Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Почему отсутствует сосательный рефлекс у новорожденного. До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, .

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или ) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – .

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Отсутствие рефлекса

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов - поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить - Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные - и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Вс Окт 04, 2009 23:43

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков;
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Марина Озерова, педагог-психлог, Израиль

Во время внутриутробного развития в нервной системе крохи закладываются реакции на внешние, а также внутренние раздражители, которые называют врожденными рефлексами. Без некоторых из них младенец не смог бы выжить вне материнской утробы. Одним из них является сосательный.


Сосательный рефлекс относится к врожденным рефлексам

Что это?

Сосательный рефлекс относится к безусловным и крайне важен для выживания малыша после родов. Его формирование начинается еще в период вынашивания. Благодаря нему, малыш получает пищу из материнской груди или бутылочки. Максимально проявляется он у голодных здоровых карапузов, а сразу после кормления он ненадолго ослабевает.

Он достаточно сильно выражен в возрасте до года и в норме начинает угасать к 3-4-летнему возрасту. Если у малыша до года отмечается он в повышенной степени, кроха будет часто и подолгу сосать грудь, пустышку и даже свои кулачки.

Оценка

Чтобы вызвать рефлекс, в ротик ребенка на глубину около 3 см вводят указательный палец. В норме малыш должен начать ритмично его сосать. Если рефлекс сильный, достаточно лишь прикоснуться к губам малютки или погладить щечку карапуза, как кроха откроет рот и начнет двигать языком, как при сосании.

Также в его оценке можно использовать пробное кормление – крохе дают грудь или бутылочку с питанием, после чего наблюдают, насколько энергично малыш сосет. Если он выражен слабо, кроха будет сосать вяло. В такой ситуации младенец может часто отказываться от груди или бутылочки, редко сглатывать пищу и засыпать во время кормления.


Чтобы проверить сосательный рефлекс, нужно поднести ко рту крохи палец и ввести его неглубоко

Его оценку многие мамы делают сразу же после рождения. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Причины отсутствия или ослабления

Рефлекс сосания может отсутствовать при:

  • Парезе лицевых нервов.
  • Тяжелом соматическом заболевании ребенка.
  • Высокой степени умственной отсталости.
  • Гипоксии во время вынашивания или родов, вызвавшей поражение ЦНС.
  • Ослаблении мускулатуры, отвечающей за жевание, мышц языка и рта.
  • Глубокой недоношенности.
  • Родовых травмах спинного мозга.

К снижению сосательного рефлекса могут привести такие болезни, как ОРВИ, стоматит или насморк. Также его ослабленную степень могут провоцировать плоские соски у мамы.

Что делать, если его нет или выражен слабо

На отсутствие или выраженную слабость сосательного рефлекса следует сразу же реагировать, ведь это грозит младенцу недоеданием, в результате которого малыш может отставать в развитии. Если мама заметила такое ослабление, нужно немедленно обратиться к врачу. Невролог проверит его и другие врожденные рефлексы младенца, после чего будет наблюдать за малюткой или назначит необходимое лечение.


В ситуации, когда его нет сразу после рождения, младенца начинают кормить либо через зонд, либо парентерально (вводят питательные растворы через вену). Это особенно часто бывает у малышей, которые родились преждевременно. Их не выписывают домой до той поры, пока рефлекс не восстановится в достаточной степени.

Как восстановить

Если кроха сосет очень слабо, вопрос, как его разработать, является крайне важным для его здоровья. В этом помогает организация кормлений, использование пустышки и докармливания из бутылочки. Также врач порекомендует выполнять перед кормлением специальный массаж лица. Конечно же, для успешного восстановления важно учесть причину его ослабления, поэтому без консультации и советов врача никаких действий предпринимать не нужно.

О пользе пустышки в его развитии можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...