Неделя педагогического мастерства
Непосредственная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы № 3 по познавательно – поисковой деятельности (ознакомление с окружающим миром) на тему «Овощи».
Подготовила:
воспитатель
МБОУ «Н.Ш.-Д.С. №1»
Павлова Ю.А.
Цель: обогащать и совершенствовать представления детей об овощах; учить различать овощи на ощупь; развивать зрительное восприятие, зрительную память; учить использовать обобщающее слово «овощи»; обогащать словарь за счёт обозначений качеств; развивать связную речь.
Материалы к занятию:
демонстрационный – муляжи овощей, волшебный мешочек, три конверта с изображением дерева на первом, цветка на втором и третий без картинки;
раздаточный - набор геометрических фигур, карточки с изображением деревьев, цветов и овощей.
Предварительная подготовка: чтение сказки «Пых».
Ход занятия :
1 часть. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию .
Игра «Всему своё место» .
- Ребята, давайте с вами поиграем. Нам сегодня принесли в груп пу вот такие карточки, их нужно разложить в два конверта. А вот и конверты. Что нарисовано на первом? (Дерево.)
- А на втором ? (Цветок.)
Помните, что мы должны играть дружно, не толкаться и не перебивать друг друга. Берите карточки.
Дети, взяв карточки, называют, что изображено у них на карточке, и кладут её к соответствующему конверту.
2 часть. Затруднение в игровой ситуации .
Когда доходят до огурца, возникает затруднение.
Ребята, а как вы думаете, почему эту карточку не положили ни к одному домику?
Воспитатель предлагает решение:
- Это дерево? (Нет.)
- Это цветок? (Хоть у огурца и есть цветки, но это не цве ток.)
- А что же это? (Огурец .)
А вы знаете, что огурец ещё называют овощем? И для него и его братьев-овощей мы найдём ещё один конверт. Давайте с ними познакомимся.
3 часть. Открытие нового знания или умения.
Дети собираются около стола, на котором лежат муляжи овощей.
В какое время года происходила история, рассказанная в сказке «Пых»?
Как вы догадались, что дело было летом?
- Что попросила принести с огорода бабушка? (Репку.)
- Что ещё росло на этом огороде? (Капуста, морковка, свёкла.)
Есть ли у вас на даче огород?
Что там растёт?
Называя тот или иной овощ, дети выбирают соответствующий муляж овоща.
Как одним словом назвать то, что растёт на грядках огорода?
(Овощи.)
4 часть. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Дети берут в руки какой-либо овощ и по очереди начинают рассказ о нём (по вопросам воспитателя).
Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, сочный, спелый.
Воспитатель показывает детям волшебный мешочек и предлагает представить, что это кладовка, куда сложили все собранные овощи. В кладовке перегорела лампочка. Теперь, если что-то в ней понадобится, можно найти только на ощупь.
Детей просят по очереди «зайти в кладовую» и принести морковку, репку, огурец и т.д. Когда ребёнок нащупает в муфте нужный овощ, он должен объяснить, по каким признакам он догадался, что он достал, например, огурец.
Можно играть по-другому. Ребёнок нащупывает любой овощ, называет его и по возможности объясняет, по каким признакам он его узнал, после чего овощ достаётся из «кладовки».
5 часть. Повторение и развивающие задания.
Теперь пройдёмся по нашему огороду, как внучка из сказки «Пых». (Дети идут между столов с разложенными на них изображениями овощей).
Идем мимо грядки с…
Дети, двигаясь, рассказывают, мимо каких овощей они проходят.
Дети встают вокруг стола, на котором лежат 3-4 овоща. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на них и запомнить. Детей просят отвернуться и убирают один овощ.
Чего не стало?
Можно осуществить замену. Например, вместо маленького огурца положить большой, вместо красного помидора – зелёный, вместо зелёного лука – репчатый и т.п. В этом случае воспитатель спрашивает у детей, что изменилось.
6 часть. Итог занятия .
В гостях, у какой сказки мы сегодня побывали?
Что растёт на грядках в огороде?
В следующий раз мы отправимся в гости к другой сказке.
Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».
воспитатель
первая квалификационная
Л.Н. Золотарева
2017 год
Конспект НОД во второй младшей группе
Области: познание и художественный труд.
Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Цель: формирование здорового образа жизни, закрепление знаний о пользе витаминов.
Оборудование: иллюстрации с изображением овощей и фруктов, корзинка с игрушечными овощами и фруктами, плюшевый заяц, раскраски с изображениями огурца, моркови и помидора, цветные карандаши; музыкальные записи на диске: физминутка «Ладошки»; музыкальный фон: спокойная музыка.
Задачи:
Расширять понятия о витаминах. Познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов и их значения для человека;
Упражнять детей в раскрашивании рисунков, не выходя за контур.
Развивающие:
Развивать желание поддерживать диалог, вызвать чувство сопереживания, сострадания к сказочному герою;
Закреплять знания цветов красный, зеленый, оранжевый.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, эстетические эмоции.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Наступила осень, а осенью пора собирать урожай. А давайте повторим, какие овощи и фрукты мы с вами уже знаем. (Воспитатель начинает демонстрировать иллюстрации, дети отвечают, что видят на картинке, так же называют цвет и форму)
Воспитатель – Ребята, а для чего нам вообще нужны овощи и фрукты?
Дети – В них содержатся витамины.
Воспитатель
Дети – Чтобы укреплять организм, чтобы не болеть, быть красивыми и умными, чтобы убивать микробы.
Воспитатель – Правильно ребята, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями, а когда он здоровый и крепкий, ни какие микробы ему не страшны. Ребята, кроме овощей и фруктов, есть еще и ягоды, в них тоже очень много витаминов.
Музыкальная физкультурная минутка: «Ладошки».
Стук в дверь, воспитатель открывает, а там плюшевый заяц с письмом.
Воспитатель – Ребята, смотрите, кто к нам пришел - заяц Матвей! Здравствуй, заяц!
Заяц – Кхэ…. кхэ…. кхэ
Воспитатель – Что случилось, Матвей? (Заяц протягивает письмо) Ребята, давайте причитаем письмо!
Письмо:
Дети, дети! Помогите!
Зайчика скорей спасите!
Зайка младший стал чихать,
У жены волос уж нет,
Что такое? Где ответ?
Воспитатель – Ребят, а как вы думаете, что случилось с зайцем, зайчихой и зайчонком?
Дети – Им не хватает витаминов
Воспитатель – А давайте поможем Матвею и его семье?
Дети – Да, давайте!
Воспитатель – У меня есть корзинка с овощами и фруктами мы отдадим ее Матвею, а еще давайте раскрасим для зверей еще овощи и передадим вместе с корзинкой, а? А перед тем как начнем раскрашивать, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Ягодки».
С ветки ягодки снимаю (рука перед собой, расслабленная кисть на уровне лица. Пальчики расслаблены и свисают вниз).
1,2,3,4,5.(пальцами другой руки поглаживать каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки перед собой - «чашечкой»).
Будет полное лукошко, (одну ладошку, сложенную «чашечкой», накрыть сверху другой ладошкой).
Я поем совсем немножко (указат. палец вверх, влево - вправо).
И ребяток угощу! Ам! (ладошки вверх и вперёд, ладошки ко рту).
Самостоятельная деятельность детей: Дети раскрашивают изображения с овощами.
Итог:
Воспитатель – Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети – Об овощах и фруктах.
Воспитатель – Что в них содержится?
Дети – Витамины.
Воспитатель – А для чего нам нужны витамины?
Дети – Чтобы не болеть, быть здоровыми и красивыми.
Воспитатель: Ребята, а Матвей приготовил вам вкусный сюрприз, но его надо поискать!
Дети ищут в группе сюрприз и находят в домике, нарезанные овощи (морковь, капусту, огурец), моют руки и угощаются.
Воспитатель – Вот ребята, какие вы все молодцы! Помогли Матвею справиться с его проблемой. Но ему пора домой, мы пожелаем ему счастливого пути и не болеть, есть больше витаминов.
Список литературы:
В работе использованы фото автора.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997год; Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.
Гербова В.В, Приобщение детей к художественной литературе.-М.: Мозаика-Синтез, 2005год.
Цели:
Образовательная - обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, месте их произрастания, учить узнавать фрукты на ощупь;
Развивающая - развивать речь, внимание, память;
Воспитательная – воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослых.
Расширить и активизировать словарь по теме.
Материалы к занятию – пособие «Огород», муляжи овощей, мешочек, натуральные овощи, мольберт, игрушка «Зайчик».
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций овощей;
Чтение сказки «Пых», стихотворения Ю.Тувима «Овощи»;
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Дид. игры «Дары осени», «Что растет на грядке», «Найди и паккажи».
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Социализация, Здоровье, Физическая культура.
Ход занятия
1 часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчик (показывает игрушку зайчика).
Воспитатель говорит за зайчика и передвигает его так, как будто он прыгает:
«Кто-тут меня искал?
Я к вам тут же прискакал!
Позову я вас, ребятки,
На подмогу – в огород.
Чтобы все собрать грядках,
Нужен дружный мне народ.
Воспитатель: Ребята, у зайчика на огороде выросло много овощей. Ему одному не собрать все овощи, и он просит вас ему помочь. Поможете? Тогда пойдемте к зайчику на огород.
2 часть.
Дети проходят к мольберту, где установлено пособие «Огород» и садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько овощей выросло на огороде у зайчика. Назовите их.
Дети: помидоры. Лук, картошка, морковь, свекла, репа, огурцы.
Воспитатель: Посмотрите, огурцы и помидоры висят над грядкой на веточках – их надо будет срывать. Вот так (показывает). А вот свекла, репа, лук. Картошка растут прямо из земли, и видно у них только листва. Их нужно выдергивать - тянуть из земли. Вот так (показывает).
Затем воспитатель приглашает малышей по одному к мольберту и спрашивает, какой овощ он хочет сорвать с веточки, а какой выдернуть из земли.
В огороде мы старались –
Низко к грядке нагибались.
Весь собрали урожай.
Вот он. Зайка, получай!
Дети прощаются с зайчиком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полу овощи перемешались с другими продуктами, игрушками. Вам нужно в корзинку сложить только овощи. Сделать это надо как можно быстрее (звучит веселая мелодия).
Проводится подвижная игра «Раз, два, три – овощ в корзинку неси»
3 часть.
Дети подходят к столу на котором лежит мешок с овощами.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, зайчик нам прислал целый мешок гостинцев со своего огорода. А что растет на огороде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Давайте сейчас постараемся отгадать, какие овощи лежат в мешочке.
Проводится игра «Найди на ощупь».
Для этого воспитатель просит малышей по очереди засунуть руку в мешочек, нащупать там один из овощей и назвать его. Только после этого овощ можно вынуть из мешочка и проверить правильность ответа.
4 часть.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат муляжи овощей.
Воспитатель: Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
Проводится игра «Назови, чего не стало».
5 часть.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие.
Кто приходил к нам сегодня в гости?
О чем попросил нас Зайчик?
Какие овощи выросли у его на огороде?
В какую игру вам понравилось сегодня играть?
Конспект занятий для младшей группы
Тема: «Овощи»
Цель: обобщить знания детей по теме «Овощи».
Систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;
Закрепить представление о значение овощей для здоровья человека;
Развивать быстроту мышления, мелкую моторику рук;
Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду;
Воспитывать умение работать сообща в коллективе, желание помочь другим.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей; натуральных овощей.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, когда я утром пришла на работу увидела, что нам пришло письмо, послушайте что написано: «Дорогие ребята! В этом году в деревне вырос небывалый урожай овощей. Очень прошу вас приехать и помочь мне, собрать его. Дедушка,бабушка,внучка,жучка,кошка,мышка»
Письмо пришло от героев нашей любимой сказки «Репка».
Воспитатель: Ребята мы поможем героям сказки собрать урожай?
(Дети принимают решение – помочь.)
Воспитатель: - Что предлагают собрать герои сказки? (- овощи)
Воспитатель: - А какие овощи вы знаете? (работа с картинками «Овощи») дети отвечают: картофель, репа, морковь, помидор, капуста, огурец.
Воспитатель: - Где растут овощи? (- все овощи растут на огороде, в поле).
Воспитатель: - В какое время года собирают урожай? (- осенью)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чем огурец отличается от помидора? (Ответы детей: - цветом, формой)
А знаете ребята, чем отличается морковь от репы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, морковь оранжевого цвета, продолговатая, а репа желтого цвета и округлая.
Воспитатель: Бабушка и дедушка нас уже заждалась, пора отправляться, а на чем попробуйте догадаться сами.
Воспитатель загадывает загадку:
В небе быстро я лечу,
Обогнать всех-всех хочу.
Всех возьму с собой в полёт.
Управляет мной пилот.
Дети: самолет
Воспитатель: Молодцы! Это самолет. Если готовы тогда расправляем крылья и полный вперед! (дети двигаются врассыпную, с расправленными в стороны руками, по сигналу воспитателя присаживаются)
Физкультминутка «самолет».
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в деревню в гости. (воспитатель и дети подходят к домику)
Воспитатель: - Тук-тук-тук! Здравствуйте, мы к вам в гости пришли.
(В окошке домика появляется кукла – бабушка)
Бабушка: «Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы ко мне пришли, помогите миленькие урожай собрать! Я буду загадывать овощ, а вы отгадывайте, так мы и соберём урожай!
Много платьев,
Много хруста,
Как её зовут? - … (Капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покапай немножко:
Под кустом … (Картошка)
Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … (Помидора)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
Бабушка: Молодцы какие все правильно отгадали
Бабушка: Вот вам овощи с моего огорода, будете есть – витаминов набираться и меня вспоминать. До свидания». (корзинка с настоящими овощами, в дальнейшем используется как мини музей в группе)
Дети и воспитатель: «Спасибо, до свидания».
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, можно ли кушать овощи и фрукты не мытые? (нет);
А почему? (они грязные);
А что случиться, если скушаем не мытые овощи и фрукты?
Дети: заболеем.
Воспитатель: - правильно, на грязных овощах и фруктах много микробов.
Скажите, что еще надо делать перед едой.
Дети: мыть руки перед едой.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад. Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Ребята, кому мы сегодня помогали?
Какие овощи выросли у бабушки с дедушкой?
Почему они полезны для людей?
Давайте прочитаем слова:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить!
Цели:
- Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Продолжать учить отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи на картинкам по их отличительным признакам.
- Развивать речь детей, артикуляцию, познавательные процессы, активизировать словарный запас.
- Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду получают урожаи.
Элемент сюжетно – ролевой игры: «Путешествие»
Оснащение:
Демонстрационный материал: персонажи сказки «Пых», блюдо с муляжами овощей, чудесный мешочек, картинки с изображением различных овощей, сюжетная картинка с изображением огорода и грядок на нем.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки « Пых».
Ход занятия:
Педагогическая кинесиология « Оладушки»
Мы играем в ладошки — жарили оладушки,
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
(правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая- на другом колене — ладонью
вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.)
Мотивация « Путешествие в деревню «
Педагог: Ребята, Аленка из сказки «Пых» , которую мы с вами читали хочет показать вам свой огород, а отправимся мы туда с вами на машине.
Упражнение на дыхание « Насос»
— мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
— мы руки подаем и ходим все кругом.
— а потом мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, — сядем в машину и вот приехали мы в огород.
2. Статическое положение, сидя на стульчиках.
Педагог:
— Какие же овощи росли в огороде у дедушки с бабушкой да внучки Аленки?
(капуста, свеколка, морковка, репка.) .
Педагог предлагает детям отгадать загадки, которые приготовила для них Аленка.
Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней. . . (помидора)
Уродилась я на славу, голова бела, кругла
Кто любит щи, поди меня поищи. (капуста)
И зелен и густ на грядке вырос куст,
Покапай немножко, под кустом. . . (картошка)
Летом в огороде — свежие, зеленые.
А зимою в бочке — крепкие, соленые. (огурцы)
Прежде, чем мы его съели,
Все наплакаться, успели. (лук)
Дети отгадывают загадки, по мере их отгадывания, педагог помещает на фланелеграф картинки с изображением овощей.
Педагог:
О чем все эти загадки? (об овощах)
Где растут овощи? (на огороде)
Перед детьми появляется картинка с изображением огорода. Педагог предлагает детям послушать стихотворение « Огород « А. Прокофьева И ответить на вопрос: какие овощи растут на огороде?
Поднялся наш огород, все под солнышком растет,
В огороде много гряд, тут и репа и салат,
Тут и свела и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит круглый год. =
Дети еще раз перечисляют овощи, которые выросли на огороде, называют и те овощи, о которых не упоминается в стихотворении.
3. Статическое положение, стоя.
Физкультурная минутка «Овощи»
Педагог перед каждым упражнением показывает муляжи овощей.
На огород мы побежим
Что растет там поглядим (бегут по кругу)
Под листочками на грядке
Огурцы играют в прятки (наклоняют туловище вправо, влево)
Дождик мой водить начнет –
Всех заметит, всех зальет.
А зеленый кабачок,повернулся
на бочок: сладко спит на грядке (ложатся на пол на бок и сворачиваются
как малыш в кроватке. «калачиком», положив ладони под щечку)
Тыква глянула хитро:
Надо было брать ведро (наклоняют голову вправо и влево)
Я уже большою стала –
Для поливки лейки мало.
И зеленая стрела
Очень быстро подросла (встают на носки, поднимают руки
Жаль нельзя взлететь стреле вверх)
Крепко держит лук в земле.
Смотрит с грядки грустно-грустно,
Белоснежная капуста: (приседают)
Целый месяц солнце грело,
А она не загорела.
Ножки, ножки бегите по
Дорожке, нарвите горошку (бегут по кругу)
Мне и Сережке.
- Статическое положение, сидя на ковре.
Педагог:
Аленка предлагает вам поиграть в игру « Чудесный мешочек « (Все овощи лежат в мешочке. Педагог описывает какой-либо овощ, называя его свойства, дети отгадывают о каком овоще идет речь, только после этого педагог достает его из мешочка.)
Пальчиковая гимнастика
У Лариски две редиски, у Алешки две картошки,
У Сережки сорванца два зеленых огурца,
А у Вовки две морковки, да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
Педагог:
— Какие овощи были у ребят? (дети перечисляют)
5. Статическое положение, сидя на стульчиках, за столами.
Педагог:
— Ребята, а помните в сказке говорилось, что летом в огороде жарко да тихо было, только кого было слышно? (пчелы и комарики) -Как пчелы жужжали? (« ж-ж-ж «)
А комарики? (« з-з-з «)
— А как ежик пугал всех? (« пши-пых, пши-пы-х-х-х! «)
— Ребята, а вы любите овощи?
— Бабка, дед да Аленка тоже любят овощи, недаром они их на огороде выращивают.
— Давайте мы приготовим из овощей угощение: салат и борщ.
(работа с предметными картинками)
— Салат из чего будем готовит? (из лука, помидор, огурцов, перца, редиса.)
— Борщ из чего будем готовить? (из капусты, картофеля, моркови, лука, свеклы, помидоров.)
(дети раскладывают картинки и проговаривают существительные в родительном падеже.)
Педагог: — Вот какие молодцы! Какое угощение приготовили.
- Итог занятия
— Где растут овощи?
— Какие овощи растут на огороде?
— Что можно приготовить из овощей?
7. Релаксация
Статическое положение, лежа на ковре.
(звучит « Колыбельная»)
Педагог:
— Наши ножки устали (дети садятся на ковер,поглаживают ноги)
Они прыгали, скакали.
— Наши ручки устали, (поглаживают руки)
Они хлопали, играли.
— Глазки закрываются, (ложатся на спину и закрывают глаза)
Реснички опускаются.
Глазки засыпают,
Дети отдыхают.
Глаза голубые у киски моей
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз
Мы смотрим на небо,
А небо на нас.