Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Правильный уход за новорождённым ребёнком. Уход за недоношенным ребенком


Дети первого года.жизни.особенно, нуждаются в тщательном соблюдении режима дня. Наиболее важно следить за временем бодрствования, сна, частотой и временем кормления больного ребенка. Основные элементы режима дня детей различного возраста представлены на рис. 14.
У новорожденных и детей грудного возраста все па-тологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать все изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.
Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептика). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном кон-

¦ ¦ Ц сод Рис. 14. Основные элементы ре- м жима дня ребенка грудного воз раста.
бодрствование
троле и участии врача. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.
Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, четырехслойные маркированные маски и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.
При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные "браслета" (на_р_уку ребенку в родильном блоке повязы- ваю^Гбраслет", на котором указываются фамилия, имя и ОТ4^СЛВО_ матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и "медальена" (те же записи.на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития и отмечается, кроме того, время приема больного.
Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительный прирост которого требует серезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным химическим методом. В настоящее время используют также "Билитест", позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже по-лучить оперативную информацию об уровне гипербилиру- бинемии (повышении уровня билирубина в крови).
Уход за кожей и слизистыми оболочками. Уход осущест- вляется"!;"учетом состояния ребёнка. Он не должен причинять неприятных ощущений.
Моют новорожденных детей с детским мылом под тепл ЫЛ температура 36А5 - 37 *С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой, легкими промокательными движениями! Тампоном, смоченным растительным маслом, опрастывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью. Ежедневно, кроме туалета кожи, обрабатывают 70 % этиловым спиртом и прижигают 5 % раствором калия перманганате пуповинный остаток. После отпадения пуповины (4 -5-е сутки) пупочную ранкуТйгртяш^ают 3 % раствором пероксида водорода,. затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.
Утренний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.
Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазели-новым или растительным маслом и вращательными Движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0 -1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго прово-дить эту манипуляцию.
Категорически запрещается использовать плотные предметы, например палочки (спички) с накрученной ватой и т.п.
Туалет наружных слуховых проходов лроиаводят редко, их протирают сухими, ватными жгутиками.
Полость рта "здоровым детям не протирают,- так как слизистые оболочки легко травмируются.
Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.
По окончании периода новорожденности (3 - 4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4 - 5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры.
После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание производят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37 - 38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло ("Детское", "Тик-так" и др.).
Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.
После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для этой цели можно использовать также детский крем, специальные болтушки,

Рис. 15. Купание ребенка грудного возраста, а - положение при купании; б - обливание после купания.
косметические масла типа "Алиса", "Бэби Джонсон-и- Джонсон" и др.
Купание. Цервую гигиеническую ванну проводят новорожденному после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни). В течение первых
мес купают ежедневно, во втором полугодии - через день. Для купания необходимы ванночка (лучше эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.
ВЛщючку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.
Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5 - 37 °С, для детей второго полугодия - 36 - 36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно под-держивают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами (рис. 15, а). На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой (рис. 15, б). Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.
Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше "Детское". У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100 -150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну.
Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия - сидя.
Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из!/3 касторового масла и /з вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.
Правила пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2 - 3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну лег-кую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а, если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.
п_еЛиаНЫаИ™Ш3БОШ1Т перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи"-чаще Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5 - 1 % раствором хлорамина. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) производят в кровати.
При условии ежедневной стирки и кипячении белья для детей первых месяцев жизни предусматривается определенный комплект белья, который представлен ниже.
Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую - на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.
Комплект белья для детей первых месяцев жизни
Вид одежды Количество
на один день
Распашонка из белой хлопчатобумажной ткани 6 - 8
» » фланели 5 - 6
Пеленка тонкая из хлопчатобумажной ткани 20 - 24
размером 100x100 см
Пеленка теплая из фланели размером 100x100 см 8-15
Подгузник из марли размером 50x50 см 20 - 24
Памперсы 10 - 20
Косынка тонкая на голову 2 - 3
Пододеяльник 2 - 3
Одеяло байковое 2
» шерстяное 1
» ватное 1
Клеенка детская размером 100x100 см 1
» » » 30x30 см 1
При пеленанииребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник пЩещают на промежность" после чего ребенка заворачивают в тонкую пелёнку. Подкладывают полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30x30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом.
С 1-2-месячного возраста на время дневного "бодрствования” пеленки заменяют ползунками, с 2 - 3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распа-шонки надевают надгрудничек.
Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.
В 9-10мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пинетками). На рис. 16 представлена основная одежда детей первого года жизни.

Рис. 16. Одежда детей первого года жизни.
Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.
Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно продолжительное время.
Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. С первыми каплями молока (в первые 5 - 7 дней после рождения ребенка - это молозиво) новорожденный получает комплекс специфических и неспецифических защитных компонентов. Так, в частности, иммуноглобулины (1д) классов А, М, С обеспечивают передачу от матери ребенку факторов пассивного иммунитета. Уровень этих иммуноглобулинов особенно высок в молозиве.
Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикладывание даже в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5 - 8) до десятков (20 - 30) грамм полноценного в иммунологическом отношении белка. Например, 1дА в молозиве содержится от 2 до 19 г/л, 1дС - от 0,2 до 3,5 г/л, 1дМ - от 0,5 до 1,5 г/л. В зрелом молоке уровень иммуноглобулинов снижается, составляя в среднем 1 г/л, что тем не менее обеспечивает естественную защиту от различных патогенных микроорга-низмов.
Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди, в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными - это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.
С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного.
При кормлении ребенка грудью необходимо соблюдать определенные правила.
Перед кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.
Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются
Рис. 17. Кормление ре- бактерии из конечных отделов вы- бенка грудью в положе- водных железистых протоков.
нии сидя. 3 Принять удобное положение
для кормления: сидя, поставив левую ногу на скамеечку, если кормит из левой груди, и правую ногу - при кормлении из правой груди (рис. 17).
Необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал ртом не только сосок, но и околососковый кружок. Нос ребенка должен быть свободен, чтобы правильно дышать. Если затруднено носовое дыхание, то перед кормлением носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, или с помощью электроотсоса.
Продолжительность кормления не должна превышать 20 мин. В течение этого времени не следует давать ребенку засыпать.
Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду (в бутылочку с воронкой или стакан). Наиболее эффективный способ - отсасывание молока вакуумным аппаратом. При его отсутствии используют резиновую накладку, молокоотсос с резиновым баллончиком. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы.
При отсутствии молокоотсоса молоко сцеживают руками. Предварительно мать моет руки с мылом, насухо их вытирает. Большой и указательный палец кладут на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимают пальцы. Сосок трогать не следует.
В целях профилактики образования трещин и маце
рации сосков грудь по окончании кормления необходимо обмыть теплой водой и осушить чистой, тонкой полотняной пеленкой.
При грудном вскармливании ребенок сам регулирует количество необходимой ему пищи. Тем не менее, чтобы знать точное количество полученного им молока, необходимо систематически проводить так называемое контрольное кормление. Для этого ребенка как обычно пеленают перед кормлением, затем взвешивают (в пеленках), кормят, повторно взвешивают в той же одежде, не меняя пеленок. По разнице в массе судят о количестве высосанного молока. Контрольное кормление обязательно при недостаточной прибавке ребенка в массе и при заболевании.
Если ребенок высосал недостаточное количество молока, а также если он болен или болеет мать, то его кормят или докармливают сцеженным женским молоком. Хранить сцеженное молоко необходимо в холодильнике при температуре не выше 4 °С. В течение 3 - 6 ч после сцеживания и в случае правильного его хранения оно может быть использовано после подогрева до температуры 3 6 - 37 °С. При хранении в течение 6-12 ч молоко можно использовать только после пастеризации, а после 24 ч хранения его необходимо стерилизовать. Для этого бутылочку с молоком ставят в кастрюлю, нативают теплую воду несколько выше уровня молока в бутылочке; далее при пастеризации воду нагревают до температуры 65 - 75 °С и бутылочку с молоком выдерживают в ней в течение 30 мин, при стерилизации воду доводят до кипения и кипятят в течение 3 - 5 мин.
Бутылочки со сцеженным молоком хранят на сестринском посту в холодильнике вместе с молочными смесями. Каждая бутылочка должна иметь этикетку, на которой написано, что в ней содержится (грудное молоко, кефир и т.д.), дата приготовления, а на бутылочке со сцеженным молоком - час сцеживания и фамилия матери.
Необоснованное введение частичного питания через бутылочку (другой пищи и питья) нужно запрещать, поскольку это может отрицательно сказаться на грудном вскармливании. Кроме того, кормящие матери должны знать, что возвращение к грудному вскармливанию очень сложно.
Чрезвычайно трудная и ответственная задача - вскар-мливание недоношенных детей. Недоношенные дети, у ко-

Рис. 18. Кормление недоношенного ребенка через зонд.
торых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 18). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2 - 3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.
Смешанным называется вскармливание, при котором ребенок наряду с грудным молоком дополнительно получает искусственные молочные смеси.
Искусственным называется вскармливание ребенка на первом году жизни искусственными молочными смесями.
Для гигиенически безупречного кормления грудных детей используется специальная посуда: бутылочки из чистейшего и термоустойчивого стекла, соски из каучука и сел икона и быстрые стерилизаторы для них (рис. 19).
Кормление ребенка молочной смесью при смешанном и искусственном вскармливании преимущественно осу-

Рис. 19. Бутылочки для детского питания, соски, пустышки, термосы и стерилизаторы для бутылочек, щеточки для мытья
бутылочек.
ществляется через соску из бутылочки. Используют градуированные бутылочки вместимостью 2 00 - 250 мл (цена деления 10 мл). На бутылочку надевают соску с дырочкой. Дырочку в соске прокалывают иглой, прокаленной над

Рис. 20. Правильное (а) и неправильное (б) положение бутылочки при искусственном вскармливании.
пламенем. Отверстие в соске должно быть небольшим, чтобы при перевертывании бутылочки молоко вытекало каплями, а не лилось струей. Смесь или молоко следует давать ребенку подогретыми до температуры 3 7 - 4 0 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку "Для подогрева молока”. Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли горячая.
При кормлении детей адаптированными (приближенными по своему составу к материнскому молоку) молочными смесями типа "Детолакт", "Малютка", "Бона" последовательность подготовительных операций несколько иная. В простерилизованную бутылочку наливают кипяченую воду, мерной ложкой добавляют сухую молочную смесь и бутылочку встряхивают. Затем на бутылочку надевают чистую соску. После кормления бутылочку моют содой при помощи ерша.
При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что часто приводит к срыгиванию и рвоте (рис. 2 0) .
Ребенка держат на руках в таком же положении, как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой.
Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка. После кормления нужно тщательно обсушить кожу вокруг рта ребенка, малыша осторожно приподнять и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при

Рис. 21. Кормление "в подоле".
кормлении воздуха. Маме обычно рекомендуют использовать положение "кормление в подоле" (рис. 21). Предлагаемая поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника, а для родителей подобный способ представляет целый ряд удобств.
Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6 - 7 раз, до 5 мес - 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет -5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.
Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают на пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.
В необходимых случаях для замены грудного молока используют адаптированные сладкие молочные смеси, например "Малыш", "НАН", "Нутрилон", "Фрисолак", "Импресс", "Пиллти" и др., а также адаптированные кисломолочные смеси, такие как "АГУ", ацидофильная "Малютка", "Лактофидус" и др. Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении ("Алпрем", "Гумана-0"), при непереносимости молочного сахара (А1 -110, "Нутри- Соя"), поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее ("Алфаре", "Прособи", "Порта- ген", "Симилак-Изомил").
При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.
Уже на первом году жизни, начиная с 4 - 5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и тд. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специ-альным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на ^рудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.
На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.
Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала в проточной воде, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их вывертывают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10 -15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой "Чистые соски". Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бу-тылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой "Грязные соски".
Стерилизация бутылок производится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (5 0 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).
Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.
Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.
Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2 - 3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную кон-систенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом (грудной стул). Частота стула у новорожденных - 2 - 6 раз в сутки, у более старших детей - 2 - 4 раза в сутки.
Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3 - 4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскармливании стул наблюдается реже, 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.
Жидкий стул может быть при расстройствах пищеваре-ния; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.
Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу (лучше показывать испражнения). В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный), разжиженный

Рис. 22. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте.
стул, примесь слизи в стуле, примесь зелени в стуле, кровь в стуле, оформленный стул.
Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, если мягкая постель, высокая подушка, при неправильной позе ребенка на руках.
С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сги-бания головки, а также предупреждает срыгивание.
Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.
, При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению аэрации легких.
Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - головку и спину.
Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста обычно не представляет трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис.22, а) . Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, ис-

Рис. 23. Кувез закрытого типа.
пользуя для переноски ребенка только одну руку, вторую оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис.22,б, в) .
Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослаб-ленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез - специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются постоянная температура, влажность и необходимое насы-щение воздуха кислородом. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 2 3). Верхняя часть кувеза сделана из органического стекла или пластмассы, прозрачная, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.
Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию ку- веза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6 - 8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще 5 - 6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.
Включение кувеза проводится в следующей последова-тельности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.
Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34 - 37 °С и относительная влажность воздуха 85 - 9 5 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.
Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.
Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий, снижает риск возникновения различных осложнений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?
В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?
Как проводится гигиеническая ванна?
Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?
Н азовите [Травила кормления ребенка грудью.
Как осуществляется кошроль высосанного молока при грудном вскармливании?
Какие требования предъявляются к хранению и употреб-лению сцеженного грудного молока?
В чем заключаются особенности кормления ребенка из бутылочки с соской?
Как проводится стерилизация детских сосок и бутылочек?
Как регистрируют стул у детей грудного возраста?
Как предупредить развитие деформаций скелета у детей грудного возраста?
Как подготовить кувез к работе?

Создание оптимальных условий и организация специального ухода определяются неустойчивым функционированием и в определенной степени незрелостью всех систем организма ребенка, особенно в первые годы его жизни.

Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям являются кожные покровы. Анатомические особенности кожи детей раннего возраста характеризуются наличием тонкого и чувствительного рогового слоя эпидермиса, представленного двумя-тремя рядами слабо связанных между собой постоянно слущивающихся эпителиальных клеток. Базальная мембрана очень рыхлая и нежная, что определяет слабую связь между эпидермисом и дермой. Кожа имеет хорошо развитую капиллярную сеть. Потовые железы, сформированные уже к моменту рождения, в течение первых 3-4 мес функционируют недостаточно и имеют недоразвитые выводящие протоки, закрытые эпителиальными клетками. Дальнейшее созревание структур потовых желез, вегетативной нервной системы и терморегулирующего центра центральной нервной системы обеспечивают совершенствование потоотделения.

Функции кожи отличаются большим своеобразием. Защитная функция кожи от неблагоприятных внешних воздействий значительно снижена. Кожа легко ранима из-за слабого развития эпидермиса и низкой активности местного иммунитета. Тонкий роговой слой и хорошо развитая сосудистая система обусловливают повышенную резорбционную функцию кожи. Опасность генерализации инфекции у детей первых лет жизни гораздо больше, чем в более старшем возрасте. Терморегулирующая функция кожи нестабильна: теплоотдача доминирует над теплопродукцией, потовые железы функционируют недостаточно. Это затрудняет поддержание постоянной температуры тела и приводит к необходимости создания для ребенка оптимального температурного режима. Дыхательная функция кожи выражена во много раз сильнее, чем у взрослых. Своеобразное строение сосудов обеспечивает легкую диффузию газов через сосудистую стенку. Кожа содержит большое количество экстрарецепторов. Чрезмерное раздражение кожи при плохом уходе отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка.

Основа ухода — соблюдение чистоты. Это касается помещения, в котором находится ребенок, предметов ухода за ним и личной гигиены ухаживающего. Необходимо ежедневно проводить влажную уборку, комнату проветривать несколько раз в день. Поддерживается температура воздуха в помещении 20-22 °C, влажность — 40-60%; ребенок плохо переносит сухой воздух, так как при этом повышается потеря воды и легче происходит перегревание.

Ребенок должен находиться в собственной кроватке, боковые стенки которой свободно пропускают воздух.

В кроватку кладут жесткий матрац, который накрывают простынкой, под голову — пеленку, сложенную в несколько раз.

Одежда ребенка. Предпочтительно использовать натуральные, хорошо стирающиеся материалы (хлопчатобумажные ткани, трикотаж, шерсть). Одежда должна защищать ребенка от потери тепла, но в то же время не вызывать перегревания и не стеснять движений. Доношенного новорожденного первые два-три дня пеленают с руками, в последующем руки оставляют свободными. Тугое пеленание не применяется: ребенок должен свободно совершать движения. На ночь после купания лучше пеленать с руками, на голову надеть чепчик или косынку. На 3-4-й неделе жизни, а иногда и раньше ребенку надевают ползунки или комбинезон.

Утренний туалет. Ребенка на пеленальном столике разворачивают и раздевают полностью, тщательно осматривают кожу, особенно складки. Лицо и руки моют кипяченой водой. Глаза промывают смоченной в кипяченой воде стерильной ватой от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза используют отдельный тампон. Надо следить, чтобы вода не попала из одного глаза в другой, поэтому, промывая левый глаз, поворачивают ребенка влево и наоборот. При появлении признаков конъюнктивита следует как можно раньше начать его лечение. Полость рта не обрабатывают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Однако ее надо ежедневно осматривать. Появление на слизистой рта белых налетов (молочница) требует проведения определенных мероприятий. Ушные раковины и наружные слуховые проходы очищают сухим ватным жгутиком только в пределах видимости. Туалет носа производят смоченным в масле ватным жгутиком или специальной палочкой с намотанной на нее ватой, которую вводят в носовые ходы нежными винтообразными движениями. Складки кожи за ушами, на шее, в подмышечных впадинах, в локтевых сгибах, паховых, подколенных областях обрабатывают ватным тампоном, смоченным маслом. Обработка половых органов девочек проводится ватным тампоном, смоченным маслом, или специальными гигиеническими салфетками в направлении спереди назад. У мальчиков необходимо насколько возможно приоткрыть головку полового члена и обработать ее маслом.

У новорожденного ребенка на протяжении первых 2 нед жизни происходит физиологический процесс заживления пупочной ранки. Ее необходимо 1 раз в сутки обрабатывать 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 1%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого.

Уход за кожей включает удаление продуктов жизнедеятельности (мочу и кал), очищение кожи щадящими моющими средствами, защиту кожи от действия раздражающих факторов. Средства детской гигиены разработаны с учетом особенностей кожи (рН-сбалансированные, гипоаллергенные). Они делятся на очищающие (шампуни, пены для ванны, мыло, лосьоны), защищающие (масла, присыпки), питающие (кремы).

Нежная и чувствительная кожа ребенка требует мягкого, но тщательного очищения. Для этого используются щадящие моющие средства. Кожа малыша имеет более низкий порог раздражимости, чем кожа взрослого человека, поэтому не следует применять очищающие средства в большом количестве. Мыло может раздражать кожу из-за щелочных компонентов, а синтетические моющие средства (пены для ванны, шампуни) — вследствие производимого ими обезжиривающего эффекта. Раздражение кожи может быть вызвано не только составом моющего средства и его высокой концентрацией, но и продолжительностью и частотой купания, а также температурой воды, типом используемых полотенец и губок.

Купание. После отделения пуповинного остатка при неосложненном течении процесса эпителизации пупочной ранки новорожденного следует купать ежедневно. Продолжительность гигиенической ванны — 5 мин, температура воды + 36,5...+ 37,0 °С. Пока не заживет пупочная ранка, в воду добавляют раствор перманганата калия до слаборозового цвета (кристаллы предварительно растворяют в отдельной емкости). Для купания можно использовать некипяченую водопроводную воду, как горячую, так и холодную. Купать ребенка с применением моющих средств нужно не чаще 2-3 раз в неделю. В конце купания ребенка обливают водой, температура которой на 1-2 градуса ниже температуры воды в ванне. Подмывать ребенка нужно регулярно, после дефекации — обязательно. Кожу осушают (но не вытирают!) с помощью полотенца или пеленки из мягкой хлопчатобумажной ткани промокательными движениями. После 6 мес купать ребенка можно через день (в жаркое время года — ежедневно в любом возрасте), при температуре воды + 36 °С, продолжительность купания — до 10 мин.

Защита кожи от действия раздражающих факторов осуществляется припудриванием или смазыванием кремом, маслом. Умеренное припудривание кожи ребенка предохраняет ее от натирания подгузником или одеждой. Присыпку сначала наносят на руки, потом на кожу ребенка для ее более равномерного распределения, без комочков. Иногда дети плохо переносят втирание в кожу смягчающих средств (крема, масла), поскольку это может вызывать задержку потоотделения и мацерацию. Избыточное применение масел затрудняет дыхательную функцию кожи. Косметические средства ухода за кожей надо подбирать индивидуально для каждого ребенка. Главным критерием выбора является их хорошая переносимость.

Подгузник — неотъемлемый предмет ухода за ребенком раннего возраста. Здоровый новорожденный мочится 20-25 раз в сутки, стул у него бывает 5-6 раз. Применяют следующие разновидности подгузников: хлопчатобумажные многоразового использования (марлевые или тканевые); одноразовые, внутренний целлюлозный слой которых содержит гельобразующий материал с повышенной влагопоглощающей способностью. Современные одноразовые подгузники быстро впитывают мочу, надежно удерживают ее во внутреннем слое, при этом кожа ребенка остается сухой. Одноразовые подгузники надежно препятствуют загрязнению детской одежды, комфортны для ребенка, практичны и удобны в применении.

В последние годы одноразовые подгузники претерпевают дальнейшее совершенствование: выпускаются подгузники с многоразовыми застежками, с улучшенным внутренним слоем (новый дополнительный слой впитывает влагу быстрее и в большем количестве), так называемые «дышащие» подгузники, наружный слой которых содержит микроскопические поры, способные пропускать воздух к коже и обеспечивающие выход водяных паров из подгузника наружу.

Существует несколько размеров подгузников, относительным ориентиром в их подборе является масса тела ребенка. Рекомендуется менять одноразовый подгузник перед кормлением, после каждого испражнения с обязательным туалетом (подмыванием), перед ночным сном и после побуждения, перед выходом на прогулку. Предположение о возможном неблагоприятном воздействии одноразовых подгузников на развитие половых органов мальчиков не имеет научных оснований. При использовании одноразовых подгузников температура кожи под ними повышается не более чем на 0,5-1,0 °С, что не создает условий для стойкого парникового эффекта. Сперматогенез у мальчиков начинается не ранее 7-8 лет, и, следовательно, у детей раннего возраста не может идти речи о каком-либо процессе его подавления.

Педиатры и физиологи считают возраст 12-18 мес оптимальным периодом для начала выработки туалетных навыков ребенка. У некоторых детей готовность к обучению может сформироваться позднее — в 2-2,5 года. К этому времени ребенок должен уметь ходить, нагибаться и поднимать с пола небольшие предметы, хорошо понимать обращенную к нему речь взрослого, сам говорить отдельные слова, пытаться объяснить родителям, что он хочет.

Готовность ребенка к обучению можно определить по наличию одного или нескольких признаков: ребенок остается сухим в течение не менее 2 ч и просыпается сухим после дневного сна, придерживается регулярного «графика» испражнения, словами, жестами, мимикой, поведением дает понять, что наступило время мочеиспускания или дефекации, умеет выполнять простые словесные указания родителей, испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников и выражает желание их сменить.

В последующем уход за ребенком и его воспитание неразрывно связаны. Надо с ранних лет обращать внимание ребенка на его внешний вид, приучать к чистоте и порядку. Во время кормления, туалета, укладывания спать следует нежно обращаться с ребенком, проявляя доброжелательность и спокойствие. Уход за ним должен сопровождаться ласковым разговором, который вызывает положительные эмоции и отвлекает от неприятных ощущений.

К часто встречающимся заболеваниям кожи и слизистых оболочек относят омфалит, везикулопустулез, потницу, конъюнктивит, кандидозный стоматит, пеленочный дерматит.

Омфалит — воспаление пупочной области. При катаральном омфалите отмечается серозное отделяемое из пупочной ранки, небольшая гиперемия и инфильтрация пупочного кольца. Образуются кровянистые корочки, под ними скапливается серозно-гнойное отделяемое в небольшом количестве. Эпителизация пупочной ранки затягивается. Состояние ребенка не нарушено.

При прогрессировании воспалительного процесса появляется гнойное отделяемое из пупочной ранки, отек и гиперемия пупочного кольца, инфильтрация подкожной жировой клетчатки вокруг пупка. Пупочные сосуды становятся утолщенными, хорошо пальпируются. Пупочная область несколько выбухает, кожа вокруг пупка гиперемирована, сосуды передней брюшной стенки расширены. Общее состояние ребенка нарушается: появляется вялость, срыгивания, уменьшается масса тела, повышается температура тела, отмечаются признаки воспалительной реакции со стороны периферической крови.

При наличии выделений из пупочной ранки и затянувшейся отслойке пуповинного остатка на дне пупочной ранки появляются грануляции грибовидной формы (фунгус пупка).

Лечение заключается в ежедневной обработке пупочной ранки 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 70%-ным этиловым спиртом, 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 3-4%-ным раствором калия перманганата. Хороший эффект оказывает цинка гиалуронат (куриозин). При фунгусе пупка используют раствор серебра нитрата. При нарушении общего состояния и угрозе генерализации инфекционного процесса назначают антибиотики.

Везикулопустулез — воспаление в области устьев потовых желез. На коже ягодиц, бедер, головы, в естественных складках появляются мелкие поверхностно расположенные пузырьки, наполненные сначала прозрачным, потом мутным содержимым. Через 2-3 дня пузырьки лопаются, обнаруживаются небольшие эрозии, покрывающиеся сухими корочками, после отпадения которых не остается рубцов и пигментации.

Проводятся гигиенические ванны с дезинфицирующими средствами (раствор калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета, отвары чистотела, ромашки). Предварительно удаляются гнойники стерильным материалом, смоченным 70%-ным спиртом. Дважды в день элементы обрабатываются 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или мупироцином (бактробан).

Потница — поражение кожи, связанное с гиперфункцией потовых желез, обусловленное перегреванием или недостаточным уходом за кожей. Клинически проявляется обилием мелких красных узелков и пятен на шее, в низу живота, в верхней части грудной клетки, в естественных складках кожи. Общее состояние ребенка не нарушено.

Рекомендуются гигиенические ванны с добавлением раствора калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета; тщательное осушение кожи промокательными движениями; припудривание индифферентными присыпками («детская», тальк с цинком).

Конъюнктивит может быть катаральным и гнойным. Заболевание протекает в основном как местный процесс; инфицирование происходит обычно при прохождении плода через родовые пути. Для заболевания характерны выраженный отек и гиперемия век, может быть гнойное отделяемое. При обильных гнойных выделениях и длительном течении процесса следует выяснить этиологию заболевания по результатам микроскопического и бактериологического исследований.

Назначают промывание глаз слабым раствором перманганата калия 6-10 раз в сутки с последующим закапыванием 20%-ного раствора сульфацил-натрия или раствора антибиотика направленного действия (при уточнении возбудителя).

Кандидозный стоматит (молочница) характеризуется появлением слегка возвышающегося белого налета на слизистой оболочке полости рта. При удалении налета обнаруживают гиперемированную, слегка кровоточащую поверхность. Возбудитель — Candida albicans. Заболевание, как правило, возникает при дефектах ухода.

Лечение предполагает обработку полости рта 2-4%-ным раствором натрия гидрокарбоната, водными растворами анилиновых красителей (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, генциановый фиолетовый), пероральный прием флуконазола (дифлюкана).

Пеленочный дерматит — периодически возникающее патологическое состояние кожи ребенка, провоцируемое воздействием физических, химических, ферментативных и микробных факторов при использовании пеленок или подгузников.

Заболевание начинается с появления умеренного покраснения, нерезко выраженной сыпи и шелушения кожи в области гениталий, ягодиц, нижних отделов живота и поясницы. В дальнейшем, если действие раздражающих факторов не устранено, на коже возникают папулы, пустулы, в кожных складках могут образовываться небольшие инфильтраты; происходит инфицирование Candida albicans и бактериями. При продолжительном течении заболевания образуются сливные инфильтраты, мокнутие, глубокие эрозии.

Для лечения необходимо использовать гигроскопичные одноразовые подгузники, показана их частая смена (в том числе и в ночное время). На пораженные участки кожи наносят специальные кремы «под подгузник», используют крем драполен, мази деситин, бепантен. При кандидозе на пораженные участки кожи наносят крем или присыпки с противогрибковыми препаратами (миконазол, клотримазол, кетоконазол). Если состояние ребенка осложняется зудом, показаны антигистаминные препараты. При тяжелом течении пеленочного дерматита или сочетании его с аллергическим дерматитом местно применяются топические глюкокортикостероиды (адвантан, элоком).

Литература
  1. Занько Н. И. Эффективность новых технологий ухода за кожей детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук, М., 2000.
  2. Шабалов Н. П. Неонатология. М., 2006. Т. 1. С. 593-607.
  3. Darmstadt G. L., Dinulos J. G. Neonatal skin care// Pediatr Clin North Am. 2000; 47(4): 757-782.
  4. Madison K. C. Barrier function of the skin: ‘la raison d’etre’ of the epidermis// J Invest Dermatol. 2003; 121: 231-241.
  5. Odio M., Friedlander S. F., Railan D. et al. Diaper dermatitis and advances in diaper technology// Curr Opin Pediatr. 2000; 12(4): 342-346.

Н. А. Белоусова , кандидат медицинских наук
Е. Г. Белоусова
ММА им. И. М. Сеченова, Москва

Согласно российской статистике, один из каждых 10 родившихся младенцев является недоношенным, то есть рождается раньше 37 недель беременности и имеет рост менее 45 см, а вес меньше 2,5 кг. Страхи родителей о том, что малыш будет по всем показателям отставать от ровесников, ничем не обоснованы, так как такие детки абсолютно нормальны. Просто их органы и системы не успели созреть в утробе матери, поэтому такие малютки нуждаются в особом уходе.

Причины и стадии недоношенности

Выделяют 4 степени недоношенности ребенка в зависимости от веса при рождении и срока гестации:

I ст. – 35-37 нед., вес ребенка от 2001-2500 г;

II ст. – 32-34 нед., вес 1501-2000 г;

III ст. – 29-30 нед., вес 1001-1500 г;

IV ст. – 28 нед. и менее, вес менее 1000 г.

Глубокой считается недоношенность при массе тела новорожденного менее 1500 г. Частота появления таких детей колеблется от 0,2% до 0,4% от общего числа недоношенных детишек.

Среди причин преждевременных родов выделяют 3 такие группы:

  • Социальные: жилищные условия, семейный доход, условия труда женщины, питание в период вынашивания плода, уровень медицинского обслуживания, брачный статус женщины и др.
  • Биологические: возраст беременной, число предыдущих беременностей и длительность промежутка между ними, многоплодная беременность и др.
  • Клинические: токсикоз беременности, инфекционные и соматические заболевания матери, аномалия развития матки, хромосомные нарушения плода, изосерологическая несовместимость плода и матери; курение, алкоголизм, наркомания матери, прием некоторых лекарств и др.

Физиологические особенности недоношенного ребенка


За недоношенными детьми нужен особый уход.

Характерные особенности имеют не только строение тела малыша, но и развитие внутренних органов и систем, напрямую зависящие от степени недоношенности. Чем больше срок рождения младенца отличается от нормального срока родов, тем более выражена незрелость детского организма:

  1. Из-за слабого развития подкожно-жировой клетчатки (или ее полного отсутствия) и потовых желез у деток нарушена терморегуляция тела, то есть ребенок может быстро перегреваться и переохлаждаться.
  2. Отмечается несоразмерность частей тела: относительно большая головка и короткие конечности.
  3. Кожа сморщенная, как у маленького старичка, тонкая; ладошки и стопы гладкие, без рисунка.
  4. Все тело (в том числе личико) покрыто пушковыми волосами.
  5. Вследствие недостаточной минерализации открыты малый и боковые роднички, кости черепа мягкие, ушные раковины прижаты к голове и недоразвиты ногти.
  6. При выраженной недоношенности яички у мальчиков , недоразвиты половые губы у девочек.
  7. Не полностью сформировавшаяся нервная система у ребенка может стать причиной судорожного синдрома. При глубокой недоношенности может развиться детский церебральный паралич. Рефлексы (в том числе сосательный) слабые или отсутствуют. Движения конечностей хаотичные. Часто отмечается и , вздрагивание.
  8. Вследствие недоразвития дыхательной системы легкие плохо расправляются, дыхание поверхностное, до 50 дыханий в минуту, возможны кратковременные остановки дыхания (апноэ).
  9. Со стороны сердечно-сосудистой системы может отмечаться и незаращение боталлова протока (что проявляется шумами в сердце), слабый пульс и снижение артериального давления.
  10. Незрелость пищеварительного тракта приводит к недостатку пищеварительных ферментов и затруднению с перевариванием пищи, срыгиваниям и вздутию кишечника. Слизистые пищеварительных органов легкоранимы, объем желудка маленький; как правило, отмечается . Желтуха новорожденных держится до месяца.

Учитывая эти особенности, недоношенные дети нуждаются в специальном уходе. В первые несколько суток ребенка помещают в специальный кювез, или «инкубатор»: пластиковую палатку, в которой поддерживается постоянная температура, влажность, содержание кислорода в воздухе и стерильность. Длительность пребывания в кювезе зависит от степени недоношенности.

Особо опасными являются первые 6 недель жизни, так как существует риск развития следующих осложнений:

  • остановка дыхания во сне;
  • дыхательная недостаточность за счет недоразвития легких;
  • и последующая гипоксия мозга;
  • создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний;
  • высокий уровень в крови во время желтухи может оказать токсическое действие на клетки головного мозга.

При глубокой недоношенности ребенок может находиться в реанимационном отделении под наблюдением монитора в течение нескольких месяцев. В случае нарушения глотательного и сосательного рефлексов младенца кормят через специальный зонд материнским молоком либо внутривенно.

В этот период выхаживания малыша матери нужно постоянно сцеживать молоко из груди, чтобы сохранить лактацию, ибо грудное молоко с его уникальным составом лучше способствует росту и развитию недоношенного ребенка, чем любая смесь. Кроме того, антитела, поступающие с молоком матери, защитят малыша от инфекций.

Выписывают ребенка домой обычно при достижении им массы тела 2,5 кг и при наличии хорошего сосательного и глотательного рефлексов, способности удерживать температуру тела вне кювеза в течение 1-2 суток и стабильном росте и развитии (постоянной прибавке веса).

При глубокой недоношенности новорожденного может стать необходимым дыхательный монитор и дома, чтобы получить сигнал об остановке дыхания у ребенка и своевременно оказать ему помощь. Мать и другие взрослые члены семьи должны быть ознакомлены с принципами работы такого аппарата и научиться оказывать первую помощь. Можно взять у врача рекомендации по оказанию помощи и повесить их в доступном, видном месте.

Уход в домашних условиях

После выписки малыш нуждается в тщательно организованном уходе, любви и заботе родителей и других членов семьи. Мелочей в вопросах ухода нет.

Прежде всего, необходимо обеспечить младенцу необходимый температурный режим : в комнате до 25 0 С, под одеялом 30-32 0 С. Для контроля температуры под одеялом термометр кладут рядом с малышом. Не менее 2 р. в сутки надо контролировать температуру тела: она должна быть от 36,5 0 С до 36,8 0 С. В некоторых случаях врач назначает измерение при каждом пеленании.

При необходимости дополнительного обогрева ребенка нужно использовать несколько резиновых грелок с температурой воды в них до 65 0 С. Грелки следует завернуть в пеленку или полотенце и положить по бокам сверху одеяла на расстоянии примерно 8-10 см от ребенка, а одну – в ногах. Меняют воду в них через 1,5-2 ч. Нельзя класть грелки под ребенка (риск перегревания и ожога) или сверху него (затруднит дыхание).

Не следует пользоваться электрогрелками. Нельзя прикрывать личико малыша. К началу второго месяца ребенок начнет удерживать температуру самостоятельно, и необходимость в подогреве отпадет. Влажность в комнате должна быть 50%. Для контроля за ней надо приобрести гигрометр и повесить на высоте 1,5 м.

Купать малыша с весом при рождении до 1500 г можно через 2-3 недели, а если вес был больше – то через 10 дней. Первая ванна должна продолжаться всего 4-5 мин., после чего ребеночка надо завернуть в теплую пеленку или полотенце и аккуратно промокнуть кожные покровы. Причем в течение 3 месяцев для купания используют кипяченую воду при температуре 38 0 С, а в помещении должно быть не холоднее 25 0 С.

Начало прогулок с ребенком зависит от степени недоношенности и времени года. С прогулками торопиться не стоит, так как резкая смена температурного режима может отрицательно повлиять на здоровье малыша.

Деток с весом при рождении свыше 1,5 кг в теплое время и при температуре свыше 25 0 С можно выносить через 2 недели от рождения на 10-15 мин. Постепенно время прогулки увеличивают (ежедневно на 5 мин.) и доводят до 1,5 час.

В осенне-весенний период при температуре выше 10 0 С начинают прогулки с 1,5 мес. и массе тела не меньше 2,5 кг. Если же температура воздуха ниже 10 0 С, то недоношенных детей можно выносить на прогулку после 2-месячного возраста и достижения веса 2,8-3 кг.

Немаловажную роль играет одежда для младенца. Если вес при рождении был свыше 2 кг, то одевают ребенка так же, как и доношенных деток: трикотажный чепчик и кофточки (лучше с зашитыми рукавами), подгузник и ползунки.

При более низком весе малыша, одетого в вышеперечисленную одежду, заворачивают в байковое одеяло и укрывают сверху фланелевым.

По мере роста и развития постепенно отказываются от одеяла. Не следует затруднять дыхание малыша тугим пеленанием. Чтобы лучше расправлялось легкое, не было застойных явлений в легких, надо во время сна менять положение дитяти (класть то на один бок, то на другой).

Маме следует чаще брать малыша на руки, так как контакт с матерью очень важен, он ускорит адаптацию и развитие ребенка. Даже с таким маленьким ребенком рекомендуется разговаривать, петь ему песенки. Хотя малыш не реагирует на мамины слова, но он все слышит и чувствует материнскую любовь. Это способствует психологическому развитию ребенка. Если позволяют условия, следует уже несколько окрепшего малыша голенького класть на обнаженный мамин живот.

Ни в коем случае не следует допускать попадания сигаретного дыма в комнату ребенка. Родителям желательно совсем отказаться от курения, так как токсические вещества выделяются с выдыхаемым воздухом и вне самого процесса курения.

Недоношенный ребенок часто не в состоянии высасывать достаточное количество молока. К ормить малыша следует медленно, с небольшими паузами для отдыха. Частота кормлений должна быть 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. Оптимальный перерыв между кормлениями – 2 часа.

Если ребенок не просыпается для кормления, следует осторожно разбудить его. Необходимо контролировать срыгивание после кормления, чтобы не допустить аспирации рвотных масс.

Недоношенный ребенок нуждается в продолжительном сне. Нельзя допускать сна на животе, чтобы уменьшить риск возникновения . Спать ребенок должен на твердом матрасике без подушки.

Календарь прививок для каждого недоношенного ребенка индивидуальный. Если вес при рождении был менее 2 кг, то в роддоме ребенка не прививают. БЦЖ ему делают по достижении массы тела 2,5 кг. Если была еще более высокая степень недоношенности, то прививки начинают проводить в конце первого года, если нет других противопоказаний. Если же малыш родился с весом более 2 кг, то его прививают по обычному календарю прививок.

Чтобы предупредить возникновение инфекций у малыша, следует ограничить посещение семьи посторонними людьми. В случае заболевания членов семьи необходимо исключить возможность их контакта с ребенком. В квартире надо поддерживать чистоту, проводить влажную уборку ежедневно. Проветривание комнаты для новорожденного проводить каждые 3 часа по 15-20 минут.

Для улучшения физического развития не нужно забывать о массаже и водной гимнастике для малыша. С методикой проведения массажа мать может познакомиться у врача, под наблюдением которого ребенок будет находиться после выписки из стационара.

Недоношенные новорожденные находятся на диспансерном учете и наблюдении до 7-летнего возраста. Так как такие детки в большой мере подвержены риску развития рахита, проводится его профилактика витамином D. Обязательными являются периодические осмотры невропатолога и кардиолога. Каждые 2 месяца и в годовалом возрасте проводится ЭКГ и ЭХО-кардиография (УЗИ сердца).

Недоношенные детки отстают в первые месяцы от родившихся в срок детей примерно на 2 месяца. По психомоторному развитию рано родившиеся детишки догоняют ровесников к 6 месяцам.

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....