Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Подросток прогуливает школу советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ? Что происходит в голове подростка в средней школе

Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах...

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил . Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Не хочу ходить в школу!

Лень раньше него родилась.

Поговорка .


Что делать родителям, если подросток все настойчивей заявляет «не хочу учиться»?
Под любым предлогом он старается остаться дома или уйти из школы – то голова болит, то горло, то живот.
И если в начальных классах частые признаки недомогания ребенка вызывают сочувствие, то жалобы детей постарше кажутся взрослым подозрительными. Когда законные варианты пропустить школу исчерпываются, начинаются откровенные прогулы. Какое-то время подросток может обманывать, делая вид, что идет утром в школу и даже может на урок заглянуть, но при первой же возможности сбегает.


В это время родители наивно надеются, что поможет жесткий контроль, сопровождение до школы, «передача» подростка «из рук мамы-папы в руки школы», всяческие санкции, угрозы и пр.
Но наступает момент, когда родители вынуждены признать – сын (дочь) в школу ходить не будет, и они ничего с этим поделать не могут. Наказания со стороны родителей, санкции со стороны школы, комиссии и прочие неприятности - уже бесполезны.


И, хотя последующий ход событий – это «хождение по мукам» и подростка и его родителей, все же дальнейшая судьба молодого человека не обязательно будет определяться его отношениями со школой. Жизнь продолжается. Есть немало примеров, когда бывшие прогульщики устраиваются на работу, оканчивают вечернюю школу и даже получают высшее образование, делают карьеру и благополучно устраивают свою жизнь.


Конечно, эта категория школьников относится к группе риска в социальном плане, именно среди них оказывается больше тех, кто так и не адаптируется к социальным требованиям, не закончит школу, не получит хорошую профессию, окажется безработным.


Но вернемся к тому моменту, когда проблемы только начинаются. Можно ли вовремя заметить первые признаки беды (а ведь это беда, если ребенок не будет ходить в школу)?
А если их заметить – можно ли «подстелить соломку», предупредить школьную дезадаптацию?
Как и в других серьезных случаях – нельзя дать один волшебный совет на всех, а нужно разбираться в каждом конкретном случая. Мы сейчас рассмотрим один типичный случай, а в дальнейшем поговорим и о других.

Случай 1. “Лентяй” или ребенок с неустойчивым характером.

Подросток 12 лет учится в 6 классе. Родители ответственные, образованные, семья благополучная, есть старшая сестра, заканчивает школу с хорошими оценками, и брат-студент. Отношения в семье хорошие.
С 5 класса мальчик стал иногда прогуливать уроки, но, благодаря строгости родителей, все-таки сдал все «хвосты» и перешел в 6 класс. В 6 классе дела пошли хуже, он стал обманывать родителей и учителей, прогулы стали регулярными.


Особенности развития в дошкольном возрасте.
В раннем детстве особых проблем не было. Роды были своевременные, но очень быстрые. Ребенок родился крупный, на первом году была мышечная спастика, поэтому ему не один раз делали курсы массажа. Сон был беспокойный, ночью ребенок часто менял позы, ноги нередко оказывались на подушке, вскрикивал во сне. Днем спал очень редко.


Мальчик физически развивался хорошо. Характер живой, активный, общительный, любознательный. В дошкольном возрасте особых хлопот не доставлял, разве что отличается нетерпеливостью, упрямством, спорами по любому поводу, настырностью. Трудно было уложить спать, засыпание превращалось для родителей в длительную борьбу. Утром чаще всего вставал «не с той ноги», был сердит, проявлял негативизм. Но в детский сад ходил с удовольствием, любил играть с детьми, стремился к лидерству. Но при «ущемлении» интересов б ыстро возникал гнев, в гневе применял силу, мог ударить чем попало, зло кричал, обзывался, не подчинялся воспитателям, оказывал сопротивление. Были трудности приучения к правилам и особенно к порядку и аккуратности.

Но все же ребенок вызывал у окружающих симпатию своей живостью, добротой, общительностью, спонтанностью, эмоциональностью. Игры предпочитал «в обществе», шумные, с визгом и с борьбой. Когда оставался один, игрушки его не вдохновляли – слонялся по дому, приставал к матери, отцу: «ну поиграйте со мной».
Любил, чтоб ему читали одну и ту же книжку по несколько раз, от новых книг быстро отвлекался, терял интерес, не слушал.


Очень любил сладости, особенно конфеты, варенье. На праздниках, когда контроль отсутствовал, наедался до тошноты, до рвоты. Если его ограничивали, прятали сладости, тщательно искал, брал без разрешения. Если сладкого не было дома – без конца приставал к родителям «дайте конфетку».
До школы и в начальных классах занимался борьбой, потом футболом. Тренеры хвалили, но делали замечание – нарушает правила, ленится, не любит «оттачивать» приемы, импульсивен, нетерпелив, очень злится и дуется при поражениях в игре. Иногда после неудач или замечаний отказывался идти на тренировки. Несколько раз уже в школе начинал ходить на разные занятия по интересам: рисование, игра на барабане, шахматы, театр - но интересы сменяли друг друга, не захватывая ребенка надолго. Все ушло в прошлое, как футбол и карате.


Школьные годы
С первого класса не отличается рвением к учебе, но под контролем родителей довольно неплохо учился и переходил из класса в класс с неплохими результатами.
В школе на уроках более или менее успешно включается в учебный процесс, но часто отвлекается на шалости, игры, разговоры, смех. Оценки получает довольно пестрые - и пятерки, и тройки, и единицы. Часто забывает дома тетради, учебники, теряет школьные принадлежности, забывает выполнять или игнорирует домашние задания. Легко дает обещания, но не выполняет их. Время от времени берется «за ум», начинает жизнь «заново» и какое-то время ему это удается. Тетради и учебники грязные, мятые. Аккуратность, порядок - остаются недосягаемым идеалом. В начальной школе с помощью родителей выполнял домашние задания, но все чаще и чаще лгал, что, дескать, уроки не задавали или он их сделал в школе.
Учителя говорят: «Лентяй - вот и весь разговор! Парень неглупый, если захочет – может учиться на 4 и 5, но лень, безответственность и тяга к развлечениям его погубят! Больше контролируйте, заставляйте работать, будьте с ним строже, оградите от плохих друзей – и парень возьмется за ум”.
Совет вроде бы простой и дельный, но выполнить его родителям не удается.


Психологический портрет.
Интервью с родителями (даже в отсутствие ребенка) позволило сделать вывод, что у ребенка возбудимая психика. Об этом говорят особенности его развития и поведения, описанные выше.
В основе повышенной возбудимости могли лежать и биологические факторы (токсикоз, быстрые роды), и генетические (были родственники с похожими характерами). Большой вклад делают и воспитательные стратегии (например, либеральный стиль воспитания).


Возбудимые дети отличаются неустойчивостью психической активности и импульсивностью. Поэтому их часто называют импульсивными. Под психической активностью здесь понимается определенный уровень энергичности и возбужденности. Активность психических процессов является основой для внутренней инициативы, целенаправленности и сосредоточенности на цели. Активность не нужно путать с реактивностью психики, которая возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители. Поговорка про лентяя оказывается справедливой - ребенок рождается, а его психика еще до рождения имеет те особенности, которые и будут причиной его "лени".

Например, активный ребенок бежит, т.к. у него есть осознанная цель - ему нужно куда-то добежать или кого-то обогнать или бежать на скорость. А “реактивный” ребенок будет бежать бесцельно, т.к. бегут другие или “оно само бегается, не знаю почему”. У возбудимого ребенка поначалу может импульсивно возникнуть цель, но он быстро потеряет к ней интерес, если надо много”напрягаться”. Его внимание не задерживается долго на том, что не связано с удовольствием. При этом у многих детей возбудимого круга нередко возникает застревание на приятной деятельности и на неприятных эмоциях, что вводит взрослых в заблуждение относительно его упорства, настойчивости и энергии. Все, что приятно и не требует усилий ребенок хочет продлить как можно дольше, а то, что требует усилий, быстро истощает его психику, вызывает сопротивление или раздражение.

По всей видимости, именно повышенная возбудимость или реактивность есть "дефект" психики и причина истощаемости.
Импульсивные дети часто бывают эмоционально неустойчивы. Нетерпеливость есть проявление истощаемости, которая порождает плохое настроение, раздражительность и повышенную агрессивность.
Отсюда - проблемы эмоционального контроля, развития волевой, социальной и нравственной сферы (трудности присвоение социальных норм, неспособность противостоять эгоистическим импульсам, направленным на удовольствия и развлечения, проблемы усилий).
Сюда добавляется пассивность(лень) при отсутствии интереса или мотива, внутренняя пустота, когда ничего не побуждает к действиям изнутри или извне. Благим начинаниям и собственной инициативе часто не хватает энергии для реализации, поэтому возбудимые дети легко бросают начатое. Зато они быстро поддаются влиянию извне, особенно со стороны приятелей. Они таковы - каково их окружение. Их легко увлечь и доброй и злой идеей "за компанию".


Среда и окружение оказывает на них сильное влияние. Дружелюбная, хорошо организованная и структурированная среда - главное условие для обучения и уравновешенного поведения таких детей. Импульсивный ребенок подчиняется дисциплине, если все делают одно и то же, работа ему по силам, и его усилия замечаются и одобряются.
Такой ребенок выглядит неутомимым, когда его деятельность мотивируется его интересами и влечениями, он даже готов потрудиться, если получит желаемое вознаграждение. Если в школе каждое его усилие вознаграждается хорошей оценкой, похвалой, другими положительными последствиями, то он готов «горы свернуть».


Но реалии жизни таковы, что и учителя и родители по мере роста детей уделяют им все меньше позитивного внимания. Привычными становятся знаки негативного внимания: замечания, выговоры, упреки, плохие оценки. Например, учитель говорит: « Если дети ведут себя хорошо, их дневники будут чистыми от замечаний и родители не получат неприятных сообщений». А мама ребенка скажет: «Чем быстрее он сделает уроки, тем больше будет у него свободного времени и его никто не будет ругать» Для возбудимого ребенка этого недостаточно. Слишком высока цена – усилия непомерны для такой психики, когда нет достойной цели. Чистый дневник и отсутствие замечаний не мотивирует - нет предвкушения радости и удовольствия. В подростковом возрасте, когда общение выходит на первый план, отсутствие учебной мотивации становится очевидным.


Что же получается – родители и учителя должны только тем и заниматься, что мотивировать ребенка по любому пустяку, т.е. подкреплять наградой каждое усилие ребенка? Это уже похоже на дрессуру, когда с животным отрабатывают трюки или приучают к чему-либо, используя разные подкрепления (кусочки мяса, сахар, поглаживания). Конечно, нет!


Мотивация и сила воли.
Мотивация человеческого поведения, в отличие от поведения животных имеет сложную структуру сочетания и соподчинения мотивов. Не вдаваясь в глубины психологической науки о мотивации (которая имеет несколько направлений, каждое из которых по-разному объясняет, почему человек ведет себя так или иначе), в рамках данной статьи попробуем понять основное различие в мотивации человека и животного. Поведение животного определяется его потребностями, связанными с выживанием, им управляют инстинкты. Но, чем сложнее психическая организация животного, тем больше заметна у него тенденция ослабления инстинктов и появление других мотивов (например, голодная домашняя собака оторвется от еды, если вошел член семьи, которому она обрадовалась). Мотивационная система человека включает потребности, которые «роднят» его с животными (биологические нужды выживания, защищенности и телесных удовольствий) и чисто человеческие потребности, детерминированные социальными ценностями и идеалами, к которым человек тяготеет сознательно или бессознательно. Уровень развития личности определяется и тем, что человек может управлять своими мотивами, отдавая предпочтение потребностям более высокого уровня, чем биологические.


Как мы можем это наблюдать у детей?
Трехлетний ребенок снова и снова обращает свой взгляд на вкусные ягоды клубники, лежащие на тарелке и предназначенные его брату. Свои ягоды он уже съел. Вся семья сидит в другой комнате, и он никого не видит. За ребенком издалека с интересом наблюдает отец. Ребенок подходит к тарелке, тянет руку и тут же отдергивает, приговаривая “нельзя!, нельзя!” Налицо два конкурирующих мотива - эгоистический, связанный с удовольствием от еды, и другой - ценностный, связанный с “идеальным Я”(хороший мальчик не берет чужое).

Между побуждением и действием есть некий ”зазор”, где происходит борьба мотивов. Какой мотив победит? Как бы то ни было, нужно похвалить ребенка уже за то, что он пытался справиться с соблазном, даже если он не удержался и съел ягоду! В борьбе мотивов формируется его сила воли.
Импульсивный ребенок, скорее всего, быстро съест ягоды и не успеет даже подумать о чем-то или о ком-то. Между побуждением и действием нет “зазора” и нет никакой борьбы мотивов - возникшее желание тут же импульсивно удовлетворяется. Такие дети живут данным моментом - для них нет прошлого и будущего, нет последствий, есть только “здесь и теперь”. И есть безудержное влечение к к удовольствиям и радостям жизни! Для этого преодолеваются все преграды, и на помощь приходит агрессивность, напористость, дерзость, интуиция, изобретательность, вранье, ловкость, находчивость, практичность.

Родители ошибочно называют напористость и давление на других силой воли, но это лишь сила примитивных влечений и никакой борьбы мотивов. Главная проблема импульсивного ребенка - слабая сила воли. А ведь волевая сфера человека включает способность к усилиям, терпеливость, выдержку, организованность, целеполагание, настойчивость в достижении целей, предвидение последствий, ответственность и прочие качества, которые вырабатываются с усилиями. Без этих способностей практически невозможно успешное обучение, а в дальнейшем - нередко возникают проблемы и на работе, и в семье.

Нравственная сфера личности формируется также через преодоление эгоистических побуждений. Поэтому позднее у людей этого типа нередко возникают проблемы соблюдения социальных норм, проблемы трудоустройства, нарушение законов, аддиктивное(зависимое) поведение и пр.

Становление характера.
Характер ребенка в основе своей определяется свойствами центральной нервной системы и далее на него оказывают влияние множество других факторов - это и характер привязанностей, и условия жизни, и стиль воспитания в семье, и те обстоятельства, в которых он добивается своего или терпит неудачи, и т.д. и т.п.
Большое значение имеет то, как складывается самооценка ребенка. В раннем возрасте она есть продукт отзеркаливания. Дети почти ничего не знают о себе, но зато слышат, видят, чувствуют, читают во взглядах то, как их воспринимают окружающие. Чем меньше недовольства, упреков, наказаний и сердитых взглядов и чем больше позитивных реакций на ребенка и его поведение со стороны окружения, тем выше его самооценка, тем больше веры в свои силы и уверенности в себе.


К сожалению, возбудимый ребенок из-за своей импульсивности и нетерпеливости, плохого настроения и агрессивных вспышек, получает массу негативных откликов на себя и свое поведение. Невозможность самому изменять или контролировать свое поведение приводит к формированию негативизма, усиливает агрессию, но никак не уменьшает импульсивность.


Стиль родительско-детских отношений также влияет на формирование характера ребенка.
Если родители чаще проявляют мягкость и непоследовательность в требованиях, а также обидчивость и инфантильность, то ребенок быстро берет власть в свои руки и становится дерзким и напористым,эгоистичным, а если же родители строгие, авторитарные, использующие команды, критичные и отвергающие, то ребенок «дуется», сердито обижается, ворчит, неохотно подчиняется и в его характере закрепляется негативизм и враждебность.
Лучшее решение: будучи твердыми и разумно требовательными (ребенок должен убедиться, что родители уверены в своих решениях), проявлять при этом внимание к чувствам ребенка и учитывать особенности его психики.

Три основных правила в отношениях с импульсивным ребенком или подростком
Правило 1.
Ребенок нуждается в положительном отзеркаливании того поведения, которое вы желаете в нем видеть!
Он должен обнаруживать такое поведение и понимать, как это у него получается - заставлять себя! И ему нужно помочь это увидеть. Т.е., родителям нужно замечать минимальные проявления терпения, настойчивости, усилий, наличие борьбы мотивов, умение противостоять соблазнам и стремлению к удовольствиям, а затем выразить свое положительное эмоциональное отношение к преодолению лени.


Примеры.
-Я видел, как тебе хотелось продолжить компьютерную игру, но ты все-таки пошел делать уроки!(В голосе звучит уважение, но не стоит вспоминать, что вы уже десяток раз напомнили ему об этом)
- Ты сегодня положил свою одежду на стул - приятно видеть (обычно она валяется на полу)
- Ты устал, но продолжаешь работать - это вызывает у меня уважение (даже, если он из-за лени поздно взялся за работу).
Разговоры подобного типа помогают ребенку(подростку) отрефлексировать свою внутреннюю борьбу. Тогда у него появляется способность наблюдать за собой и давать себе указания.


Правило 2.
Способствуем развитию сознания и самосознания ребенка или подростка. Мы понимаем, что противостоять своей природе (т.е. таким свойствам психики как истощаемость и импульсивность - в нашем случае) сможет только он сам, давление со стороны других людей малоэффективно. Поэтому мы помогаем ребенку понять природу его трудностей и проблем.


Мы знаем, что дети с недостатками слуха, зрения, речи или с нарушениями здоровья, встречают у других людей сочувствие и понимание, так как их проблемы очевидны. Проблемы же детей с особенностями психики часто не очевидны, особенно, если внешне дети выглядят крепкими и здоровыми. Их поведение объясняется дурным воспитанием или кажется злонамеренным. Задача взрослых - помочь ребенку узнать и понять свойства своей психики. Он должен понимать, что лень- это не просто осуждаемая черта характера, а отсутствие психической энергии и только он сам может себе помочь, преодолевая это состояние.

Можно привести пример, как человек со слабыми мышцами и в самом деле устанет раньше других. Но он может тренировать свои мышцы, хотя это и нелегко. Кроме того, нужно дать знать об этой проблеме и другим взрослым, которые взаимодействуют с такими детьми. Взрослые должны понять, что задача развития силы воли непроста(чтоб развить силу воли нужна сила воли), это знает каждый на своем примере, но импульсивным детям она особенно тяжела, они нуждаются в поддержке.


Правило 3 .
Нужно помочь ребенку осознать, что у него есть идеалы, есть желание быть сильным, честным, смелым, умным и пр. В то же время у него есть более примитивные желания, направленные на получение удовольствие или на сиюминутное отреагирование чувств, и при этом внутри идет борьба. На исход этой борьбы он может влиять сам.


Ребенок, осознающий борьбу своих желаний, имеет возможность принять осознанный выбор.

В известной притче подросток-индеец спросил старого вождя -”Я слышал, что в человеке живут два волка - белый и черный. Белый волк направляет его на добрые дела, а черный- на злые. Какой же волк, в конце концов, побеждает?” Вождь ответил: - “Побеждает тот, которого ты кормишь.” Старый индеец помогает подростку осознать, что он сам решает какого “волка покормить ”, т.е., обеспечить ему победу.

В идеале ребенок или подросток с одной стороны изучает свой характер и свою психику через отзеркаливание себя в глазах других и через рефлексию своих мотивов, а с другой начинает обнаруживать, что он сам распоряжается своей жизнью, руководствуясь своими идеалами. Дальнейшее самопознание ведет к тому, что подросток учится различать, какие мотивы он сам в себе одобряет, а каким мотивам он должен сказать “нет”.

Людмила Кудрявцева

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....