Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Нейропсихологическая активация ребенка перед школой. «Как развивать своего ребенка?» интервью о детской нейропсихологии и возможностях человеческого мозга

К нейропсихологам нашего центра в г. Мытищи и г. Королёв, обращаются родители дошкольников, младших школьников и подростков с различными трудностями. Среди них наиболее часто встречаются жалобы на невнимательность, плохую память, трудности поведения, нежелание учиться, отставание по школьным предметам. Отдельным блоком мы выделяем коррекционную работу нейропсихолога с детьми с ОВЗ (ЗПР, РАС, СДВГ, УО)

Предметом изучения нейропсихологии является мозговая организация психических функций. Другими словами, эта наука объясняет, какие области головного мозга работают при осуществлении той или иной деятельности (чтении рассказа, написание диктанта, запоминания стихов и т.д.).
Когда мы говорим о нейропсихологии, мы сразу вспоминаем имя выдающегося отечественного психолога – А.Р. Лурия. Он выделил так называемые «три блока мозга».

Три блока мозга Первый блок Второй блок Третий блок
Функции, задачи блока Энергетический. Поддержание коры головного мозга в рабочем состоянии, активизация мозга Информационный. Работа с поступающей извне информацией, память, ориентация, фонематический слух, зрительное восприятие Программирование и контроль за протеканием всех психических функций
Как проявляются нарушения Повышенная утомляемость: у ребёнка всё буквально выпадает из рук, он зевает, вертится, кривляется, мешает окружающим Ребёнок допускает грамматические ошибки, в некоторых случаях зеркальное написание букв, нарушен фонематический слух Ребёнок не может действовать по образцу. Знает правила, но всё равно допускает ошибки. Не может соблюдать общепринятые нормы поведения

Если хотя бы один из трех блоков мозга работает неправильно, ребенок испытывает трудности различного характера (дефицит внимания, речевое недоразвитие, плохая память, школьная неуспеваемость и многое другое).
Нейропсихолог поможет определить причины трудностей и выстроить грамотную работу по их устранению.

Наш детский центр располагает огромным арсеналом методических пособий, которые увеличивают эффективность занятий и помогают найти подход к любому ребёнку.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностика включает различные нейропсихологические пробы (это безаппаратный метод!). По окончании обследования нейропсихолог делает вывод об актуальном уровне сформированности у ребенка высших психических функций (внимания, контроля, мышления, памяти, речи, восприятия и др.). Нейропсихолог помогает родителям понять не только причины трудностей развития ребенка, но и увидеть его сильные стороны. Специалист подробно рассказывает об индивидуальном плане работы, об этапах нейрокоррекции, о предполагаемой динамике и прогнозах.

Мы придерживаемся такой позиции, что каждый нейропсихолог должен быть полноценным специалистом в своей обласи, способным самостоятельно взять нейропсихологическую пробу и выстроить эффективную программу, опираясь на базовое высшее психологическое образование (клинический психолог, специальный психолог), знания, полученные на курсах повышения квалификации нейропсихолога и свой обширный опыт работы. В некоторых случаях, по назначению методиста, когда есть такая необходимость, ребёнка могут вести два нейропсихолога, охватывая каждый свою область в рамках собственной специализации.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

После проведения диагностики нейропсихолог, при необходимости, составляет индивидуальную программу коррекции и приступает к ее осуществлению. Количество занятий в неделю определяется индивидуально (как правило, это два раза в неделю по 50 минут). Специалисты почти всегда проводят занятие в присутствии родителей для того, чтобы ребенок мог заниматься с ними дома. Нейропсихологи нашего центра постоянно поддерживают обратную связь с родителями с целью своевременного регулирования составленной программы (нам важно знать, как меняется настроение ребенка, его поведение и т.д.).

Условно всю нейропсихологическую работу можно разделить на два этапа: психомоторная коррекция и когнитивное развитие .

Первый предполагает двигательные упражнения по методу «замещающего онтогенеза», которые создают базу для дальнейшей работы. Второй этап – когнитивное развитие – насыщен упражнениями по каждой конкретной задаче, которую следует решить (например, развитие логического мышления, концентрация внимания и др.). Таким образом, курс нейропсихологической коррекции позволит ребенку почувствовать себя успешным и избежать многих трудностей обучения.

Нейропсихологический подход эффективен в работе с детьми с дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), задержке в речевом и психическом развитии (ЗПР, ЗРР), при расстройстве аутистического спектра (РАС) школьной неуспеваемостью и др.

Нейропсихологическую диагностику также рекомендуется пройти детям, собирающихся поступать в школу.

Нейропсихологическая коррекция также может решить ряд проблем:

  • Невнимательность
  • Плохая память
  • Недоразвитие связной речи
  • Низкая работоспособность
  • Недоразвитие крупной и мелкой моторики
  • Дизориентация в пространстве
  • Трудности овладения чтением и письмом
  • Зеркальное письмо

ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Почему ребёнок пропускает всё «мимо ушей», а на уроке «витает в облаках»? Почему со слезами встает по утрам в школу? Почему по несколько часов делает несложное домашнее задание и только под вашим тщательным контролем? Почему плохие оценки появляются вновь и вновь? Ведь вы вместе выучили уроки вечером, почему же утром он «всё забыл»? Есть ли шанс всё исправить и превратить учёбу в удовольствие?

Чем дольше ребёнок находится в ситуации учебной неуспешности, тем больший стресс он испытывает, навсегда теряя желание учиться, добиваться цели и работать со сложным материалом. Ребёнок привыкает быть неуспешным.

Для решения подобных проблем существуют проверенные годами исследований комплексные нейропсихологические методики. Работа строится в два этапа:

  • Нейропсихологическое обследование позволяет найти причину школьной неуспеваемости ребёнка. В большинстве случаев истинная причина остаётся недоступной невооружённому взгляду, поскольку кроется в недоразвитии/нарушении развития определённых зон центральной нервной системы. В ходе нейропсихологического обследования специалист выявляет проблемные участки с помощью батареи методик.
  • Далее нейропсихолог составляет индивидуальную программу устранения выявленных недостатков развития ребёнка.

На первом этапе необходимо создать адекватную базу – сформировать все необходимые по возрастной норме структуры головного мозга (преодолеть нарушение функций программирования, регуляции и контроля собственной психической деятельности, нарушение регуляции цикла «сон-бодрствование», нарушение тонуса организма, недоразвитие речевых центров, моторики, инструментальных движений пальцев, межполушарного взаимодействия и многого другого). Для достижения этой цели в нейрокоррекции используется метод «замещающего онтогенеза», апробированный многими нейропсихологами по всему миру. Он заключается во вторичном «проживании» организмом всех этапов развития от рождения до трёх лет. Специализированные упражнения призваны помочь нервной системе проработать/доработать пропущенные этапы развития (переворачивание, ползание и т.д.), каждый из которых в будущем будет отвечать за более сложные функции: пространственные представления, концентрацию внимания, мыслительные операции, удержание программы действий, самоконтроль, зрительно-моторную координацию, мнестические операции, квазипространственные представления, логико-грамматические конструкции и другое.

Второй этап – когнитивный - развитие высших психических функций. На первом этапе была устранена/максимально скорректирована причина школьной неуспеваемости, однако, за предыдущие годы она успела значительным образом повлиять на развитие психических процессов. К примеру, снижение концентрации внимания делает невозможным усвоение всего информационного материала, который необходим для полноценного развития, в результате чего все остальные психические функции «недополучают» и начинают «отставать». На втором этапе нейропсихолог строит индивидуальную программу исправления когнитивных процессов от сенсорного развития и внимания до метапространственных представлений и сложных форм мышления. В зависимости от необходимости впоследствии в программу включается развитие математических представлений, работа с речью и письмом.

Чаще всего в нейропсихологической программе эти два этапа идут параллельно друг другу, меняется лишь доля их участия: в начале работы большая часть времени отдаётся методу «замещающего онтогенеза», и лишь 10-15 минут - когнитивным упражнениям, к концу процесса распределение времени – с точностью наоборот.

Общая продолжительность занятий с нейропсихологом зависит от многих факторов, наиболее важные из которых:

  • Возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем пластичнее его нервная система)
  • Время возникновения нарушения (чем позже возникло нарушение, тем меньше сфер оно успело повредить)
  • Степень нарушения
  • Системность нарушения (поскольку высшие психические функции находятся в тесном взаимодействии друг с другом, необходимо выяснить, какое количество и в какой степени сфер было задето)
  • Наличие/отсутствие органического поражения

Нейропсихологическая работа при школьной неуспеваемости – это сложный многоуровневый процесс, занимающий от 3 месяцев до нескольких лет методичной работы. Устранение причины нарушения и восстановление «отставших» психических функций при условии отсутствия органического поражения позволяют говорить о приведении нервной системы ребёнка к статистической норме по итогам работы с нейропсихологом.

Ребёнок, который начинает получать «хорошие оценки» и, что важнее, положительный опыт собственной успешности, идёт в школу с удовольствием, быстро и самостоятельно делает домашнее задание, смело берётся за работу повышенной сложности, хотя ещё полгода назад обучение в школе казалось «адскими муками».

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

В программу работы с детьми с различными нарушениями речи, внимания, поведения и др. наши специалисты (логопеды, психологи, нейропсихологии) включают программу мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough – прорыв в учебе; разработчик Френк Бильгоу).

Долгое время мозжечок характеризовали как отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Однако сейчас ученые доказали связь мозжечка со всеми структурами нервной системы. Он перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации проводит регулирование движений и поведения. Последние исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей с речевыми, поведенческими проблемами, нарушениями координации, внимания, мышления отмечается нарушение функций мозжечка.

Выполнение упражнений на специальной балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий,а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем . Таким образом, включение в работу логопеда, нейропсихолога программу мозжечковой стимуляции положительно отражается на динамике развития ребенка.

В результате работы наблюдается улучшения:

  • Чтения и письма
  • Внимания
  • Поведения и эмоционального состояния
  • Координации

Стоимость нейропсихологической диагностики (50 - 80 минут) - 2000 рублей

Стоимость нейропсихологической диагностики с оформлением заключения (50 - 80 минут) - 2400 рублей

Стоимость индивидуального занятия с нейропсихологом (50 минут) - от 1300 рублей

Нейропсихология — это раздел психологии, который изучает взаимосвязь деятельности мозга и человеческой психики. Основателем этой науки считается отечественный нейропсихолог Александр Романович Лурия. Свои основные открытия он сделал во время Великой отечественной войны, занимаясь реабилитацией солдат после тяж`лых ранений в голову, затрагивающих различные отделы головного мозга. Суть их состоит в том, что каждый отдел головного мозга ответственен за ту или иную психическую функцию человека — за речь, мышление, движение, память, восприятие и т.п. И при повреждении некоторых отделов головного мозга нарушается соответствующая им функция. Однако, есть ещё одна загадка, которую отчасти удалось разгадать Александру Романовичу. Мозг столь пластичен, что при нарушении работы маленьких его участков по той или иной причине (травма, опухоль, сосудистая патология), соседние участки в процессе функционирования практически полностью берут на себя "роль" повреждённых, и происходит это из-за того, что мозг "обязан" обеспечивать ту или иную функцию организма. Это часть процесса адаптации организма человека к изменившейся вокруг него действительности. Связь эта — двухсторонняя, то есть, воздействие непосредственно на функцию (моторную, сенсорную и т.п.) запускает отклик мозга, того его участка, который управляет данной функцией, или соседнего, если последний повреждён. Однако, это происходит лишь в том случае, когда все процессы в организме человека активны, то есть он двигается, думает, испытывает эмоции, ощущает. Если эту активность определённым образом организовать, то процесс восстановления поражённых участков мозга происходит намного эффективнее.

В настоящее время проблема недостаточности функционирования мозга актуальна в связи с всё более возрастающим количеством детей с врождёнными нарушениями Высших Психических функций — речи, мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей (дислексия, дисграфия и т.п): сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Ортодоксальное медицинское лечение (ноотропы, седативные средства, аминокислоты) часто помогает поддержать, и лишь немного и временно улучшить состояние таких детей. В то время как при помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций ребёнка. Особенно это касается так называемых "пограничных" случаев, объединённых официальной медициной в один общий диагноз ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция). Если ребёнком с таким диагнозом системно и планомерно заниматься нейропсихологической коррекцией в дошкольном возрасте, то уже к 7-и годам он будет совершенно готов к новому этапу своей жизни. Все его психические функции, а прежде всего объём произвольного внимания, будут развиты в достаточной степени для того, чтобы усвоить учебную программу в полном объёме. А ведь часто такие дети попадают в коррекционные школы (которых, кстати сказать, остаётся всё меньше и меньше) или продолжают учиться в общеобразовательных школах, "не тяня" программу и становясь двоечниками.

Нейропсихология обладает большим спектром инструментов помощи и коррекции. Но есть один метод, который приносит неоспоримую пользу абсолютно всем детям, вне зависимости от диагноза и сложности изначального статуса. Речь идёт о сенсомоторной коррекции. Метод заключается в направленном воздействии через моторную и сенсорную сферы на психическую сферу ребёнка с целью нормализации её функционирования. Другими словами, с помощью двигательных упражнений, выполняемых ребёнком в определённой последовательности — в соответствии с закономерностями нормального развития, формируется основа для более сложных психических функций. В процессе коррекции как бы заново выстраивается двигательное развитие ребёнка (отсюда — второе название метода "замещающий онтогенез"), которое позволяет правильным образом развиваться другим психическим функциям (вниманию, памяти, мышлению, речи и т.д.).

Нейропсихологический метод сенсомоторной коррекции был разработан Т.Г.Горячевой в 1997 г. (Горячева Татьяна Германовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова", доцент кафедры клинической психологии МГППУ (г. Москва). Метод предназначен прежде всего для оказания эффективной помощи детям с нарушениями поведения и развития, детям с трудностями обучения, в частности, детям с дисграфией, с СДВ, СДВГ, аутизмом, ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью, логопедическими проблемами неврологического генеза (дизартрия, логоневроз и т.п.), с лёгкими формами эпилепсии в состоянии ремиссии. Но как уже говорилось, занятия приносят ни с чем не сравнимую пользу детям с минимальными нарушениями деятельности мозга. После полностью пройденной базовой программы и при условии технически правильного выполнения упражнений у ребёнка происходит существенное улучшение внимания, памяти, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики. Нормализуется тонус нервной системы, снижается утомляемость и истощаемость, повышается способность к произвольному контролю.

Ещё раз хочется заметить, что важным преимуществом этого метода является возможность добиться устойчивых положительных результатов без медикаментозного воздействия на организм ребёнка, что является альтернативой традиционной фармакотерапии в неврологической практике при работе с такими детьми.

Теперь кратко о содержании метода. Работа нейропсихолога начинается с диагностики, которая позволяет выявить глубинные причины трудностей ребёнка, то есть определить, какие именно зоны мозга недостаточно сформировались или были повреждены из-за неблагоприятных условий течения беременности, родов или первых лет жизни ребёнка. Результатом диагностики является выявление так называемого нейропсихологического синдрома, на основании которого строится дальнейшая коррекция.

Первый (базовый) этап коррекционной программы рассчитан примерно на 6-8 месяцев. Он включает в себя регулярные (не менее 2-х раз в неделю) занятия с нейропсихологом продолжительностью 40-60 минут, а также обязательные ежедневные занятия дома с родителями. Присутствие родителей на занятиях обязательно для обучения упражнениям, которые они затем будут выполнять с ребёнком дома. Упражнения очень простые, однако требуют и от родителей, и от ребёнка внимания и настойчивости.

В качестве иллюстрации приведём перечень упражнений базового курса сенсомоторной коррекции:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Упражнения, развивающие речевую артикуляцию;
  • Упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности рук;
  • Упражнения для развития крупной моторики;
  • Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.

Упражнения выполняются в три этапа:

  • Отработка движений в нижней плоскости (лёжа) (базовый этап);
  • Отработка движений в средней плоскости (на четвереньках);
  • Отработка движений в вертикальной плоскости (стоя).

Время прохождения каждого этапа зависит от индивидуального уровня психологического и психоневрологического развития ребенка.

Для получения устойчивого эффекта от метода сенсомоторной коррекции необходимо около 2-х лет. Самый эффективный возраст для нейропсихологического воздействия — от 5 до 12 лет, так как именно в этом возрасте в основном заканчивается формирование всех мозговых структур ребёнка, и мозг более пластичен, чем в более позднем возрасте.

В заключении хотелось бы сказать родителям, и прежде всего, мамам: ваши дети — это Божий дар! Но это ещё и колоссальная ответственность, за которой стоит долгий, кропотливый, каждодневный труд! Чем больше вы вложите в ребёнка в самом начале его жизненного пути, тем большего сможет достичь он сам в своём будущем, а также все его и ваши последующие поколения. Трудитесь сейчас на благо своего будущего! А мы вам в этом поможем.

В каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, а в каком – играть в шахматы? Почему некоторые дети знают правила, но все равно пишут с ошибками? Почему кто-то прекрасно запоминает стихи, но не может выучить времена года? Почему ребенок старается, а проблемы только накапливаются?

Об этом мы расспросили Светлану Корепанову, нейропсихолога, сотрудника Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. Лурия.

Нейропсихология – это наука на стыке медицины и психологии. Ее основная цель – понять, как связаны внимание, память и речь человека с различными мозговыми системами. Что работает, когда ребенок запоминает или учится говорить, какие задействованы отделы и связи в мозге.

К нейропсихологу в основном приходят с детьми, у которых что-то пошло не так. Например, беременность и роды проходили с осложнениями и ребенок при рождении получил какие-то диагнозы. Или если родителей что-то беспокоит - ребенок неуклюжий, плохо двигается, не может ходить по лестнице, долго не говорит, или, наоборот, гиперактивный, очень подвижный, неусидчивый, не может заниматься.

Детям, которые нормально развиваются, это тоже нужно. Зная все закономерности развития, в каком возрасте и в какой последовательности формируются различные отделы, можно более грамотно подобрать среду, которая будет оптимальна для развития ребенка. Грубо говоря, хорошо бы знать, в каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, в каком – играть в шахматы.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например.

Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например. Когда мы начинаем грузить то, что сейчас не должно развиваться, то период (он называется сенситивный), когда должно происходить возрастное развитие каких-то систем, проходит не эффективно. И потом, как правило, мы сталкиваемся с тем, что эти системы недостаточно сформировались.

Консультация нейропсихолога нужна не всегда. Иногда родителям достаточно почитать литературу о том, как развивается ребенок. А вот если вы обращаете внимание на то, что в поведении ребенка что-то не так, он где-то отстает, тогда имеет смысл проконсультироваться, чтобы понять, в чем трудность. Если нейропсихолог скажет, что все хорошо и нужно просто время, чтобы что-то сформировалось, то можно продолжить обычное развитие. А если обнаружатся особенности в развитии, лучше их скомпенсировать, и чем раньше начать, тем меньше времени на это потребуется.

Александр Романович Лурия

психолог, основатель отечественной нейропсихологии

Сейчас многих детей приводят просто на диагностику. Пик таких обращений – перед школой. Современные родители грамотные и знают, что к школе нужна не только педагогическая готовность – знать буквы, уметь читать, а еще и зрелость ребенка, то есть готовность к нагрузкам, к обучению. Когда все системы сформировались, то и обучение будет идти не в ущерб здоровью, не со скрипом, а легко и эффективно. И вот если обратиться к нейропсихологу лет в шесть, то есть еще год, чтобы что-то подтянуть, закрыть слабые места.

Диагностика показывает, как работают все системы мозга, какое полушарие ведущее, как связаны полушария между собой. Это безаппаратное обследование, которое проводится в присутствии родителей. По сути это серия заданий, которые отличаются в зависимости от возраста. Ребенку нужно что-то нарисовать, запомнить, сделать какие-то движения. Для малышей все задания идут в игровой форме, их мы просим найти цвет, построить что-то, перешагнуть через что-то. В более старшем возрасте идут более сложные задания. Специалист оценивает выполнение заданий, смотрит, в чем трудности, и ищет причину. И уже связывая ошибки в какой-то синдром, представляет, как идет развитие, как сформировались на данный момент все системы и отделы мозга, как они работают.

На диагностику можно приходить где-то с 2-3 лет, когда уже запускается речь. Это первое обследование. До этого ребенка обычно наблюдает невролог, который смотрит на его психическое развитие по движениям - как ребенок держит головку, когда он пошел и так далее. А с 2-3 лет уже принимают нейропсихологии. Они могут провести диагностику и подсказать, как дальше развиваться, на что обращать внимание.

В 10 лет тоже не поздно прийти для диагностики. Ребенок еще развивается, все системы мозга гибкие и пластичные. Чаще к нейропсихологу приводят именно школьников, потому что трудности становятся объективными, а не просто «мне кажется, ребенок что-то делает не так», появляются оценки.

Если у ребенка трудности с математикой, он плохо читает или пишет с ошибками – нужно понять причину. Нейропсихолог смотрит, как созрели все системы мозга. Если все системы развиты в норме, без особенностей, то мы просто говорим – найдите хорошего репетитора, который объяснит какие-то правила. Но обычно с такими незначительными трудностями родители сами справляются. А когда есть функциональная несформированность – какие-то связи не созрели, какие-то отделы еще не работают, тогда родителям сложно самим разобраться.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием.

Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием. То есть полушария работают у ребенка отдельно – отдельно слово, отдельно образ и картинка. То есть здесь не памятью надо заниматься, а сформировать связи между правым и левым полушарием. Часто это делается с помощью движений, физических упражнений.

Или бывает, что стихи идут отлично, а времена года не запоминаются. В чем тут дело? Когда мы запоминает стихи, тут работает не только память, но и отделы мозга, которые отвечают за восприятие ритма. Этот ритм помогает ребенку запоминать стихи без особых усилий. А когда нужно запомнить определенную последовательность, например, времена года или завтрак-обед-ужин, то здесь совместно с памятью работает отдел пространства, это первое, это второе, это за этим. И вот когда пространственные отделы слабенькие, еще не созрели в полную силу, то такие последовательности запоминать сложно. То есть это не потому, что память плохая, тут нужно не с памятью работать, а сформировать представление о пространстве – и тогда ребенку все легко удается.

Также и трудности с письмом – тут могут быть совершенно разные механизмы. Если не сформирован отдел регуляции, то ребенок очень хорошо может знать правило, к примеру, что «жи-ши» пишем с буквой «и», и тут же написать слово машина через «ы». Если не сформированы пространственные представления, а это другие отделы мозга, тогда могут быть ошибки с зеркальностью букв, с перестановкой букв местами, заменой каких-то похожих букв.

Чтение – это сложная функциональная система, в которой участвует много различных компонентов. И при несформированности какого-то компонента выпадает весь процесс. Чтобы помочь ребенку, нужен не просто тренинг – больше писать, больше читать - а нужно устранить причину. Есть такие упражнения, которые, казалось бы, не связаны с письмом и чтением. Например, проблема – ребенку трудно переключаться с буквы на букву, он очень медленно пишет, окончания не дописывает. Тут нужно отработать систему движения, моторику, чтобы научиться быстрому переключению, тогда письмо быстро автоматизируется и ошибки уходят.

Иногда проблемы могут пройти сами собой, мозг сам компенсирует недостающие связи. Бывает, что какой-то отдел не сформирован, но ребенок выполняет то же самое задание другими способами, то есть он сформировал системы, которые ему помогают, и компенсирует пробел самостоятельно.

А бывает, что компенсации сами не складываются - или среда не так удачно для ребенка сложилась, или есть неблагоприятные факторы, например, соматические заболевания, стрессы. Тогда трудности накатываются одна на другую, как снежный ком, и в результате образуются достаточно серьезные проблемы, которые в более старшем возрасте решить сложнее.

Мой совет – это много заниматься с ребенком, проводить с ним много времени. То есть ребенок эффективнее всего развивается, когда он не сам играет, а когда родители активно включаются, стараются создать ребенку богатую среду.

С другой стороны, сейчас детей очень сильно перегружают. Когда секций и занятий слишком много, ребенок физически очень истощается, это тоже дает дисбаланс в развитии. На этом фоне начинают проявляться соматические заболевания. То есть надо играть с удовольствием, но не перегружать ребенка сложными и объемными заданиями, не требовать от него быть успешным во всех секциях.

В раннем возрасте больше обращайте внимание на подвижные игры, на игры с движением. Потому что очень много систем закладывается через развитие моторных функций. Некоторые родители увлекаются развитием речи, чтения и мышления, а вот то, что ребенку очень важно двигаться – про это забывают. Когда мы делаем диагностику, то видим, что очень много трудностей связано с тем, что не сформировались те отделы, которые формируются через движение. Родители просто не обращают внимание, когда ребенок пополз, когда научился стоять на одной ножке, когда прыгать. Да, сейчас такое время, что и гулять отпустить одних детей не можем, и гаджеты провоцируют сидячий образ жизни с самого раннего возраста. Но нужно помнить, что потом это очень сильно сказывается. Потому что мозговые системы формируются через движение.

Давненько я ничего не рассказывала...
Ну раз уж я ввязалась в сферу (тему) нейропсихологии, то позвольте мне её продолжить!
Раннее я рассказывала о том, что в силу я отвела дочь на , после чего я решила, что курс нейрогимнастики будет совсем не лишним для моего ребёнка.
И вот первая часть курса пройдена и можно подвести некоторые итоги, я бы сказала, промежуточные.

Начну с Карамельки, ведь в первую очередь это всё для неё затевалось.
Было у нас 20 занятий. Занимались мы два раза в неделю по полтора часа.
проявился уже после нескольких первых занятий. У ребёнка значительно прибавилось сил (увеличилось количество энергии) . Сейчас объясню.
Самый тяжелый день в недели у нас вторник: гимназия - музыкальная школа - танцы. "Делание" домашнего задания мы пытались запихнуть между пунктом "музыка" и "танцы", но не всегда успешно. Поэтому придя домой после занятий танцами, поужинав, в восемь часов вечера мы садились за учёбу. Всё происходящее дальше напоминало фильм ужасов...
Уставший ребенок (с уставшим мозгом) не мог решить элементарные примеры, не мог довести до конца букву, не мог повторить узор по клеткам, буквы вообще не попадали в строчку...
Конечно же я старалась относиться ко "вторнику" терпимо, но Женька начинала психовать.
"Женечка, давай не будем сегодня делать уроки. Ты устала, из-за этого делаешь ошибки. Нет смысла в таком обучении!"
Но ребёнок меня просто не слышал. Она брала ручку, начинала писать, тут же совершала ошибку, начинала психовать и заходилась в истерике. Приходилось забыть об уроках и все усилия направить на то, чтоб успокоить ребенка.
Всё это происходило, конечно же, из-за усталости, усталости мозга (ему не хватало энергии).
После нескольких занятий нейрогимнастикой ситуация в корне изменилась! Женька не только по вторникам смогла делать уроки вечером, делать их без ошибок, но ещё после этого они с папой учили по несколько четверостиший (готовили большое стихотворение к Новому Году).
Можете закидать меня тапками... Скажите: "совсем ребёнка замучили!" Поверьте, я вообще была за то, чтоб не делать уроки по вторникам. Тем более, что в "первом классе домашнее задание не задают".
Но Женьке самой всё это нравилось! Сил (энергии) прибавилось. Она с легкостью делала вечером домашнее задание, и бежала в зал к папе продолжать учить стихотворение. Даже после этого она готова была поиграть с уставшей мамой в города, или потаскать за хвост Ириса (что тоже отнимает много сил).
Еще один ярко-выраженный положительный момент, проявившийся после первых занятий, - это появление способности "собирать голову в кучу" . Понимаю, что звучит это смешно, но более точное название этому явлению я подобрать не смогла.
Стоило Женьке сосредоточиться и голова "начинала работать правильно". Примеры решались легко, почерк стал аккуратным и кругленьким, огромные стихи учились за максимально короткие сроки.
Правда, не смотря на всё вышеперечисленное, некоторая рассеянность всё же сохранилась. Но так как идеальных детей в природе не существует, я склонна думать, что это издержки возраста!
Зато совсем пропало "зависание" . Нас перестали "атаковать вороны"!!! И это не могло не радовать!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....