Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

"ночью все кошки серы" - значение поговорки. Что означает выражение «ночью все кошки серы»

Андрэ Нортон

Все кошки серы

Стина из Службы Космических Сообщений – звучит как титул героини из этих всем осточертевших звёздных видеосерий. А уж я-то в этом тоже понимаю – сам приложил руку к написанию сценариев для некоторых из них. Только в отличие от персонажей звёздных сериалов Стина отнюдь не была грандиозным, чарующим созданием. Она была бесцветна как лунная пыль, вечно нечёсаные волосы цветом напоминали сероватый гипс, и всю жизнь она носила какой-то мешковатый комбинезон. Я ни разу не видел, чтобы она одела что-либо другое.

Жизнь отвела Стине роль второстепенного персонажа, и она никогда не пыталась изображать что- либо другое. Свои свободные часы она проводила в прокуренных портовых кабаках, часто посещаемых межпланетчиками. Если вам она действительно была нужна, то вы могли её увидеть – сидящую в самом неприметном углу и слушающую разговоры. Сама она рот открывала крайне редко. Но уж если начинала говорить, то окружающие замолкали и слушали с вниманием. Прожжённые космические волки имели случаи убедиться, что она слов на ветер не бросает. И те немногие, которым посчастливилось слышать её скупые слова, будьте уверены, их не забудут, равно как и самоё Стину.

Она кочевала из одного порта в другой. Она была первоклассным специалистом – оператором на больших компьютерах – и легко находила работу в любом месте, где ей взбредала в голову идея на какое-то время задержаться. И со временем она стала напоминать машины, с которыми работала – была такая же серая, обтекаемая и лишённая своей индивидуальности.

Но именно Стина рассказала Бабу Нельсону про ритуалы аборигенов Джованской Луны, и шестью месяцами позже это предупреждение спасло ему жизнь. Именно Стина опознала кусочек камня, который как-то вечером Кини Кларк небрежно швырнул на стол. Она определила его как необработанный слайтит. Это заявление вызвало лихорадку, и за одну ночь было сколочено около десятка состояний, причём сумели поправить свои дела и такие, что спустили уже всё до последней дюзы и более никаких надежд не питали. И, наконец, именно она раскусила загадку «Императрицы Марса».

Все ребята, которым повезло в жизни благодаря её запасу знаний и фотографической памяти, время от времени пытались хоть как-то её отблагодарить. Но она отказывалась принять от них что-нибудь более дорогое, чем стакан минеральной воды из канала, и спокойно отвергала все ценные подношения, которые ей пытались всучить, в том числе и тугие пачки кредиток. Баб Нельсон был единственным, кто избежал отказа. Именно он принёс и подарил ей Бэта.

Примерно через год после авантюры на Джоване одним прекрасным вечером он ввалился в «Свободное падение» и плюхнул Бэта на её столик. Бэт посмотрел на Стину, выгнул спину и заурчал. Она спокойно посмотрела на него и слегка кивнула. С тех пор они путешествовали вместе – худая, серая женщина и здоровенный, серый кот. И за их совместную жизнь Бэт познакомился с интерьерами гораздо большего количества портовых кабаков, чем иной межзвёздник посещает за всё время своей космической службы. Бэт пристрастился к бернальскому соку и научился пить его быстро и аккуратно прямо из стакана. И он всегда чувствовал себя дома на любом столе, на котором его устраивала Стина.

А теперь слушайте правдивую историю про Стину, Бэта, Клиффа Морана и «Императрицу Марса». История эта чертовски хороша. Уж я-то знаю – сам оформлял её первую версию.

Ибо я как раз находился там, в «Королевском Ригеле», когда это всё началось, когда время близилось к полуночи и в кабак ввалился Клифф Моран, и был он измучен неурядицами, и настроение у него было пресквернейшее, а вид такой, что краше в гроб кладут. В последнее время неприятности так и сыпались на него, и половины их хватило бы, чтобы согнуть в дугу полдюжины менее крепких парней. И все мы знали, что на его корабль вот-вот должны были наложить арест за неуплату долгов. Клифф пробивал свою жизненную дорогу с самого дна Венапортских трущоб. Потеря корабля означала для него возврат к исходным рубежам, к нищенскому существованию без надежды и исхода, и к перспективе смерти под забором какой-нибудь ночлежки.

Он пришёл утопить свои горести в спиртном и, когда заказывал столик на одного, был уже в таком состоянии, когда человек на лёгкое прикосновение к плечу отвечает оскалом челюстей и рычанием.

Но как только на столике появилась первая бутылка, за столом появился первый гость. Стина выползла из своего угла, и на плечах у неё наподобие воротника разлёгся Бэт – это был его излюбленный способ передвижения. Она пересекла зал и присела к столу безо всякого приглашения со стороны Клиффа. Это его так потрясло, что он на секунду забыл о своих бедах, ибо Стина никогда не набивалась в компанию, если могла оставаться в одиночестве. Если бы в бар приковылял один из этих ганимедских камнелюдей и заказал выпивку, то, ей-богу, это привлекло бы гораздо меньше внимания с нашей стороны. (Разумеется, пялились мы все только краем глаза).

Она протянула худую руку с длинными пальцами, отодвинула в сторону заказанную им бутылку и произнесла одну только фразу:

– «Императрица Марса» возвращается.

Клифф нахмурился и закусил губу. Упорства ему было не занимать. Нужно быть сделанным из гранита как внутри, так и снаружи, чтобы выбиться из Венапортских трущоб в командиры космического корабля. Но мы могли только гадать, что за мысли проносились в его мозгу. «Императрица Марса» представляла собой величайший куш, о каком только мог мечтать межпланетчик. И за пятьдесят лет её блужданий по заброшенной орбите многие пытались этот куш сорвать. Пытались-то многие, да только что- то не слышно было, чтобы кому-то это удалось.

Межзвёздная прогулочная яхта, битком набитая неисчислимыми богатствами, «Императрица Марса» была загадочным образом оставлена в открытом космосе пассажирами и экипажем, и никого из этих людей больше нигде и никогда не видели. Позже её временами отыскивали, вычисляли её орбиту и даже высаживались на ней. Тот, кто входил внутрь её, либо исчезал, либо очень быстро возвращался, желая только одного – как можно скорее убраться от «Императрицы» на как можно большее расстояние. Никакого понятного описания того, что он видел на борту, от такого человека не поступало. Да, тот, кто мог бы привести «Императрицу» на базу или хотя бы почистить её трюмы и каюты, нажил бы солидное состояние.

– Отлично! – Клифф ударил кулаком по столу. – Я готов даже на это!

Стина посмотрела на него взглядом, похожим на тот, которым она смотрела на Бэта, когда Баб Нельсон впервые притащил его к ней, и слегка кивнула. Это всё, что я видел своими глазами. Оставшаяся часть истории пришла ко мне по кускам месяцы спустя, когда я находился в другом порту, на другом конце системы.

Клифф стартовал той же ночью. Он спешил, поскольку боялся получить бумагу, согласно которой он лишился бы корабля. Он был настолько занят и озабочен, что лишь в открытом пространстве обнаружил у себя на борту пассажиров – то были Стина и Бэт. Истории неизвестно, что за сцена при этом произошла, но могу поклясться, что Стина не дала Клиффу никаких разъяснений – это было не в её правилах.

Впервые в жизни она решила ввязаться в игру сама, и вот она была здесь. И все дела. Может, Клифф решил, что у неё есть свои права, а может быть, просто ему было всё до фонаря. Но как бы то ни было, все трое были вместе, когда они впервые увидели «Императрицу» – призрачный корабль в чёрном пространстве, сияющий мёртвым светом бортовых маяков.

Должно быть, «Императрица» выглядела весьма зловеще, ибо все остальные её огни тоже были включены, так же как и красный предупредительный сигнал в носовой части. Корабль казался обитаемым – этакий «Летучий Голландец» космоса. Клифф мастерски подвёл корабль к «Императрице Марса». Пристыковаться к её шлюзам с помощью магнитных присосок не составило никакого труда. Спустя несколько минут вся троица была уже на борту заброшенной ракеты. В её кабинах и коридорах всё ещё был воздух, в котором чувствовался слабый-слабый запах какой-то гнили. Этот запах заставил Бэта усиленно принюхиваться и был заметен даже и для менее чувствительных человеческих ноздрей.

Клифф направился прямо к пилотскому отсеку, а Стина и Бэт пошли бродить по кораблю. Закрытые двери казались им вызовом, и Стина открывала каждую дверь на своём пути и быстро осматривала, что находится внутри. За пятой дверью скрывалась каюта, мимо которой не смогла бы пройти никакая

"ночью все кошки серы", как правило используют, когда хотят подчеркнуть, что в кризисных, неблагоприятных ситуациях сложно понять, кто прав, а кто виноват. Ночью всё становится зыбким и незаметным. В один из моментов, в определённых ситуациях, в определённый момент, тот либо иной (поступок, мысль, суждение, идея) могут оказаться с совершенно другими свойствами. Порой в некоторых моментах всё может развернуться на 180°. В той ситуации ("ночью"), человеку становится совершенно ясно, "что все кошки серы", что в этот раз взгляд на жизнь и на положение вещей кардинально изменились.

Читайте ещё: что значит Знает кошка, чье мясо съела

"Ночью все кошки серы" синонимы фразеологизма

  • Ночью все дамы одинаково хороши;
  • Ночью все дороги гладки.

Публий Овидий Назон однажды сказал фразу, впоследствии ставшую знаменитой: "А ещё утверждают, что ночью все кошки серы"

Аналоги пословицы "ночью все кошки серы"

Одного поля ягоды;

С одинаковым рисунком;

Одним миром мазаны;

Когда светильник убран, все женщины одинаковы;

Ночью все лошади вороные;

Из одного теста;

Одной масти;

Под одним углом зрения.

Применение пословицы в литературе

"Когда сделаешь небольшой перерыв, жизнь становится гораздо лучше, не так ли Агнес? Это ночью все кошки серы" ("Опасные иллюзии" М. Эльденеберг)

"Ближе к ночи, когда все кошки становятся серыми, его светлость ходил дышать свежим воздухом" ("Умершее сословие" Лесков)

"Вы, что желаете, чтобы я вам напомнил о вчерашней ночи?- не стоит со мной ссорится. Я вам весьма нужен, а что касается вчерашнего... Померещилось вам, ночью-то все кошки серы" ("Берег" Ю. Бондарев)

"А общество гутарит, что к тебе немцы захаживали, офицеры... Не всякий германец гитлеровец. Это для того, у кого со зрением плохо, все кошки серы" ("Глубокий тыл" Б. Полевой)

"А что для тебя главное в мужчине?- Запах, - без колебаний ответила я, не став язвить про печень и мозговые косточки - Но учитывая, что в темноте все мужчины, как и кошки, серы, ориентироваться следует не на внешность, а на запах.- И каким же он должен быть?- Родным, - забывшись мечтательно потянула я. - Любимым. Чтобы после уткнуться носом, обнять и заснуть а не брезгливо бежать к лохани с водой!!!" ("Верные враги" Ольга Громыко)

Стина из Службы Космических Сообщений – звучит как титул героини из этих всем осточертевших звёздных видеосерий. А уж я-то в этом тоже понимаю – сам приложил руку к написанию сценариев для некоторых из них. Только в отличие от персонажей звёздных сериалов Стина отнюдь не была грандиозным, чарующим созданием. Она была бесцветна как лунная пыль, вечно нечёсаные волосы цветом напоминали сероватый гипс, и всю жизнь она носила какой-то мешковатый комбинезон. Я ни разу не видел, чтобы она одела что-либо другое.

Жизнь отвела Стине роль второстепенного персонажа, и она никогда не пыталась изображать что-либо другое. Свои свободные часы она проводила в прокуренных портовых кабаках, часто посещаемых межпланетчиками. Если вам она действительно была нужна, то вы могли её увидеть – сидящую в самом неприметном углу и слушающую разговоры. Сама она рот открывала крайне редко. Но уж если начинала говорить, то окружающие замолкали и слушали с вниманием. Прожжённые космические волки имели случаи убедиться, что она слов на ветер не бросает. И те немногие, которым посчастливилось слышать её скупые слова, будьте уверены, их не забудут, равно как и самоё Стину.

Она кочевала из одного порта в другой. Она была первоклассным специалистом – оператором на больших компьютерах – и легко находила работу в любом месте, где ей взбредала в голову идея на какое-то время задержаться. И со временем она стала напоминать машины, с которыми работала – была такая же серая, обтекаемая и лишённая своей индивидуальности.

Но именно Стина рассказала Бабу Нельсону про ритуалы аборигенов Джованской Луны, и шестью месяцами позже это предупреждение спасло ему жизнь. Именно Стина опознала кусочек камня, который как-то вечером Кини Кларк небрежно швырнул на стол. Она определила его как необработанный слайтит. Это заявление вызвало лихорадку, и за одну ночь было сколочено около десятка состояний, причём сумели поправить свои дела и такие, что спустили уже всё до последней дюзы и более никаких надежд не питали. И, наконец, именно она раскусила загадку «Императрицы Марса».

Все ребята, которым повезло в жизни благодаря её запасу знаний и фотографической памяти, время от времени пытались хоть как-то её отблагодарить. Но она отказывалась принять от них что-нибудь более дорогое, чем стакан минеральной воды из канала, и спокойно отвергала все ценные подношения, которые ей пытались всучить, в том числе и тугие пачки кредиток. Баб Нельсон был единственным, кто избежал отказа. Именно он принёс и подарил ей Бэта.

Примерно через год после авантюры на Джоване одним прекрасным вечером он ввалился в «Свободное падение» и плюхнул Бэта на её столик. Бэт посмотрел на Стину, выгнул спину и заурчал. Она спокойно посмотрела на него и слегка кивнула. С тех пор они путешествовали вместе – худая, серая женщина и здоровенный, серый кот. И за их совместную жизнь Бэт познакомился с интерьерами гораздо большего количества портовых кабаков, чем иной межзвёздник посещает за всё время своей космической службы. Бэт пристрастился к бернальскому соку и научился пить его быстро и аккуратно прямо из стакана. И он всегда чувствовал себя дома на любом столе, на котором его устраивала Стина.

А теперь слушайте правдивую историю про Стину, Бэта, Клиффа Морана и «Императрицу Марса». История эта чертовски хороша. Уж я-то знаю – сам оформлял её первую версию.

Ибо я как раз находился там, в «Королевском Ригеле», когда это всё началось, когда время близилось к полуночи и в кабак ввалился Клифф Моран, и был он измучен неурядицами, и настроение у него было пресквернейшее, а вид такой, что краше в гроб кладут. В последнее время неприятности так и сыпались на него, и половины их хватило бы, чтобы согнуть в дугу полдюжины менее крепких парней. И все мы знали, что на его корабль вот-вот должны были наложить арест за неуплату долгов. Клифф пробивал свою жизненную дорогу с самого дна Венапортских трущоб. Потеря корабля означала для него возврат к исходным рубежам, к нищенскому существованию без надежды и исхода, и к перспективе смерти под забором какой-нибудь ночлежки.

Он пришёл утопить свои горести в спиртном и, когда заказывал столик на одного, был уже в таком состоянии, когда человек на лёгкое прикосновение к плечу отвечает оскалом челюстей и рычанием.

Но как только на столике появилась первая бутылка, за столом появился первый гость. Стина выползла из своего угла, и на плечах у неё наподобие воротника разлёгся Бэт – это был его излюбленный способ передвижения. Она пересекла зал и присела к столу безо всякого приглашения со стороны Клиффа. Это его так потрясло, что он на секунду забыл о своих бедах, ибо Стина никогда не набивалась в компанию, если могла оставаться в одиночестве. Если бы в бар приковылял один из этих ганимедских камнелюдей и заказал выпивку, то, ей-богу, это привлекло бы гораздо меньше внимания с нашей стороны. (Разумеется, пялились мы все только краем глаза).

Она протянула худую руку с длинными пальцами, отодвинула в сторону заказанную им бутылку и произнесла одну только фразу:

– «Императрица Марса» возвращается.

Клифф нахмурился и закусил губу. Упорства ему было не занимать. Нужно быть сделанным из гранита как внутри, так и снаружи, чтобы выбиться из Венапортских трущоб в командиры космического корабля. Но мы могли только гадать, что за мысли проносились в его мозгу. «Императрица Марса» представляла собой величайший куш, о каком только мог мечтать межпланетчик. И за пятьдесят лет её блужданий по заброшенной орбите многие пытались этот куш сорвать. Пытались-то многие, да только что-то не слышно было, чтобы кому-то это удалось.

Межзвёздная прогулочная яхта, битком набитая неисчислимыми богатствами, «Императрица Марса» была загадочным образом оставлена в открытом космосе пассажирами и экипажем, и никого из этих людей больше нигде и никогда не видели. Позже её временами отыскивали, вычисляли её орбиту и даже высаживались на ней. Тот, кто входил внутрь её, либо исчезал, либо очень быстро возвращался, желая только одного – как можно скорее убраться от «Императрицы» на как можно большее расстояние. Никакого понятного описания того, что он видел на борту, от такого человека не поступало. Да, тот, кто мог бы привести «Императрицу» на базу или хотя бы почистить её трюмы и каюты, нажил бы солидное состояние.

– Отлично! – Клифф ударил кулаком по столу. – Я готов даже на это!

Стина посмотрела на него взглядом, похожим на тот, которым она смотрела на Бэта, когда Баб Нельсон впервые притащил его к ней, и слегка кивнула. Это всё, что я видел своими глазами. Оставшаяся часть истории пришла ко мне по кускам месяцы спустя, когда я находился в другом порту, на другом конце системы.

Клифф стартовал той же ночью. Он спешил, поскольку боялся получить бумагу, согласно которой он лишился бы корабля. Он был настолько занят и озабочен, что лишь в открытом пространстве обнаружил у себя на борту пассажиров – то были Стина и Бэт. Истории неизвестно, что за сцена при этом произошла, но могу поклясться, что Стина не дала Клиффу никаких разъяснений – это было не в её правилах.

Впервые в жизни она решила ввязаться в игру сама, и вот она была здесь. И все дела. Может, Клифф решил, что у неё есть свои права, а может быть, просто ему было всё до фонаря. Но как бы то ни было, все трое были вместе, когда они впервые увидели «Императрицу» – призрачный корабль в чёрном пространстве, сияющий мёртвым светом бортовых маяков.

Должно быть, «Императрица» выглядела весьма зловеще, ибо все остальные её огни тоже были включены, так же как и красный предупредительный сигнал в носовой части. Корабль казался обитаемым – этакий «Летучий Голландец» космоса. Клифф мастерски подвёл корабль к «Императрице Марса». Пристыковаться к её шлюзам с помощью магнитных присосок не составило никакого труда. Спустя несколько минут вся троица была уже на борту заброшенной ракеты. В её кабинах и коридорах всё ещё был воздух, в котором чувствовался слабый-слабый запах какой-то гнили. Этот запах заставил Бэта усиленно принюхиваться и был заметен даже и для менее чувствительных человеческих ноздрей.

Клифф направился прямо к пилотскому отсеку, а Стина и Бэт пошли бродить по кораблю. Закрытые двери казались им вызовом, и Стина открывала каждую дверь на своём пути и быстро осматривала, что находится внутри. За пятой дверью скрывалась каюта, мимо которой не смогла бы пройти никакая женщина, не исследовав её поподробнее.

Не знаю, кто в ней обитал, когда «Императрица» стартовала в свой последний, самый долгий круиз. Если уж вам очень это интересно, можете запросить в архивах фоторегистрационные карточки. Но в этой каюте были целые груды шелков, вываленных на пол из двух дорожных саквояжей; был туалетный столик, на котором теснились кристаллические коробочки, коробочки из ценных пород дерева, украшенные драгоценными камнями… – одни эти коробочки, как магнит, притягивали Стину. А ведь там были ещё и другие прочие приманки, изобретённые на погибель женским душам. Она стояла перед туалетным столиком, когда совершенно случайно поглядела в зеркало – глянула и застыла.

Глядя поверх правого плеча, она могла видеть постель, накрытую покрывалом из шёлка, тонкого, как паутина. Прямо в центре постели лежала кучка драгоценных камней – как будто кто-то, играя, вывалил на покрывало содержимое коробки с ювелирными изделиями. Бэт прыгнул к ножкам постели, выгнул спину и задрал хвост, как обычно это делают кошки, и следил за камнями. За камнями и чем-то ещё!

Стина не глядя протянула руку и схватила первый попавшийся флакон с духами. Она приоткрыла его и, делая вид, что оценивает запах, продолжала следить за отражением постели. Из кучи драгоценностей поднялся украшенный камнями браслет – поднялся в воздух и тихонько названивал смертельно опасную, но чарующую песнь сирен. Как будто невидимая рука поигрывала им с ленивой грацией… Бэт почти неслышно шипел. Но он не отступал. Он ещё не принял определённого решения.

Стина поставила флакон на столик. А затем она поступила так, как, пожалуй, смог поступить не каждый из тех хвастунов, чьи сногсшибательные истории она в течение долгих лет слушала в различных портовых кабаках. Не выказывая ни единого признака спешки или беспокойства, она двинулась в обход комнаты. И, хотя она приблизилась к постели, драгоценностей она не тронула. Она не смогла заставить себя сделать это. В течение пяти минут она разыгрывала беспечную дурочку. Дальнейшее решил Бэт.

Он отпрыгнул от постели и двинулся к двери, явно сопровождая нечто и держась от этого нечто на разумном удалении. Затем он дважды громко промяукал. Стина последовала за ним и распахнула дверь пошире.

Бэт пошёл прямо по коридору, целеустремлённо, как гончая по горячему следу. Стина брела сзади, сдерживая шаг, имитируя неспешную походку исследователя. То, что двигалось перед ними, было невидимо, но Бэта это не смущало.

Они должны были войти в пилотскую рубку, почти наступая на пятки невидимке – если, конечно, у невидимок есть пятки, в чём можно было усомниться, – но Бэт застыл изогнувшись на пороге и не двигался дальше. Стина бросила взгляд на приборные панели и пилотские кресла, где работал Клифф Моран. Её башмаки ступали бесшумно по толстому ковру, так что он ничего не услышал и не обернулся, а продолжал сидеть, что-то напевая сквозь зубы и проверяя цепи управления. Механизмы, которыми не пользовались многие годы, реагировали на команды неохотно и с задержкой.

На взгляд человека никого постороннего в кабине не было. Но Бэт всё ещё преследовал нечто движущееся, нечто, чему он явно не доверял и что ему очень не нравилось. Ибо сейчас он шагнул вперёд на шаг или два, и его отвращение явственно проглядывало в изогнутом позвоночнике и в каждом вздыбившемся волоске. И в этот миг Стина увидела, как что-то мелькнуло туманным силуэтом на фоне согнутой спины Клиффа, как будто невидимка пересёк пространство между ними.

Но почему оно стало заметным только на фоне Клиффа, а не на фоне сидений или панелей, или стен коридора, или покрывала на постели, где оно лежало или сидело развалясь и поигрывая своей добычей? И что видел Бэт?

В обширном хранилище её памяти, служившем ей верой и правдой в течение многих лет, с щелчком приоткрылась полузабытая дверка. Одним быстрым движением она сорвала с себя комбинезон и набросила мешковатую одёжку на спинку ближайшего кресла.

Бэт теперь уже урчал и хрипел, испуская усиливающиеся горловые звуки, которые были его боевой песней. Но он пятился назад и назад, к ногам Стины, отступая от чего-то, с чем он не мог сразиться, но на что он смотрел с вызовом. Если бы кот мог заманить это за собой, чтобы оно очутилось на фоне свисающего с кресла комбинезона… Он должен это сделать – это их единственный шанс!

– Что за… – Клифф встал из своего кресла и удивлённо пялился на них.

То, что он видел, должно быть, представляло впечатляющее зрелище. Стина стояла с обнажёнными руками и плечами; её обычно завязанные в тугой узел волосы свободно болтались вдоль спины. Сжав губы и сузив глаза, она прикидывала и вычисляла их единственный шанс на спасение. Бэт, извиваясь на брюхе, отступал перед пустым воздухом и завывал, как демон.

– Кинь мне бластер, – спокойно приказала Стина, как если бы они всё ещё сидели в «Королевском Ригеле».

И так же спокойно Клифф выполнил просьбу.

Она поймала оружие на лету и прицелилась. Рука её была тверда.

– Стой, где стоишь, и не двигайся! – предупредила она. – Назад, Бэт, замани его назад.

Испустив последний горловой вопль, полный гнева и ненависти, Бэт нырнул в убежище между её башмаками. Она сдавила бластер большим и указательным пальцами и выпалила в комбинезон. Материал превратился в клочья пепла – за исключением нескольких кусков, всё ещё трепетавших над обожжённым креслом. Они были невредимы, как будто нечто заслонило их от опалившего воздух разряда. Бэт подпрыгнул вверх с визгом, заставившим их поморщиться.

– Что за… – начал было снова Клифф.

Стина сделала предупредительное движение ладонью левой руки.

– Погоди!

Она напряжённо следила за Бэтом. Кот, как безумный, дважды обежал рубку. Вокруг его глаз выступили белые ободки, морда была испачкана пеной. Затем он внезапно остановился в дверях, оглянулся назад и выдержал долгую, томительную паузу. Затем он чихнул.

Стина и Клифф тоже почуяли запах, густой, маслянистый, который не был обычным запахом, остающимся в воздухе после выстрела из бластера.

Бэт вернулся в рубку, пересекая ковёр изящной поступью почти на кончиках ногтей. Проходя мимо Стины, он гордо поднял голову. Затем он ещё несколько раз чихнул и дважды фыркнул в сторону несгоревших останков комбинезона. Отдав таким образом дань поверженному врагу, он с наслаждением стал облизываться, мыть лапками морду, приводить в порядок мех. Стина облегчённо вздохнула и плюхнулась в навигационное кресло.

– Может быть, мне хоть объяснят, что здесь, к чёрту, происходит? – взорвался Клифф, когда она вернула ему бластер.

– Серое, – сказала она изумлённо, – оно было серого цвета, иначе я не смогла бы его увидеть. Видишь ли, я не различаю цветов. Я могу только различать оттенки серого. Весь мой мир серый. Как и у Бэта – его мир тоже серый-серый. Всё серое. Но у него есть компенсация. Он может видеть и ниже и выше нашей полосы восприятия. И, очевидно, я тоже это могу.

Её голос дрожал, но она подняла подбородок, и на лице у неё было выражение, которого Клифф за ней раньше никогда не замечал – нечто вроде горделивого сознания своей ценности. Она отбросила назад свои удивительные волосы, но не спешила спрятать их под густой сеткой.

– Именно потому я и увидела эту тварь, когда она прошла между нами. На фоне твоего комбинезона оно дало иной оттенок серого – образовался силуэт. Тогда я сбросила свой комбинезон на кресло и стала ждать, когда оно появится на его фоне – это был наш единственный шанс, Клифф. Оно поначалу заинтересовалось нами, я думаю, и оно знало, что мы его не видим – поэтому оно не спешило нападать. Но когда действия Бэта выдали его присутствие, оно зашевелилось. Тогда я подождала, когда оно мелькнуло на фоне моего комбинезона и выстрелила. Всё очень просто…

Клифф засмеялся несколько неуверенно.

– Но что это могло быть? Я что-то не понимаю.

– Я думаю, что из-за него «Императрица» оказалась заброшенной. Что-то из космоса, может быть, или откуда-нибудь из другого мира, – она пожала плечами. – Оно невидимо, потому что его цвет не воспринимается нашими глазами. Оно, должно быть, обитало здесь все эти годы и убивало, когда удовлетворяло своё любопытство.

Она кратко описала сцену, происшедшую в каюте, когда странное поведение ювелирных изделий выдало ей присутствие чего-то неопознанного.

Клифф не спешил возвращать бластер в кобуру.

– Думаешь, на борту могут быть ещё и другие? – его не радовала такая перспектива.

Стина повернулась к Бэту. Тот тщательно вылизывал шерсть на груди, совершая ритуал полного омовения.

– Не думаю. Да и Бэт нам об этом доложил. Кажется, он их ясно видит.

Но других на борту не оказалось, и спустя две недели Клифф, Стина и Бэт привели «Императрицу» в лунные карантинные доки. И, таким образом, кончается история Стины, ибо, как говорится, счастливые супружества в летописях не нуждаются. Стина нашла человека, который, узнав про её серый мир, нашёл не слишком обременительным разделить этот серый мир с ней и Бэтом. Кажется, это был настоящий союз по любви.

Последний раз, когда я видел её, она была одета в огненно-красный плащ ригелианской выделки и носила на своих запястьях целое состояние в виде сияющих джованских рубинов. Клифф оплачивал официанту счёт с трёхзначной цифрой, а перед Бэтом стоял ряд стаканов с бернальским соком. Этакое счастливое семейство на отдыхе…


Andre Norton. All Cats Are Gray. 1953.

Перевод с английского Евгений Ануфриевич Дрозд

Приснится — не проснешься

Ночью все кошки серы — субъективность. В темноте все формы и цвета становятся похожими. Ночь стирает все отличительные признаки. В определенный момент, в определенных обстоятельствах то или иное (мысль, идея, поступок, суждение) кажутся такими («кошки серыми») или наоборот, этакими. Однако в иных ситуациях всё поворачивается на 180 градусов. Тогда («ночью») человеку всё было очевидно («все кошки были серы»), теперь и положение вещей, и взгляды на них поменялась .

Синонимы выражения «ночью все кошки серы»

  • Одним миром мазаны
  • Под одним углом зрения
  • С одинаковым рисунком
  • Одной масти
  • Одного поля ягоды
  • Из одного теста

Аналоги пословицы «ночью все кошки серы»

  • Ночью все лошади вороные
  • Ночью все дороги гладки
  • Когда светильник убран, все женщины одинаковы
  • Ночью все дамы одинаково хороши

Использование поговорки

- «А люди говорят, будто гитлеровцы к тебе захаживали, офицеры… - Это для того, у кого глаза плохи, все кошки серы. Не всякий немец гитлеровец» (Б. Полевой «Глубокий тыл»).
- «Хотите, чтобы я вспомнил вчерашнюю ночь? - Ссориться со мной не надо. Нужный я вам человек, а насчет вчерашнего … Ночыю-то все кошки серы. Померещилось вам» (Ю. Бондарев «Берег»)
- «Вечерком, когда все кошки становятся серы, князь отправлялся подышать чистым воздухом» (Лесков. «Умершее сословье»)
- «Жизнь гораздо лучше, когда отдохнешь, правда, Агнес? Это ночью все кошки серы» (М. Эльденеберг «Опасные иллюзии»)

«Однако час визита графа приближался, и миледи в самом деле заставила Кэтти погасить свет в спальне, приказав ввести к ней де Варда, как только он придет. Кэтти не пришлось долго ждать. Едва д’Артаньян увидел через замочную скважину шкафа, что весь дом погрузился во мрак, он выбежал из своего убежища;
— Что там за шум? — спросила миледи.
— Это я, — отвечал д’Артаньян вполголоса — Я, граф де Вард.
— Что же? — спросила миледи дрожащим голосом — Почему он не входит? Граф, граф, — добавила она, — вы ведь знаете, что я жду вас! —
Услыхав этот призыв, Д’Артаньян … бросился в спальню. Нет более мучительной ярости и боли, чем ярость и боль, терзающие душу любовника, который, выдав себя за другого, принимает уверения в любви, обращенные к его счастливому сопернику»
(А. Дюма «Три мушкетера», часть вторая, глава пятая «Все кошки серы» )

Ветеринарный врач-офтальмолог, доцент Университета прикладной биотехнологии Алексей Шилкин: “Домашним животным скоро пропишут очки!”

Друг человека видит всего три верхние строчки проверочной таблицы, а кошка и того меньше - только первую! Если у нас острота зрения 100 процентов, то у собак - всего 30. Но все это отнюдь не означает, что у человека зрение лучше. Просто глаз человека и глаз животного - две большие разницы.


Человеческий глаз приспособлен для зрения на свету, - объясняет Алексей Германович Шилкин. - В процессе эволюции ночное зрение несколько снизилось. Человек должен иметь высокую остроту зрения, четко различать предметы, мельчайшие детали и все оттенки цветов - то есть то, что необходимо для жизни. Животному хорошее зрение нужно днем и ночью, чтобы точно отслеживать расстояние до добычи и не быть съеденным. Собаки и кошки одинаково хорошо видят при свете дня и в темноте. Ночью зрение кошки в 6 раз острее, чем у человека, а у собаки в 4 раза.

- Почему все-таки мы видим по-разному?

Сетчатка глаза содержит колбочки и палочки. Колбочки отвечают за остроту зрения и позволяют различать цвета. В нашем глазу находится так называемое желтое пятно - зрительный центр, куда стекается вся информация и через специальные пучки передается в мозг. У собак и кошек, в отличие от человека и приматов, нет желтого пятна. У них основной тип зрения - палочковый, а ведь именно палочки обеспечивают ночное видение и определение дистанции до объекта. У кошек, в силу анатомических особенностей, щелевидный зрачок на свету сразу сужается и отсекает весь ультрафиолет, а в темноте сильно расширяется, чтобы уловить максимальное количество света. Человек лучше видит неподвижные предметы, а собаки - движущиеся. Они различают статичный объект на расстоянии 500 м, а если он движется, то на расстоянии до 900 метров. Поэтому от собаки нельзя бежать - у нее сразу включается этот механизм, и она уже видит в вас добычу.

- Кто видит лучше: собака или ее дикий сородич - волк?

Замечено: у диких животных острота зрения всегда выше, чем у домашних. Собака видит гораздо хуже волка. Острым зрением обладают приматы. Американцы доказали, что у обезьян острота зрения почти 300 процентов. Близорукость и дальнозоркость - наша плата за блага цивилизации. У собак этого пока нет, но не исключено, что и им в отдаленном будущем потребуются очки. Пока, к счастью, до этого еще не дошло. Я проводил специальные исследования по проверке зрения на диоптроне - специальном приборе, который автоматически определяет наличие и степень дальнозоркости или близорукости, и пришел к выводу, что у собак практически не существует ни близорукости, ни дальнозоркости. Лишь у одной-двух из тридцати обследованных собачек зрение было минус единица.

- Обладают ли они цветным зрением?

Всегда считалось, что собаки и кошки не различают цветов и видят мир черно-белым, но американские исследования показали, что это не так. Еще доктор Орбели, ученик великого физиолога Павлова, светил различными фонариками в собачий глаз и смотрел, как реагирует зрачок. Известно, что у каждого цвета своя длина волны. Американцы экспериментировали с различными лучами, и было выявлено, что у собак развито цветное зрение, хотя и в меньшей степени, чем у человека. У нас на сетчатке три типа колбочек. Первые воспринимают длинноволновые лучи - это красный и оранжевый, вторые - средневолновые, то есть зеленый и желтый, а третьи - коротковолновые: синий и фиолетовый. У собак и кошек первый тип колбочек отсутствует, у них весь спектр сдвинут в сторону ультрафиолета. Поэтому они, как дальтоники, красный и оранжевый цвет не воспринимают адекватно. Зато они различают до 40 оттенков серого!

- Почему глаза животных светятся в темноте?

Усиливает ночное зрение у собак и кошек светоотражающая мембрана, которая находится позади прозрачной сетчатки и выполняет функцию серебряного напыления зеркала. То есть свет отражается и зависит от цвета мембраны. Поэтому хищный блеск глаз в темноте бывает зеленым, красным или оранжевым.

- Зависит ли размер глаза от габаритов животного?

Нет, у большой и маленькой собаки размер глаза примерно одинаков. Длина глаза у слона составляет всего 4,5 см, а у кошки - 2 см. Все дневные животные, как правило, имеют маленькие глаза, а у ночных птиц глаза выпуклые, потому что им особенно важно зрение в темноте. Глаз - это только датчик, вся информация анализируется в затылочной коре головного мозга.

- Иногда видишь, как домашний питомец, уютно устроившись с хозяином в кресле, смотрит телевизор…

Домашние животные воспринимают изображение иначе. Вместо четкой картинки они видят не связанные между собой кадры. Поэтому кошки “предпочитают” мультфильмы или футбол, ведь там много движущихся объектов. Может быть, когда-нибудь снимут специальные фильмы для собак и кошек.

- Кажется, что звери видят затылком. У них более широкий угол зрения?

Это необходимо для выживания. Если у нас оси глаз расположены параллельно, то у собак и кошек они расходятся. Например, у гончих собак ширина полей зрения иногда достигает 240 градусов, у кошек - 210, а у человека - всего 180. У длинномордых собак хорошо развито периферическое зрение, но у пекинесов или мопсов оно как у нас с вами. Кроме того, их зрение не является стереоскопическим.

- Как видят одноглазые животные?

Если человек 90 процентов информации анализирует при помощи глаза, то у зверей эту функцию хорошо выполняют и другие органы чувств: обоняние и осязание. Тем не менее владельцы должны сильно беречь глаза своего питомца. Одноглазая собака с длинным носом во время бега не видит этой стороной. Поэтому может разогнаться, удариться и повредить здоровый глаз. Это чаще происходит с гончими, борзыми. Если собака ослепла на один или, не дай бог, на оба глаза, нужно пользоваться следующими правилами: оставлять открытыми двери, чтобы она не врезалась, не переставлять мебель. Выходить гулять следует только на поводке и в знакомое место, где нет ни деревьев, ни кустов. И тогда пес адаптируется лучше, чем человек. Через полгода не определишь, что он слепой.

- Человеческие глаза - зеркало души, а собачьи?

Тоже. Когда смотрю в глаза своего четвероногого пациента и читаю в них ответ, сразу могу прогнозировать его поведение: спокойное или агрессивное. Иногда приходится говорить хозяину: “Вяжите морду!” - даже если он пришел с маленькой шавкой.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...