

Где официально разрешено многоженство

На сегодняшний день многоженство разрешено в Брунее, Афганистане, Алжире, ОАЭ, Конго, Мьянме, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Танзании, Сенегале, Свазиленде и других странах.

В Великобритании и Норвегии многоженство официально признаётся только в том случае, когда мужчина зарегистрировал брачный союз со второй и/или последующими женами в этих странах.

Швеция признаёт браки многоженцев, заключенные за рубежом, но право на жительство и получение социальных пособий имеет только первая жена. При этом признаются брачные союзы гражданина Швеции не более чем с четырьмя жёнами

Жители большинства крупных городов ежедневно встречаются с таджиками, которые работают в нашей стране на различных стройках, в маршрутках, рынках и прочих местах. Однако мало кто знает о том, как живут эти люди у себя на Родине в Таджикистане. Этот пост как раз и расскажет вам о жизни таджиков в родных краях.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.

У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
- Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
- Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
- А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
- Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
- Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет...

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
- Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.



Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.



Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.







Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.





Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
- Откуда вы, из какого района?



Ранние браки в таджикском городе Гарм не редкость. В годы вооруженного конфликта здесь, в Раштской долине, дислоцировались вооруженные отряды таджикской оппозиции.

По официальным данным, более 26 тысяч женщин в годы войны овдовели, и многие из них не имеют даже среднего образования. Молодые вдовы и разведенные не могут самостоятельно прокормить себя и добровольно становятся вторыми женами.
По узким улочкам старой махали в Гарме невозможно пройти незамеченной. На мне брюки и нет головного убора. Это не совсем привычная одежда для здешней женщины.
Дом Рухшоны мне долгое время отказывались показывать. О том, что она вторая жена, знают почти все соседи по махале, но говорить открыто опасаются. Тем более что муж Рухшоны, по словам жителей, какой-то очень важный человек "из органов".
Меня она встретила приветливо. Рухшоне 33, она вдова. Двоих сыновей оставила в семье мужа: женщине, окончившей всего четыре класса средней школы и не имеющей никакой специальности, сложно прокормить детей.
"Хорошая жена"
В доме отца в Гарме прожила несколько месяцев и согласилась на предложение нынешнего мужа. "Я была вынуждена согласиться выйти замуж, - вспоминает Рухшона. - В доме отца стало невыносимо. Я не работала и чувствовала себя обузой. Позже мне стали открыто об этом говорить. Сейчас я родила дочь, чтобы как-то смириться с потерей сыновей. Но вторая жена - это точно не жена. Вечно ждать его и бояться, что наступит день, и он тебя бросит, а ты опять останешься без средств к существованию".

Рухшона - одна из 26 тысяч женщин Таджикистана, потерявших мужей во время гражданской войны в стране. В Раштской долине на востоке республики, в регионе с сильными исламскими традициями, девочки, окончив начальную школу, часто перестают учиться. Здесь принято рано выдавать дочерей замуж. Если у родителей финансовые сложности, и они думают о том, кому из детей продолжать образование, предпочтение обычно отдается мальчикам.

Хорошая жена, по мнению Рухшоны должна вести домашнее хозяйство и ухаживать за мужем. Зарабатывать деньги и учиться - обязанность мужчины.
Теперь Рухшона очень жалеет, что не умеет читать и писать. О первой жене мужа говорить не любит. "Лично я не знакома с ней. Он предлагал мне поехать ее навестить, но я боюсь этой встречи", - говорит она.
Я спрашиваю, что она будет делать, если появится третья жена.
"Это невозможно, - отвечает она. - Я верю, что он любит только нас. Ругаться с третьей женой я не стану, и с ним тоже. Пожалуй, смирюсь. Ведь в данном случае он хозяин положения. Я завишу от него материально".
Мой вопрос Рухшоне, кажется, не понравился: она задумалась и стала меня торопить. Приближалось время обеда, и муж Рухшоны с минуты на минуту должен был явиться домой. Сам он из дального кишлака, но работает в районном центре, и иметь жену здесь очень удобно.

"Чего ему не хватает?"

Об этом мне сказал сосед Рухшоны, 60-летний Самад-ака. Он вдовец. Мечтает жениться, но дети против. Надеется их переубедить. К двоеженству относится как к полезному делу: "Мои дети ничего не понимают в пользе многоженства. Вот если жена беременна, что делать мужчине? Надо жениться на второй, чтобы дождаться, пока первая родит".
Навестить Самад-ака пришла его молодая сестра. А если ее муж завел бы себе вторую жену? Мой вопрос рассердил мою собеседницу: такая перспектива ей явно не понравилась. "С какой это стати, чего ему не хватает? В доме всегда горячая еда, вещи постираны. Нет, я мужу верю. Не поступит он так".
Число женщин в районе превышает мужское население. Без мужей остаются и жены трудовых мигрантов; они едут в Россию и нередко забывают о старых семьях, создавая новые.
Для другого моего собеседника Камола его вторая жена настоящая гордость. Она работает, по его словам, в хорошем месте и занимает важный пост. Какой, сообщать отказался. Но и сами мужчины, имеющие вторых, а иногда и третьих жен - люди состоятельные, зачастую работают в государственных структурах.
Бедный и без нужных связей мужчина на пободное не решится, поделился со мной Камол: "Вторая жена - хорошо. Мужья у них всегда чистые и сытые. Я прихожу ко второй жене, она спрашивает: что тебе первая приготовила? Я говорю: плов. Она бежит на кухню и готовит жареное мясо. Мои жены знакомы друг с другом. Ссор никогда не было. Они одно время даже жили вместе. В общем, я доволен".

"Я видел ее только раз"

В местном совете, хукумате, я задала вопрос о двоеженстве Давлатпочо Мирзоеву, зампредседаля совета Гарма. Вопрос, кажется, застал ее врасплох: Мирзоева сказала лишь, что подобных жалоб к ним не поступало.

Многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, однако до сих пор в судах страны такие дела не рассматривались.
Доказать наличие второй жены нелегко, говорят юристы. Женщины, как правило, скрывают это, защищая мужчин.
"Ранние браки тоже в Раште нередкость", - признается Майрам, жительница города. Ее сын на днях женился на девушке, которой только исполнилось 17 лет.
"В Гарме принято выдавать замуж лет в 17 или 18, - говорит она. - Нам неважно, имеет ли она образование, с молодой легче: есть шанс воспитать ее так, как хотим мы. 20-летние невесты рискуют остаться без мужа".
Молодой Искандар своим выбором доволен. Его не смущает, что девушка необразованна. Скорее всего, такой она и останется, посколько Искандар против образованных жен: "Я не хочу, чтобы она работала. Мне будет неприятно, если на мою жену будут смотреть чужие мужчины. Она обязана сидеть дома. Домашнее хозяйство - вот ее главная работа".

Я спрашиваю у Искандара, были ли они знакомы до свадьбы, встречались ли. "Я видел ее только раз, мы поздоровались - и все , - отвечает он. - Я сказал родителям о своем выборе, они невесту сосватали. Но, конечно, никаких встреч у нас не было, о чем вы говорите! В Гарме это нельзя: могут пойти сплетни о девушке, и она будет обесчещена. Никаких кино и мороженого".

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....