МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
Введение
1. Понятие здоровый образ жизни
2. Состояние здоровья современного подростка
3. Пути приобщения подростка к здоровому образу жизни
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Актуальность темы. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей подростка. Но ели мы научим подростка ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть и здорового.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что за период обучения в школе число здоровых подростков уменьшается в четыре раза. Одна из самых частых патологии у подростков – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развитии:
· Развитие совершается постепенно и последовательно;
· Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое всесторонне развитие;
· Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом, либо укоряться в зависимости от различных причин;
· Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровье сберегающих технологии должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого возраста.
Цель данного исследования: рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.
Объект исследования: процесс полноценного развития подростка.
Предмет исследования: здоровый образ жизни, как условие полноценного развития подростка.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:
1. раскрыть понятие Здоровый образ жизни;
2. рассмотреть состояние здоровья современного подростка;
3. выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.
Методами следования являются: теоретические (анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование);
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Практическая значимость. Разработать программу о здоровом образе жизни, как условие полноценного развития подростка.
1. Понятие здорового образа жизни
Здоровье – это вершина, на которую
постоянно нужно взбираться самому.
Народная пословица
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственый уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.
Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Безусловно, среди многих человеческих ценностей, здоровье занимает одно из первых мест. Эксперты ООН из десяти важнейших факторов, необходимых для полноценной жизни человека, поставили именно его на первое место.
Здоровье всего населения и каждого человека – это бесценное богатство нашей страны.
Здоровье, как отдельного человека, так и населения нашей планеты в целом, зависит от комплекса различных факторов: социальных, экономических, природно-климатических и д.р. И все-таки является установленным, что более 50% здоровья определяется образом жизни самого человека, человеческими фактором.
Важно подчеркнуть, что до последнего времени здравоохранение и медицинская наука уделяли основное внимание больным, заболевающим, т.е. тем, кто нуждается во врачебной помощи – лечении и восстановлении работоспособности ослабленного организма. Для нового этапа развития здравоохранения в нашей стране, когда поэтапно внедряется ежегодная диспансеризация всего населения, характерны не только охрана здоровья, но и его укрепление, улучшение, наращивание. Приоритетным направлением российского здравоохранения становится первичная профилактика. В этой связи, наряду с глубоким изучением факторов болезни и больного человека, возникла новая проблема – всестороннего изучения факторов здорового образа жизни.
Но необходимо дать толкование ряду основополагающих понятии – здоровье, образ жизни, болезнь, профилактика. Это необходимо для того, чтобы знать, какой смысл лежит в основе того или иного определения.
Стоит отметить, что ни одно из вышеназванных понятии не может трактоваться однозначно. Каждое из них имеет большой перечень значении, которые существенно отличаются друг от друга. Такое разнообразие в понимании сущности явлении и биологических процессов, происходящих в организме человека, есть отражение неоднозначности самого человека.
Процесс познания природы человека более 2 тысяч лет. Он продолжается и сегодня. Однако чем больше наука накапливает знании о человеке, тем больше доказательств его многообразной природы.
Итак, термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определении этого понятия. Ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно. Потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Неоднозначны его поведение, восприятие, взгляды, мысли, проступки, реакции ан то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. НО самое, пожалуй, интересное состоит в том, что одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.
В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Она совершенствуется, изменяется. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняются наши взгляды и понятия. Современного человека уже не устраивает только отсутствие только отсутствие болезни, что само по себе уже хорошо. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». Оказывается в современном мире недостаточно не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях.
Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состоянии человека. Оно вполне наделено очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминании о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знании, навыков и умении, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно в свою очередь формирует культуру человека. Безусловно, в данном случае – это медицинская, а точнее – гигиеническая культура, как элемент общечеловеческой культуры. Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела, духа и жилища..
Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знании. Усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Сохраняйте здоровье своего тела. Быть здоровой не значит быть исхудавшей девушкой. Быть очень худой вредно и не очень привлекательно для парней.
- Не сравнивайте себя с другими девушками вашей школы. Если вы беспокоитесь о своем весе, обратитесь к врачу за правильным здоровым советом.
- Не придерживайтесь причудливых диет, наподобие «Голливудской диеты на основе печенья» или что-то вроде этого. Если это звучит фальшиво, то так оно и есть. Плюс ко всему, вы подросток: вы растете, и нехватка необходимых питательных веществ не сделает вас здоровее, если вы будете соблюдать какие-то глупые экстремальные диеты!
Тренируйтесь! Вы не можете быть очень здоровой, если не делаете какие-нибудь упражнения. На самом деле, это очень легко. Пока вы находитесь в движении, в работе - вы молодец! Это все сохраняет ваше здоровье.
- Найдите способы сделать полезнее то, чем вы уже занимаетесь. Например, вы можете попробовать делать приседания во время просмотра телевизора. Если вы слушаете IPod, прогуляйтесь с собакой, не прекращая наслаждаться музыкой.
- Доктора и целители рекомендуют уделять упражнениям по часу в день. Вы можете сделать этот процесс к тому же веселым! Пригласите к себе домой подругу, смотрите старые мамины записи с тай-бо и одновременно занимайтесь!
- Вы не должны выполнять все идеально, нужно только увеличить число сердечных сокращений и прекрасно! Однако лучший способ сжечь калории это в основном бег. У вас есть беговая дорожка дома или фитнес-центр в вашем городе? Если дома есть беговая дорожка, то введите ваш точный вес и возраст и это легко сжигайте калории! Просто держите постоянный темп, и можете сделать пробежку веселее, если будете смотреть телевизор или слушать радио.
- Чтобы был стимул заниматься каждый день, ставьте перед собой цели. Например, наградите себя за ежедневные занятия на протяжении двух недель. Не делайте ничего такого, что может свести на нет все старания, например поедание сливочного мороженого с горячим шоколадом. Вместо этого сходите в торговый центр и купите новую рубашку или джинсы, чтобы почтить ваше более здоровое тело!
Следите за тем, что вы едите. Это может показаться самой сложной частью на пути к оздоровлению, но это не так. Одно из самых главных - это завтракать каждое утро.
- Не пропускайте завтрак, пытаясь похудеть. Если вы это делаете, ваше тело будет просто использовать накопленный вредный жир, в качестве еды, что приведет к набору веса. Вы также будете более уставшими, и ваш мозг будет не в лучшей форме.
- Несколько хороших идей для завтрака: яичница-глазунья, банан и стакан молока, овсяные хлопья, тост из цельнозернового хлеба, йогурт или вафли «Special K» в сиропе с низким содержанием жира, или зерновой батончик. Ням-ням! Эта пища будет поддерживать вас в течение остальной части утра до обеда.
- Говоря об обеде, будьте осторожны с едой из кафетериев. Печенье и шоколадные пироги, и пончики, и картофель-фри - все они могут быть очень вкусными, но не искушайте себя. Хорошей идеей для еды является питьевая вода или яблочный сок, или молоко и мясной салат с помидорами, яйцами и сыром. Если вы все еще голодны, в большинстве школ есть меню на выбор, так что можете съесть печеные чипсы или взять с собой пакет в 100 калорий.
- На ужин можно есть все, что готовят родители, только меньшими порциями.
- При этом жуйте медленно, это вводит в заблуждение ваш мозг, заставляя его думать, что вы едите больше, когда это не так, так что вы насытитесь легче, чем раньше.
- Это всегда повторяется детям - кушайте много фруктов и овощей. В принципе, ешьте столько, сколько вы хотите, потому что это полезно. Сходите однажды в продовольственный магазин с родителями и выберите разнообразные продукты. Найдите любимые! Но самое главное, думайте, что вы едите!
Будьте здоровы разумом! Умственное здоровье – это тоже ключ к тому, чтобы быть лучшей насколько только возможно девочкой подросткового возраста. Тебе не нужно быть самой умной в комнате, но всегда старайся изо всех сил! Также, это не значит, что требуется получать хорошие оценки, но нужно обладать здравым смыслом и знать, что лучше для вас.
Ухаживайте за внешностью. Регулярно купайтесь. Тем более, что вы становитесь старше, принимайте душ каждый день, чтобы хорошо выглядеть и пахнуть. Пересмотрите ваш гардероб. Вместо того, чтобы носить свободную, больших размеров, мешковатую старую одежду усеянную дырками и пятнами, позаботьтесь о том, чтобы преподнести себя опрятной и организованной. Это не займет много усилий. Купите пару джинсов, которые соответствуют вашему размеру, и носите только чистые рубашки. Если вы беспокоитесь о моде, посвятите немного больше времени для поиска и покупки самых симпатичных, самых популярных нарядов; однако, это не обязательно.
Будьте дружелюбны. Лучший способ завести друзей, быть дружественным ко всем, кого встречаете. Приветствуйте других улыбкой и милым "привет". Спросите людей, как их дела, и открывайтесь им, если они оказывают ответную любезность. Если вы преподнесете себя дружелюбным, охотно идущим навстречу человеком, то окружающие будут чувствовать себя с вами комфортно и спокойно, что поможет вам подружиться с большим количеством людей.
Не ссорьтесь с родителями. Хотите не хотите, но они будут огромной частью вашего подросткового возраста, так что вы должны жить мирно с родителями. Не нужно бунтовать или делать их несчастными. Вместо этого слушайте их как можно больше, и говорите с ними, когда у вас есть проблемы или заботы. В конце концов, ваши родители уже прошли через все то, с чем вы имеете дело, и их мудрость может иметь неоценимое значение. Хорошие отношения с родителями имеют огромное значение для того, как сильно вам понравится быть подростком.
Обратите внимание на свои занятия. Самое главное, это всегда слушать то, что говорит ваш учитель. Если вы витаете в облаках или передаете записки другу в то время как ваш преподаватель пытается объяснить что-то, вы упустите все, что предполагали выучить и не поймете, как решить математическую задачу или какие страницы прочесть в книге, и т.д. Или, еще хуже, ваш учитель может вызвать вас, а вы не будете знать, о чем он / она рассказывает, что может быть очень неловко.
- Всегда выполняйте домашнее задание. Да, это может быть скучно, но просто усиленно поработайте над ним и разрешите эту проблему. Если ничего вы не сделаете, то, вероятно, провалите следующий тест, потому что вы ничего не поймете. И когда вы не пройдете контрольное задание, это опустит вашу оценку, что отобразиться в вашем табеле и выведет из себя родителей. Видите, как запускается этот эффект домино?
- И все это случится, потому что вы не сделали домашнее задание. Если вам что-то непонятно, спросите у родителей или учителя. Даже во время занятий! Вы можете чувствовать себя глупым, но скорее всего в классе будет еще кто-то с таким же вопросом, и ваш учитель оценит то, что вы спрашиваете.
- В крайнем случае, можно попросить хорошего и надежного друга, который не будет ходить вокруг да около задания или говорить о чем-то другом. Самое лучшее в получении более высокие оценок это то, что вы будете гордиться собой, плюс ваши родители будут гордиться тоже, что повысит их доверие вам, а вы получите больше свободы.
- Но, с другой стороны, что будет, если вы не пройдете тест? Первое, что вы можете сделать, это порвать его на миллион кусочков и бросить в мусор. Не надо. Ваши родители найдут это в любом случае, так что сохраните его. Следующее, что вы должны сделать, подумать, что было не так. Сделали ли вы небольшую ошибку? Или вы, возможно, не поняли материал?
- Составьте список вопросов, которые вы хотите пройти с вашим учителем, и он / она будет уважать вас за желание ответственно к этому относиться. Вы можете даже попросить своего преподавателя о возможности переписать тест, или что-то сделать, чтобы заработать дополнительные балы. Еще вы можете подумать, когда получаете плохую оценку: "Я такая глупая, единственное, что мне светит в жизни, это карьера уборщицы!» Всегда помните, одна плохая оценка на экзамене не повлияет на всю успеваемость. Просто занимайтесь больше над следующим контрольным испытанием, и все будет хорошо!
Используйте свой здравый смысл! Вы человек, и все остальные должны это уважать. Не позволяйте никому судить вас при первой же встрече. Если они это делают, то не стоят вашего времени.
- Также говорите «нет» наркотикам, алкоголю, и сигаретам! Употреблять их не круто. Если кто-то предлагает это вам, просто скажите: "Извините [вставить здесь имя], но я не хочу портить мое тело." Если они думают, что вы убогий и серый, то сами таковыми являются! Вы классный, потому что знаете, как постоять за себя и быть умным! Кроме того, наркотики и сигареты могут привести к мешковатой коже, крупным кругам под глазами, и желто-коричневым зубам. А алкоголь может заставить вас вести себя так, как будто это не вы, не говоря уже обо всем плохом влиянии на ваш организм. ОТСТОЙ!
- Несовершеннолетним также не стоит заниматься сексом. Если мальчик хочет сделать то, что неправильно, но он действительно заботится о вас, то не будет даже спрашивать и даже если спросит, а вы скажите «нет», он будет уважать, и не будет спрашивать снова. Конечно, вы, вероятно, хотите заняться сексом, но есть риск получить ЗППП или даже забеременеть. И если он говорит: "Если ты действительно любишь меня, то сделаешь это» - нужно поднять красный флаг! Это неправильно, и не говорите «да»! Не делайте этого, пока не будете готовы! Никогда не делайте под давлением такие вещи. Вы не должны принимать наркотики, пить и спать со всеми вокруг, чтобы быть крутой или уважаемой. Быть современной и завоевывать уважение других поможет умение быть самим собой.
- Сделаем вывод, что вы должны относиться к своему телу и к себе с добротой!
Сочинение на тему «Образ жизни современного подростка»
Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Но никто не бережет свое здоровье. Все потому что курят, пьют, употребляют наркотики. Как гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласится: «Здоровым будешь, все добудешь». Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Чтобы не болеть, надо заниматься спортом. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд. Когда человек занимается физкультурой и устает, то нуждается в отдыхе. Отдых может быть разным. Некоторые смотрят телевизор или сидят за компьютером, а другие отдыхают на природе. Почему-то такой отдых у многих ассоциируется с различными негативными развлечениями: спиртным, сигаретами и наркотиками. «Запретный плод - запретен», - гласит древняя пословица. Сначала после употребления этого яда появляется любопытство, подражание, стремление к самоутверждению, затем сильнейшее привыкание, и вот уже человеческий мозг оказывается в плену у «чудовища». Алкоголь табак и наркотики – это три головы одного «чудовища», которое приобретает страшную власть над человеком, в первую очередь это дети и подростки. Молодые люди считают, что курить – это круто и модно. После того как человек принял алкоголь, он становится похожим на павлина: он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем человек приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом уподобляется льву и становится гордым, самонадеянным, уверенными в своей силе. В конце он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи. Эти все слова относятся к взрослому человеку. Молодой организм намного слабее взрослого, и выпив, быстрее пьянеет. Сейчас страшным увлечением подростков являются наркотики. И как следствием этого – СПИД. Согласно статистике каждую минуту ВИЧ – инфицируются четыре человека в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Лекарство от наркомании – это сам человек, его сила и воли. Кто такой наркоман? Преступник или жертва? Наркоман, конечно же, жертва, но очень часто он является преступником, потому что ему нужны деньги на наркотики. Римский философ Сенека считал что «Люди не умирают, они убивают себя сами». Все знают, что здоровье нужно беречь. Радость и счастье здоровье и долголетие - все это необходимо каждому из нас. Ведя здоровый образ жизни, мы укрепляем и физическое состояние и дух. Подростки прогуливаются по городу, по паркам, общаются друг с другом вживую. Ходят, друг другу в гости. Это могут быть большие компании и в тоже время маленькие. В больших компаниях очень хорошо и весело проводят время. Но некоторые при этом пьют и курят. Мне это не нравится.
Многие подростки сейчас занимаются спортом, но не ради здоровья, а ради красоты и фигуры. Иногда употребляют препараты, которые негативно влияют на здоровье. Это конечно не есть хорошо.
Интернет – это первое что приходит на ум, когда говорят о современной молодежи. Если уж пошла речь о подростках тринадцати - семнадцати лет, то они по несколько часов проводят за компьютером. Есть история моих знакомых, которые приходят в школу и все время разговаривают о том сколько они убили, какое оружие у них есть, и т.д. Однако не все время и не все проводят свое свободное время, за компьютерами играя в игры и общаясь только в социальных сетях. Современные подростки редко ходят в библиотеку, это, конечно же, не означает, что они не читают, сейчас очень много электронных книг, но они все равно не смогут заменить бумажные носители информации.
Сейчас мы живем в такое время, когда нам не удается качественно и в положенное время принять пищу. Утоляя голод, мы расплачиваемся за это своим здоровьем, приобретая различные заболевания. Питание человека – это один из факторов внешней среды, который влияет на здоровье работоспособность и продолжительность жизни. Неполноценное и неправильное питание приводит к нарушению функции отдельных органов и к общему ослаблению организма – истощению. Эта недостаточность особенно сказывается на детском организме, задерживая их рост, физическое развитие. А также способствует нарушению обмена веществ. Для здорового питания необходим ежедневный прием пищи строго в определенное время. Из всего этого мы делаем вывод что питаться надо правильно для того чтобы не навредить самому себе. И не стоит курить, пить алкоголь, принимать наркотики, ведь мы этим ядом себя убиваем.
Современные подростки сейчас уже не те, что 20 и даже 10 лет назад- совсем иные интересы, другая психология круг общения и образ жизни. В настоящее время мир развивается так быстро, что невозможно предугадать, от чего будет зависеть в скором времени поведение этой группы социума.
Если рассматривать жизнь подростков в России и,например Америке, то существенных различий нет в том смысле, что влияние информационных технологий активно дает о себе знать по ту и другую сторону океана.
Интернет - зависимость - одна из многочисленных проблем нашего времени. Образ жизни подростков в настоящий момент уже не предполагает таких активных и интересных занятий, как игра в футбол во дворе, поход на речку или пляж, чтение книг, занятий музыкой, поход на концерт, в парк и тд. в той же степени, что это происходило раньше. На смену реальному общению пришло виртуальное, порожденное бесчисленным множеством социальных сетей, благодаря чему современные подростки постепенно превращаются в лентяев и пассивных, ни к чему не устремленных людей.
Однако все же в России жизнь подростка имеет больше негативных сторон. В том числе это поверхностное, можно даже сказать безразличное отношение к своему здоровью, равнодушие к чужим заботам и проблемам и на фоне всего этого- все больше растущая агрессия по отношению к обществу. Все проблемы воспитания и мировоззрения, как известно, родом из детства, поэтому профилактическую беседу на тему «что такое хорошо, а что такое плохо» необходимо проводить с самого раннего детства для того, чтобы подростку было с чем сравнивать, чтобы он имел представление о последствиях того или иного выбора. При этом самым главным правилом в воспитании остается соблюдение демократии интересов ребенка, как личности, то есть не авторитарное навязывание своей сложившейся системы ценностей, а мягкое и грамотное разъяснение вариантов поведения в той или иной ситуации.
Современный подросток испытывает огромную потребность в живом общении. Родители, тем не менее, как правило уделяют очень малое количество времени своим детям - и это тоже большая ошибка. Недобирая это общение в одном месте, подросток обязательно доберет его другом и пойдет искать его либо на улице за бутылкой пива и сигаретой, либо сутки напролет просиживая в социальных сетях.
Частой попыткой привлечь к себе внимание становится подростковый суицид, чаще всего имеющий место в неблагополучных семьях. Психологи, проводящие тестирование подростковых групп с целью выяснить рейтинг желательных ценностей были удивлены тем, что на первых местах оказались такие ценности, как безопасность, комфорт, наличие верных друзей, любовь, благополучная семейная жизнь, уступив место ценностям развития и творчества. Современные подростки уже почти не увлекаются красотой природы и искусством. Мало кого интересует активная деятельность. Подростки ценят в основном так называемые «непреходящие» ценности -здоровье, любовь, благополучие. Разницу в ценностях у детей и взрослых показывает отношение к музыке. Для подростков музыка - это источник положительных эмоций, поскольку помогает уйти от негативных переживаний, но родители редко поддерживают музыкальные увлечения своих чад, многие иронизируют, а некоторые настроены даже враждебно.
Взрослые пытаются контролировать свою жизнь и жизнь своих детей-подростков, вместо того, чтобы попытаться понять и принять подростковую жизненную систему ценностей. Но именно мы, взрослые в ответе за тех, кого мы воспитываем и за то, каким будет наше общество по прошествии определенного количества лет - общества, состоящего из нынешних повзрослевших подростков.