Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Музыкальные игры и пляски в детском саду Бег ломовой

В книге говорится о задачах, содержании и методике музыкального воспитания детей первого, второго и третьего года жизни.
В пособии имеется практический материал для музыкальной работы с детьми (песни, произведения для слушания, рассказы с музыкальными иллюстрациями, музыкальные игры и пляски), а также методические указания к использованию этого материала.

ОТ АВТОРА
Настоящее пособие предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми первых трех лет жизни.
Роль воспитательницы в музыкальной работе с детьми раннего возраста исключительно велика, так как она имеет возможность использовать музыку наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в детском учреждении. Поэтому в приложении к пособию отведено большое место музыкально-двигательному материалу, который не требует инструментального сопровождения, а в методической части — работе музыкального руководителя с воспитательницами по повышению их музыкально-педагогической квалификации.
Одно лишь содержание музыкально-двигательного материала, рекомендуемого в пособии для групп раннего и младшего возраста, не может обеспечить правильного музыкального воспитания в этих группах. Необходима еще и соответствующая возрасту детей методика, т. е. умение использовать музыкально-двигательный материал так, чтобы детям было интересно слушать музыку, участвовать в подпевании и пении, играть и плясать, чтобы все эти разнообразные проявления музыкальной активности ребенка неуклонно развивали его интерес и любовь к музыке. Именно в этом состоит
ведущая задача музыкального воспитания детей раннего возраста.

Поэтому в приложении не только указаны различные способы использования музыкального материала, возможные варианты его включения в работу с детьми, но и даны методические указания к музыкальному материалу, объясняющие, как его надо давать в различных возрастных группах, чтобы побуждать детей к тому или иному проявлению музыкальной активности, соответствующей их возрасту.
Для того чтобы музыкальный руководитель имел возможность выбрать из рекомендованного материала именно то, что лучше всего подходит детям, в приложении даны пьесы, песни, музыкально-двигательные показы, игры и пляски, число которых превышает количество материала, необходимого в каждом отдельном случае проведения работы с детьми. При этом предусматриваются также различные варианты условий, в которых проводится музыкальная работа; наличие или отсутствие фортепиано (аккордеона или другого музыкального инструмента), возможные различия в музыкальной подготовке специалиста (теоретические знания, владение инструментом и т. д.).
Примерная дозировка материала указана в каждом разделе, рассматривающем содержание и методику музыкальной работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. В конце каждого
такого раздела указан соответствующий музыкально-двигательный материал для работы с детьми. Ввиду того что одни и те же музыкальные произведения входят в содержание работы с детьми разного
возраста и рекомендованы для различных способов использования, ноты, описания музыкально-двигательного материала и методические указания к нему расположены в алфавитном порядке
названий музыкальных произведений. Это позволяет легко найти нужный материал для любой возрастной группы детского учреждения.

  • Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
  • Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста
  • Музыкальная работа с детьми первого года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми второго года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми третьего года жизни.
  • Планирование и учет музыкальной работы с детьми раннего возраста.
  • Пособия для музыкальной работы в группах детей раннего возраста
  • Работа музыкального руководителя с персоналом детского учреждения
  • Приложение. Музыкально-двигательный материал и методические указания к его использованию в работе с детьми

Нотное приложение (список песен) :

1. АЙДА. Музыка ВЕРХОВИНЦА
2. БАЮ. (КОЛЫБЕЛЬНАЯ). Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
3. БЕЛЫЕ ГУСИ. Слова М. КЛОКОВОЙ. Музыка М. КРАСЕВА
4. В ЛЕСУ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОИ
ЗАЙКА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
МЕДВЕДЬ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
5. ВОРОНЯТА КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ПРОГУЛКА. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ВОРОНЫ. Слова А. БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
6. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
7. ГДЕ ТЫ, ЗАИНЬКА? Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
8. ГОПАЧОК. (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
9. ГРЕЧАНЫКИ (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
10. ГРИБОК. Слова 0. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
11. ГУЛЯЕМ И ПЛЯШЕМ.Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
12. ДОГОНЯЛКИ. Музыка Я. АЛЕКСАНДРОВОЙ
13. ДОЖДИК (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
14. ДОЖДИК. Слова народные Музыка В. ФЕРЕ
15. ЕЛОЧКА. Слова М. БУЛАТОВА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
16. ЗАИНЬКА. Музыка В. ВЕРХОВИНЦА
17. ЗАЙКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Слова Т. БАБАДЖАН Обработка АН. АЛЕКСАНДРОВА
18. ЗАЙКИ ПО ЛЕСУ БЕГУТ. Музыка А. ГРЕЧАНИНОВА
19. ЗИМА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
20. ИДЕТ КОЗА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка А. ГРЕЧАНИНОВА
21. ИЗ-ПОД ДУБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСОВАЯ МЕЛОДИЯ)
22. И КУМУШКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
23. КАК У НАШИХ У ВОРОТ. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка А. БЫКАНОВА
24. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. КРАСЕВА
25. КОРОВА. Слова О. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
26. КОШКА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
27. МУЗЫКА К ИГРЕ „КОШКА И КОТЯТА"
КОШЕЧКА. Cлова Н. НАЙДЕНОВОЙ Музыка В. ВИТЛИНА
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
28. ЛАДУШКИ (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
29. ЛОВКИЕ РУЧКИ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЯ
30. ЛОШАДКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
31. МАЛЕНЬКАЯ КАДРИЛЬ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
32. МАЛЕНЬКИЕ ЛАДУШКИ. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка ЗАРЫ ЛЕВИНОЙ
33. МАРШ И БЕГ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
34. МАРШ. Музыка В. ДЕШЕВОВА
35. МАРШ. Музыка Д. ЛЬВОВЛ-КОМПАНЕИЦА
36. МАРШ. Музыка Э. ПАРЛОВА
37. МАРШ. Музыка Р. ШУМАНА
38. МАШЕНЬКА-МАША (ПОПЕВКА)
39. МЕДВЕДЬ. Музыка В. РЕБИКОВА
40. МИКИТА. (БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка С. ПОЛОНСКОГО
41. МЯЧИК. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
42. НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
43. ОЙ, НА ГОРЕ-ТО. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
44. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
45. ПЕТУШОК. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
46. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКОМ. Слова И. ГРАНТОВСКОЙ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
47. ПЛЯСКА С ФЛАЖКАМИ. Музыка Т. КУЗНЕЦ
48. ПЛЯШЕМ ХОРОШО. Музыка М. ЧАРНОЙ
49. ПОГРЕМУШКИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
50. ПОЛЯНКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка Г. ФРИДА
51. ПРАЗДНИК.Слова и музыка Т. КУЗНЕЦ
52. ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОГУЛКА
а) ДЕТИ КАТАЮТСЯ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
б) МАРШ
53. ПРИШЛА ЗИМА. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
54. ПТИЧКА. Слова А БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРЛ
55. ПТИЧКИ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПТИЦЫ ЧИРИКАЮТ. Музыка Г. ФРИДА
ПОЛЕТ ПТИЦ.
ПТИЦЫ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ
ПОЯВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ СОБАКИ
56. СОБАЧКА. Слова Н, КОМИССАРОВОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
57. СОЛНЫШКО (украинская народная песня) Слова Е. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВОИ Обработка Н. МЕТЛОВА
58. СТУКОЛКА (украинская народная мелодия)
69. УЖ Я ЗОЛОТО ХОРОНЮ. Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
60. УТРО. Слова С. ПРОКОФЬЕВОЙ Музыка Г. ГРИНЕВИЧА
61. ХОДЬБА.Музыка Г. ФРИДА
62. ЦВЕТИКИ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
63. ЦЫПЛЯТА. Слова Т. ВОЛГИНОЙ Музыка А. ФИЛИППЕНКО
64. ЮРОЧКА. Белорусская пляска Обработка Ан. АЛЕКСАНДРОВА

Светлана Кулиш
Календарный план по музыке (по Васильевой). 2 младшая группа

Сентябрь

Занятие№1

Музыкально -ритмические движения Начинать и заканчивать движение с музыкой . «Ножками затопали» Раухвергера.

музыку спокойного характера. «Колыбельная» Назаровой.

«Ладушки» Фрида

«Петушок» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Осваивать ритм ходьбы и бега. «Ножками затопали» Раухвергера

«Кто хочет побегать?» Вишкарёва.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку спокойного характера. «Колыбельная» Назаровой.

Пение Формировать умение петь напевно «Ладушки» Фрида

Игра Побуждать к активному действию в игре «Петушок» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Начинать и заканчивать движение вместе с музыкой , осваивать ритм ходьбы и бега. «Ножками затопали» Раухвергера

«Кто хочет побегать?» Вишкарёва.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку ласкового характера . «Колыбельная» Назаровой

«Ладушки» Фрида.

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Фонарики» р. н. м.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку весёлого характера . «Полянка» р. н. м.

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить в пляске отмечать движением двухчастную форму «Фонарики» р. н. м.

Слушание Воспитывать отзывчивость на музыку весёлого характера ., желание слушать. «Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, ласково. «Осень» Кишко

Игра Побуждать к активному действию в игре. «Петушок» р. н. м.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Формировать умение двигаться по кругу самостоятельно «Зайчики» Черни

Слушание Учить детей воспринимать контрастное настроение пьесы. «Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, подстраиваться к голосу взрослого. «Осень» Кишко

Игра Учить детей использовать в игре знакомые танцевальные движения «Гуляем и пляшем» Раухвергера.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. «Зайчики» Черни

Слушание Учить детей понимать о чём поётся в песне. «Петушок» Красева

Пение Учить при пении сидеть правильно. Формировать умение подстраиваться к голосу взрослого «Осень» Кишко

Игра Учить использовать в игре знакомые танцевальные движения, чувствовать окончание пьесы. «Гуляем и пляшем» Раухвергера.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить бегать врассыпную, собираться в круг. «Зайчики» Черни

Слушание Учить различать высокое и низкое звучание в пределах октавы. «Петушок» Красева

«Полянка» р. н. м.

Пение Формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваясь к голосу взрослого. «Ладушки» Фрида

«Осень» Кишко.

Развлечение Побуждать к активному действию в игре

Развивать эмоциональную отзывчивость на знакомую сказку. «Петушок» р. н. м.

«Бобовое зёрнышко»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей ритмично ходить, легко бегать по кругу на носочках. «Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Развивать умение различать тихое и громкое звучание музыки «Барабанщик» Красева.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания песни «Собачка» Раухвергер

«Воробушки и кошка» Ануфривой

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить ритмично бегать и ходить по кругу. Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Учить различать тихое и громкое звучание музыкального произведения «Барабанщик» Красева.

«Собачка» Раухвергер.

Игра Учить передавать характерные движения в соответствии с текстом «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить легко прыгать на двух ногах с продвижением в перёд «Идём-прыгаем» Рустамова.

музыкального произведения «Колыбельная» Разорёновой.

Пение Учить петь естественным звуком. «Собачка» Раухвергер.

«Прятки» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Легко прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. «Идём-прыгаем» Рустамова.

Слушание Учить словесному описанию услышанной музыкальной пьесы . «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания песни. «Огородная-хороводная» Можжевелова.

Игра Приучать детей к ведущим ролям в игре. «Прятки» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать к правильной постановки рук во время танца «Гуляем и пляшем» Раухвергер.

Слушание Различать динамические произведения «Барабанщик» Красева.

«Колыбельная» разорёновой.

Пение Формировать певческие навыки в процессе разучивания мелодии. «Огородная -хороводная» Можжевелова.

Игра Учить передавать характерные движения в соответствии с текстом игры. «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить хлопкам, выставлении ноги на пятку. «Гуляем и пляшем» Раухвергер.

«Подружились» Вилькорейского

Слушание Учить словесному описанию музыкального произведения «На прогулке» Волкова

Пение Учить петь естественным звуком, широко открывать рот, четко произнося слова. «Птичка» Тиличеевой

Игра Учить передавать движения в соответствии с игрой «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить приседаниям с поворотом в сторону. Учить танцам с предметами. «Подружились» Вилькорейского

«Пляска с листочками» Филиппенко

Слушание Учить словесному описанию услышанного музыкального произведения . «На прогулке» Волкова.

Пение Учить петь естественным звуком, стараться четко произносить слова. «Птичка» » Тиличеевой.

Игра Приучать детей к ведущим ролям в игре. «Прятки» р. н. м.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Закреплять ранее выученные элементы пляски. Учить танцам с предметами. «Подружились» Вилькорейского

«Пляска с листочками» Филиппенко

Слушание Различать динамические произведения. «Колыбельная» Разорёновой

«На прогулке» Волкова.

Пение Учить петь естественным звуком, чётко произнося слова. «Дует ветер» Кишко

Игра Передавать характерные движения в соответствии с текстом игры. «Воробушки и кошка» Ануфриевой.

Занятие№9

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать к правильной постановке рук. Закреплять ранее выученные плясовые элементы. «Пляска с листочками» Филиппенко

«Гуляем и пляшем» Раухвергер.

Слушание Учить словесному описанию услышанного музыкального произведения . «Барабанщик» Красева.

Пение Учить петь естественным звуком, широко открывая рот, четко произнося слова. «Дует ветер» Кишко

Развлечение Приучать к ведущим ролям в игре.

Развивать эмоциональную отзывчивость и праздничное настроение. «Прятки» р. н. м.

Театрализованное представление «Семеро козлят»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить малышей начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки . «Ходим бегаем» Тиличеевой.

музыку . «Вальс» Кабалевского.

«Петушок» р. н. п.

Игра Учить использовать знакомые танцевальные движения Импровизация с осенними листьями Мореа.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить малышей начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки «Ходим-бегаем» Тиличеевой.

Слушание Приучать детей слушать инструментальную музыку изобразительного характера. «Осенью» Майкопар.

Пение Продолжать учить петь детей петь естественным голосом в одном темпе. «Петушок» р. н. п.

Игра Окончание пьесы, ориентироваться в пространстве. «Зайки и волк» Бодраченко

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в прыжках на двух ногах. «Ой, летали птички» р. н. м.

Слушание Понимать содержание музыкального произведения . «Осенью» Майкопар

Пение Учить одновременному вступлению «Петушок» р. н. п.

«Осенняя песенка» Александрова

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую моторику. «Сосна» Бутенко.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в прыжках на двух ногах, добиваться по возможности лёгкого подпрыгивания. «Ой, летали птички» р. н. м.

Слушание Формировать восприятие и различие ритма «Вальс» Кабалевский.

Пение Продолжать детей учить петь естественным голосом. «Осенняя песенка» Александрова.

«Зайки и волк» Бодраченко

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в лёгком беге на носочках под музыку «Ходим-бегаем» Тиличеевой

«Резвые ножки» Макшанцевой.

Слушание Приучать детей слушать классическую музыку . «Осенью» Майкопар.

Пение Учить детей одновременно вступать. «Осеняя песенка» Александрова.

Игра на музыкальных инструментах . Познакомить с колокольчиком и бубном, их звучанием. «Дождик» р. н. м.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальным движениям в паре. «Приседай» (парная пляска) э. н. м.

Слушание Приучать детей слушать пьесы инструментального характера. «Сказочка» Майкопар

Пение Продолжать учить детей петь естественным голосом в одном темпе. «Осенью» Метлова.

Игра на музыкальных инструментах . Познакомить с звучанием колокольчика и бубна. «Дождик» р. н. п.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить хлопки, притопы. «Приседай» э. н. м.

Слушание Понимать содержание прослушанной пьесы. «Сказочка» Майкопар

Пение Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе. «Осенью» Метлова.

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую моторику. «Сосна» Бутенко

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить кружение в «лодочках» , поглаживанию друг друга. «Приседай» э. н. м.

Слушание Приучать слушать детей музыку инструментального типа. Пояснять её характер. «Осенью» Майкопар.

Пение Учить вступать одновременно после вступления. «Осенью» Метлова.

Игра Учить ориентироваться в пространстве, убегать по сигналу. «Зайки и волк» Бодраченко.

Занятие№9

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальным движениям в паре., лёгкому бегу на носочках. «Резвые ножки» Макшанцевой

«Приседай» э. н. м.

Слушание Формировать восприятие и различие ритма, динамики звука. «Вальс» Кабалевского.

«Осенью» Метлова.

Развлечение. Чувствовать окончание пьесы, убегать по сигналу.

Создать непринуждённую атмосферу праздника, побуждать детей активно участвовать в развлечении. «Зайки и волк» Бодраченко

«Путешествие в осенний лес»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить выставлять ногу на пятку, кружиться на носочках. «Разминка» Макшанцевой

Произведения контрастного характера (весёлого) «Ёлочка» Красева

Пение Учить детей петь в одном темпе «Снег идёт» Еремеевой

«Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцевальные элементы : выставлять ногу на пятку, кружиться на носочках. «Разминка» Макшанцевой

Слушание Развивать умение слушать произведения весёлого характера. «Ёлочка» Красева

«Снег идёт» Еремеевой

Игра Передавать игровые образы в соответствии с текстом игры. «Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить выполнять «фонарики» , «пружинки» в стороны. «Повторяй за мной» Сауко

Слушание Слушать музыкальное произведение быстрого и весёлого характера. «Лошадка» Симанского

Пение Учить петь детей в одном темпе. «Здравствуй, ёлочка» Михайленко

Игра Побуждать к импровизации с новогодними украшениями (мишурой, дождиком) (любая классическая музыка )

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить скользящим хлопкам «Повторяй за мной» Сауко

Слушание Слушать музыку весёлого и быстрого характера «Лошадка» Симанского

Пение Учить петь без напряжения. «Здравствуй, ёлочка» Михайленко

Игра Развивать быстроту и ловкость движений «Санки» Сауко

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Пляска с погремушками» бел. н. м.

Слушание Слушать музыку спокойного характера «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Учить петь без напряжения, не растягивая слова. «Здравствуй, Дед Мороз» Семёнова.

Игра Передавать игровые образы в соответствии с текстом игры. «Зайчики и лисичка» Финоровской

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам с предметами. «Пляска с погремушками» б. н. м.

Слушание Развивать умение слушать и различать муз. произведения контрастного характера (спокойного) «Колыбельная» Разорёнова.

Пение Петь без напряжения, не растягивая слова, придерживаться ритма. «Здравствуй, Дед Мороз» Семёнова.

Игра Развивать быстроту и ловкость движений. «Мы мороза не боимся» р. н. м.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Весёлая пляска» Ануфриевой.

Слушание Развивать умение слушать музыкальное произведение торжественного характера. «Марш» Чичкова

Пение Учить петь без напряжения, не растягивая слова, придерживаться ритма. «Ёлка» Попатенко

Развлечение Побуждать к импровизации с новогодними украшениями.

Создать радостную атмосферу новогоднего праздника. Любая классическая музыка .

«В гости к дедушке Морозу» .

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам в паре, двигаться по кругу парами. «Весёлая пляска» Ануфриевой

Слушание Развивать умение слушать музыку контрастного характера (торжественного) «Марш» Чичкова

Пение Учить петь детей в одном темпе, весело, подвижно. «Ёлка» Попатенко.

Игра Передавать игровые образы в соответствии м текстом игры. «Зайчики и Лисичка» Финоровской.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Марш» Перлова

«Бег» Ломовой

музыку до конца . «Песенка о петрушке» Брамса

Пение Продолжать учить петь детей выразительно, напевно. «Зима» Красева

Игра Воспитывать выдержку «Скачут лошадки» Попатенко

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки . «Кошечка» Ломовой

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца . «Песенка о Петрушке» Брамса

Пение Учить петь выразительно, напевно, начинать и заканчивать одновременно. «Зима» Красева

«Весёлый бубен» Красева

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить ритмично ходить и бегать по кругу не нарушая его. «Марш» Перлова

«Бег» Ломовой

Слушание Узнавать знакомое музыкальное произведение «Песенка о Петрушке» Брамса.

Пение Продолжать учить петь выразительно, напевно, начинать и заканчивать одновременно. «Зима» Красева

музыкальных инструментов . «Андрей-воробей» р. н. п.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Выполнять эмоционально хороводы (выученные ранее)

Учить строиться парами по кругу. «Ёлка» Попатенко

«Скачут лошадки» Попатенко

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца Дед Мороз » Шумана

Пение Вырабатывать четкую дикцию посредством артикуляционной гимнастики. «Машенька-Маша» Невельштейн.

Игра Учить начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами. «Весёлый бубен» Красева

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить строиться парами по кругу и танцевать в паре. «Скачут лошадки» Попатенко

«Пляска «Пальчики и ручки» Раухвергера

Слушание Узнавать знакомое произведение Дед Мороз» Шумана

Пение Вырабатывать четкую дикцию «Машенька-Маша» Невельштейн

Игра Начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами «Весёлый бубен» Красева

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Воспитывать выдержку.

Учить строиться парами по кругу и танцевать в паре. «Скачут лошадки» Попатенко

Пляска «Пальчики и ручки» Раухвергера

Слушание Формировать умение слушать музыку до конца «Ёлочка» Бахутовой

Пение Учить петь выразительно, напевно. «Кукла» Старокадомского

Игра на муз. инструментах Учить различать тембр музыкальных инструментов «Андрей-воробей» р. н. п.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Выполнять образные движения подсказанные характером музыки «Кошечка» Ломовой

Слушание Узнавать знакомое произведение «Ёлочка» Бахутовой

Пение Продолжать учить выразительному пению «Кукла» Старокадомского.

Игра, Развлечение Начинать и заканчивать игру в соответствии с правилами

Развивать эмоциональную отзывчивость детей со сказочными персонажами. «Весёлый бубен» Красева

«Петрушка в гостях у ребят»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечать их соответствующим звукоподражанием «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Слушать бодрую и подвижную песню «Молодой солдат» Карасевой

«Мы солдаты» Слонова

Игра Уметь применять знакомые плясовые движения «Заинька, выходи» Тиличеева

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечать их соответствующим звукоподражаниями, применяя игровые действия. «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Понимать о чём поётся в песне. «Молодой солдат» Карасевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга. «Мы солдаты» Слонова

Игра (на муз. инстр.) Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на дет. удар. муз. инструментах. «Андрей-воробей» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки и её окончание , бегать в темпе музыки . «Устали наши ножки» Ломовой

Песню. Понимать о чём в ней поётся. «Молодой солдат» Карасевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга, правильно передавая мелодию. «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

Игра Применять знакомые плясовые движения «Заинька, выходи» Тиличеева

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально «Сапожки» обр. Ломовой

Слушание Слушать бодрую, подвижную музыку . «Марш» Дешевого

Пение Отчетливо передавать слова «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

«Игра с матрёшками» обр. Рустамова

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей реагировать на начало звучания музыки и её окончание , бегать в темпе музыки . «Устали наши ножки» Ломовой

Слушание Уметь определять характер муз. произведения. «Марш» Дешевого.

Пение Правильно передавать мелодию и слова. «Мы солдаты» Слонова

«Песня солнышку» Ладонщикова

Игра (пальчиковая)

Развлечение Развивать моторику.

Приобщать детей к русской культуре, воспитывать сильных и мужественных защитников «Бабушкины очки»

«Богатырские состязания»

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Менять движения в связи с весёлым и спокойным характером. Двигаться в парах, отмечая смену динамики. «Сапожки» обр. Ломовой

Слушание Слушать бодрую, подвижную музыку «Весёлые лошадки» Макшанцевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга «Маме песенку пою» Попатенко

Игра Формировать навыки ориентировки в пространстве. «Игра с матрёшками» обр. Рустамова.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать высокие и низкие звуки, отмечая их соответствующим звукоподражанием, применяя игровые действия. «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Уметь определять характер музыкального произведения «Весёлые лошадки» Макшанцевой

Пение Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга. «Маме песенку пою» Попатенко

Игра (пальчиковая) Развивать мелкую маторику. «Бабушкины очки» Каплунова

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить реагировать детей на начало звучание музыки и её окончание . «Чей домик?» Тиличеевой

Слушание Слушать бодрую музыку , определить её характер «Весёлые лошадки» Макшанцевой.

Пение Учить детей петь правильно. Передавать отчетливо слова и мелодию. «Маме в день 8 марта» Тиличеевой

«Маме песенку пою» Попатенко.

Театрализованное представление

Учить детей сопереживать героям

«Сказка о маленьком мышонке»

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыкой , ритмично подпрыгивать на двух ногах на месте. «Мячи» (подпрыгивание и бег) Ломовой

музыкальные произведения до конца. «Маленький марш» Арсеева.

Пение Учить петь бодро, правильно. «Пирожки» Филиппенко

Игры Передавать образно-игровые действия в в соответствии с музыкой . «Игра с колокольчиком» Ломовой.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально музыки . «Стукалка» обр. Ломовой

Восприятие Учить понимать характер музыки . «Будем кувыркаться» Саца.

Пение Петь подвижно, лёгким звуком. «Мамочка моя» Арсеева.

Игры, развлечения. Передавать образно-игровые движения.

Создавать радостное настроение «Игра с колокольчиком» Ломовой.

«Кто нас крепко любит»

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Добиваться, чтобы ребёнок, танцуя в паре, согласовывал свои движения с действием партнёра. «Поезд» Метлова.

Восприятие Учить отмечать изменения динамики в музыки . «Маленький марш» Арсеева.

Пение Учить начинать пение с педагогом. «Пирожки» Филиппенко

Игры Вызывать радость у реб. «Игра с колокольчиком»

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить легко бегать врассыпную и ритмично подпрыгивать на двух ногах на месте. «Мячи» Ломовой.

Восприятие Учить понимать характер произведения. «Будем кувыркаться» Саца.

Игры Передавать образно-игровые движения «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Различать контрастные части музыки . «» Танец червячков» С. Железнова.

Восприятие Учить детей слушать музыкальные произведения до конца. «Весна» М. Картушина

Пение Учить смягчать концы музыкальных фраз . Рус. нар. закличка «Солнышко»

Игры Передавать образно-игровые движения в соответствии содержанием песни. «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения с музыкой . «Танец червячков» С. Железнова.

Восприятие Учить слышать изменения в динамике. «Веснянка» М. Картушина.

Пение Учить петь подвижно, лёгким звуком. Руск. нар. закличка «Солнышко»

Игры Передовать образно-игровые движения. «Весёлые медвежата» Н. Пикулевой.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения в паре. «Поезд» Метлова.

Восприятие Учить слушать музыкальное произведение до конца. «Солнышко» Т. Попатенко

Пение Учить детей вступать одновременно с педагогом. «Солнышко» р. н. закличка.

Игра Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться «Игра с колокольчиками» Ломовой.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движения с музыкой . «Стукалка» обр. Ломовой.

Восприятие Учить слышать изменение в динамике. «Весна» Картушина.

Пение Учить смягчать концы музыкальных фраз . «В гости к ёжику» Матвеева

Игра Побуждать к активности. «Игра с колокольчиками» Ломовой.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей двигаться прямым галопом «Лошадка» Тиличеевой.

«Дождь идёт» Арсеева.

Пение Учить детей петь протяжно «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой.

«Золотые ворота» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать действие с музыкой и текстом песни . «Потанцуем вместе» Ломовой.

Восприятие Учить детей воспринимать пьесы разного настроения. «Барабан» Жубинской

Пение Учить детей петь протяжно, весело. «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой.

Пальчиковая игра Развивать мелкую моторику. «Бабушкины очки»

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей двигаться легко парами. «Потанцуем вместе» Ломовой.

Восприятие Развивать умение отвечать на вопросы о характере муз. произведения. «Барабан» Жубинской

Пение Учить детей петь слажено, выдерживая единый темп. «Самолёт» Тиличеева

Дидактическая игра Учить различать динамику «Тихо-громко»

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей различать и передавать в движении ярко контрастные части музыки . Птички и машины» Ломовой.

«Дождь идёт» Арсеева

Пение Продолжать учить детей петь протяжно, весело, слаженно по темпу. «Есть у солнышка друзья» Тиличеева

«Найди игрушку» Рустамова.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей правильно выполнять простые танцевальные движения «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Развивать воображение у детей, умение придумывать и действия, характерны для персонажей произведения. «Курочка» Любарского.

Пение Учить детей передавать характер муз. произведения. Знакомить с русск. фольклором «Веснянка» у. н. м.

Игра (дидактическая) Развивать чувство ритма,закреплять понятие у детей о длинных и коротких звуках. «Музыкальные пуговицы »

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Продолжать учить детей двигаться с характером муз. произведения. Закреплять хороводный шаг. «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Поддерживать творчество детей, не исправлять придуманное ими. «Курочка» Любарского

Пение Учить детей передавать характер песни. «Веснянка» у. н. п.

Игра Учить детей ориентироваться в пространстве. «Солнышко и дождик» Раухвергера.

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить согласовывать движение с музыкой и текстом . «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Развивать у детей воображение. «Капризуля» Волкова

Пение Учить петь в подвижном темпе. «Веснянка» у. н. м.

Игра Передавать образы, данные в игре. «Золотые ворота» р. н. м.

Занятие№8

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить детей выставлять ноги на пятку. Приучать к сенхронности. «Танец с ложками» у. н. м.

Восприятие Показать детям, как в музыке слышны вздохи «капризули» «Капризуля» Волкова.

«Веснянка» у. н. м., «Есть у солнышка друзья» Тиличеевой

Игра, развлечение. Развивать муз. способн. «Веснянка»

Занятие№9

Вид музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Продолжать учить согласовывать действие с музыкой и текстом песни . «Лошадка» Тиличеевой

«Упражнение с флажками» лат. н. м.

Восприятие Развивать у детей воображение «Капризуля» Волкова

Пение Формировать умение узнавать знакомые песни. «Самолёт» Тиличеева

Игра Различать и передавать в движении ярко контрастные части музыки . «Солнышко и дождик» Раухвергера.

Занятие№1

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Приучать передавать в движении образ «Автомобиль едет» «Автомобиль» (топающий шаг) Раухвергера

музыкальное произведение до конца «Берёзка» Тиличеевой

«Козлик» Гаврилов

«Ходит Ваня» р. н. м.

Занятие№2

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Формировать навыки ориентировки в пространстве «Автомобиль» Раухвергера

Слушание Продолжать учить слушать произведение до конца «Берёзка» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков «Козлик» Гаврилов

Игра Учить передавать игровой образ «Ходит Ваня» р. н. м.

Занятие№3

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам с предметами (цветок) «Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Продолжать учить слушать произведение до конца, и уметь пересказать о чём поётся «Зайчик» Лядовой

Пение Учить петь без напряжения «Майская песенка» Юдахиной

«Коза рогатая» р. н. м.

Занятие№4

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движение Учить танцам в паре. Учить танцу с предметами «Покружись и поклонись» Герчик

«Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Уметь рассказать о чём поётся в песне. «Зайчик» Лядовой

Пение Учить петь без напряжения, в одном темпе со всеми. «Майская песенка» Юдахиной

Игра Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных «Коза рогатая» р. н. м.

Занятие№5

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Учить танцам в паре. Точно под музыку заканчивать пляску . Закреплять движения разученные в течении года. «Покружись и поклонись» Герчик

«Солнышко» Раухвергера

Слушание Слушать и отличать колыбельную музыку от плясовой «Зайчик» Лядовой

«Спи моя радость «Моцарт

Пение Учить петь в одном темпе и чётко произносить слова. «Майская песенка» Юдахиной

Игра Побуждать детей учавствовать в игре «Жмурки с мишкой» Флотова.

Занятие№6

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Упражнять в движении шага на всей стопе. Точно под музыку заканчивать пляску «Марш» Ломовой

«Покружись и поклонись» Герчик

Слушание Продолжать учить слушать музыкальное произведение до конца. «Медведь» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков, уметь передавать шуточный характер. «Мы умеем чисто мыться» Иорданского.

Игра Учить передавать игровой образ. Побуждать участвовать в игре «Жмурки с мишкой» Флотова

Занятие№7

Вид деятельности Программные задачи Репертуар

Музыкально -ритмические движения Закреплять движения разученных в течении года Закрепить танец с цветами «Солнышко» Раухвергера

«Греет солнышко теплее» Вилькорейской

Слушание Учить слушать произведение до конца и уметь рассказать о чём поётся «Медведь» Тиличеевой

Пение Способствовать развитию певческих навыков, уметь передавать шуточный характер произведения «Мы умеем чисто мыться» Иорданского.

Развлечение

Игра Создавать радостное настроение. Побуждать участвовать в игре. «Жмурки с мишкой» Флотова.

[Бодро]

Стр.144

Стр.145


1. Шире шаг, выше флаг,

Не стучать ногами!

Кто шагать умеет так -

Встаньте вместе с нами!

Припев: Раз, два! Раз, два!

Встаньте вместе с нами!

2. Наш флажок, как цветок,

Ветерок колышет.

Ну-ка, Оленька, флажок

Подними повыше.

Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!

Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.

Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индиви­дуальное задание - пройти с флажком внутри круга.

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным

Стр.146

музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).

Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.

Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Ис­пользование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.

Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трех­летние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние - марширо­вать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

Стр.147

Марш

Музыка Э. Парлова

[Бодро]


Музыка Т. Ломовой

[Легко]


Стр.148


Методы и приемы

Методика обучения музыкально-ритмическим дви­жениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Вы­полнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вы­зывающий у детей желание двигаться под музыку, а также исполь­зование различных игрушек и атрибутов.

Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и пред­ложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры - пляску.

Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различ­ные приемы.

Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

Стр.149

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях ус­воившим пляску воспитатель предоставляет возможность дейст­вовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще тре­буется помощь.

В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмиче­ские навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам не­которую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хо­рошо выполняющих движение, поощряет тех, кто" затрудняется двигается вместе с ними.

Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движе­ниям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.

Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлоп­ками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контраст­ное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку - кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями - кукла «пляшет».

При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.

Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.

В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение целиком, в дальнейшем педа­гог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмич­ном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Всем малы­шам предлагают сначала показать, как летают воробушки, доби­ваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша «шофером» автомобиля, остальным детям предлагает быть «воробушками».

Прежде чем самому демонстрировать характерные для них дви­жения, педагог может предложить детям показать под соответствую­щую музыку как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который исполь­зует показ малыша, как своего помощника.

Целью упражнений является усвоение какого-либо двигатель­ного элемента на небольшом по объему задании. Например,

Стр.150

упражнении «Гулять-отдыхать» на музыку М. Красева дети учатся ритмично ходить под музыку, изменяя движение в соответствии с характером частей пьесы, в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.

Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, педагог говорит: «У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и отмечает: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».

В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмиче­ских навыков, оценивая, чувствуют ли дети контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или легкой, по­движной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музы­кального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сме­ной музыкальных частей.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педа­гога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных поясне­ниях и указаниях.

Книга содержит систематизированный учебный материал по развитию музыкальных способностей и совершенствованию двигательной активности детей дошкольного возраста. В каждом занятии даются программное содержание и методические указания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  • Значение музыкально-двигательных упражнений
  • Описание движений и построений
  • Исходные положения
  • Упражнения по совершенствованию приемов выразительности
  • Виды шага и бега
  • Виды прыжков
  • Элементы плясок и танцев
  • Движения рук
  • Основные пространственные построения и передвижения
  • Вспомогательный инвентарь, используемый в упражнениях

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для младшей группы

1. Ходьба «Марш», музыка Э. Парлова)

2. Погуляем! («На прогулке», музыка Т. Ломовой)

3. Шагаем, как физкультурники («Марш», музыка Т. Ломовой)

4. Ножками затопали (марш «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера)

5. Ладушки (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н. Римского-Корсакова)

6. Ходьба и бег с флажками (латышская народная мелодия)

7. Проходить в воротики («Марш», музыка Н. Голубовской)

8. Кто хочет побегать? (литовская народная песня, обработка Л. Вишкарева)

9. Птички летают («Птички», музыка Л. Банниковой)

10. Жуки (венгерская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева)

11. Скачут лошадки («Лошадка», музыка Н. Потоловского; «Мой конек», чешская народная песня)

12. Веселые ладошки («Старинная полька», обработка Н. Соколовой)

Упражнения для средней группы

13. Учимся маршировать («Марш», музыка М. Раухвергера; «Марш», музыка Е. Тиличеевой)

14. Смело идти и прятаться («Марш», музыка И. Берковича)

15. Дудочка («Дудочка», музыка Т. Ломовой)

16. Марш с флажками («Марш», музыка А. Гречанинова)

17. Воробушки (отрывок из оперы «Рогнеда», музыка А. Серова)

18. Упражнение с погремушками («Экосез», музыка А. Жилина)

19. Карусель («Вдоль улицы во конец», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

20. Бегите ко мне (отрывок из пьесы «Пляска», музыка Е. Тиличеевой)

21. Упражнение с обручами (латышская народная мелодия, обработка А. Донас)

22. Мячики прыгают, мячики покатились («Веселые мячики», музыка М. Сатулиной)

23. Упражнение с цветами («Вальс», музыка А. Жилина)

24. Пружинки («Посеяли девки лен», русская народная мелодия)

Упражнения для старшей группы

25. Качание рук с лентами (польская народная мелодия, обработка Л Вишкарева)

26. Бодрый шаг («Марш», музыка Н Богословского; «Марш», музыка Д Дешевова)

27. Найди свое место в колонне! (1-й вариант) Стройся за ведущим! (2-й вариант) («В темпе марша», музыка Ф Надененко)

28. Ходьба различного характера («Марш», музыка М Робера)

29. Спокойный шаг («Этюд», музыка Т Ломовой)

30. Отойди и подойди (чешская народная мелодия)

31. Побегаем! (тема из вариаций, музыка К. Вебера)

32. Бег с лентами («Экосез», музыка А Жилина)

33. После дождя (венгерская народная мелодия)

34. Учимся скакать с ноги на ногу (английская народная мелодия; французская народная мелодия)

35. Мальчики и девочки (английская народная мелодия, обработка Л Вишкарева)

36. Кто лучше скачет? («Игра», музыка Т. Ломовой)

37. Всадники («Игра», музыка В. Витлина)

38. Вертушки (украинская народная мелодия, обработка Я. Степового)

39. Попляшем и потопаем (отрывок из пьесы «Плясовая», музыка А. Гольденвейзера)

40. Три притопа («Маленький танец», музыка Н. Александровой)

41. Пляши веселей! (латышская народная мелодия)

42. Зеркало («Ой, хмель, мой хмелек», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

43. Полоскать платочки («Ой, утушка луговая», русская народная мелодия, обработка Т Ломовой)

44. Ветерок и ветер («Лендлер», музыка Л Бетховена)

45. Передача платочка («Мелодия», музыка Т Ломовой)

46. Поднимай флажок! (болгарская народная мелодия, обработка Т Ломовой)

47. Игра с водой (французская народная мелодия)

Упражнения для подготовительной к школе группы

48. Веселые ножки («Полянка», русская народная мелодия)

49. Пружинки («Ах вы, сени», русская народная мелодия, обработка Т. Ломовой)

50. Качание рук (1-й вариант) «Мельница» (2-й вариант) (английская народная мелодия; «Мельница», музыка Т. Ломовой)

51. Большие крылья («Ласточка», армянская народная мелодия)

52. Рисуем на песке (отрывок из сон 31, музыка В. Ребикова)

53. Бодрый шаг (марш «Пехота», музыка В. Витлина; «Марш», музыка Т Ломовой)

54. Маршируем («Марш», музыка Н Леей)

55. Регулировщик движения («Марш», музыка Л Вишкарева)

56. Шагают Петрушки («Полишинель», французская народная песня)

57. Ходьба пружинящим шагом («Прогулка», музыка Т. Ломовой)

58. На лыжах («Детская песенка», музыка А Моффата)

59. Собираем камешки («На берегу», музыка Т. Ломовой)

60. Ускоряй и замедляй («Ускоряя и замедляя», музыка Т Ломовой)

61. Выход новых ведущих (латышская народная мелодия)

62. Стройте круг! («Галопада», музыка М Глинки)

63. Выворачивание круга (венгерская народная мелодия)

64. Перестроение из шеренги в круг («Дедушкин рассказ», музыка Н Любарского)

65. Змейка (отрывок из пьесы «Куранты», музыка В. Щербачева)

66. Прыжки через воображаемые препятствия (венгерская народная мелодия)

67. Бегать и кружиться («Этюд», музыка М Геллера)

68. Бег легкий и сильный («Экосез», музыка Ф. Шуберта)

69. Бежать на место ведущего («Детская песенка», музыка А Моффата)

70. Цирковые лошадки («Лошадки», музыка М. Красева)

71. Подпрыгивай легко («Полли», английская народная песня)

72. Мячики («Этюд», соч 108, № 20, музыка Л Шитте)

73. Скакать и кружиться («Этюд», соч 160, № 22, музыка Л Шитте)

74. Кружки и цепочки («Танец», музыка С. Затеплинского)

75. Смелые наездники («Смелый наездник», музыка Р. Шумана)

76. Выставление ноги на пятку (эстонская танцевальная мелодия)

77. Выставление ноги на носок (эстонская танцевальная мелодия)

78. Учитесь плясать по-русски (вариации на тему русской песни «Из-под дуба, из-под вяза», музыка С. Вольфензона)

79. Кто лучше пляшет (отрывок из пьесы «На гармонике», музыка А. Гречанинова)

80. Ходьба в шеренгах - бег цепочкой («На улице дождь», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

81. Змейка с воротцами («Заплетися, плетень», русская народная мелодия, обработка Н Римского-Корсакова)

82. Приставной шаг в сторону (немецкая народная танцевальная мелодия)

83. Галоп («Контрданс», музыка Ф. Шуберта)

84. Разучивание шага польки («Печь упала», чешская народная мелодия, обработка А. Шебестика)

85. Проверка шага польки (чешская народная полька, обработка Н. Френкель)

86. Полька «Ручеек» (латышская народная полька)

87. Хлопки в ладоши («Немецкий танец», соч. 33, № 12, музыка Ф. Шуберта)

88. Игра воображаемым мячом («Этюд», музыка С. Майкапара)

89. Упражнение с лентой (шведская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева)

90. Упражнение с лентой («Игровая», музыка И. Кишко)

91. Поднимай и скрещивай флажки («Этюд», музыка К. Гурлитта)

92. Упражнение с флажками (немецкая народная танцевальная мелодия)

93. Этюды для подготовительной к школе группы

94. Попляшем! («Барашеньки», русская народная мелодия)

95. Дождик («Дождик», музыка И. Любарского)

96. Легкий бег с лентами («Аллегретто», музыка Т. Ломовой)

97. Лошадки («Танец», музыка Дарондо)

98. Ау! («Игра в лесу», музыка Т. Ломовой)

99. Показывай направление («Марш», музыка Д. Кабалевского)

100. Тихий танец, (тема из вариаций, музыка В. Моцарта)

101. Каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», русская народная мелодия)

102. Полька (немецкий народный танец)

103. Поспи и попляши («Игра с куклой», музыка Т. Ломовой)

104. Ходьба на носках с передачей предмета (отрывок из оперы «Калиф Багдадский», музыка А. Буальдье)

105. Марш с приветствием - ходьба в парах с перестроениями («Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого)

Упражнения с мячом

106. Передача мяча («Люди работают», моравская народная песня)

107. Игра с мячом («Этюд», музыка С. Майкапара)

108. Игра с мячом - бросок об пол (шотландская народная мелодия)

109. Подбрасывать мяч низко и высоко («Полька», музыка А. Капетиса)

110. Подбрасывание мяча («Игра в мяч», музыка Т. Ломовой)

111. Игра с мячом по одному и парами («Вальс», музыка Ф. Шуберта)

Приложение.

Примерные варианты подготовки детей к разучиванию игр и плясок.

Предисловие

Пособие создано на основе обобщения опыта работы по музыкальному воспитанию в детских садах Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области. Сборник содержит систематически подобранные упражнения и этюды, которые могут быть использованы на музыкальных занятиях в детском саду. Предлагаемые упражнения и этюды способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей, совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них выполняет свою специальную задачу: одно помогает усвоить определенный двигательный навык, другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п. Отдельно сгруппированы этюды для подготовительной к школе группы и упражнения с мячом. Эти разделы являются дополнением к программе и способствуют закреплению полученных музыкальных и двигательных навыков. В приложении помещены списки упражнений по каждому виду движений (ходьба, бег, прыжки, элементы танца и пляски) в порядке их постепенного усложнения. В подготовке книги принимала участие творческая группа музыкальных руководителей и методистов Ленинграда и Ленинградской области в составе О. Д. Головчинер, Е. П. Раевской, Т. Е. Рубиной, Г. Н. Соболевой, 3. Н. Ушаковой, Н. В. Федоровой, Л. И. Шелковой, Г. И. Яшунской, руководитель работы С. Д. Руднева; а также преподаватель Ленинградского педагогического училища № 8 В. Г. Царькова

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

I часть. Вводная.

1.

Ритмичная ходьба друг за другом.

Мы шагаем друг за другом.
Мы идём, идём, идём.
Мы шагаем, как солдаты.
Дружно песенку поём.

2.

Ходьба с высоким подъёмом ног.

Ты дружней, дружней шагай,
Ножки выше поднимай.
Все преграды на дороге,
Не боясь, переступай.

3.

Ходьба боком, приставным шагом.

Впереди большая лужа
По мосту пройти нам нужно.
Боком, боком, не спеша,
Мы шагаем чуть дыша.

4.

Ходьба с закрытыми глазами.

Мы закрыли крепко глазки
И шагаем в темноте,
И с закрытыми глазами
Не споткнемся мы нигде.

5.

Ходьба на носочках. («Светит месяц», рус. нар. мелодия)

Не шумим и не поём,
Словно мышки мы идём.
На носочках мы идём,
Не шумим и не поём.

6.

Бег врассыпную («Бег», муз. Т. Ломовой).

А у видели кота,
Разбежались кто куда.
(очень быстро проговариваем)
Разбежались кто куда -
Не собрать нас никогда!

II часть.

Общеразвивающие упражнения «Часики» (русская народная мелодия «Погремушки», сл. Г. Погореловой).

А теперь скорее в круг,
Сейчас игра другая.
Поскорее, поскорей
Часики включаем.

1.

Стрелки часиков шагают,

Дети ручками качают,
Тик-тик, тик-тик, так, так, так.

И. п.: стоя, руки опущены. Качают прямыми руками вперед-назад.

2.

Наклоняйтесь вправо-влево,
Наклоняйтесь, малыши.
Наклоняйтесь вправо-влево,
Вы сегодня, как часы.

И. п.: стоя, руки на поясе. Выполняют наклоны туловища вправо-влево.

3.

Бом да бом - звенят часы,
Тили, тили, бом, бом.
Говорят, который час.
Слышен звон со всех сторон.

И. п.: стоя, руки сжаты в кулаки.
Ударяют кулачками по плечам, при наклоне вперед - по коленям.

4.

Бом, бом, бом да тилибом,
Стрелки закрутились.
Бом, бом, бом да тилибом,
И остановились.

И. п.: стоя, руки в сторона Выполняют круговые движения рук вперёд-назад.

5.

И теперь часы опять
Тихо так шагают.
Ну, а ручки у ребят
Наших отдыхают.

И. п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте.

6.

Прыг, прыг, прыг, прыг, веселей.
Пусть попляшут ножки.
Прыг, прыг, прыг, веселей,
Ну, еще немножко.

И. п.: стоя, руки на поясе. Прыгают на двух ногах на месте.

III часть.

Игра «Лови мяч» (русская народная мелодия «На горе-то калина», сл. Г. Погореловой).

1.

Становись скорей в кружок.
Поиграем в мяч, дружок.

Вот так, я бросаю - ты поймай.
Вот так. А теперь ты мне бросай.

2.

С моим мячиком вдвоем
Мы ничуть не устаем.

3.

Ты, дружок, не отставай,
Веселей с мячом играй.

Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. Бросает мяч ребенку, тот - воспитателю, затем то же с другим ребенком и т. д.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...