Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Осетины. Эссе-подражание. Браки, разводы и секс в осетии

На вопрос может ли русская девушка выйти замуж за осетина? заданный автором Анюта лучший ответ это На эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны и задать вопрос:
"Может ли осетинский парень жениться на русской? "
Что не придется притираться к традициям, культуре и прочее... ?
"Чем это грозит? "Если вы лично чего то опасаетесь, то вообще замуж выходить за этого человека не стоит. А вообще от себя могу добавить, что в своем большинстве осетины -замечательные отцы, заботливые мужья.
Вам же посоветовала прежде чем так ставить вопрос, сначала ознакомиться с нашими (осетинскими)традициями и культурой, а потом делать какие либо выводы. Удачи вам и счастья...

Ответ от Посошок [новичек]
МОЖЕТ! кроме этого, за милую душу возьмет, да еще и спасибо скажет, что согласилась!. а почему М. Ю. Лермонтов сказал, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОСКОРБИТЬ ГОРЦА, НАЗОВИ ЕГО ОСЕТИНОМ, так на это у автора было множество причин.. осетины сами не кавказцы и к Кавказу никакого отношения не имеют. они там оказались после разгрома Гуннами и бегством спаслись на Кавказе, благодаря грузинскому царю, который их и абхазцев взял под свой протекторат. в то время, осетины придерживались Ислама, а со вторжением на Кавказ русских войск, всем народам Кавказа было предложено принять Христианство.. все народы Кавказа отказались и вели войну против царских войск и лишь осетины продали свою веру за царский золотой червонец /десять рублей/ каждому двору.. по тем временам большая сумма.. с тех пор они потеряли и так мизерный авторитет перед народами Кавказа. кто сомневается, читайте работы М. Лермонтова, Л. Толстого, Грибоедова, Пушкина и других Великих Русских писателей того времени.. -приведу слова одного из этих авторов " осетины грязный, не ухоженный, не трудолюбивый народ.. другие народы /чеченцы, дагестанцы, кабардинцы/ хоть грабежами промышляют, а эти, кроме -ОФИЦЕР, ДАЙ НА ВОДКУ- ничего не хотят делать.. так, что у автора этих унизительных слов, было достаточно оснований так выразиться.. лично я не имею никакой личной цели оскорбить этот народ, но что есть, то есть.. это факты и это история написанная Великими классиками!.. /без обид/..


Ответ от Николай Николаев [новичек]
Да легко, я служил в Осетии там очень часты смешанные браки, даже веры они нашей православной, большинство во всяком случае


Ответ от Невроз [гуру]
Ради эксперимента конечно не стоит. А вот если люди любят друг друга, то какая разница какой он национальности? Приноравливаться надо будет и к русскому мужу, ведь у людей разные характеры. Не бойся ничего и никогда. А на чужой роток не накинешь платок.


Ответ от Просвещенный [гуру]
Если им вместе хорошо почему и нет


Ответ от Amina [гуру]
Почему то некоторые решают, что под осетина придется подстраиваться, а под другого нет что ли? Конечно может девушка пойти замуж и за осетина. Что тут такого? Можно подумать, что руские жизнь не ломают. По крайней мере у кавказцев есть ответственность за семью и детей. Они как раз таки понимают, что семья и дети - это навсегда. Хотя, конечно, разные бывают кавказцы.... Но мне везёт как всегда, чего и Вам желаю.
МИР ВАМ!


Ответ от Пользователь удален [новичек]
если любит, то да


Ответ от Дмитрий Мозоль [новичек]
Браки между людьми различных вероисповеданий и жизненных укладов, конечно, возможны; но вот прочными они будут только при наличии очень сильной взаимной любви и взаимной способности к компромиссам. А для гарячих мушшщин с Каффказа способность к добровольному компромиссу с женщиной свойственна примерно в такой же степени, как любовь к рэпу у Папы Римского...


Ответ от Gabriel Dennicca [гуру]
Неплохо бы осознавть чем это тебе грозит...


Ответ от Звезда [гуру]
А почему нет то?


Ответ от Oleg Mityakov [гуру]
Может...но тут уже другой вопрос напрашивается_))
....накуй оно тебе надо_))


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Если хочет сломать себе жизнь, то....


Ответ от Пани лозовски [гуру]
очень проблематично, но при желании может, придется подстраиваться


Ответ от Псевдоним [новичек]
Знаешь Насруди, я конечно могу начать тут писать, что это все не так, приводить доводы и многое другое, но я не буду этого делать, ты мне противен, я лишь скажу одно, когда мои предки, их родственники, и мой народ шел умирать, практически все остальные народы кавказа сидели сидели у себя дома, потому что у Владикавказа остановили немецкое продвижение, потому что это мой народ подлежал обязательному призыву, а ваш нет, поскольку нам доверяли, а вам нет, и кавказский военный госпиталь сейчас стоит у нас в Республике, а не в другом кавказском регионе, а по поводу золотого червонца, еще предки моих предков - Аланы, исповедовали основы христианства, и пришли они из низовий Кубани и Ростовской области, а выгнал их оттуда монгол, жалею я лишь о том, что в свое время многие горные крепости не объединились, но это дела прошлого, а прошлое не судят, из него делают выводы, а теперь по поводу золотого червонца, в свое время в красной армии существовала дикая дивизия, состояла она из народов кавказа, и была известна тем, что солдаты этой дивизии ходили за ушами в окопы немецкой армии с одними ножами, а за эти уши им платили, платили хорошие деньги, но сколько точно не помню, так вот к чему я подвожу, вот на таких условиях народы кавказа и служили, а осетины при этом подлежали обязательному призыву и служили в разнообразных воинских формированиях. Среди осетин очень много офицеров, если кому интересно можете вбить в интернете. А теперь Насруди, не знаю прочтешь ты это или нет, но каждый раз когда ты будешь про водку, про то как мой народ ленив и грязен, про то как мы продали свою веру и прочее, прочее, прочее и отсылатся к словам, как ты говоришь великих классиков, помни верили нам, а не вам и поднять на восстание, как на кубани казаков, хотели тоже вас, а не нас, так почему я должен верить тебе сейчас? Цена моего слова, куплена кровью моих предков и я буду беречь ее, а где цена твоего слова, и чем она уплачена?

Осетины

Народ, проживающий на Северном Кавказе и частично по другую сторону Кавказского хребта. Численность - порядка 700 000 человек.

Самосознание

Осетины - прямые потомки алан. Которые потомки сарматов. Которые, в свою очередь, потомки скифов. И это является предметом гордости каждого осетина в отдельности и всех вместе в целом. Осетины имеют собственное государственное образование - республику в составе РФ. С собственной конституцией и гражданством. И хотя они не обладают всеми признаками «нации» в классическом марксистском ее определении, осетины - нация. Не пытайтесь это оспорить.

Как другие относятся к осетинам.

Другие относятся к осетинам по-разному. Соседи по северо-кавказским республикам в большей своей части - недоброжелательно, поскольку Осетия - единственная на Северном Кавказе христианская республика. Титульное же население России относится к осетинам лучше, чем к остальным кавказцам (кавказофобия набирает в России угрожающие обороты) - всё по той же причине, но все же с недоверием - «все они одним мирром мазаны».

Как осетины относятся к другим

К другим осетины относятся или хорошо или терпимо. В республике мирно сосуществуют представители 98 национальностей. Осетия - единственная республика на Кавказе, откуда в массовом порядке не уезжают представители некоренной национальности. К народам, населяющим соседние республики отношение у осетин двоякое: с одной стороны сотни лет соседства оставили в культуре, традициях и обычаях народа глубокий след, и осетины ревниво хранят свою «кавказскость», с другой - соседи исповедуют ислам (а в последнее время, зачастую, его самые агрессивные течения) и явно настроены не столь уж дружелюбно по отношению к соседям - христианам. К русским, с которыми их объединяет вера и рознит культурная традиция, осетины, в целом, относятся доброжелательно, что, впрочем, не мешает им постоянно проводить четкую границу «русский/осетин». И соседи, и русские - неиссякаемый источник осетинских анекдотов и подтруниваний.

Как относятся к себе

К себе осетины относятся о-о-очень серьезно и уважительно. Былая слава предков не дает им покоя. Впрочем, осетинам и сегодня есть чем гордиться. Что они и делают. Большинство анекдотов, героями которых становятся осетины, выставляют последних как хвастунов.

Север и Юг

Осетины делятся на множество внутринациональных групп. Две главных - северяне и южане. Северяне - население Северной Осетии, южане, соответственно - Южной (непризнанной республики официально находящейся в составе Грузии, провозгласившей независимость и стремящейся войти в состав РФ). Северян и южан различает многое, в т.ч. диалект и некоторые различия в традиционных обрядах. Языковая разница относительно несущественна и заключается в различном произношении некоторых звуков. Камнем преткновений между северянами и южанами стали взаимные обвинения в «обрусении» первых и «огрузинивании» вторых. Южане считают, что северяне, живя в составе России, практически стали русскими, северяне в свою очередь не устают укорять южных братьев в том, что они стали чрезмерно схожи с грузинами, и мало что осетинского в них осталось. И,как без этого - у осетин - южан, как и у всех прочих южан планеты Земля, экспрессивный, взрывной характер, они шумны и многословны, что, естественно, раздражает их северных братьев (хотя осетины-северяне и сами являются южанами в масштабе России). Сей конфликт всплыл на поверхность после агрессии Грузии против Южной Осетии, когда тысячи беженцев хлынули на Север, и со всей ясностью вырисовались существующие отличия Севера и Юга.

Ущелья

Помимо деления на северян и южан, у осетин существует деление по территориальному признаку внутри каждой части Осетии - и Севера, и Юга. Алагирское, Куртатинское, Дигорское, Туальское и прочие ущелья отличаются не столько пейзажем, сколько говором и нравом их жителей. Звук «с» в одном ущелье произносится как «с», в другом как «ц», в третьем как «ш» и вариации еще не окончены. Жители Куртатинского ущелья (куртатинцы) считаются «благородными», а жители Дигорского(дигорцы) - хитрыми. Впрочем эта разница видна лишь самим осетинам и по большей степени надуманна. Человеку пришлому ничего подобного не заметить.

Характер

Сдержанный нордический. Темпераментный южный. Это про осетин. С одной стороны, у осетин в чести сдержанность и умеренность во всем. С другой - это чрезвычайно эмоциональный народ. Возможно, поэтому и в чести сдержанность, что неимоверных усилий стоит усмирить бушующую кровь, а победа над собой дорогого стоит.

Одежда

Еще в начале 20 века осетины ходили в национальной одежде, схожей во многом с национальной одеждой других северных кавказцев, и во многом у них заимствованной. Сейчас подобные костюмы используются лишь в театральных и хореографических постановках, или в случае большого праздника - свадьбы (невеста выходит замуж в национальном платье). Сегодня осетины носят обычную современную одежду. Культ одежды и моды еще не достиг такого размаха как в Европе, но тенденции наблюдаются. Осетинские модницы изо всех сил стараются не отстать от «планеты всей» и зачастую оказываются впереди нее по части дурного вкуса и откровенности нарядов, что, надо заметить, вызывает всеобщее неодобрение и обеспокоенность у старшего поколения, потому как в женщине осетины ценят, прежде всего, скромность.

Деньги

Деньги сами по себе как таковые большой роли для осетин не играют. Народный фольклор во всех его проявлениях всегда на стороне бедняка. Богатых людей не очень любят. Ни один осетин не сочтет себя глупее другого только потому, что у того больше денег.

Поведение

Приветствуется скромное и сдержанное. Однако, если вы - девушка, не удивляйтесь, если вам посигналит проезжающий автомобиль или прохожий мужчина присвистнет и цокнет языком - вам просто сделали комплимент. Вы хорошо сегодня выглядите.

Автомобиль

Предмет гордости и обожания осетинских мужчин, и вожделенная мечта женской половины. Автомобили повально тюнингуются. Причем любые. Один из анекдотов про осетин гласит: «Московский метрополитен больше не принимает осетин на работу машинистами. - Почему? - Первый же, которого взяли за одну смену успел затонировать 2 состава»

Манеры и этикет

Осетины почитают старших. При появлении старшего младшим положено встать. За стол без разрешения старшего тоже не садятся. При появлении женщин мужчины встают и наоборот. Особое место в этикете осетин занимает гостеприимство. Гость - святое для осетина. «Уазаег - Хуцауы уазаег» - «Гость - Божий гость». То есть подарок от Бога, который надо соответствующе принять.

Семья

Семья для осетина понятие растяжимое. Среди осетин нет однофамильцев - любые два человека с одинаковой фамилией - родственники. Пусть даже в 10 колене. А уж про двоюродных и говорить не стоит - наиближайшая родня. Сковывать себя узами брака осетины мужчины не спешат - нужно сначала стать на ноги чтобы достойно содержать семью. Младший сын с семьей до смерти родителей обязан жить с ними. Впрочем, время вносит свои коррективы и многие не придерживаются уже столь строго этой традиции. Для девушки-осетинки идеальный возраст вступления в брак - 21-22 года, когда уже и образование получено и «засиживаться» уже не стоит.

Друзья

У осетин существует понятие «названный брат». Двое друзей могут назваться братьями, со всеми вытекающими последствиями. Круг знакомых же у каждого осетина очень широк - тут и соседи, с которыми осетины очень тесно общаются, и однокурсники и коллеги. И если вы, например, вознамерились жениться - упаси вас бог не позвать всех вышеперечисленных на торжество - многих вы обидите, а может и оскорбите.

Еда

Осетинская еда это мясо, осетинские пироги и сыр. Мясо - традиционно говядина или баранина - предпочитают варить большими кусками. Никаких изысков. Сыр готовится в домашних условиях и бывает двух видов: твердый, жирный и соленый и мягкий, в меру соленый и не очень жирный. Последний используется для приготовления осетинских пирогов. Пироги готовятся из пресного дрожжевого теста и различных начинок, в основе большинства которых лежит вышеупомянутый осетинский сыр.

Чревоугодие у осетин считается позорным и подвергается всяческим насмешкам.

Что касается напитков, из безалкогольных это кисло-молочные подобия кефира или сам кефир, из алкогольных - осетинское пиво «баегаены» и осетинский самогон - «араехъ». Градус алкоголя невысок - в пиве примерно 6, в араке примерно 27-30.

Животные

Животные в жизни осетин играют две роли: их едят и охранительную.

Дом

Дом для осетина - его крепость. И в прямом и в переносном смысле. Раньше осетины жили в каменных домиках «саклях» и строили каменные башни для оборонительных целей. Сегодня осетины строят дома из кирпича. Чем больше дом, тем лучше. Он должен быть желательно больше и красивее чем у соседа, и уж точно никак не хуже. Одно из самых страшных осетинских проклятий - пусть пошатнется фундамент твоего дома.

Навязчивые идеи

«Ды маенаей цаемаей лаег даер дае» - «чем ты более мужчина, чем я». Осетины не признают никаких авторитетов, кроме старшинства. Известны случаи, когда высокие военные чины прислуживали за столом простым солдатам, поскольку те старше по возрасту. Во всех остальных случаях каждый осетин считает себя «настоящим осетином», ничем не хуже других.

Любовь

Проявлять любовь у осетин не принято. Причем не только на людях, но и между двумя людьми. Это считается проявлением слабости. Не принято проявлять любовь не только к возлюбленным, но даже к собственным детям. Вдове не полагается слишком уж сильно плакать на похоронах мужа.

Спорт

В Осетии спорт любят и уважают. Спорт в Осетии это футбол и вольная борьба. Осетинская школа вольной борьбы - самая сильная школа в мире. Перечислять осетинских борцов - олимпийских чемпионов и медалистов нет смысла - это займет слишком много времени.

Покупки

Осетин никогда не спросит в магазине, прежде чем сделать покупку, сколько это стоит. Вдруг кто-то подумает, что у него недостаточно денег или что он скряга. Он лучше не пойдет в магазин, если не уверен, что, набрав кучу всего и не глядя на ценники, сможет широким жестом за все расплатиться.

Чувство юмора

Специфическое и зачастую грубоватое. Приводить примеры не имеет смысла, поскольку в переводе всякий смысл утрачивается.

Культура

Осетины считают себя культурным народом. В республике множество театров, музыкальных и танцевальных коллективов. Осетинская школа живописи высоко ценится за рубежом: картины осетинских художников присутствуют во многих частных коллекциях Европы и США. Первая в мире женщина-дирижер была осетинкой, а художественный руководитель Мариинского театра в Санкт-ПетербургеВалерий Гергиев считается дирижером мирового класса, и в представлении, в общем-то, не нуждается.

Литература

Международно-признанным классиком стал осетин Гайто Газданов. Осетины, впрочем, больше всего почитают осетинского поэта и писателя Коста Хетагурова. Он считается основоположником осетинской литературы, и удостоился звания «Леонардо да Винчи осетинского народа».

Обычаи и традиции

Свои обычаи осетины берегут как зеницу ока. Любое отступление от традиционного обряда вызовет крайне негативную оценку со стороны подавляющего большинства. Впрочем, некоторые обычаи уже не одобряются и самими осетинами, например, разорительные свадьбы и похороны, однако смельчаков, которые бы решились отойти от традиции, нет. Все должно быть как положено.

Религия

Подавляющее большинство осетин - официально православные христиане. Оставшаяся часть официально исповедует ислам. Тем не менее, вопрос о религиозной принадлежности осетин остается открытым. Осетины сохранили (правда, в претерпевшем изменения виде) доставшуюся им от предков монотеистическую религию, с собственными «святыми», обрядами и праздниками. Ее то и придерживается 99% осетин - будь то мусульмане или христиане.

Связи

Связи в осетинском обществе играют огромную, практически решающую роль. Там где чего-то нельзя добиться деньгами, там обязательно можно этого добиться, если найти нужные связи. Среди осетин даже имеет хождение придуманный термин «хионизм» от слова «хион» - «свой». Устроиться на работу, в ВУЗ и даже школу практически невозможно, если у вас нет достаточных связей. Не принять на работу своего родственника означает фактически нажить себя врага. Обида не забудется никогда. Поэтому в большинстве учреждений Осетии все работники дети, зятья, сватья, друзья, друзья друзей, родственники друзей руководителя.

Продолжение следует…

Интересную новость сегодня вычитал. Оказывается...
В Северной Осетии показатель детей, рожденных вне брака, составляет 30 процентов. Об этом в интервью «Голосу России» заявил руководитель Центра по изучению проблем народонаселения при МГУ Валерий Елизаров.

Анализируя значимость Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре нынешнего года, эксперт отметил, что она может стимулировать исследования различных демографических проблем в регионе Северного Кавказа. «На Кавказе очень большой разброс по некоторым показателям, который заставляет нас задуматься, почему это происходит. Например, показатель детей, рожденных вне брака в Чечне, минимальный - меньше 5 процентов, а в Северной Осетии - достаточно большой, даже больше, чем средний по России - 30 процентов. Почему это происходит даже у народов близких по культуре? Я думаю, перепись может дать толчок к исследованию», - сказал Валерий Елизаров.

А вообще, давно хотел тут на писать пост о семейной жизни в Осетии, а именно о разводах. Кто не в теме, скажу, что процент разводов в республике крайне высок. Боюсь соврать, но точно больше 30%. Около 35 вроде. А это - больше, чем каждый третий брак. То есть каждая третья молодая семья разваливается, причем в первые 5 лет жизни. У каждого из нас масса подобных жизненных примеров. У кого-то соседи, у кого-то коллеги, у кого-то родственники. Бывало, задумывался о причинах столь плачевного положения вещей. Да и самому на эти грабли наступать совсем не хочется. Так вот, для себя выделил несколько причин, которые влияют на столь высокий процент разводов. Хотелось бы, чтоб вы привели свои доводы или опровергли мои.
Во-первых, обычная бытовуха. Тяжело прокормить семью, когда средняя заработная плата в республике - порядка 10 тысяч рублей. Если ты не предприниматель и не работаешь на себя, то обречен зарабатывать тыщ 15-16 в лучшем случае. Это не те деньги, на которые можно кормить семью, еще и периодически дарить жене подарки или хотя бы цветами радовать. Это деньги, которые будут уходить чисто на пожрать. Это напрягает, конечно же. Тут на помощь приходят родственники.

Родители мужа или жены. Они помогают чем могут, НО! Невольно начинают ощущать себя теми, кто вправе лезть в дела молодой семьи. "Да как ты смеешь мне не подчиняться?! Я тебя кормлю и твою жену и сделаешь так, как я хочу иначе рубля больше от меня не увидите!". Немного утрировано, но примерно вот так. Тещи/свекрови начинают лезть, давать советы, указывать. Все это нагнетается и в итоге семейка трещит по швам.

Много, действительно очень много, молодых людей связывают себя узами брака едва достигнув совершеннолетия. Есть примеры этого, когда знакомый женится на девочке, которой вот-вот исполнилось 18 лет. А ему 22 или 23 что ли. Они росли вместе, играли/дружили, потом повзрослели, стали смотреть друг на друга другими глазами и вот парень твердо решает, что это именно она - его избранница. Как только ей исполняется 18 - они женятся. Зачастую оба - студенты. Чаще бывает, что он, женившись, понимает, что надо зарабатывать и идет в такси или развозить продукты по магазинам. Потому что он больше ничего делать-то и не умеет, а женился, боясь ее упустить. О том, что девочка эта - еще ребенок и он лишает ее многого того, что есть в жизни ее подружек и однокурсниц и никогда больше не будет в ее жизни, парень редко задумывается. Он молодой пацанчик, которому еще в кайф потусить с кентами на набережной или зависнуть на углу или шабануть на хате, а она вынуждена торчать дома, убирать за его родаками и терпеливо ждать, пока ее благоверный вернется домой. Я ничего не выдумываю, а говорю о том, что видел и на примере ни одной семьи. парень в данном случае заботится исключительно о себе. Ему нужна в доме порядочная, кроткая жена и нечего ей гулять. Ему можно. Он же пацан. Клянусь, мне безумно жаль таких девочек. Они-то и сами понимают на какую херню они подписались)) Она взрослеет, меняются какие-то ценности, взгляды на жизнь, приоритеты. девочка становится девушкой, женщиной. У нее, черт возьми, меняются вкусы в отношении мужчин. Никому не хочется терять лучшие годы жизни, сидя со свекровью, смотря очередной выпуск ток-шоу по зомбоящику. А иначе нельзя. Не положено. Это же Осетия. Вот и еще одна причина разводов.

Еще одной причиной, как мне кажется, является секс. Естественно, тут я могу судить лишь основываясь на своих предположениях, т.к. об этой стороне супружеской жизни никто особо не распространяется, а расспрашивать неприлично:) В Осетии порицают интимные отношения до брака. Я понимаю, что на это все давно плюют, но убежден, что велик процент тех, кто до брака не даст)) Однако более удивительным видится то, что есть очень немало парней, которые предпочитают купить дешевую 700-рублевую шлюху, нежели иметь обалденный, к тому же еще и безопасный секс с любимой. В их мышлении, если девушка даст любимому до брака она моментально переходит в разряд бляди и житья с такой нет.

Пещерное мышление, пардон. От того и город полон шлюх и саун, что мне лично омерзительно. Так вот, отсутствие секса до брака приводит к тому, что после него люди обнаруживают, что как-то вот им совсем и не комфортно вместе в постели. Оказывается, он любит попыхтеть пару минут перед сном и с чистой совестью баюшки, а ей нужны ласки, романтика и секс на полночи. оказывается, он хочет ее везде и всегда, а для нее просто дико трахаться вне спальни и "вне" миссионерской позы. А секс-то как ни крути это один из самых мощных столпов, на котором держится семья. И вот скоро из-за своей любви к "пыхтению" девочку начинает муж раздражать. ЭТО совсем не то, чего она ждала от семейной жизни и совсем не то, о чем она мечтала, засыпая по ночам или гадая на суженного.

Люди, вступают в брак, не зная друг друга до конца. да, конечно же, своего партнера ты будешь узнавать и заново открывать для себя в течение всей жизни, но я говорю о менее глубинных вещах. вы поняли:) В общем, это, на мой сугубо личный взгляд, самые основные причины того, что у нас каждый третий брак разваливается. Я не хочу писать тут про алкоголизм, потому что это и так понятно. Я никогда не был в браке и в ближайшие года 2-3 не собираюсь, а все что я тут понаписал, основывается лишь на наблюдениях со стороны и домысливании ситуаций.

Хотелось бы узнать мнение соотечественников и подискутировать на эту тему.

27/01/11, Alan777
"Я ОСЕТИНКА" - хоть вы и моя соплеменница, но читать вас, ей Богу, противно. Что за сленг? Вы не заметили, как пропитались флюидами, исходящими от существ из правой колонки, манера выражаться, по крайней мере, уже правтически такая же: все кругом проститутки да уроды. Вообще, осетины, давайте лучше помолчим, пусть высказываются представители других народов. Не будем уподобляться сами понимаете кому.

04/03/11, KerryJey
Вот даже незнаю что написать тут) С одной стороны у меня был жених осетин, я очень его любила!Шикарный был человек, заботливый,справедливый. В общем идеал, но его к сожалению убили на войне. А вот после этого я хотела встречаться с мальчиком тоже осетином,но...Он оказался грубый, черствый, ЭГОИСТ.который любил ТОЛЬКО себя и деньги.В итоге он бросил меня потому что я ему не дала денег. Кароче как и в любой нации 50 на 50%

15/03/11, porvu bleat
Осетины - великий народ!мы приняли христианство еще раньше чем русские!если такие мрази которые пишут про нас гадости такие крутые б**ть приезжайте сюда и скажите это в лицо!только и можете сидеть дома за компьютером чувствовать себя героями!а в жизни вы - ничтожества!приедете сюда - рот побоитесь открыть а если откроете то вам П***ЕЦ!мрази тупые которые ничего не добились и п*здят тут порвал бы если б увидел!

15/03/11, footballfan
Осетины-очень добрые и гостеприимные люди. Не понимаю людей в правой колонке.

19/03/11, niT
Осетины - один из древнейших народов Кавказа. В значительно большей степени, чем другие горцы, были развиты и привлекали к себе внимание путешественников, исследователей. Уже в XVII-XVIII вв. об Осетинах имелось большое количество грузинских, западноевропейских и русских известий, характеризующих разные стороны их быта и куль¬туры. Это что касается истории! "Русский форпост на Кавказе", "христианская земля, клином рассекающая мусульманские республики", "мост в Закавказье" - такие и подобные им характеристики дают сегодня Северной Осетии. Республика оказалась на самом острие кавказской смуты (несомненно, являющейся частью, или, вернее, отражением смуты российской) незатухающей почти десять лет. И испытала в полной мере все противоречия, ужасы и мерзости нашего времени. Это касается то го что напротив пишут ингуши и чеченцы у которых в глазах пустата и до сех пор видут стадный образ жизни!!!

25/03/11, Дудаев М
чтож....прочитал все за и против,что тут скажешь....как всегда против эта жалкая тень чеченского народа,которая считает себя нацией....не хочу их обижать,но Всевышний уже обидел их,а ведь они верят в то что они мужчины....ну так пусть верят,ровно как и в то,что на Осетинской земле,есть что-то,принадлежащее им...еще раз повторяю,от назрани,до Осетии,пару часов езды,а эти недоумки уже не один десяток лет говорят что приедут за своими землями.....мы ждем вас....всегда ждем...тлько потом не плачьте и не говорите что Осетины опять обидели вас.....ОсетинкаЯ..твои познания в истории впечатляют,но ты бы посдержаннее была.....и еще...кто-то претендует на Наш Нартский Эпос....запомните дегенераты......в этом эпосе никогда не было имен типо Хамзат,Магомед,Рамзан и т.д.ровно так же,как среди вашей нации нет имен Сослан,Батрадз,Азау, Ахсар, Ахсартаг.....и не Аланы вы....все это в ваших детских мечтах..)

16/07/11, ManSuper
Красивый народ и духовно и внешне. Свободолюбивый. Девушки у них очень красивые. И по отношением с русскими может служить примером для всего Кавказа.Осетию в войне полностью поддержала Россия. От кремлёвских чиновников до ультра-правых партий. Во время чеченской войны русская армия чувствовала себя в Осетии как дома. В общем респект вам и уважуха.

08/08/11, Lusi1515
Нельзя расжигать межнациональные конфликты, которые в последние время имеют место быть в нашей стране! Я вот лично знакома с несколькими осетинами. И они совершенно разные люди. Могу сказать честно, что в одном из них я раочаровалась конкрентно. А другого считаю своим настоящим другом. По-моему мнению дело не в нации, а в человеке. Как говорится, в каждом стаде есть паршивая овца!!!

18/09/11, Туаты
Осетины,которые пишут в левой колонке,прошу не надо уподобляться людям недостойным ответа.Не оскорбляйте никого.Мы никогда не занимались пропагандой.Мы толерантный народ и нам нет смысла ничего доказывать.Мы всегда были осетинами,жили своей размеренной жизнью.Даже в условиях Центрального Кавказа не потеряли свои традиции и культуру.Свой язык.Никогда не били в спину,как шакалы.Доказывают только слабые и ушемленные.Люблю свой народ и нашу историю.В моей семье все осетины,но никто не внушал мне что мы лучше,чем другие народы,никогда не слышала слов ненависти в адрес других народов.А учили тому,что должна знать осетинская девушка.Уважать старших.Знать свои корни.Почитать обычаи и т.д.Кстати,один из древних осетинских обычаев называется жиуон(по рус.) - обычай взаимопомощи независимо от национальной принадлежности,а это уже говорит о многом.Таких примеров много.Быть Патриотом и быть нацистом - это разные вещи.Так вот мы не нацисты.Да какая разница что там пишет Дэни Баксан?Спасибо всем:-)

24/10/11, Karima89
Мои чувства 50 на 50)Я сама на половину осетинка,но всю жизнь прожила в России,моя кровь конечно манит меня в те края.Там очень красиво и уезжаю,я,оттуда со слезами,короче, наверное, хочу там жить)))))Но до сеих пор понять не могу их отношение к девушкам,ну и к русским девушкам,насколько я поняла,это 2 разные категории))))))А так как я всю жизнь прожила в России,и срать,что мой отец осетинец,отношение ко мне как к руской)Мне оооочень нравятся мужчины-осетины,но...Короче получилось,что общались по интернету,после 2-х встреч я отдалась,не железная ведь,обаяние просто сумасшедшее)))))))А он...не позвонил потом и,что самое интересное удалил свою страничку из соц.сети....Неадекват какой то,может знающие люди подскажут мне,что не так?Рано дала?Так я не планировала с ним встречатся)))))))Странный какой то))))))))Ну,а в целом все вообще СУПЕР)))))))))))

09/11/11, ОСЕТИН
осетины замечательный народ и то что вы пишите там в правой колонке это всё чушь! чё вы историю вспоминаете? я не понимаю на данный момент осетины плохой народ? НЕТ! кто там их трусами называет? а? я УВАЖАЮ русский народ они нам осетинам как браться! но честно скажу что в Москве Питере... одни трусы и лохи живут большинство! с 7 лет уже бухают курят и хрен знает кем вырастаеют а в осетии в 5 лет ребенок уже на борьбу ходит!

06/12/11, Елена Цаликова
Неужели многие здесь просто забыли,что они люди?Мне очень стыдно за безграмотность,которую только подчеркивает нецензурная лексика и хамство,и с одной,и с другой стороны.У каждого свои мысли,чувства,мнения...Я люблю свой народ,хорошо отношусь и к россиянам.Простите,но среди и осетинов и русского народа есть представители,которых сложно назвать образованными,честными и УМНЫМИ людьми,подтверждение я нашла и в левой и в правой колонке-не буду переходить на личности,если таковые имеются.Кавказский менталитет своеобразен,многое чуждо представителям других народностей.Жаль,что многое мы теряем - язык, обычаи, традиции,почетание в той или иной мере.Я верю своему нороду,люблю его и уважаю,а неаргументированные, хамские высказывания,считаю смешными.Люди,не стройте из себя политиков,знатоков культуры-это очень далеко от истины,просто помните,что все мы о двух руках,о двух ногах.Спасибо,каждому и всем мирного неба и земли.Иу лаеджы хуызаен.

09/12/11, белаз
вообще глупо относиться плохо ко всей нации целиком... я знал в жизни несколько осетинов и за исключением одного они были отличными людьми и настоящими друзьями, готовыми помочь в любой ситуации. и мужское они не нарушали и трусость не проявляли как тут про них писали в красной колонке так что ненадо весь народ по отдельным людям судить...

12/04/12, Ruslan0015
Сам я осетин и горжусь этим, и благодарю Бога что родился именно осетином. А всем тем которые пишут в красной колонке я сочувствую потому что наверно даже ночами от этой ненависти не спят. Уверен что не один из этих ненавистников осетин что здесь пишет в реальности не осмелился бы сказать это всё осетину в лицо. Виртуальные воины только и можете стучать по клавиатуре сидя перед своим компьютером в удобном кресле. Не надо разжигать межнациональную ненависть. Страна большая и только сплоченность всех народов поможет жить комфортно в ней.

22/04/12, Gasiy
. Не буду восхвалять этот маленький народ, так как в нем также присутствует куча недостойных граждан, но большой плюс в том, что он более цивилизованный, хотя бы потому что в этом регионе люди достаточно гостериимны, дружелюбны и знают понятие чести. Если ты сделаешь осетину добро, он тебе ответит вдвойне. В Осетинских жилах течет мощная кровь!!! Ирон!!! Будь умнее, не поддавайся на дешевые провакации со стороны недругов. Живи! Рожай детей! Люби свой народ и гордись не только его великой историей. Развивайся! Береги свой родной язык! Помоги земляку, где бы ты не был. И тогда твоя великая нация будет бесконечно процветать!

31/05/12, Toriya
Осетины - это один из моих любимых кавказских народов (после грузин, конечно же). Я с детства общаюсь с полу-осетинкой. Точнее она моя крестница. Также хочу обратить внимание на то, что по зомбоящику никогда не услышишь, что осетины танцевали лезгинку в общественном месте, резали русских или что-то в этом роде.

17/07/12, Xetto
Осетины самый Честный,Сильный,и Благородный Народ а такие как ингуши И чеченцы всегда завидовали им!Осетинам нету равных пора с этим смириться!

01/08/12, agunda777
Откройте большую энциклопедию или залезьте в интернет. И там легко найдете таких урартских царей как РУСА первый, РУСА второй, а также найдете еще Урартского царя ТИГРАНА, что тоже говорит не в пользу ингушности Урартского государства. Т.к в ингушском языке, языке леммороев тоже нет таких слов, зато есть Армянское имя ТИГРАН. А еще есть столица ИРАНА - ТЕГЕРАН (ТИГРАН) . Кстати, осетины по другому еще называются ИРОН. А у Ирана и Армении арийское происхождение.Можно много приводить фактов и только фактов, чтобы доказать непоследовательность рассуждений тех, кто справа,об Алании и их потомков. Только стоит ли. Справа всего лишь антиосетинская истерия, которая нагнетается фальсификацией фактов, но историю не изменить, как бы вы не старались.

01/08/12, agunda777
Что касается 92 года, то постыдились бы...Не надо забывать знаменитую фразу Александра Невского "Кто с мечом придёт - от меча и погибнет" Только пришли с мечом те, кто прятался за ваших беременных женщин, стариков и детей. И ваши женщины, старики и дети были добровольным щитом, чтобы беспрепятственно зайти на чужую территорию в 4 часа утра, когда еще спали наши старики, наши дети, наши женщины. Зашли без одного выстрела, потому что ни один осетин(На посту было два милиционера) не посмел выстрелить в тот живой щит. Это ваша стратегия воевать с женщинами, стариками и детьми, врываясь ночью в дома бывших своих соседей и жестоко расправляясь с безоружным населением. Это вас тогда русские спасли, когда стали на границе через три дня, после того, как вас вышвырнули туда, откуда вы выползли. Стратегия грузин в 2008 мало чем от вашей отличалась, поэтому вы поете дифирамбы им. Если грузины бы пришли бы к вам таким образом, ваш визг бы слышен был бы до Юпитера, если не дальше.

01/08/12, agunda777
Откройте большую энциклопедию или залезьте в интернет. И там легко найдете таких урартских царей как РУСА первый, РУСА второй, а также найдете еще Урартского царя ТИГРАНА, что тоже говорит не в пользу ингушности Урартского государства. Т.к в ингушском языке, языке леммороев тоже нет таких слов, зато есть Армянское имя ТИГРАН. А еще есть столица ИРАНА - ТЕГЕРАН (ТИГРАН) . Кстати, осетины по другому еще называются ИРОН. А у Ирана и Армении арийское происхождение.Можно много приводить фактов и только фактов, чтобы доказать непоследовательность рассуждений тех, кто справа,об Алании и их потомков. Только стоит ли. Справа всего лишь антиосетинская истерия, которая нагнетается фальсификацией фактов, но историю не изменить, как бы вы не старались

31/08/12, Карл Льюис
Осетины самая благородная и достойная нация народов Северного Кавказа(не хочу ни кого обидеть)они особенные,во истину королевская голубая кровь!Я родился в Сибири и не стал бы ни когда оскорблять своих соседей,народы других национальностей с кем я живу рядом,а их много: украинцы,буряты,якуты,калмыки, татары и т д,разная культура и вероисповедание - отдельные омерзительные "личности" и среди них иногда попадаются.Почитаешь все это и... обалдеешь- проблема на Сев Кавказе действительно существует.Я плохо разбираюсь в особенностях взаимоотношений народов Кавказа, и ни когда не был в Осетии,но у меня много знакомых и приятелей среди них и многое читать очень не приятно, что пишут их земляки.

01/09/12, Карл Льюис
А вообще Осетины молодцы! Их много они среди нас! ,а главное они не потеряли своей самобытности, культуры,своего Я - при этом не ущемляя не чьих интересов. Молодые парни (и не только молодые) самые лучшие в мире спортсмены, что особенно касается борьбы, боев без пр-л, бокса,в этом сигменте на планете им равных нет,сборная Осетии может противопостоять любой национальной сборной,а может и сборную мира победить.Тут пишут всякую историческую чушь-это же не интересно. Осетинская молодежь учится в престижных институтах,занимается спортом,кузницей олимпийских чемпионов и девушки у них самые красивые...За ними будущее Северного Кавказа остальные им, от своего бессилия и никчемности, просто завидуют - вот и пишут всякие гадости.Красноярск

Руслан Кучиты,

Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями в глубь веков, многие – в скифско-аланские времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Во многом этому способствовала длительная изоляция народа в горах после опустошительных набегов монголо-татар и орд Тимура. И хотя, территориальная близость и крепкие связи с соседними народами не могли не оставить свой след, осетины и сегодня в пределах возможного, бережно хранят Фарн предков и их духовно-нравственное наследие.

Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с описания народных праздников, элементов застолья и тп. Несомненно, они важны. Но есть и другая составляющая нашего бытия, которая на сегодняшний день гораздо более актуальна и важна. Это – духовно-нравственный мир осетина, нормы его поведения и правила взаимоотношений с окружающим обществом. С них мы и начнем. Итак...

Традиционные нормы поведения осетина (осетинки) в обществе и в семье.

Как известно, государственно-правовые институты и светские законы пришли в нашу осетинскую жизнь сравнительно недавно – пару сотен лет назад. А если быть точнее, то они и сегодня не воспринимаются народом в такой степени, как, скажем, в странах Западной Европы.

На протяжении многих веков для горцев незыблемы были другие законы – неписанные нормы поведения, эдакий своеобразный кодекс чести. Адаты, как их принято называть в русскоязычной среде, были отработаны веками и удивительно действенны. Они также не были лишены элементов демократизма и социальной справедливости.

В каждом горном обществе (селении, ущелье) действовал совет старейшин – Ныхас (букв. – «слово, разговор»). Для разрешения спорных вопросов собирался народный суд – Таерхон, где вершили справедливость наиболее мудрые, уважаемые и взвешенные люди.

Вот что писал по этому поводу Г.А. Кокиев:

«Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги –“фаедис”- не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?») Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода.

В общественной жизни осетин с древнейших времен ныхас играл важ¬ную роль. Термин «ныхас» в буквальном смысле значит «разговор»... В каждом осетинском ауле имеется определенное место, обычно в центре аула, для сборища стариков, которое тоже называется «ныхасом». Старики на «ныхасе» сидели на больших камнях, которые от долгого употребления не только отшлифовались, но даже приняли форму человеческого таза...

На «ныхасе» старики занимали места строго по старшинству. Если стать лицом к сидевшим на «ныхасе» старикам, то самый старший, являвшийся председателем «ныхаса», занимал второе с края место с левой руки. Сидевший с правой стороны старик, занимавший крайнее место, считался заместителем старшего. Все остальные старики занимали места строго по старшинству по левую сторону. Кроме стариков на «ныхасе» всегда бывало много молодых людей, не имевших права сидеть при старших, а потому чинно стоявших на левом конце «ныхаса». Молодые люди с почтительным вниманием слушали рассказы стариков. «На «ныхасе» люди собирались не только для обсуждения важных общественных вопросов, но и для того, чтобы послушать новости дня или, как их называют по-осетински, «хабары»...

«Ныхас» в прошлом осетинской действительности представлял собою такую родовую организацию, в которой каждый пользовался правом голоса. Старший предоставлял право голоса и молодым людям, когда в этом была необходимость. Молодой человек, которому предоставлялось слово, выходил на середину «ныхаса», чтобы его было видно и хорошо слышно всем старикам, и держал слово. Он говорил кратко и внятно по интересующему всех вопросу, после чего опять занимал своё место в ряду молодых людей. Надобно сказать, что молодые люди на «ныхасе» учились у стариков ораторскому искусству, почтительному отношению к старшим, знакомились с нормами обычного права, с мировоззрением и нравственными понятиями своего народа. «Ныхас» являлся своего рода «парламентом» родовой организации, в котором формировалось общественное мнение, обязательное для всех членов общества. На «ныхасе» обсуждались важнейшие вопросы общественной жизни данного общества. На «ныхасе» обсуждались возникавшие с соседними обществами конфликты и принимались по ним определенные решения. Вопросы, связанные с примирением кровников, конфликты между родами и даже между отдельными членами рода - также выносились на «ныхас».

По всем вопросам - внешним и внутренним - выносились решения в строгом соответствии с нормами обычного права осетин...

Понятия осетина о чести и человеческом достоинстве формировались в условиях доклассового общества, в котором лозунг «один - за всех и все - за одного» являлся основным. В сознании осетина личное и родовое были неотделимы. Каждый член родового коллектива считал себя ответственным за свой коллектив, а родовой коллектив, в свою очередь, считал себя ответственным за каждого своего члена. Отсюда осетин, оберегая свою честь и достоинство, одновременно оберегал честь и достоинство своего родового коллектива.

По воззрениям осетин, человека можно оскорбить и опозорить физически и морально. К физическим оскорблениям осетины относили нанесение удара палкой или плетью. Осетины говорили, что палка существует только для собак, следовательно, ударивший мужчину палкой, равняет его с собакой, а потому в ответ на такое унижение и оскорбление человеческого достоинства следовало убийство...

Таким же унизительным оскорблением осетин считал удар плетью. Плетьми били только бессловесных и бесправных рабов, а потому осетин считал для себя большим позором уподобиться рабу, которого наказывали плетью...

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке. Горец мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но чтобы головной убор у него был образцовый. Как бы беден ни был горец, но шапку всегда старался иметь отличную. Да и как не заботиться о шапке, когда, по взглядам осетин и вообще горцев, она - принадлежность мужчины, а не платок - принадлежность женщины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине.

Шапка в глазах осетина - символ мужества, силы, отваги и превосходства перед женщиной, а потому она должна быть на голове мужчины неприкосновенной...

Так же болезненно реагировал осетин на словесное оскорбление жены, матери или близкого покойника... Нравы доклассового общества веками воспитывали в осетине гордость и мстительность. За оскорбление личности и человеческого достоинства осетин жестоко мстил своему врагу. Господствовавший лозунг «кровь за кровь», являвшийся ярким отражением идеологии родового общества, веками воспитывал в осетине мстительность за нанесенное ему оскорбление. Никакое оскорбление не могло остаться ненаказанным...

Своеобразны и специфичны понятия осетин о стыде. Вообще говоря, осетин весьма, стыдлив. Подчас он считает постыдными такие нормы поведения, которые для многих нередко могут быть совершенно непонятны. Весь комплекс понятий осетина о стыде по своему характеру может быть сведен к двум основным группам. К первой группе понятий, порочащих доброе имя человека, следует отнести нормы его поведения в обществе, а ко второй - нормы поведения человека в его личной жизни. О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе. Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен был относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявленное непочтение к старшим, которое осуждалось общественным мнением, у осетин считалось стыдом, роняющим доброе имя человека. При старших младшему нельзя было сидеть, при разговоре нельзя было перебивать его, малейшее желание старшего следовало предугадывать и предупреждать, услуживать ему, знать свое место на «ныхасе», за столом и в пути, когда приходилось ехать куда-нибудь верхом со старшим. Среди молодых старший пользовался непререкаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе сохранилась любопытная поговорка: «Зарондан фиддзаг ниссарфа финдз, уадтай бафарса зундабал» («Старшему сперва вытри нос, а потом спроси у него мудрого совета»)...

Со своей стороны и старший в отношении к молодым должен был вести

Себя в высшей степени корректно и тактично, не злоупотребляя своим положением.

Большим стыдом у осетин считалось без приглашения, так сказать «хуаддзо» (ирон. «хаддзу»), приходить на поминки или пиры. Правда, непрошеного гостя никто не стал бы стыдить, но своим отношением к нему каждый давал ему понять, что поступок его, с точки зрения народных обычаев, заслуживает осуждения. Среди осетин сохранилась интересная поговорка: «Да губуни фадбал мацо» («Не следуй за своим желудком»). В этой поговорке отражены взгляды осетин, говорящие о том, что человек должен быть выше всякой сытости и что не желудок должен регулировать его поведение за столом, а его рассудок, который должен воздерживать его от предосудительных, с точки зрения общественного мнения, поступков...

Осетин за общим столом не чувствует себя свободно, так как он скован массой условностей, несоблюдение или нарушение которых осуждалось общественным мнением. За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Старики за столом вели себя очень чинно. Нередко кто-нибудь затягивал песню в честь Уасгерги, а ему вторили почти все присутствовавшие здесь старики. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть - стыдно, а проявить обжорство - позор. И до сих пор в осетинском народе говорят: «Хунди фаццо афсастай, да хадзарма ба арцо астонгай» (На званый обед явись сытым, а домой возвращайся голодным). Осетин к голоду относился пренебрежительно. Проявить чувство голода, по его понятиям, было стыдно. И стоило немало усилий, чтобы осетина, даже когда он заведомо голоден, уговорить сесть за стол. А когда он садился, ел мало, причем сам процесс еды и хозяин и гость старались завуалировать приятным разговором...

Еще большим стыдом, чем обжорство, у осетин считалось напиться пьяным. За общим столом осетины выпивали изрядное количество горского пива или араки. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, но в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь.

Не меньшим стыдом в осетинском обществе считалась трусость, независимо от того, где она была проявлена,- при встрече ли с кровником или на войне. Своим недостойным поведением трус нарушал дружбу и товарищескую солидарность. Поэтому осетины проявленную на войне трусость справедливо расценивали как предательство. Трусливый человек покрывал свою голову и весь свой род позором. Человека, проявившего трусость на войне, в осетинском обществе бойкотировали и презирали. О человеке, проявившем трусость, народ складывал позорящую его имя песню, и, наоборот, о человеке, совершившем героический поступок или погибшем в неравной борьбе смертью храбрых, тоже складывали песню, которая увековечивала добрую память о нем в народе... В осетинском обществе для мужчины считалось стыдом реагировать на физическую боль. По воззрениям осетин, мужественный человек не должен реагировать на физическую боль. Это равносильно плачу, а мужчина не должен вообще плакать, чтобы не уподобиться женщине, о которой говорят, что у нее «глаза на мокром месте»...

Под непосредственным влиянием народных обычаев развивались и другие моральные качества осетина. Нормы обычного права народа вырабатывали в осетине честность и верность данному слову.

Чувство честности в осетине было сильно развито. Не будет преувели-

чением, если сказать, что осетин не имел понятия о лжи или обмане человека человеком. Общеизвестно, что среди осетин не существовало никаких письменных гарантий. Единственной гарантией во взаимоотношениях людей было слово. Слово осетина соблюдалось очень строго, а потому оно среди них имело силу письменного документа. Если осетин давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он сдержит его до конца. Под честное слово, без всяких свидетелей, осетин давал осетину в долг деньги или домашний скот с условием уплатить его стоимость к обусловленному сроку. И осетин всегда точно выполнял свое слово... Клятве принято было верить, так как в осетинском обществе все были уверены, что никто не принесет ложной присяги или клятвы. Если подозревали осетина в совершении какого-либо преступления, но осетин принял присягу или поклялся, что он не совершал преступления, с него снималось всякое подозрение. Осетин за выраженное ему доверие всегда отвечал доверием. Он очень высоко ценил доверие человека и, напротив, считал для себя тяжелым оскорблением, если выражали ему недоверие.»

Понятие что такое «хорошо», и что такое «плохо» разными народами может восприниматься по разному. Часто грань между «хорошо» и «плохо» довольно тонка и расплывчата. Для осетина «плохо» или «недостойно» - это когда человек своим поведением создает проблемы и неприятные ощущения для окружающих, когда частные интересы и корысть ставятся выше интересов общества, или же когда действия человека идут в разрез с правилами и нормами, принятыми в этом обществе. Причем, общество само непременно реагировало на любой акт недостойного поведения.

В осетинской жизни, всегда присутствовало много «аембаелы» или «не‘мбаелы» (принято – не принято). И все-таки были основополагающие нормы, на которых всегда держались дух народа, его сила и единство, как фундамент, без которого не может быть здания. Это – уважение к старшим, уважение к женщине, сохранение чести и достоинства. И если по утверждениям Франко Кардини, Бахрах, Литлтон и других европейских ученых, западные аланы оказали существенное влияние на становление средневековых рыцарских традиций в Европе, в Осетии эти традиции сохранялись на протяжении многих веков, являясь частью нашего «аегъдау» - кодекса поведения. В какой-то степени они присущи и сегодняшним осетинам.

Неправильно думать, что уважение к старшим сводилось лишь к безоговорочному подчинению им. Это, скорее, дорога двухсторонняя. Потому-что и мудрые старшие всегда уважительно относились к младшим, их стремлениям и нуждам. А тот старший, который этого не понимал, терял уважение. Помню, в 1970-х годах часто приезжал к другу в Гизель. Его отец, очень уважаемый в селе человек, обычно после недолгих распросов («Как поживаешь? Как себя чувствуют родители? и т.д.) всегда оставлял нас наедине, понимая, что в его присутствии мы будем чувствовать себя скованно. К сожалению, сегодняшняя жизнь изобилует и другими примерами. Когда пожилые люди сажают рядом с собой за стол ровесников своих детей, заставляют пить «по полной программе» и потом требуют уважения к своей персоне.

В осетинской среде не было и не должно быть одного стандарта поведения для различных ситуаций. То, что непредосудительно в одной, может быть недостойным и оскорбительным в другой. В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ, Словом, осетинское общество придерживалось многих «табу» - неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти.

В самых крайних случаях на сельском сходе или Ныхасе человеку (чаще всей семье) могли объявить «Хъоды» - всеобщее презрение и отвержение. «Хъодыгонд» оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший обычай «Хъоды» и вступивший с отверженнным в контакт, сам рисковал оказаться в том же положении.

Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных - мужчин. Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.

Обычно кровная вражда рано или поздно заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В условиях действия светских законов и органов правосудия такие действия могут показаться ужасной дикостью. Но в те времена кровная месть являлась одним из весьма существенным регуляторов общественных взаимоотношений и сдерживающим фактором.

В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствала на Ныхасе, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом (см. высказывания Г.Кокиева выше). Она занимала своё, особое место в структуре осетинского общества. С этим уважением связано много старых осетинских традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися (на снимке: фрагмент из хореографической постановки «Поединок»).

Интересен и неоднозначен обычай «уайсадын» - когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия (аегъдау). Этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить уайсадаен (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом....

В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты - строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и тп. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, осетин никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.

Интересен рассказываемый в народе случай, когда разговаривая со старшим, молодой мужчина заметил, что его малолетний сын, ползавший по земле, во-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора со старшим, он незаметно наступил на рубашку мальца, и держал его так, пока старший не закончил разговор и не ушел. Даже ради спасения жизни собственного ребенка, мужчина не мог перешагнуть через аегъдау, унизиться и взять ребенка на руки при старшем.

Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Мальчиков с раннего детства воспитывали в спартанском духе, без баловства, в труде и готовности к защите. В нужде и тяжелых условиях горской жизни молодые люди постигали науку жизни, тренировали дух и тело, упражнялись в воинских искусствах. Ведь каждый мальчик прежде всего рассматривался, как будущий воин. Большим почетом пользовались те молодые люди, которые лихо джигитовали, стреляли из винтовки и фехтовали. Необходимыми атрибутами также считались умение красиво плясать и петь. Перед тем как выдать замуж девушку, её родня проверяла жениха по всем этим категориям, и только после этого ему давали оценку: «достоин – не достоин». Знатностью и богатством нельзя было добиться того уважения, которое каждое осетинское общество питало к храбрым и решительным удальцам. При этом, физическая смерть не должна была пугать осетина. Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род. И наоборот, храбрые и мужественные воины, становились героями на века. Их героизм воспевали в песнях и сказаниях.

Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.

Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.

Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.

Парни приглашали девушек на танец и были счастливы если удавалось потанцевать с той, которая нравится. В этом танце они показывали всю свою сноровку и удаль. Кроме того, в традиционном танце «Симд» можно было взять девушку под руку, не навлекая на себя гнева её родни.

Сегодняшняя жизнь внесла много корректив в отношения молодых. Многое из того, что было немыслимым раньше, стало обыденным и привычным в наши дни. Другие нормы морали у большинства молодых осетинок. Другими стали и парни. Но и сегодня, когда приходит время создавать семью, подавляющее большинство парней для серьёзных отношений предпочитают не тех девушек, которые доcтупны и «без комплексов», а тех, кто наделён качествами, ценившимися в Осетии веками.

Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. А если всё-же приходилось упоминать о ней, или о детях, мужчина всегда, как-бы просил прощения у окружающих («Уае фарн бирае, ...»).

При этом муж и жена не называли друг друга по имени. Обходились выражениями типа «Не фсин» (наша хозяйка), «Сываеллаетты мад» (мать наших детей), «Нае къаебаергаенаег» (Готовящая нам пищу), «Нае лаег» (Наш мужчина), «Нае хаедзары хицау» (Глава нашего дома) и т.п. Часто муж называл жену и по её «фамильному имени»: «Абиан»(из Абаевых), «Дзугиан» (из Дзугаевых), Къаебысон» (из Кабисовых). Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от черезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка («Дада» и «Нана»), принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».

Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. «Мае фыдгулы хаедзараей ма хъаер ныхас райхъуыса» (Пусть со двора врага моего слышится громкая ругань) – говорили раньше. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был бесприкословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.

Осетин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Характерным примером носителя этих норм являлся знаменитый силач-великан и цирковой борец Темирболат Кануков

Он настоял перед руководством цирка на том, чтобы ему разрешили бороться на ковре в рубашке. Поэтому на всех сохранившихся фотографиях, среди тогдашних лучших борцов России, играющих на людях своими мускулистыми полуобнажёнными телами, Бола единственный – всегда в одежде.

Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена Б.Канукова давно прошли. В моду вошли миниюбки, шорты и на борцовском ковре сегодня никто в рубашках не борется.

И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в такой юбочке, что как ни вертись в той же маршрутке, а «что-нибудь» всё равно видно, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена... Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас осетин, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.

Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные осетинские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.

И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых в интернете на всеобщее обозрение. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одну из самых основополагающих норм поведения осетина.

Интересны и взаимоотношения между старшими в доме и невесткой. Обе стороны соблюдали между собой определенную дистанцию. Старшие – не позволяя никаких вольностей и непристойностей в присутствии невесты. Та же дистанцировалась и держалась в рамках осетинской этики через обычай «Уайсадын». Она не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи и, тем более, с ними самими, обходясь общением через младших. На первый взгляд этот обычай выглядит дикостью. Но при более глубоком изучении его, приходишь к выводу, что он был незаменимой и очень полезной и действенной сотавляющей традиционного уклада жизни осетин прошлого.

В более поздние времена, в Осетии стали практиковать «Снятие Уайсадын», то есть освобождение невесты от соблюдения этого обычая. Для этого, хозяин дома забивал быка или барана, приглашал близких и соседей на кувд (пир). Здесь, в присутствии всех, он преподносил невестке почетный бокал, благодаря её за столь рьяное соблюдение традиций и высокую мораль, и разрешая ей с этого момента разговаривать с ним и при нем.

Традиционные взаимоотношения в осетинской семье прошлого хорошо описаны А.Х.Хадиковой в недавно изданной книжке «Осетинский этикет» из серии «Моя Осетия», которую я вам рекомендую к чтению.

Продолжение следует.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...