Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Пенсионный фонд численность сотрудников. На обсуждение: «Рейтинг самых результативных и неэффективных пенсионных служб. Хранителей пенсий на душу

Повышение пенсионного возраста стало чем-то вроде волшебной лампы, подсветившей потаенные уголки устройства государства. И сразу появились вопросы. Например, такой: а нужен ли нам вообще ПФР?

Естественно, первой реакцией на повышение пенсионного возраста у людей, умеющих считать деньги, стало желание найти, где можно (и можно ли в принципе?) сэкономить, чтобы не удлинять трудовую жизнь россиян. Разумеется, припомнили размеры воровства и нецелевого использования средств госбюджета - не менее 1 трлн рублей в год, по официальным данным Счетной палаты. Не обошли вниманием дивиденды госкомпаний и госкорпораций - они ежегодно недоплачивают в бюджет десятки, если не сотни миллиардов рублей, если судить по показателям заявленной ими в отчетности прибыли. Не забыли о почти пяти с половиной миллионах гражданских и военных пенсионеров-льготников, которые выходят на заслуженный (или не всегда заслуженный) отдых досрочно, например в 45 лет, и получают повышенные пенсии, - и сразу предложили сделать этих досрочников «срочниками», чтобы они уходили на пенсию, как и все остальные. Посчитали несоответствие совокупного объема средств в бюджете Пенсионного фонда России и тех денег, которые идут непосредственно на выплату текущих пенсий.

Так постепенно дело дошло и до самого Пенсионного фонда России - организации, до сих пор не слишком волновавшей умы рядовых россиян. Мало кто даже из пенсионеров в крупных городах знает ответ на вопрос, где в его городе находится здание ПФР. Зато в соцсетях в последние дни и недели после объявления о повышении пенсионного возраста появились посты с фотками зданий ПФР по всей России - пользователи легко обнаружили три десятка сооружений, не сильно уступающих роскошью офисам крупнейших компаний мира или дворцам шейхов. Фотографии этих архитектурных произведений сопровождались логичным вопросом: «А не слишком ли жирно иметь такие хоромы Пенсионному фонду при таких пенсиях в стране?»

Этот вопрос можно поставить еще более остро: не слишком ли велики расходы на существование Пенсионного фонда России и можно ли администрировать пенсии без него?

Судите сами. Главные функции Пенсионного фонда России - обслуживание распределительной пенсионной системы (то есть начисление гражданам тех самых гарантированных государством пенсий, ради которых мы и горбатимся по 40 и больше лет, отчисляя социальные взносы), а также учет страховых взносов, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования. Кроме того, ПФР назначает и выплачивает пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Среди других функций ПФР - назначение и прямые выплаты ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн граждан России; взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает более чем от 6 млн юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала; управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

Вроде бы важные дела. Не обойтись, значит, без ПФР никак. Но эти функции никак не объясняют, зачем ПФР иметь десятки офисов-«дворцов». Так ли необходимо тратить на содержание фонда 117 млрд рублей ежегодно (именно такой объем расходов на деятельность ПФР запланирован в бюджете-2018)? За счет средств ПФР получают пенсии более 36 млн россиян. При этом в ПФР, по его данным, работают 109 тыс. человек. Для сравнения: в США более 42 млн пенсионеров, но в пенсионной системе (точнее в социальной службе, не являющейся национальным Пенсионным фондом США, а скорее аналогом наших собесов) занято 65 тыс. работников. Средняя пенсия в США в пересчете на рубли составляет порядка 88 тыс. рублей месяц - почти в семь раз выше, чем в России. Но это в данном случае к делу не относится.

К делу относится то, что все функции ПФР, если государству постараться и подумать, могут взять на себя другие ведомства. Что если государство объясняет необходимость повышения пенсионного возраста стратегической (то есть неизбежно нарастающей во времени) нехваткой денег в бюджете ПФР, оно тем более должно сделать так, чтобы администратор пенсионной системы не обладал сетью дворцов. Например, продать их по выгодной цене, а вырученные деньги направить на пенсии россиянам. И еще сделать так, чтобы ПФР не имел численность персонала, как у крупнейших работодателей России (например, в нефтяной компании «Сургутнефтегаз», занимающей третье место в списке крупнейших частных работодателей страны, работают 117 тыс. человек, но зарабатывает она точно намного больше, чем Пенсионный фонд).

В общем, если государство говорит «Мы повышаем пенсионный возраст, потому что иначе у нас не будет денег на ваши пенсии», оно должно начать не только больше зарабатывать, но и экономить. Причем на себе. Социальное неравенство в России, неоправданные льготы отдельным категориям граждан (та же госслужба точно не самая вредная работа в стране), откровенное шикование госчиновников за счет граждан стали слишком вопиющими. Государство может, а иногда и должно принимать болезненные для граждан решения, но только если не катается при этом как сыр в масле. Дворцы Пенсионного фонда России точно не вписываются в концепцию объявленной пенсионной реформы.

Хуже Пенсионного фонда России работают только его аналоги из Польши и Украины, следует из расчетов «Денег» . Чтобы сравняться по эффективности с большинством других стран, им стоило бы сократить численность сотрудников на порядок.

Фото «Коммерсантъ»

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше. Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности.

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия. Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место. При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,--отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Рейтинг пенсионных фондов: вопросы и ответы

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d"Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат. Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О структуре территориальных органов ПФР


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правления ПФР от 17 мая 2018 года N 258п .
____________________________________________________________________


В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам Правление Пенсионного фонда Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить типовые структуры отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и подведомственных им территориальных органов ПФР согласно приложениям 1-10 к настоящему постановлению и ввести их в действие с 1 января 2017 года.
________________
Структуры Отделения ПФР по г.Москве и Московской области и подведомственных ему территориальных органов ПФР; Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Отделения ПФР по Республике Бурятия и подведомственных ему территориальных органов ПФР утверждаются отдельными решениями Правления ПФР.

2. Управляющим отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации:

утвердить штатные расписания отделения ПФР и подведомственных ему территориальных органов ПФР, руководствуясь типовыми структурами территориальных органов ПФР, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления, до 17 октября 2016 года;

провести организационно-штатные мероприятия в строгом соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ;

представить в Департамент финансового обеспечения системы ПФР копии штатных расписаний отделения ПФР и подведомственных ему территориальных органов ПФР.

3. Установить, что управляющие отделениями ПФР при разработке и утверждении штатных расписаний территориальных органов ПФР в соответствии с утвержденными настоящим постановлением типовыми структурами в пределах утвержденных численности работников и фонда оплаты труда имеют право:

определять структуру отделения ПФР 1 группы по оплате труда работников согласно приложениям 1 или 2 настоящего постановления;

объединять несколько структурных подразделений территориального органа ПФР в одно или отдельные должности специалистов в одну с возложением на них выполнения функций объединенных подразделений или должностей в полном объеме. При объединении структурных подразделений наименование вновь созданного подразделения может содержать либо наименования объединенных подразделений, либо одного из них;

вводить в штатные расписания вместо управлений отделы с сохранением соответствующих наименований, вместо отделов группы, вместо групп должности специалистов, а также не включать в штатные расписания отдельные должности специалистов, утвержденные типовыми структурами;

вводить в штатные расписания территориальных органов ПФР должности работников обслуживающего персонала без образования административно-хозяйственного отдела (группы).

4. В структуру отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, не имеющего подведомственных территориальных органов ПФР, может включаться клиентская служба.

5. Признать утратившими силу постановления Правления ПФР по перечню согласно приложению 11 к настоящему постановлению.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И. и заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель
А.Дроздов

Приложение 1. Типовая структура отделения Пенсионного фонда Российской Федерации I группы по оплате труда работников


Приложение 1



________________



Отдел (группа, специалист) обработки информации и администрирования баз данных может создаваться при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.


Отдел разработки информационных подсистем может создаваться в отделениях ПФР, которые являются разработчиками программного продукта.

Управление организации администрирования страховых взносов сохраняется на 2017 год и может быть численностью менее 20 единиц.

Примечание:

Штатная численность управления не может быть менее 20 единиц, отдела - не менее 5 единиц, группы - не менее 2 единиц.

Приложение 2. Типовая структура отделения Пенсионного фонда Российской Федерации I группы по оплате труда работников

Приложение 2



________________
При централизованной выплате пенсий из структуры отделения ПФР исключается отдел организации выплаты пенсий.

К руководству относятся: управляющий отделением, заместители управляющего отделением, специалисты при руководстве, в том числе помощник управляющего отделением, специалист по гражданской обороне, специалист по охране труда.

Штатная численность отдела по защите информации может составлять 4 единицы.



Отдел организации работы клиентских служб может создаваться за счет имеющейся численности специалистов.

Примечание:



Приложение 3. Типовая структура отделения Пенсионного фонда Российской Федерации II группы по оплате труда работников

Приложение 3



________________
При централизованной выплате пенсий из структуры отделения ПФР исключается отдел организации выплаты пенсий.

К руководству относятся: управляющий отделением, заместители управляющего отделением, специалисты при руководстве, в том числе помощник управляющего отделением, специалист по гражданской обороне, специалист по охране труда.

Штатная численность отдела по защите информации может составлять 4 единицы.

Отдел (группа) обработки информации и администрирования баз данных создается при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.

В структуре может создаваться группа по актуарным расчетам.

Отдел (группа) организации работы клиентских служб может создаваться за счет имеющейся численности специалистов.

Примечание:

Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц, группы - не менее 2 единиц.

Приложение 4. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации I группы по оплате труда работников

Приложение 4



________________



В управлениях ПФР, расположенных в центрах субъекта Российской Федерации, в случае необходимости, могут создаваться несколько клиентских служб.


Примечание:



Приложение 5. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации II группы по оплате труда работников

Приложение 5



________________
При централизованной выплате пенсий из структуры исключается отдел выплаты пенсий.

К руководству относятся: начальник управления, заместители начальника управления, специалисты при руководстве.


Примечание:

1. Данной типовой структурой могут руководствоваться также управления ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР.

2. В структуру управления в пределах утвержденных численности и фонда оплаты труда работников могут вводиться специалист по охране труда и специалист (группа) по защите информации, а также специалист по взаимодействию со средствами массовой информации (в управлении ПФР, расположенном в городе с населением свыше 250 тыс.чел., не являющемся административным центром субъекта Российской Федерации).

3. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - не менее 2 единиц.

Приложение 6. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации III группы по оплате труда работников

Приложение 6



________________
При централизованной выплате пенсий из наименования отдела (группы) назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц слово "выплата" исключается.

К руководству относятся: начальник управления, заместители начальника управления, специалисты при руководстве.


Примечание:

1. Данной типовой структурой могут руководствоваться также управления ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР.

2. В структуру управления в пределах утвержденных численности и фонда оплаты труда работников может вводиться специалист по защите информации.

3. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - не менее 2 единиц.

Приложение 7. Типовая структура отдела Пенсионного фонда Российской Федерации

Приложение 7



________________
При централизованной выплате пенсий из наименования группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц слово "выплата" исключается.

К руководству относятся: начальник отдела, заместитель начальника отдела, специалисты при руководстве.


Примечание:

1. Данной типовой структурой могут руководствоваться также отделы ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР.

2. Штатная численность группы не может быть менее 2 единиц.

Приложение 8. Типовая структура управления Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонного)

Приложение 8



________________
При централизованной выплате пенсий из структуры исключается отдел (группа) выплаты пенсий.

К руководству относятся: начальник управления, заместители начальника управления, специалисты при руководстве.

Отдел (группа, специалист) по осуществлению закупок создается при необходимости за счет имеющейся численности специалистов.

Клиентская служба может создаваться в каждом административном образовании.

Действующий отдел ПФР (без образования юридического лица) сохраняется на 2017 год.


Примечание:

1. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - не менее 2 единиц.

2. Данная типовая структура может применяться для управлений ПФР (межрайонных), управлений ПФР в городе, обслуживающих несколько административных образований.

3. В структуру управления в пределах утвержденных численности работников и фонда оплаты труда может вводиться специалист по охране труда и специалист по защите информации.

Приложение 9. Типовая структура центра по выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации

Приложение 9


________________
В структуру центров, в функции которых входит разработка программного продукта, дополнительно включается отдел разработки и сопровождения программного обеспечения.


Может создаваться несколько отделов начисления и выплаты пенсий, обслуживающих определенное количество административных образований, с численностью специалистов не менее 20 единиц, при этом в наименовании отделов должна присутствовать нумерация.

Примечание:

1. Данной типовой структурой могут руководствоваться также центры ПФР, входящие в состав (структуру) отделения ПФР.

2. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - 2 единицы и более.

3. В структуру центра в пределах утвержденных численности и фонда оплаты труда работников может вводиться специалист по охране труда.

Приложение 10.

Приложение 10

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 5 октября 2016 года N 900п
(В редакции, введенной в действие
постановление Правления ПФР
от 17 мая 2018 года N 258п . -
См. предыдущую редакцию)

Типовая структура центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации

________________
К руководству относятся: начальник центра, заместители начальника центра, специалисты при руководстве.

Может создаваться несколько отделов начисления, выплаты пенсий и социальных выплат с численностью специалистов не менее 20 единиц, при этом в наименовании отделов должна присутствовать нумерация.


Примечание:

Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - не менее 2 единиц.

Действующая структура сохраняется до 31.12.2019.

Приложение 11. Типовая структура центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации

Приложение 11

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правления ПФР

от 5 октября 2016 года N 900п
(Дополнительно включено
постановление Правления ПФР
от 17 мая 2018 года N 258п)

Типовая структура центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации

________________

В структуре центра может создаваться несколько отделов, обслуживающих определенное количество административных образований, с численностью специалистов не менее 20 единиц, при этом в наименовании отделов должна присутствовать нумерация.

Отдел (группа) разработки и сопровождения программного обеспечения создается в центре, которому поручена разработка программного продукта. Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - менее 2 единиц.

Примечание:

К руководству относятся: начальник центра, заместители начальника центра.

К специалистам при руководстве относятся специалисты, которые не входят в состав структурных подразделений центра."

Приложение 12. Типовая структура центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации

Приложение 12

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правления ПФР

от 5 октября 2016 года N 900п
(Дополнительно включено
постановление Правления ПФР
от 17 мая 2018 года N 258п)

Типовая структура центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации

Примечание:

К руководству относятся начальник центра, заместители начальника центра при необходимости.

К специалистам при руководстве относятся специалисты, которые не входят в состав структурных подразделений центра.

Штатная численность отдела не может быть менее 5 единиц; группы - менее 2 единиц.

____________________________________________________________________

Приложение 11 предыдущей редакции считается приложением 13 настоящей редакции - постановление Правления ПФР от 17 мая 2018 года N 258п .

____________________________________________________________________

Приложение 13. Перечень постановлений Правления ПФР, признанных утратившими силу:


постановление Правления ПФР от 10 сентября 2009 г. N 205п "О структуре территориальных органов ПФР";

пункт 5 постановления Правления ПФР от 25 сентября 2009 г. N 226п "Об организации работы по уточнению перечней территориальных органов ПФР с определением групп по оплате труда работников";

постановление Правления ПФР от 31 октября 2011 г. N 344п "О внесении изменений в постановление Правления ПФР от 10 сентября 2009 г. N 205п";

постановление Правления ПФР от 26 апреля 2013 г. N 98п "О внесении изменений в постановление Правления ПФР от 10 сентября 2009 г. N 205п";

постановление Правления ПФР от 20 января 2015 г. N 3п "О внесении изменений в постановление Правления ПФР от 10 сентября 2009 г. N 205п";

постановление Правления ПФР от 21 сентября 2016 г. N 888п "О внесении изменений в постановление Правления ПФР от 10 сентября 2009 г. N 205п".

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Штат Пенсионного фонда России составляет 121 670 человек. За ним по численности сотрудников следует Social Security Administration в США, где работает в два раза меньше человек - 60 тыс. При этом население штатов более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Японская пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек, штатными сотрудниками из них являются только 15 тыс. Между тем Япония по численности населения сходна с Россией.

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше (см. таблицу 2). Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности (см. таблицу 1).

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия (см. диаграмму 1). Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Из диаграммы 1 видно, что страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место (диаграмма 2). При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,—отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d’Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее (диаграмма 3) мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат (диаграмма 4). Она схожа с диаграммой 2: Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

Таблицы

Диаграмма
1
Диаграмма
2
Диаграмма
3
Диаграмма
4
Сумма Место в
рейтинге
Польша 3 1 4 2 10 1
Украина 4 3 2 3 12 2
Россия 1 5 3 5 14 3
Ирландия 13 2 10 1 26 4
Турция 5 9 9 4 27 5
Аргентина 8 8 6 6 28 6
Чехия 12 4 11 10 37 7
Болгария 14 6 5 14 39 8
Грузия 19 7 1 13 40 9
Италия 7 10 16 8 41 10
Канада 11 11 12 7 41 11
Франция 10 12 15 9 46 12
Япония 6 13 14 15 48 13
США 2 17 20 12 51 14
Бельгия 17 14 17 11 59 15
Казахстан 16 18 8 19 61 16
Германия 9 16 19 18 62 17
Нидерланд
ы
15 15 18 16 64 18
Тайвань 18 20 7 20 65 19
Швеция 20 19 13 17 69 20

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....