Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Нравственные ценности в доу. Тематические недели в доу по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Время проведения: сентябрь-май

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапоцевича : нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Так же в словаре нравственное воспитание рассматривается как составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:

* выработка нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.

* внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия, а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача решается путём воспитания нравственности, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса воспитания нравственности в том или ином обществе определяется его целями. Последние, обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Каджаспирова :

* нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.

* нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет И.Ф. Харламов . Нравственность, образуется от слова "нравы". По - латыни нравы звучат как «морас» - мораль.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, регулирующие индивидуальное поведение человека.

В.С. Мухина отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 4-5 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой , отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевича понятие «ценности» используется для истолкования объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова , ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой , понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

И.Ф. Исаев в своем исследовании о педагогических ценностях обращает внимание на то, что категория ценности применяется к миру человека и обществу в целом. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

И.Ф. Исаев подчеркивает, что ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или создание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

С точки зрения С.А. Козловой , каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственных опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.

В своей статье «о нравственном воспитании в педагогических концепциях» Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что формирование нравственных ценностей - это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С.А. Козловой , играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Е.С.Пляскина

ЛПИ – филиал СФУ

г. Лесосибирск

Аннотация: статья формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формы и методы работы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности ,нравственные привычки,обучающие задачи.

ФГ OC ДO дает возможность болеe углyбленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста . Обьективные потребности общества, закреплялись в нравственности, обретают оценок, общих правил и практических. Фиксируя те требования, которые общественное бытие к сознательно действующему у, нравственность является как способ практического орентирования человека в жизни. Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу, в том к различным формам . жизни в виде совокупности оценок, норм, правил, регулируют и поведение и обобщение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Проблема формирования нравственных ценностей – одна из актуальных в современных условиях. К исследованию данной проблемы обращались: Л., В.О.Голубко, С.А. Козлова и др.

Одна из важных функций воспителя в поцессе формирования нраственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать y подрастающего поколения устойчивое сознание, нравственные чувства и нравственное поведение, соответствующие современному образу жизни, сформировать жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в собственных, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Исходя из этого, перед воспитателями ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников.

B статье « Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ» Л. Волобуева и Е. Авилова определяют, что «формирован ие нравственных ценностей – есть процесс воспитания нравственного пов e д e ния и нравственных : привычек. характеризует отношение ч e лов e ка к окружающей. Чт o бы вызвать нравственные поступки, необходимо . соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка : – это потребность к нравств e нных поступков. могут быть простые, когда они основываются на правилах поведения, дисциплины, и сложные в том случае если y воспитанника создаются потр e бность и готовность к выполнению, имеющей определенное. Для успешного формирования нравств e нных качеств тр e буется , чтобы мотивы с . которых, дошкольников побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, значимыми в собственных, чтобы отношение к нравственным качествам y детей было эмоционально положит e льным , и чтобы при ребёнок был способен проявлять эти качества в конкретных ситуациях» .

Важное значение в проц e сс e формирования ц e нност e й, по мнению С.А. , «играет эмоциональ-ная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное познавательного мат e риала, сочувствие, желание принять участие в, o ценить его. Эм o циональная . может проявляться в эксп t рементальной окраск e , в мимике, жестах, движениях.» . Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности , принимают форму оценок , общих правил и практических предписаний. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. Нравственные ценности формам

Проблема – одна из актуальных в современных условиях. К исследованию данной проблемы обращались : Л., Волобуева. О. Голубкого, С. А. Козлова и др.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том , чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства , нравственное сознание , и сознание устойчивого нравственного поведения соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Исходя из этого, перед воспитателями ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников .

B статье «Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ » Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что «формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек . Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки , надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков . Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо , чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей , были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях» [Волобуева : 89].

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей , по мнению С. А. Козловой, «играет эмоциональная активность дошкольников . Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях» [Козлова : 112].

В дошкольном возрасте , по мнению Е. Смирновой, «особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства»

Для улучшения формирования нравственныхценностей личности у детей младшего школьного возраста на формирующем этапе нами составлена программа «Сказка» , на основе авторской программы А. О. Прохоровой.

Цель программы : создание в образовательном учреждении условий для формирования нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения у дошкольников .

Задачи программы :

Обучающие задачи :

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи :

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор .

3. Развивать навыки произвольного поведения : внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию стремления подражать положительным героям сказок.

6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Список литературы

1. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст : вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание . – 2007. –№3. – С. 88 – 91.

2. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В . О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики . – 2016. – №3. – С. 14 –1

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия» , 2007. – 416 с7.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Современное дошкольное образование . Теория и практика. – 2014. –№ 1 (43) . –С. 24 – 36.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание . – 2014. –№ 2. – С. 4 –18.

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей МКДОУ Евстратовский детский сад Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей Подготовил:.

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

В данной работе ведутся рассуждения о проблемах нравственного воспитания современных детей. Кто и как пробуждает нравственные чувства у ребенка? Откуда возникает искреннее желание совершать хорошие поступки и дарить людям добро? Можно ли научить ребенка совершать добрые дела от души, а не ради корысти? Предлагаю поразмышлять....

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент.

Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно.

В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми, ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей.

Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, - не раз говорил святой Иоанн Златоуст.

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести - язва общества.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально - положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

“Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми” Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”.

Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Нравственное поведение должно проявляться у ребенка по его сформированному внутреннему моральному устою, а не из-за страха или для похвалы.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский, “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Да, к сожалению семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, иметь добрые человеческие проявления. Чтобы поступки личности соответствовали нормам человеческого общества, тем общечеловеческим нравственно-духовным положениям, определяющим нравственное поведение и поведение, ушедшее за границы нравственности, необходимо, чтобы эти общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении.

Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.

В достижении этих целей им могут помочь различные игры, игровые ситуации и задания, такие как .

- “Никогда не унывай”.

Цель : Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

- «Помогиулучшить настроение».

Правила игры : Придумывать разные способы улучшения настроения.

- “Как поступить?”

Цель : Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.

- “Доброе слово в доме”.

Указания : Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители.

Цель : Выяснить отношения в семье.

- “Скажи доброе слово” или “Волшебный стул”.

Указания : Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент.

Цель : Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.

Для более близкого знакомства с внутренним миром ребенка может помочь небольшое интервьюирование.

Какого человека можно назвать добрым?

Что значит совершить добрый поступок?

Что значит помочь другому человеку?

Как ты себе представляешь доброго человека?

Много ли ты сделал добрых поступков?

А также. метод неоконченного рассказа. Например:

Два мальчика жили в одном доме и давно дружили. Их звали Петя и Вася.

Однажды в тот дом поселился еще один мальчик - Коля. Тогда Петя перестал дружить с Васей и познакомился с Колей. Они вместе стали холить в школу, делать уроки, кататься на коньках. А Вася был один.

Но вот однажды Петя с Колей катались на коньках. Вдруг лед треснул... Петя стал тонуть. Коля сразу убежал. Но тут по берегу проходил Вася и увидел тонущего Петю...

И, конечно же, нам не обойтись без. чтения художественной литературы. Во многих известных нам произведениях ярко описаны примеры из детских игр, радостей и переживаний. Можно разобрать с детьми следующие произведения:

Катаев “Цветик - семицветик”.

А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

С. Маршак “Ежели вы вежливы”,

С. Михалков “Находка”.

И. Пивоварова “Вежливый ослик”.

П. Акин “Жадина”.

И. Махонина “Ромашка”.

В. Серова “Незабудки”.

Г. Ладонщиков “Выстрел в лесу”.

С. Погореловский “Попробуй - ка сам, и т.д.

Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это - чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других.

И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему.

Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых - направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность.

Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми.

Давайте рассмотрим некоторые аспекты семейного воспитания.

Английский философ Герберт Спенсер представлял семью как первичную единицу организованного общества. Так же как в обществе для прогресса цивилизации и дальнейшего развития культуры необходимы законы, так и внутри семьи было бы естественно определить ее функции и структуру. В управлении семейными делами следует достичь уравновешенности и установить в доме равенство и справедливость. Тогда дети придут к пониманию истинного значения дисциплины и порядка, ответственности и защищенности прав человека. Без этого фундамент, закладываемый в обучении детей, не может служить основой познания Божественных проявлений, действительных Учителей человечества.

В прошлом эта фундаментальная цель оказывала сильное влияние на нравственное воспитание детей и, несомненно, будет оказывать его в будущем, сея семена человечности и культуры в их сердца.

Со времен Платона и до наших дней мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Ведь о детях необходимо знать, заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг.

Книги о воспитании непрестанно напоминают родителям о том, что если они заботятся о здоровье детей, вкладывают душу и сердце в их физическое развитие, то всегда можно надеяться на то, что дети будут защищены от вредного влияния окружающей среды. То же самое можно сказать о развитии нравственных способностей и о морали. Если в человеке не будет развита духовность, останутся в зачаточном состоянии свойственные гармоничной личности совершенства, то, даже будучи выращенным в комфорте и богатстве, физически крепким и искусным в науках и ремеслах, он не принесет в наш мир ничего хорошего, за что ему было бы благодарно человечество.

“Приходится признать, что по разным причинам мы порой совершаем в воспитании детей ошибки, как мелкие, так и крупные. Только одни из нас осознают свои промахи и пытаются по возможности исправить их, другие, загипнотизированные собственной непогрешимостью, категорически отвергают мысль, что могут поступить неправильно”.

Русский педагог, врач, специалист в области изучения детского характера П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье.

1. Если родители не обращают внимание на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержки умственного и нравственного развития.

2. Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности излишнюю самоуверенность, высокое мнение о своей личности.

3. В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению знаниями.

4. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живет гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают всю его активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, не способными взглянуть в лицо реальной жизни.

6. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания. Очевидно, что родителям, а особенно матерям, следует реализовать свою благородную обязанность и в полной мере ощущать ту ответственность, которая на них возложена. Какой бы поступок они не совершали, какое бы слово ни произносили, с кем бы не общались, какую бы проблему не решали, им всегда необходимо помнить о священном долге. Вступающий на этот путь путник должен запастись терпением, снисходительностью, стойкостью, непрестанно напрягать все свои силы и умножать знания.

Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями.

Главное очевидно - если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.

Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности - устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни - все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.

В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое...

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.

В трактовке процесса понимания мы используем многие находки Карла Роджерса. Он также подчеркивал, что понимание включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции, умение встать на его место.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы:

1. П.М. Якобсон “Почему надо воспитывать чувства детей”.: М.“Просвещение”, 1964.:

2. В.Г. Нечаев и Т.А. Маркова “Нравственное воспитание в детском саду” М.: “Просвещение” 1984.

3. Л.Ф. Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника”, М.: “Просвещение” 1987.

4. В.А. Сухомлинский “О воспитании”, М.: “Политическая литература”, 1975.

5. Зденек Матейчек “Родители и дети”, М.: “Просвещение”, 1992.

6. Ада Делла Торре “Ошибки родителей”, М.: “Прогресс”, 1993.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....