Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Песочная терапия в логопедии. Образовательный портал. Игровое упражнение “Слогин”

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    Желаем удачи!

  • План самообразования

    педагога-психолога Козловой Н.В.

    на 2015-2016 учебный год

    Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников».

    Цель: Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет.

    Задачи:

    1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

    2. Развивать фантазию и образное мышление.

    3. Развивать творческие способности дошкольников.

    4. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

    5. Развивать коммуникативные навыки.

    6. повышать самооценку детей.

    7. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

    8. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

    Актуальность темы: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.

    В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения.

    Реализация задач: активное включение детей в занятия песочной терапией.

    Учебно-методическое обеспечение проекта:

    Перспективный план

    Методическая разработка серии конспектов занятий с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

    Материально-техническая база:

    Оборудование для песочной терапии (деревянный ящик 50×40×8, покрашенный в голубой цвет и наполненный песком, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т.д.)

    Материалы для оформления результатов (фото работ).

    Участники: дети 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

    Основной механизм реализации проекта:

    Проведение серии регулярных занятий. Предполагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создавая особую атмосферу, которая позволяет ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.

    Сроки

    Теоретический этап.

    Изучение методической литературы и переодической печати по вопросам коррекции эмоционально – волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет :

    1. Грабенко, Т. М. Как помочь «особому» ребенку / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство- П ресс, 1998.

    2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

    3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

    4. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – С П б. : Детство-Пресс, 2007.

    5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

    В течение года

    Написание программы «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей от 3 до 7 лет».

    Разработка конспектов занятий по игровой деятельности в песке с использованием разнообразных методов и приемов.

    Организация предметно-развивающей среды: создание песочного ящика для проведения игровых занятий с детьми от 3 до 7 лет.

    Разработка календарно-тематического планирования по группам.

    сентябрь-октябрь

    Практическая часть:

    Организация и систематизация занятий детей на песке. Открытый просмотр занятия « Сказка на песке с использование кинетического песка» старшая группа.

    Оформление альбома с фотографиями детских работ.

    Участие родителей в игре с детьми на песке.

    ноябрь-март

    Обобщение опыта на муниципальном уровне.

    Подведение итогов проведенной работы.

    Презентация опыта работы перед педагогами ДОО.

    апрель - май


    Уважаемые родители! Мой многолетний опыт работы логопедом показал необходимость освоения новых методов и подходов в работе с детьми с нарушением речевого развития. Освоение современных технологий предопределено не только временем, но и тем, что контингент таких детей с каждым годом становится все сложнее. Сегодня стало все больше детей не только с общим недоразвитием речи (ОНР), но и с трудностями в обучении, нарушением активности и внимания, а также гиперактивных.

    Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют общему развитию ребенка.

    На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, воско-, кристаллотерапия и др), но наиболее целесообразным и эффективным методом в логопедии я считаю песочную терапию .

    Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Малыши обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

    Именно поэтому я использую элементы песочной терапии на логопедических занятиях с детьми. Опыт моей работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

    • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,
    • дети чувствуют себя более успешными,
    • на занятиях нет места монотонности и скуке.

    Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

    Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

    Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых или фронтальных занятиях с детьми.

    Использование песочной терапии позволяет :

    • способствовать развитию речи (фонетика, лексика, грамматика);
    • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
    • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
    • активизировать пространственное воображение, образно-логическое мышление,
    • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,
    • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
    • развивать навыки общения (речь диалогическую и монологическую),
    • развивать творческий потенциал ребенка.

    Еще больше информации в наших группах соц.сетей:

    Использование песочной терапии в работе логопеда.

    Учитель-логопед: Плешанова С.Б

    2017год.

    Песочная терапия в работе логопеда
    Использую песочную терапию с сентября 2014 года. Сначала изучила теоретический материал по теме (книги, журналы, интернет-ресурсы). Далее занималась созданием необходимой развивающей среды. Для этого мне понадобилось необходимое оборудование:
    1. Водонепроницаемый деревянный ящик
    Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
    Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 50 х 70 х 8 см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.
    2. Чистый, просеянный песок.
    Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок символизирует «линию горизонта».
    3. Цветной песок.
    Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим.
    4. Цветная морская соль.
    Желательно крупная - её можно использовать для развития мелкой моторики.
    5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их - не более 8 см)
    В набор игрушек могут войти:
    *Человеческие персонажи
    *Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
    *Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
    *Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
    *Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
    *Сказочные герои (злые и добрые)
    *Бросовый материал
    *Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
    Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребёнок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.).

    Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии.
    Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:
    * развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребёнок получает через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, твёрдое - мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения)
    *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребёнок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придаёт уверенность ребёнку, он ощущает себя успешным);
    *стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека);
    *расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребёнок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступает в диалог);
    *более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка.
    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Пять шагов организации игрового процесса.
    Первый шаг - демонстрация песочницы
    Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

    Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
    Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

    Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
    Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

    Четвёртый шаг - формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия
    Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ,»коронует» и подбадривает каждого из ребят.

    Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
    Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

    Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
    Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
    - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
    - успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
    - пополняется и активизируется словарь;
    - корректируется грамматический строй речи, связная речь;
    - формируются навыки чтения и письма;
    - развивается мелкая моторика;
    В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий.

    КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
    ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

    Развитие дыхания.
    Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
    - «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
    - «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
    - «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
    - «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
    - «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца;
    - Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
    - «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
    - «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой.
    Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»

    Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики
    - положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
    - погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
    - погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
    - погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».

    Артикуляционные упражнения
    - «»Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
    - «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
    - «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
    - «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
    -«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

    Автоматизация звуков

    - «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    - «Слабый моторчик»- произносить [Р] (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

    - «Горочка»- набрать в руку песок или воду и произносить звук С, насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.

    -«Дорожка»- произносит заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.

    -«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

    Развитие фонематического слуха

    - «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки - руки держать над песочницей.

    - «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
    Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са - за, ма - на - ма, да - та - да.
    Слова: кот - год - кот; том - дом - ком; басня - башня - пашня.

    - «Новоселье» - в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).

    Формирование слоговой структуры слова - «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д. - «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом - те, в названии которых один слог, во втором - два, в третьем—три слога. - «Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. - «Раздели слово на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

    Совершенствование грамматического строя речи
    - «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец - овальный, зелёный; ёлка - пластмассовая, колючая и т.д.).
    - «Пересчитай»- (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
    - «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)
    - «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)

    Звуковой анализ слова и предложения
    На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
    - «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
    - «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
    -«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

    Обучение грамоте
    -«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.

    Развитие связной речи
    При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.
    - «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка -- дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
    - «Начни предложение» - ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
    - «Друзья»- при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
    Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

    РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».
    В ладошки наши посмотри,
    В них доброту, любовь найди
    Чтоб злодеев побеждать,
    Мало просто много знать
    Надо быть активным,
    Смелым, добрым, сильным
    А ещё желательно
    Делать всё внимательно!

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
    Здесь нельзя кусаться, драться!
    И нельзя песком кидаться!
    Можно строить и творить:
    Горы, реки и моря -
    Чтобы жизнь вокруг была!
    Никого не обижать,
    Ничего не разорять!
    Это мирная страна
    Дети, поняли меня!

    РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

    В ладошки наши посмотри -
    Мудрее стали ведь они!
    Спасибо, милый наш песок.

    Статья

    Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда

    Вотинцева Ирина Аркадьевна

    История метода «Песочная терапия »
    Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
    Целеполагание
    Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .
    Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
    Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника - песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
    Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .
    Задачи :
    Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
    Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
    Развивать мелкую моторику рук :
    Обогащать и активизировать словарь родного языка;
    Формировать лексико-грамматические категории языка;
    Автоматизировать корригируемые звуки ;
    Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;
    Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .
    Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)
    При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :
    Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой,
    Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
    Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
    Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
    Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
    Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
    Предполагаемый результат :
    У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,
    Сформированы речевые навыки общения,
    Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,
    Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации - создание своеобразной демоверсии,
    Дети свободно используют грамматические категории языка,
    Автоматизированы корригируемые звуки ,
    Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
    У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
    Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.
    Организация песочницы
    Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
    Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
    Коллекция миниатюрных фигурок :
    Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,
    Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,
    Транспорт разного назначения,
    Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
    Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,
    Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,
    Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
    Конструкт занятия
    Этап
    Название этапа
    Цель этапа
    1
    Мотивационный
    Сообщение темы, цели занятия
    2
    Супервижн -
    выставка фигурок и предметов к занятию
    Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач
    3
    Ритуал входа
    «Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
    4
    Основной коррекционный
    Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно
    5
    Ритуал выхода
    Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы
    Направления коррекционной работы
    Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :
    Дыхательная гимнастика
    Пальчиковый практикум
    Артикуляционная гимнастика
    Автоматизация звуков

    Формирование слоговой структуры слова

    Обучение грамоте
    Развитие связной речи
    Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
    занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .
    Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
    Развитие диафрагмального дыхания
    Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
    Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.
    Помоги зайцу. В песке углубления - «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
    Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
    Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
    Пальчиковый практикум
    Развитие тактильно-кинестетических ощущений
    Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
    Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
    «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
    Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )
    Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
    (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
    «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
    Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
    Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
    Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
    В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )
    Артикуляционная гимнастика
    Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
    Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка
    Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
    Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
    Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.
    Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
    Автоматизация звуков
    Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .
    Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .
    Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .
    Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .
    Развитие фонематического слуха
    Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).
    Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
    Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
    Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
    Формирование слоговой структуры слова
    Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
    Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.
    Совершенствование лексико-грамматических категорий
    Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
    Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
    Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :
    предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;
    приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;
    наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

    Вам также будет интересно:

    Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
    Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....