Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Подвижные игры во второй младшей группе. Картотека игр для детей второй младшей группы Игра «Разрезные картинки»

Воспитатели МДОУ №26 Ломоносовский р - он п.Аннино Камакина Елизавета Николаевна Дивухина Юлия Сергеевна Педагогический проект Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности (неживая природа и рукотворный мир) СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 1. Введение. Актуальность темы. 2. Цели и задачи проекта. 3. Направления работы. 4. Методы работы. 5. Подготовительный (организационный) этап. 6. Педагогический мониторинг. Диагностические задания. 7. Работа с родителями (анкетирование). 8. Основной этап. 9. Перспективный план исследовательской деятельности. 10. Практический (заключительный) этап. 11. Основные итоги и выводы. 12. Список литературы. Приложение. 13. Практический материал (конспекты игр и занятий). 14. Фотоматериалы. Введение. Актуальность темы. Поисково - познавательная (исследовательская) деятельность у младших дошкольников, в настоящее время, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребенка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Задачи: В младшем дошкольном возрасте основной задачей в поисково - познавательской деятельности является сенсорно - моторное развитие. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности (неживая природа и рукотворный мир) При развитии познавательно - исследовательской деятельности детей ставились следующие задачи: Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) . Поддержание у детей интереса и инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Расширение в дальнейшем перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Направления детского экспериментирования Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.) Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, вес, свет, цвет, электричество и др.) Человек и рукотворный мир (функционирование организма, материалы рукотворного мира и их свойства, преобразование предметов и др.) Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества и позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. (по О.В. Дыбиной) Работа велась одновременно по трем направлениям: Обогащение предметно - развивающей среды Работа с детьми Работа с родителями (беседа, анкетирование, консультации…) В работе с детьми использовались следующие методы: Беседы с детьми Опыты Дидактические игры Эксперименты Наблюдение Обследование (исследовать на глаз,ощупь, вкус, нюх, слух и др.) Показ способов обследования Постановка проблемного вопроса Создание проблемной ситуации Проект реализовывается во 2 младшей группе детского сада №26 Ломоносовского района, Ленинградской области, в течение 2012 - 13 уч. года. Этапы работы В содержании проекта было выделено 3 этапа: 1 этап – подготовительный Цель: выявить интерес у детей к исследовательской деятельности, провести диагностику и выявить проблемы в познавательной деятельности, дать представления детям об экспериментировании, обогатить предметно - развивающую среду для погружения в проект. Для решения поставленной цели проводили экскурсию в комнату экспериментирования, беседа, дидактические игры, наблюдения на прогулке за неживой природой (вода, песок), провели диагностику, обогащали предметно - развивающую среду в группе (подбор наглядного материала, внесение природного материала для самостоятельной исследовательской деятельности), организовали работу с родителями (анкетирование для выявления отношения и степени участия родителей в познавательно – исследовательской деятельности ребенка, участие родителей в обогащении развивающей среды). Цель: выявить уровень интереса у детей к исследовательской деятельности, уровень знаний о предметах ближайшего окружения; умение использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов; уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. В ходе диагностики было выявлено, что дети проявляют интерес к исследовательской деятельности, но внимание у них неустоичивое. Некоторые дети затрудняются группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. Многие не имеют достаточных знаний о материалах, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага, стекло, пластмасса, резина, металл); не умеют делать простейшие обобщения и устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Чаще всего дети испытывали трудности в использовании разных способов обследования предметов. Практически все дети испытывают положительные эмоции от результатов познавательной деятельности. При проведении первичной диагностики были предложены следующие диагностические задания в виде дидактических игр и бесед с использованием сюжетных картинок: Педагогический мониторинг (первичная диагностика – сентябрь 2012 г.) Диагностические задания 1. Беседа с использованием сюжетных картинок (швея шьёт платье, мастер лепит и расписывает игрушку из глины, семья гуляет в лесу, мама моет посуду). Содержание задания: Воспитатель предлагает выбрать картинку. Вопросы: - Расскажи, как швея шила платье? Что нужно для того, чтобы сшить платье? Какая бывает ткань? - Как мастер изготовил игрушку? Из какого материала? Что делал в первую очередь? - Где гуляет семья? Что растёт в лесу? Кто живет в лесу? - Что делает мама? Чем она моет посуду? Какая бывает вода? 2.Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: образцы 8 материалов: песок, глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов. Содержание задания: Воспитатель предлагает ребенку назвать материал и соотнести картинки. Вопросы: - Какой это материал? - Что из него делают? (Посмотри внимательно на картинки и вспомни.) Диагностические задания 3. Дидактическая игра «Помоги Незнайке» Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка», предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.) Содержание задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы. 4. Дидактическая игра «Разложи картинки» Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4 - 5 шт.). Содержание задания: Воспитатель предлагает найти картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь, мебель, игрушки). Вопросы: - А теперь скажи, из чего сшито платье? - Из бумаги, дерева или ткани? - А посуда стеклянная или деревянная? - Из чего сделана игрушка? - А мебель деревянная или пластмассовая? И т.п. Анкета для родителей «Ребенок в познавательно - исследовательской деятельности». Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира). 1 . Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы? *Да *Нет * Иногда 2 . Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)? * Да * Нет * Не знаю 3 . Ваш ребенок занимается или играет чаще: * Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом 4 . Любит ли Ваш ребенок играть? *с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой *с деревянными предметами *с тканью * другое (указать, что) 5 . Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения? * Да (указать, какие) * Нет 6 . Как часто Вы посещаете музеи, цирк, выставки, гуляете в парке? (подчеркнуть, что) * Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем 7 . Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить: а) наглядную информацию; б) консультации; в) просмотр открытых занятий с детьми; г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов. Наблюдения за неживой природой на прогулке Объект неживой природы Цель и задачи наблюдении Содержание наблюдений Связь с различными видами деятельности Вода (осень) Дать элементарные представления о свойствах воды. Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед. Экспериментирование «Узнаем, какая вода». Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Зайка серенький умывается …» Песок (осень) Дать элементарные представления о свойствах песка Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. Лепка куличиков из песка. Экспериментирование «Почему песок хорошо сыплется?» Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». Лепка из соленого теста кренделей. Вода (зима) Продолжать знакомить со свойствами воды. Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочки. Вода замерзла – получился лед. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лёд прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лёд. Украшение елки цветными льдинками. Экспериментирование с водой «Изготовление цветных льдинок». Экскурсия в комнату экспериментирования Цель: Познакомить с новым помещением для детей комнатой экспериментирования. Вызвать интерес к экспериментированию как способу познания окружающего мира. Расширить представления детей об особенностях данного вида деятельности. Познакомить с предметами и оборудованием для опытов и их назначением. Ход экскурсии. Воспитатель, в процессе наблюдения, показал и назвал разные виды природных и рукотворных материалов: вода простая, цветная, чай, песок, глина, камни, ракушки, разные виды бумаги и тканей, предметы из металла, стекла, резины, пластмассы, весы, микроскоп, магниты, «ветерки - вертушки» и др. В завершении экскурсии воспитатель предложила игры - эксперименты: «Надувание мыльных пузырей» (научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь), «Подуем на вертушки» (объяснить как может использоваться сила воздуха – движение). 2 этап - основной Цель: продолжать поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности, научить разным способам обследования предметов, учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; дать знания о неживой природе и о материалах рукотворного мира, из которых сделаны предметы их свойства и качества. Второй этап состоял из цикла игровых занятий по экспериментированию. В ходе занятий дети вместе с воспитателем проводили опыты с водой, песком, воздухом, бумагой, древесиной, тканью, глиной, звуком. Игровые занятия проводились по подгруппам в форме: дидактических игр, опытов, постановки проблемных вопросов, экспериментов. Во всех занятиях использовался сквозной игровой персонаж – кукла Незнайка для мотивации деятельности. «Задавал» проблемные вопросы, инициировал исследовательскую деятельность детей. Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности (ноябрь) Тема (ноябрь) Задачи Материал Краткое содержание 1 неделя: Экскурсия в комнату эксперимен - тирования Вызвать интерес к экспериментированию как способу познания мира. Научить делать простые опыты с воздухом. Вода, чай, песок, глина, камни, бумага, ракушки, ткань, мыльные пузыри, ветерки, магниты, стекло. Рассматривание разных видов природных и рукотворных материалов. Игры - эксперименты: «Надувание мыльных пузырей» «Подуем на вертушку». 2 неделя: Педагогический мониторинг (первичная диагностика) Выявить уровень интереса к исследовательской деятельности, знаний о предметах ближнего окружения. Предметные картинки с изобр ажением м ебели, посуды, одежды, игрушек. Песок, глина, бумага, ткань. Д/и гры «Что из чего?», «Помоги Незнайке», «Разложи картинки». Наблюдения за неживой природой (вода, песок) Беседа по сюжетным картинкам. 3 неделя: Вода: «Узнаем какая вода» Выявить свойства воды: прозрачная Без запаха, льется в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три ёмкости с крышками: одна – пустая, вторая - с чистой водой, третья – с чаем и сахаром, стаканчики для детей. Тазики с водой, игрушки плавающие (кораблики, рыбки). Воспит. показывает три закрытые ёмкости и предлагает?Ö?Æ?Ã?Ç?Ã?Õ?ß?á что в них. Дети исследуют их и определяют, что?Ñ?Ç?Ð?Ã – легкая, а две – тяжелые, в одной из них чай. Воспит. просит объяснить, как они догадались. Вместе они?Å?Þ?â?Å?Î?â?á?Õ свойства воды: наливают её в стаканчики, ?Ç?Ñ?Ä?Ã?Å?Î?â?á?Õ сахар, наблюдают как он растворился, нюхают?Ò?Ó?Ñ?Ä?Ö?á?Õ на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и?Ò?Ñ?Î?Ð?Ñ?Æ?Ñ стакана. В закл. самостоятельные игры в тазике с?Å?Ñ?Ç?Ñ?Ì с рыбками и корабликами. 4 неделя: Песок: «Почему песок хорошо сыплется?» Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито, песочные часы, песочная мельница. Наполнить стаканчики песком, г линой, рассмотреть и?Ö?Æ?Ã?Ç?Ã?Õ?ß их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что?Î?Ö?Ú?Û?È всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая?Å?È?Ü?È?Ô?Õ?Å?Ã из стакана в стакан. Затем высыпают песок в?Ä?Ñ?Î?ß?Û?Ö?á емкость горкой и смотрят, что проходит (песок?Ñ?Ô?Õ?Ã?È?Õ?Ô?â в виде горки с ровными краями) . Тоже делают с?Æ?Î?Ë?Ð?Ñ?Ì – определяют, одинаковые ли получились горки???Æ?Ñ?Ó?Í?Ã из глины неровная) . Почему горки разные?(частички?Ò?È?Ô?Í?Ã все одинаковые, глины – все разной формы, размера) ?“?È?Õ?Ë с помощью лупы рассм. , из чего состоит песок, какие?Ò?È?Ô?Ú?Ë?Ð?Í?Ë и рассм. ,как выглядят частички глины, сравнивают?Ë?Ø (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые не?Ò?Ó?Ë?Î?Ë?Ò?Ã?á?Õ друг к другу; частички глины мелкие, тесно?Ò?Ó?Ë?É?Ã?Õ?Þ друг к другу. Дети просеивают песок и глину через?Ô?Ë?Õ?Ñ и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него?Ú?Ã?Ô?Õ?Ë?Ú?Í?Ë песка и глины и почему. Рассм. песочные часы и?Ö?Õ?Ñ?Ú?Ð?â?á?Õ можно ли сделать глиняные часы (нет, частички?Æ?Î?Ë?Ð?Þ плохо сыпятся, прилипают друг к другу) . В закл. самост. игры с песочной мельницей. П Е Р С П Е К Т И В Н О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е П О Э К С П Е Р И М Е Н Т И Р О В А Н И Ю Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности на апрель Тема Задачи Материал Краткое содержание 1 неделя: Бумага, её качества и свойства Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитыва - ющая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, бумажные?Í?Ñ?Ó?Ã?Ä?Î?Ë?Í?Ë?á? ?Ô?Ò?Ë?Ó?Õ?Ñ?Å?Í?Ã?á спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети рассматривают бумагу, воспитатель побуждает их к выделению качественных характеристик материала, ?Ê?Ã?Ç?Ã?Å?Ã?â вопросы о том, какая это бумага; как?Ñ?Ò?Ó?È?Ç?È?Î?Ë?Õ?ß?á гладкая она или шершавая, толстая или?Õ?Ñ?Ð?Í?Ã?â . Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают?È?é?á отвечая на вопросы. Затем воспит. предлагает смять?Î?Ë?Ô?Õ бумаги (мнется) ; разорвать его на несколько?Í?Ö?Ô?Ñ?Ú?Í?Ñ?Å (рвется) ; потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно материал непрочный) ; разрезать лист ножницами (режется?Ø?Ñ?Ó?Ñ?Û?Ñ?? ; положить бумагу в ёмкость с водой (намокает) . Воспит. демонстрирует горение бумаги, используя?Ô?Ò?Ë?Ó?Õ?Ñ?Å?Í?Ö и спички. В конце занятия дети вместе с?Å?Ñ?Ô?Ò?Ë?Õ . составляют алгоритм описания свойств?Ï?Ã?Õ?È?Ó?Ë?Ã?Î?Ã . В заключении предложить попускать?Ä?Ö?Ï?Ã?É?Ð?Þ?È кораблики в тазике с водой (самостоятельная работа) . 2 неделя: Древесина, её качества и свойства Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ёе качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, деревянные шарики и игрушки, алгоритм описания свойств материала. Воспит. показывает несколько деревянных предметов и?Ô?Ò?Ó?Ã?Û?Ë?Å?Ã?È?Õ у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого?Í?Ã?É?Ç?Þ?Ì ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает?Ë?Ø?á делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не?Õ?Ñ?Ð?È?Õ?? ; пробует переломить его (не получается – значит, ?Ò?Ó?Ñ?Ú?Ð?Þ?Ì?? ; роняет на пол (не бьется) . Воспит. вырезает из?Ä?Ó?Ö?Ô?Í?Ã небольшую фигурку и акцентирует внимание?Ç?È?Õ?È?Ì на приложение больших усилий для выполнения?à?Õ?Ñ?Ì работы. Демонстрирует горение древесины, вместе?Ô детьми составляет алгоритм описания свойств?Ï?Ã?Õ?È?Ó?Ë?Ã?Î?Ã . В качестве самостоятельной работы?Ò?Ó?È?Ç?Î?Ñ?É?Ë?Õ?ß попускать деревянные брусочки и дере - вянные шарики, деревянные игрушки в тазиках с водой. Тема Задачи Материал Краткое содержание 3 неделя: Ткань, её качества и свойства Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух - трех цветов, ?Ð?Ñ?É?Ð?Ë?Ù?Þ?á??Ô?Ò?Ë?Ó?Õ?Ñ?Å?Í?Ã?á? ?Ô?Ò?Ë?Ú?Í?Ë?á??é?Ï?Í?Ñ?Ô?Õ?Ë??Ô? ?Å?Ñ?Ç?Ñ?Ì?á??Ã?Î?Æ?Ñ?Ó?Ë?Õ?Ï? ?Ñ?Ò?Ë?Ô?Ã?Ð?Ë?â??Ô?Å?Ñ?Ì?Ô?Õ?Å? ?Ï?Ã?Õ?È?Ó?Ë?Ã?Î?Ã?ä Дети играют с куклами, одетыми в платья из х /б?Õ?Í?Ã?Ð?Ë . Воспитатель предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что?Ñ?Ð?Ë ещё знают об этом материале. Предлагает?Ñ?Ò?Ó?È?Ç?È?Î?Ë?Õ?ß качества и свойства ткани. Каждый?Ó?È?Ä?È?Ð?Ñ?Í берет кусок ткани понравившегося?Ù?Å?È?Õ?Ã?á ощупывает его, выявляет структуру?Ò?Ñ?Å?È?Ó?Ø?Ð?Ñ?Ô?Õ?Ë и толщину. Мнет ткань в руках???Ï?Ð?È?Õ?Ô?â???á тянет за два противоположных края???Õ?â?Ð?È?Õ?Ô?â?? ; разрезает кусок на две части ножни - цами (режется) ; опускает кусок ткани в ёмкость с водой (намокает) ; сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань?Ô?Ñ?Ø?Ó?Ã?Ð?â?È?Õ целостность лучше, чем бумага) . Воспит. демонстрирует, как горит ткань и рвется?Ò?Ó?Ë сильном натяжении. Вместе с детьми состав - ляет алгоритм описания свойств материала. 4 неделя: Глина, её качества и свойства Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, ёмкости, алгоритм описания свойств материала. Воспитатель организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания её детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой?Ï?Ã?Õ?È?Ó?Ë?Ã?Î был при этом использован; что ещё ?Ç?È?Õ?Ë хотели бы узнать о нём. Затем предлагает?Ë?Ï подставки с лежащими на них кусочками?Æ?Î?Ë?Ð?Þ и спрашивает, что можно из них вылепить?Ë почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, ?Ò?Î?Ã?Ô?Õ?Ë?Ú?Ð?Ã?â?á её можно мять: из шара сделать?Î?È?Ò?È?Û?Í?Ö и т. д.) . Кладут небольшой кусочек?Æ?Î?Ë?Ð?Þ в ёмкость с водой и наблюдают за её ?Ó?Ã?Ê?Ï?Ñ?Í?Ã?Ð?Ë?È?Ï . Воспитатель демонстрирует, как?Æ?Î?Ë?Ð?â?Ð?Ã?â игрушка легко разбивается. Вместе с?Ç?È?Õ?ß?Ï?Ë составляет алгоритм описания свойств?Ï?Ã?Õ?È?Ó?Ë?Ã?Î?Ã . Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности на апрель 3 этап – практический Цель третьего этапа: Стимулировать практическое использование детьми полученных знаний, закрепить интерес к поисково - познавательной деятельности. Проведение заключительного мониторинга. Практическое задание планируется в форме длительной игры: «Мы – исследователи». В ходе игры дети создают вместе с родителями и воспитателем книжки - истории для оформления комнаты экспериментирования: «Откуда стул пришёл?» «Как появилось платье?» «Как родилась глиняная игрушка?» Создавалась исследовательско - творческая ситуация: Перед детьми ставилась задача исследовать как появился стул и создать с родителями небольшую книжку под названием «Откуда стул пришел?» Воспитателем было проведено подготовительное к работе занятие «Знакомство с деревом». Рассматривались с беседой иллюстрации книг о деревьях, о мебели, о профессиях плотника, столяра. По аналогии проводилась работа с созданием книжек - малышек: «Как появилось платье?», «Как родилась глиняная игрушка?». К работе активно привлекались родители (делали подборку картинок, иллюстрации и непосредственно делали вместе с детьми книжку). В конце проекта была организована выставка книжек - малышек под названием «Мы – исследователи». Занятие: «Знакомство с деревом (как материалом)» Цели: знакомить со свойствами дерева (твердость, прочность, мягкость) и структурой его поверхности (гладкая, шероховатая); воспитывать бережное отношение к деревьям и лесу. Подготовительная работа: подготовка выставки деревянных предметов, чтение стихотворения С. Маршака «Праздник леса», экскурсия в парк – рассматривание стволов разных деревьев (березы, осины, дуба, клена и т. д.) . Оборудование: иллюстративный материал, выставка деревянных предметов. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Его зимой и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дети отгадывают - дерево.) Вы правильно отгадали. Назовите, какие деревья вы знаете. Посмотрите внимательно на нашу группу. Какие деревянные предметы нас окружают? (Дети перечисляют.) Воспитатель сопровождает рассказ иллюстративным материалом. В старину дерево было самым распространенным и удобным в работе материалом. Из него строили дома, делали мебель, посуду, деревянные игрушки - забавы для малышей. Из коры деревьев плели корзины, лапти. И всё это благодаря свойствам дерева. Давайте разберёмся, какими свойствами обладает дерево, древесина. Как вы думаете, древесина – прочный материал? (Дети. Да.) Воспитатель. Раньше строили дома и храмы (показывает иллюстрацию) без единого гвоздя, и дома эти стоят до сих пор. Посмотрите на эти игрушки (показывает богородскую игрушку), как аккуратно они вырезаны из дерева. Как вы думаете, почему у мастера получились такие удивительные игрушки, которые так похожи на настоящих зверей и птиц? (Дети отвечают.) Дерево – мягкий, удобный в обработке материал и этим свойством пользуются резчики по дереву. Что можно сказать о твердости древесины? (Дети. Дерево твердое) . Физкультминутка (дети декламируют стихотворение, выполняя движения) . Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Воспитатель. Про лес говорили: лес поит, кормит и одевает. Объясните, почему так говорили? Дети обосновывают свой ответ. Воспитатель уточняет знания детей. Предлагает сделать книжку - малышку «Откуда стул пришел?» . Основные итоги и выводы (за 2012 г.) : Проведенная работа подтвердила выдвинутое предположение о возможности повышения интереса к исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Дети на начальном этапе проекта показывали ситуативный интерес к исследовательской деятельности, слабые знания о свойствах и качествах предметов и материалов. Причиной этому являлось то, что внимание детей не привлекали к экспериментированию с бумагой, тканью, деревом, глиной и др. материалами. В основном в силу возраста (3 года) дети имели опыт взаимодействия с водой, песком, снегом. Следствием этого стало то, что навыки в познавательной деятельности у детей были недостаточно развиты (дети не использовали разные способы обследования предметов), представления об окружающем мире были скудными. Результаты реализации проекта показали, что под влиянием разработанной системы педагогических воздействий интерес к исследовательской деятельности значительно возрос. В ходе развивающей работы знания и представления детей об окружающем предметном мире обогащались в дидактических играх и занятиях по экспериментированию. Кроме того, формировалось эмоционально - личностное отношение к окружающему миру и желание продолжать исследовать предметы и явления, этому способствовало обыгрывание информации подаваемой детям, обсуждение с детьми увиденного. Дети научились делать простейшие обобщения, в связи с тем, что воспитатель формировал у них представление о разных способах обследования предметов. Особенно важным представляется, что значительно возрос интерес детей к исследовательской деятельности, у многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность от результатов продуктивной и познавательской деятельности. Список литературы: 1. О. В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Из - во «ТЦ Сфера» , Москва, 2002 г. 2. Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3 - 5 лет» Из - во «ТЦ Сфера», Москва, 2011 г. 3. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» Из - во «Мозаика – Синтез», Москва, 2009 г. 4. М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир» Из - во «Детство – Пресс», СПб, 2003 г. 5. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Из - во «Просвещение», Москва, 1978 г. 6. М.Васильева, В.Гербова, Т.Комарова «Диагностические задания по «Программе воспитания и обучения в д \ с «Детство» Из - во «Мозаика – Синтез», Москва, 2006 г. 7. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Из - во «Мозаика – Синтез», Москва, 2009 г. Приложение (практический материал) Дидактические игры по экспериментированию Изготовление цветных льдинок (опыты с водой) Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Игровой материал: стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки. Ход игры. Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок. Игры с соломинкой (опыты с воздухом) Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Игровой материал: трубочки для коктейля, ёмкость с водой. Ход игры. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что - нибудь вдувают и выдувают) . Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули) . Воспитатель рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить) . Дидактические игры по экспериментированию Что в коробке? (опыты со светом) Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Игровой материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь) . Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее) . Воспитатель открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света. Что звучит? (опыты со звуком) Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Игровой материал: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, ёмкость с водой, стакан. Ход игры. За ширмой слышны различные звуки. Воспитатель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.) . Затем воспитатель убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой) . Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т. д.) . Занятие по знакомству с тканью «Одежда для куклы Тани» Цели: - Познакомить с разными видами тканей, их свойствами, фактурой поверхности. - Учить устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой материала, из которого он сделан. - Воспитывать бережное отношение к результатам труда. Подготовительная работа: Выставка образцов разных видов тканей, рассматривание детской одежды. Оборудование: дидактическая кукла, одетая в праздничную одежду (демонстрационная), образцы разных видов тканей (раздаточный материал). Ход занятия: Воспитатель. Ребята, для чего, по - вашему, нужна одежда? Дети. Помогает защититься от холода, не дает промокнуть в дождливый день, позволяет чувствовать себя нарядными и красивыми на празднике. Воспитатель. Из чего шьют одежду? Дети. Из ткани. Воспитатель. Мы всегда носим одинаковую одежду или разную? Дети. Разную. Воспитатель предлагает нескольким детям рассказать об одежде, которая на них надета. Воспитатель. Из какой ткани сшита ваша одежда? Найдите похожую ткань на своем столе. Что можно об этой ткани рассказать? Дети. Эта ткань тонкая, гладкая. Из неё шьют рубашки, блузки, платья – повседневную одежду. Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла кукла Таня. Что можно сказать о её одежде? Дети. Она очень красивая. У Тани шелковое платье с кружевными рукавами и воротником и золотыми пуговицами. Воспитатель. Похоже, наша Таня собралась на праздник. Посмотрите, как она нарядилась. Найдите на столе образцы ткани Таниного платья. Эта ткань очень нарядная, на ней изображен красивый узор. Из неё шьют праздничную одежду. После занятия нас ждет прогулка. На улице зима, холодно. Из какого материала должна быть наша одежда? Какими свойствами должна обладать ткань для зимней одежды? Подберите на столе материал для зимней одежды. Какой вы выберете? Дети. Плотный, теплый, толстый, ворсистый. Воспитатель. Выберите из имеющихся у вас образцов ткани материал, который вам больше всего понравился. Расскажите, какую одежду, для каких случаев можно из него сшить. Дети рассказывают. Воспитатель. Мы сегодня познакомились с разными видами ткани, из которой швеи и портные шьют одежду. Они выбирают ткань, учитывая назначение той вещи, которая будет сшита. Через несколько дней после этого занятия проводятся опыты с тканью (см. «Ткань, её качества и свойства » в планировании исследовательской деятельности на ноябрь) с целью расширения знаний о ткани, её качествах, свойствах, структуре. В закреплений полученных знаний и в целях развития интереса к исследовательской деятельности было дано задание детям совместно с родителями сделать книжку - малышку «Как появилось платье?» . Фотоматериалы Комната и уголок экспериментирования Игра с песочной мельницей. Игры с водой и корабликами. Игра «Ловись рыбка» с водой. Игры с воздухом «Вертушка». Лепка из соленого теста кренделей.

«Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

«Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:
Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).

«Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.
Воспитатель:
Надувайся пузырь.
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».
Игра повторяется 2-4 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала...
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры

1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

«Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) .

Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

«Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай
Сидел на стене.
Шалтай- болтай.
Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

«Холодно-тепло»

Задачи: развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Найди пару»

Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры

1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
ребенок выбирает предмет самостоятельно).
5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание
Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.
Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

«Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

«Молчанка»

Задачи: игра развивает речь и память с помощью стишков.
Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями,смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

МАРГАРИТА ТАУЛЬ
Подвижные игры во второй младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «РОСИНКА»

ВИЛЮЧИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

(2 младшая группа )

Инструктор по физическому воспитанию Тауль М. Н.

г. Вилючинск, 2016 г.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки» . Воспитатель изображает «автомобиль» . После слов воспитателя : «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками» . По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель : учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами :

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит : «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Снег идёт»

Цель : научить соотносить собственные действия с действиями участников игры ; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит : «На небе солнышко! Можно идти гулять» . Дети бегают по площадке. На сигнал : «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит : «Солнышко! Идите гулять» , и игра повторяется .

Подвижная игра «Самолёты»

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель : развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова :

А сейчас я посмотрю :

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются, когда воспитатель прекращает дуть.

Подвижная игра «Поезд»

Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель : развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем» . На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя» , второй – это дом , для всех остальных участников игры . Начинается игра, и дети выходят из дома со словами :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» .

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель : развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети, свободно группируясь , идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту :

По ровненькой дорожке, Идти шагом.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки :

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с

продвижением вперёд.

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! Присесть на корточки.

Подняться.

Стихотворение повторяется снова . После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п.

Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель : упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу» , дети – «цыплят» . Один ребёнок (постарше) «кошка» . «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит :

Квохчет курочка : «Ко-ко, не ходите далеко» .

Приближаясь к «кошке» , воспитатель говорит :

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами» , которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица» ) защищает «цыплят» , разводя руки в стороны, и говорит при этом : «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Цель : учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя : «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал : «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется .

Подвижная игра «Хоровод»

Цель : учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель : развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит :

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель : приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку» ). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст :

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).

Дети убегают на свои места.

Подвижная игра «Мороз Красный Нос»

Цель : развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Описание. Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова :

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат» . Дети разбегаются

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Цель : учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом» . На противоположной стороне площадки сидит большая «птица» . «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят» : «Ко-ко-ко-ко» . По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу : «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом» , убегая от большой «птицы» , воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Цель : развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Описание. Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка» . Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель) . «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую» . Проникая в «кладовую» , они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами» . Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

Подвижная игра «Мыши и кот»

Цель : приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках» . На противоположной стороне площадки сидит «кот» , роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза, а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей» . «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места) . Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе. Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках» , «кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок» . «Норками» , кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок» .

Подвижная игра «Гуси – гуси»

Цель : развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Описание. Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит : «Гуси, гуси» .

Дети : «Га, га, га» .

Ведущий : «Есть хотите?»

Дети : «Да, да, да» .

Ведущий : «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите» .

Дети бегут к противоположной стене (там их домик, а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель : научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Описание. Выбирается «собачка» , остальные дети - «вороны» .

Возле ёлочки зелёной дети прыгают,

Скачут, каркают вороны : «Кар! Кар! Кар!» , изображая ворону.

Тут собачка прибежала Дети убегают от

И ворон всех разогнала : «Ав! Ав! Ав!» «собачки» .

Игра повторяется 2-3 раза .

Подвижная игра «Такси»

Цель : приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках : один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир» . Дети бегают по площадке (дорожке) . Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

Предварительный просмотр:

МБДОУ с.Грачев Куст

Согласованно

Председатель М О

Бержбаева Я.В.___________

УТВЕРЖДАЮ Заведующая детским садом с.Грачёв Куст

Перелюбского

Муниципального района

Саратовской области

Шакалей Е.Н

Рабочая программа 2 младшей группы

Разработал воспитатель:

Байкова Т. Н.

Рассмотрено

Педагогическим советом

От «__»_______2012г

Протокол №_________

2013 год

Раздел 1.

Структура и содержание пояснительной записки к рабочей программе

Разделы рабочей программы

1) пояснительная записка;

2) организационные условия жизнедеятельности детей

4) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Возрастные особенности детей

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общ е ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию пр и водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместител я ми. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники огранич и ваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжет а ми. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разв и тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппл и кации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огран и чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятел ь ность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц во с приятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса-и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут з а помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкол ь ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе цел е направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выст у пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение м о тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное упра в ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи огран и чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые слове с ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зн а чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характ е ре выбираемых игрушек и сюжетов.

Характеристика контингента дошкольного возраста .

Во второй младшей группе (возраст от 3 до 4лет) детей, девочек, мальчиков

Относительно здоровых детей: , детей с патологиями:0

По группам здоровья: 1гр- чел.;2гр- чел.

Наиболее распространенными группами заболеваний являются: группа.

У детей 2младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеют соответствующими возрасту основными движениями.

Сформирована потребность в двигательной активности: проявляют п о ложительные эмоции при физической активности, в самостоятельной дв и гательной деятельности.

Проявляют интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.

Пользуются физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя).

Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элеме н тарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

Интересуются собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

Интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.

Задают вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.

Любят слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

Участвуют в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Активны при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.

Пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку.

Проявляют интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.

Умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отнош е нию к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, пытаются с выраж е нием читать наизусть потешки и небольшие стихотворения,

Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объе к тов природы (растения, животные), испытывают чувство радости; пытаются в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту муз ы кальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.

Пытаются отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности

Умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками

Умеют объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; пр о являют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолж и тельной совместной игре.

Умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Могут в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взросл о му, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.

Обращаются к воспитателю по имени и отчеству.

Имеют положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с ра с тениями и животными; отрицательно реагируют на явные нарушения усв о енных им правил.

Умеют действовать совместно в подвижных играх и физических упра ж нениях, согласовывать движения. Готовы соблюдать элементарные правила в совместных играх.

Могут общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляют доброж е лательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеют опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимают, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Соблюдают правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорят «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Знают, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

После объяснения понимают поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков.

Стремятся самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляют желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способны самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).

Могут самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Используют разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

Способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями , делать простейшие обобщения.

Проявляют желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Умеют занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

Имеют первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерныепредставления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).

Называют членов своей семьи, их имена. Знают название родного города (поселка).

Знакомы с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

Имеют простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Способены самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.

В случае проблемной ситуации обращаются за помощью.

Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познав а тельных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

В диалоге с педагогом умеют услышать и понять заданный вопрос, не перебивают говорящего взрослого.

Проявляют интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Пример расчета общего объема программы

(в группе с 10.5 часовым пребыванием)

Возрастная группа –2 младшая, 3-4 года

Время, необходимое на реализацию программы, составляет 70% от времени пребывания ребенка в ДОУ: 7,25 часов

Составляет 80% от времени, необходимого на реализацию программы: 5,6 часа

Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса, составляет 28,08% от времени, необходимого на реализацию программы: 1,05 часа

В объем о бразовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность) входит время:

Утренняя гимнастика: 5 мин

Организованная интегрированная и (или) продуктивные виды детской деятельности: 45 мин.

Чтение художественной литературы: 15 мин

Итого: 65 мин, что составляет 14,60 % от общего объема Программы

Самостоятельная деятельность детей: 3 часа10, что составляет 42,69 % от общего объема Программы

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

2 часа 50 мин, что составляет 38,20%

Взаимодействие с родителями по реализации Программы: 40 мин, что составляет 8,98%

Структурные компоненты Программы

Объем Программы, час, мин, %,

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность – НОД)

Объем обязательной части Программы

45 мин

10,11 %

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов

Объем обязательной части Программы

2 часа 50 мин(170)

38,20 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Самостоятельная деятельность детей

Объем обязательной части Программы

3 часа10 (190 мин)

42,69 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы

Объем обязательной части Программы

40 мин

8,98 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Итого

7,25 часов

100 %

Объем обязательной части Программы

5,6 часа (5 часов 36 мин)

80 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

20 %

1,4 часа (1 час 24 мин)


Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...