Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Отношение современной молодёжи к религии. Проблемы современной молодежи: специфика и особенности

Миронова Анастасия Яновна

студент 3курса, кафедра социологии и социальной работы института изобразительных искусств и социально гуманитарных наук НИИрГТУ, г Иркутск

E - mail : mir _93@ bk . ru

Сидорова Наталья Васильевна

доцент кафедры социологии и социальной работы НИИрГТУ, г. Иркутск

К законным узам отношение у всех людей складывается по-разному. Содержательное наполнение термина «семья» для каждого из нас различно: для кого-то семья - это свадьба, кольца, а для кого-то - общий быт, дети. Но в современном мире все популярнее становится союз, не связанный штампом в паспорте и взаимными обязательствами, это так называемый «гражданский брак». Исторически понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Широко распространены похожие союзы были издавна, например, при дворах, графствах, поместьях. Причины ясны: сословное неравенство, родительские притязания часто не давали возможности соединиться любящим парам. В настоящее время то, что мы именуем «гражданским браком», на юридическом языке называется сожительством. Большая российская энциклопедия утверждает: «Гражданский брак, есть брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви». Таким образом, с точки зрения действующего законодательства «гражданский брак» - это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), «надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является» .

Однако термин «гражданский брак» в обыденной жизни означает именно совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное ни органами государственной власти, ни церковью.

О гражданском браке давно и много пишут. С точки зрения теоретического знания, исследование семьи и брака было и остаётся важным, хотя порой и недооценивается. Вклад в понимание общих закономерностей исторического развития человечества вносит именно изучение института семьи и брака.

Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, затрагивающий все наше общество. Ведь семья - основной институт социализации человека, то есть, она является неотъемлемой ячейкой общества, без которой невозможен гармоничный процесс социализации .

Мы провели исследование, и целью стало выяснить, приемлем ли гражданский брак как тип семейных отношений, и какие проблемы возникают при сожительстве. Исследование проводилось в форме анкетирования.

Предполагалось, что термин «гражданский брак» молодежь расшифровывает, как семейные отношения, не признанные церковью и государством. Но по результатам исследования это не подтвердилось, так основная часть опрошенных живут вместе, но гражданским браком такие отношения не считают.

Из опрошенных мною людей, 93 % имеют серьезные отношения, из которых 50 % живут вместе, и ведут совместное хозяйство. Тогда как 23,3 % считают совместное проживание гражданским браком, а остальные 76,6 % не считают сожительство гражданским браком. И это верно, как уже упоминалось выше, гражданский брак - это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Социологи, изучающие такое явление, как гражданский брак, обнаруживают негативные проявления данных союзов. Здесь очень часто находят себя непродолжительность и нестабильность отношений, о чем и говорят результаты данного исследования. На вопрос о мотивах семейной жизни в гражданском браке, основная часть респондентов, а это 40 %, ответила, что главная причина - узнать своего партнера лучше, какой он в быту. Не нашли ответ на этот вопрос 30 % опрошенных, возможно, они еще не определились с будущим своих отношений. Создать семью собираются 23,3 %, и воспитать детей имеют желание всего 3,3 %.

На вопрос о том, что к гражданскому браку в большей степени склонны мужчины, 53 % опрошенных согласились, остальные 47 % не согласны с таким высказыванием. И, что самое интересное, из опрошенных мужчин, было 58,3 %, согласных с этим мнением. Это значит, что мужчины в меньшей степени желают связать себя законными узами.

Как уже говорилось ранее, гражданский брак для многих стал обычным явлением. В вопросе «Видите ли Вы преимущества официального брака перед гражданским», 50 % ответили, что они, безусловно, есть. Ведь в отличие от гражданского брака, только в официальных отношениях обе стороны могут чувствовать себя намного уверенней. Среди преимуществ официального брака респонденты отмечали такие, как уверенность в завтрашнем дне, стабильность. Не увидели плюсов 36,7 % опрошенных, а 13,3 % респондентов считают гражданский брак более приемлемым. Так же оказался немаловажным такой фактор, как воспитание детей. Никаких преимуществ не увидели 36,6 %, так как для них нет разницы, состоят ли они в официальных отношениях, или нет.

Наоборот, среди преимуществ гражданского брака 13 % ответили, что «желают узнать свою половинку лучше». И это верно, ведь основными причинами непродолжительных отношений являются именно такие причины, как «не сошлись в характерах», «не устраивает в быту». Действительно, нужно хотя бы немного времени на то, чтобы все обдумать, взвесить. 43 % респондентов указали, что никаких преимуществ не увидели. Так же, по мнению опрошенных, можно было понять, что они не хотят формальности, не хотят каких-либо обязанностей перед своими партнерами, желают быть независимыми.

На вопрос о том, сколько стоит жить в гражданском браке перед вступлением в официальный, 46,7 % считают, что для этого нужно 3-5 лет, и только за такой период они могут решиться на свадьбу. 43,3 % полагают, что достаточно 1-2 года. И всего лишь 10 % собираются жить в гражданском браке всю жизнь. Это скорее потому, что женщины боятся, после, например выгодного брака, остаться ни с чем. Почему же так ответили мужчины? Возможно, из-за того, что они просто не хотят себя в чем-либо ограничивать, обязывать. Ведь создание семьи - является довольно серьезным шагом в жизни каждого из нас.

Социальный статус незарегистрированных союзов неоднозначен. С одной стороны, они мало чем отличаются от зарегистрированных браков: та же общность крова, хозяйства, бюджета, досуга. С другой стороны гражданский брак - весьма недолговечная форма отношений, ведь по статистике, большинство пар распадаются после трех-пяти лет совместного проживания .

Гражданский брак может стать продолжением близких отношений. И, как показывает исследование, у женщины желание завести семью намного сильнее, чем у мужчины. Ведь именно природой заложено то, что девушка должна стать мамой, однако воспитать детей вне брака очень тяжело, к тому же, должна быть уверенность в том, что спутник жизни не бросит на произвол судьбы ни ее, ни ребенка.

Проанализировав все результаты опроса, можно сделать неоднозначный вывод: одна часть участников считает, что гражданский брак является этапом для создания семейных отношений. А другая - что для создания семейных отношений гражданский брак не нужен. Большинство респондентов считают на сегодняшний день сожительство приемлемым, так как он им необходим для того, чтобы узнать своего любимого человека, и подумать, стоит ли заканчивать такой союз бракосочетанием .

Известно, что во время вступления в брак, партнеры берут на себя какие-то обязательства относительно друг друга. Именно потому так мил людям, боящимся официальных отношений, непритязательный и спокойный «гражданский брак». Достоинства его именно в свободе, и даже легкости отношений. Такие союзы в целом не отягощены ни штампом в паспорте, ни наложенными годами стереотипами по поводу семейной жизни. Гражданский брак всегда максимально открыт экспериментам и творчеству .

К сожалению, количество незарегистрированных браков быстро растет, что отрицательно влияет не только на рождаемость в стране, но и на нравственное воспитание нашего общества. Со стороны законодательства такие отношения абсолютно никак не регулируются.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что большая часть молодых людей полагают, что необходимо пожить в гражданском браке перед узакониванием отношений.

Проведенный социологический опрос еще раз показал, что современное общество изменило свое отношение к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относятся к гражданскому браку. Но, не смотря на все видоизменения, институт семьи продолжает играть одну из самых значимых ролей в жизни молодежи.

Список литературы:

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 1998, с. 112.
  2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2000, с. 67.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. - 205 с.
  4. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: «Прогресс», 1981, с. 77.
  5. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002 г, с. 124.

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

Кафедра истории и гуманитарных наук

Контрольная работа по социологии

Отношение современной молодежи к семье и браку

                  Выполнил: студент гр. ИЭЗУ-01

                  Шнитова Ю. В.

                Проверил : Гаврин Д.А.

Красноярск, 2012 г.

Введение

Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

  1. Семья как социальный институт общества

    1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения

Выявление содержательной стороны отношения современной молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».

Существует много подходов к интерпретации термина «семья». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» 1 . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» 2 .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально- психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

«Семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений» 3 .

«Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятия, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка» 4 . Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать (Схема 1.1).

Схема 1.1 Типология брака

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей.

    1.2 Готовность молодых людей к семейной жизни

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи 5 .

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяется так же готовность молодежи к браку. Это система социально- психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную» 6 .

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка.

«Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности» 7 . Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

.

2. Отношение современной молодежи к семье и браку

Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Однако в современное время ценностное отношение к семье и браку меняется, особенно среди молодежи.

    2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений

В настоящее время одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях занимает проблема ценности семьи, поскольку именно она является главным агентом социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи.

«Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением» 8 . По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

Социально-структурные ориентации и планы;

Планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;

Деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов, в том числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов» 9 . Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку должен быть более обеспечен, чем они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что материальный уровень партнеров не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.

В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

    1. Влияние родителей на отношение молодежи к семье

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.

Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.

«Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи» 10
и т.д.................

Современная Россия - это достаточно специфическая страна, в которой произошла резкая смена основного вектора развития. Не секрет, что больше всего перемены в политической и социальной областях влияют на тех, кто еще не успел определиться в жизни, в ком еще нет твердого стержня, заложенного воспитанием и образованием, то есть на самых молодых.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах - и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Разительные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями - слишком уж разный этот опыт.

Моральные проблемы современной молодежи, по мнению психологов, обусловлены двумя основными трудностями: ленью и отсутствием цели. Многие родители, сами пройдя через тяжелые времена безденежья и «первоначального накопления капитала», стремятся сделать так, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это у них получается - подрастающее поколение действительно не нуждается ни в чем - ни в деньгах, ни в семье, ни в любви. Уже к окончанию школы у большинства из них есть все, о чем можно мечтать (особенно это касается детей из мегаполисов - в провинции финансового благополучия достичь труднее), и им остается только бездумно Мораль как таковая их мало интересует - у них в голове совсем другие вещи, они попросту о ней не задумываются. А родители, всю жизнь посвятившие тому, чтобы их ребенок был лучше всех, с ужасом понимают, что упустили главное - не научили его любить, уважать и ценить друзей, родителей, близких.

Современной молодежи обусловлены, прежде всего, тем, что общество, которое на сегодняшний день является ставит перед ребятами одну задачу - иметь как можно больше денег. Но при этом все, что происходит вокруг, учит подрастающее поколение исключительно тому, что деньги не нужно зарабатывать - есть масса других способов для их получения, намного более легких и простых. Поэтому в глазах молодежи которые имели значимость для их предков, утрачивают свою ценность. Школа, образование, семья и даже государство - ничего не стоят, ведь смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей.

Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. Уровень стипендий и зарплат для начинающих специалистов на сегодняшний день таков, что говорить о сколь-нибудь достойном существовании не приходится. Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Также многие проблемы современной молодежи вызваны и тем информационным полем, в котором они живут. Интернет и телевидение не ставят перед собой нового поколения, главная их цель - развлечение. Причем большая часть этих развлечений бездумны и лишены какого-либо смысла. Это является еще одним фактором, провоцирующим деградацию Иными словами, вся окружающая действительность, под влиянием которой формируется юная личность, направленно воздействует на нее не созидающе, а разрушающе, что и ведет к возникновению целого ряда проблем и трудностей.

Аннотация

Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.

Ключевые слова: современная молодежь, отношение к религии, Бог, религиозные обряды, нравственный идеал.

В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Обосновывая реальность и ценность религиозной жизни для человека, многие отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что религиозная вера, есть психологический феномен, присущий человеку от рождения и указывающий путь к нравственному и духовному самосовершенствованию. В свою очередь Н. Г. Дебольский убежден, что существование Бога и Его образа в человеке свидетельствует о его нравственности .

Интересным и перспективным, на наш взгляд, является исследование отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д..

Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии нами была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

1. Что такое религия? 2. Почему в мире существуют разные религии? 3. Кто есть (такой) Бог? 4. Верите ли Вы в Бога? 5. Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? . 6. Почему вы ходите в церковь? 7. Что дает Вам вера в Бога?

При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент, связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент, отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям и; в) поведенческий компонент - степень участия в религиозных обрядах. Использовался метод контент-анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие 732 человека - представителей православной христианской религии.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, как молодые люди понимают само понятие «религия». В ответе на вопрос Что такое религия?

Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 72,4% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,43% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 11,08% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции».

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

В результате анализа данных на вопрос: Почему в мире существуют разные религии? были выделены три категории:

Категория «А» - чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 78,46% исследуемой выборки.

Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность, как самое желанное благо. Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения, а также осознание психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67,93% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,04% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 30,03% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Поскольку отношение к религии связанно с верой в Бога, (предполагающей признание существования реального Бога, как источника религиозной веры), испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Верите ли Вы в Бога? Ответы респондентов распределились следующим образом: 14,73% испытуемых считают, что не верят в Бога. Достаточно высока доля молодых людей 72,72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 6% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 6,55% испытуемых исследуемой выборки.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма, и т.д. ... Исследованию выполнения так называемых внешних действий характеризующих отношение к религии молодых людей были направлены следующие вопросы: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)?

Результаты ответа на вопрос: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? свидетельствуют о том, что 48,85% исследуемой выборки, считают, что соблюдают религиозные праздники и обряды, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды 23,86% респондентов, редко, иногда соблюдают религиозные праздники и обряды, 27,28% респондентов.

Ответы на вопрос: Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? свидетельствуют о том, что 23,07% всей выборки испытуемых не посещают религиозный храм. Без ответа вопрос о посещении религиозного храма оставили 4,2%. Положительно ответили на поставленный вопрос 72,73% респондентов. Делают это на главные церковные праздники 9,07% испытуемых. Считают, что редко посещают религиозный храм 79,25% респондентов. Не смогли определиться с частотой посещения религиозного храма 7,14% всей выборки.

Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой.

Стимуляцией, побуждением к деятельности выступают мотивы и мотивация. В этой связи особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм?

В ответе на вопрос: Почему вы ходите в церковь? были выделены следующие категории:

Категория «А», это такие варианты ответов как «чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 49,12% исследуемой выборки.

Категория «Б», это такие варианты ответов как «чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 24,46% респондентов.

Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил так же определить степень выраженности, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности. К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это (49,12%) выборки категории «А», так же 9,76% выборки категории «Д», ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (7,84%) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 33,01% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.

Вера не возможна без оценки предмета веры. У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Что дает Вам вера в Бога? В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:

Категория «А» - это такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте религии. Это 61% исследуемой выборки.

Категория «Б» это такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 6% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии.

Следовательно, несмотря на бессознательное, инстинктивное стремлении к Богу и религиозной вере, недостаточный уровень знания содержания религии привели к неспособности осознания роли религии в жизни данной выборки испытуемых. Выделяя нравственно-психологический и психотерапевтический аспекты религии, большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Мы отдаем себе отчет в том, что исследования в других регионах, возможно, дадут другие результаты, однако, было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 85 с.
  2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.
  3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 373 с.
  4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
  5. Зенько, ЮМ. Психология религии / Ю. М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб. : Речь, 2009. - 552 с.
  6. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.
  7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 17-65.
  8. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс ] // http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/biblioteka_ fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php. - Дата обращения 27.09.2011.
  9. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим / Ф. Шлейермахер. - М. : Алетейя, 1994. - 432 с.
  10. Юнг, К. Г. Психология и религия. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : RENAISSANCE, 1991. - 304 с.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...