Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
1. Понятие « Девиантное поведение» 2. Причины появления девиантного поведения 3. типы девиантного поведения 4. Формы девиантного поведения План: 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Социальные нормы предписания требования пожелания Ожидание соответствующего поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Функции социальных норм 1. Как стандарты поведения(обязанности, правила) 2. Как ожидание поведения (реакция других людей) 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
определение Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
причины биологические социальные психологические 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
причины биологические социальные психологические наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
биологические причины: поражения UHC; тяжелые соматические заболевания раннего возраста; хронические соматические заболевания; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; заболевания с предполагаемым фатальным исходом; раннее половое созревание или его дисгармония; дефекты анализаторов и органов чувств; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
психологические причины акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка; низкое самоуважение; отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; деформации потребностно-мотивационной сферы; повышенная тревожность, страхи; зависимость от окружающих, конформность и др.; отсутствие чувства безопасности; осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи; неспособность справиться с учебной нагрузкой; низкий уровень вербального интеллекта; склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание; слабость функций самоконтроля и саморегуляции; аффективная возбудимость, импульсивность; невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
психологические причины (следствие неправильного воспитания) леность, отсутствие желания учиться и трудиться; пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности; неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей; ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены; эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом; недисциплинированность; упрямство, капризность; грубость; лживость. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Социальные причины (неблагополучная семья) отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему); асоциальное поведение родителей; психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей; враждебная, жесткая семья; семья, не обеспечивающая ухода и надзора; появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер); негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом; жесткие требования соответствовать представлениям родителей; непоследовательность и несогласованность требований к ребенку; жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех); многодетность семьи (более четырех человек); нахождение одного из родителей в заключении; ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Делинкветное Аддиктивное Психопатологическое Патохарактерологическое На базе гиперспособностей Типы девиантного поведения 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Делинкветное поведение- Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Аддиктивный тип- стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Патохарактерологический тип поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Психопатологический тип саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Девиантное поведение Позитивное Негативное 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничество попрошайничество тунеядство нежелание учиться употребление наркотиков употребление спиртных напитков токсикомания раннее начало половой жизни хулиганство курение повышенная агрессия жестокость вандализм воровство участие в криминальных группах суицидальное поведение наличие судимости приводы в милицию пребывание на учете в КДН 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
бродяжничество Основные причины побегов: недостаточный надзор; потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; п обег вследствие фантазерства. 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
Участие в криминальных группировках - объект подражания - «отрицательный» герой (реальный человек); -льстит внимание взрослого человека; группа формируется из мальчиков; привлекает «настоящая взрослая» жизнь; пьянство, воровство; могут привлекаться и девочки; 19.02.2013 автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический колледж"
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Преподаватели: Г.А. Грек М.С. Тарасова
Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.
Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.
На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.
На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.
На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.
Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.
Проект слушателей курсов
«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»
(01.09.-26.09.2015г.)
Тема проекта : «Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»
Андрианова А.А
г.Актобе, 2015 год
Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Цель:
- Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения
Задачи:
- Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
- Помочь осознать свои собственные возможности
- Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении .
- Начинается процесс осознания собственных возможностей и приобретение умений принятия решений для своего позитивного будущего.
Что такое девиантное и делинквентное поведение?
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.
- Преступность
- Алкоголизм
- Наркомания
- Суицид
- Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
- Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
- Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями
Как предотвратить развитие девиантного поведения
Укрепление физического и психического здоровья
Профилактическую работу в школе осуществляют:
- Заместительдиректора по воспитательной работе
- Классные руководители
- Социальный педагог
- Педагог – психолог
- Педагоги дополнительного образования
- Медицинский работник
- Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета
- Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению
- Готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике девиантного поведения
Классный руководитель :
- Ведет необходимую документацию в своем классе;
- Осуществляет мероприятия по профилактике девиантного поведения учащихся в классе;
- Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.
Социальный педагог, Педагог – психолог:
- Формируют банк данных об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении;
- Взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении;
- Координируют воспитательные усилия школы, семьи, среды и анализируют полученный результат.
ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
Направления профилактической работы
ПРОФИЛАКТИКА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
Этапы профилактической работы
Привлечение необходимых специалистов
Социально – педагогический патронаж
дезадаптированных несовершеннолетних
Работа с референтной группой ребенка
Мобилизация воспитательного потенциала
семьи и окружающей среды
Консультативно – разъяснительная работа
с родителями и педагогами
Раннее выявление детей «группы риска»
Работа с семьей
осуществление комплексной профилактической
работы в целях восстановления здоровых
взаимоотношений между ее членами и
профилактика имеющихся отклонений
осуществление диагностической работы с целью
выявления типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности
семейных отношений в целом
осуществление информационно-просветительской
работы с целью профилактики дисгармонии семейных
отношений и нарушений в семейном воспитании
Формы работы
«Педагог-предмет- ребенок»
«Педагог-ребенок»
Составление
Шефство,
создание газет,
Создание
социально-
кураторство,
олимпиады,
воспитывающих
ситуаций,
наставничество,
педагогического
конференции,
встречи со
включение
реферат и т.д.
паспорта класса,
в досуговые
консультации и т.д.
специалистами,
виды деятельности
интересными людьми,
(по интересам),
проведение различных
организация выходов,
форм работы
экскурсий, поездок,
совместно
походов и т.д.
с родителями и т.д.
«Педагог-ситуация-ребенок»
«Педагог-человек-ребенок»
Приемы индивидуального воздействия
«Просьба о помощи»
«Стратегия жизни»
Похвала - поддержка,
Педагог рассказывает
похвала - побуждение
историю и просит
к выполнению
оценить
принятых решений,
различные поступки
участников этой
доброе участие
истории
педагог выясняет
Обсуждает жизненные планы
воспитанника,
затем пытается выяснить
вместе с ним,
что поможет,
а что помешает
реализации этих планов
Воспитатель
обращается
к воспитаннику
за советом,
рассказывая о своих
проблемах
и просит найти
способ их решения
«Поощрение»
«Оцени поступок»
Приемы организации групповой деятельности
«Эстафета мнений»
«Импровизация»
учащиеся
по цепочке
высказываются
на заданную тему
учащиеся
выбирают интересную
для них тему;
творчески развивают
основные сюжетные
линии,
переносят события
в новые условия,
по-своему их
интерпретируют и т. п .
учащиеся, разделенные на группы,
готовят друг другу встречные вопросы;
вопросы и ответы коллективно обсуждают
«Самостимулирование»
Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика
«Самоотстранение учителя»
«Инструктирование»
четкое распределение
функций и ролей
учащихся
в соответствии
с уровнем владения
теми знаниями,
умениями и навыками,
которые требуются
для выполнения
задания
создаются равные условия
для проявления инициативы всеми
учащимися
определены
цели и содержание работы,
установлены правила и
формы общения в ходе
его выполнения, учитель
как бы устраняется от
прямого руководства
или берет на себя
обязательства
рядового ученика
на период выполнения
какого-либо творческого
задания устанавливаются
правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся
«Распределение инициативы»
«Распределение ролей»
Механизмы воздействия ежемесячно:
Контроль успеваемости
Контроль социальной активности
Контроль посещаемости
Механизмы воздействия ежедневно
классного руководителя
классного руководителя
Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе
Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу
Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.
Механизмы воздействия по мере необходимости:
Индивидуальные
беседы
с учащимися
Индивидуальные
беседы
с родителями
Беседы
с учащимися
и их родителями
в присутствии администрации
Посещение по месту жительства
Механизмы воздействия еженедельно:
Контроль успеваемости со стороны
социального педагога
Посещение уроков классным руководителем,
социальным педагогом
Контроль посещаемости со стороны
социального педагога
Механизмы воздействия по решению Совета профилактики:
Постановка на внутришкольный учет
Направление ходатайства в ИДН
Направление ходатайства в ОВД
Направление ходатайства в соцзащиту…
Ресурсы
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/126/38126584_32833656_40.jpg трудный подросток
- http://vision.rambler.ru/public/arishamarishkina/1/127/formula-vzaimodeystviya-mejdu-nami.jpg взаимодействие
- http ://natur-mag.ru/images/1111/aa4c22205dce.png школьник
- http://www.nr.edu/library/courseguides/untitled_clip_image002_0016.gif контроль успеваемости
- http://img.sunhome.ru/UsersGallery/032005/2154757.jpg школа
Место проведения программы:Данная коррекционная программа подходит для
проведения в средней общеобразовательной школе.
Уровень профилактической деятельности:
общественный
(учебного
коллектива)
–
создание
оптимального микроклимата в коллективе, организация
содержательного досуга подростков.
Работа направлена на профилактику правонарушений
несовершеннолетних, воспитание физически здорового
человека.
Создание в школе условий, которые не провоцируют
отклонение в поведении, а расширяют безопасное
пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно.
Индивидуальный – индивидуальные консультации.
Контингент:
Обучающиеся 7-9 классов, мальчики и девочки (12-15 лет)обучающиеся в СОУ.
С такими возрастными особенностями как:
Неустойчивая
психика,
неуравновешенность,
Стремление
самоутвердиться
в
коллективе
сверстников.
Зависимость от микросреды и конкретной ситуации
Отдаление от семьи.
Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на
второй план.
Меняется система ценностей и интересов.
Форма аномального поведения:
Даннаяпрограмма
подростками
в
подходит
возрасте
для
(12-15
работы
лет),
с
которые
являются правонарушителями и состоят на учёте в
милиции, либо находятся в группе риска. (в окружении
правонарушители-сверстники, неблагополучие семьи,
когнитивные и эмоциональные отклонения и т.п.)
Т.О. данная программа направлена на работу с
делинквентным поведением в подростковом возрасте.Форма аномального поведения:
В.Д. Менделевич считает, что
девиантного
поведения,
делинквентное
преступного
поведение
отклоняющееся
проявлениях
деяние»
как
его
и
это
(криминального)
представляет
собой
как разновидность
тип
«разновидность
поведения
делинквентное
поведение,
представляющее
в
является
человека
поведение
крайних
-
своих
уголовнонаказуемое
Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 1 год (учебный) занятияпроходят 1 раз в неделю во внеурочное время
первые пол года.
Диагностический срез. (беседа, наблюдение
специалистов, прохождение методик).
При благополучном прогнозе дальнейшая работа
проходит по режиму 1 раз в две недели вторые пол
года.
Специалисты: Зам директора по ВР, методисты
школы, социальный педагог, психолог, классные
руководители, мед. работники.
Коррекционные мишени:
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Неустойчивая психика, неуравновешенность,
повышенная раздражимость, проявление агрессии.
Низкая самооценка
Низкий порог фрустрации
Стремление самоутвердиться в коллективе
сверстников, за счёт совершения правонарушения.
(хоть как-нибудь)
Зависимость от микросреды и конкретной ситуации
Отдаление от семьи.
Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на
второй план.
Меняется система ценностей и интересов.
Диагностические методы:
Беседа, для получения субъективнойинформации о подростке.
2. Наблюдение за поведением в учебной группе и
за её пределами. (данные о семье)
Методики:
1.
Характерологические
особенности
Методики
Показатели раздражимости,
проявление агрессии
«Шкала
Показатели самооценка
Методика «Q-сортировка»,
или ваше мнение о себе самом
Тест «Самооценка
психических состояний» (Г.
Айзенк)
враждебности»
(В.Кука - Д.Медлей)Показатели фрустрации
Методика диагностики уровня
социальной фрустрированности
Л.И. Васермана (модификация В.В.
Бойко).
Модифицированный вариант
опросника «Решение трудных
ситуаций»
Положение в коллективе
«Шкала принятия других» (В.Фейя)
Модифицированный вариант
опросника межличностных
отношений (ОМО) (В.Шутца)
Система ценностей и
интересов
Методика. Изучение устойчивости
ценностных предпочтений
«Положительные и отрицательные
качества» .
Методика «Ценностные
ориентации»
Показатели тревожности
Методика измерения уровня
тревожности (Шкала Дж. Тейлора).
Методы коррекции, упражнения, техники.
техники.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В
ходе тренинга изменяются установки на девиантное
поведение.
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного
обучения. В ходе групповой психологической работы
формируются навыки самостоятельного принятия решения,
повышается самооценка, стимулируются процессы
самоопределения и развития позитивных ценностей.
Тренинг формирования жизненных навыков. Формируются
наиболее важные социальные умения личности.
Организация ценностно-смыслового досуга. Эта форма
работы связана с представлениями о заместительном
эффекте девиантного поведения.
Формирование установок на здоровый образ жизни, личной
ответственности за здоровье, гармонию с окружающим
миром и своим организмом.
Этапы программы:
1Этапы программы:
этап
Выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних
Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных
видах помощи
Организационно-методическая деятельность
Поиск социальных партнеров для реализации программы
2
этап
Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения
Проведение профилактических мероприятий по проблемам
злоупотребления психоактивных веществ
Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних
Профилактика суицидального поведения подростков
Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних
Промежуточная диагностика
Диагностика эффективности ожидаемых результатов
Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами3
этап
Разработка и издание методических материалов
Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив
развития школы
Ожидаемые результаты:
появление у подростков устойчивых интересов;изменение количества подростков, состоящих на
учете в ПДН ОМВД;
изменение количества детей, состоящих в «группе
риска»;
изменение количества причин, по которым дети
попадают в «группу риска».
После проведения мероприятия проводится
анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с
целью отслеживания эффективности мероприятия,
динамики осознания проблемы и отношения к ней,
уровня и степени добровольной вовлеченности
родителей, детей в мероприятие.
Конечным результатом реализации проекта должна
стать положительная динамика состояния преступности,
преодоление тенденции роста числа правонарушений
несовершеннолетних, создание условий для
обеспечения защиты их прав, социальной
реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация
числа беспризорных детей и подростков.
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Делинквентность её особенности Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами.Cлайд 4
В некоторые моменты своей жизни большинство детей вовлекаются в отдельные формы делинквентного поведения. Очень распространены кражи, а так же умеренные акты вандализма – разрушение или осквернение собственности. Трудности возраста Рано или поздно большинство подростков втягиваются в деструктивное поведение, связанное с риском Генетические, социологические и психологические факторы обуславливающие делинквентностьCлайд 5
Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.Cлайд 6
Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.Cлайд 7
Cлайд 8
девиантное поведение подростков Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.Cлайд 9
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. - физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.Cлайд 10
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.Cлайд 11
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждениеCлайд 12
Cлайд 13
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.Cлайд 14
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации - состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;Cлайд 15
4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.Cлайд 16
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.Cлайд 17
Предпосылки девиантного поведения В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.Cлайд 18
Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.Cлайд 19
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.Cлайд 20
Типы девиаций Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость под-ростка, несоблюдение им норм и вправил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления "изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодей-ствие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.(Баженов.В.Г. 1989)Cлайд 21
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.. Говоря о детскопод-ростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу: - дети школьного возраста, не посещающие школуCлайд 22
- социальные сироты; действительность мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; - подростки сексуально распущенного поведения; - подростки, совершившие противоправные действия; not официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.Cлайд 23
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как; демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественые действия сексуального характера; попытки суицида.Cлайд 24
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения: - агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека; - корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны авто транспорта и другие имущественные посягательства,- распространение и продажа наркотиков.Cлайд 25
. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, (проституция, суицид, правонарушения и преступность). Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.Cлайд 26
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам: - видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция); - уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении; - внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями; - ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).Cлайд 27
Заключение Для раскрытия природы и причины социальных отклонении необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.Cлайд 28