Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Обычаи и праздники якутов. Ысыах - якутский национальный праздник Якутские праздники

Ысыах (якут. ыһыах) - это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня - день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто - свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ - божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

(якутский сэргэ - «коновязь») - ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ - оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя - для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ - для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия - Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе - лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего - Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов - Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо - охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди - это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы - Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный - Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в , а в 2019 году - в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

В соответствии с археологическими данными, национальность якутов появилась в результате соединения нескольких местных племен, которые жили вблизи среднего течения речки Лены, с теми, которые проживали на юге и были тюркоязычными переселенцами. Потом, созданная народность поделилась на несколько подгрупп. Например, оленеводы из северо-запада.

Многочисленна ли народность якутов?

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Некоторые сведения об их культуре стоит знать хотя бы потому, что они населяют весьма обширные территории. Якуты заселили Иркутскую, Хабаровскую и Красноярскую области, но преимущественно они обитают в Республике Саха.


Религия и обычаи якутов

У якутов очень важное место их верования и по сей день занимает почитание матери-природы. Их традиции с обычаями весьма тесно связаны с ней. Якуты считают, что окружающая их природа живая, потому у всех ее объектов есть собственные духи, обладающие внутренней силой. Одним из основных с древнейших времен считался «Хозяин дороги». Ранее ему делали богатые жертвенные подношения - оставляли на перекрестке конский волос, лоскуток материи и пуговицы с медными монетами. Аналогичные действия производились и для хозяина водоемов, горы и так далее.


Гром с молниями в представлениях якутов всегда преследуют злых духов. Так что коль уж случается, что во время грозы раскалывается какое-то дерево, считали, что оно наделяется лечебной силой. Ветер по представлениям якутов имеет сразу 4 духа, которые также охраняют покой на земле. У Земли имеется женское божество, именуемое Аан. Оно следит за ростом и за плодовитостью всего сущего, будь то растения, животные или люди. Весной специально для Аан устраиваются подношения. Что до воды, то есть свой хозяин и у нее. Дары ему приносятся осенью, а также весной. Дарят берестяные лодочки с вырезанным на них изображениями человека и с прикрепленными кусочками материи. Якуты верят, что ронять в воду острые предметы грешно. Хозяином огня по их традиции является некий седовласый старик, который, кстати, очень эффективно изгоняет злых духов. К данной стихии всегда относились очень почтительно. Например, огонь не тушили и более ранние времена даже переносили с собой в горшке. Считается, что его стихия покровительствует семье и домашнему очагу.


Духом леса у якутов считается некий Баай Байянай. Он может помочь в промысле или на охоте. В глубокой древности этот народ выбирал священное животное, его нельзя было ни убивать, ни употреблять в пищу. К примеру, гусь или лебедь, горностай или какие-то другие. Орла почитали, как главу всех пернатых. А медведь всегда был самым почитаемым среди всех якутских групп. Его когти, как и другие атрибуты, используются и по сей день как обереги.


Праздничные обычаи якутов

Праздники среди якутов очень тесно связаны с их традициями и с обрядами. Самым главным считается так называемый Ысыах. Он происходит 1 раз в год. Можно говорить, что это отражение мировоззрения и картины мира. Отмечается он в начале лета. По древним традициям, на полянке среди молодых берез ставится коновязь, которая собой будет символизировать Мировое дерево и являться как бы осью Вселенной. В нынешнее время она стала также олицетворением дружбы всех народов, населяющих Якутию. Данный праздник носит статус семейного. Ысыах всегда начинался с окропления огня, а также 4-х сторон света кумысом. Потом идет просьба к Божеству про ниспослание благодати. На это празднование одевается национальная одежда, а еще обязательно готовятся несколько традиционных блюд и подается кумыс.

Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах - самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год меняется) в столице Якутии – городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы - национальный праздник «Ысыах Туймаады». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай , означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах - встрече Нового года.

В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После1941года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЖЕНЩИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА НАДЕТЬ НОВУЮ ОДЕЖДУ.Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. ПОСЕТИТЬ В НАЧАЛЕ ПРАЗДНИКА АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЕНИЕ).Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. ВСТУПИТЬ В ХОРОВОД И ПРОЙТИ С ТАНЦУЮЩИМИ ХОТЯ БЫ ОДИН КРУГ. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. ВСТРЕЧА СОЛНЦА.Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. КУМЫС И МЯСО – ПОПРОБОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, В НАСЛЕГАХ ИХ РАЗДАЮТ ВСЕМ.Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЬЯНЫМ НА ЫСЫАХЕ– Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В ДНИ ЫСЫАХА НЕЛЬЗЯ СЕРДИТЬСЯ, РАЗДРАЖАТЬСЯ, ССОРИТЬСЯ– по той же причине.
  3. ПО НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИЧИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ЗАПРЕТ НА ПРИСУТСТВИЕ НА ЫСЫАХЕ СОБАК.Это старинный обычай.
  4. «ЧЕРНЫМ ШАМАНАМ» ЗАПРЕЩЕНО ПОСЕЩАТЬ ЫСЫАХ.Тоже из глубин веков.
  5. НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ УГОЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ВЕСЕЛЬЯ!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь». Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека. Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу "Олонхо" – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий? – Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного и духовного достояния. Игры народов, включаясь в общую программу, канву этого мероприятия, становятся еще более весомыми и значительными. Богатыри Олонхо были такими же сильными, выносливыми, что и наши современные спортсмены. Ведь в Олонхо описаны и состязания в силе, ловкости. Этим я хочу подчеркнуть, что стремление к физическому совершенству было в крови наших предков. Олимпийские медали Романа Дмитриева, Павла Пинигина, Александра Иванова и других наших выдающихся спортсменов – вот откуда берут свое начало! – Не случайно местом проведения выбрано село Сунтар? – Да, можно так сказать. В Сунтаре, по мнению многих наших исследователей, ученых, общественности, наиболее полно сохранились вековые традиции и культура народа саха, в частности, каноны проведения национального праздника Ысыах и хороводного танца Осуохай. Благодаря подвижническому труду Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола были приумножены народные традиции. Пора вернуться к истокам, привлечь сам народ к участию в мероприятиях праздника, возрождать вековые традиции народного единения. Об этом говорилось на последнем заседании Оргкомитета в Сунтарах, например, Андрей Саввич Борисов подчеркивал именно эти моменты. И я согласен с ним. Сунтарский улус – родина Тимофея Степанова, нашего знаменитого художника. Темой многих его работ были сюжеты Олонхо. Имена просветителя и мецената Георгия Терешкина, народного писателя Леонида Попова, поэта Кюндэ, династии Самсоновых широко известны якутянам. – Сунтар славится и своими именитыми спортсменами… – Да. Любители спорта, вольной борьбы знают и почитают имена первых наших чемпионов Альберта Захарова, Владимира Данилова, Семена Зедгенизова, Алквиада Иванова, Петра Попова и других. Это целая эпоха в спорте! Александр Иванов, наш третий участник Олимпийских Игр, родом из Сунтарского улуса и этим летом его родина примет участников Игр народов Якутии. – Сунтар знаменит еще и своими музеями… – Музеи наших выдающихся педагогов, краеведов Бориса Андреева, Георгия Бессонова, Николая Иванова когда-то гремели не только по республике, но и на весь Союз ССР. И потому сегодня к приему гостей готовятся и организаторы туризма. Разработаны туристические маршруты: Крестях – Тойбохой – Сунтар – Эльгяй – Кутана – Ыгыатта. Не стоит забывать, что первый алмаз был найден, а первый бриллиант был огранен на земле Сунтарской. Разве не интересен этот факт для развития туризма! – Во время проведения Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске, III Спортивных игр народов Якутии в п. Хандыга Томпонского улуса и XVII Спартакиады по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары в с. Майя Мегино – Кангаласского улуса участников размещали по объектам образования и культуры. Производили капитальный и текущий ремонт зданий, озеленяли и облагораживали территории. Объекты получили "вторую жизнь", качественно улучшилась социальная инфраструктура районов… – Этот уникальный опыт оправдал себя. Игры меняют облик наших сел и поселков. Поэтому предусмотрены работы по ремонту и реконструкции существующих объектов, где будут проходить соревнования и культурные мероприятия, а также места размещения и питания участников и гостей. Хандыга, Майя, Мирный, теперь Сунтар получили и получают обеспеченные всем необходимым спортивные объекты и станут точкой притяжения для спортсменов близлежащих улусов, республики, будут способствовать развитию физической культуры, занятий спортом. Это делается ради молодого поколения. Такова политика нашего президента и правительства по преобразованию села, закреплению молодежи, куда входит программа газификации, строительства сельских школ и больниц. – Любому человеку запоминаются церемонии открытия – закрытия, культурная программа того или иного мероприятия, зрелищность и содержательность которых во многом определяют его успех. На древней земле Олонхо – в Сунтарском улусе, где традиционно проводятся знаменитые ысыахи, наверняка планируется что-то грандиозное? – Культурная программа составлена разнообразно и интересно. Как всегда этим занимаются профессионалы во главе с Андреем Борисовым. Непосредственно над сценарием работает группа во главе с известной поэтессой, тележурналистом Сайа – Натальей Михалевой и молодым, талантливым режиссером Саха театра Сергеем Потаповым. В Программе важное место займут открытие Дома Олонхо, Культурно-этнографического комплекса имени С.А. Зверева, республиканский фестиваль исполнителей Олонхо и республиканский фестиваль запевал национального танца Осуохай. В культурной программе всего примут участие свыше двух тысяч профессиональных работников и членов самодеятельных коллективов. Министерством культуры Республики Саха (Якутия) совместно с Управлением культуры Сунтарского улуса для подготовки культурных мероприятий в рамках проведения Игр утверждена концепция открытия и закрытия IV Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия), сценарный план открытия Республиканского ысыаха "Алгыс тўстэниитэ". В культурной программе упор сделан на участие местных коллективов. И не только из Сунтарского улуса, также будут представлены коллективы Мирнинского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного улусов, ансамбли "Еркен", "Сандал", "Гулун", труппа Саха цирка из г. Якутска, Национальный театр танца. Примут участие и другие известные артисты и группы. Например, рок-группа "Ай-тал". – Участие каждого жителя улуса, республики в подготовительных работах имеет исключительное значение для проведения таких крупных и значительных мероприятий на должном организационном уровне. Александр Константинович, что бы Вы хотели сказать якутянам? – Вы правы. Якутяне всегда поддерживают проведение республиканских мероприятий, и они становятся самыми настоящими народными праздниками. Возьмите, к примеру, прошлогодние ысыахи Победы. На каком подъеме и энтузиазме прошли! В республике возрождены традиции меценатства. Например, в Сунтаре мы все знаем выдающиеся примеры меценатства: Нина Герасимова, построившая в в улусном центре церковь, Владимир Крыжановский, построивший в Кутане школу. Я назвал только самые крупные их пожертвования. В этом году мы должны воздать дань памяти таких выдающихся деятелей, как Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон. Это не просто юбилейные даты, а возможность осмыслить их деятельность, творчество. Ведь они оказали огромное влияние на духовное развитие республики. Мы надеемся на поддержку общественности и всего населения республики. Ысыах Олонхо – это праздник единения и взаимопонимания, дружбы народов, это диалог культур. И всем нам надо объединиться во имя благородных целей и задач национального праздника "Ысыах" и Спортивных игр народов республики и провести их достойно, на высоком организационном уровне! Якутия всегда славилась своими богатыми традициями, северным гостеприимством, доброжелательностью, многовековой дружбой народов, уважением к традициям и истокам. Помните стихи народного поэта Якутии Семена Данилова: Новых дерзаний и новых идей торжества – Древних костров продолженье, итог вдохновенный, Свет несказанный… Как он философски воспел связь времен, преемственность и движение вперед! А еще "быть с веком наравне" – какие строки! Вот этими замечательными словами хочу в завершение пожелать всем якутянам успехов и удач!

В прошлом году. В населенных пунктах Якутии начали отмечать национальный праздник народа саха - Ысыах, ставший в республике всенародным. Администрация каждого муниципального образования самостоятельно определяет дату праздника. Например, в Якутске Ысыах будут отмечать два дня - 24 и 25 июня. Праздник пройдет в местности Ус Хатын. Нынешний Ысыах посвящен героическому эпосу народа саха - Олонхо, который был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Праздник имеет глубокие корни, богатые традиции, отличается богатой плаитрой обрядов и ритуалов. Издревле предки якутов собирались на Ысыах в конце июня, перед началом летней страды. Начинается праздник с обряда кормления огня, благословения - алгыса и церемонии кумысопития. Неизменными до сегодняшнего дня остались многие составляющие Ысыаха - украшение тюсюльгэ (площадки), конные скачки, состязания ботуров, обряды очищения, встречи солнца и другие. Традиционно проводятся во время Ысыаха конкурсы запевал осуохая, тойуксутов, олонхосутов, исполнителей на хомусе. В Якутске праздник начнется ранним утром церемонией встречи гостей. На разных тюсюльгэ в этот день будут работать различные выставки-ярмарки: национальной кухни, изделий народных мастеров и ремесленников. Свои концертные номера подготовили все ведущие творческие коллективы Якутии - детские, народные и профессиональные. Большое театрализованное действо "Славься, земля Олонхо!" откроет Ысыах. Ежегодно в Ысыахе принимают участие все национальные общины города, представители различных землячеств и диаспор. Также нынче в рамках праздника пройдут конкурс мантровой песни, фестиваль молодежной культуры, конкурс красоты "Туйарыма Куо", конкурс на самую длинную косу, на лучший национальный костюм. Как всегда, большое внимание привлекут спортивные состязания по якутской борьбе хапсагай, мас-рестлингу, национальным прыжкам куобах, кылы и ыстанга. Самого универсального спортсмена Якутии выявит турнир Игры Дыгына. Одним из любимейших зрелищ гостей Ысыаха являются конные скачки. В этом году призовой фонд соревнований составил около трех миллионов рублей. Всего ожидается шесть заездов на разные дистанции. Традиционно свой приз на дистанции 2000 метров выставляет президент республики Вячеслав Штыров - два миллиона рублей. В ночь на 25 июня начнется программа "Белые ночи Туймады". Молодежь, не обремененная пока браком, готовится к мероприятию под названием "Имэн". Испокон веков во время Ысыаха друзья и родственники знакомили друг с другом молодых незамужних девушек и холостых парней. С некоторых пор это действо возрождено и вызывает большой интерес якутян. С церемонии встречи солнца начнется в три часа утра второй день Ысыаха. Сразу после этого гостей праздника будут угощать блюдами якутской национальной кухни, пройдут различные обряды. В воскресенье будут подведены итоги большинства конкурсов, состоятся церемонии награждения победителей. Завершится праздник обрядом благодарения духов местности Ус Хатын. Ожидается, что на Ысыах в Якутск прибудут почетные гости со всей России и нескольких зарубежных стран, в частности, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков.

По приглашению Правительства Республики Саха на прошлой неделе побывал в Якутии на ритуальном празднике лета Ысыах.

Ысыах - весенне-летний праздник в честь якутских божеств и наступления нового года. Для скотоводческих народов свойственно отмечать завершение годового цикла в день летнего солнцестояния. На праздновании, которое длится два дня, якуты играют, танцуют и веселятся, не забывая, впрочем, и о традиционных молитвах и обрядах.

Честно говоря, поначалу казалось, что нас ждет обычное лубочно-туристическое представление, но я заблуждался. У якутов сильны национальные традиции и, наверно, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.

Я разбил репортаж о празднике на две части: в первой я расскажу о более современной и "светской" части Ысыаха, а во второй покажу ритуальное мистическое действо, в котором десятки тысяч людей встречают восход солнца...

Прилетев в Якутию, сразу из аэропорта отправились на праздник.

Ысыах располагался в поле в пяти километрах от аэропорта, но ехали мы больше часа. Была огромная пробка, поскольку вся область стягивалась к месту празднования. Забегая вперед, скажу, что пробка сохранялась вплоть до пяти утра следующего дня, когда проходил обряд по встрече солнца:

3.

Некоторые умники, поднимая жуткую пыль, пытались объехать по обочине, и выглядело это как большое хамство. К счастью, якутские божества внимательно следили за происходящим и наказывали отдельных выскочек в назидание всем остальным:

4.

Местные дизайнеры креативно прокачали дорожный знак:

5.

Наконец, показался Ысыах. Все поразились масштабом происходящего:

6.

На входе "растет" Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

7.

8.

Ысыах собирает, как правило, более 200 тысяч человек со всех улусов - районов Якутии, которых всего 35. Гулянья длятся два дня, на это время люди ставят палатки:

9.

Каждый отделяет свою территорию саламой - длинной веревкой из конского волоса с нанизанными на нее дарами для духов. Пространство внутри ограждения называется тюсюлгэ. Так же по традиции навязывают разноцветные ситцевые лоскутки - и хозяева, и гости тюсюльгэ.

10.

На протяжении праздника алкоголь не продается во всем Якутске. А вообще алкоголь с прошлого года в Якутии продается с 14:00 до 20:00:

11.

12.

Мне показалось, что чем-то напоминают Ысыах. Суть та же - гулянья, знакомства, национальные игры и обряды - только масштаб на Байкале куда меньше:

13.

Фильтрованную питьевую воду развозят бесплатно:

14.

15.

Тюсюлгэ бывают не только у обычных гостей, но и у всех крупных компаний и городских округов и районов. Администрации подходят к обустройству тюсюлгэ загодя и нередко возводят большую деревянную постройку - урасу. После праздника постройки остаются на весь год:

16.

Многие ходят в национальных костюмах:

17.

18.

19.

Красивое широкое платье, которым девушка создала тень для своего ребенка, называется халадай. Серебряные украшения на груди - илин кэбисэр. По традиции это не просто красивые безделушки, а сложный визуальный код , в котором каждый элемент имеет свой смысл. Девочки в Якутии начинают носить их с пяти лет и по ходу жизни украшение меняется, обрастая новыми и новыми деталями:

20.

21.

22.

23.

Алтан Сэргэ - ритуальный столб, коновязь, один из главных символов праздника. Похожие сэргэ есть у бурятов на Байкале.

Считается, приложение к этому столбу заряжает энергией на весь будущий год авансом. Люди стоят в очереди по два часа и терпеливо ждут. Дойдя до Сэргэ, надо прижаться или потрогать каждую из восьми сторон:

24.

Около каждой грани стоят минуту. Никто никого не торопит:

25.

Речка неподалеку называется Старица. Обычно во время Ысыаха не так жарко, но в этот раз было +33. Местные сказали, что впервые видят, чтобы посетители массово купались в реке:

26.

Тут же предприимчивые якуты организовали развлечения на воде:

27.

Национальная борьба Хапсагай чем-то похожа на вольную борьбу. Нужно все время стоять на ногах. Как только коснулся землю любой другой частью тела (например, даже пальцем), то проиграл:

28.

Прыжки через нарты. Национальный спорт на скорость. Выглядит очень эффектно, временами даже кажется, что внизу лежат гимнастические лягушки:

29.

Показ моды - первый международный конкурс национальных костюмов Этно-Эрато. Много участников и зрителей (вернее, судя по шляпкам - зрительниц):

30.

Тюсюлгэ Осуохай - здесь участники праздника поют и танцуют национальный танец осуохай. В прошлом году на празднике Ысыах был установлен рекорд Гиннеса по самому большому этнографическому танцу в мире, в котором участвовало одновременно более 15 тысяч человек:

31.

В тюсюлгэ "Единой России" выступала Паша Бояркина - якутская звезда. При этом пела почему-то песню Кети Пэри "Fireworks":

32.

Традиционные для любых гуляний (и не только якутских) развлечения. На этом турнике толстая палка крутится по оси на подшипниках - провисеть три минуты и сорвать банк нереально:

33.

За сто рублей можно посоревноваться в меткости:

34.

Для детей установлены горки и надувные замки:

35.

Очень популярен прокат электровелосипедов:

36.

Катание на лошадях:

"Беспроигрышные" лотереи:

38.

39.

Национальный вид спорта Мас Тардысыы - перетягивание палки. Надо выиграть 2 раза. Если ничья, тянут третий раз. По сути, соревнование похоже на перетягивание каната, только более компактно и один на один:

39.

40.

После этого мы поехали гостиницу, чтобы вернуться к четырем утра на встречу солнца. Это было очень красиво и здорово, в следующем посте ждите подробный рассказ!

41.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....