Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Определение понятий семья и брак и их роль в обществе. Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи

Существует множество определений термина «семья » :

1) это группа живущих вместе близких родственников (это понятие не совсем точное);

2) это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружеством, родительством, родством), общностью быта (совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу;

3) это социокультурная система (состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей), связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически;

4) это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

5) это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Признак «ведение совместного хозяйства» приближает семью к термину « домохозяйство». Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, наличие родственных отношений между ними не обязательно. До октября 1917 года при переписях населения в России учитывались домохозяйства, после революции было принято понятие «семья» как «первичная ячейка общества». Вновь термин «домохозяйство» в России был использован лишь при микропереписи в 1994 году.

Сравним термины «семья» и «домохозяйство» и определим, что их отличает:

1) «домохозяйство» – более широкое понятие, чем «семья» за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами, например, могут быть няни, воспитатели, домашняя прислуга, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, наемные работники, если они живут в семьях нанимателей;

2) отдельно живущий человек не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению хозяйства представляют собой домохозяйство. В то же время домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей;

3) семье свойственно наличие преемственности поколений.

Используя основные черты домохозяйства, можно дать еще одно определение семье. Семья – это домохозяйство (то есть группа совместно проживающих лиц), объединенная родством или свойством и общим бюджетом. Частное домохозяйство, не включающее лиц, не связанных родством, является семейным домохозяйством. Несемейные домохозяйства могут состоять из одного человека, проживающего отдельно, родственников или не родственников, не образующих семью. В настоящее время в большинстве экономически развитых стран категории «домохозяйство» и «семья» совпадают из-за незначительной доли не родственников среди домохозяйств.

Семья представляет собой звено в широкой системе родства . Его можно определить как:

1) самое универсальное из всех человеческих отношений, основанное на кровных узах, супружестве или усыновлении;

2) совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родство основано на признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками (матерью или отцом) также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. У ряда современных народов родство охватывает многие сотни людей. Например, у некоторых кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

Современным родственным отношениям свойственна двойственность определений, или бифуркация. Бифуркация – тип родственных отношений, связывающих семью супругов и их родителей, при котором родственники по женской линии называются иначе, чем родственники по мужской линии. Например:

· тесть – отец жены;

· свекор – отец мужа;

· теща – мать жены;

· свекровь – мать мужа;

· шурин – брат жены;

· деверь – брат мужа;

· золовка – сестра мужа;

· свояченица – сестра жены;

· свояк – муж свояченицы;

· сноха – жена сына;

· зять – муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Лишь некоторые родственники по женской и по мужской линии называются одинаково:

· племянник – сын брата, сестры;

· племянница – дочь брата, сестры;

· кузен – сын дяди, тети;

· кузина – дочь дяди, тети.

Выделяют три степени родства: ближайшие; двоюродные; троюродные родственники. Отсчет родства может вестись от отца, от матери или от того и другого одновременно. Первое представляет собой патрилинейный отсчет родства, второе – матрилинейный, третье – билинейный. Соответственно выделяют несколько систем родства.

Матрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно которой наследуются имя, состояние, статус.

Патрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, мужской линии, при которой наследуется имя и состояние отца.

Система родственных позиций образует структуру родства . Она сложна и обычно изображается в виде «фамильного дерева». Теоретически на фамильном дереве может быть до 200 веток или позиций. Каждая ветка фамильного дерева называется позицией родства или родственным статусом. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Например, теща может быть одна, а племянников несколько.

В структуре родства выделяют:

1) ближайших родственников. Их может быть только 7 (мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын);

2) дальних родственников.


Они делятся на двоюродных и троюродных.

Сравним термины «семья» и «родство» и определим, что их отличает. В современном обществе семья выделилась из системы родства и изолировалась от нее. Родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям и не вступают между собой в постоянное взаимодействие.

Брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии супругов по отношении друг к другу, детям, к обществу в целом. Брак также можно определить как контракт, который заключается между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Сравним термины «брак» и «семья» и определим, что их отличает:

1) понятие «семья» шире, чем понятие «брак»:

· брак – это лишь ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, который допускает мужчин и женщин к семейной жизни;

· брак распространяется лишь на супружеские отношения, семья захватывает и супружеские, и родительские отношения.

2) семья и брак исторически возникли не одновременно. К настоящему времени они пережили длительный период трансформации, который по четырём приведенным в таблице 1.1 характеристикам можно отразить в виде четырём этапов.

Таблица 1.1 Трансформация институтов семьи и брака

Индивидуализм и фамилизм

Рождаемость (число детей)

Отношение

Отношение

к разводу

Нуклеаризация семей

и межпоколенные отношения

Полное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Многодетность (5 и более детей)

По воле родителей и под давлением общественного мнения, осуждающего безбрачие

Полная недопустимость развода

Преобладающая неделимость семей

Частичное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Среднедетность (3 – 4 детей)

Под давлением общественного мнения, по личному выбору, но с согласия родителей

Допустимость развода только по объективным причинам

Частичная нуклеаризация семей

Частичное преобладание индивидуализма

Малодетность (1 – 2 ребенка)

По личному выбору, без согласия родителей, но под давлением общественного мнения

Развод – крушение по субъективным, но проверяемым причинам

Полная территориальная нуклеаризация с сохранением единой общественной деятельности

Полное пре­обладание индивидуализма

Массовая добровольная бездетность, не осуждаемая общественным мнением

Свобода выбора между браком и безбрачием, не осуждаемая общественным мнением

Развод – подтверждение по немотивированному требованию одного из супругов

Полная функциональная нуклеаризация с прекращением единой общественной деятельности

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus - городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare - присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

В связи с тем, что семья является объектом изучения различных наук, в литературе существуют разные ее определения…

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта.

Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Семья - малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Социолог А.Г. Харчев дает такое определение: «Семья - малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».

В современной психологии семейных отношений общепринятым является определение Н.Я. Соловьева. «Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е., отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи, они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Известный анг. социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Основными признаками семьи являются брачные связи, связи родства, совместный быт, общий семейный бюджет и взаимной моральной ответственностью. На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Таким образом, подчеркивается не только общность быта и кровного родства, но и взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе.

В православной традиции семья - это «малая церковь». Понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге, поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога». Бог из ребра Адама создал Еву - образовав 2 пола - 2 половинки - что разделил Бог, то только Он и может соединить снова.

И это происходит в таинстве венчания Брак - есть таинство в котором две половинки соединяются в «одну плоть». Венчание - есть таинство свободное соединение двух личностей разного пола, в котором рождается новое «существо» - семья, «мы».

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основан на любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Родство (родственные узы) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т. д.). А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Брак - общественно признанный и санкционированный юридически, союз между женщиной и мужчиной, цель которого создание семьи, ее легализации в обществе.

Брачные отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака (юридическими и культурными нормами).

К юридически закрепленным нормам, в частности, относятся вопросы владения имуществом, материальных обязанностей супругов в отношении друг друга, минимального возраста, при достижении которого закон разрешает вступать в брак и т. д.

Принуждение женщины и мужчины к браку не допускается.

Законом предусмотрено и перечень людей, между которыми брак не может заключаться частности, в браке между собой не могут находиться лица, которые являются родственниками прямой линии родства, а именно:

  • 1) родные (полно родные и неполно родные) брат и сестра;
  • 2) двоюродные брат и сестра, родные тетя, дядя и племянник, племянница;
  • 3) усыновитель и усыновленный им ребенок.

Брак регистрируется и удостоверяется свидетельством о браке. При оформлении брака практикуется и заключение брачного контракта.

Говоря о юридическом регулирования брачных отношений, важно выделить целый комплекс норм, связанных с расторжением брака Они основываются на юридическом регулировании развода: установлении юридических оснований для отмены брака, характера процедуры развода, правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей. В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брачные отношения с помощью морали, традиций и обычаев, религии. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, поведения, воспитания детей, распределения власти и обязанностей между супругами и т. д.

Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.

При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи

Семья, по определению Андреевой Т.В это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (Андреева Т.В,2004) . Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Структура семьи включает число и состав семьи , а также совокупность взаимоотношений между ее членами.

Д. Леви предлагает следующую структуру:


  1. «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;

  2. «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);

  3. «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);

  4. «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко, его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)(Е.А.Личко,1979).

По мнению Минухина С, семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней подсистем.

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы: супружеская подсистема, функция которой заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов; родительская подсистема, которая объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей; детская подсистема, основной функцией которой является - научиться общению со сверстниками (С. Минухин, 1967).

Представление о том, кто входит в состав семьи, задаёт границы семьи. Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (С.Минухин, 1974). Границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ригидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов общества. Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами.

Н.Аккерман полагал, что необходимо учитывать специфику как отдельных личностей, так и контекста семейных взаимодействий. Он отмечал, что каждый член семьи является одновременно самостоятельной личностью, членом подгрупп семьи и семейной системы в целом (Н.Аккерман, 1982).
У каждой семьи есть жизненный цикл. Жизненный цикл российской семьи по мнению А.Я. Варги, выглядит следующим образом:

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни (по экономическим причинам).

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это кризисный период для всей системы. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли (кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка).

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми (А.Я. Варга, 2000).

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что семья, как правило, является не нуклеарной (как правило все американские семьи нуклеарны), а трехпоколенной; материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика; границы семейной системы не адекватны требованиям оптимальной организации; часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют.
В каждой семье необходимый этап - сепарация детей от родителей. Каждый ребенок должен пройти процесс сепарации для того, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, для того, чтобы быть способным создать собственную семью. Известно, что прохождение стадии сепарации есть одна из самых сложных задач развития семьи. Если это не удается с мамой и с папой, то должно осуществиться с мужем или женой. В этих случаях брак заключается для развода. Возможно это одна из причин отсутствия детей в семьях, живущих вместе более трех лет. Что касается других причин, то в некоторых семья осознано не желают иметь детей и причины, на которые они ссылаются следующие:


  1. Личный комфорт и возможность развития (нежелание перестраивать дом, распорядок дня, возможно рождение ребенка повредит карьере),

  2. Нежелание брать на себя дополнительную ответственность;

  3. Страх потери свободы;

  4. Неимение биологической тяги к родительству, презрение к маленьким детям (30% опрошенных были старшими детьми в многодетных семьях);

  5. Страх беременности, родов;

  6. Воспоминания об отсутствующих или оскорбляющих родителях, страх быть такими же;

  7. Вера в то, что приносить ребенка в этот мир безнравственно;
На мой взгляд, воспитание в дисгармоничных семьях может привести именно к этим результатам.
Семья это некий плацдарм с одной стороны для формирования, а другой стороны для проявления личностных особенностей человека.

«Личностные особенности» это определённые свойства личности, все ее своеобразие, уникальность, индивидуальность, которая проявляется в бытие человека, в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Вот, что по этому поводу писал А.Н.Леонтьев: «...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую «структуру личности» установить невозможно; реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними».

Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как «характер», который определяется (в узком смысле) как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагировании . Причем, «черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует» (А.Н.Леонтьев 1999, с. 185-195).

Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, как теорию двух факторов: биологического и социального, (генотипического и средового), отмечая: «..типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности» (Гиппенрейтер Ю.Б.1998, с. 267-269).

А.Ф. Лазурский, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него «...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка» (Лазурский А.Ф., 1982, с.179-198.).

В русле психоаналитического направления личностные особенности представлены следующим образом:


  1. по Фрейду это результат фиксации на одном из психосоциальных этапов развития и взаимодействия импульсов и людей в окружающей сфере. Он использовал термин «характер» для описания организации личности и выделил некоторые характерные типы:

  2. оральный характер; личности с этим типом характера пассивны и зависимы; они слишком много едят и потребляют различные вещества:

  3. анальный характер; личности, относящиеся к этому типу, пунктуальны, точны, и упрямы;

  4. характеры с навязчивостями, которые ригидны и над которыми доминирует жесткое супер - эго;

  5. нарциссические характеры, агрессивные и думающие только о самих себе.

  6. Карл Юнг воспользовался термином «интроверт», чтобы описать обособленный интроспективный тип личностей, и «экстраверт», чтобы описать направленный вовне, ищущий ощущений тип.
3.трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца опирается на то, что для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим (Каплан Г.И.,1994).

Классификация, предложенная А.Е.Личко и Е.Г.Эйдемиллер, показывает как стиль воспитания влияет на личностные особенностей подростков:


  1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.
Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.

При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводят к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.


  1. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Результат-эмансипация, либо безинициативность, неумение постоять за себя.

  2. Потворствующая гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат - высокий уровень притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

  3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Результат-нарушение межличностных отношений, инфантилизм.

  4. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

  5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Также можно выделить три независимых направления исследований, где рассматриваются влияния на личностные особенности человека в разрезе модели мать-ребенок:

  1. выявление роли материнской депривации - матери нет или она не заботится о ребенке;

  2. выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее - мужа и жены);

  3. анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.
Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины

могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание, отказ от ребенка и прочее. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности (Кондаков И.М.,Сухарев А.В.,1989).
Типология отношений мать-ребенок, предложенный С.Бреди:


  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.

  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно - за навыками опрятности.

  4. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно
возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его

понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности (Bredy S.,1956).
Л. Ковар считает, что отношения «мать-ребенок» влияют на то, как в будущем будет самоутверждаться человек:


  1. ребенок обуза, мешающей социальному продвижению матери. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми, у него поздно формируется речь, он остается инфантильным на всю жизнь с несформированной «я-концепцией».

  2. ребенок как «любовник», мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни, готова исполнять любое его желание и прихоть, что формирует в ребенке безответственность и беспомощность, поскольку она все делает за ребенка - ребенок зависит от капризов матери, а мать от капризов ребенка.

  3. «Отношения для двоих» создаются материями-одиночками, которые
контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков.

  1. «слабовольный» ребенок третируемый «волевой» матерью. Как следствие он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта.

  2. Мать считает ребенка недоразвитым. Она отворачивается от него, выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности , предается фантазиям.

  3. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец - свою «любимицу» дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д.
Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери:

  1. «Социальный неудачник» («социализированный» преступник).
Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями, но считался непослушным. Был с ними близок, но очень недолго.

  1. «Несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

  2. «Социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью.
Мать может покинуть ребенка рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л.Ковар считает идеальной для ребенка среду, когда все его непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищенности (Л. Ковар, 1979).
Работа Е.Т.Соколовой проделана на базе психологической консультации и также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок».

Она выделяет следующие стили воспитания:

1) Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т.Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие "психологические выгоды": мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию "жертвы" (Е.Т.Соколова, 1989).

Классификация типов неадекватного отношения к ребенку:


  1. Ребенок, «замещающий мужа». Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка , быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

  3. Воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви.
Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

  1. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989).
Также есть исследования родительского отношения и поведения связанного с особенностями личности родителя. Так А. Адлер гиперопекающее поведение и жесткий контроль за поведением ребенка, связывает с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, то есть гиперопека, порожденная виной (А. Адлер, 1998).

Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров описывает изменения личности родителей, которые относятся главным образом к сфере «Я». Они не резко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений , мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

«Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм (Захаров А.И.,1998).
Проанализировав литературу в области стиля воспитания и его влияния на личностные особенности ребенка, можно уверенно говорить о том, что родительская семья влияет на личностные особенности человека. Также можно говорить о влияние личностных особенностей родителей на стиль воспитания детей. А также, что совокупность определенных параметров (тип семьи, личностные особенности и стиль воспитания, сепарирование новой семьи) влияет на структуру семьи в целом.
Вывод

Гармоничная семья и семейное благополучие является одним из важнейших условий развития личности ребенка. Нарушение семейного функционирования, дисфункции члена семьи, различные травмирующие ситуации приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Что порождает у ребенка определенные личностные особенности, которые в свою очередь влияют на его сепарацию и формирование структуры своей семьи.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....