Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Основные отличия в национальных латышских узорах. Национальные костюмы. Латвия Национальный костюм латвии описание

Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.

Литовский народный сценический костюм

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Женский костюм

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
1) туникообразные,
2) туникообразные с наплечниками,
3) с поликами, пришитыми по основе,
4) более поздние, на кокетке.
За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liетепé). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.


Литовский народный костюм Аукштайтии (2)

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
Литовский народный костюм Дзукии (2)
Литовский народный костюм Жямайтии (3)

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки . Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

Региональные особенности

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.

Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.

Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы - «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Мужской костюм

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.

Литовский народный костюм Сувалкии (1)
Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние - на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Литовский народный костюм Жямайтии (1)
Литовский народный костюм Жямайтии (2)
Литовский народный костюм Дзкуии (3)

Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки . Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).

В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:

Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

Археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей пример но начиная с VI в. н. э. По реконструкциям археологов, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала - «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных посто- лов, мужская одежда - из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. Украшения были близки по форме к тем, которые обнаружены археологами в Литве и Эстонии, однако в деталях и в отношении излюбленных форм существовали отличия даже на территориях различных объединений древнелатышских племен.

В период XIV-XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что после вторжения германских феодалов и связанного с этим ухудшения социально-экономического положения латышей значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII - первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды. Особенности их в известной мере восходили к различиям в материальной культуре отдельных племенных объединений, некогда населявших территорию Латвии. Натуральный способ ведения хозяйства и слабость культурных связей в период феодализма способствовали сохранению и развитию местных особенностей народной одежды. Лишь в середине XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма, расширением местного рынка и распространением в деревне фабричных тканей, создались условия для их нивелировки.

В латышском народном костюме можно выделить пять главных комплексов: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения одежды.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности латгалами и ливами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части - прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток (в отдельных случаях - в восточной части Видземе - воротник украшается цветной вышивкой); юбка - продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах-с пришитым лифом; наплечные покрывала - внллайне -белые, в некоторых районах с богатой вышивкой (например, крустпилсский тип). Девичий головной убор - красный венок, вышитый стеклянным бисером (в северной Видземе - красные шерстяные ленты для волос). Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей - русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая (в северной части Латгалии - белая) юбка, виллайне - крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала - «снатене» (snatene ). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние - полотенчатый головной убор (gal - vas auts ).

Третий комплекс аугшземский характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях - земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» (namats ), длинное полотенце, которым обматывали голову.

Распространение четвертого - земгальского - комплекса совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка - клетчатая или полосатая с особым браным узором («цветочным»); виллайне - с богатой тканой каймой, без вышивки; головной убор - шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки - сзади.

Пятый - курземский - комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии цо сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям.

Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой. Курземский комплекс одежды сохранялся особенно стойко, в некоторых районах - вплоть до середины XX в.

Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.

Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.

Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана - короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.

В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны; выделяются богатством отделки мужские кафтаны из окрестностей Мазсалац и Алуксне.

В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных - высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу - так называемую ратене (ratene ).

Выходя из дома, в любое время года, брали с собой перчатки, которые в холод надевали, а в жару затыкали за пояс.

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими ( slengene ) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Довязывание платка на шее - обычай сравнительно поздний, получивший распространение примерно в середине XIX в., причем на западе Латвии больше, чем на востоке.

Женская одежда, начиная со второй половины XIX в., а мужская еще раньше, заменяются одеждой, сшитой из покупных тканей по городской моде. Как исключение, можно привести пример Ницаской, Бартской, Руцавской и Алсунгской волостей, где народный костюм сохранился вплоть до первой четверти XX в.

Наиболее длительное и полное развитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды (носки, перчатки и др.).

Со второй половины XIX в. зажиточные крестьяне начинают подражать в одежде дворянам и богатым горожанам-немцам. Постепенно городское влияние проникает во все слои крестьянства. Все чаще для шитья одежды, в первую очередь праздничной, стали использовать ткани фабричного производства, покупные или полученные с фабрики в обмен на шерсть от собственных овец. Рабочая одежда и ткань для нее до недавнего времени изготовлялись дома. Распространению городской одежды способствовали оживленные связи с городом, куда уходила на заработки значительная часть сельской молодежи. По всей Латвии одежда городского типа приобрела определенные относительно устойчивые формы. Широко распространились длинные расклешенные юбки из серой или черной ткани с темными горизонтальными полосами, нашитыми вдоль нижнего края; блузки с длинными или полудлинными рукавами из однотонной или цветастой хлопчатобумажной ткани. В прохладную погоду носили облегающие фигуру шерстяные кофты со складками на бедрах и в верхней части рукавов. Такие же кофты носили пожилые женщины.

В одежде рабочих еще в начале XX в. имелось очень много крестьянских элементов. Это объясняется тем, что значительная часть рабочих, перебираясь из деревни в город, сохраняла домотканую одежду.

Вместе с тем народные костюмы стали использоваться на праздниках песни. Художники того времени пытались провести стилизацию этих костюмов, тем более, что почти на всей территории Латвии (исключая отдельные волости Курземе) народная одежда исчезла. Но модели, созданные художниками и опубликованные в печати, широкого распространения не получили.

В годы буржуазной республики материальное положение играло решающую роль в определении количества и качества одежды у разных слоев населения. В то время как богатые хозяева и члены их семей носили модное покупное платье, большая часть трудовых крестьян и батраки вынуждены были довольствоваться одеждой из домотканой льняной или полушерстяной ткани. Различия проявлялись и в головных уборах: если зажиточные хозяйки и их дочки шеголяли в модных шляпках, то малосостоятельные женщины и батрачки по-прежнему носили платочки.

В мужской одежде имущественные различия проявлялись в качестве материала и количестве предметов костюма; покрой был в общем одинаковым и у богатых, и у бедных.

В последние годы фашистской диктатуры роль народного костюма в формировании современной одежды чрезмерно преувеличивалась. В этот период делались обреченные на неудачу попытки пропагандировать псевдонародные костюмы из дорогих современных материалов, пригодные якобы в повседневной жизни.

В настоящее время проявления классовых различий в одежде исчезли, почти полностью стерлись и различия в одежде горожан и жителей сельских местностей.

В современной женской одежде на первый план выдвигается ее практичность и красота. Форма отдельных деталей одежды сообразуется с требованиями, связанными с трудовой деятельностью. Во многих отраслях производства используется спецодежда. Летом на работе молодые колхозницы носят клетчатые или цветастые платья из хлопчатобумажной ткани, реже - юбку с блузкой. Женщины пожилого возраста носят шерстяные или полушерстяные юбки темно-серого, синего или коричневого цвета, а также пестрые ситцевые кофточки. Среди пожилых женщин весьма распространены передники и головные платки. Молодые горожанки в последние годы часто носят пестрые хлопчатобумажные юбки и одноцветные блузки. Зимой преобладают одноцветные шерстяные или хлопчатобумажные платья. Верхнюю одежду для молодых и пожилых женщин шьют из одинакового материала: весной и осенью-из шерстяной ткани, летом и в дождливые дни носят плащи из импрегнированной хлопчатобумажной ткани.

Летом на работу сельская молодежь ходит без чулок, в спортивных туфлях - «теннисках», кожаных сандалиях, босоножках. В городах летом носят преимущественно босоножки и туфли, часто с чулками. Зимой в деревне носят покупные хлопчатобумажные чулки, шерстяные носки собственной вязки, в городе преобладают капроновые чулки.

Осенью и зимой колхозницы независимо от возраста носят резиновые сапоги и боты. Зимой девушки часто носят лыжные ботинки, а в городе - большей частью теплые ботинки.

Одежда городских работниц не отличается от одежды колхозниц, хотя в городе, естественно, несколько раньше осваиваются модные новинки.

В целом о будничной женской одежде можно сказать, что она подразделяется в зависимости от возраста и характера выполняемой женщинами работы. Платье большей частью покупают в магазинах или шьют на заказ в ателье.

Из практических и гигиенических соображений мужские рабочие костюмы в последнее время шьют из хлопчатобумажных тканей. У рабочих в сельских местностях, особенно у шоферов и трактористов, приняты хлопчатобумажные комбинезоны. Если позволяют условия труда, молодые мужчины носят на работе трикотажные спортивные рубашки, либо рубашки с короткими или засученными рукавами.

Мужские рубашки большей частью уже не шьются дома, а покупаются готовыми. Для рубашек используются различные материалы: хлопчатобумажная белая, полосатая или клетчатая, а также льняная или полушелковая ткани. Хлопчатобумажная ткань, как более дешевая и практичная, употребляется чаще, чем льняная и полушелковая. В последние годы в городах юноши носят рубашки навыпуск без пояса.

Мужчины пожилого возраста одеваются теплее и носят часто даже летом поверх рубашки толстые вязаные свитеры со стоячим воротничком, застегивающиеся спереди.

Мужская верхняя одежда - зимой пальто или полупальто из шерстяной ткани на вате, реже - полушубки, а в дождливое время - прорезиненные и брезентовые плащи.

Летом юноши даже на солнце работают с непокрытой головой; праздничным головным убором служит фетровая шляпа. Пожилые мужчины в теплое время года носят кепи (zokeicepuri ), у стариков иногда еще встречаются картузы. Горожане охотно носят береты и фетровые шляпы. Зимой мужчины вне зависимости от возраста и в городе, и в деревне носят меховые шапки.

Мужчины летом носят кожаные ботинки или туфли, а молодые - также и «тенниски». В редких случаях пожилые люди и дети носят галоши. Зимой на работе в лесу пользуются валенками и сапогами, а осенью и весной - резиновыми сапогами. Носки носят покупные, хлопчатобумажные или шерстяные, домашней вязки.

Высокий уровень материального благосостояния ярче всего проявляется в одежде, предназначенной для выходных дней, праздников и торжеств. Особенно показательна в этом отношении одежда молодежи. Юноши даже в будни, после трудового дня в колхозе или на заводе, отправляются на местные вечера отдыха и в кино в хорошо сшитых костюмах из высококачественной ткани фабричного производства.

Женскую летнюю выходную одежду большей частью шьют из цветастого шелка, узор и оттенок которого подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом.

Сельская молодежь следит за модой, поэтому вполне естественно, что праздничная одежда сельской молодежи близка к городской.

Женскую одежду обычно заказывают в районнах или рижских ателье мод, рабочую одежду и простые хлопчатобумажные платья шьют дома. В последние годы в связи с увеличением ассортимента и повышением качества готовой одежды население сельской местности все охотнее покупает ее.

В народных костюмах выступают участники коллективов художественной самодеятельности, певческих праздников. Старинный народный костюм служит неисчерпаемым источником мотивов современной одежды.

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. Не случайно его называют символом национальной идентичности, рассказывает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Латышский народный костюм — возрожденный вариант традиционной народной одежды — широко используется и в наши дни в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Он не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает принадлежность к конкретному региону Латвии.

Интерес к народному костюму возник и сохраняется во многом благодаря Празднику песни. Это уникальное событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма и традицию его ношения. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В народном костюме с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории и культуры конкретного народа. Этот символ тесно связан с народной жизнью и праздничными ритуалами. Свадьба - пожалуй, самый главный из них.

Вы не задумывались, почему латышский народный костюм такой тяжелый, многослойный и теплый? Не только потому, что климат на территории нынешней Латвии был холоднее, поясняет Линда Рубена, эксперт в области народно-прикладного искусства Латвийского Национального центра культуры.

«Этот костюм теплый и потому, что праздники всегда происходили осенью — был урожай, можно было покормить всех гостей. С тех пор завелась традиция справлять свадьбы осенью»,

— говорит Рубена.

Это образец народно-прикладного творчества, комбинация ремесленничества и рукоделия: ткачества изо льна и шерсти, вышивки нитками, бисером и бусинками, вязания спицами и крючком, плетения кружев, ленточек и поясов. Не забудем про сапоги и постолы из кожи, и сакты из металла. И все это создавалось своими руками. Как правило, девушки сами заботились об этой части приданого.

На создание одного праздничного наряда уходило не меньше года. Ну, а рукавиц с традиционными латышскими узорами невеста должна была навязать пару сотен — чтобы было, чем одаривать гостей на свадьбе.

Латышский народный костюм состоял из традиционных элементов одежды, с которых можно было считать информацию о достатке и семейном положении владельца.

«Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось.

В мужских костюмах меньше орнаментов, это связано с тем, что женщины оставались для работы дома, а мужчины ездили в города и имели возможность купить для себя больше одежды, чтобы прилично выглядеть на публике.

[...] В женском костюме большую роль играл головной убор. Если это венок — девушка незамужняя, у замужней — шапка или платок. Правда, к концу XIX века ношение платка уже не было так строго определено. Чтобы закрывать воротник, использовались сакты. Накидка на плечах могла держаться на сразу нескольких сактах — это было демонстрацией зажиточности», — рассказывает специалист.

Народные костюмы балтийских народов чем-то похожи, но чем дальше от границы или портовых центров, тем более самобытно одевался народ.

С какого времени ведет свою историю латышский народный костюм? Историки берут во внимание письменные свидетельства, в данном случае — рисунки.

«Наверное, самый старый рисунок — от 1576 год, это «Дева из Курляндии». Там видны основные детали народного костюма, сохранившиеся до наших дней», — говорит Линда Рубена.

Свою лепту в сохранение латышского народного костюма внесли немцы и русские.

«Иоганн Бротце любил рисовать Ригу и ее жителей. Рисунки довольно примитивные, но, тем не менее, по ним можно узнать, как здесь одевались. Это конец XVIII и начало XIX века. [...] Он путешествовал по Латвии, рисовал жителей разных регионов. Его рисунки сохранились в архиве. В 40-50-е года XIX века Русское географическое общество решило исследовать все регионы, принадлежащие к Российской Империи, в том числе и Прибалтику. К нам приезжали исследователи, которые рисовали местных жителей. По этим работам тоже можно понять, как здесь одевались», — рассказывает Линда Рубена.

Осознание латышского народного костюма как культурно-исторической ценности пришло в конце XIX века. Знаковым событием стала Латышская этнографическая выставка — первая репрезентация латышского народа, его истории, культуры и достижений. Она проходила Риге в 1896 году в специально построенных деревянных павильонах. Экспонаты для нее собирались всем миром: вещи этнографического характера привозились из экспедиций по регионам, люди сами везли, что могли, в Ригу.

В каждом культурно-историческом или этнографическом крае — Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе — народный костюм имеет неповторимый облик.

Народный костюм у суйтов — католиков в лютеранских землях Курземе — необычайно яркий для латышей. Богатый на детали и цвета — это один из знаков их культуры. У мужчин — двубортные костюмы с перламутровыми пуговицами и шелковыми шейными платками, у женщин — красные юбки, клетчатые шали, цветастые платки. Дополняет женский наряд огромная сакта. На Празднике песни суйтов видно издалека. Даже поговорка родилась «Вырядился, как суйт».

Праздник песни подстегнул интерес общества к народному костюму. Это событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма, традицию его ношения и мастерство ткачей и рукодельниц. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В Празднике песни участвуют хоры и танцевальные коллективы, которые уделяют народному костюму большое внимание, находят деньги и к следующему празднику дополняют наряды хористов и танцоров новыми элементами одежды.

Подробнее о латышском народном костюме с комментариями Линды Рубены слушайте в подкасте выпуска программы .

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

Сообщить об ошибке

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с вами вспоминали национальную одежду Эстонии:
Ну а сегодня предлагаю поговорить о Латвии.

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно. По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.


Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» - длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.


Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...