Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Отношение современной молодёжи к религии. Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь

Русяева А. А., Вербицкий А. С., Шмырина Л. Л.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительные никакие внешние блага не могут доставить удовольствия даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что люди, прежде всего, спрашивают друг друга о здоровье и желают его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуре, - это реализация комплекса единой научно-обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой особое значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания. Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личностного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирование здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Среди студентов механико-математического факультета Пермского государственного национально-исследовательского университета было проведено анкетирование на тему «Здоровый образ жизни студента и его отношение к своему образу жизни». В анкетировании приняло участие 256 человек, из них 166 юношей и 90 девушек. Это студенты 1-3 курсов, в возрасте от 17 до 23 лет, которые должны посещать обязательные занятия по физической культуре. Анкетирование было анонимным для получения более достоверной информации. Вопросы были разнообразными, но все, так или иначе, касались здорового образа жизни. Из предлагаемых составляющих здорового образа жизни наибольшее количество юношей, а именно 40 % выбрали за основу занятия физической культурой и спортом. Чуть менее, а именно 37 % считают, что необходимо не курить и не употреблять спиртные напитки, чтобы вести здоровый образ жизни. 18 % юношей считают наиболее важными составляющими активный образ жизни и соблюдение режима дня. И всего 5 % юношей указали закаливание и правильное питание как главные аспекты здорового образа жизни. У девушек немного иная картина ответов: 48% девушек считают, что не курить и не употреблять спиртные напитки – это главные составляющие здорового образа жизни, 26 % выделяют такой аспект как активный образ жизни. Чуть меньше, а именно, 24 % опрошенных предполагают, что достаточно соблюдать режим дня и заниматься физической культурой и спортом. И всего 2 % девушек, считают, что нужно всего лишь пребывать в прекрасном настроении и никогда не унывать.


Правильный режим дня – это целесообразное распределение времени на сон, рациональное питание, режим труда и отдыха и др. Большинство опрашиваемых юношей, а именно 70 % спят в среднем около 8 часов в сутки, 26 % спят менее 8 часов и 4 % спят более 8 часов в сутки. Но при этом во время сессии 93 % юношей спят менее 8 часов и только 7 % спят как обычно. Девушки же в свою очередь больше времени тратят на сон: 85 % спят около 8 часов в сутки, 9 % спят более 8 часов и только 6 % тратят на сон менее 8 часов. Что касается сна во время сессии, то также увеличивается процент недосыпающих, а именно 75 % спят менее 8 часов, остальные 25 % стараются спать не менее 8 часов.

Многие исследования показывают, что здоровое питание благоприятно сказывается на самочувствии и внешнем виде человека. Наши студенты к питанию относятся несколько пренебрежительно. Самой популярной едой на завтрак у юношей являются горячие напитки (чай, кофе) и бутерброд, таких оказалось 58 %. Только 32 % предпочитают на завтрак горячее (каша, яичница, омлет). 18 % не завтракают совсем и только 3 % едят на завтрак суп и второе. У девушек 44 % едят на завтрак горячую пищу (кашу, омлет, яичницу), 28 % ограничиваются напитками и бутербродом, 15 % не завтракают совсем, 13 % предпочитают на завтрак фрукт или стакан сока. Как известно, студенты проводят в стенах университета большую часть дня, и соответственно, во время учебы необходимо чем-то питаться. Большая часть юношей и девушек, а именно 45 % и 55 % соответственно приобретают кондитерские изделия, выпечку, чай, сок и минеральную воду, всего 35 % юношей и 30 % девушек питаются в буфетах и столовых салатами и горячими блюдами. 20 % юношей и 15 % девушек не питаются совсем, либо ограничиваются фруктами.

Сниженная физическая активность является фактором риска развития многих заболеваний. Известно, что регулярные физические упражнения умеренной интенсивности дают силу и энергию, помогают справиться со стрессом, нормализуют сон и т.д. Среди опрошенных студентов 65% юношей и 60 % девушек регулярно посещают занятия по физической культуре в университете, 23 % юношей и 32 % девушек посещают занятия время от времени, 12 % юношей и 7 % девушек являются злостными прогульщиками. Немного огорчили ответы про то, для чего студенты посещают занятия по физической культуре. Так 70 % юношей и 75 % девушек посещают занятия ради получения зачета. Такие причины как «нравится» и «желание поддержать себя в форме выбрали» 30 % юношей и 20 % девушек, а вот то, что это «полезно посещать занятия» выбрали всего 5 % девушек. Также 55 % юношей и 40 % девушек будут заниматься физической культурой и спортом самостоятельно после окончания университета.

Ни для кого не секрет, что активный образ жизни необходим для поддержания жизненного тонуса организма. Так 27 % юношей и 34 % девушек стараются совершать ежедневные пешие прогулки и проводить активно выходные дни, 46 % юношей и 58 % девушек совершают прогулки время от времени и выходные проводят по настроению, и 27 % юношей и 8 % девушек не гуляют совсем и выходные предпочитают проводить за книгой, компьютером или телевизором.

Что касается вредных привычек, то среди юношей 29 % курят ежедневно, 15 % пару раз в неделю, 12 % иногда балуются и 54 % не курят совсем. Среди девушек 16 % курят постоянно, 38 % иногда балуются, а 46 % не курят совсем. Из спиртных напитков самым популярным у юношей является пиво – 65 %, 22 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски), 10 % употребляют вино, шампанское и 3 % никогда не употребляли спиртных напитков. У девушек 73 % предпочитают вино и шампанское, 20 % употребляют пиво, 6 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски) и только 1 % никогда не употреблял спиртных напитков. Практически все студенты не злоупотребляют спиртными напитками и стараются употреблять их только по праздникам.

Таким образом, почти все студенты четко представляют себе, что такое здоровый образ жизни, для чего он необходим, но при этом мало кто его полностью соблюдает. Причины не соблюдения самые разнообразные: нехватка времени, средств, лень, наличие вредных привычек. Но практически все, так или иначе, имеют отношение к физической культуре и спорту.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам.

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

Миронова Анастасия Яновна

студент 3курса, кафедра социологии и социальной работы института изобразительных искусств и социально гуманитарных наук НИИрГТУ, г Иркутск

E - mail : mir _93@ bk . ru

Сидорова Наталья Васильевна

доцент кафедры социологии и социальной работы НИИрГТУ, г. Иркутск

К законным узам отношение у всех людей складывается по-разному. Содержательное наполнение термина «семья» для каждого из нас различно: для кого-то семья - это свадьба, кольца, а для кого-то - общий быт, дети. Но в современном мире все популярнее становится союз, не связанный штампом в паспорте и взаимными обязательствами, это так называемый «гражданский брак». Исторически понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Широко распространены похожие союзы были издавна, например, при дворах, графствах, поместьях. Причины ясны: сословное неравенство, родительские притязания часто не давали возможности соединиться любящим парам. В настоящее время то, что мы именуем «гражданским браком», на юридическом языке называется сожительством. Большая российская энциклопедия утверждает: «Гражданский брак, есть брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви». Таким образом, с точки зрения действующего законодательства «гражданский брак» - это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), «надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является» .

Однако термин «гражданский брак» в обыденной жизни означает именно совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное ни органами государственной власти, ни церковью.

О гражданском браке давно и много пишут. С точки зрения теоретического знания, исследование семьи и брака было и остаётся важным, хотя порой и недооценивается. Вклад в понимание общих закономерностей исторического развития человечества вносит именно изучение института семьи и брака.

Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, затрагивающий все наше общество. Ведь семья - основной институт социализации человека, то есть, она является неотъемлемой ячейкой общества, без которой невозможен гармоничный процесс социализации .

Мы провели исследование, и целью стало выяснить, приемлем ли гражданский брак как тип семейных отношений, и какие проблемы возникают при сожительстве. Исследование проводилось в форме анкетирования.

Предполагалось, что термин «гражданский брак» молодежь расшифровывает, как семейные отношения, не признанные церковью и государством. Но по результатам исследования это не подтвердилось, так основная часть опрошенных живут вместе, но гражданским браком такие отношения не считают.

Из опрошенных мною людей, 93 % имеют серьезные отношения, из которых 50 % живут вместе, и ведут совместное хозяйство. Тогда как 23,3 % считают совместное проживание гражданским браком, а остальные 76,6 % не считают сожительство гражданским браком. И это верно, как уже упоминалось выше, гражданский брак - это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Социологи, изучающие такое явление, как гражданский брак, обнаруживают негативные проявления данных союзов. Здесь очень часто находят себя непродолжительность и нестабильность отношений, о чем и говорят результаты данного исследования. На вопрос о мотивах семейной жизни в гражданском браке, основная часть респондентов, а это 40 %, ответила, что главная причина - узнать своего партнера лучше, какой он в быту. Не нашли ответ на этот вопрос 30 % опрошенных, возможно, они еще не определились с будущим своих отношений. Создать семью собираются 23,3 %, и воспитать детей имеют желание всего 3,3 %.

На вопрос о том, что к гражданскому браку в большей степени склонны мужчины, 53 % опрошенных согласились, остальные 47 % не согласны с таким высказыванием. И, что самое интересное, из опрошенных мужчин, было 58,3 %, согласных с этим мнением. Это значит, что мужчины в меньшей степени желают связать себя законными узами.

Как уже говорилось ранее, гражданский брак для многих стал обычным явлением. В вопросе «Видите ли Вы преимущества официального брака перед гражданским», 50 % ответили, что они, безусловно, есть. Ведь в отличие от гражданского брака, только в официальных отношениях обе стороны могут чувствовать себя намного уверенней. Среди преимуществ официального брака респонденты отмечали такие, как уверенность в завтрашнем дне, стабильность. Не увидели плюсов 36,7 % опрошенных, а 13,3 % респондентов считают гражданский брак более приемлемым. Так же оказался немаловажным такой фактор, как воспитание детей. Никаких преимуществ не увидели 36,6 %, так как для них нет разницы, состоят ли они в официальных отношениях, или нет.

Наоборот, среди преимуществ гражданского брака 13 % ответили, что «желают узнать свою половинку лучше». И это верно, ведь основными причинами непродолжительных отношений являются именно такие причины, как «не сошлись в характерах», «не устраивает в быту». Действительно, нужно хотя бы немного времени на то, чтобы все обдумать, взвесить. 43 % респондентов указали, что никаких преимуществ не увидели. Так же, по мнению опрошенных, можно было понять, что они не хотят формальности, не хотят каких-либо обязанностей перед своими партнерами, желают быть независимыми.

На вопрос о том, сколько стоит жить в гражданском браке перед вступлением в официальный, 46,7 % считают, что для этого нужно 3-5 лет, и только за такой период они могут решиться на свадьбу. 43,3 % полагают, что достаточно 1-2 года. И всего лишь 10 % собираются жить в гражданском браке всю жизнь. Это скорее потому, что женщины боятся, после, например выгодного брака, остаться ни с чем. Почему же так ответили мужчины? Возможно, из-за того, что они просто не хотят себя в чем-либо ограничивать, обязывать. Ведь создание семьи - является довольно серьезным шагом в жизни каждого из нас.

Социальный статус незарегистрированных союзов неоднозначен. С одной стороны, они мало чем отличаются от зарегистрированных браков: та же общность крова, хозяйства, бюджета, досуга. С другой стороны гражданский брак - весьма недолговечная форма отношений, ведь по статистике, большинство пар распадаются после трех-пяти лет совместного проживания .

Гражданский брак может стать продолжением близких отношений. И, как показывает исследование, у женщины желание завести семью намного сильнее, чем у мужчины. Ведь именно природой заложено то, что девушка должна стать мамой, однако воспитать детей вне брака очень тяжело, к тому же, должна быть уверенность в том, что спутник жизни не бросит на произвол судьбы ни ее, ни ребенка.

Проанализировав все результаты опроса, можно сделать неоднозначный вывод: одна часть участников считает, что гражданский брак является этапом для создания семейных отношений. А другая - что для создания семейных отношений гражданский брак не нужен. Большинство респондентов считают на сегодняшний день сожительство приемлемым, так как он им необходим для того, чтобы узнать своего любимого человека, и подумать, стоит ли заканчивать такой союз бракосочетанием .

Известно, что во время вступления в брак, партнеры берут на себя какие-то обязательства относительно друг друга. Именно потому так мил людям, боящимся официальных отношений, непритязательный и спокойный «гражданский брак». Достоинства его именно в свободе, и даже легкости отношений. Такие союзы в целом не отягощены ни штампом в паспорте, ни наложенными годами стереотипами по поводу семейной жизни. Гражданский брак всегда максимально открыт экспериментам и творчеству .

К сожалению, количество незарегистрированных браков быстро растет, что отрицательно влияет не только на рождаемость в стране, но и на нравственное воспитание нашего общества. Со стороны законодательства такие отношения абсолютно никак не регулируются.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что большая часть молодых людей полагают, что необходимо пожить в гражданском браке перед узакониванием отношений.

Проведенный социологический опрос еще раз показал, что современное общество изменило свое отношение к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относятся к гражданскому браку. Но, не смотря на все видоизменения, институт семьи продолжает играть одну из самых значимых ролей в жизни молодежи.

Список литературы:

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 1998, с. 112.
  2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2000, с. 67.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. - 205 с.
  4. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: «Прогресс», 1981, с. 77.
  5. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002 г, с. 124.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»

В. Е. Бобровская, Н. С. Верина

Россия, Ульяновск

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» . Именно этими знаменитыми строками начинается священное писание христиан – Библия. Всем известно, что православие оказало большое влияние на становление культуры и формирование истории нашего государства. В нашей статье мы попробуем выяснить, как современная молодежь относится к религии.

Итак, почему мы решили в своей статье рассматривать именно молодёжь?

Существует всем нам известное понятие «Молодежи принадлежит будущее». Смысл этой фразы не будет потерян, если современная молодежь будет в состоянии обеспечить будущее не только нашей страны, но и церкви. Мы считаем, что современная молодёжь утратила духовные ценности, утратила значение религии, что вызвало потерю веры в любовь друг к другу, добро, справедливость и милосердие. Суть нашей работы заключается в проверке религиозности людей, а также в исследовании уровня знаний содержания религии.

По данным Европейского социального исследования, российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% нет .

Чтобы выявить, насколько молодые люди приближены к церкви, мы воспользовались методом опроса. Для этого мы составили анкету, которая содержала вопросы:

Общее число участников составило 120 человек, которые являются студентами. Студенчество, это тот период, когда человек задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл моего бытия?», «Как мир сделать лучше?». Поиск ответов на эти вопросы, дает стимул к построению жизни. Тяга к получению истины заставляет обращаться туда, где ощущают присутствие правды. Именно поэтому, им необходима поддержка с помощью, которой они смогут улучшить знания в окружающей их реальности. Таким атрибутом на протяжении многих столетий являлись Божии заповеди.

Анализируя проведенную работу, можно сказать о том, что 89% отметили то, что Бог существует, а религия – это мировоззрение и вера в Бога. Также они пояснили, что именно вера в Бога дает внутреннее душевное успокоение, моральную поддержку, надежду и уверенность в себе. Бог же для них это, прежде всего создатель мира и света на земле, Всеведающий и Всемогущий. Но есть и другие мнения: 9% опрошенных считают себя верующими, хотя представления о религии у них не имеет ясного содержания, 3% вообще отрицают существование Бога.

91% опрошенных нами студентов стараются принять участие в церковных праздниках, хотя церковь посещают очень редко.45% молодых людей ходят в храмыи церкви от одного до нескольких раз в год, 15% вообще не посещают, 2% ходят каждую неделю, а 38% ссылаются на недостаток времени для

посещения церкви. Дело в том, для того, чтобы исповедовать веру, необходимо постоянно производить над собой усилия, ведь у религии есть определенные ограничения и нормы поведения. Люди перестали относиться к религии, как к высшему, спасительному, высокодуховному. Молодёжь вспоминает о Боге и церкви только тогда, когда наступает период отчаяния и беспомощности. Но после отступления невзгод, о Боге снова забывают. 1% респондентов глубоко верующие, следуют всем религиозным обрядам, соблюдают традиции и каноны церкви.

У молодёжи, стремящейся к религиозному росту, наблюдается низкий уровень знаний, отсутствует стремление к духовному совершенствованию. Во-первых, издавна в становлении личности самую важную роль выполняет

семья. Именно в ней закладываются основы воспитания, соответственно и отношение к религии. В современном мире родители не считают церковь одной из составляющих в формировании нравственности ребенка, они не посещают храм Божий, соответственно нет примера для подражания. Все мы знаем о введении нового праздника-Дня любви, семьи и верности. Этот праздник проходит в день памяти «Петра и Февронии», он помогает нам понять, что такое брак и семейные ценности, на примере жития князя и его супруги. А как сказал Святейший Патриарх Кирилл – «Без возрождения семейных ценностей невозможно возрождение России». Как нам кажется, этот праздник ориентирует сознание молодёжи на одну из главных ценностей. Во-вторых огромное влияние оказывают детские сады и школы, учителя и преподаватели.

Многие века религиозное учение было главной педагогической системой.

Целью, которой является: организация жизни и деятельности человека, воспитание в нем, с раннего детства, норм общественного поведения и культуры, формирование системы ценностей. Религия способствует социализациииндивида. Она дает успокоение душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека. Дарует верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций, которые кажутся безвыходными. Таким образом, религия является одной из сфер жизни общества, это необходимый аспект жизнедеятельности в становлении человека и общества. В современной традиционной школе не преподают Закон Божий, не пропагандируют религию, одним словом не уделяют ни капельки внимания религии, одному из главных аспектов формирования нравственности человека. И к великому сожалению, в наше время к нынешним педагогам многие стали относится без чувства глубокого уважения и почтения, как к своему наставнику. Когда в те времена педагогу преклонялись и неукоснительно следовали его слову.

Важно отметить, что помимо семьи, школы на формирование нравственности молодёжи, в современном мире нано технологий огромную роль играют средства массовой информации и интернет ресурсы. Мы с сожалением должны признавать, что интернет-ресурсы и средства массовой информации предоставляют нам очень ограниченные возможности для нравственного просвещения и духовного роста молодёжи. Последствием предоставления информационных услуг Интернет-ресурсами и СМИ является влияние на психику и разум молодых людей. Мы хотим призвать журналистов, руководителей, редакторов, всех кто связан со средствами массовой информации — давайте не будем допускать распространения среди молодёжи безнравственного поведения, вражды и ненависти по отношению друг к другу. Давайте будем двигаться в сторону добра и духовного совершенствования.

Нынешнее молодое поколение – первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI в. Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом. Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходимы как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....