Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Солнышко»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. МКДОУ д/с№ 9 «Солнышко»
М.Н. Опалева
Программа взаимодействия с родителями
в первой младшей группе
на 2017-2018 учебный год
Выполнили
воспитатели
Комлева О.Н.
Кудряшова М.Г.
г.о.г. Чкаловск
2017 год
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.
Цель : формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.
Задачи :
1 .Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
2 .Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащение предметно – развивающей среды;
3 .Объединять усилия для развития и воспитания детей;
4 .Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
5 .Распространять педагогические знания среди родителей;
Перспективный план взаимодействия с родителями
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей. 2. Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет». 3. Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» 4. Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш?» 5. Оформление наглядной агитации для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет», 6.День открытых дверей «Физическое развитие и здоровье» |
Октябрь | 1. Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». 2. Анкетирование «Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью педагогов, условиями ДОО», анализ анкет, выявление сильных и слабых сторон взаимодействия ДОО с родителями. 3. Оформить книжку – раскладушку для родителей «Покажи мне сказку». 4.Консультация «Оздоровление детей в домашних условиях»». 5. Индивидуальные беседы на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды 6. Совместная работа с родителями по созданию фотоальбома «Наша дружная семья» |
Ноябрь | 2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Консультация «Методы и приемы руководства детским конструированием в домашних условиях». 4. Памятка «Пальчиковые игры для малышей», 5.Праздник, посвященный Дню матери. 6. Изготовление подарков для мам. 7.Фотовыставка «Юные артисты». |
Декабрь | 1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. Участие в новогодних утренниках. 2.Участие в выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2018» 3.Консультация «Играем с детьми. ЛЕГО – конструктор, это увлекательно!» 4. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 5. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей» 6. Групповое родительское собрание: «Играем пальчиками» |
Январь | 1.Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»». 2.В уголок для родителей поместить информационный материал: «Здоровье детей в наших руках». 3. Совместное проведение недели зимних игр и забав. 4. Привлечение родителей к оформлению прогулочных участков снежными скульптурами. 5. День открытых дверей «Оздоровительные мероприятия ДОУ» 6.Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок». |
Февраль | 1.Консультация «Капризы и упрямство». 2. Памятка «Учить цвета легко и просто». 3.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?» 4. Индивидуальные беседы с папами на тему: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 5. Папка - передвижка «Что значит быть хорошим отцом?». 6. Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется» |
Март | 1.Оформление родительских уголков перед предстоящим праздником. 2.Советы для родителей: «Формирование КГН». 3. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома). 4.Консультация «Как помочь ребенку заговорить?». 5.Фотовыставка «Наши с мамой руки». 6.Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» |
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Практические занятия с родителями «Рисуем без кисточки». 3. Консультация «Развитие речи детей» 4. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке» 5. Акция добрых дел по благоустройству территории. |
Май | 1. Общее родительское собрание «Итоги работы МКДОУ за 2017-2018 учебный год». 2. Родительское собрание: «Чему научились наши дети за год» 3. Консультация: «Игры с песком и водой»; 4. Привлечение родителей к благоустройству территории. 5. Показ театрализованной игры «Встреча в лесу» для родителей. 6. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду» |
Сентябрь
Формы работы:
Родительское собрание: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Опросник для родителей «Мой ребенок, какой он?»
Наглядная информация: «Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям»; «Особенности развития ребенка 2-3 лет»
Индивидуальная консультация «Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду» советы психолога.
Папка-передвижка «Краски осени»
Ответственные: воспитатели, психолог
Октябрь
Формы работы:
Выставка «Что нам осень подарила»
Тест для родителей «Какой вы родитель»
Наглядная информация: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста»; «Закаливаем ребенка дома и в саду»
Беседа с родителями «Какой должна быть одежда детей в группе и на улице»
Ответственные: воспитатели, родители
Ноябрь
Формы работы:
Круглый стол «Как уберечь здоровье детей в зимний период» (родители обмениваются опытом)
Наглядная информация: «Нужно ли делать прививки»; «Какие игрушки нужны ребенку 2-3 лет»; «Памятка с советами по проведению игр»
Индивидуальные беседы: «Что делать, если ребенок не слушается»
Ответственные:
Декабрь
Формы работы:
Наглядная информация: «Игры для сенсорного развития детей»; «Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни»;
Выставка новогодних поделок » Скоро, скоро Новый год!«
Развлечение «Добрый дедушка Мороз, деткам ёлочку принес». Совместное чаепитие детей и родителей в группе.
Папка-передвижка «Зимние забавы»
Ответственные: воспитатели, музыкальный работник
Январь
Формы работы:
Привлечение родителей к постройке зимнего городка на участке.
Наглядная информация: «Как провести выходной день с детьми»;
Групповая консультация: «Зимние травмы. Меры по их предупреждению»
Индивидуальная консультация: «Все о здоровье детей. Индивидуальные способы профилактики и лечения»
Ответственные: воспитатели, медицинский работник
Февраль
Формы работы:
Родительское собрание: «Воспитание самостоятельности у детей»
Наглядная информация: «Развитие речи детей раннего возраста»; «Подвижная игра в жизни ребенка»;
Индивидуальные консультации: «Игры на развитие речи»; «Как уберечь ребенка от простуды»
Выставка детских рисунков «Зимняя сказка»
Ответственные: воспитатели, дети
Март
Формы работы:
Развлечение «Мамочку мою, очень я люблю!«.Совместное чаепитие детей и родителей в группе.
Анкета для родителей «Что и как читаем дома?»
Наглядная информация: «Почему дети плохо спят ночью»; «Детские страхи»; «Учить цвета с ребенком просто!»
Папка-передвижка «Весна красна»
Индивидуальные беседы «Если ребенок агрессивный». Советы психолога
Ответственные: воспитатели, дети, психолог
Апрель
Формы работы:
Информационный стенд «Наши крылатые друзья»
Мастер-класс для родителей «Книжки для малышек»
Наглядная информация: «Капризы и упрямство»; «Роль книги в развитие ребенка»
Групповая консультация «Кризис 3-х лет и его проявления»
Ответственные: воспитатели, дети, родители
Формы работы:
Родительское собрание «Чему мы научились за год». Компьютерная презентация
Наглядная информация: «Профилактика острых кишечных заболеваний»; «Закаливание организма естественными силами природы (солнце, воздух, вода)»; «10 правил воспитания ребенка»
Информационный стенд «Детские травмы и советы первой помощи детям»
Беседа «Болезни грязных рук»
Привлечение родителей к оформлению участка к лету.
Ответственные: воспитатели, медицинский работник
Наталья Антоненко
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе
Перспективный план работы с родителями
первой младшей группы на 2016-2017 год.
Сентябрь.
1. Индивидуальные консультации на темы: «Нужно ли готовить ребёнка к поступлению в детский сад», «Адаптация детей к ДОУ».
2. Групповые консультации: «Ваш ребёнок поступает в детский сад».
3. Анкетирование «Давайте познакомимся».
4. День открытых дверей. Знакомство родителей с помещением группы, с режимом дня, с содержанием игрового и спортивного уголка.
6. Наглядная информация «Адаптация ребёнка к детскому саду».
7. Семейный конкурс «Лучший осенний букет».
Октябрь.
1. Индивидуальные беседы, консультации: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста», «Роль семьи в физическом воспитании детей».
2. Родительское собрание: «Особенности роста и развития детей младшего возраста. Режим дня».
3. Наглядная информация: «Будьте здоровы, малыши» (фотовыставка,
4. Папка-передвижка «Одежда ребёнка в группе и на прогулке».
5. Памятка для родителей «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной», «Подвижные игры на прогулке».
6. Конкурс лучшей семейной фотографии «Маленький огородник».
7. Совместное оформление композиции в приёмной «Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода».
Ноябрь.
1. Индивидуальные беседы, консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома».
2. Памятки для родителей: «Оздоровление часто болеющих детей», «Игры со всей семьёй (на эмоциональную разгрузку детей)».
3. Наглядная информация «Пальчиковые игры для детей», «Неприятная вещь – плоскостопие».
4. Открытые закаливающие мероприятия в ДОУ: «Динамический час (показ родителям приёмов закаливания детей после дневного сна)», «На утреннюю зарядку вместе с мамой».
5. Консультация «Обучайте ребёнка соблюдению правил безопасности рядом с животным».
Декабрь.
1. Консультация «Сохраняйте и укрепляйте здоровье детей».
2. Наглядная информация «Профилактика гриппа»,
3. Привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника.
4. Групповые беседы «Как ходить с детьми в гости», «Куда пойти с ребёнком на праздники?».
5. Изготовление родителями ширмы для кукольных представлений.
6. Групповой конкурс «Новогодняя игрушка».
7. Участие в предложенных конкурсах ДОУ к новогодним праздникам.
8. Совместное театрализованное представление «Подарки Деда Мороза».
Январь.
1. Консультация для родителей «Кризис трёх лет, как его преодолеть»,
2. Консультация для родителей «Закаливание дома и в детском саду».
3. Привлечение родителей к изготовлению оборудования для спортивного уголка.
4. Памятка родителям «Профилактика плоскостопия (комплекс упражнений для детей)».
5. Индивидуальные консультации «Воспитываем словом».
6. Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей».
7. Театрализованная постановка родителей и педагогов «Лесные звери и птицы в гостях у детей».
Февраль.
1. Оформление папки-передвижки для родителей «Приобщение детей к труду».
2. Оформление группового альбома с фотографиями пап и мам на работе «Кем работают твои родители?».
3. Консультации для родителей «Мини-спортивный уголок дома», «Умения и навыки детей 2-3 лет».
4. Развлечение для детей и родителей «Мои первые старты».
5. Фотовыставка «Делаем зарядку дома вместе с детьми».
6. Индивидуальные консультации «Ребёнок у экрана».
Март.
1. Родительское собрание «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего возраста».
2. Развлечение для детей и родителей «Чучелко».
3. Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика».
4. Выставка образцов рукоделия бабушек и мам детей «Умелые, золотые, добрые руки».
5. Индивидуальные консультации «Как и чем занять ребёнка дома».
6. Привлечение родителей к оформлению развивающей среды в группе.
Апрель.
1. Выставка для родителей детской художественной литературы о животных «Что почитать детям о животных».
2. Круглый стол для родителей с привлечением психолога «Гиперактивные дети, как им помочь».
3. Акция «Сделаем наш сад красивым».
4. Памятка для родителей «Подвижные игры для детей на прогулке».
5. Консультация для родителей с привлечением медика «Профилактика авитаминоза».
6. Участие в конкурсе ДОУ «Сделаем скворечник своими руками».
7. Участие родителей в групповом конкурсе «Пасхальный сувенир».
1. Родительское собрание «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы».
2. Памятки для родителей «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».
3. Консультации «Одевайте детей по погоде».
4. Индивидуальные консультации «Летний отдых: чем кормить и чем занять ребёнка».
5. Конкурс для бабушек «Лучший рецепт блюда для внуков».
6. Привлечение родителей для изготовления летних игрушек – самоделок «Наши руки не знают скуки».
7. Акция «Красивая клумба в подарок садику».
Публикации по теме:
Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников в первой младшей группе детского сада Сентябрь 1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 2. Печатная консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 3. Памятка.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во второй младшей группе на год Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год Месяц Название мероприятия Цель.
Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей первой младшей группы Сентябрь 1. Консультация: «Адаптация ребенка к детскому саду». 2. Беседа: «Значение режима в жизни ребенка». 3. Наглядная информация «Родителям.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2016–2017 учебный год Цель: Повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольного воспитания. Сентябрь Совместная подготовка к учебному году. Наглядная.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе Перспективный план работы с родителями в первой младшей группеЦель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных.
План работы с родителями I младшей группы на 2016-2017 учебный год
№ Содержание Сроки1 Индивидуальные беседы о внешнем виде и здоровье детей Ежедневно
2 Индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей Еженедельно
3 Индивидуальные беседы с родителями о соблюдение режима дня, Постоянно
и о своевременной оплате за детский сад
I Сентябрь
1 День открытых дверей «Детский сад ждет ребят» 1 неделя
Цель: формирование положительного имиджа детского сада в сознании
родителей, демонстрация всех видов воспитательно-образовательной
работы коллектива с детьми, установление партнёрских отношений
с семьями воспитанников.
2 Оформление родительского уголка «Возрастные особенности детей,
режим дня» 2 неделя
3 Анкетирование «Будем знакомы»
4 Родительское собрание «Первые дни в детском саду» 3 неделя
Цель: Установить эмоциональный контакт и доверительное отношение
с родителями.
5 Посещение семьи ребенка Айды Р. 4 неделя
Цель: Ознакомление с внутренней обстановкой в доме, выявление
наличие детской комнаты, рекомендация родителям правильного
режима дня.
II Октябрь
1 Подготовить устный журнал на тему «Здоровый малыш» 1 неделя
2 Оформить стенд по оздоровительной работе «Растим детей здоровыми» 2 неделя
3 Вечер вопросов и ответов «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки» 3 неделя
4 Посещение семьи ребенка Чингиза У. 4 неделя
Цель: Установление более тесного контакта с ребенком и его родителями.
III Ноябрь
1 Круглый стол «Как уберечь здоровье детей в зимний период» 1 неделя
2 Выпуск семейной газеты «Дружная семейка» 2 неделя
3 Трудимся вместе «Постройка снежного городка на участке для прогулок» 3 неделя
Цель: Организация совместной деятельности с родителями по оформлению
участка зимними постройками.
4 Посещение семьи ребенка Айсауле С. 4 неделя
Цель: Ознакомление с внутренней обстановкой в доме, установление
более тесного контакта с ребенком и его родителями.
IV Декабрь
1 Групповая консультация «Как формировать культурно-гигиенические навыки» 1 неделя
2 Изготовление памятки «Если малыш капризничает…» 2 неделя
3 Развлечение «Добрый дедушка Мороз, деткам ёлочку принес». 3 неделя
Совместное чаепитие детей и родителей в группе.
4 Посещение семьи ребенка Николая В. 4 неделя
Цель: Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, выяснение общих
условий семейного воспитания.
V Январь
1 Фотовыставка «Новогодние праздники» 1 неделя
2 Письменная консультация «Давайте научим детей любить своих родителей» 2 неделя
3 Родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику» 3 неделя
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей.
4 Посещение семьи ребенка Виктора М. 4 неделя
испытываемых родителями.
VI Февраль
1 Семинар-практикум «Режим - это серьезно» 1 неделя
2 Организовать библиотеку для родителей «Книжная неделя» 2 неделя
3 Организовать акцию для семьи воспитанников «Подари детскую книгу библиотеке 3 неделя
группы»
4 Посещение семьи ребенка Алены П. 4 неделя
Цель: Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, особенностями поведения
ребенка в семье.
VII Март
1 Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей» 1 неделя
Цель: Ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими
сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие
у детей восприятия цвета, формы, величины предметов,положений
в пространстве и др.)
2 Тематическая выставка «Народный праздник Наурыз» 2 неделя
3 Диспут «Соблюдение единства требований в обучении и воспитании ребенка» 3 неделя
4 Посещение семьи ребенка Саиды С. 4 неделя
Цель: Ознакомление с жилищно-бытовым условием, установление тесного контакта с
родителями.
VIII Апрель
1 Мастер-класс для родителей на тему «Развивающие игры для детей» 1 неделя
2 Изготовление брошюры «Поговори со мной и послушай меня!» 2 неделя
3 Семинар-тренинг «Играем вместе» 3 неделя
4 Посещение семьи ребенка Армана К. 4 неделя
Цель: Ознакомление с жилищно-бытовым условием в семье, выявление трудностей,
испытываемых родителями.
IX Май
1 Групповая консультация «Развивающие игрушки в жизни ребенка» 1 неделя
2 Изготовление буклета «Подвижная игра в жизни ребенка» 2 неделя
3 Провести совместно с родителями развлечение «В гостях у сказки всей семьей» 3 неделя
4 Посещение семьи ребенка Акботы А. 4 неделя
Цель: Ознакомление с особенностями поведения ребенка в семье, распределение
педагогических сил в семье.
X Июнь
1 Анкетирование «Какие изменения произошли в Вашем ребенке за год пребывания 1 неделя
в детском саду»
2 Изготовление папки-передвижки «Мама я сам!» 2 неделя
3 Родительское собрание «Чему научились наши дети за год?» 3 неделя
Цель: обобщить знания родителей о воспитании и обучении детей трех лет.
4 Посещение семьи ребенка Малики У. 4 неделя
Цель: Ознакомление с внутренней обстановкой в доме, выявление трудностей,
испытываемых родителями.
В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду. Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от мам и пап и в целом более эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс в младшей группе ДОУ.
Важные аспекты теории
Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу (в возрасте 1,5–3 лет), являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого, родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.
Цели и задачи работы с родителями в первой младшей группе
Основной целью работы с родителями детей до 3 лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития.
В первой младшей группе работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- повысить педагогическую компетентность родителей за счёт распространения актуальной информации;
- оказать практическую помощь в воспитании и развитии детей;
- способствовать доверительному отношению родителей к воспитателям группы: учитывать рекомендации специалистов, быть открытыми к диалогу.
Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада. Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель - одна, а задач, её реализующих, несколько (желательно не ставить более 10 задач).
На постановку цели и задач оказывают влияние следующие факторы:
- Время, когда проводится мероприятие (перед учебным годом, начало учебного года, середина или окончание).
- Фактическая обстановка в группе (успехи и достижения детей, возникающие затруднения).
- Потребности родителей в информации об особенностях возраста детей и процессе адаптации ребёнка к ДОУ (оформление стенда, рассказ с примерами, выдача листовок и памяток и т. д.).
В начале учебного года будут актуальными следующие цели:
- Обеспечение успешной адаптации детей и родителей к ДОУ.
- Установление психологического контакта с семьёй.
В середине года:
- Развитие речевых способностей ребёнка раннего возраста в семье и в ДОУ.
- Построение системы воспитания здорового ребёнка.
- Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка.
Доверие и активное взаимодействие родителей ребенка и детского сада формируют морально и психически здоровую личность
В конце года:
- Акцентируя внимание на достижениях детей за учебный год, дать рекомендации на лето по дальнейшему развитию.
- Используя совместный опыт, накопленный за прошедший год, помочь родителям подготовиться и подготовить малыша к следующему году обучения (важно акцентировать внимание на психологическом кризисе ребёнка 3 лет).
Формы работы
Все формы работы с родителями в первой младшей группе можно разделить на 3 группы:
Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместной прогулки в лес. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия - это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.
Таблица: темы и формы мероприятий для родителей в первой младшей группе
Сроки проведения | Тема родительского собрания | Форма проведения | Пояснения |
Сентябрь | Давайте познакомимся! | Беседа, анкетирование | Знакомство с родителями, информирование о нормах и правилах, принятых ДОУ. |
Октябрь | Детские эмоции | Беседа |
|
Декабрь | Крепкое здоровье | Подвижное физкультурное занятие вместе с родителями | Наглядная демонстрация правильных полезных упражнений для укрепления здоровья малышей. |
Февраль | Я - сам! | Чаепитие | Закладывание основ самообслуживания и воспитание самостоятельности. |
Март | Учим цифры | Круглый стол | Формирование элементарных математических представлений. |
Апрель | Транспорт - друг! Транспорт - враг! | Деловая игра | Перед летними каникулами необходимо дать детям понятия о правилах дорожного движения. |
Май - июнь | Прощай, младшая группа! | Беседа, дидактическая игра, чаепитие | Представление результатов работы в группе за год, рекомендации по развитию способностей ребёнка и по подготовке к следующему учебному году. |
Родительское собрание в первой младшей группе
Родительские собрания для детей в первой младшей группе - это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок далеко не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того, что проделали его братья и сестры. Поэтому для родителей малыша далеко не всё повторится, что-то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным. Для этого и родителям, и воспитателю придётся приложить много усилий. Родительское собрание - ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, и ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний - в начале учебного года, середине и конце.
Установление контакта с семьёй
При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельной взятой семьи. Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:
- Провести предварительный опрос родителей, позволяющий выявить их потребности и нужды.
- На основе полученных при опросе данных выбрать тему и форму предстоящего родительского собрания. Создать для себя конспект, в котором расписать основные пункты собрания.
Это важно. Не забудьте уточнить у родителей контактную информацию.
- Своевременно сообщать родителям об особенностях поведения ребёнка и его достижениях. Это позволит мамам и папам сформировать наиболее полный образ ребёнка.
- Проводить с родителями корректные индивидуальные беседы с целью понять обстановку в семье. Выяснить трудности и проблемы в воспитании ребёнка.
Установить контакт с родителями помогают нетрадиционные формы работы
Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности групповых занятий.
Требования к организации родительского собрания
Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности. Форма проведения родительского собрания должна наиболее полно раскрывать поставленную тему, а также следует учитывать принципы и уклады, принятые в семьях воспитанников.
На воспитателя ложится большая ответственность по подготовке родительского собрания. Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:
- Всё, что планируется, должно быть направлено на реализацию конкретной цели и соответствовать выбранной теме.
- Детально прописываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании (повестка). Для этого уточняют у родительского комитета, нужно ли им предоставить слово, сколько времени это займёт. Бывает так, что родители предлагают рассмотреть вопрос, который уже заложен в тему собрания. Тогда нужно обсудить какую часть, как и кто будет сообщать.
- Заранее регламентируют повестку и общее время проведения собрания. Родители - люди, у которых время ограничено, и они надеются максимально эффективно провести его. Если собрание затягивается и начинает превышать 1,5 часа, то о позитивном настрое можно забыть.
- В повестке дня вопросы ставят по степени их важности и форме представления. Так, за чаепитием можно представить видеоотчёт о проведённом празднике, но не следует само чаепитие организовывать до объявления официальной информации или решения актуальных вопросов родительского комитета.
- Тщательно проверяют, насколько форма представления информации соответствует выбранному материалу. Сообщать официальную информацию по внутреннему распорядку ДОУ в форме беседы будет большой ошибкой.
- В общее время, отведённое для проведения родительского собрания, обсуждают только те вопросы, которые касаются всей группы в целом. Не следует обсуждать одного конкретного ребёнка при всех. Для этих целей планируют время индивидуальных консультаций.
- В план собрания обязательно включают пункт - сообщение о достижениях или важных событиях в группе. Не стоит делать развёрнутый доклад на эту тему. Тут можно воспользоваться иными формами: создать небольшой видеоролик с фотографиями или оформить стенд с работами, или воспользоваться иными формами.
- Каждое родительское собрание - событие, которое должно запомниться. Тут есть место для творчества и креатива. Главное - помнить о правиле «Золотой середины». Нужно соблюдать баланс между официальной и неофициальной частью, количеством и реальной потребностью в наличии разнообразия и дополнительного материала. К примеру, если запланирована дидактическая игра, то ролевая игра уже не проводится.
- Важно вовремя оформлять сопутствующую документацию. Заполняя документы, воспитатель не только прописывает все вышеприведённые пункты, но и помогает себе в дальнейшей деятельности. Чем лучше продумана повестка собрания, тем успешнее оно пройдёт. К тому же спустя полгода трудно вспомнить то, что реально происходило на родительском собрании. Вот тут-то и пригодятся разработки, повестка, протокол, дополнительные материалы. Желательно к общему числу документов прибавить личные заметки о проведённом собрании.
- Специалисты - логопед, психолог, преподаватель музыки или физкультуры, тренер по плаванию - помощники. Их приглашают по мере необходимости. Выступление специалиста должно быть органично вписано в родительское собрание или вынесено за его пределы в индивидуальные консультации.
При подготовке родительского собрания важно придерживаться чёткой схемы
Как провести первое родительское собрание в младшей группе
Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.
- Провести краткий опрос родительской общественности с целью выяснить контактные данные и основные семейные приоритеты.
- Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети. О правилах и требованиях, принятых в ДОУ.
- Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
Советы для родителей помогают им установить доверительные отношения с ребёнком
Таблица: пример конспекта собрания в младшей группе
Автор | Герасимова Я.Е., воспитатель МБДОУ ЦРР №25, пос. Сибирцево, Приморский край |
Название | «Давайте познакомимся» |
Повестка дня |
|
Ход собрания | В.: Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, я расскажу вам о том, чему наши дети уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что им ещё предстоит узнать. Перед вами ручки и листочки, можете записывать вопросы, возникшие в течение собрания. Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения «Отвели бутуза в сад». (Воспитатель читает стихотворение.) Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребёнок. Как Вы думаете, что произойдёт с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? (Упадёт) Вот именно, упадёт! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, выйдет у него не дело, только мука!». Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с вами будем жить одной, я надеюсь, дружной семьёй. А для начала нужно поближе познакомиться. Дети очень любят играть в «Волшебную палочку». Мы сейчас с Вами попробуем окунуться в детство и тоже поиграем. Правила игры: Тот, у кого в руках волшебная палочка называет себя так, как хотел бы, чтобы его называли окружающие. Меня зовут Яна Евгеньевна. Я воспитатель первой младшей группы. (Каждый родитель представляет себя.) Вот мы и познакомились. Спасибо! Теперь я расскажу вам, чему мы уже успели научиться. А научились мы многому. В нашей группе проходит 10 занятий в неделю. Это рисование, лепка, музыкальное, физкультурное, ознакомление с окружающим миром, художественное чтение, развитие речи - в этой области мы видим особенно яркие достижения. Все занятия проходят в игровой форме. Каждый день проводятся 2 занятия по 10 минут. В течение дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми. За время адаптации дети:
Как видите, научились мы многому, но ещё больше нам предстоит узнать и самое главное - научить детей самообслуживанию. И в этом процессе вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д. А при общении с родителями выясняется, что дома вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.д. Председатель родительского комитета: |
Протокол собрания
Протокол - это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии. К сожалению, не все педагоги считают обязательным ведение, оформление и хранение подобной документации.
Это важно. Протокол - это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы.
Правильное и своевременное заполнение протокола помогает в решении спорных вопросов и подготовке к следующему родительскому собранию
Чаще всего протоколы родительских собраний - это документы внутреннего пользования, поэтому при их создании не используют бланк и не указывают полное наименование учреждения. Важно оформлять протоколы своевременно, в течение 3 рабочих дней. В приведённом ниже образце дана наиболее часто употребляемая форма протокола (сокращённая).
Протокол №____
Родительского собрания группы №______ Тема:_______________________________________________________
от « »_____________201_______года.
Присутствовало: ______человек.
Отсутствовало: _______ человек.У каждой группы участников открытого занятия разные цели
Нельзя нарушать требования к открытым занятиям в детском саду:
Это важно. Продолжительность непрерывной НОД в первой младшей группе не превышает 10 минут.
Обычно открытые занятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, такие как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить (подготовить) заранее. Но это возможно с детьми средней группы. В младшей группе возможна только психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию.
Теоретическая часть подготовки к открытому занятию
Воспитатель должен чётко сформулировать цель открытого занятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое занятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями. Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом занятии.
Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей (лучше всего из выбранной литературы), которые будут:
Используя стандартную схему, воспитатель составляет свой план открытого занятия
После того как задания будут подобраны, следует составить чёткий план занятия. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия. Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Если используется какая-то новая методика или технология, то желательно опробовать её на других занятиях. И последнее, что требуется обдумать - это контроль и безопасность деятельности детей.
Практическая часть подготовки к открытому занятию
Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников (к примеру, психолога, логопеда и др.). Затем готовится приказ по всему учреждению. Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого занятия. Если необходимо какие-то наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз.
Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей. Родителей предупреждают, что они лишь наблюдатели, поэтому не стоит подсказывать или помогать ребёнку. Нельзя вмешиваться в занятие, подсказывать, выскакивать с камерой или фотоаппаратом. Очень важно донести до каждого приглашённого тот факт, что, что бы ни случилось, не следует вмешиваться. У детей в возрасте 1,5–3 года концентрация внимания очень мала, и они быстро реагируют на изменение обстановки и отвлекаются.
Правильное поведение родителей на открытом занятии поможет детям
Работа с родителями в детском саду имеет огромное значение для формирования здоровой личности каждого ребёнка. Каждое мероприятие с родительской общественностью требует подготовки и поэтапного планирования. Мероприятия с родителями малышей первой младшей группы призваны облегчить процесс адаптации детей к образовательному учреждению и способствовать успешной социализации.