Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Особые дети обычных родителей. Как общаться с мамами особых детей: как поддержать и не задеть? Братья и сестры "особых" детей

Для каждого родителя его ребенок — исключительный, особенный, не такой, как все. Но есть мамы и папы, которые отдали бы все на свете за то, чтобы их малыш стал самым обычным, среднестатистическим. Об этих людях и их детях не так уж часто говорят и пишут. Но к счастью, "заговор молчания" постепенно сходит на нет.

Сейчас в России около 600 тысяч детей-инвалидов и множество малышей с теми или иными физическими недостатками и выраженными особенностями развития. Семьи, в которых растут эти ребятишки, сталкиваются с трудностями, о которых широкой публике известно не так уж много, — а где неведение, там плодятся стереотипы и страхи. "Такие" дети рождаются только у наркоманов и алкоголиков, из семей с "такими" малышами уходят отцы, здоровые дети непременно страдают от общения с "такими" — и т.д. и т.п. Медработники нередко предлагают родителям оставить "особого" кроху уже в роддоме — мол, родите себе нового, — и многие мамы и папы действительно следуют этому совету. К счастью, все больше семей, особенно в крупных городах, где доступнее и информация, и помощь, решают растить детей самостоятельно, стараясь обеспечить им максимум возможностей для лечения и реабилитации.

Когда диагноз поставлен

О некоторых нарушениях в развитии малыша родители узнают уже при его рождении — например, о заячьей губе или . Другие остаются не распознанными в течение нескольких лет — скажем, . Но в любом случае реакция на известие о том, что ребенок — не такой, как все, — сильный стресс, шок и чувство потери. Когда малыш еще только развивается в утробе, мама и папа уже в красках представляют себе, каким он будет, строят планы, лелеют надежды, связанные с его будущей жизнью и возможностями. И мало кто оказывается готов к появлению на свет младенца, который не сможет оправдать этих надежд. Чувство потери отражает утрату того здорового, "обычного" ребенка, которого так ждали родители. Но одновременно с переживанием горя они должны ухаживать за малышом — настоящим, который у них отныне есть и который нуждается в их заботе — тем сильнее, чем сложнее проблемы с его здоровьем и развитием. Иное дело — если диагноз выясняется поздно (особенно в том случае, когда родители раньше специалистов замечают, что идет "как-то не так"). Тогда даже самые плохие новости способны принести облегчение — ведь они наконец-то избавляют взрослых от мук неизвестности и дают возможность предпринимать конкретные действия. В это трудное время особенно важна роль специалистов — на данном этапе, как правило, врачей. От них требуется дать родителям полную информацию о диагнозе ребенка, о связанных с ним ограничениях и возможностях развития малыша. К сожалению, не многие наши доктора умеют корректно донести до мам и пап нужные сведения. Даже в медицинской среде распространены мифы о туманных перспективах развития, например, детей с синдромом Дауна. Безусловно, родителям нужна правда — неизвестность мучительнее и страшнее. Но запугивать их и рисовать исключительно страшные картины — значит отнимать у и без того психологически подавленных людей силы, необходимые для ухода за беспомощным ребенком.

Братья и сестры "особых" детей

Надо ли рожать еще одного? Чем грозит появление в семье ребенка с особыми потребностями старшим, "нормальным", детям? Как они будут жить, если нас, не дай Бог, не станет? Родительские волнения не беспочвенны. Действительно, рождение "не такого" ребенка — стресс для всех членов семьи, включая детей, ведь они вместе с родителями переживают горе и утрату. Но дело не только в этом.

Если "особый" — младший

Семья, где растет несколько ребятишек — и один из них "особый", сталкивается с множеством проблем. Прежде всего, это дефицит ресурсов. Родители объективно должны посвящать больному малышу много времени и сил — крохе требуются многочисленные медицинские процедуры, включая госпитализации, реабилитационные мероприятия (гимнастика, массаж и т.п.); кроме того, нужно добывать деньги — на лекарства, врачей, педагогов. Неудивительно, что здоровые дети зачастую чувствуют себя заброшенными. Они обижаются, злятся на маму с папой и, разумеется, на младшего братика или сестренку — это же ему/ей теперь достается вся родительская любовь! Сумеют ли взрослые правильно распределить внимание между детьми, зависит и от них самих, и от поддержки, которую семье могут оказать близкие — к примеру, бабушки и дедушки.

Нередко часть обязанностей по уходу за "особым" малышом поручается здоровому ребенку. При этом родители часто переоценивают силы своего маленького помощника и недооценивают трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. В результате вместо любви и желания опекать беззащитную кроху старший начинает испытывать гнев и даже ненависть, ведь этот "больной" фактически лишил его того образа жизни, который ведут все сверстники. Другая крайность — полная изоляция детей друг от друга. Привлечение здорового ребенка к уходу за малышом с нарушениями развития не вредит ни тому, ни другому, если соблюдать меру. Когда старший ребенок приближается к школьному возрасту, перед ним встает новая проблема: нередко родители требуют от него особенной успешности — как говорится, "за себя и за того парня". Именно он должен оправдать ожидания, оплаканные при рождении "особого" малыша. Разумеется, под грузом двойной ответственности ребенок испытывает жуткий стресс — соответствовать ожиданиям взрослых он просто не в силах.

Как поддержать старшего ребенка

Уделяйте ему внимание. Да, ребенок с особыми потребностями "выжимает" вас практически до капли. Но старший тоже существует! И ему сейчас также нелегко. К счастью, он здоров и нормально развивается, однако очень уязвим и подвержен страхам — боится, например, заразиться от младшего. И он тоже горюет. Постарайтесь найти время, которое целиком достанется только старшему.

Не делайте его нянькой. Полезно привлекать старшего ребенка к уходу за "особым" малышом, но именно привлекать, поощряя за помощь, а не перекладывать на дошкольника (школьника) "взрослую" ответственность.

Доступным для ребенка языком объясните, в чем состоит проблема его братика/сестрички. Многие детские страхи порождены представлением, будто нарушение в развитии "особого" ребенка заразно. Иногда здоровый ребенок внушает себе мысль, что и он в будущем непременно заболеет, перестанет двигаться или разговаривать.

Уважайте его интересы. Не заставляйте старшего всегда и во всем уступать младшему — так вы добьетесь лишь того, что здоровый ребенок начнет тихонько ненавидеть "узурпатора".

Если "особый" — старший

Рожать или нет второго ребенка, если у первенца нарушения в развитии, — непростой вопрос. С одной стороны, "особый" малыш требует много внимания, а также больших финансовых затрат. С другой — появление здорового наследника дает родителям возможность ощутить себя обычной семьей: решить задачу продолжения рода, погрузиться в "нормальные" проблемы. Правда, иногда второго ребенка рожают как "службу спасения" — мол, вырастет и в будущем будет заботиться о беспомощном старшем. В этом случае младший с самого начала чувствует себя незначимым, менее ценным для родителей — и, как правило, не пылает любовью к тому, кого призван опекать.

Важно: прежде чем решиться на второго ребенка, имеет смысл пройти медико-генетическое консультирование. В некоторых случаях вероятность рождения ребенка с нарушением развития очень высока.

Если детей в семье много

Хорошие новости для многодетных семей: практика показывает, что рождение "особого" ребенка здесь вызывает меньший стресс и у родителей, и у детей. А в будущем ответственность за выросшего брата или сестру распределяется "на всех" — и нагрузка становится вполне посильной.

Бабушки и дедушки

Какие чувства испытывают бабушки и дедушки, узнав о рождении "особого" ребенка? Печаль оттого, что они будут лишены радости общения с "нормальным" внуком или внучкой. Страх — как правило, скрываемый, — что это именно их "дефектные" гены стали причиной проблем малыша. Боль за своего взрослого ребенка — за что же ему такое? Нередки случаи, когда родители мужа не принимают своего "особого" внука и винят его мать в том, что кроха получился "не такой". Безусловно, это очень болезненная для матери ситуация. Но в ее основе — извечное материнское желание любой ценой защитить своего ребенка, смешанное с чувством вины (ведь бабушка — тоже мама, только ее кровиночка давно уже выросла). Не забывайте также, что старшие родственники — это представители поколения, для которого характерно еще менее терпимое отношение к инвалидам, чем для людей молодых. Их не так-то просто заставить отказаться от стереотипов — например, от убеждения, что дети с синдромом Дауна не ходят, не говорят и не узнают близких. Однако, к счастью, бывает и по-другому. Бабушки и дедушки могут оказать огромную помощь семьям с "особыми" детьми. Увы, нередко таких малышей не удается пристроить в детский сад. Если прародители частично берут на себя присмотр за внуком, у матери появляется немного времени, чтобы элементарно отдохнуть, а иногда — даже выйти на работу.

Нередки случаи, когда родители мужа не принимают "особого" внука и винят в его болезни мать.

Если бабушки и дедушки не принимают ребенка, критикуют или обвиняют вас:

  • пропускайте мимо ушей критические замечания. Спору нет, слова могут больно ранить, а вы и так часто чувствуете себя виноватыми и ни с чем не справляющимися. Но, возможно, вам будет легче принимать упреки и критику, если вы будете знать — поведение бабушек вызвано страхом и чувством вины, а вовсе не желанием заставить вас страдать;
  • предоставляйте информацию о проблемах ребенка и возможностях его развития. Многие представители старшего поколения не знают, что детей с синдромом Дауна можно многому научить, что у ребенка с церебральным параличом может быть высоко развитый интеллект, а "заячья губа" успешно поддается оперативному лечению;
  • будьте благодарны за помощь, даже если она невелика. Да, вам сейчас сложно, и, скорее всего, гораздо сложнее, чем бабушке с дедом, и отказ в помощи может показаться несправедливым. Но ведь и им тоже нелегко.

Быть отцом "особого" ребенка

В нашей стране проблема отцов в семьях с "особыми" детьми, увы, очень актуальна. Чувство ответственности за близких — часто и без того ослабленное у мужчин — порой совершенно гаснет в условиях кризиса, связанного с рождением больного ребенка. Отец уходит из семьи, и на плечи матери ложатся все заботы, связанные с уходом за малышом и с его материальным обеспечением.

Однако бегство отца — вовсе не закономерность. В США, например, процент разводов в семьях с детишками, имеющими те или иные нарушения, такой же, как и средний по стране. Когда на свет появляется "не такой" наследник, горюет не только мама — папа, как правило, чувствует ту же боль. Возможно, положение отца все же чуть легче — ведь основные тяготы, связанные с уходом за ребенком, достаются женщине, а у мужчины есть возможность ходить на работу, отвлекаясь от тяжелых дум. С другой стороны, папы менее склонны делиться своими переживаниями — многие молча страдают от горя и беспомощности, будучи не в состоянии просто поговорить с кем-либо. Их мучает невозможность вылечить ребенка или другим способом радикально улучшить ситуацию. Мужчине полагается действовать активно и "решать проблемы", но в этом случае "решить проблему совсем" и немедленно сделать малыша здоровым — нельзя. Это заставляет отцов чувствовать себя виноватыми и беспомощными, а порой отчуждает от семьи и вынуждает искать защиты от невыносимых переживаний.

Если вы — папа "особого" малыша

  • Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
  • Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя "одной командой".
  • Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
  • Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
  • Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители "особого" малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
  • Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами "особых" малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.

Образование: табу или зеленый свет?

В нашей стране декларируется всеобщее право на образование, однако некоторым детям реализовать его невозможно — а если можно, то не в полной мере или неоптимальным способом. Для малышей с тяжелыми нарушениями развития и их сочетаниями (например, нарушение зрения и умственная отсталость одновременно) практически нет детских садов. Те же, которые есть, зачастую являются просто "камерами хранения", куда ребятишек сдают на то время, пока родители работают. Малышам с умственной отсталостью нередко отказывают даже в возможности посещать специализированный сад для детей с интеллектуальными нарушениями. Но есть и хорошие новости. В последнее время в Москве и Петербурге стали появляться интегративные детсады — туда ходят и ребятишки с особенностями развития, и обычные дети. Как правило, группы в них небольшие — 10-15 человек, из них 1-2 — это "особые" воспитанники. Что касается школ, то есть специализированные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также для малышей с речевыми проблемами, для детей с задержкой психического развития и для ребят с умственной отсталостью. Некоторые школы набирают классы детей со сложным дефектом — например, в школах для ребят с нарушениями слуха и зрения могут быть классы, где учатся дети, имеющие еще и умственную отсталость. Однако таких классов очень мало — и не всякого ребенка туда возьмут.

Многие дети с ДЦП и другими двигательными нарушениями могут учиться в обычных школах

Многие ребятишки с ДЦП и прочими двигательными нарушениями могут учиться в массовой школе — главное, чтобы здание было приспособлено для передвижения на коляске, а педагоги — доброжелательными и квалифицированными. В Москве уже есть школы, практикующие инклюзивное (включающее) образование, и их количество растет (пока, правда, недостаточно быстро). Родителей волнует вопрос: как относятся обычные дети к своему "особому" товарищу? Так же, как к нему относятся взрослые — мамы, папы и учителя. Учителя — в первую очередь, ведь именно они задают тон общения в классе. Если педагог ведет себя правильно, ученики принимают своих "непохожих" товарищей хорошо и даже опекают таких детей всем классом.

Если ребенок внешне существенно отличается от сверстников

Любой недостаток внешности (укороченные конечности, "заячья губа" и т.д.), к сожалению, в большинстве случаев делает ребенка мишенью для насмешек сверстников. Но это не значит, что следует покорно смириться с реальностью. Над проблемой надо работать — и в случае благоприятного развития событий окружающие просто перестанут замечать особенности внешности вашего малыша. Механизм прост: вы же не фокусируетесь постоянно на облике близких людей.

Итак, над чем надо потрудиться...

  • Собственное отношение к ребенку. Если малыша все время называют "бедненьким" и постоянно говорят о его недостатке, проблемы в общении с другими детьми у него возникнут наверняка. Проявляйте спокойствие по отношению к проблеме ребенка, будьте внимательны к его интересам и достижениям — и вы увеличите шансы на то, что у крохи сформируется адекватная самооценка, и он лучше адаптируется к коллективу сверстников.
  • Отношение педагогов (учителей, воспитателей). Они не должны допускать, чтобы ребенка дразнили из-за недостатков внешности. Но и ставить малыша в позицию "больного", с которого и спрос меньше, тоже неверно.
  • Навыки самопрезентации у ребенка. Учите малыша "предъявлять" свою особенность, рассказывая о ней спокойно и уверенно. Например, так: "А у меня вот такая рука, я с такой родился" (если у малыша не хватает нескольких пальчиков).

Что потом?

Сложнейшая и пока не решенная в нашей стране проблема: возможность самостоятельной жизни и трудоустройства взрослых людей с выраженными нарушениями развития (скажем, умственной отсталостью, психическими заболеваниями). Во многих западных странах существуют программы льготного трудоустройства и так называемого поддерживаемого проживания. Люди с теми или иными нарушениями развития могут жить отдельно от родителей в квартирах гостиничного типа. Социальные работники помогают им организовать труд, досуг и общение. Есть и сельские коммуны, где такие люди выращивают фрукты, овощи или цветы, ухаживают за животными и могут частично или даже полностью обеспечивать себя. В России подобных программ очень мало. Одна из них — "Дорога в мир", созданная специалистами Центра лечебной педагогики. Она помогает "особым" взрослым достичь максимально возможной самостоятельности, обеспечивает их трудоустройство и частично снимает груз ответственности с плеч их немолодых родителей. Под Петербургом есть деревня Светлана — там вместе с волонтерами живут и занимаются сельским хозяйством люди с умственной отсталостью и психическими нарушениями. Будущее этих проектов пока неопределенно, но сам факт их существования крайне важен — и для семей выросших "особых" детей, и для общества в целом.

Трагедия или возможность роста?

В заключение хочется снова поднять вопрос, на который мы уже вроде бы ответили. Что же приносит своей семье "особый" ребенок"? Да, горе и трудности — но только ли? Многие родители, говоря о боли, отчаянии и страхе, в то же время утверждают, что малыши помогли им по-новому взглянуть на понятие "любовь", научиться радоваться малому и ценить имеющееся, подарили шанс переоценить многое в своей жизни.

Перевод: Ирина Гончарова

Редактор: Анна Нуруллина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Я мама особого ребенка. Есть такие вещи, которые известны только мне и я никому их не рассказываю – либо рассказывала так давно, что другие мамы уже успели забыть. Вот шесть из них.

  1. Мамы особых детей страдают от одиночества. Мне отчаянно не хватает общения с друзьями и родными. Я действительно стараюсь поддерживать позитивный настрой, и чаще всего вы видите меня улыбающейся. Возможно, я выгляжу в ваших глазах Супермамой, которая может решить любую проблему, всегда занята и получает достаточно помощи. Но мне очень одиноко. Быть мамой особого ребенка означает острую нехватку времени для того, чтобы поддерживать такие важные и нужные отношения с другими людьми. Я могла бы тут много и подробно рассказывать о том, как я забочусь о ребенке. Вы помните то время, когда ваши дети были совсем маленькими? Множество дел и ни одной свободной секунды. Но есть еще кое-что. Кое-что в моем случае – это необходимость распространять свою материнскую любовь на моего второго ребенка и на моего мужа, которые постоянно пребывают в «режиме ожидания», нуждаясь в моем внимании. У меня слишком мало времени, чтобы позвонить или написать друзьям и даже родственникам, а если они не дают о себе знать, я чувствую себя ужасно виноватой перед ними за свое невнимание. Ужасное чувство вины давит на меня. Это замкнутый круг, из которого трудно выбраться. Я тоскую по тем дням, когда мы — мамы — собирались где-нибудь на свежем воздухе, развлекали и учили наших детей, когда я могла заглянуть к подруге на чашечку чая и болтать с ней пока мой ребенок играет поблизости.
  1. Мамы особых детей приходится прилагать титанические усилия, чтобы сохранить свой брак. Они сражаются за свое семейное счастье вопреки высокому показателю количества разводов в таких семьях, и вынуждены делать это, находясь в состоянии постоянного стресса, который неизбежно сопровождает жизнь с особым ребенком. Я всецело полагаюсь на своего мужа, он мой лучший друг и порой я жду и хочу от него слишком многого. Он мой герой, надежная опора, терпеливый и любящий мужчина, без его поддержки мои дети бы просто пропали. Их самочувствие напрямую связано с благополучием нашего брака. Мой муж и я не провели ни одной ночи вдали от детей в течение шести лет, но каждые несколько месяцев мы устраиваем двухчасовое романтическое свидание в японском ресторане. Наш брак – это главное, поэтому мы стараемся выкрасть такие моменты, когда только можем.
  2. Мам особых детей нелегко задеть или вывести из себя. Несмотря на то, что мы утверждаем в своих статусах в социальных сетях, мы очень ранимы, и жизнь постоянно преподносит нам неприятные сюрпризы. Так что, если вы хотите о чем-то спросить нас, просто сделайте это. И вполне естественно начать со слов: «Не знаю, как спросить Вас, как бы это сформулировать…». Меня особенно трогает, когда люди проявляют достаточно деликатности и внимания, чтобы спросить, как себя чувствует мой ребенок, или вовлечь его в общую деятельность, трапезу или игру. Я с радостью иду навстречу таким попыткам.
  3. Мамы особых детей боятся смерти. Мы боимся, что наши дети могут заболеть и умереть. Нас страшит мысль, что с нашими мужьями может случиться беда, и мы останемся одни, но самый сильный страх живет в глубине души – страх того, что вся наша жизнь пройдет в заботе о детях. Мы видим, как знакомые нам люди, потерявшие своих детей, переживают горечь утраты, и стараемся не думать об этом. На поверхности мы стараемся жить полной жизнью и не забывать, что и мы не застрахованы от беды.
  4. Мамы детей с особыми потребностями отлично понимают язык прикосновений. Это первый язык, который мы осваиваем, и иногда именно этим способом общения наши дети владеют лучше всего. Этот естественный терапевтический язык успокаивает, управляет и исцеляет. Он должен быть основным в каждой семье.
  5. Мамы особых детей знают, какой это бесценный подарок услышать от своего ребенка: «Я люблю тебя». Очень долгое время я не знала, будет ли моя дочь Зои когда-нибудь разговаривать. Когда она только что родилась, о ее любви ко мне говорили ее довольные вздохи, которые я слышала, прижимая ее к груди. Когда моя дочь немного подросла, я носила ее на руках и тогда выражением любви были ее счастливое молчание и спокойствие. Свои первые слова Зои произнесла уже маленькой девочкой, и каждый раз, когда она говорила, я плакала. Сейчас ей десять лет и ее слова становятся все мудрее и нежнее. Однажды вечером, когда она уже лежала в кровати, я наклонилась к ней, чтобы пожелать спокойной ночи. В этот момент Зои подняла руку, погладила меня по щеке и прошептала: «Я люблю тебя мама за то, что ты так заботишься обо мне».

Добрый день, дорогие читатели! Некоторые женщины спрашивают: как общаться с мамами особых детей? Что говорить знакомой, у которой ребенку поставили какой-то серьезный диагноз? Какие слова будут уместны, а какие — нет?

О чем нужно знать?

Разумеется, я не могу знать, что хотят слышать все мамы особых детей. Я могу только сказать про себя. Как я поняла, мои чувства похожи на чувства большинства женщин в подобных ситуациях. Но все люди разные. И могут быть исключения... Если кто-то поделится в комментариях своим видением — буду только рада!

Нужно учесть такой момент... Женщина, которая уже приняла состояние своего ребенка и свою ситуацию, очень отличается от той, которая еще не приняла. Грубо говоря, я сейчас уже внутренне пережила все эти события, и меня не заденут никакие неосторожные вопросы.

Единственное, меня раздражает, когда на мои беспокойства мне говорят «у тебя совершенно обычный ребенок, это все нормально» — позже объясню, почему. Но я не страдаю от этого, не впадаю в депрессию, просто немного раздражаюсь. Иногда — не немного, а сильно... Но ничего болезненного для меня уже нет.

Но так было не всегда. И все женщины проходят период принятия. Иногда — быстрее, иногда — всю жизнь... И с теми, кто еще не пережил это событие, лучше общаться осторожно. Поэтому, если ребенку вашей знакомой вдруг поставили диагноз «аутизм», «умственная отсталость» или что-то еще... С ней точно нужно общаться осторожно. Потому что почти невозможно пережить такое за один день или один месяц...

Как общаться?

Итак, что же лучше говорить? Лично я мечтала услышать вот что (осознала я это совсем недавно): «Мне очень жаль, что у твоего ребенка такие проблемы. Это — действительно страшно. И это действительно сложные испытания... Мне хотелось бы поддержать тебя, хотелось бы как-то помочь. Я сама никогда не была в таком положении и не могу полностью понять твои чувства. Но если тебе захочется выговориться, просто выплакаться, пообщаться — ты всегда можешь обратиться ко мне. И если я могу дать тебе что-то еще ценное — скажи мне, я с радостью дам.»

Если же вы только знакомитесь с мамой особого ребенка... Мне кажется, лучше никак это не комментировать, просто слушать.

Дежурные фразы типа «Все будет хорошо!», «Ты справишься!», «Ты героиня, я бы так не смогла!» — могут быть неуместны. Потому что даже врачи в большинстве случаев не знают, будет ли все хорошо. Как в нашем случае с Лешей. А часто — наоборот, врачи уверены, что все будет плохо. И комментарий простой женщины, незнакомой с вашей ситуацией, будет звучать как усмешка.

Надо понимать, что мамы особых детей живут в другом мире... Те, кто уже пережил свое горе, пропускают мимо ушей все «неправильные» слова. Те, кто не пережил — закрываются, воспринимают все очень остро. Поэтому иногда действительно стоит не обсуждать с такими женщинами тему детей.

Особый ребенок требует много сил и заставляет проходить особый тренинг. Ломает многие убеждения. Например, почти все женщины неосознанно хотят гордиться своим ребенком. Я помню, как я гордилась Лизой. Она начала ходить в 9 месяцев, в 10 месяцев уже всем казалось, что ей больше года. Сейчас горжусь, как она танцует. И до сих пор Лиза выглядит взрослее своего возраста. Возможно, благодаря высокому росту.

И в то время, как Лиза покоряет своей осознанностью, Леша в 2,5 года выглядит на 1,5. Даже среди мальчиков. Даже среди неговорящих. Ну или в лучшем случае — на 2 года. И перед другими мамами гордиться совсем нечем.

Но это нам еще очень повезло! Многие мамы особых детей не просто не гордятся, а стыдятся поведения ребенка. Их можно понять. У детей с аутизмом или умственной отсталостью не написан диагноз на лице. Особенно — у маленьких. Определить, что с ним что-то не так, очень сложно. Только если ты сама — мама такого же ребенка, изучившая десяток книг и прошедшая десяток неврологов.

И со стороны 95% людей воспринимают твоего малыша, как просто неадекватного, невоспитанного, истеричного, избалованного и т.п.

Такой ребенок внезапно может стукнуть другого. Бросаться песком. Есть траву. Облизывать детскую горку. Дико истерить, даже если ему уже 4-5 лет. Иногда такого ребенка приходится нести домой на руках — орущего и вырывающегося.

У меня есть знакомая, которая для меня — образец спокойствия и принятия своего дитя. Мне кажется, я в ее ситуации очень сильно закрылась бы. А она — спокойная, открытая, легко общается со всеми женщинами.

Со стороны кажется, что ее дочери 5 лет, и она просто очень сильно невоспитанная. Девочка пристает ко всем людям с вопросами, кажется очень навязчивой, постоянно переспрашивает все, говорит громко, нетактично. Другие дети отвергают ее, а взрослые первую минуту терпят, потом начинают раздражаться. Поражаются ее «невоспитанностью».

А на самом деле эта девочка гораздо старше. Гораздо. И у нее серьезные особенности. Такие, что тот факт, что она вообще ходит и говорит — уже победа. Ее родители даже не смели надеяться на такое. Но она — ходит и говорит. Очень даже хорошо говорит! Для них это — радость и победа. Но для окружающих...

Впрочем, некоторые все же понимают вскоре, что в случае с этой девочкой проблема не в «невоспитанности». Но сострадания это не всем добавляет. Я помню, как однажды болтала на детской площадке с ее мамой... А девочка начала уходить куда-то (у них регулярно бывает такое). И какая-то бабуля высокомерно заорала: «Женщина! Смотрите, куда ваша дочь уходит! За вашей девочкой надо следить!»

Это было сказано с таким пренебрежением, с такой неприязнью и высокомерием... Меня бы это очень задело. Возможно, я бы подралась потом с этой бабулей. Но моя знакомая... Это не нарушило ее невозмутимости. Она спокойно догнала свою дочь, вернула на место, и продолжила общаться со мной, стараясь поглядывать за ребенком более внимательно.

Если у тебя никогда не было особого ребенка — очень сложно реально понять, через что проходят такие мамы. Сложно ощутить все тонкости и подобрать правильные слова в разговоре. Это примерно также, как женщинам без детей сложно реально понять и поддержать уставшую маму с грудничком. Как женщине, счастливой в семье, сложно понять и поддержать подругу, пережившую развод... Но мы можем просто выслушать. Не пытаться дать поддержку и понимание (или, не дай Бог, совет!)... А просто выслушать.

Утверждения, что все нормально и все будет хорошо, опасны тем, что только увеличивают непонимание, стену между людьми. А еще — несут в себе запрет на эмоции.

Лично я, когда меня убеждали, что все будет хорошо, слышала примерно следующее: «Ты — мнительная и тревожная мама. Создаешь себе проблемы на ровном месте. Выдумываешь сложности там, где их нет. На самом же деле, все у твоего ребенка нормально. А врачи всегда плетут всякую чушь. Поэтому выкинь эту дурь из головы, все будет хорошо!»

Меня это задевало, потому что я никогда не была мнительной мамой. И вообще меня не напрягало, что Леша до 10 месяцев только мычал, не пытаясь повторять слоги! И отсутствие слов в 1,9 меня также не напрягало. И даже отсутствие указательного жеста (я и не знала тогда, что это — тревожный признак!). Я сама часто говорила окружающим, чтоб не накручивали себя из-за того, что малыш в год говорит лишь 2 слова вместо 10, положенных неврологом... И вообще мне была непонятна тревожность мам здоровых детей. Поэтому подобные высказывания в мой адрес всегда работали, как красная тряпка для быка.

У других женщин могут быть другие «красные тряпки». Но в любом случае нежелателен необоснованный оптимизм, непрошеные советы и отрицание проблемы.

И напоследок добавлю, что если у вас есть еще какие-то вопросы по этой теме — вы можете смело мне их задавать. Что знаю — то отвечу. Можете не бояться меня как-то задеть, отвечу с удовольствием.

Небольшой фильм о семьях, в которых есть дети с тяжелой формой ДЦП:

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...