Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Причины для получения церковного развода. Церковный развод

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить - дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди - намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы - дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый - в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка - соседи по лестничной площадке - стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

Пропал ты, брат.

Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

Вместе хорошо смотрятся.

Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба - беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински - Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом - второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

Наверно, тяжело с ним жить, - продолжала наблюдательница. - Командовать в армии хорошо, а в семье главное - компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле - неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан - отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график - уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание - это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение - только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага - дело наживное, главное - это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии - стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья - это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников - просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас - государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков - то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное - не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.

Раньше не было понятия развода, люди женились и выходили замуж только раз в жизни. Иногда это случалось дважды, если один из супругов вдруг овдовел, а потом решил устроить свою личную жизнь и вновь обзавелся второй половиной, да и детям нужна полная семья. Как правило, вторую половину своему чаду выбирали родители, с их решением не спорили, подчинялись родительской воле беспрекословно, им ведь виднее, они жизнь прожили.

Возраст девушек, когда они становились женами, равнялся примерно 15-16 годам от роду, это совсем ребенок, а вот мужьями мужчины становились уже довольно в преклонном возрасте, им часто было около сорока лет, потому как воинская служба длилась 25 лет. Молодых венчали, желали им много детей и семейного счастья. Как в действительности жила пара? Девушки лили слезы в подушку и мечтали о молодых парнях, иногда убегая с ними и наставляя своему законному супругу рога, но понятия развода в те далекие времена не существовало. Так и жили, со временем приходило уважение, в редких случаях любовь.

Потом венчание ушло в прошлое, церкви упразднили, вера в России считалась противозаконной, за это можно было угодить в ссылку. Но все равно разводы, появившиеся в 20 веке, считались глубоким позором для семьи. Сейчас на дворе 21 век, и традиции прошлого возвращаются. Стало модно молодым произносить слова клятвы перед алтарем, да и сам обряд очень красивый. Часто слова, произнесенные в церкви, являются неискренними, молодые понимают, что не подходят друг другу, у них слишком разные характеры. Люди стали толерантнее, развод уже не является позором — это обыденное дело. Так что же такое церковный развод и как его получить, если такая необходимость возникла?

Разводиться — это великий грех

Храм никаких разводов не дает, такого понятия в церковном лексиконе не существует. Развод — мирское слово, которое придумали неверующие люди. Церковь же только может дать благословение на повторное венчание, если один из супругов умер.

Но считается, что первый супруг все равно будет ждать свою половинку на небесах. Получается, что человек, который попросил благословение у церкви и вступил в брак повторно, имеет несколько супругов, а как же любовь?

Даже сейчас повторное венчание считается исключением, а не закономерностью, подходить к святому таинству нужно осознанно, чтобы не возникло проблем с разводом.

Кроме смерти одного из супругов существует ряд причин, когда церковь может дать свое благословение на повторный брак. Вот некоторые из них.

Как получить церковный развод: причины

Измена одного из супругов. Раньше это называлось не изменой, а прелюбодеянием. Муж или жена, застукав свою вторую половинку в постели с любовником, могли смело пойти в церковь и просить о разводе, раньше этим правом никто не пользовался, чтобы избежать позора. Но теперь измена считается довольно веским основанием для получения церковного развода.

Принятие одним из супругов новой веры. Церковь не против других религий, но брак между людьми, которые верят в разных богов, является противоестественным. Поэтому церковный развод тоже может быть оформлен по причине принятия новой веры. Сюда же относится и отлучение от церкви. Сейчас от церкви никого насильно не отлучают, бог прощает даже тяжкие грехи раскаявшимся людям, но в старые времена отлучение от церкви встречалось часто, а отлученных людей называли ведьмами и колдунами, браки с ними были запрещены.

Новая семья. Иногда люди, получив мирской, или светский, развод в ЗАГСе или суде, забывают о небесном браке и заводят новую семью, необязательно официальную, они могут жить и без брака. Но новая семья одного из супругов — достаточный довод для получения благословения у церкви на новый брак.

Невозможность иметь детей. Хотя в 21 веке есть много медицинских приемов для возможности завести ребенка, например, суррогатное материнство или искусственное оплодотворение, но не все бездетные пары имеют достаточное количество средств, чтобы провести такую дорогостоящую операцию. Не каждая семья согласится взять приемного ребенка из детского дома, поэтому остается только одно — развестись и попробовать заиметь детей в новой семье. Церковь не противится такому желанию людей.

Длительное отсутствие (более 5 лет) или отбывание наказания в местах лишения свободы. Конечно, бог прощает и тяжкие грехи, но человеку этого делать необязательно. Поэтому развод дают и тем, чьи супруги оступились и попали в тюрьму, чтобы у человека был шанс обрести счастье в новой семье. Если человек долгое время отсутствует, и от него нет никаких вестей, то это тоже может являться причиной церковного развода.

Получить благословение у храма на новый брак можно и при наличии у второй половины неизлечимого психического заболевания, особенно такого, которое угрожает жизни здорового человека и всей его семьи, если есть общие дети.

Рукоприкладство. Оформить расторжение предыдущего венчания можно, если есть возможность доказать факт рукоприкладства супруга или посягательства на жизнь и здоровье детей.

Аборт. Если жена сделала аборт без ведома мужа, а он был против, то супруг имеет право развестись по церковным понятиям. Но это все в том случае, если у женщины не было медицинских противопоказаний к беременности и родам.

Есть и некоторые другие причины церковного развода, например, сексуальные извращения или сексуальные домогательства до собственных детей.

Как оформить церковный развод

Чтобы получить развод, необходимо составить прошение и приложить к нему нужные документы:

  1. Само прошение о церковном разводе.
  2. Свидетельство о расторжении брака в миру, т.е. в ЗАГСе или суде (оригинал).
  3. Копию свидетельства о расторжении брака.
  4. Документ с указанием места и времени венчания.

Чтобы получить развод у церкви, нужно правильно составить прошение. В нем необходимо подробно описать историю распада семьи и причины, которые этому свидетельствуют. Если один супруг тяжело болен или у него наблюдаются психические расстройства, то прикладывается копия медицинской справки, которая доказывает этот факт. Также в прошении описываются измены, прелюбодеяния и рукоприкладства, если подобные инциденты случались. Если у пары нет детей, а курс лечения длится более одного года, то это тоже подробно описывается в документе прошения о разводе.

Документ прошения составляется на имя архиерея и подается в епархиальное управление.


В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту .

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая . То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает .

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью . Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога» .

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное . По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины. Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос. Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию человеческому, как исключительная, крайняя, мера. В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует .

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь .

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится?..

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию , сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын .

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом - особенно при раздельном проживании супругов, - а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Венчание: потребность души или дань моде?

Само по себе венчание – очень красивый, торжественный обряд. Церковь, свечи, иконы, молитвы священника и прочее вызывают интерес и привлекают молодых людей, решивших соединить себя семейными узами.

Но часто они гонятся за красивыми фотографиями, видеосъемкой, новыми впечатлениями, при этом, совсем не задумываясь о том, что предстать перед алтарем и Богом – ответственный шаг, таинство, которое совершается над истинно верующими и уверенными в себе и своей половинке людьми. Поэтому в наше время обряд венчания для многих стал всего лишь модной процедурой, а после развода супруги пытаются узнать, возможно ли расторжение церковного брака, даст ли на это свое согласие церковь.

Что Бог сочетал, то человек разлучит?

Как таковой процедуры развенчания после развода в церкви нет, специального обряда для этого также не существует. Дается право не развестись, а обвенчаться снова, если на то будут веские канонические причины. Церковь вообще осуждает разводы и выступает против них, но существует снисхождение к людской немощи. «В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». (Мф. 19 4-8). Сначала не было, но развенчаться все-таки можно.

Причины для расторжения венчанного брака прописаны в перечне, который в 1918 году составил и огласил Поместный Собор Русской Православной Церкви.

  1. Прелюбодеяние – первая и самая весомая причина.
  2. Отхождение от православия, принятие другой веры мужем или женой.
  3. Вступление во второй брак одним или обоими супругами.
  4. Неспособность к совместной жизни из-за самокалечения одного из супругов.
  5. Тяжелые заболевания (проказа, сифилис и др.).
  6. Отсутствие без вести одного из супругов более пяти лет.
  7. Посягательство на жизнь детей или супруга (супруги).
  8. Сводничество и снохачество.
  9. Неизлечимая душевная болезнь, вследствие которой человек не может отвечать за свои действия.
  10. Осуждение с привлечением к ответственности и наказанием одного из супругов.
  11. Насильственное заключение брака против воли одного из супругов.
  12. Бездетность.
  13. Незаконное заключение брака (при наличии законного супруга у мужа или жены, между людьми, состоящими в близком родстве).

Однако в современном мире этих причин оказалось мало, и в 2000 году список был дополнен. Поводом для развенчания после светского развода так же может стать:

  • заболевание СПИДом, наркомания или алкоголизм, подтвержденные медицинским заключением
  • аборт, сделанный женщиной без согласия супруга (за исключением случаев, когда он необходим по медицинским показаниям или беременность несет угрозу жизни женщины).
  • Как таковой церковный развод в корне отличается от светского. По сути, он состоит в разрешении и благословении церковью второго брака с признанием первого безблагодатным, нехристианским. Редко, но все же случается, что может быть благословлён и третий брак, но при этом все равно повторный и тем более последующие будут считаться тяжким грехом. Право на повторное венчание получает супруг, не виновный в первом разрыве супружеских отношений. Тот же, чьи поступки послужили развалу семьи, прежде должен покаяться и выполнить наложенную на него епитимью, причем срок и характер в каждом случае индивидуален.

    Многие люди сразу после развода не задумываются о необходимости развенчания. Но для истинно верующих людей этот вопрос крайне важен. Некоторые ощущают себя в каком-то смысле зависимыми от бывшего супруга, пока не состоится их церковный развод. Тем более появляется проблема, когда люди решают создать новую семью, женить или выйти замуж и пройти таинство венчания снова.

    Для проведения процедуры развенчания необходимо обратиться в областное Епархиальное управление, где подается прошение на имя епархиального архиерея, которое принимается в строго определенные дни. Прошение может подавать один из супругов, но письменное согласие второго также необходимо. Поэтому лучше на такое ответственное, важное мероприятие идти вдвоем. В прошении указывают:

    1. историю брака
    2. причину развода
    3. дату и место венчания.

    Также прикрепляют копию документа о венчании (если есть), копию свидетельства о гражданском разводе, письменное согласие супруга на развенчание. Заканчивается прошение словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…». Полученные документы духовник представляет в Епархию, управляющий ставит свою резолюцию, после чего документ выдается бывшим супругам. В некоторых случаях для развенчания требуется, чтобы просящий уже находился в новом браке, свидетельство, о регистрации которого также представляют в Епархии. Тогда человек признается «свободным» от предыдущего венчания и ему разрешается новое. В этом случае расторжение церковного брака сводится к тому, что благословляется другой брак, уже официально зарегистрированный в государственных органах. Возможно, за эту процедуру придется и заплатить (примерно 250 руб.).

    Каждый церковный развод очень индивидуален и требует особого подхода. Единого регламента не существует. Если кто-то из ваших знакомых сумел расторгнуть предыдущий венчанный брачный союз и получить благословение на новый, это совсем не значит, что и у вас получится. Даже священники расходятся во мнениях в данном вопросе. Поэтому если вы решили развенчаться, то необходимо обратиться в Епархию, где и дадут совет, как правильно поступить. Но нужно быть готовыми к тому, что вас будут стараться наставить на путь истинный, примирить, убедить, что брачные узы, освещенные в церкви, должны быть вечными и нерушимыми, что в принципе, конечно, верно.

    После венчания у молодоженов остаются венчальные свечи и иконы, которые принято бережно хранить и почитать как семейную реликвию. Свечи можно спрятать, а можно поставить перед иконами. Их зажигают перед молитвой, если в семье случаются какие-то проблемы или один из супругов находится далеко. Следует оберегать свечи от посторонних людей: считается, что злой человек, завладев ими, может навлечь беду на супругов, которым они принадлежат. Но что делать со свечами, иконами и прочими венчальными атрибутами после развода? Некоторым людям становится не по себе хранить эти вещи в своем доме. Священнослужители советуют не связывать каких-либо мистических или суеверных представлений с венчальными предметами. Иконы не принесут в дом чего-то плохого, а свечи можно либо сжечь самим дотла, либо отнести в храм и, поставив, зажечь там. Не следует только передавать их кому-то, тем более, если вы суеверны.

    Семь раз отмерь

    Необходимо осознавать всю серьезность таинства венчания. Людям неверующим не стоит совершать обряд, в силу которого они не верят. Когда жених и невеста приходят в церковь заказывать церемонию, священник обязательно с ними беседует, чтобы выяснить действительно ли они являются верующими, крещенные ли и готовы ли хранить верность и почитать друг друга в церковном браке, подробно рассказывает и о самом обряде, и о подготовке к нему. Не каждый готов пройти все это, поэтому, прежде чем решиться на венчание, стоит несколько раз все обдумать, проанализировать. Прислушайтесь к себе: чувствуете ли вы в себе на самом деле потребность закрепить свой семейный союз в церкви, стоит ли обременять себя и свою половинку такими обязательствами, а ведь именно бременем становится венчанный брак, если совместная жизнь не удалась и семейная лодка дала течь.

    Как расторгнуть церковный брак?

    Никак. По Библии супруг один на всю жизнь.

    I Возлюбленный смерти I+++ Мыслитель (8169) 4 года назад

    стань атеистом хД

    Натали Просветленный (29520) 4 года назад

    Расторжение церковного брака

    Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин. Например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв.

    Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Как говорится в Библии, "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует и женившийся на разведенной прелюбодействует". Церковь осуждает развод, как грех, потому что считается, что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, или кому-то из них, а также детям. В случаях если между супругами происходят конфликты, то Церковь настаивает на сохранении семьи и целостности брака.

    Перед венчанием священники должны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

    расторжение церковного брака реально при:

    измене или вступлении кого-либо из супругов в новый брак

    принятие одним из супругов новой веры, отлучение от православия

    неспособность к рождению детей

    длительное безвестное отсутствие

    осуждение к наказанию

    посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

    если брак был заключен незаконно (насильно, без уведомления о душевном расстройстве или другой тяжелой болезни, между близкими родственниками, при наличии законного супруга (супруги) и т. д.

    злонамеренное оставление одного супруга другим.

    Кроме этого, сейчас священники допускают церковный развод при медицински засвидетельствованных алкоголизме или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

    После законного церковного развода, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается. Епитимия - это наказание, форму которого определяет священник (пост, милостыня, паломничество и т. д.)

    Прошение о расторжении брака пишется на имя Архиерея (епископа, архиепископа, митрополита).

    ЧеШиР Мыслитель (6378) 4 года назад

    сходить обратно в церковь и развестись!

    Расторжение церковного брака или можно ли развенчаться после развода

    Вы клялись друг другу в вечной любви, и даже решили соединить ваш союз перед небом, то есть совершить обряд венчания. Но в нашем зачастую легкомысленном мире не каждый держит обещанные слова и по разным причинам семьи распадаются. Если решение о разводе обоюдное, то собрать документы и подать в ЗАГС сущий пустяк. Но можно ли совершить расторжение церковного брака? Как выглядит процедура развенчания и можно ли развенчаться? Многих заставали врасплох эти вопросы. Попробуем разобраться.

    Основания для расторжения церковного брака

    Русская Православная церковь не одобряет развенчание и считает, что это большой грех. Христос называл лишь одну причину, по которой можно осуществлять развод - это прелюбодеяние, то есть супружеская неверность. Процедура прекращения христианского брака очень глубокомысленная, и требует серьезного на то основания.

    Поводом для развенчания по церковному законодательству могут быть:

  • измена одного из супругов
  • вступление одного из супругов в новый брак
  • отречение от православной веры
  • душевная неизлечимая болезнь, или смертельное венерическое заболевание
  • бесплодие, неспособность иметь детей
  • покушение на супружескую жизнь или детей
  • алкоголизм или наркомания
  • осуждение, признание виновным в преступлении
  • умышленное оставление семьи или длительное отсутствие (более трех лет)
  • супруга сделала аборт без согласия мужа.
  • В церковном законодательстве есть и мирские поводы. Например, несходство супругов характерами не ладные отношения с родней или неспособность содержать и обеспечивать семью.

    Мы видим, что оснований для церковного развода великое множество, хоть церковь очень старается сделать обряд венчания не просто официальным церковным браком, но и священным союзом двух людей, которые взяли на себя ответственность за своего супруга перед Господом Богом. Но если люди решили развенчаться, их иногда ничего не может остановить.

    Как оформить церковный развод

    Официальная часть процесса развенчания достаточно проста и незамысловата. Для этого супругам или одному из них необходимо составить прошение о расторжении их церковного брака. Образец заявления можно найти в интернете или спросить у служителей храмов и церквей. Документ рассматривается епархиальным архиереем. В бумаге следует обязательно указать:

  • предысторию вашего брачного союза
  • дату и время вашего венчания
  • место, где проходил обряд
  • основание для развода (из вышеперечисленных).
  • При подаче нужно приложить ксерокопию свидетельства расторжении гражданского брака и свидетельство венчания. После этого остается ждать решения. Каждое прошение рассматривается отдельно, в индивидуальном порядке. При наличии веской причины на развод, после процедуры развенчания, есть возможность получить допущение на новый церковный брак. Но этот шанс дается не всем и исключительно только после беседы с батюшкой. Важно знать, что венчаться человек может трижды за свою жизнь. Виновный супруг венчаться больше не сможет.

    Повторное венчание

    Церковь не одобряет второй брак, и относится к нему скептически. Исключение составляют овдовевшие супруги. Но все же повторное венчание не запрещено, а значит шанс получить благословение на новый брак есть. Но стоит понимать, что это духовная ответственность и идти под венец следует только тогда, когда есть искренняя необходимость и уверенность будущих супругов. В случае повторного венчания второбрачным ставится условие выполнения епитимии на усмотрение батюшки. Кроме того, он должен провести с вами беседу для выяснения готовности к венчанию и серьезности ваших намерений.

    Правила венчания

    Перед венчанием внимательно ознакомьтесь с правилами. Основные из них:

    1. Оба супруга должны быть православными, крещеными людьми. Не допускается венчание если один из брачующихся исповедует другую веру
    2. Таинство венчания может произойти только после официального заключения брака в органах ЗАГСа.
    3. Должно быть искреннее желание создать семью и хранить верность супругу до гробовой доски.
    4. Духовно подготовиться. Пройти таинства причастия и исповеди, выдержать пост.
    5. Пройти беседу со священником. Договориться о дате венчания.

    Препятствия к созданию христианского брака

    1. Нельзя вступать в новый брак людям, уже находящимся в браке.
    2. Если человек хоть однажды стал виновником расторжения церковного брака.
    3. Несогласие родителей одной из сторон.
    4. Наличие у венчаемых кровного или духовного родства.
    5. Если один из супругов является атеистом и решил венчаться лишь по настоянию другого. Или же человек готовый принять обряд крещения ради последующего венчания.

    Прежде чем прийти к решению расторгнуть церковный брак взвесьте все за и против и оцените трагичность сей ситуации, ведь когда-то вы любили этого человека, иначе не согласились бы на столь важный шаг. Бог создал семью как единение двух людей на протяжении всей жизни. Тем, кто готовится к таинству венчания, совет осознать всю серьезность и ответственность предстоящего события.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОШЕНИЙ О РАСТОРЖЕНИИ ЦЕРКОВНОГО БРАКА:

    1) Священником, совершавшим Таинство Венчания, должно быть произведено дознание о причинах расторжения брака.

    2) Согласно Основам Социальной Концепции, принятых Архиерейским собором РПЦ в 2000 году, поводом к расторжению брачного союза, освященного Церковью являются только: прелюбодеяние, вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию вследствие намеренного самокалечения, заболевание проказой, сифилисом или СПИДом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь супруга или детей, сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая духовная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

    3) В канцелярию Епархиального Управления на предмет расторжения духовного брака подаются следующие документы:

    а) прошения от разводящихся

    б) ходатайство священника с указанием причин (согласно п. 2)

    в) свидетельство о венчании (оригинал)

    г) свидетельство о расторжении гражданского брака (копия).

    4) Епархиальная комиссия рассматривает поданные прошения, и, после изучения, передает свое заключение на усмотрение Архиерея.

    Р азвод, как крайняя мера, может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью, как поводы для развод а. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для подтверждения гражданского развода, по слову Господню: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19, 6).

    ОБРАЗЕЦ ПРОШЕНИЯ

    Его Высокопреосвященству,

    Высокопреосвященнейшему Евлогию,

    архиепископу Сумскому и Ахтырскому

    прихожанина (-нки) __ храма

    Ф. и. а,

    проживающего (-ей) по адресу:

    Просим Вашего свидетельства о расторжении церковного брака _________________ (Ф.И.О. супруга) с_______________ (Ф.И.О. супруги), совершенного_______ (дата) в___________ (название храма) города\села _____________ (название населенного пункта), который был расторгнут по причине ___________________ (указать действительную причину расторжения брака (Согласно Разъяснению № 1/1-01). До вступления в новый брак обещаю проводить свою жизнь в целомудрии и чистоте.

    ЕСЛИ ЕСТЬ НАМЕРЕНИЕ ВСТУПИТЬ В НОВЫЙ БРАК, ТО ДОБАВЛЯЕМ К ПРОШЕНИЮ:

    Одновременно прошу благословения на вступление в повторный брак с_________________ (Ф.И.О.) с совершением Таинства венчания по чину Православной Церкви.

    Дата подпись

    К сему прошению прилагаются:

    1. Свидетельство о расторжении брака гражданским судом (копия).
    2. Свидетельство о Венчании (оригинал).
    3. Медицинская справка (если есть необходимость).

    Порядок расторжения церковного брака

    По сути, процедура развенчания достаточно проста и не требует посторонней помощи.

    В органах ЗАГС при разводе не требуется указание причин и их объяснение, в суде тоже особо вопросов не возникает, в случае церковного расторжения брака необходимы серьезные основания и доводы.

    При данном виде расхода супругам необходимо подать прошение о расторжении брака епархиальному архиерею. Прошение рассматривается в индивидуальном порядке.

    Если архиерей посчитает причину весомой, то в таком случае бывшие супруги имеют право на новый брак.

    Что это такое

    Расторжение брака церковного и гражданского имеют существенные отличия. Церковный развод, по сути, дает право на разрешение второго брака и признает данный брак нехристианским.

    В церкви не приветствуют такие разводы и считают развенчивание большим грехом.

    Чем регулируется

    Основными актами церковного законодательства являются:

    Взаимосвязь церковного, гражданского и фактического брака

    Существуют такие виды браков:

  • церковный (освящается церковью и Богом)
  • гражданский (регистрируется государственным органом ЗАГС, выдается свидетельство о браке)
  • фактический (совместное проживание, которое никаким образом не оформляется).
  • Церковный и гражданский брак имеют взаимосвязь, т.к. таинство венчания возможно только после заключения брака в органах ЗАГСа.

    Причины расторжения

    Церковный брак может быть расторгнут только по весомым причинам:

  • супруг или супруга отреклись от православной веры
  • один из супругов изменил
  • супруг женился/вышла замуж
  • болезнь СПИДом или сифилисом
  • без вести пропал или осужден
  • супруга/ супругу признаны психически больными
  • аборт без согласия супруга.
  • По мнению церкви, такие причины являются существенными и весомыми при принятии решения о развенчании.

    Такие же причины как «не сошлись характером» или не нашли общий язык, отсутствие материального обеспечения семьи не могут быть основаниями для церковного развода.

    Измена

    Основной причиной развода согласно церковному законодательству является прелюбодеяние, в результате чего брак осквернен. Христианское учение не сразу было воплощено в жизнь, его правила противоречили традициям как еврейского народа, так и нормам римского права.

    По преданиям Евангелие верность должна храниться как с стороны мужа, так и жены.

    Но по решению церковного суда было решено, что это требование слишком высокое для общества.

    Суд брал во внимание нормы гражданского права, в основе которого лежало:

  • римское право
  • и включало христианские нормы.
  • Новая вера

    Если один из супругов решил принят другую веру, то обратиться с просьбой о развенчании имеет право тот, кто остался с православной верой.

    Новая семья

    Если супруг или супруга вступили в другой гражданский или фактический брак, то это может быть основанием церковного развода.

    Видео: причины развенчания

    Невозможность иметь детей

    При отсутствии у пары ребенка, а также неспособности их иметь, пара имеет право обратиться в церковь с просьбой о развенчании.

    Длительное отсутствие

    Согласно византийским преданиям, если супруг – военнослужащий и отсутствует в течение 5 - 10 лет, это приравнивается к смерти, и супруга имеет полное право вступить в новый брак.

    В случае, если супруг после нового брака жены вернулся, он в полном праве может вернуть свою супругу и восстановить брак.

    Если же военнослужащий оказался в плену и находился там все это время, это не являлось для супруги основание развода.

    Неизлечимое психическое заболевание

    В случае обнаружения у одного из супругов психического заболевания или он стал психически неуравновешенным, это дает право второму супругу обратиться о просьбе пару развенчать.

    Аборт

  • не уведомив об этом мужа
  • или же уведомив, но не получив от него согласия.
  • В таком случае супруг имеет право на прошение о церковном разводе.

    Рукоприкладство

    Если в семье применяется рукоприкладство, и постоянное насилие, то потерпевший в этой ситуации имеет право подать заявление о прошении на развенчание.

    Другое

    О том, как правильно провести процедуру расторжения брака с осужденным, написано тут.

    Образец прошения о расторжении церковного брака

    Написание прошения не составит труда, в нем нужно указать:

  • историю брака
  • дату совершения таинства венчания
  • где оно проводилось
  • и причину развода.
  • Помимо прошения, к нему нужно приложить определенные документы. Заканчиваться прошение должно словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…».

    Кому подавать

    Прошение нужно подавать только в епархиальное управление епархиальному архиерею. Прошение будет рассмотрено Владыкой в индивидуальном порядке, после чего примет решение.

    Указание согласия второго супруга

    История брака

    Причину развода

    Дату и место венчания

    В прошении нужно указать:

  • дату вашего таинства венчания
  • и в каком соборе или церкви оно проходило.
  • Дополнительные документы

    К прошению необходимо приложить копию свидетельства о разводе гражданского брака.

    Если у вас есть документ о венчании, стоит приложить и его копию, а также согласие второго супруга на церковный развод.

    При подаче документов в Епархию, на них ставится резолюция, после чего документ выдается бывшим теперь супругам.

    Рассмотрение

    Епархиальный архиерей рассматривает предоставленное прошение и документы, и если он примет решение, что данные причины развода являются существенными, супругов развенчают и благословят на новый брак.

    Не знаете, какие существуют убедительные основания для расторжения брака? Смотрите здесь.

    Жизнь не всегда складывается именно так, как хочется человеку. Браки и семьи распадаются по многим причинам. И если в мирской жизни проблем с разводом обычно не возникает, то после венчания пара может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь это особое таинство, по поверьям, связывающее молодых на всю жизнь.

    Поэтому разобраться с тем, возможно ли развенчание церковного брака, процедура которого требует особого подхода, следует подробнее.

    Во все времена церковь отрицательно относилась к расторжению брака, поэтому развенчание - это процедура более сложная, чем простое получение штампа о разводе в загсе. Такие случаи фиксируются документально, и свидетельства о расторжении хранятся в каждом храме, где проводится таинство венчания.

    Причины для подобного шага должны быть крайне вескими, чтобы батюшка дал свое разрешение на эту процедуру.

    • доказанный факт приема наркотических или алкогольных средств, приведших к зависимости человека;
    • справка из диспансера о том, что супруг болен СПИДом;
    • аборт, сделанный без согласия супруга.

    Конечно, причин для расторжения брака может быть еще множество, но священник не всегда признает их довольно вескими для того, чтобы позволить это сделать. Кроме того, священнослужитель может разрешить и повторное венчание после развенчания предыдущего церковного брака.

    Если имеются какие-либо из перечисленных причин, то развенчать брак могут даже без согласия одного из супругов. Но в целом каждый случай рассматривается индивидуально. И если священник считает, что причины недостаточно веские, то супруги могут получить отказ.

    Сначала муж и жена должны развестись официально - в загсе . И только после этого можно задуматься, как развенчать церковный брак и обратиться за консультацией к батюшке.

    Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

    Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

    С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

    После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство. Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста. Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

    Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

    • свидетельство о разводе, выданное загсом;
    • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
    • документ, подтверждающий венчание;
    • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
    • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

    Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

    Можно ли развенчаться, если брак распался , в одностороннем порядке или по обоюдному желанию - теперь более или менее ясно. Но могут ли супруги повторно пройти обряд венчания с другим человеком, следует разобраться подробнее.

    Повторное венчание в православной церкви разрешается только в том случае, когда венчанных супругов разлучила смерть. Во всех остальных случаях церковь относится крайне отрицательно к такому вопросу, как расторгнуть церковный брак.

    Повторно таинство венчания может быть совершено только после регистрации в загсе. После этого молодые должны будут правильно составить прошение в Епархию. Образец такого документа есть в каждом храме. Обряд будет совершаться только в том случае, если придет разрешение архиерея. Обычный священник не может сам принять решение о повторном венчании, после того как он дал разрешение паре разводиться.

    Однако в этом случае Епархия снимает с себя всю ответственность . Она не выдает официального документа, который подтвердит развенчание. На повторное совершение обряда молодые могут получить лишь благословение, а само таинство будет происходить по «второму чину». На жениха и невесту не будут надеваться венцы, а написать документ о повторном венчании не сможет ни один священник.

    Когда можно венчаться снова

    В христианском мире есть традиция, по которой венчание совершается трижды. Но третий раз обряд становится возможным только в том случае, когда венчаются вдова и вдовец или у них имеются несовершеннолетние дети. Для этого надо будет обязательно оформить документы, подтверждающие вдовство. С них требуется снять копии и передать в Епархию вместе с заявлением .

    Развенчание в православной церкви, правила и каноны которой сильно отличаются от других верований, имеет ряд отличий от обычного развода. Если последний проходит довольно быстро, то для совершения первого должны существовать довольно веские причины, и он будет контролироваться несколькими церковными инстанциями. Главная цель этого обряда заключается в том, чтобы не просто развенчать супругов, а добиться повторного благословения на венчание ввиду признания первого неблагодатным событием.

    Прежде чем отправиться в церковь за ответом на вопрос , как развенчаться с бывшим мужем, нужно осознать все последствия для каждой стороны. Ведь на повторное венчание разрешение получит только тот партнер, который признан невиновным в разрыве.

    Часто после развода пара забывает о том, что ей необходимо развенчаться. Но если это люди верующие, то сия проблема стоит для них на первом месте. Избежать неприятного действа можно только в том случае, если обряд венчания был осознан супругами за годы совместной жизни, а не стал очередной данью традициям и погоне за красивым торжеством.

    Вам также будет интересно:

    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...