Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Почитание матери. Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей, папенькиных сынках и прощении. — В чем должно выражаться почтение родителям

Мы добрались уже до пятой заповеди. Давайте ее прочтем и поразмышляем.

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12)

Этому месту вторит еще один отрывок из Нового Завета:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3)

Мы уже говорили, что по Писанию, посягательство на суверенитет обычно наказывалось смертной казнью. Заповедь о почтении родителей - не исключение:

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15)

«Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17)

«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Прит.20:20)

«Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям » (Прит.28:24)

Очень серьезные заявления! Даже как-то жутковато от таких слов. Бог так защищает суверенитет родителей, потому что сам позиционирует Себя с Отцом.

«Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. …"» (Мал.1:6)

Отношение к родителям должны носить элементы почтения и страха. Такого же, как пред Господом. Если мы не умеем правильно относиться к родителям - мы не сможем понять до конца, как правильно почитать Бога Отца. Именно поэтому эта заповедь, утверждают евреи, находилась еще на скрижали с заповедями, которые относятся к отношениям с Богом, а не к отношениям с человеком.

Тайна этой заповеди сокрыта в том, что Бог и родители соучастники в творении нового человека. По замыслу Бога именно родители должны были стать и соучастниками духовного рождения своего ребенка, наставляя его в Слове Божьем.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4)

Что значит не раздражать детей? Значит ли это потакать им во всем? Однозначно нет! Не раздражать детей - это значит создать атмосферу в семье, в которой детям будет легко оказывать почтение родителям.

От некоторых людей я слышал фразы, типа - «Мои родители не додали мне любви и мне сложно их почитать». Родители не недодали вам любви, а отдали ровно столько, сколько у них этой любви было. У большинства из нас родители не были христианами, а это значит, что и источника пополнения любви у них не было. Сегодня у нас есть Бог - источник настоящей люби. Поэтому мы можем излить на своих детей любви больше, чем это сделали наши родители для нас. Постарайся сделать так, чтобы у твоих детей было меньше сложностей с почтением тебя. Это упростит твои усилия воспитывать своих детей в наставлении Господнем.

Практика жизни

Как-то мне на глаза попала информация, что от 6 до 9 лет представления о родителях идеалистичны. Папа - все может. Мама - самая красивая. Идеализация в этом возрасте делает послушание родителям слепым. Воля ребенка в этом возрасте только начинает формироваться. Период перехода ребенка во взрослую жизнь делает эту заповедь весьма сложной. Идеализация исчезает. Ребенок начинает сравнивать своих родителей с другими людьми, учителями в школе, родителями одноклассников и т.п. Это время, когда человек начинает видеть и плюсы и минусы в своих родителях. Как ни горько в этом признаться, но оказывается папа не всемогущий, а мама не самая красивая.

Если с этим мнением согласиться, то исполнение заповеди о почтении родителей, это не слепое подчинение и боготворение родительского ореола, а осознанный, повторюсь ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР - ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО.

Здесь же стоит упомянуть о семьях, в которых даже в маленьком возрасте, дети смущались своих родителей. К сожалению, наше общество изобилует такими примерами. Алкоголь, насилие, разводы и т.п. явления заставляют многих детей рано взрослеть. Чаще всего, в сердце таких детей много ран. Но при всем этом там в этом сердечке носится образ идеального родителя. Тот образ - это мечта, которая не исчезает с годами. Эта же мечта и в сердцах тех детей, которые потеряли родителей. На первый взгляд, это светлая мечта, но в ней есть опасность при построении своих семей. Т.к. такой человек пытается найти в лице мужа или жены - маму или папу. При таких отношениях будут страдать и супруги и их дети. Такому человеку нужно исцеление сердечных ран. Это исцеление может подарить Господь.

Библия не говорит почитать родителей только, если они люди с большой буквы. Библия так же не говорит, что люди, которые не знали своих родителей, или потеряли их, освобождаются от исполнения этой заповеди. Мы говорили, что все заповеди основаны на заповеди возлюби («агапе» - безусловная любовь), следовательно, и в этой заповеди должна присутствовать безусловная любовь.

Еще раз подчеркну. Исполнение заповеди о почтении родителей, это осознанный выбор - ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО. Почитать - не смотря на то, что пили, не смотря на то, что дрались, не смотря на их эгоизм, не смотря на то, что сдали в детский дом или просто бросили в грудном возрасте. Наше почтение должно все это покрыть. Исполнить эту заповедь в таком случае становиться весьма не просто. Но это необходимо в первую очередь для нас самих.

Почитание

Итак, мы поняли, что почтение - это не слепое подчинение. Слепое подчинение родителям - это отсутствие ответственности. Человек, слепо подчиняющийся своим родителям, не смотря на совершеннолетний возраст, уклоняется от ответственности принимать самостоятельные решения в жизни. Такой человек не приспособлен к полноценной взрослой жизни.

Так что же такое почтение родителей?

Почтение - это покрыть «наготу»

Пример: Ной и его сыновья (Быт 9:20-26). Покрывать «наготу» наших родителей - это почтение.

Не позволяйте себе выносить "наготу" ваших родителей на обозрение: пристрастия, слабости, недостатки характера и т.п.

Почтение - это продолжить следовать за Богом, как отец.

Пример: Давид и Саломон

«ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему"» (3Цар.5:3-5)

Почтение - это не грешить грехами отца

Пример: Ионафан и Саул. Ионафан поддерживал отца во всех сражениях. Он никогда не трусил. Но, в вопросах нечестия, Ионафан выбирал сторону праведности.

«... Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!» (1Цар.20:13)

Вы знаете грехи ваших родителей. Проявите почтение в том, что вы не повторите их грехов.

Еще несколько практических советов:

Исходя из сегодняшних реалий, заповедь почтения родителей, это еще и …

- периодически звонить не по делу, а просто так

- оказывать внимание объятиями, подарками, записками, письмами (и не только в праздники)

- посещать и не потому, чтобы что-то взять

- помогать в уборках, ремонтах и т.п.

- при необходимости и возможности помогать финансово

- молиться о них

- не позволяй себе хамить родителям

- не позволяй себе произносить фразы - «Ты мне больше не отец» (не мать)

-не позволяй себе держать обиду на родителей. Прощай!

- почитай и кровных и приемных родителей (если это твой случай)

- проси у них благословения на судьбоносные решения

- Почет и уважение тем детям, которые способны без ропота досмотреть в преклонном возрасте своих родителей или обеспечивают уход за ним.

- Как парень относится к маме, так он будет относиться и к своей жене.

Заключение

Приходите на домашнюю группу, и мы вместе еще порассуждаем над этой темой.

Савенок А. В .

Э то заповедь Божья. Заповедь с обещанием, с благословением, которое к ней прилагается. Это заповедь с оттенком особой важности и чести. Заповедь, имеющая отношение ко всей жизни человека, от начала до конца. Она применима и дома, и в церкви, и на работе. Эта заповедь – основа стабильного общества. А общество, тем не менее, игнорирует эту больше других. Правильнее было бы назвать эту заповедь «забытой». В списке десяти главных заповедей она пятая: почитай отца своего и мать.

Сегодня я начинаю небольшую серию статей об этой заповеди, особое внимание уделю самому малоизученному аспекту ее исполнения: что это значит для взрослых людей? Нам легко понять, как эту заповедь должны применять дети, когда мы учим их почитать и слушаться маму и папу. Но прекращается ли действие этой заповеди, когда дети выросли, обрели новую семью и съехали от своих родителей? Прекращается ли действие заповеди, когда родители умирают или когда оказывается, что они не заслуживают нашего уважения? Применима эта заповедь к тем, кого бросили или над кем совершали насилие? Меняются ли правила соблюдения этой заповеди для повзрослевших и ставших независимыми? Для кого-нибудь наши вопросы окажутся важными и практичными: «Каковы мои обязательства перед родителями? Должен ли я поддерживать своих родителей финансово? Должен ли я подчиняться им, если я уже взрослый человек?» Все эти вопросы следует задать, если есть желание почтить Бога и Его заповедь.

Не буду скрывать, на эту серию статей я возлагаю большие надежды. Я хочу, чтобы в основе ответов на вопросы была Библия, как основной источник истины, единственный стандарт, имеющий право требовать от нас подчинения и взывать к нашей совести. Я также хочу, чтобы эта серия была практичной, отвечала на реальные вопросы из реальной жизни. Чтобы она подходила для ситуаций из разных культур, чтобы люди разных происхождений и географических точек могли все это применить для себя. Чтобы истина оставалась истиной для молодых и старых, родителей и находящихся под родительской заботой, для тех, кто зависит от кого-нибудь, и тех, от кого зависят другие, для тех, кому принадлежит крыша, под которой живут все остальные, и для тех, кому она не принадлежит.

Главным нашим отправным отрывком будет Второзаконие 5:16: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» . От этого стиха мы будем отталкиваться, когда прочитаем и другие отрывки по теме: в Исходе, где рассказывается об ужасных последствиях неисполнения Божьих заповедей, в Притчах, где мы восхищаемся Божьим обещаниями благословений для тех, кто серьезно относится к Божьему закону. И, конечно, мы прочитаем отрывки из Нового завета, где Сам Иисус учил и показывал пример почитания родителей. Мы прочитаем послания апостола Павла, где он говорит о применении древних заповедей (а иногда и об их неприменимости) в жизни современных верующих.

Я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне в этом исследовании заповеди, нами почти забытой.

Три причины узнать и подчиниться это заповеди

Начнем мы разговор с причин, заставляющих нас знать и исполнять пятую заповедь.

Мы все дети. Это основы биологии: каждый человек на земле был рожден от двух других людей. Некоторым из нас повезло знать и уважать обоих родителей. Кто-то в своей жизни знал только одного родителя, кто-то вырос в приемной семье. Некоторые выросли в детском доме. Некоторые потеряли родителей еще в детстве. Тем не менее, пятая заповедь ко всем нам непосредственно относится по причине того, что МЫ ВСЕ ДЕТИ. Нет человека вне зоны действия пятой заповеди, потому что нет человека, у которого не было бы родителей.

Конечно, мы также знаем, что Божьи заповеди следует воспринимать и буквально, и принципиально. Применение заповеди выходит за рамки отношения детей к родителям, распространяясь на другие ситуации взаимодействия начальствующих и подчиненных. Правильный порядок семейного управления, церковного управления, гражданского управления зависит от этой заповеди. В какой-то мере эта заповедь универсальна. Мы все дети, мы все подвластны кому-то, поэтому нам всем нужно слушать внимательно.

К заповеди прилагается обещание. Вторая причина – к этой заповеди прилагается обещание. Исполняющий заповедь поступает мудро, ибо сможет наслаждаться обещанными благословениями. Соответственно, глупо и безрассудно было бы отказаться от исполнения данной заповеди и потерять возможность получить обещанное. Когда Павел обращается к детям в Ефесе, он напоминает им о Божьих обещаниях за послушание: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3). Бог обещает долголетие и хорошую жизнь тем, кто соблюдает эту заповедь. Ему приятно, когда мы послушны, поэтому Он изливает на нас Свои благословения (Кол. 3:20). О природе этих благословений мы поговорим очень скоро.

Бог отводит этой заповеди особое место. Есть еще и третья причина понимать и исполнять пятую заповедь: Бог отводит этой заповеди особое место. Верующие люди давно уже поделили десять заповедей на две группы, две таблицы. В первой описываются наши обязательства перед Богом, во второй – наши обязательства перед другими людьми. Пятая же заповедь каким-то образом попадает в обе группы, напоминая нам о том, что родители играют уникальную роль в жизни людей. Наши родители являются божественными представителями, чтобы чтя и подчиняясь родителям мы таким образом чтили и подчинялись Самому Богу. Нет подчинения и любви к Богу без подчинения и любви к родителям. Если мы убираем пятую заповедь, мы разрушаем все десять, впадая в серьезное, опасное непослушание.

Мы все – дети, нам нужно стремиться к Божьим благословениям и уделять особое внимание особой Божьей заповеди. И именно поэтому мы больше не можем игнорировать эту забытую заповедь.

Подписывайтесь:

Слово предостережения

Перед тем, как завершить эту первую статью из цикла, я бы хотел предупредить. Внутри каждого человека есть скрытый механизм, который срабатывает каждый раз, когда мы слышим какую-нибудь заповедь: мы немедленно начинаем искать исключение из правила. «Но вы не знаете моих родителей». «Но я не знаю моих родителей». «Но мои родители от меня отказались». «Мои родители били меня» . Об исключениях мы тоже поговорим, мы увидим, что «почитание родителей» принимает разные формы и адаптируется к различным ситуациям. Но прежде чем говорить об исключениях, требуется усвоить сами принципы. Мы обсудим, как поступать в ситуациях, когда родители проявляли насилие к детям, когда взаимоотношения были особенно трудны. Мы не будем оправдывать то, что не имеет оправдания. Но перед началом разговора нам нужно понять и принять, что в пятой заповеди нет никаких условий «если». Мы должны почитать наших родителей. Всех, без исключения.

Заключение

Разрешите мне закончить эту статью анонсом того, что последует далее. В следующий раз мы поговорим о том, что почитание и послушание – это простейшие способы исполнять пятую заповедь. Затем мы обсудим роль культуры (например, культуры честь/стыд или виновность/невиновность) в понимании и подчинении заповеди. Мы поразмышляем о роли родителя в «достойности почитания» и разберем случаи насилия, пренебрежения или отказа от детей, когда почитание кажется трудным, а подчинение было бы грехом. И в самом конце мы поговорим о практических способах почтить Бога через почитание наших родителей.

Б ожьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти» . Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной» . Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Прощайте их

Наверное, самый важный способ почтить родителей – это прощать их. Придется признать, что совершенных родителей не бывает. Все родители так или иначе не дотягивают до планки ожиданий, выставленной их детьми. Да что греха таить, даже до своей собственной планки они не дотягивают. Наши родители согрешили против нас. Они поступали немудро, требовали от нас невозможного, говорили и делали то, что ранило нас. Именно из-за этого многие дети вырастают в людей с багажом гнева и горечи, не способных оставить позади ошибки и грехи своих родителей.

Лучший способ почитать родителей – простить их. И это можно сделать, если мы служим и подражаем нашему всепрощающему Спасителю. В Библии мы видим, как Иисус прощает тех, кто наносил Ему раны. В тот самый момент, когда гвозди вонзались в Его плоть, Он произносит: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 22:34). Когда мы стоим у подножия Креста и размышляем о нашем Спасителе, как мы посмеем не прощать своих родителей? Мы чтим отца и мать, относясь к ним с благодатью и прощением.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Уважайте их на людях и в уединении

Третий способ почитать отца и мать – проявлять уважение к ним на людях и в уединении. В одной из проповедей Тим Келлер призывает детей: «Уважайте желание родителей увидеть себя в вас!» Родителям важно видеть, каким образом они положительно повлияли на своих детей, отражение в них своих ценностей и способностей. «Вы не представляете, как важно отдавать им должное там, где это возможно. Вы не представляете, как важно иногда просто сказать: «Знаешь, распоряжаться деньгами я научился у тебя». Или: «Знаешь, папа, ты меня всегда учил поступать вот так… И я теперь только так и делаю.»» Это кажется чем-то простым, но именно это приносит радость нашим родителям.

Мы можем говорить такие слова лично в разговорах наедине, а можем говорить об этом публично, когда за семейным праздничным столом нужно «толкнуть речь» или произнести тост. Деннис Рейни даже призывает детей написать «официальное письмо» родителям, которое потом следует прочесть перед ними вслух. Мы можем почитать родителей через уважение к ним.

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них» . Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Обеспечивайте их

И последнее, мы почитаем родителей, заботясь о них материально. В 1 Тим. 5 мы читаем, как Павел дает Тимофею советы по заботе о вдовах в церкви. В своих инструкциях Павел упоминает два принципа: дети должны «вернуть должок» своим родителям (4) и христиане, не помогающие своим членам семьи поступают хуже неверующих (8). Все толкователи этого отрывка в один голос утверждают, что данные принципы распространяются на детей и их пожилых родителей. В некоторых церквях что-то является обычным делом, а других церквях то же самое вызывает разделения. Стотт однажды заметил, что «африканские и азиатские культуры, где семья – это все родственники, в этом вопросе являются живым обличением всему западу» .

Когда дети маленькие, Бог их обеспечение возлагает на родителей (2 Кор. 12:14). Но, по словам Стотта, «когда родители стареют и слабеют» , роли меняются местами. Хьюз пишет: «Христианские дочери и сыны несут ответственность за финансовую заботу о вдовах и, как видно из текста, за финансовую заботу о беспомощных родителях и бабушках с дедушками» . Уильям Баркли говорит похожие слова: «Воспитание детей требует огромных жертв со стороны родителей, и это честно, когда дети готовы в свою очередь идти на жертвы ради своих родителей» . Можно еще вспомнить отрывок из Ев. от Марка 7:9-13, когда Иисус ругает фарисеев за отказ заботиться о родителях.

Подписывайтесь:

Возможно, никакая другая форма «почтения» не дается так тяжело западному миру, как эта. Но все довольно просто: Библия призывает христиан к ответственности за заботу о членах своей семьи. И эта заповедь равным образом распределяется и на родителей маленьких детей, и на детей пожилых родителей.

Заключение

Бог призывает детей всех возрастов проявлять почтение к отцу и матери и не бесчестить их. Он призывает нас почитать их из почтения к Нему Самому. Он призывает нас быть людьми, уважающими Его власть через уважение к родителям, которых Он посчитал уместным дать нам. Каким образом Бог призывает вас лично проявлять почтение к вашим родителям?

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

П редыдущая глава поучений Святых отцов была посвящена родительскому . В заключении, Юрий Максимов собраз назидания учителей Церкви об отношении детей к родителям.

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)».

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)».

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)».

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

«Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетием на земле».

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф. 6:2-4 )

Родителей мы не выбираем – это довольно банальная фраза, но это непреложная истина. Они даются нам от Бога.

Кто-то родился в семье где отец и мать были «правилом веры и образом кротости» для своих детей и примером своей жизни и заботливым воспитанием смогли очень многое дать своим чадам. А у кого-то семейная ситуация была совершенно иной. Почему так произошло это тайна промысла Божия, и роптать на это так же бессмысленно, как жаловаться на то что мы родились в этой стране, а не в какой-нибудь другой, что у нас, например, серые глаза и русые волосы, а не какие-либо другие. Это данность. Но у нас у всех есть заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою» и человеку, исполняющему эту заповедь о любви и почитании родителей обещается даже здесь в земной жизни благословение и многолетие: «да благо тебе будет, и да долголетием будеши на земли».

Наша книга адресована людям женатым и замужним и для них, кроме этой заповеди существует и другое указание Священного Писания. Один священник как-то заметил, что у семейного человека как бы две заповеди, которыми он должен руководствоваться в семейной жизни. Кроме заповеди о почитании родителей, есть и другая: «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть». (Быт. 2:24 ) И чтобы исполнить оба этих повеления нужна немалая мудрость.

Не у всех детей выход из родительского дома проходит гладко. Об этом уже говорилось в предыдущей главе. И каждому семьянину нужно избрать должную меру, чтобы необходимые забота и почитание родителей совершились не в ущерб интересам новой семьи.

Одна молодая женщина рассказала мне, что мама ее мужа (человек еще нестарый и вполне работоспособный) живет далеко от них, в другом городе. Но хочет, чтобы ее сын почаще ездил к ней и помогал в домашних делах. Общение по телефону ее не удовлетворяет. Молодая семья ждет третьего ребенка и жене, естественно хочется, чтобы муж почаще бывал дома. Эта женщина спрашивала меня: «Должен ли муж в такой ситуации слушаться маму?» Конечно, помогать родителям, общаться с ними – это наша священная обязанность, долг перед ними. Но осуществлять ее надо не в ущерб своей семье. Тем более если мама не нуждается в экстренной помощи. Если родители тяжело заболевают и не могут сами себя обслуживать, конечно, мы должны приложить все усилия чтобы помочь им, облегчить их жизнь.

Но иногда родители требуют от своих уже взрослых и семейных детей слишком многого. Им кажется, что дети не уделяют им достаточно внимания и любви. Вполне может быть что дети, действительно, в суете и житейских заботах забывают о том что родители нуждаются в их внимании.

Но обижаться на них и чего-то требовать тоже бессмысленно, это вызовет только еще большее отчуждение. Лучше самим пригласить их в гости, или если есть нужда в их помощи, ненавязчиво попросить их об этом. Опять-таки вспомним прп. Авву Дорофея: «Не ищи любви от ближнего… Лучше ты покажи любовь к ближнему». Одна бабушка постоянно жаловалась на то, что внуки мало общаются с ней, забывают ее. Но когда она стала помогать им, шить для них лоскутные одеяла, оказывать другую посильную помощь, взаимоотношения с внуками сразу наладились.

У детско-родительского конфликта две стороны: обида родителей на детей и обида детей на родителей. Об этих проблемах нередко приходиться слышать на исповеди. То отцы и матери обижаются на детей, то дети долго не могут помириться с родителями.

Конечно, с родителями порой бывает очень сложно. Они часто вмешиваются в жизнь детей, пытаются их воспитывать, хотя те уже сами имеют взрослых детей, и вообще могут создавать массу всевозможных проблем. Но как бы не вели себя родители, детям нужно помнить: Как мы относимся к ним сейчас – точно так же наши дети будут относится к нам в старости.

Почему Слово Божие предают такое значение почитанию родителей? Потому что почитая родителей, мы учимся любви и почитанию к Самому Богу. Ведь мы все, в первую очередь, чада Божие, и даже преемственно через наших родителей и всех предков восходим к Отцу нашему Небесному. В Евангелии от Луки, приводится родословие Спасителя, перечисляются все его предки по плоти и заканчивается эта родословная словами: «Адамов, Божий». (Лк.3:38 ) И также род каждого человека заканчивается на Адаме, который не имел отца кроме Бога.

И поэтому через родителей мы связаны со всеми поколениями наших предков, живущих до нас.

***

Родители ждут от нас совсем немногого: уважения, внимания и небольшой заботы о них. И родительская любовь, как правило, превышает детскую, поэтому они всегда готовы простить нас. Совершенно необязательно делать и выполнять все, что они советуют нам, все-таки мы уже сами давно взрослые люди, но прислушиваться к их словам, безусловно необходимо. Ведь родители имеют большой жизненный опыт и всегда руководствуются любовью к своим детям.

Мне, конечно, очень повезло с родителями, они никогда не навязывали мне свое мнение и не давали неправильных советов, но и с ними я бывал не всегда согласен, но потом, обдумав на досуге родительские слова, всегда находил для себя что-то полезное.

Что делать тем людям чьи родители не являются примером нравственной благочестивой жизни, нужно ли почитать таких родителей? Заповедь о почитании отца и матери дана нам от Бога без всяких оговорок. Хотя современному молодому человеку, оторванному не только от веры, но и просто от нормальных семейных традиций, понять это трудно. В современном мире почитание даже вполне достойных родителей стало большой редкостью.

Родители, конечно, бывают разные, но все равно нужно чтить их и главное молиться за них. Когда мы молимся за человека, мы уже проявляем заботу о нем, нам легче прощать и любить.

***

«И вы отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф. 6:4 ), — говорит родителям апостол Павел. Что раздражает взрослых детей? Опека, докучливые советы, вмешательство в их личную жизнь. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши отношения с детьми были хорошими, дружескими всего этого необходимо избегать. Время воспитания закончилось, дети выросли и ваше вмешательство возможно только в самых крайних случаях. Иной раз приходится выслушивать какую-нибудь почтенную матрону, которая с обидой в голосе жалуется на сына. «Уж я ему, батюшка, и так говорю, и этак, и ругаю его; чтобы он сходил в церковь, поисповедовался и причастился». Я обычно спрашиваю: «И что, помогают ваши наставления?» «Да нет, как не ходил в храм, так и не ходит», — отвечает она. Так зачем тогда спрашивается, тратить время? Лучше уменьшить давление и усилить молитву за сына. Ведь он может протестовать вовсе не против того, что нужно ходить в церковь, а против навязчивой материнской опеки. Теперь о том, чего же ждут подросшие дети от своих родителей. Хотя они уже и стали взрослыми людьми им, по большому счету, хочется от вас того же, что и детстве. Любви и понимания. Они хотят, чтобы вы радовались их успехам (ибо они порой бессознательно ждут того, что родители как в детстве оценят их удачи) и поддерживали в трудные периоды жизни. И родителям нужно действовать по слову апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». (Рим. 12:15 )

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....