Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

«песочная терапия – один из методов арт терапии. Песочная терапия для детей Песочная арт терапия для детей

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течёт он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац "Детский песок".

Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в работе с детьми, об уже говорилось в консультации "Игры с водой и песком", "Песочная терапия", с которыми вы можете так же ознакомится на моём сайте.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе. Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя "торчать" только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о его мягкости и одновременно твёрдости. Протяжённые песчаные пляжи кажутся нам бесконечными: начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и всё это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности, и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком "Sаnd-Art" — удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного "Я". Это новое направление.

Немного истории

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострённому эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности. Иногда он может проявляться в виде неконструктивного выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчуждённости, замкнутости. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Есть ещё один метод работы с песком: песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art). Песочная анимация (искусство рисования песком) даёт новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает всё большую популярность, которое даёт возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

  1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
  2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
  3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
  4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
  5. Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик — достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Песочная анимация или рисование песком — это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет раскрыть свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даёт возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребёнка. Рисование песком — это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком — увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  • Даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

1. Из истории «песочной терапии»

2. Преимущества подхода «песочной терапии»

3. Метод «песочной терапии»

4. Песочная терапия.Принципы и структура занятий

5.

6. Список литературы

«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
К.Г. Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Дети и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно и с удовольствием создают картины из песка. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Он создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. В этомуникальная Тайна бытия: все приходит и уходит, и нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому . Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и тревоги.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии в ХХ веке. Сегодня он находит самое широкое распространение в нашей стране, используется в работе с детьми и взрослыми.

Из истории метода «песочной терапии»

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.


В начале ХХ века Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография "Сэндплэй".

Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Метод "Песочной терапии" базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.


Преимущества подхода «песочной терапии»

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом, это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Метод «песочной терапии»

Применение позволяет психологу решать следующие задачи:

· Диагностические:

· Коррекционные;

· Терапевтические;

· Творческого развития.

Показания к песочной терапии

· - различные формы нарушений поведения,

· - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками,

· - психосоматические заболевания,

· - повышенная тревожность, страхи,

· - сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к техникуму).

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

· Эпилепсия или шизофрения.

· Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

· Аллергия на пыль и мелкие частицы.

· Легочные заболевания.

· Кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование для «песочной терапии»:

1. Поднос с песком. Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты. Дно и внутренняя часть бортов должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

2. Коллекцию миниатюрных фигурок и предметов:
а) люди разного пола и возраста, представители различных исторических эпох, разнообразных профессий; кукольные семейства
б) фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.;
с) животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единороги, грифоны);
д) дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, но- рота, здания, имеющие специальное предназначение (Вокзалы, больницы, школы и т. пд, храмы различных религий и т. п.;
е)домашняя утварь;
ж) деревья и другие растения;
з) транспортные средства (наземные, водные, воздушные);
и) игрушечные мечи, пистолеты и др. оружие
З. Естественные природные объекты.
Кристаллы и минералы, кости, окаменелости, кусочки металла и дерева, засушенные цветы, листья. сухие ветки, семена, ракушки, перья и т. д.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

Большие и крошечные;

Бесцветных и ярких цветов;

Прозрачные и непрозрачные;

Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. У нас только в последнее время начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, как использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки.

И перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

Ø либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

Ø либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

Ø либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, -- все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

При этом я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии :

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со студентом – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, студент имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком студент и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком , где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Возможности «песочной терапии»

Творчество в песочнице для подростков и взрослых представляет процесс взаимодействия создания страны, которая является проекцией внутреннего мира.

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира человек может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи, которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту. В ходе работы притчи можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Наиболее используемые в моей работе со студентами «песочные картины »: «Волшебная страна», «Я и мир, который меня окружает», «Город Дружбы», «Моя жизнь через …лет», «Мир Добра и Зла», «Он и Она. История взаимоотношений», «Сказочный город», «Подвиг героя».

Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, человек получает опыт символического решения многих жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «материала» переходит в бессознательное и через некоторое время в поведении человека происходят изменения. В реальной жизни он начинает применять свой песочный опыт.

Таким образом, песочная терапия, с одной стороны прекрасная развивающая среда, а с другой - процесс переноса, проекции внутреннего мира. Когда на песке есть персонаж, на которого направлена агрессия. Это очень высокий уровень агрессии.

3) Конфликт с близкими людьми .

В таких моментах может происходить противостояние или противоборство героев, которые в данный момент являются отражением людей из реального окружения.

Расположение фигурок на песке также имеет символическое значение и может дать много информации. Когда фигура размещается в центре, она, как правило, символизирует автора картины. Фигурка, появившаяся второй, является символом какого-то важного момента. Если создатель картины закапывает героя, он старается вытеснить то, что еще неосознанно в бессознательном.

Особенность заполнения песочницы и всех её секторов может дать много интересной информации. Если действия разворачиваются в верхней части – перед нами мечтательный человек. Нижние части песочницы заполняют люди «приземленные». Перемещение в правую или левую часть указывает на то, что этим человеком владеет будущее или прошлое.

При проведении анализа важно учитывать уникальность клиентов, прежде всего их личное восприятие мира.

ü Любая психопрофилактика проводится для того, чтобы не допустить проблемных ситуаций. В песочнице можно разыграть любые жизненные ситуации, переосмыслить их и найти правильное решение.

ü Песочница – прекрасный инструмент, который позволяет пересмотреть многие события жизни: психологические травмы, проблемы в отношениях, личностный рост.

ü Песочная терапия в отличие от других методик позволяет человеку создавать собственный мир, который откроет путь к самым сокровенным мыслям, мечтам и чувствам. Этот мир можно ощутить, изменить, рассмотреть, и даже фотографировать.

ü Песочная терапия способна активизировать ресурсы самоисцеления и продвижение человека к психологическому здоровью. Созданный образы на песке есть отражение внутреннего мира и бессознательного состояния, позволяют понять себя.


Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Песочная терапия

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;
Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не мог говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит своеобразную «самотерапию» - он начинает отчетливо видеть и понимать скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к их решению. И все это еще раз доказывает, что песчаная стихия способна творить чудеса!

Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием спокойной музыки - звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.) Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Поднос с песком, или песочница - уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет - это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

Время от времени можно менять цвета бортов.

Согласно законам цветотерапии:

- черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки— и вот готово звездное небо! Такая цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает;

- зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

- желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

- красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда “невкусные” переживания зачастую не проговариваются, а молча “проглатываются”. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины. А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут “разрушительные” ассоциации с лавой и магмой вулкана;

- фиолетовый — цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый… Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. В природной среде происходит естественная очистка песочной массы благодаря работе солнца, ветра и воды. В домашних условиях хотя бы один раз в месяц песок следует просеивать и прогревать (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца).

И не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

В песочнице Вы самостоятельно можете:

Рисовать на песке палочкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

В песочной терапии могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Используются разнообразные фигурки - реальные и сказочные, мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Это могут быть наборы солдатиков, куклы, игрушки из «киндер-сюрпризов» - все, что допускает Ваша фантазия. Все эти объекты составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для полноты ощущений могут понадобиться и пейзажи, и интерьеры.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

Люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;

Животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки)

Т.е. разнообразные представители животного мира;

Растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

Объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

Объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

Аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

Естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Когда клиент выбирает фигурки для создания песочной композиции, происходит перенос внутренних психических процессов на миниатюрные предметы. Он может идентифицировать себя с какой-либо фигурой, наделить ее желанными качествами и через нее проводить в жизнь новые сценарии, даже самые несбыточные. Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей.

Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

С помощью миниатюрных фигурок можно повторить сюжет какой-либо произошедшей ситуации, но финал или иную проблемную часть переиграть в позитивном - желанном для вас ключе. При этом наше подсознание уже по-другому прокручивает произошедшее и не сбрасывает проблему в копилку комплексов. Важно помнить, что мысленная «реставрация» особенно удается, когда глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Именно поэтому спектакли на песке - очень действенный способ релаксации и преобразования минусов в плюсы. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.

«В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание» - пишет Ленор Штейнхард.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека.

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет

Литература:
Википедия
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003.-495с.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Статья Оксаны Наумыч (перинатальный психолог)

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...