Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Познавательные занятия в детском саду. Конспект занятия Тема: «Наш любимый детский сад

Современное общество повышает требования к уровню профессионализма педагога. Это вызвано тем, что возрастает ценность качественного образования и развития личности. Каждый воспитатель, педагог, осознанно выбравший свою профессию, должен стремиться соответствовать новым запросам общества, повышать мастерство преподавания, осваивать современные технологии. Проведение открытых занятий, участие в обмене опытом и профессиональных конкурсах, аттестация на более высокую категорию - всё это пути саморазвития в стремлении стать хорошим воспитателем и педагогом.

Теоретические основы проведения открытого занятия в старшей группе детского сада

Открытое занятие - это занятие, на котором присутствуют посторонние люди. Такие уроки проводятся с целью обмена опыта воспитателями детских учреждений образования и входят в систему работы методических объединений. Если мероприятие проводится в рамках одного образовательного учреждения, то посещают урок коллеги, администрация данного учреждения, могут быть представители родительского комитета. Если же открытое занятие проводится на районном уровне, то количество гостей может быть значительно больше.

На открытом занятии педагог демонстрирует своё мастерство и методы преподавания

С другой стороны, для детей, участвующих в открытом занятии, это урок, входящий в общее планирование работы группы. По времени проведения и объёму преподносимого материала это занятие не должно отличаться от обычного. Воспитанники старшей группы (5–6 лет) уже обладают достаточной самостоятельностью, у них сформировалась усидчивость, они умеют логически мыслить. Предпочтительной формой проведения занятия по-прежнему является игровая либо включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольникам легче получать знания и закреплять их на практике.

Открытое занятие характеризуется частой сменой видов деятельности детей. Различные виды упражнений, заданий, игры, загадки и физкультурные паузы должны перемежаться между собой.

Виды открытых занятий для воспитанников старшей группы

Выбирая тему открытого мероприятия, педагог стремится максимально раскрыть новизну и особенности конкретной темы. Можно организовывать занятия с использованием инновационных методов и приёмов обучения (например, использование мультимедийной техники, применение логоритмики, проведение фитбол-гимнастики) или наполнить урок необычным содержанием (разработать занятие по здоровому образу жизни, нравственному воспитанию детей).

Открытое занятие с квадратом Воскобовича поможет ребятам развить логическое мышление

Таблица: виды открытых занятий в ДОУ

Направленность занятия Примеры
Музыкальное занятие
  • Садыкова Лилия «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» .
  • Толстогузова Александра «Путешествие в страну музыкальных инструментов» .
Патриотическое воспитание
  • Нагайская Анна «Я люблю тебя, Россия» .
  • Латышева Ксения «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша» .
Популяризация здорового образа жизни
  • Гаврилова Татьяна «Путешествие в страну «Здоровей-ка» .
Развитие логики
  • Егорова Ирина «Путешествие на лесную полянку» .
  • Коломиец Любовь «Путешествие в страну Логику» .
Занятия с применением ИКТ
  • Открытое занятие по математике с использованием ИКТ «Путешествие по сказке» .
  • Какаулина Наталья «Конспект НОД с применением ИКТ Образовательная область «Познание». ФЭМП» .
Бисероплетение
  • Воронцова Татьяна «Бабочка-красавица» .
  • Воробьёва Людмила «Разноцветные фантазии» .
Психологическое занятие
  • Косенко Людмила «Сказочное путешествие в волшебный мир Эмоций» .
  • Занятие психолога в старшей группе .
Логоритмика
  • Зайнуллина Зульфия «Ах ты, зимушка-зима, закружила, замела» .
  • Каримова Эльмира «Конспект занятия по логоритмике в старшей группе» .
Хореография
  • Шматова Виктория «Путешествие по танцевальным станциям» .
  • Каюмова Галина «В поисках сокровища» .
Активная работа по физической культуре
  • Нольфина Елена Прогулка по сказочному лесу» (с использованием психогимнастики и круговой тренировки).
Фитбол-гимнастика
  • Малкова Елена «Соревнование прыгунов» .
Занятие по этикету
  • Захарова Татьяна «Путешествие по острову Вежливости» .
  • Сатарина Г.Н. «Знакомство с ножом как столовым прибором» .
Театрализованная деятельность Протопопова Мария «Учимся быть артистами» .

Видео: занятие по театрализованной деятельности в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=zAorm7GncIY Video can’t be loaded: Театрализованная постановка «Под грибом» Детский сад №173 (https://youtube.com/watch?v=zAorm7GncIY)

Видео: занятие по физической культуре для детей старшей группы с использованием мультимедийных технологий и модульного оборудования

https://youtube.com/watch?v=Sro9DLCdbAQ Video can’t be loaded: Занятие по физической культуре для детей старшей группы (https://youtube.com/watch?v=Sro9DLCdbAQ)

Индивидуальные задания на открытом уроке

Если в группе имеются дети, требующие индивидуального подхода: часто пропускающие занятия по каким-либо причинам, медленно работающие, излишне застенчивые, педагогически запущенные, необходимо это учесть при подготовке к занятию. Для таких воспитанников педагог разрабатывает задания с учётом особенностей их психофизического развития, соответствующие теме урока. При этом часть заданий выполняется вместе со всей группой, чтобы ребёнок не чувствовал оторванности от коллектива.

При необходимости педагог помогает отдельным воспитанникам выполнить задание

Индивидуальные задания могут подразумевать и предварительное заучивание стихотворений конкретными воспитанниками, а затем выступление на открытом занятии.

Приёмы повышения мотивации детей к занятию

Находясь в центре внимания незнакомых людей, старшие дошкольники, как и малыши, могут себя некомфортно чувствовать. При разработке занятия необходимо это учитывать, уделяя больше внимания стимулированию мотивации детей к выполнению заданий. Многое зависит от увлечённости темой самого педагога и умения создать на занятии рабочую атмосферу. Повышению мотивации воспитанников способствует формирование на уроке обстановки необычности, неожиданности, красочность оформления, использование сюжетно-ролевой игры, театрализация урока, пробуждение сопереживания детей героям сценария, создание ситуации соревнования как между командами, так и отдельными ребятами.

Для детей 5–6 лет важна оценка взрослым их действий, правильности выполненной работы. Это повышает самооценку ребёнка и повышает интерес к уроку. Есть несколько приёмов, которые применяются на практике:

  • Словесная похвала дошкольника.
  • Награда за правильный ответ: открытки, фишки, конфеты. При подведении итогов воспитатель это учитывает: «У кого 2 фишки (наименьшее количество) - поднимите руки, вы молодцы, хорошо работали; у кого 3 фишки - прекрасно справились с заданиями, у кого 4 - сегодня вы лучшие математики в нашей группе!».
  • Использовать значки «За правильное решение», «За быстрое решение», «За аккуратную работу» и т. п.
  • Организовать переходящий приз «Лучший ученик дня».

Всегда важен вводный этап занятия. Необходимо спланировать и провести его так, чтобы завладеть вниманием детей. Приход в группу сказочного персонажа всегда интригует ребят. Обычно эту роль играет кукла или яркий плакат, а может и сам педагог перевоплотиться в героя волшебной истории.

Можно начать занятие с интересной игры, что сразу привлечёт внимание всех воспитанников.

Такой плакат может выступить средством повышения мотивации дошкольников к занятию

Начать вводный этап занятия можно с демонстрации плаката. Хорошая идея - продемонстрировать ребятам наглядное пособие, состоящее из отдельных лепестков. Подобранные картинки должны быть яркими, понятными, запоминающимися, чтобы привлечь внимание детей. Конструкция пособия разрабатывается так, чтобы соответствовать структуре занятия. Подобный плакат станет опорой воспитателю во время проведения урока и поможет дошкольникам лучше усвоить новые знания.

Подготовка и проведение открытого занятия в старшей группе детского сада

Планирование открытого занятия начинается с выбора темы и постановки целей. Далее необходимо продумать логику организации занятия, взаимосвязь и последовательность отдельных частей урока, завершённость всех этапов и учёт времени, отведённых на их выполнение. Чётко продуманная структура урока, занимательный сюжет, отдельные составляющие урока пластично сменяются друг за другом - всё это гарантирует успех открытого занятия.

Продолжительность открытого занятия в старшей группе, как и обычного, составляет 25–30 минут, однако темп работы довольно высокий.

Автор Капустянская Л. В., методист, г. Павловск.
Выбор темы Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учётом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приёмы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
Формулирование методической цели Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приёмов и форм организации.
Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
  • методика использования персонального компьютера в решении практических задач;
  • методика организации самостоятельной работы воспитанников;
  • активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом;
  • методика использования … (указывается конкретный приём, технология) в процессе изложения нового материала.
Изучение литературы При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др. Всё это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
Материально-техническое оснащение Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО, продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на цель занятия.

Примеры тем открытых занятий в старшей группе

В качестве помощи молодым воспитателям предлагаем список тем, подходящих для открытого мероприятия в старшей группе:


Какой бы ни была направленность занятия, в середине урока обязательно должна проводиться динамическая пауза или физкультминутка, которая по своему содержанию соответствует заявленной теме.

Таблица: временной план занятия

Название этапа Длительность Содержание Примечание
Организационный 2 минуты Приветствие, организация рабочего места группы.
Вводный 3–5 минут Объявление темы и цели занятия. Мотивация детей к участию в уроке.
Основной 20 минут Может включать теоретические и практические задания. Мотивация детей для каждого занятия. Учитываются здоровьесберегающие методики: техника безопасности при проведении практической работы, смена деятельности, физкультминутка.
Заключительный 2–3 минуты Подведение итогов, анализ результатов. Упражнение на релаксацию.

Таблица: конспект открытого занятия по формированию математических представлений в старшей группе (фрагмент)

Автор Григорьева О. И., воспитатель МК ДОУ Д/с «Сказка», с. Карымск, Иркутская область.
Название «Пять ключей»
Цель Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.
Задачи
  • Образовательная:
    • формировать знания о цифрах от 1 до 5;
    • знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);
    • умение ориентироваться на листе бумаги;
    • развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
  • Развивающая:
    • развивать интересы детей,
    • логическое мышление,
    • любознательность.
  • Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
Демонстрационный материал
  • Сундучок,
  • 5 ключей,
  • небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой,
  • голубая ткань, натянутая на обруч (озеро),
  • 5 рыбок с цифрами от 1 до 5,
  • телефон.
Раздаточный материал
  • Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник),
  • пазлы с героями мультфильмов.
Методические приёмы
  • Игровая ситуация,
  • постановка проблемы,
  • беседа-диалог,
  • речевые игры,
  • подвижная игра «Купим мы с бабушкой»,
  • конструктивная деятельность,
  • эксперимент с водой в баночке (чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь, после встряхивания закрытой баночки в ней появится цветная вода).
  • анализ,
  • показ картинок к заданиям с помощью ИКТ,
  • подведение итогов.
Организационный этап Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
В.: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? (Да). Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются).
Вводный этап В.: Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя - Доктор Айболит.
Айболит рассказывает ребятам, что пираты отобрали у него волшебную воду. Чтобы найти её, детям нужно выполнить 5 заданий. Получив 5 ключей от рыбок, ребята откроют сундук с волшебной водой. <…>
Игра «Части суток» («Закончи предложение»).
  • Спим мы ночью, а делаем зарядку… (Утром).
  • Завтракаем мы утром, а обедаем… (Днём).
  • Обедаем мы днём, а ужинаем… (Вечером).
  • Ужинаем мы вечером, а спим… (Ночью). <…>
Основной этап В.: Отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т. д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики, и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
  • Яблоко, груша, слива, лимон - … (Фрукты).
  • Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (Мебель).
  • Собака, кошка, корова, коза - … (Домашние животные).
  • Папа, мама, бабушка, дедушка - … (Родственники, семья).
  • Кубик, кукла, машина, мячик - … (Игрушки).
  • Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (Обувь).
  • Пчела, стрекоза, муха, жук - … (Насекомые).
  • Самолёт, вертолёт, ракета - … (Воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?». <…>
В.: Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. (Дети садятся полукругом возле проектора).
Игра «Описываем животное».
В.: Если отгадаете животное, то оно появится на экране.

  • У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом. (Заяц).
  • Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков. (Ёж).
  • Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину. (Медведь).
  • Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев. (Лиса).
  • Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове. (Волк).
  • Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки. (Белка).

В.: Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Третья рыбка предлагает нам просто отдохнуть.
Игра «Купим мы с бабушкой».
В.: Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
Игра «Что где находится?».
Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить на альбомном листе геометрические фигуры в соответствии со схемой.

  • В середине - кружок.
  • В правом верхнем углу - квадрат.
  • В левом нижнем углу - шестиугольник.
  • В правом нижнем углу - треугольник.
  • В левом верхнем углу - прямоугольник.

В.: Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
Задание «Собери героев знакомых мультфильмов с помощью пазлов».
Дети собирают пазлы и называют мультфильм. (Играет музыка).
В.: Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору. Заходит Айболит.

Заключительный этап Айболит: У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
В.: По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит: А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины.
Воспитатель и дети: Спасибо. До свидания!

По тому, как воспитатель выполняет свою работу, каких добивается результатов, определяется его профессиональный статус. Обучение, постоянное совершенствование на пути к высшему профессионализму для него - один из способов самореализации, источник внутреннего удовлетворения. Невозможно воспитывать и развивать детей, если педагог сам стоит на месте, ведь современный мир очень быстро меняется.

Тема занятия: «Развитие психических процессов, моторики и общеучебных умений у дошкольников ».

Цель: развивать внимание, восприятие, память, мышление, самоконтроль, произвольность поведения и познавательных процессов, формировать умение подчиняться правилам, готовить руку к освоению навыка письма.

Задачи:

  • организовать игровую деятельность детей, способствующую развитию внимания, восприятия, памяти, абстрактно-логического мышления, моторики;
  • продолжить формирование умений подчиняться правилам и самоконтроля в процессе игровой деятельности и в деловом общении;
  • научить анализировать элементарную схему, запоминать текст с помощью символьного изображения сюжета;
  • выучить новое релаксационное упражнение, научить детей расслаблять мышцы шеи.

Понятия, с которыми познакомятся дети в процессе занятия:

  • простой, быстрый рисунок;
  • части тела;
  • величина (размер);
  • напряжение и расслабление мышц.

Знакомые детям понятия, которые закрепляются на занятии:

  • человек, животные, растения;
  • общее, похожее, отличное;
  • цвет;
  • форма;
  • правила игры, выполнение правил;
  • усталость;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнение для расслабления.

План занятия:

  1. Вводно-мотивационная часть (1 мин.)
  2. Основная часть:

1)Знакомство с символьным изображением (8 мин.)

2)Повторение выученного стихотворения (2 мин.)

3)Обучение запоминанию с помощью символьной зарисовки текста (10 мин.)

4)Пальчиковая гимнастика, разминка (2 мин.)

5)Тренировка умения анализировать, находить отличительные признаки предметов, запоминать при помощи символьного изображения (8 мин.)

3. Заключительная часть: рефлексия, релаксация (4 мин.)

Оборудование: дидактический и раздаточный материал перечислен в описании игр.

Ход занятия.

  1. Вводно-мотивационная часть.

Педагог настраивает детей на активную работу, просит детей вспомнить о правилах поведения на занятии, мотивирует быть внимательными и соблюдать правила игр.

2. Основная часть.

1. Игра "Пляшущие человечки".

Цель : развитие внимания, восприятия поз и крупных движений тела, формирование умений подчиняться правилам, самоконтроля, анализа элементарной схемы – символьного изображения.

Материал : карточки (А-4) со схематичными изображениями поз и движений человека, магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки.

Ход игры . Педагог показывает первую карточку и спрашивает у детей: «Как вы думаете, что здесь нарисовано?» Если дети догадались, что это человечек, педагог спрашивает: «А почему вы решили, что это не собака, а человек?» Далее с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что «простой, быстрый рисунок» – это упрощенное изображение предмета или явления, на котором отражаются основные отличительные черты. Для восприятия детьми логики изображения на схеме крупных движений человека педагог показывает позу, которая изображена на схеме, просит детей принять такую же. Далее педагог показывает карточки, а дети принимают позы (если дети затрудняются, то педагог показывает сам) . После того, как дети определили соответствующие рисункам позы и движения, педагог предлагает им изобразить "пляшущих человечков": дети будут выполнять движения, которые показаны на схемах. Затем под музыку педагог быстро меняет карточки со схемами, а дети выполняют танец.

2.Повторение выученного на прошлом занятии стихотворения.

Педагог напоминает, что стихотворение дети учили при помощи рисунков, которые показывал педагог. Теперь педагог показывает рисунки, а дети вспоминают стихотворение:

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе к чаю кусок пирога.

3. Игра «Запишем сказку». (в процессе этой игры дети узнают, как можно легко запомнить текст с помощью схематичных изображений)

Цель: развитие умения запоминать текст с помощью схематичного изображения сюжета (образная память), моторики.

Материал: листы бумаги А-4 у каждого ребенка, карандаши, у педагога - сказка из четырех основных эпизодов.

Ход игры. Сначала педагог говорит детям о том, что не всегда бывает много времени для того, чтобы нарисовать такие картинки (в предыдущем стихотворении), тогда можно использовать простые рисунки, которые можно нарисовать очень быстро. Затем педагог рассказывает короткий рассказ (4 предложения) и показывает детям, как можно записать его с помощью схематичных рисунков на доске. Вместе с детьми прочитывает по рисункам на доске данный рассказ.

Педагог предлагает детям записать таким же образом сказку для того, чтобы лучше ее запомнить. При этом нужно выполнять правило: когда рисуешь схему - запоминать, что она обозначает. Затем педагог читает сказку из четырех основных эпизодов, а дети ее записывают. После того, как сказка записана, педагог вместе с детьми пересказывают сказку.

Примечание: в данном случае и для иллюстрации и для самостоятельной работы детей используются сказки с одними героями.

Сказка 1. Девочка Маша вышла из дома погулять. На улице Маша встретила свою подружку Лену. Вдруг начался дождь. Маша и Лена спрятались под деревом.

Сказка 2. Маша и Лена пошли в лес за грибами. В лесу они встретили зайку. Зайка подарил Маше гриб и Лене – гриб. Девочки принесли грибы домой.

  1. Пальчиковая гимнастика, разминка.

Упражнения для пальчиковой гимнастики: «Лодочки», «Божьи коровки»

Упражнения для разминки и развития крупных движений: «Мы топаем ногами…», «Я занятие в саду…»

4. Игра "Дома зверей".

Цель: развивать логическое мышление, восприятие формы, цвета, величины, зрительную память.

Материал: изображения пяти зверей, различающихся по величине (слон, медведь, тигр, заяц, еж), пять листов бумаги разной величины (22, 17, 13, 10, и 7 см), пять листов бумаги разного цвета и формы (соответствующие цвету и форме зверей) у каждого ребенка.

Ход игры. Педагог рассказывает сказку: "Жили-были звери, решили они построить себе дома. Но только каждый хотел себе такой дом, чтобы, посмотрев на него, каждый понял бы, чей это дом. Решили они построить себе дома такого цвета и такой формы, как они сами. Ребята, давайте расселим зверей по домикам так, чтобы по цвету и форме было понятно, где чей домик.... Пожили немного звери в этих домах, неудобно им. Решили, что их дома должны подходить им по размеру. Ребята, давайте поможем зверям найти домики, подходящие им по величине: самому большому - большой домик и т.д. ... Теперь наши звери довольны своими домами. Почему?» Дети должны сами или с помощью педагога сделать вывод, что для схематичного изображения можно использовать цвет, форму и размер, но чтобы звери могли жить в домах, они должны подходить именно по размеру. Затем педагог просит детей посмотреть очень внимательно на домики и собирает листы бумаги, а детям оставляет только зверей. Умение запоминать тренируется в следующем упражнении: педагог показывает схематичное изображение дома, а дети вспоминают, чей это дом и почему.

Примечание: когда дети расселяют зверей по домикам, педагог должен следить, чтобы все дети выполнили задание правильно. Если ребенок ошибается, необходимо задать ему вопрос: "Почему ты считаешь, что слон должен жить в этом доме? Кто больше: слон или медведь?"

3.Заключительная часть.

Рефлексия: педагог вместе с детьми вспоминают, чем они занимались на занятии, что нового узнали, чему научились, где и когда эти умения пригодятся.

Релаксация: упражнение для расслабления мышц шеи «Любопытная Варвара». Данное упражнение проводится два раза: первый раз с подробным объяснением и без слов, второй раз со словами и показом без объяснений.

Упражнение для снятия усталости «Штанга».

Упражнение для переключения детей с активной деятельности на отдых «Кто как кричит, кто как ходит»

Литература.

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма,двет , звук,- Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.

2. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия развития, 1997.-192с.

3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.

4.Матвеева Л.Г. и др. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке.~М.: ACT-ПРЕСС, 1999.-320с.

5. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль: Академия развития, 1997.-224с.

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Развитие умений, необходимых для успешного овладения навыком письма».

Цель: развитие моторики пальцев, кистей и крупных движений рук, координации движений рук и глаз и умения ориентироваться на образец.

Задачи: - организовать разнообразную деятельность дошкольников, способствующую развитию моторики, координации в системе «глаз-рука», умения ориентироваться на образец;

  • помочь детям приобрести уверенность в себе и доверие к своей руке, избавиться от страха, связанного с неумением рисовать;
  • научить детей использовать массажные, релаксационные упражнения и пальчиковые игры для развития силы и ловкости пальцев, развития ручной умелости.

Задачи индивидуальной работы:

  • продолжить обучение приемам расслабления в области плечевого пояса и мышц рук во время выполнения графических упражнений (Губанова Диана);
  • создавать ситуацию успеха (Буров Роберт, Переходнова Настя, Петросян Агамир);
  • продолжить работу по формированию правильной постановки пальцев и позы при рисовании (Силантьева Ира – леворукая).

Оборудование: доска, мел, магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки; раздаточный материал: карандаш, рисунок для штриховки, заготовка для паутинки, резиновая игрушка у каждого ребенка.

План:

1.Вводно-мотивационная часть (1 мин).

2.Основная часть:

1)разогревающий массаж рук, разучивание массажных движений, используемых при мытье и вытирании рук (3 мин);

2)графические упражнения: штриховка, паутинка (20 мин);

3)упражнения для развития ручной умелости: хватательные движения, силовые (сжимание, разжимание) (3 мин);

4)пальчиковая гимнастика под музыку (5 мин).

3.Заключительная часть: подведение итогов занятия, релаксация (2 мин).

Ход занятия.

1.Вводно-мотивационная часть.

Педагог напоминает детям, что занятие посвящено развитию силы и ловкости пальцев. Уточняются правила поведения на занятии.

2.Основная часть.

1.Разогревающий массаж рук (способствует созданию рабочего настроя).

Закрепление знаний: массаж при помощи карандаша.

Разучивание движений, используемых при мытье и вытирании рук.

2.Графические упражнения (развитие моторики, умения ориентироваться на образец, координации в системе «глаз-рука», умения подчиняться правилам).

Штриховка.

1. Закрепление знаний о способах закрашивания фигур, различных линиях.

2.Штриховка сложных форм по заданному образцу.

Паутинка. Рисование поперечных нитей паутинки на заготовленном листе с уже нарисованными продольными нитями.

3.Упражнения для развития ручной умелости:

  • ловим муху (хватательные движения);
  • ловим бабочку (махи руками);
  • сжимание и разжимание игрушки (силовые).

4.Пальчиковая гимнастика под музыку.

  • человек идет (пальцы);
  • волны (кисти).

3.Заключительная часть.

Рефлексия: педагог вместе с детьми вспоминают, чем они занимались на занятии, чему научились и где эти умения могут пригодиться.

Релаксация: расслабление рук и спины.

Литература.

1.С.И.Агеева. Обучение с увлечением. Учебная тетрадь.-М: Лайда, -1995.

2.С.Е.Гаврина и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия развития,-1997.-192с.

3.Готовим руку к школе. Альбом для детей 5-7лет.- Ярославль: Академия развития,-1996.

Предварительный просмотр:

Математика 1.

1.Число и цифра 1,2,3.

Рисуется на доске цифра под стихотворение.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

На доску крепятся рисунки. Задание: определить, на каком рисунке один предмет, на каком – два, на каком – три. По очереди дети выходят к доске и пишут под рисунками соответствующие цифры.

2.Знаки. На каком рисунке предметов больше, на каком меньше, на каком поровну. Каким знаком обозначим больше, меньше.

Вспоминаем знаки: =, =.

Работа со счетным материалом: установление равенства и неравенства на доске и рисование на листочках.

3.Знак +. Сложение.

Стихотворение с большими цифрами 1,1,2.

В задачнике жили один да один.

Пошли они драться один на один.

Но скоро один зачеркнул одного.

И вот не осталось от них ничего.

А если б дружили они меж собою,

То долго бы жили, и было б их двое.

Сложение в пределах 3.

4.Физкультминутка.

Две сестрицы – две руки,

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

5. Знак -. Вычитание.

Работа с геометрическими фигурами. Вычитание в пределах 3.

Рисование геометрических фигур на листе:

Прямоугольник, треугольник, три круга – получился светофор.

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет – проезда нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

Разукрасить светофор.

Повторение: чего больше, меньше, чего поровну.

6.Рефлексия.

Мы знаем числа и цифры 1,2,3. Чем отличаются цифры от чисел? Цифры – это знаки, которые мы пишем. Еще мы знаем знаки =, =, +, -, >,<.>

Число и цифра 4.

  1. Число и цифра 4.

На доске картинки с изображением 1, 2, 3, 4 предметов. Вопрос детям: о чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?

Четыре идет после трех, значит больше трех на 1. Стихотворение с изображением на доске цифр.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Дети находят в конвертах карточки с цифрами 1,2,3,4.

Чего есть по 4? Послушайте стихотворение.

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они – за две минуты.

2.Состав числа 4 из двух меньших.

На доске 4 кружка. Как можно разделить эти кружки на две группы?

Дети выходят к доске и делят на группы, подписывая цифры.

3. Знаки + и -.

Вспоминаем знаки + и – в стихотворении.

Я – плюс, и этим я горжусь.

Я для сложения гожусь.

Я добрый знак соединенья,

И в том мое предназначенье.

Я – минус, тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

Я роль свою лишь выполняю.

Если мы говорим прибавилось, то ставим знак +, если говорим уменьшилось, то знак -.

4.Состав числа 4, решение задач.

Решаем вместе задачу: На лугу летали 3 бабочки. К ним прилетела еще одна. Сколько бабочек на лугу? Записываем задачу.

Самостоятельная работа с задачами на сложение и вычитание в пределах 4. Дети работают одновременно с раздаточным материалом и карточками с цифрами и знаками.

Перед тобой - пятерка братьев,

Дома все они без платьев,

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

Шесть котят

Есть хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

Шиповник шипы свои выставил колкие.

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптечки нарвем.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Продолжите слово:

Ми-……... шу-……….. ши-………. ша-……….

Ма-……… шут-………. шап-……… шаш-………

Шу-……… шах-………. лан-………. мы-……….

ши-……… шко-……… шля-……… пше-……….


Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».

Вид занятия: Социально – личностное.

Тип занятия: Познавательное.

Тема занятия: «Секреты дружбы» (кружковая работа по социально-личностному развитию «Мир моих возможностей).

Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).

Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей 10-12 человек.

Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, проведение кружковой работы «Мир моих возможностей»; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.

Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников: объемный макет «искусственное дерево», макеты разноцветных конфет, карточки с буквами (друзья, дружба), сюжетные картинки к игре «Зашифрованные картинки», картинки с эмоциональным состоянием людей к упражнению «Мимика».

Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.

Задачи: Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;

Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;

Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.

Основные части занятия:

Вводная часть: Приветствие

— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»

— Упражнение «Улыбка»;

— Упражнение «Назови соседа ласково по имени».

Основная часть: Сюрпризный момент макет необычного дерева с разноцветными конфетами

— Словесная игра «Мир без друга»;

— Игра «Собери слово»;

— Упражнение «Продолжи пословицу»;

— Игра «Зашифрованные картинки»;

— Упражнение «Мимика»;

Заключительная часть: Подведение итогов

— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;

— Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»

Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия:

— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;

— Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Последующая работа:

— Проведение викторины «В дружбе наша сила»;

— Проведение занятий социально – личностного развития «Мир моих возможностей»;

— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.

— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки, спортивные праздники, тематические утренники, участие в районных и городских конкурсах).

Ход занятия

Вводная часть занятия:

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.

Социальный педагог: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?

Дети (хором): — Дружбе!

Социальный педагог: Верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!

Так с чего же начинается дружба?

Дети (хором): С улыбки!

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был «спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.

Дети выполняют.

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет дружбы».

Основная часть занятия:

Социальный педагог: (дети садятся на стульчики, образуя круг).

— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так, готовы?

(Социальный педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).

Ребенок:

— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: «Можно ли прожить без друга?»

Социальный педагог: — Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».

— Мир без друга был бы не интересным, потому что…

— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….

— Мир без друга был бы мрачным, потому что…

— Мир без друга был бы скучным, потому что…

Социальный педагог: — Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

Социальный педагог: Все молодцы! Проходим следующее испытание.

Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Нам необходимо собрать два слова из букв.

Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!

(На помощь приходит друг).

Дети собирают слова. Социальный педагог (проводит игру «Собери слово!»)

В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.

Социальный педагог: И с этим справились!

Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.

(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).

  • Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
  • Друзья познаются (в беде).
  • Не бросай друга (в несчастье).
  • Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
  • Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
  • Сам себя губит (кто других не любит).
  • Дружба и братство (дороже любого богатства).
  • Старый друг (лучше новых двух).
  • Дружба в делах (помощница).
  • Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
  • Дружбу помни (а зло забывай).
  • Новых друзей наживаю (а старых не забываю).

— « Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»

Социальный педагог: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Дети:

— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.

— Беречь дружеские отношения.

— Дружить искренне.

— Поддерживать друг друга.

— К друзьям относится с уважением.

— Помнить о своих друзьях.

Социальный педагог: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.

Социальный педагог проводит физкультминутку: Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку,

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри

(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Дружно делаем по счету.

(Наклоны вперед).

Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.

(Социальный педагог показывает сюжетные картинки).

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.

— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться к хорошему настроению.

(Социальный педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)

Дети выполняют упражнение «Мимика».

Социальный педагог: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» — хорошее настроение.

Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.

Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.

Заключительная часть занятия:

Социальный педагог: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?

(Дети называют). Подведение итогов занятия.

— Что для жизни нужно?

Дети (отвечают хором): Солнце!

— Что для дружбы нужно?

Дети (отвечают хором): Сердце!

— Что для сердца нужно?

Дети (отвечают хором): Счастье!

— Что для счастья нужно?

Дети (отвечают хором): Мир!

Ритуал прощания «Подари тюльпан другу».

Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).

Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).

Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)

Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.

Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.

Социальный педагог: — До свидания, ребята!

Список методической литературы, которая использовалась при подготовке конспекта занятия:

1.Акимова Г.Е. Занятия с ребенком от рождения до шести лет: Расту, играю, развиваюсь! Екатеринбург, «У-Фактория», 2006

2. Алябьева Е.А. Детский сад с любовью: игры для детей 4 -7 лет: развитие речи и воображения, Москва, «ТЦ – Сфера», 2009.

3.Гришечкина Н.В.Золотая коллекция игр – 150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

4.Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей от рождения до 7 лет, С- Пб., ООО «Сова», 2008.

5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва, «ВАКО», 2006.

7.Кузнецова А.Е. Азбука развития – 205 развивающих игр для детей 3 -7 лет, Москва, ООО «РИПОЛ КЛАССИК ДОМ», 2008.

8.Смирнова М.В. 2500: скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, ЗАО «ОЛМА – МЕДИА ГРУПП», 2009.

Задачи:

Физическое развитие: поддерживать желание выполнять движения и подвижные упражнения правильно и четко, учить получать удовольствие от двигательной активности.

Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.

Эмоционально-ценностное развитие: развивать эмоциональную чувствительность малышей; воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям; учить малышей ценить тех, кто любит их и заботится о них.

Познавательное развитие: Уточните понятие о категории людей, которые окружают ребенка; формировать умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой.

Речевое развитие : развивать навыки повествовательной речи, пополнять словарный запас антонимами, учить малышей выражать свое отношение к другим людям.

Художественно-эстетическое развитие: продолжить учить детей воспроизводить впечатления от общения с разными людьми во время игр; дифференцировать красивое и некрасивое в человеке; передавать в имитационных играх род занятий того или иного человека.

Креативное развитие: формировать умение корректировать свое поведение в зависимости от категории, настроения, физического состояния собеседника; соотносить его с реакцией различных взрослых; замечать в общении людей несложные для восприятия проблемы.

Ход занятия в детском саду:

В начале занятия воспитатель напоминает детям, что людей в мире живет очень много и среди них есть разные - родные, друзья, знакомые, а также чужие и незнакомые нам люди.

Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»

Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Воспитатель объясняет детям правило игры.

Тот, кто мяч поймал, - отвечает на вопрос.

Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.

Варианты вопросов для игры:

Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)

Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)

Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)

С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)

Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)

Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)

Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)

Все незнакомые-это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)

Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки...)

А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)

С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)

С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)

Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.

Логическая игра «Скажи наоборот»

Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.

Чужие - родные;

Незнакомые - знакомые;

Дети - взрослые;

Старые - молодые;

Братья - сестры;

Бабушка - дедушка;

Враги - друзья;

Равнодушные - заботливые;

Расстроенные - радостные.

Беседа воспитателя с детьми «Как следует вести себя с людьми»

Как вы думаете, стоит ли заводить разговор с папой, который очень занят или торопится? Приставать с просьбами к маме, которая заболела? Будить дедушку, чтобы он немедленно вас выслушал? Почему вы так думаете? (Заслушивают ответы-рассуждения нескольких желающих детей.)

А как общаться с совершенно незнакомыми людьми? Каждый день на улице мимо проходит множество людей. Конечно, большинство из них - хорошие, и для кого-то они также являются родными, близким и самыми дорогими. Но для вас они - чужие. И могут оказаться людьми злыми, нехорошими. Поэтому вести себя с незнакомыми следует осмотрительно. Если вам хочется обратиться к незнакомцу, сначала надо попросить об этом разрешения у мамы, папы или другого родного человека. Если они не будут возражать, тогда можно обратиться к незнакомцу.

А бывают случаи, когда разговор с незнакомым просто необходим - например, если вам нужно о чем-то спросить: адрес, время, или что-то другое, очень важное. Конечно, во время этого разговора следует вести себя сдержанно и вежливо. Ведь никому не нравятся собеседники грубые и невежливые.

Можно общаться с незнакомыми людьми? О чем следует помнить, когда общаешься с незнакомым или малознакомым человеком? (Воспитатель помогает детям дать правильные ответы.)

Обсуждение ситуации с детьми

Детям предлагается обсудить следующие ситуации.

Ситуация 1

Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. (Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)

Ситуация 2

Маленький Саша шел с бабушкой в ​​ магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? («Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).

Ситуация 3

Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)

Ситуация 4

Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)

Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»

Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.

Словесный материал для игры:

Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.

Подвижная игра «Что это за люди?»

Педагог показывает малышам подвижные действия, изображающие людей разного рода деятельности. Например: маму, которая качает младенца; дворника, который подметает двор; спортсмена, который занимается физкультурой; бабушку, которая идет, опираясь на палочку.

Задача малышей - отгадать, кого показывает взрослый, и как можно точнее повторить аналогичные движения.

Если дети затрудняются, можно им помочь подсказкой: «Это - дворник. Чем занимается он, что делает?»

Логическая игра «Подумай и сравни»

Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы.

Папа - взрослый. А мама? (Тоже взрослая.)

Моя бабушка - родная, а соседская? (Знакомая.)

Внучек маленький, а дедушка (Старенький.)

У девочки есть брат, а у братика? (Сестричка.)

Эта девочка - наша соседка, а мы ей кто? (Также соседи.)

На улице почти все - незнакомые, а в детском саду? (Все знакомые и друзья.)

Всем известно, что учить и развивать ребенка нужно с пеленок, т. е. с самого маленького возраста. Однако все же интереснее всего делать это с ребятами, которым уже исполнилось хотя бы 3-5 лет. Именно поэтому в данной статье хочется рассказать о том, как могут быть построены занятия в детском саду и какие тематики можно для этого выбрать.

В общем

Учить ребенка нужно всегда и всему - этот тезис ни у кого не вызовет сомнения. Однако лучше все это делать в комплексе, давая малышам как можно больше знаний, используя одну тематику. Именно поэтому хочется сказать, что наибольшей популярностью сегодня пользуются именно комплексные и интегрированные занятия в детском саду, которые призваны сразу же обучать ребенка нескольким важным аспектам жизни или же давать знания из разных областей жизнедеятельности. Тематика при этом может быть совершенно различной, однако всегда понятной и интересной карапузам.

О понятиях

Итак, что же такое в детском саду? Это обучение малышей, которое направлено на раскрытие целостной сущности данной темы при помощи различных видов деятельности. Комплексное же занятие схоже по своему предназначению, однако его целью является последовательное изучение нюансов одной тематики, что впоследствии складывается в одну большую новую картину знаний. Однако все же стоит обратить внимание на то, что положительный результат при данных занятиях будет достигнут только тогда, когда их структура будет четко продумана, а материал будет доступным для понимания ребенка определенного возраста.

Нюансы

Стоит сказать и о том, что комплексные и интегрированные занятия в детском саду не имеют возрастных рамок и ограничений, они доступны для работы как с ясельной группой, так и самой старшей, предшкольной. Если воспитатель сможет грамотно структурировать процесс проведения урока, детки любого возраста с удовольствием воспримут материал и в игровой форме получат новые для себя знания. Однако при планировании такого урока воспитателю важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Предварительно нужно основательно поработать с темой: из каждой сферы жизнедеятельности ребенка «извлечь» нюансы по заданной тематике.
  2. Обязательно нужно выявить и предоставить малышам связи между различными предметами, которые касаются одной темы.
  3. Нужно также уметь варьировать последовательность тем, если в этом есть необходимость.
  4. Важно также учитывать специфические нюансы в определенной тематике (бывает так, что некоторые моменты для отдельных малышей могут быть травмирующими).
  5. При планировке занятий обязательно нужно формулировать цель и ставить перед собой определенные задачи (это важно для анализа уже проведенного занятия).
  6. Ну и, конечно же, воспитатель должен смоделировать такую нагрузку для ребенка, чтобы она не была в тягость и не слишком утомляла малыша.

Как выбирать тему?

Совершенно разными могут быть темы занятий в детском саду. И чтобы с ними определиться, воспитатель должен просто хорошенько подумать о том, что же на данный момент актуально или же интересует малышей в наибольшей степени. Если это осень - можно изучать листья, если зима - выбрать новогоднюю тематику. Однако при этом выбранная тема может состоять как из одиночного понятия, т. е. названия определенного животного или товара, так и обобщенного, например, «лес» (что включает в себя - деревья, зверей и т. д.) или «магазин» (товары, покупатель-продавец, деньги, цена и т. д.).

Тема 1. Разнообразие листьев

Итак, чему же можно обучить малышей, изучая данную тематику. Первое - это геометрические формы. Листочки бывают с уголками, круглой, овальной формы. Проанализировать можно также толщину, обязательно - цвет. При этом можно рассказать ребенку о том, что существуют кустов, растений (разные виды флоры). Детям можно рассказать и о том, что есть растения-лекари, которые можно использовать прямо во время прогулки (например, подорожник при кровоточащей ране), а также растения-хищники, которые могут нанести вред здоровью. После можно сделать аппликацию из собранных на улице листочков или нарисовать рисунок понравившегося листика.

Тема 2. Елка

Как уже было выше сказано, развивающие занятия для детей могут быть и сезонными. Например, почему бы поближе к новому году не провести отличное интегрированное занятие под названием «Елка»? Так, тут в первую очередь нужно изучить форму, цвет данного растения, определить особые характеристики (запах, колючие иголки). При этом ребятам можно рассказать о том, что существуют разные виды хвойных деревьев - все это родственники елочки. Из практических занятий: можно сделать елку из трех конусов зеленой бумаги, можно ее нарисовать, вылепить. Обязательным будет экологический момент: «Почему грустят елки после Нового года».

Тема 3. Улитка

Какую еще тему можно выбрать для занятия в ДОУ? А почему бы не уделить внимание обыкновенной улитке? В первую очередь опять же идет рассмотрение ее интересной формы, определение цвета. Также тут можно рассказать ребятам о понятии скорости: улитка медленная, заяц быстрый. Практическое занятие: мелком на асфальте нарисовать улитку. Для деток старших детсадовских групп можно поиграть в игру по типу классиков, когда в улитке рисуют квадраты, по которым нужно допрыгать до центра, не наступив на рисованные полосочки.

Показательные занятия

Стоит сказать и о том, что открытые занятия в ДОУ - отличная идея показать на практике, насколько же актуальными и ценными являются интегрированные и комплексные уроки. Для этого можно продумать интереснейшую тему, которая на данный момент будет актуальной. Лучше, если занятия по определенной тематике будут проводиться в соответствующей атмосфере: изучение природы - на улице, физические упражнения - в спортивном зале и т. д. При этом стоит сказать о том, что обязательно во время проведения таких занятий (как простых, так и показательных) должен использоваться наглядный материал, который в полной мере будет иллюстрировать все сказанное воспитателем. Ведь стоит помнить о том, что дети воспринимают информацию с разных сторон: аудиально (слушают), визуально (видят), тактильно (трогают).

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....