Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Национальные костюмы Венгрии: из истории в современность. Венгрия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Как и многие танцы других народов, венгерские зародились, как древние ритуальные действа. История венгерского национального танца начиналась в X веке. Крестьяне складывали песни, темы которых были очень разнообразны и были посвящены различным праздникам, историческим событиям, бытовым сценкам или обрядовым действиям. Популярности венгерских плясовых мелодий немало способствовали музыкальные произведения великих композиторов: Брамса, Листа, Шуберта. Самый известный танец Венгрии – это чардаш.

Как правило, мелодия венгерского танца делится на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а вторая – быстрая и темпераментная. Музыкальный размер венгерского танца – 2/4 и 4/4.

Танцы Венгрии неизменно исполнялись под звуки любимых венграми музыкальных инструментов. Духовые инструменты Венгрии – это свирель и волынка, щипковые – это цитра, а ударные – это дарбук. В настоящее время эти народные инструменты были вытеснены другими европейскими музыкальными инструментами. Только последние десять лет народ пытается восстановить утерянное музыкально наследие.

Известные танцы

Легенеш

Венгерская народная хореография прежде не знала женских сольных танцев. Зато мужской сольный танец «легенеш-танец» («танец парня») был широко распространен по всей стране и имел множество областных вариантов. В нем, как и в массовом танце, исполнителю давалась полная свобода импровизации. Танцы с саблями, палками, в сапогах со шпорами требуют виртуозного мастерства, музыкальности, точного следования ритмическому рисунку.

Чарденгеле и топоток

Для венгерского танца обязательно совпадение музыкальной и танцевальной фразы. Проявляется это в трудовом танце «чарденгеле», построенном на сложном рисунке движений ног, и в трансильванской пляске «топоток», украшенной синкопами. В «топотке» каждый топот, каждый хлопок и удар по сапогу должны точно совпадать с самыми важными тактами синкопических музыкальных фраз.

Пантозоо

Как и в других венгерских танцах, не теряется естественность, мужественная грациозность в трансильванском танце «пантазоо», где своеобразные движения ног сочетаются с хлопками и хлопушками.

Куншагскю

Мужской танец «куншагскю» пастухов с палками. В Куншаге (районе Венгерской низменности) пастушество в течение многих лет представляло собой главный род занятий. Традиции пастушеской жизни отражаются не только в характерных костюмах и музыкальных инструментах, но и в том, что пастухи во время танца не расстаются со своим орудием труда - палкой.

Чардаш

Обобщенно-художественное и вместе с тем точное представление об основных чертах венгерской народной хореографии дает парный танец «чардаш». В литературе это название впервые встречается в 1840 году. Правящие круги всячески стремились вытравить из него подлинно народные черты. Искажали природную красоту этого танца различные салонные, театрально-эстрадные аранжировки. И только в народе танцы, получившие название «чардаш», сохранили естественные краски, подлинность движений. Ритм и мелодии «чардаша» получили претворение в оперных, балетных и опереточных партитурах.

Венгерский народ знает множество «чардашей». В каждой области страны есть свой «чардаш», имеющий местное название, специфические оттенки, манеру исполнения. Но, несмотря на огромное, поистине неисчислимое количество местных вариантов этого танца, можно установить его общие черты, характерные для всех вариантов. Танец «чардаш» не имеет канонизированных форм строго установленного композиционного рисунка. Обычно он исполняется парой или несколькими парами, но может исполняться и одним танцором. В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и желанию. «Чардаш» ведет мужчина. Он выбирает фигуры, направляет движения своей партнерши. В середине танца мужчины и женщины могут одновременно выполнять разные движения. Например: мужчины - хлопушки, женщины - вращения. К концу танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с одной стороны на другую.

Сценическая форма «чардаша» делится на две части. Первая часть - широкая, медленная, вторая - быстрая, темпераментная. Первой части свойственны сдержанность, певучесть, лиричность, второй - жизнерадостность, задор, преобладание виртуозной техники, особенно у мужчин. Есть «чардаши», в которых медленную часть исполняют женщины, быструю часть исполняют мужчины, и заканчивается танец парными движениями, в которых много вращений парных и женских.

Мужские танцы более древнего происхождения, и в силу условий жизни венгерского народа они развивались быстрее женских. Именно поэтому не случайно ведущее начало мужской пластики в таком танце, как «чардаш». Групповые мужские танцы нередко имеют круговое, хороводное построение, но, двигаясь, исполнители никогда не берутся за руки. Для мужских танцев характерны своеобразные движения рук, хлопки и хлопушки. Древнейшими мужскими танцами являются пастушеские. Они исполняются с шестами, кнутами, топориками, палками и требуют от участников ловкости, выносливости, технической сноровки. (Зольные пастушеские пляски не имеют пространственного рисунка, их чаще всего танцуют на одном месте.

Вербунк

Его название происходит от слова «вербовать», «Вербункоши», или вербовочные танцы, сложились в самом начале XIX века. Небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралом ходили по деревням, вербуя в армию крестьянских парней.

Вербовщиков сопровождали музыканты, наигрывавшие народные песни и танцы. На завербованных крестьян надевала солдатский чако и вешали саблю.

«Вербункоши» впитали приемы старинных солдатских танцев. «Вербункоши» бывают сольные и групповые. И тем и другим свойственны импровизация и строгие черты венгерского мужского танца.

Танецы с бутылками

Эти танцы спокойные, не быстрые. Женщины двигаются плавно и четко, сопровождая свой ход ритмическими постукиваниями каблучков пачу - туфель без задников. На их головах неподвижно стоят бутылки, доверху наполненные красным искрящимся вином.

Танец этот очень распространен в тех областях Венгрии, где принято носить тяжести на голове.

Многие исследователи считают, что этот танец связан с бытом и отражает гордый и независимый характер венгерской женщины. Возник он в тяжелую для венгерского крестьянства пору. Есть история о появлении этого гордого, женского танца:

Далеко от дома работал на барщине кормилец семьи. Жена доставляла ему еду, отправляясь с ребенком на руках в дальний путь. Корзину с едой она привязывала за спину, а бутылку с питьем, чтобы не плескалась, несла на голове. Проходя мимо барской усадьбы, женщина выпрямлялась и гордо шествовала, не желая показать, что ей трудно идти в жару с такой тяжелой и неудобной ношей.

Свадебный танец

Красив и декоративен свадебный танец со свечами. Особенно вдохновенно его исполняют в местечке Эчер, недалеко от Будапешта. Танец со свечами относится к старинным танцам. В прошлые времена он венчал свадебный праздник. Все гости брались за руки, держа в правой руке зажженную свечу, и девять раз, танцуя, обходили дом молодоженов.

Основные элементы костюмов

Женский костюм

Венгерская женская одежда прошла тернистый путь, но во все времена были люди, которые ценили, хранили национальное достояние.

Раньше одежда знатных дам и крестьянок практически ничем не отличалось. Они носили вышитые блузки и юбки с фартуком и традиционный шнурованный жилет. Головной убор у замужних женщин был чепец, а у молодых девушек парта (кокошник). Ткань, из которой шили платья дворянкам, была атласная или бархат. Отделку делали золотой, жемчужной нитью и кружевами. Они стоили не малых денег и передавались, как правило, по наследству. Даже императрица Мария Терезия облачалась во все венгерское по национальным праздникам мадьяр. И аристократы ко двору приходили в национальных костюмах, усыпанных драгоценными камнями.

Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок. В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами, но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата. Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Часто делали выкройку пруслика и юбки вместе, что напоминало с виду сарафан. Также женщины Венгрии носили пендей — нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти. Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый твердый обруч. В зимний период времени женщины одевали поверх костюма на плечи сложенный треугольником шерстяной или шелковый платок, перевязанный на груди. Заменой зимнего пальто стал кедмен, сшитый из овчины и короткий до пояса. А женщины из высшего сословия надевали из меха накидку – короткая коричневого цвета шубка до талии. Головными уборами зимой были разного вида чепчики – от самых простых полотняных, вышитых серебряными и золотыми нитями, до высоких, сложных. Из грубого шерстяного сукна, у которого длинная ворса напоминала овчинку, шили пальто очень простого покроя (губа). Так повелось, что сшитое новое пальто носили женщины, а мужчины донашивали его, накинув на плечи. По истечению многих лет народный костюм перестал быть популярным и за эти годы изменился. В настоящее время венгры не шьют национальные костюмы и давно уже не носят, а отдают предпочтение промышленным изделиям. К сожалению, сегодня национальную венгерскую одежду можно увидеть только в музее или на ежегодных фестивалях и праздниках.

Мужской костюм

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной — очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba — чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную — мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) — исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются «тюсе» (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась «bocskor». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Коллективы и личности

В 1950 году в Венгрии был создан Государственный Народный ансамбль (художественный руководитель - лауреат премии Кошута Миклош Рабаи, руководитель танцевальной группы - Золтан Матюш), завоевавший широкую популярность не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами. Создавая этот ансамбль, специалисты хореографического и вокального искусства проделали огромную предварительную работу, они записывали в венгерских селах и деревнях мотивы народных песен и танцев, прослушивали способных певцов. Танцевальная группа была отобрана из 1200 молодых танцоров.

Танцевальный ансамбль «Будапешт» (художественным руководителем до 1970 года был Иштван Молнар, последнее время ансамблем руководит Антал Шимон).

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya); у кандашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тисы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

Покрой парадного платья: 1,3-женских рубах; 2 -мужской рубахи; 4 - женской безрукавки (пруслика)

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Венгерский национальный женский костюм.

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминалсарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Строгих канонов в пошиве национальных костюмов не существует. У каждой этнической группы свои особенности: у одних акцент на широкие рукава, у других – на яркую многоцветную вышивку. Тем не менее в традиционной одежде Венгрии нечто общее имеется. Наш краткий анализ поможет составить представление о ней.

Женский национальный костюм – какой он?

Традиционные элементы женского венгерского костюма – блуза с кружевным лифом, корсет, передник, двухслойная юбка.

Юбка как произведение искусства

Юбки – настоящие произведения искусства: раньше они были двухслойными, а шили их из темно-красного или фиолетового бархата, украшенного вышивкой. Сегодня это пышные «колокольчики» различной длины, от сексуально-коротких до уходящих в пол.

Нижний слой – пендей – изготавливали из полотна. На востоке страны он был одинаковой длины, на западе и севере имел форму конуса. Поверх него женщины в XVII веке завязывали шерстяную цветную ткань и закрепляли ее поясом, при этом оставляя видимой небольшую часть белого подъюбника путем закалывания угла на талии.

Рост популярности женского венгерского костюма связывают с коронацией императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в 1867 году как короля и королевы Венгрии. Представительницы аристократии пришли на мероприятие в традиционных нарядах, а сама Елизавета красовалась в платье от Чарльза Фредерика Ворта, самого популярного кутюрье тех времен.

Безрукавки, пруслики, корсеты…

Поверх блузы надевается безрукавка – «пруслик ». Она может «продолжать» юбку, образовывая как бы монолит-сарафан, либо контрастировать с ней. К примеру, нижняя часть костюма – в красных тонах, верхняя – в зеленых. Украшена шнуровкой? Перед вами – корсет. С металлическими петлями и скромной вышивкой – аналогия строгого мужского жилета.

В рубашках наблюдается трансформация от длинного покроя к короткому. Рукава украшены вышивкой, сборками, воланами. Фартук – обязательный атрибут прошлых веков – в современных костюмах можно увидеть нечасто. Если он есть, то обильно покрыт вышивкой.

Головные уборы

В XIX веке замужние женщины носили уборы, закрывающие волосы. Красный цвет в некоторых регионах «информировал» о рождении первенца. Со временем старинные пача и парта трансформировались в чепчики. Популярны как простые полотняные модели с украшением серебряными и золотыми нитями, так и высокие и сложные, с длинными шелковыми лентами.

Семь элементов национального мужского костюма

Логичным дополнением женского наряда являются мужские национальные костюмы Венгрии – как старого образца, так и современного. Состоят они из семи основных элементов.

  1. Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
  2. Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
  3. Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями. Венгры-секеи украшают жилеты кусочками зеркала. Они считаются оберегами и добавляют блеска.
  4. Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
  5. Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
  6. Высокие черные сапоги, известные как бочкоры , можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
  7. Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.

Сюр выполнял практическую функцию: защищал от непогоды, поскольку широкий воротник трансформировался в капюшон. Шили его из белого сукна, украшали вышивкой или тканевыми аппликациями.

Заключение

Красивые, модные и яркие! В наши дни народные костюмы в полной «комплектации» жители Венгрии надевают лишь на праздники, фестиваль лаванды , ярмарки. Пользуются спросом они и у коллективов художественной самодеятельности. Отдельные мотивы присутствуют в современной одежде – многие дизайнеры используют их в коллекциях в качестве козыря.

Нравятся ли вам традиционные костюмы Венгрии? Возможно, вы заметили сходство с какой-либо другой национальной одеждой? Есть мнение, что венгерские наряды близки к румынским и молдавским. Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях и подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе самых главных новостей страны.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...