Ирина Гаврючкова, воспитатель НДОУ
«Детский сад № 57
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема: Мой дом, мой город (вторая младшая группа)
Тема недели: Мой дом.
Цель: формирование чувства сопричастности к родному дому.
Расширять представления детей о доме, предметах домашнего обихода. Уточнять название и назначение предметов посуды. Формировать навыки безопасного поведения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Расширять и активизировать словарный запас детей по теме. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать внимательное и заботливое отношение к окружающим; бережное отношение к своему дому.
Стихотворение недели: Вот какой красивый дом,
в этом доме мы живём.
1, 2, 3, 4 – в новой мы живём квартире (к концу недели дети могут его рассказать наизусть)
Понедельник
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | |||
Рассматривание репродукций, иллюстраций, картинок с изображением домов в городе (деревне). Сравнение. | Ситуативные разговоры «Мой дом» | Утренняя гимнастика «Платочки» | Рассматривание открыток с видами города, села (виды домов) Настольно-печатные игры « Чей домик?». Свободное рисование |
|
Познание. Формирование целостной картины мира. «Дом, в котором мы живем» Цель: расширить представление детей об окружающем мире. Знать, дом, где ты живешь, своих соседей, взрослых и детей. Закрепить понятие «дом, двор, улица, соседи». Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу. | Дом - жилое помещение, дом и здание детского сада, структурные части, внешний вид, назначение, некоторые используемые материалы (камень, дерево, стекло), строительство домов людьми; |
|||
Прогулка | Наблюдение: «Жилые дома», цель: сформировать представление о разнообразности домов. Подвижная игра. «Быстро в домик». Цель: развивать двигательную активность детей | Дидактическая игра: «Если бы я потерялся…» Цель: Развивать связную речь, воображение. | Труд в природе. Убрать сухие листья в цветнике. | Свободная деятельность Игры с мячом. Строим дом из песка. |
Вторая половина дня | Д. и. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Чтение стихов про дом | Индивидуальная работа по развитию речи. Упражнять Сашу в умении связно отвечать на вопросы воспитателя о своем доме, улице. Цель: развивать связную речь. | Гимнастика после дневного сна |
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
|||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Беседа о родном городе на тему «Дети – тоже жители этого города». Цель: Рассказать о праве каждого ребёнка на жильё, свой дом. Дидактическая игра «Домик» на выкладывание из геометрических фигур. Пальчиковая гимнастика: «Я хочу построить дом» Произносит текст и показывает соответствующие движения: | Р. И. «Выбери картинки и расскажи, что есть у тебя дома». Д. и. «Кошкин дом» Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под. | Утренняя гимнастика | Конструирование из деталей деревянного конструктора. Игра «Строим дом». Цель: развивать конструктивные способности детей. Настольно-печатные игры. |
|
Лепка домика из пластилиновых жгутиков. |
||||
Прогулка | Наблюдение: «За состоянием погоды». Подвижная игра. Быстро в домик» (солнышко и дождик). Цель: развивать двигательную активность детей. | Разговор об окружающем мире: что видел ребенок по дороге; природные, погодные изменения. Цель: развивать связную речь детей, наблюдательность. | Труд. д-ть. Наведение порядка на веранде . «Расставь игрушки», «Собери мусор» | Свободная деятельность. С выносным материалом лопатки, ведерки, формочки. |
Вторая половина дня | Дидактическая игра: «Предметы, которые есть дома». Чтение сказки «Заюшкина избушка» | Индивидуальная работа по рисованию: Закрашивать осенний дом, не заходя за контур. Д. и. «Кто здесь живет» Д. и. «Разрезные картинки» по теме. | Гимнастика после дневного сна |
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
|||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Коллективное рассказывание р. н. сказки «Теремок» Дидактическая игра: «1,2,3, ищи» Цель: Способствовать освоению приемов сравнения и оценки величины предмета. | Беседа об окружающем мире: что видел ребенок по дороге; природные, погодные изменения. Цель: развивать связную речь детей, наблюдательность. Игровое упражнение « Помой посуду», « Покорми куклу» | Утренняя гимнастика | Альбом «Посуда» Свободное рисование. Раскраски по теме посуда |
|
Развитие речи «Описание предметов посуды» - развивать умение составлять совместно со взрослым короткий рассказ;- развивать умение правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; Закреплять правильное произношение «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет». Стр. 76 занятие 26 | Упражнения на развитие ЗКР - звук (о). Дидактические игры: «Напоим куклу чаем». |
|||
Прогулка | Наблюдение за улиткой | Индивидуальная работа: рисование травки цветными мелками на асфальте | Труд в природе. Полив травки. Цель: воспитывать желание трудиться. | Свободная деятельность Конструирование из песка. |
Вторая половина дня | Рассматривание иллюстраций с изображением улиток. Д/и « Найди зверей, которые свой домик носят с собой» Разгадывание загадок о посуде. | ЗКР: развивать умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе; отработать правильное произношение звуков [а], [у], четкую артикуляцию звуков; активизировать использование в речи предлогов за, под, перед. | Гимнастика после дневного сна |
«Где спрятался мышонок?» Настольно-печатные игры. Домино, лото |
Светлана Иванова
Группа : младшая
Вид НОД : Познавательное «Мой город »
Тип : Итоговое
Цель : Расширения знания о своем городе
Предварительная работа : рассказы и беседы о городе , рассматривание открыток, иллюстраций в книге, альбома «Городской транспорт » . д\и «Подбери колеса к автомобилю» , п\и «Воробушки и автомобили» стихотворения о транспорте и правилах поведения на дороге.
Задачи :
1. Образовательная : Закрепить представление о Каменске-Уральском, улицах города , видах городского транспорта , светофоре и его предназначении, правилах поведения на дороге.
2. Развивающая : Развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы простыми предложениями, умение сравнивать и размышлять.
3. Воспитательная : Прививать любовь к родному городу , воспитывать аккуратность при работе с клейстером
Активизация словаря : город Каменск-Уральский , улица, водитель, транспорт, грузовик, автомобиль, автобус, троллейбус, пешеходы, светофор, тротуар. Знакомство с новым словом - штанга.
Принципы воспитания и обучения :
1. Доступности;
2. Наглядности;
3. Деятельности;
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Методы воспитания :
1. Сюрпризный (приход игрушки) ;
2. Словесный;
3. Наглядный;
4. Практический;
Оборудование : картина улиц города , грузовик, автомобиль, троллейбус, макеты домов, дороги, светофоры, рули, кисти, клейстер, клеенки, подс-тавки, заготовки домов, ватман.
План НОД :
1. Организационный момент;
2. Мотивационно-целевой;
3. Планирование деятельности;
4. Реализация деятельности;
5. Подведения итогов;
Ход НОД
1. Организационный момент
Задача : привлечь внимание.
Игра «Покажи, что назову» (змея, птица, мячик, солнышко, дерево, дом низкий, дом высокий) .
Дети изображают названия предмета при помощи пальцев рук.
2. Мотивационно-целевой
Задача : мотивировать детей на предстающую деятельность.
Стук в двери, вносится игрушка с плачущим медвежонком.
Воспитатель : «Почему ты плачешь?»
Медвежонок : «Меня зовут Топтышка, мама уже уснула в берлоге, а я решил побродить по лесу и заблудился».
Воспитатель : «Не плачь Топтышка! Дети вы готовы помочь медвежонку?» Предполагаемые ответы детей : «Да. Хотим помочь. Поможем медве-жонку» .
3. Планирование деятельности
Задача : побудить интерес детей на самостоятельное размышление
Воспитатель : «Расскажите медвежонку, где мы сейчас с вами находимся?»
Дети : «Мы сейчас в детском саду. Мы находимся в детском саду» .
Воспитатель : «Чем занимаются дети в детском саду?»
Дети : «Дети играют, гуляют… В детском саду мы поем» .
Воспитатель : «Наш детский сад находится в городе , кто знает, как называется наш родной город ?»
Дети : «Город Каменск-Уральский » (хоровой ответ)
Воспитатель : «Присядьте на ковер, внимательно посмотрите на картину и скажите, что можно увидеть на улицах города ?»
Дети : «На улице стоят дома. Ходят люди. Машины едут по дороге. Есть тротуары и деревья».
Воспитатель : «Молодцы, вы рассказали Топтышке правильно. Город - это улицы , дома, дороги, тротуары и люди, которые живут в нашем городе Каменске-Уральском .
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по улице города . И познакомить Топтышку со всем тем, что он видел.
Согласны отправиться в путешествие?»
Дети : «Согласны. Да» .
Воспитатель : «Медвежонок пойдем с нами, смотри и запоминай» .
4. Реализация деятельности.
Задача : научиться решать поставленные проблемные ситуации , развивать коммуникативные навыки и связную речь.
Дети идут по улице, на которой стоят макеты домов, а на проезжей части движется транспорт.
Воспитатель : «Мы пойдем по тротуару?»
Дети : «Да» .
Воспитатель : «Почему нельзя ходить по дороге?»
Дети : «По дороге едут машины» .
Воспитатель : «Правильно, тротуар, нужен для людей (индивидуальное обращение к детям ) .
Как называются люди, которые ходят по тротуару?»
Дети : «Это пешеходы (возможны хоровые ответы) ».
Медвежонок спрашивает : «Это что?»
Дети : «Это дома» .
Воспитатель : «Зачем нужны дома?»
Дети : «В домах живут люди» .
Воспитатель : «Правильно в домах живут люди г. Каменска-Уральского» .
Медвежонок : «Это что?»
Дети : «Это машины» .
Воспитатель : «Давайте расскажем медвежонку о машинах. Назовите эту машину?»
Дети : «Это грузовик» .
Воспитатель : «Из каких частей состоит грузовик?»
Дети : «У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль…»
Воспитатель : «Для чего нужен грузовик?»
Дети : «Он возит груз» .
Воспитатель : «Какой груз может перевозить грузовик?»
Дети : «Грузовик перевозит землю, песок, ветки» .
Воспитатель : «Как называется эта машина?»
Дети : «Эта автобус» .
Воспитатель : «А эта?»
Дети : «Эта троллейбус» .
Воспитатель : «Кого перевозит автобус и троллейбус?»
Дети : «Они перевозят людей. Автобус возит людей» .
Воспитатель : «Как называется человек, который управляет автобусом или троллейбусом?»
Дети : «Автобусом управляет водитель» .
Воспитатель : «Как называются люди, которых перевозят автобус и троллейбус?»
Дети : «Этих людей называют пассажирами» .
Воспитатель : «Внимательно посмотрите и скажите, чем автобус отличается от троллейбуса?»
Дети : «У троллейбуса есть рожки, а у автобуса нет» .
Воспитатель : «Молодцы, эти рожки называются штангами. Штанги крепятся к проводам , и троллейбус может двигаться».
Хоровой и индивидуальный повтор «штанги»
Воспитатель : «Чем заправляется автобус?»
Дети : «Автобус заправляется бензином» .
Воспитатель : «Запомни Топтышка, автобус заправляют бензином, а троллейбус движется за счет электричества. Как можно назвать, одним словом все машины?»
Дети : «Это транспорт» (хоровой ответ) .
Воспитатель : «Молодцы! Назвали правильно это транспорт. Ой, ребята посмотрите, что это за коробочка?
Если вы отгадаете загадку, то мы сможем открыть и посмотреть, что же там находится : «Три глаза, три приказа. Красный - самый опасный» .
Дети : «Светофор» .
В случае затруднения воспитатель задает вопросы :
У кого может быть три глаза?
Какие приказы они выполняют?
Почему красный приказ самый опасный?
Расскажите Топтышки на какой сигнал светофора можно переходить улицу? Дети : «Можно переходить, только на зеленый сигнал» .
Воспитатель : «На какой сигнал могут ехать машины?»
Дети : «Тоже на зеленый» .
Воспитатель : «Почему нельзя переходить дорогу на красный сигнал?»
Дети : «Можно попасть под машину… Сломать ногу…»
Воспитатель : «Молодцы! Правильно ответили; переходим дорогу только на зеленый сигнал. Запомни Топтышка!»
Игра «Внимательный водитель» (включается музыка, загорается то зеленый, то красный сигнал) .
Дети двигаются на машинах на зеленый сигнал, на красный стоят.
Воспитатель : «Какие внимательные у нас водители. Ребята, Топтышке пора собираться в обратный путь к себе домой в лес. Я предлагаю на память сделать ему подарок, картину «Улица г. Каменска-Уральского» . Вы согласны?»
Дети : «Да, согласны» .
Воспитатель : «Посмотрите внимательно, что не хватает на этой картине?»
Дети : «Нет домов!»
Воспитатель : «Давайте приклеим дома и получится красивая улица города !» (уточняется работа с кистью и клейстером) .
Дети приклеивают заранее подготовленные дома к картинке.
5. Подведение итогов
Задача : Обобщить пройденный материал. Оценить старание всех ребят.
Топтышка : «Спасибо вам, ребята за интересный рассказ и подарок, все так старались. Я обязательно расскажу своей маме и своим друзьям о вашем г. Каменске-Уральском. Ведь я теперь знаю, что улица - это дома, дорога, тротуар, пешеходы и транспорт. А дороги нужно переходить только на зеленый сигнал. Спасибо за подарок. До свидания!
Дети отвечают.
Комплексно-тематическое планирование
Группа: вторая младшая
Тема: Мой дом, мой город.
Цель: Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родным поселком его названием, основными достопримечательностями.
Итоговое мероприятие: Фотовыставка «Прогулка по улицам нашего города»
Изменения в предметно-развивающей среде:
Тематический уголок: Внесение иллюстрации с изображением мебели, посуды, транспорта, домов в городе и деревне. Оформление выставки: «Чайная посуда»
Альбом «Наш поселок».
Центр сюжетно-ролевых игр: Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья» Игровая ситуация «Напоим куклу чаем».
Центр продуктивных видов деятельности: Внесение предметов декоративно – прикладного искусства (ковриков, полотенец, салфеток), первоначальное знакомство с ткачеством и ковроделием.
Рассматривание узоров на бытовых вещах. Оборудование для рисования (бумага, трафареты, карандаши).
Работа с родителями: Акция «Подари группе деревянную ложку» Консультация «Профилактика гриппа и ОРЗ»
Взаимодействие с социумом: Целевая прогулка «Знакомство с улицей»
Задачи
Совместная деятельность педагога и детей: Предполагаемая самостоятельная деятельность с использованием развивающей среды Используемая литература
в непосредственно (организованной) образовательной деятельности педагога с детьми в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах Познавательное развитие
Знакомить детей с названиями предметов
ближайшего окружения: посуда, мебель.
Формировать представления о простейших
связях между предметами ближайшегоокружения. Развивать
продуктивную (конструктивную) деятельность. Формировать умение различать предметы по форме и
называть их (кубик, кирпичик, шар).
Тема: «Мой родной город»
Цель: Формировать понятие «город». Познакомить с достопримечательностями
Побуждать делиться впечатлениями. Воспитывать любовь к своей малой родине, городу города.
Материалы к занятию: Фотографии домов, в которых живут дети, здание детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные),улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.
Тема: « Чайная посуда»
Цель: Познакомить с названием и назначением посуды.
Формировать у детей обобщенного понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер). Развивать связную речь, учить описывать предметы посуды
Материалы к занятию:Чайная посуда, Необычная посуда.
Ознакомление с окружающим миром (Предметное окружение)
Тема: « Транспорт»
Цель: Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)
Материалы к занятию: Картинки с изображением самолёта, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки-самолёт, автомобиль, автобус.
Ознакомление с окружающим миром (Предметное окружение)
Тема: « Мебель»
Цель: Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.
Материалы к занятию: Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.
ФЭМП
Тема: Занятие 4Цель: Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
ФЭМП
Тема: Занятие 1Цель: Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
ФЭМП
Тема: Занятие 2Цель: Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
ФЭМП
Тема: Занятие 3Цель: Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Рассматривание репродукций, иллюстраций, картинок с изображением домов в городе (деревне). Сравнение.
Рассматривание картинок на тему «Дом, в котором я живу».
Ситуативный разговор, «Какие бывают машины»
Рассматривание иллюстраций по теме «Мебель», ситуативный разговор «Для чего нужна мебель.
Целевая прогулка «Знакомство с улицей»
Наблюдение за деревьями осенью; за трудом шофера; за листопадом; за птицами; за ветром.
Экспериментально-исследовательская деятельность « Кораблики плывут»
Экспериментально-исследовательская деятельность «Деревянный брусочек».
Индивидуальная работа по ФЭМП
Д/и « Расположи дома по порядку?
Д/игра «Вверх – вниз».
Д/ игра «Большой –маленький»
Д/ игра по ФЭМП «Три медведя»
Совместное оформление выставки: «Чайная посуда»
Акция «Подари группе деревянную ложку»
Внесение сюжетных картинок с изображениями транспорта.
Альбом «Наш поселок».
Рассматриваниефотоиллюстраций с изображением мебели
Настольно-печатная игра «Маленькие помощники»
Игра «Разрезные картинки» Цель: развивать логическое мышление.
О. В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Стр. 38
Вахрушев А.А. «Здравствуй мир» Стр.66
О. В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Стр. 19
О. В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Стр. 20
И.А. Пономарева
В.А. Позина«Занятия по формированию элементарных математических представлений»
Стр.14-16
Речевое развитие
Продолжать развивать речь детей, формировать умение строить предложения, используя глаголы.
Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,
приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге, приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос. Чтение художественной литературы.
Тема: Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Напомнить детям знакомую сказку «Теремок», вызвать желание участвовать в ее обсуждении, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться; закрепить понятия «высокий», «низкий», «широкий», «большой», «маленький»;
Чтение художественной литературы.
Тема: Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Три медведя».
Цель: Вспомнить содержание русской народной сказки «Три медведя» (имена медведей, что они хотели сделать с Машей); развивать связную речь; закрепить у детей знание известных им стихов и желание их рассказывать.
Материалы к НОД:
Развитие речи
Тема: №2
Цель: связ. р: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке.
словарь: учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука у, учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука у в словах.
Развитие речи
Тема: №24
Цель: связ. р: учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем.
слов. и грам: учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному образованию формы родительного падежа существительных: ручек, ножек.звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков с,сь; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
Чтение сказки: «Три медведя»
Чтение стихотворения «Кошкин дом»
Чтение сказки «Теремок» Е Чарушина.
Чтение стихотворения «Шофёр» Бориса ЗаходераЧтение произведения «Сказка о чайнике».
Рассматривание картинок на тему
«Дом, в котором я живу».
Цель: Развивать связную речь, закрепить названия предметов быта, электрических бытовых приборов.
Индивидуальная работа по развитию речи.
Цель: Упражнять в умении связно отвечать на вопросы о доме, улице, развивать связную речь.
Ситуативный разговор о игрушках. Какая игрушка тебе нравится больше? Почему?
Цель: активизировать речь детей.
Подобрать детскую литературу о посуде.
Загадки о посуде.
Стр. 167
Стр. 183
Ушакова ОС. Развитие речи детей лет.
Стр. 25
Ушакова ОС. Развитие речи детей лет.
Стр. 63
Художественно-эстетическое развитие
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
Воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Декоративное рисование
Тема: Красивый полосатый коврик.
Цель: учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть, тщательно промывать кисть; рисовать другой краской аккуратно, не заходя на те места, где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знание о цвете.
Материалы к НОД: листы бумаги квадратной формы. Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по две разные, хорошо сочетающиеся краски; баночки с водой, матерчатые тряпочки, кисточка.
Предметная аппликация.
Тема: Шарики и кубики.
Цель: Помогать располагать и наклеивать шарики и кубики, подготовленные взрослыми, в определенной последовательности. Упражнять в аккуратном наклеивании.
Предметное рисование
Тема: «Глянь – баранки, калачи…».
Цель: Учить рисовать кольца (бублики, баранки), контрастные по размеру (диаметру), самостоятельно выбирать кисть: с широким ворсом – для рисования баранок, с узким ворсом – для рисования бубликов. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз – рука».
Материалы к НОД у детей: листы бумаги на выбор – светло – голубого, светло – зелёного, розового цвета (для фона), гуашевые краски жёлтого цвета, кисти 2-х размеров, фломастеры, картонные кольца для обследования формы, банки с водой, салфетки матерчатые для просушивания ворса. У воспитателя два квадратных листа бумаги разного размера с нарисованными кольцами – баранка и бублик.
Предметная лепка
Тема: Крендельки к чаю.
Цель: Учить свертывать получившиеся колбаски. Формировать умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, замечать разнообразие.
Предметное рисование
Тема: Разноцветные колеса.
Цель: Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе изображения использовать карандаши разного цвета. Развивать интерес к рисованию.
Материалы: цветные карандаши (вся коробка), альбомный лист бумаги.
Предметная аппликация.
Тема: Транспорт.
Цель: Составление композиции из трёх элементов разной величины (два колеса, шаблон машины) для наклеивания. Развивать чувство формы и цвета.
Декоративное рисование
Тема: Знакомство с дымковской игрушкой. Узор.
Цель: Познакомить с народными дымковскими игрушками. Обратить внимание на узоры
Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета.
Предметная лепка
Тема: Грибы в лесу.
Цель: Учить лепить несложные предметы, соединяя их части между собой. Воспитывать у детей любовь к природе, дарам леса, создавать интерес к коллективной лепке.
Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».
Индивидуальная работа по конструированию «Заборчик для котика»
Индивидуальная работа по аппликации «Мой дом».
Индивидуальная работа по рисованию. «Разноцветные мыльные пузыри»
« Колеса для машины» «Украшаем блюдце»
Индивидуальная работа (лепка) «Витаминки для мышонка »
Игры с напольным конструктором. «Построим красивый дом» «Диван для гостей».
Рассматривание и обследование колечек пирамидки разного размера для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета
Оборудование для рисования (бумага, трафареты, карандаши).
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства (ковриков, полотенец, салфеток), первоначальное знакомство с ткачеством и ковроделием.
Рассматривание узоров на бытовых вещах.
М.: Просвещение, 1991 Стр.14
Комарова Т. С. Занятие изобразительной деятельности в детском саду.
Стр.43
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду Стр.82
Комарова Т. С. Занятие изобразительной деятельности в детском саду.
Стр. 18
Комарова Т. С. Занятие изобразительной деятельности в детском саду.
Стр. 19
Конспект.
Комарова Т. С. Занятие изобразительной деятельности в детском саду. Стр. 53
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду
Стр. 44
Физическое развитие
Формировать умение у детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, наклоняться вперёд, сгибать ноги в коленях, прыгать на двух ногах.
Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Разучить подвижную игру «Зайка серый умывается».
ПИ «Догони меня»
Индивидуальная работа:
Упражнять в ходьбе по бревну. Формировать умение сохранять равновесие.
Упражняться в прыжках с продвижением вперед.
Учить бегать приставным шагом прямо (прямой галоп)
Упражняться в прыжках в высоту; развивать силу, ловкость.
Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом.
Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма.
Разучить пальчиковую гимнастику «Дом»
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Зрительная гимнастика «Белка и дятел»
Артикуляционная гимнастика «Часики» «Заборчик»
Игровая ситуация «Вымоем куклу» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Дидактический материал для демонстрации.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать свободное общение со взрослыми людьми.
Развивать игровую деятельность.
Пробуждать интерес к театрализованной игре.
Способствовать накоплению опыта, доброжелательных отношений со сверстниками. Театрализованная деятельность. Показ сказки «Рукавичка»
(пальчиковый театр)
С/р. игра «Семья» Игровая ситуация «Напоим куклу чаем».
Ситуативный разговор «Что такое хорошо и что такое плохо»
Атрибуты для инсценировки.
М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» Стр.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Знакомить с правилами безопасного дорожного движения.
Формировать предпосылки экологического осознания.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:
Рассматривание иллюстраций «Безопасность в быту» (спички).
Повторение правил безопасности.
Дидактическая игра « Опасные предметы в доме».
Инструктаж по ТБ о правилах поведения на прогулке.Дидактическая игра «Куда положить предмет»
Знакомство с правилами безопасного дорожного движения:
Чтение стихотворения С.Маршака «Мяч»
Игровая ситуация «Поможем зайчику перейти дорогу»
Дидактический материал для демонстрации.
Белая К.Ю. Зимошина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. Стр. 20, 11, 40.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Продолжать знакомить с трудом близких взрослых, побуждать оказывать им помощь, воспитывать бережное отношение к результатам труда. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Самообслуживание: Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Способствовать совершенствованию КГН. Хозяйственно- бытовой: Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Общественно-полезный труд: Учить детей самостоятельно выполнять элементарные поручения, готовить материал к занятиямТруд в природе: Воспитывать желание участвовать в посильном труде, помогать взрослым.
Оборудование для труда.
Тематическая неделя в старшей группе "Мой город"
Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов.
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о родном городе; развивать творческие навыки; воспитывать любовь к родному городу и краю.
Перспективное планирование:
Понедельник
1 половина дня
Беседа " Мой любимый северный город" - закрепить знания детей о родном городе, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать чувство гордости за свой город.
Чтение стихотворений: Елена Шибаева "Любимый город северный", Лидия Смородина Лучше нет, Лабытнанги тебя."
Подвижная игра «Собери ягоды» (дети собирают ягоды в корзиночку, проговаривая их названия)
А в лесу растет черника,
голубика и брусника,
чтобы ягодку сорвать,
надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
Работа по материалам лепбука "Мой город - Лабытнанги"
2 половина дня
Дидактическая игра "Что растет в родном краю" - закрепить знания детей о растениях нашего края.
Наблюдение на прогулке за цветущим Иван - чаем - познакомить с цветущим травянистым растением Иван - чай, разобрать его строение, поговорить о пользе цветка.
Художественное слово: Виктор Боков"Иван - чай"
Ничего я не знаю нежней иван-чая!
Своего восхищенья ни с кем не делю.
Он стоит, потихоньку головкой качая,
Отдавая поклоны пчеле и шмелю.
Узнаю его розовый-розовый конус,
Отличаю малиновый светлый огонь.
Подойду, осторожно рукою дотронусь
И услышу мольбу: "Не губи и не тронь!
Вторник
1 половина дня
Беседа "Мой город строится" - уточнить и расширить знания детей о строительстве города, воспитывать любовь к родному городу.
Наблюдение на прогулке "Строительство дома" - активизировать в речи детей названия строительной техники, учить грамматически точно составлять предложения, формулируя вопросы и ответы по данной теме.
Художественное слово (загадка)
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы? (подъёмный кран!)
2 половина дня
ИЗО деятельность "Строительство города" - формировать знания о родном городе; формировать технику рисования гуашью, толстой и тонкой кисточкой; развивать творческое воображение, чувство композиции.
Среда
1 половина дня
Чтение стихотворения Ирины Токмаковой "Десять птичек – стайка" - уточнить и расширить представления у детей о птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Целевая прогулка в городской сквер (предложить детям покормить голубей, понаблюдать как птицы клюют корм) - обобщить и систематизировать знания детей о жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
2 половина дня
ИЗО деятельность с использованием нетрадиционной техники - коллажа (коллективная работа) - развитие детского творчества.
Четверг
1 половина дня
Беседа "Что такое поход. Правила поведения в походе. Собираемся в поход." - разъяснить детям, что такое поход; обсудить правила поведения в походе; разработать маршрут; воспитывать интерес к туристической деятельности.
Дидактическая игра "Наш походный рюкзачок" - формировать у детей жизненно необходимые знания, умения, навыки, научить детей правильно укладывать рюкзак.
Поход в лесную зону - обобщить представления детей о жизни растений и животных нашего края; развивать экологические представления; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; предложить детям собрать растения для составления гербария; природного материала для изготовления поделок.
2 половина дня
Чтение ненецкой сказки "Олешек и мышка" - развивать в детях лучшие качества: высокую духовность, доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, бережное отношение к животным, прививать любовь к ненецким сказкам.
Подвижная игра народов севера "Хейро" (солнце) - закрепить правила игра, способствовать развитию двигательной активности, воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ямала.
Пятница
1 половина дня
Беседа "Наша река Обь" - закреплять знания детей о значении реки для нашего города, воспитывать бережное отношение к природе.
Игра "Путешествие по реке Обь" - формировать игровые умения, воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Дидактическое упражнение "Собери пазл" (рыба ЯНАО) - развивать быстроту реакции, сообразительность.
2 половина дня
Чтение долганской сказки "Старик рыбак и ворон"- расширять знания детей о своеобразии жизни народов севера, воспитывать любовь к сказкам, чувство уважения к жизни и традициям других народов.
Методическая разработка
Пояснительная записка
сценария образовательной деятельности в центрах активности по
программе дошкольного образования, ориентированной на
ребёнка, «Югорский трамплин»
Сценарий образовательной деятельности составлен для группы детей старшего
дошкольного возраста.
Тема образовательной деятельности:
«Мой город»
При составлении сценария образовательной деятельности использовались
программа дошкольного образования Е.Г. Юдиной «Югорский трамплин» и
пособие «Работа по программе дошкольного образования «Югорский трамплин»,
ориентированной на ребенка»,
методическое руководство для воспитателей.
Авторы Л.С. Виноградова, Е.Г. Юдина, Л.А. Корунова, Н.В. Мальцева
В ходе образовательной деятельности прослеживается единство
образовательных, развивающих и воспитательных задач. Поставленные задачи
решаются через интеграцию образовательных областей «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
С целью реализации поставленных задач используются различные методы и
приемы:
Словесный метод позволяет поддерживать внимания детей на протяжении всей
образовательной деятельность (вопросы поискового характера, художественное
слово, словесная инструкция);
Наглядный метод способствует формированию позитивной мотивации и росту
интереса предстоящей деятельности (просмотр слайдов мультимедийной
презентации, интерактивные развивающие игры,
работа с моделями, схемами,
мнемотаблицами и иллюстрациями);
Практический метод – (экспериментирование и изучение свойств воды и нефти,
работа на интерактивном оборудовании, с конструкторами-первороботами,
создание коллажа, изготовление поделок, строительство домов).
Игровой метод с целью игровой мотивации, выявления знаний и умений детей и
их систематизации.
Последовательно представлены основные этапы, которые логически
взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.
1. Групповой сбор.
(Проводится накануне вечером)
Цель: определение тематики предстоящей образовательной деятельности,
путем использования модели трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим
узнать? Где нам об этом узнать?)
2. Утренний сбор.
Его цель
создание условий для межличностного и
познавательно - делового общения детей и создания мотивация предстоящей
деятельности.
3. Совместная со взрослыми (воспитателем и родителями) и самостоятельная
Цель – решение детьми
1
поставленных задач, развитие навыков сотрудничества, умений работать в
команде, активности и творчества.
5. Итоговый сбор. Цель:
подведение итогов реализации проекта, систематизация
полученных знаний, анализ результатов и определение перспектив
Двигательная активность детей удовлетворяется за счет организации открытой
площадки, проведения динамических пауз, рациональной организации смены
деятельности (сидя на ковре, работа в центрах, выполнение заданий сидя за
столом).
Характеристика группы детей
Группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет, группа работает по программе
дошкольного образования «Югорский трамплин», ориентированной на ребенка,
авторы Л.С. Виноградова, Е.Г. Юдина
В группе 22 ребенка, из них 10 девочек, 12 мальчиков
Социальная характеристика детей группы:
общий социально-
психологический климат группы положительный, благоприятный. В конфликтных
ситуациях дети применяют стратегию сотрудничества, компромисса. Умеют
применять социально-приемлемые способы взаимодействия, соответствующие
морально-этическим нормам. Отвергнутых и изолированных детей в группе нет.
Большинство детей имеют высокий уровень развития высших психических
функций.
Объём памяти у детей, развит в соответствии с возрастом, что
позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запоминать достаточно
большой объём информации.
Воображение богатое, оригинальное и логичное: при придумывании сюжета
игры, темы рисунка, историй и т.п. дети не только удерживают первоначальный
замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
У детей развито наглядно-образное мышления, которое позволяет детям решать
более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и
явлений. Действия наглядно - образного мышления (например, при нахождении
выхода из нарисованного лабиринта) дети совершают уже в уме, не прибегая к
практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться со взрослыми и
сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми.
Развита произвольность регуляторно-волевой сферы. Сформирована учебная
мотивация.
Количество занятий в неделю - 13
2
Сценарий образовательной деятельности в центрах активности по
программе дошкольного образования, ориентированной на ребёнка,
«Югорский трамплин» для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Мой город»
Цель
: систематизировать знания детей о родном городе, его истории,
достопримечательностях, понятии «малая Родина».
Задачи:
Центр искусства:
закрепить умения детей отражать в рисунках представления о
родном городе. Развивать творческое воображение, способность созданию
композиции. Развивать умения использовать в работе разнообразные
изобразительные материалы. Воспитывать любовь к своему городу.
Центр литературы:
Способствовать формированию у детей навыков
самостоятельного составления описательных рассказов
о родном городе с
использованием схем и моделей. Обогащать и активизировать словарь детей,
совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь.
Центр строительства:
учить воплощать замысел в постройке. Закреплять умение
широко использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции,
как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
Совершенствовать
конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус,
восприятие формы, глазомер.
Продолжать формировать представления о
строительных элементах и их конструктивных свойствах. Развивать
художественный вкус при оформлении построек.
Воспитывать социальные
навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра).
Центр математики и настольных игр:
закрепить знаний о величине предметов.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве, в схеме. Закрепление навыков
порядкового счета.
Центр сюжетно-ролевой игры:
учить детей согласовывать творческие и
индивидуальные замыслы с партнёрами-сверстниками; продолжать свои игровые
действия, включая в них события, предложенные партнёром. Продолжать
способствовать возникновению в игре дружеских партнёрских взаимоотношений
и игровых объединений по интересам.
познакомить детей с полезными ископаемыми
нашего края - нефть; помочь детям узнать свойство нефти с помощью
экспериментальных опытов. Формировать умение проводить простейшие опыты.
Учить объяснять причины и результаты наблюдаемых явлений. Воспитывать
интерес к экспериментальной деятельности. Стимулировать поисковую
деятельность в процессе сбора информации по теме.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие
: опытно-исследовательская деятельность «Свойства
нефти», математика: «Какая улица самая длинная, самая короткая», графический
диктант, игры с мозаикой «Выложи улицу», «Городской фонтан».
3
Социально - коммуникативное развитие:
сюжетно-ролевые игры «Экскурсия
по городу», «Нефтяники».
Речевое развитие:
составление описательных рассказов «Моё любимое место в
городе», изготовление книжек - малышек, разгадывание кроссворда «Югория –
мой край родной», звуко-буквенный анализ слов по выбору детей.
Художественно-эстетическое развитие:
коллаж «Будущее нашего города».
Место проведения непосредственной образовательной деятельности:
групповое помещение.
Материальное обеспечение:
Утренний сбор – мультемидийное оборудование, мяч.
Центр искусства
– краски, фломастеры, цветные и простые карандаши, лист
ватмана, альбомы, клей, вырезки из журналов.
Центр литературы и грамоты
– схемы, модели, мнемотаблицы для составления
рассказов описаний по теме «Мой город»,
картинки и иллюстрации с видами
города, дидактические игры «Узнай по описанию», «Угадай, куда пришёл турист»,
викторина «Знаешь ли ты свой город?»,
Центр строительства
- бумажные коробки разного размера, бросовый материал,
строительный материал, конструкторы разных форм и величины, конструктор
«ЛЕГО», конструкторы - первороботы «ЛЕГО-
WEDO» деревянный конструктор,
схемы-модели для составления.
Центр математики
блоки Дьенеша, конструкторы - первороботы «ЛЕГО-
WEDO», карта и план города Нижневартовска, интерактивная доска, игра «Знай и
люби свой город».
Центр науки и естествознания -
дидактические игры
«Путешествие по
городу», интерактивна игра «Что делают из нефти?»,
дидактическое пособие
«Мой город»
,
работа с картой города Нижневартовска, символы города
Нижневартовска.
Центр сюжетно-ролевой игры
- игры «Нефтяники» (каски, нефтяные вышки,
качалки для нефти, фонарики и т.д.)
, «Путешествие по городу» (микрофон, руль,
карта города и т.д.)
Методики и технологии, применяемые при организации образовательной
деятельности детей в центрах активности
1. «Технологии социально-экологического образования дошкольников
Цель
: формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам
природы, которые рядом с ними.
(центр науки, в центре песка и воды)
2. Технология «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова, Р.Л.
Непомнящая
(включает методику использования универсальных дидактических
материалов: «Логические блоки Дьенеша» и «Счетные палочки Кюизенера»
Методика «Логические блоки Дьенеша»
4
Цель
: знакомство детей с формой, цветом, размером объектов, математическими
представлениями и начальными знаниями по информатике.
(центр математики)
3. «Игровые проблемные ситуации математического развития детей
Цель:
использование системы проблемных и игровых ситуаций в математическом
развитии детей
(центр математики)
4. Программа «ЛегоПервоРобот» для детей старшего дошкольного возраста
на основе книги учителя «LEGO-WeDo/Перворобот»
Цель: о
бучение детей старшего дошкольного возраста основам конструирования
и программирования.
(центр конструирования, в центр математики)
5. Технология познавательно исследовательской деятельности
Савенков А.И., Короткова Н.А.
Цель:
развитие познавательной активности детей
6. Технология игровой деятельности
Зворыгиной и С.Л. Новоселовой
(центр сюжетно - ролевой игры)
7. Технология развития связной речи. Малетина Н.В.
Цель:
развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе
использования моделирования и мнемотехники
(центр литературы)
8. Мультимедийное оборудование и интерактивная доска.
Цель:
способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей,
получению навыков, накоплению фактических знаний, развитию
информационной грамотности.
(центр науки и естествознания, центр грамотности и письма)
Методы и формы контроля
: наблюдение, анализ детского творчества.
Взаимодействие с социальными партнерами
1. Экскурсия в Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева,
экскурсовод Панфилович Ю.Н.
2. Беседа со старейшей жительницей г. Нижневартовска Шевченко О.Н.
3. Встреча с инспектором ГИБДД Гуцал А.Е. «Безопасные улицы моего
города»
Взаимодействие с родителями по реализации программы дошкольного
образования, ориентированной на ребёнка, «Югорский трамплин»
1.
Письмо родителям: провести беседу с детьми по теме «Мой город».
2.
Оформить фотовыставку «Мой любимый Нижневартовск»
3.
Выставка рисунков «Памятные места города Нижневартовска»
4.
Экскурсия на автобусе по городу, с целью показать детям город, его большие
улицы, переходы, светофоры, памятники, архитектурные сооружения, парки и др.
5
5.
Совместно с детьми совершить экскурсию по вечернему городу, обратить
внимание на вечернюю иллюминацию.
6.
Предложить родителям нарисовать схему движения – маршрута от дома до
детского сада. Указать на схеме, встречающиеся на пути, препятствия и пути их
преодоления.
7.
Рассказать детям о своей профессии, месте работы, результат, с целью развития
интереса к различным профессиям.
8.
Составление фотоальбома о родном городе.
9.
Подбор репродукций картин о родном городе.
10.
Подбор аудио и видео кассет с записями (песни о городе, видеофильмы о
городе, лесные шумы, голоса птиц).
11.
Подбор значков, открыток, марок т.п. о городе Нижневартовске (составление
коллекций).
12.
Итоговое мероприятие: тематический вечер: «Что мы знаем о нашем городе?»
(форма проведения - «КВН с родителями»).
Ход образовательной деятельности
Структура организации образовательной деятельности
1. Групповой сбор.
(Проводится накануне вечером)
-
определение тематики
-
- модель трёх вопросов (Что мы знаем о родном городе? Что хотим
узнать? Где нам об этом узнать?)
-
составление тематической паутинки
-
письмо родителям
2. Утренний сбор
- приветствие
- мотивация предстоящей деятельности
3. Выбор центров активности.
4. Совместная со взрослыми (воспитателем и родителями) и самостоятельная
деятельность детей в центрах активности.
5. Итоговый сбор.
- подведение итогов реализации проекта
1. Групповой сбор.
-
определение тематики
-
модель трёх вопросов
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать,
чтобы узнать?
-Наш город называется
Нижневартовск.
(Володя Г.)
- Есть озеро Самотлор где
Почему так назвали наш
город? (Савелий Г.)
- Как выглядит нефть?
Что делают из нефти?
Сходить в библиотеку
(Саша)
Посмотреть в интернете.
(АняБ.)
6
добывают нефть. (Саша
Л.)
- В нашем городе
работают нефтяники
(Миша Т)
- Город стоит на реке Обь
(Савелий Г.)
- В нашем городе очень
длинная зима. (Лена Н.)
В городе есть памятник
«Покорителям
самотлора» (Саша Н.)
- Мои мама и папа
работают строителями и
строят наш город.
(Катя К).
(Саша М.)
- Сколько улиц в нашем
городе? (Вероника)
- Какая из улиц самая
длинная? (Андрей С)
- Какие предприятия есть
в нашем городе?
(Аня У.)
- Сколько людей живет в
нашем городе? (Лена Н.)
- Кто такие ханты и
манси? (Настя)
- Прочитать в
энциклопедиях.
(Сережа
С.)
-Спросить у воспитателей
(Маша)
- Посмотреть фильмы о
городе. (Максим Б.)
- Спросить у пап и мам.
(Олег С.)
- Пригласить в гости
бабушек и дедушек,
чтобы они нам
рассказали. (Лена Н.)
- Сходить в музей (Катя
К).
Системная паутинка
«Город, в котором я живу»
см. Приложение 1
Письмо родителям см. Приложение 2
Утренний сбор. Приветствие, обмен новостями.
Задачи:
Учить внимательно слушать собеседников, высказывать свое мнение по теме,
аргументировать свои высказывания, выбирать из личного опыта наиболее
интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично,
планировать собственную деятельность.
Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и
обязанности.
Воспитать дружеские взаимоотношения
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете ключик, который открывает все замочки в душах людей? Это
улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите
ему улыбку. А теперь поздоровайтесь ласково друг с другом.
Игра «Улыбка».
Привет сосед, улыбнись мне в ответ,
Я хочу, чтобы ты не грустил
Всем улыбки сегодня дарил
(Дети поочерёдно улыбаются и здороваются друг с другом).
Воспитатель:
Мне очень приятно, что вы такие добрые и ласковые дети. С
такими детьми и беседовать интересно.
Мотивация предстоящей деятельности
Чтобы вы догадались, о чём мы поведём разговор, я вам загадаю загадку.
Внимательно слушайте:
«Что за город на Оби,
7
Вырос он среди тайги.
Там, в лесу, среди болот
Город строится, растёт».
Дети:
Это город Нижневартовск.
Дети обращают внимание на стул, покрытый яркой тканью.
Воспитатель:
А что это у нас здесь на стуле? Давайте посмотрим. (Рюкзак).
- А чей он, кто мне скажет? (Югорки – буровичка, правильно).
- Да, он не простой, а весь в замочках и открыть его никак нельзя. Что же делать?
Югорка – буровичок прислал
видеописьмо.
«Дорогие ребята! Я – Югорка - буровичок и Старик - Север приготовили вам
подарки на праздник. А какой праздник будем отмечать 9 марта? (День города) -
Правильно! - Но, подарки вы получите в том случае, если покажете хорошие
знания о вашем родном городе. Он у вас такой красивый, но мы о нем ничего не
знаем. Для вас подсказка, каждый замочек будет открываться после правильного
выполненного задания. А я скоро с вами встречусь».
Воспитатель:
ребята, вы готовы? Тогда приступаем.
1 задание:
На этом замочке знак вопроса. Нам ребята надо отгадать загадки.
-
На берегу Оби расположен,
И перезвон на гимн похожий, выводят все колокола
Что же это за место, друзья?
(Храм рождества Христова)
-
Это место знает каждый:
И ребёнок и старик!
В нем и гордость, наша слава,
Карусель и обелиск!
В нём бывали вы не раз,
Ведь это наш любимый парк
. (Парк Победы)
-
В нашем городе шар стоит золотой
Вписаны в шар имена и фамилии
Тех, кто умножил славу России
Догадайтесь, друзья, что за шар золотой.
Да и звёздный такой! (
Мемориал «Звёзды Нижневартовского спорта»)
-
В нашем городе славном
Памятник есть.
Стоит человек, гордо факел держа.
Мне его имя скажите, друзья!
(Памятник «Покорителям Самотлора»)
Вот, и открылся первый замочек, друзья.
Воспитатель:
Молодцы, справились с первым заданием.
2 задание: (
беру рюкзак, рассматриваем замочек).
Воспитатель:
На этом замочке нарисованы (символы, доска, карандаш).
- Нам предстоит, ребята, работа на интерактивной доске.
Игры:
«Покажи герб города Нижневартовска», «Покажите герб России»,
«Покажите флаг города Нижневартовска», «Покажите флаг России», «Покажите
флаг ХМАО».
- Ребята, обратите внимание на этот слайд (воспитатель открывает слайд с картой
городов ХМАО, но вместо названия городов, здесь гербы. Что это такое? (карта).
8
-
Это карта округа. Как называется наш округ? (ХМАО). Правильно, посмотрите,
пожалуйста на карту, что на ней изображено? (Гербы). Да, их очень много.
Сколько городов в нашем округе, столько и гербов. Давайте посчитаем.
- А сейчас найдём по гербу наш город. Правильно, справились и с этим заданием.
3 задание
. (рассматриваем следующий замочек). На этом замочке люди, идущие
по улице. Что это означает? (Югорка хочет узнать, знают ли дети название улиц в
городе).
Игра «Назови улицу»
(игра с микрофоном, дети, передавая микрофон, друг за
другом называют улицы города).
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
4 задание.
(берём рюкзак, рассматриваем последний замочек).
На этом замочке нарисован вопрос.
- Какой памятник является визитной карточкой города Нижневартовска?
(Памятник покорителям Самотлора).
Воспитатель:
Ребята, кому посвящается этот памятник? (нефтяникам)
Беседа с детьми:
«Какой памятник является визитной карточкой г.
Нижневартовска?».
Интерактивная дидактическая игра «Что делают из нефти?»
(работа в парах).
Целью игры является закрепление знаний о значении нефти в жизни человека.
Выбор центров:
Воспитатель:
Чтобы подробно ответить на письмо Югорки, нам нужно
поработать в центрах.
Сегодня работают центры:
центр искусства, центр литературы, центр математики, центр науки и
естествознания, центр сюжетно-ролевой игры.
-
Теперь я попрошу подумать, где бы вы хотели сегодня поработать (в каких
центрах).
-
Сегодня первыми будут делать свой выбор девочки, потом мальчики.
-
Я желаю вам, что бы в работе у вас все получалось, а если у Вас возникнут
какие – то трудности обращайтесь за помощью ко мне и своим товарищам.
-
У Вас все получится. Удачного дня!!
В центре искусства
Вам надо всем вместе сделать коллаж «Будущее нашего
города».
Центр литературы и грамоты:
составить рассказы описаний по теме «Мой
город»,
рассмотреть и побеседовать по
картинкам и иллюстрации с видами
города, проверить много ли вы знаете о своем городе, поиграв в электронную
викторину «Знаешь ли ты свой город?»
Индивидуальная работа.
Затрудняющимся в составлении описательных
рассказов предложить план рассказа воспитателя, составить схему рассказа,
использовать мнемотаблицы. Привлечь детей к взаимопомощи.
В центре строительства
вы построите «Новый микрорайон города» используя
разные виды конструктора.
9
Индивидуальная работа.
Тем детям, которые затрудняются в
выполнении
построек сложной конструкции предложить образцы, схемы построек или
объединить в команду для выполнения совместной постройки.
В центре сюжетно-ролевой игры
вас ждёт увлекательная экскурсия по городу с
посещением памятника первой скважины и нефтяного месторождения.
А те, кто пойдёт заниматься
в центр литературы
, вам нужно будет составить
рассказ на тему «Моё любимое место в городе» и оформить книжку-малышку,
решить кроссворд (работа в парах).
В центре математики
вы узнаете, какая улица города самая длинная, самая
короткая, на плане города отметить, где расположены достопримечательности
города и как до них дойти. Можно из геометрических блоков составить дома
разной высоты от самого высокого до самого низкого.
Индивидуальная работа.
Помощь затрудняющимся в измерении величины
условной меркой. Напомнить правила использования условной мерки,
организация взаимопомощи.
В центре науки и естествознания
можно посмотреть фильм о родном городе,
найти наш город на карте России. Провести опыты с водой и нефтью, узнать их
свойства, как очистить воду от нефти. Используя электронный микроскоп
рассмотреть капельку воды и нефти, сравнить их, сделать «запись» в «Журнале
ученого»
Узнать, что сделано из нефти (интерактивная игра)
Индивидуальная работа.
Помощь в организации элементарного опыта с водой и
нефтью
Индивидуальная работа.
Вечерний сбор, анализ деятельности детей
1.
Дети рассказывают о тех открытиях, которые они сделали.
Воспитатель:
Ребята, я рада, что мы с вами справились со всеми заданиями. Вот
и открылись все замочки на волшебном рюкзачке Югорки. Да и сам рюкзак
открывается. Что же там лежит? Что за подарок? Ребята, - это книга о нашем
городе. Вот замечательно! Спасибо тебе, Югорка!
Югорка (видеозапись):
Вы, ребята, молодцы! Много интересного рассказали нам
о вашем городе. Вы самые умные дети! Спасибо. До свидания!
Возможные трудности при освоении содержания.
Центр математики:
измерение величины и протяженности предметов с помощью
условных мерок, ориентировка на плане и карте
Центр литературы:
составление описательных рассказов о городе, его
достопримечательностях
Центр строительства:
при создании построек сложной конструкции и в работе с
конструктором «LEGO-WeDo/Перворобот»
Центр искусства:
создание совместного замысла и воплощение идеи, замысла в
совместной творческой работе
Центр науки и естествознания:
при организации элементарных опытов с водой
и нефтью:
выдвижение гипотез, организации проверки гипотез на практике,
умение делать выводы и умозаключения.
10
Результаты деятельности.
Сформированность системы представления детей о родном городе; его
достопримечательностях, истории.
Умение согласовывать творческие и индивидуальные замыслы с партнёрами-
сверстниками.
Обогащение и активизация словарного запаса детей, умений составлять
описательные рассказы о городе, его достопримечательностях
Умение работать в команде и навыки сотрудничества: ставить цель,
распределять роли, планировать свою деятельность, оценивать результат.
Воплощать идеи, замыслы в постройке, рисунке, поделках, творчески
подходить к решению поставленных задач.
Сформированность компонентов познавательно-исследовательской
деятельности.
Сформированы навыки межличностного общения: внимательно слушать
собеседников, высказывать свое мнение по теме, аргументировать свои
высказывания, выбирать из личного опыта наиболее интересные события,
рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, планировать
собственную деятельность
Сформированы умения включаться в беседу, разговор и поддерживать его,
выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении
новых знаний, решать проблемные вопросы.
Включенность родителей в ежедневную образовательную деятельность
группы.
Компетентность родителей в вопросах организации совместной деятельности
с детьми
11
Приложение
Системная паутинка
Активный словарь
:. Театр, аэропорт, железнодорожный вокзал, гимн, герб, флаг, нефть, нефтяник, газовики, памятники
12
«Город, в котором я живу»
Итоговое мероприятие:
Оформление альбома «Город, в котором я
живу»
Центр математики
Игра «Сколько жильцов в квартире?»
Ориентировка на схеме, карте города.
Измерение длины моста, высоты здания
разными мерками.
Сложить из геометрических фигур дома
разной высоты и расположить их по
порядку.
Центр науки и естествознания
Рассматривание иллюстраций, открыток
фотографий о городе.
Создание альбома «Город, в котором я
живу».
Составление кроссворда «Наш
Нижневартовск».
Центр строительства
Строим: «Новый микрорайон»,
«Железнодорожный вокзал»,
«Аэропорт».
Жилище народов ханты и манси
Конструирование «Наш город»
Центр открытая площадка
Подвижные игры: «Ловкая пара», «Хейро»,
«Охотники и утки»
Наблюдение за строительством детского
сада.
Наблюдение за погодой.
Центр литературы
Чтение стихов о городе.
Составление рассказа «Моё любимое место в
городе»
Д\ игра «Мой город» (подбор признаков).
Чтение Лебедева.О. «Буровичок Югорка»,
книги К. Лагунова «Как искали Тюменскую
нефть», «Здравствуй, Тюменская нефть!».
Центр песка и воды
Опыты - эксперименты «Как очистить
воду».
Опыты с водой и нефтью.
Центр искусств
Рисование «Мой любимый Нижневартовск»
Аппликация «Улицы моего города».
Оригами «Филин»
Лепка «Олени»
Аппликация «Украшение одежды и жилища»
Центр «Сюжетно-ролевой игры»
Режиссерские игры с макетами «Город»
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы идем в
театр»
«Путешествие по городу».
«Нефтяники», «Строители»
13