Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника. Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей

Просторный светлый дом, в котором звенят детские голоса – хрестоматийная картина, иллюстрирующая жизнь идеальной счастливой семьи. Но все очарование пропадает, когда приходит время уборки. Особенно если наведением порядка занимается один человек.

Чтобы бытовые вопросы не нарушали гармонию жизни, стоит приучить к порядку всех домочадцев. Даже одна вовремя вымытая чашка и убранный после игры конструктор значительно сократят время работы по дому. Важно знать, как приучить ребенка убираться, чтобы этот процесс не был похож на дрессировку или ломку характера и индивидуальности.

Личный пример или всему свое время

С появление в доме малыша уклад жизни меняется до неузнаваемости. Ночные бдения, стирка, приготовление отдельных блюд для каждого члена семьи, времени на наведение привычного порядка практически не остается. Именно в этот период следует напрячься, ведь любовь к чистоте закладывается в нежном возрасте.

Чтобы не пришлось просить совет, как приучить детей к порядку, когда градус напряженности в семье уже возрос, заняться решением проблемы нужно как можно раньше. Малыши с удовольствием копируют поведение родителей, перенимают их привычки. Если сын или дочь с первых лет жизни будет видеть порядок или стремление к нему, он также будет любить чистоту.

Важно не перестараться. Привлекать к уборке детей до 1,5 лет не стоит, у них еще недостаточно развита координация движений. По этой же причине не стоит ругать малышей за пролитые напитки. Всему свое время.

Беспорядок в доме, где живут дети – это нормальное явление, не стоит делать из него трагедию. Вместо этого лучше небольшими шажками терпеливо двигаться к цели.

Подводные камни нежного возраста

Каждый возраст малыша прекрасен по-своему. Нежные объятия и взгляды, первые слова и шаги и, увы, первые конфликты на фоне непонимания. Ребенок, который с ранних лет видит вокруг себя чистоту и красоту, будет к ней стремиться:

  1. Приучение к порядку можно начинать с 2 лет. Именно в этом возрасте навыки и привычки можно сформировать с наименьшим ущербом для характера. Стоит запомнить простые правила и рекомендации детских психологов. Не запрещать ребенку помогать, даже если результат его труда больше напоминает ущерб. В нежном возрасте сыновья и дочери любят «помогать» мамам, вытирать пыли, подметать. Важно помнить, что для них важен процесс и контакт с родителем, а не результат. Лучше повторно вытереть пыль, но не забирать тряпку, отбивая желание помогать.
  2. Не придираться к результату. Со многими задачами малыши не могут справиться в силу возраста. Они могут банально не понимать, как это сделать и может потребоваться помощь родителя. Если ребенок упорно не хочет убирать на место конструктор, стоит поинтересоваться, может у него просто не получается?
  3. Не реагировать на провокации. В возрасте около 3 лет каждый малыш проходит период проверок, он опытным путем выясняет, как далеко можно зайти в манипуляциях родителем. Такие проверки могут заключаться в беспричинных капризах или намеренном разбрасывании игрушек. Если отмечено, что беспорядок намеренный, лучше не ругаться и не кричать, это спровоцирует новый виток проверок. Все объяснять мягко, а лучше стоически пережить период.
  4. И не стоит сравнивать детей. Стремление к чистоте и желание наводить порядок может зависеть от особенностей психики. У одного все будет «гореть в руках», а другой даже свои игрушки убирает медленно и сосредоточено. Дети разные, и они не обязаны быть похожими друг на друга.

Но если заторможенность и неаккуратность настораживает, стоит обратиться к невропатологу, чтобы исключить вероятность патологий.

Порядок – это удобно

Когда каждая вещь лежит на своем месте, убираться гораздо проще. Как и собираться на прогулку, а позднее – в школу. Чтобы у ребенка было стремление к порядку, он должен понимать, зачем ему это.

  1. Прежде чем задаваться вопросом, как сделать, чтобы ребенок сам убирал комнату, стоит подумать, как заинтересовать малыша. Ему можно объяснить и показать на примере, что найти любимую игрушку, тетрадь или вещь проще, если она лежит на своем месте.
  2. Возможно, стоит изменить интерьер, отвести место для хранения нужных предметов. Систематизировать хранение, сделав удобные яркие корзины, полки для книг или нанести на ящики комода очертание вещей, которые в нем хранятся.
  3. Ребенку будет интересно поучаствовать и в процессе изменения комнаты. Наносить пометки можно ярким маркером, комментируя свои действия. Или же дать сыну или дочери в руки кисти или карандаши.

У каждого действия должна быть цель. Если в процессе такой работы ребенку станет скучно, можно прерваться и вернуться к пометкам после игры или отдыха.

Систематизация уборки

Психологи рекомендуют начинать решать проблему с обнаружения ее причины. Этот метод можно применить и при приучении ребенка к порядку. Чтобы все сделать правильно, нужно запомнить и постараться понять, что все дети индивидуальны и их видение мира отличается от взрослого.

Приучить к порядку ребенка младшего школьного возраста помогут следующие шаги:

  1. Совместная уборка. Помогать по хозяйству маме или папе гораздо интереснее, чем выполнять рутинные действия. Начинать всегда следует с совместного труда.
  2. Деление работы. Причиной нежелания наводить порядок может быть банальная усталость. Выходом станет деление комнаты на квадраты или зоны, каждую из которых следует убрать в определенный день.
  3. Уменьшение количества игрушек. Обилие кукол, машинок или конструкторов уже само по себе производит впечатление хаоса. Игрушки можно разделить на 2-3 группы и разложить в коробки. И разрешать брать новые только при условии, что остальные вещи уложены в соответствующую коробку.
  4. Систематизация вещей. Убрать брюки будет проще, если малыш будет знать, что они должны лежать на определенной полке.
  5. Конкретизация ежедневных задач. Чтобы ребенок сам без напоминаний наводил порядок, он должен к этому привыкнуть. Если у него будет возможность выбора, то, безусловно, он выберет игру. А если будет знать, что ко времени отхода ко сну все игрушки должны лежать на своих местах, вскоре он будет относить их туда сразу, как только потеряет к ним интерес.

Приучать к порядку малышей лучше в игровой форме. Пусть легкая и станет ритуалом, во время которого можно пообщаться с родителями. Дети перенимают привычки взрослых, и если будут видеть, что папа всегда ставить обувь на полку, через некоторое время и они будут относить свои кроссовки туда.

Трудный возраст

Подростки в своем стремлении к бунтарству и индивидуальности часто воспринимают указания родителей за попытку подавления. Приучать к порядку их нужно с учетом особенностей, в противном случае можно получить противоположный результат:

  1. Не превращать уборку в наказание. Пусть задание будет просто заданием, а не карой за проступки. Важно попытаться сохранить легкость восприятия, родитель не должен быть для подростка мечом карающим.
  2. Определиться с видением. Часто бунтующая молодежь воспринимает мир в иных красках, нежели взрослые. Сын или дочь искренне может считать комнату чистой, если на столе лежат стопки книг, а на полу набор для творчества. Чтобы проблемы не возникали, следует обозначить критерии оценки уборки, например, убранная постель, нет предметов гардероба на стульях, а грязных чашек на столе. Остальное лучше оставить на усмотрение подростка, его характер формируется и не нужно его подавлять.
  3. Не стоит искать ответ на вопрос, как мотивировать ребенка на уборку в системе поощрений. Обещанный дополнительный час с друзьями или новая вещь – плохой стимул. В следующий раз ребенок может взбунтоваться, требуя поощрение.
  4. Сложность приучения подростка к порядку заключается в том, что прививать полезные привычки следовало раньше. В трудном возрасте характер формируется под действием гормонов, а они – не лучший советчик в вопросах решения конфликтов.

В любом воспитательном моменте главное – не перестараться. Прививая привычки, не нужно стараться сломать характер или подстроить сына или дочь под себя. Ребенок должен быть в первую очередь счастливым, а все остальное вторично.

На игнорирование ребенком просьбы собрать игрушки, можно услышать слова:

- Ну лентяй! Весь в папу… Да, гены пальцем не задавишь.

Родители часто перекладывают неудачи в воспитании ребенка на характер малыша и обвиняют «некачественные» гены. Что это за гены и почему они виноваты? А может дело в другом?

Ребенок не взрослый! В силу несовершенной психики и неразвитой силы воли дети требуют особого подхода. Хитростью и небольшими уловками можно добиться большего результата, чем приказами, упреками и наказаниями. Итак, как приучить ребенка к порядку в доме.

8 заповедей для родителей

Никакие приемы и способы не помогут приучить к порядку маленького неряху, если взрослые не соблюдают следующие правила.

  1. Обязательно: Показывайте личный пример. Маленькие дети любят подражать взрослым. Родители для них образец поведения. Невозможно научить ребенка убирать за собой вещи, если мама и папа сами не поддерживают порядок. Чтобы привить малышу привычку, ее нужно сначала воспитать в родителях.
  2. Будьте последовательны. Не делайте поблажек. Пожалев ребенка, и позволив ему один, другой раз не убрать за собой, он поймет, что маму можно уговорить. И такие уговоры-договоры станут нормой: «А можно потом?», «Давай уберем позже».
  3. Не забывайте хвалить. Похвала - мощный стимул. Без нее привить привычку достаточно сложно. Иногда стоит лишь поблагодарить малыша, чтобы у него появилось стойкое желание «помогать».
  4. Воспитывайте регулярно. Нельзя закрепить привычку, занимаясь этим от случая к случаю. Ребенок не понимает, почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя. Другими словами - не ленитесь! Приучайте малыша к порядку ежедневно.
  5. Никогда: Не заставляйте и не наказывайте работой. Насильственными методами воспитать привычку невозможно. Она формируется в добровольном порядке. Вынуждая и обязывая убираться в доме, вы отобьете всякое желание ребенка помогать.
  6. Не делайте за него. Малыш не должен видеть, что убраться в комнате вместо него могут другие. Иначе он поймет, что самому делать необязательно. Даже когда кроха устал или болен, лучше отложить уборку, но, ни в коем случае не убирать вместо него.
  7. Не кричите на ребенка. Не нужно делать из него неврастеника. Криками и скандалами вряд ли добьетесь положительного эффекта. Ребенок станет бояться и при вас убирать в комнате. Но как только родители за порог - вещи будут «раскладываться» где попало.
  8. Не критикуйте и не ругайте за неудачу. Малыш старался, хотел помочь… С каждым бывает… Поддержите малютку. Скажите, что в другой раз обязательно получится. Нельзя, чтобы он разочаровался. Иначе в следующий раз всячески станет отказываться помочь.

Приучаем к порядку


Чаще всего родителей тревожит бардак в комнате малыша. Только наведешь порядок, через 30 минут его как не бывало. Но на этом кавардак не заканчивается. После завоевания детской наглые игрушки начинают оккупировать другие комнаты. Скажем «СТОП!» беспределу, или…

Хитрые способы для маленького лентяя

Игрушки, пора домой.

Соорудите для игрушек и детских предметов домики. Желательно, чтобы жилища были яркими и красочными. Малышу будет гораздо интереснее отправлять игрушки по домам, нежели наводить «серьезный» порядок в комнате.

Машинам можно сделать гараж из картона. Обклеить его цветной бумагой, вырезать ворота и придумать вывеску. Кукол удобно убирать в домик-шкаф, где полки - это кроватки. Сшить туда кукольные подушки и одеяльца. Снаружи двери шкафчика тоже нужно преобразить: нарисовать окно и крышу, облака, солнышко.

Мелкие предметы практично хранить в коробках-домиках. Обклейте их пестрой бумагой, обозначьте окошки и смастерите из картона треугольную крышу.

Давай поиграем.

  1. Вариант 1. «Кто быстрее?». От такого развлечения не откажется ни один ребенок. Предложите малышу соревнование. По команде взрослый и ребенок собирают разбросанные игрушки в коробки. Кто быстрее соберет - тот выиграл.
  2. Вариант 2 «Разложи правильно!». Смысл игры рассортировать предметы по одному признаку. Например, в одну коробку мягкие игрушки, в другую - твердые, мелкие - крупные, деревянные - металлические, красные - синие и т.д.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сказочная уборка.

Навести порядок в комнате помогут персонажи из сказок. Предложите ребенку перевоплотиться в сказочного героя. Девочка, надев крылышки, превращается в фею порядка или волшебницу детской комнаты. Мальчик может стать роботом-уборщиком или с помощью игрушек (ракеты-полицейского, грузовика-помощника) развозить предметы по местам. Играючи малыш с удовольствием уберёт в детской и еще наведет порядок в маминой спальне, в гостиной и других комнатах.

Поезд. Взрослый - диспетчер.

Он координирует действия малыша. Ребенок изображает поезд, который ездит по комнате и внимательно слушает, что скажет диспетчер. На слова «Станция роботов» (кукол, грузовых машин, кубиков) малыш собирает названые предметы и отвозит их по местам. Таким образом убирает всю комнату.

Объявляется генеральная уборка!

Собираясь навести кардинальный порядок в квартире, не забудьте про малыша. Принимают участие все жильцы! Торжественно объявите о начале мероприятия. Распределите объем работы и включите энергичную музыку. Еще интереснее, если за каждую уборку участники будут накапливать баллы, а затем обменивать их на приз. Предварительно договоритесь, какое количество баллов нужно собрать.

История игрушек.

Обнаружив в очередной раз разбросанные игрушки, спрячьте самые любимые. Через какое-то время ребенок заметит пропажу. Расскажите малышу историю о сказочной стране, где живут игрушки, которых обижали, забывали, не убирали в домики. Теперь его любимцы ушли туда искать себе новый дом. Можно написать им письмо, попросить вернуться. Однако нужно пообещать, впредь, убирать их на свои места.

Воспитываем помощника

  • Маленький «Помогайка». Приобщайте малыша к любой посильной для него работе ежедневно. Собираясь в магазин, прихватите пакетик и для ребенка. Поможет нести покупки. Попросите поднести сумку, помыть чашку, игрушку. Намочите тряпочку, пусть вытирает пыль с доступных мест. Вместе пропылесосьте ковер. Поблагодарите маленького помощника, и ни в коем случае не переделывайте работу ребенка в его присутствии. Иначе он подумает, что маме не понравилось, разочаруется и в будущем не станет помогать;
  • Небольшая обязанность. Придумайте для крохи маленькое, но постоянное задание. Например, менять поилку попугаю, кормить хомячка или следить, чтобы не было пыли в определенных местах. В зависимости от возраста он может развешивать небольшие вещи после стирки, раскладывать продукты, прибывшие из магазина или вымытые ложки и кастрюли на места. Обязанность воспитывает в детях ответственность и дает почувствовать себя нужным и полезным;
  • Ритуал. Отличный способ поддерживать порядок в комнате - это ввести обычай. Например, перед тем, как отправиться на прогулку, обед или лечь спать - малышу нужно прибраться в комнате. Сперва поддерживают родители и ребенок. Со временем помощь взрослого уменьшается, а церемония уборки всецело передается младшему члену семьи. Он привыкает и через какое-то время самостоятельно наводит порядок, стоит лишь ему напомнить, что скоро на прогулку, или обед уже готов.

10 шагов как приучить ребенка к порядку

Родителям на заметку!

  • Приучайте с раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем проще закрепить привычку. Малыш привыкает убирать за собой. Порядок в комнате для него становится нормой. Это оградит вас в будущем от ненужных: «не хочу», «устал», «потом»;
  • На позитиве. Обращаясь к ребенку, включайте яркие позитивные эмоции. Дети заражаются хорошим настроением, и тогда с ними легче договориться. Работа пойдет быстрее, веселее и интересней;
  • Выбирайте правильно время. Навести беспорядок в комнате гораздо легче, чем его устранить. Уставший, сонный ребенок - не помощник. Находите время на уборку до того, как малыш утомится или захочет спать;
  • Поддерживайте интерес малыша. Другими словами, не отбивайте с раннего возраста стремления юного помощника. Как часто можно услышать: «Не трогай! Ты еще маленький!», «Поставь на место. Я сама уберу!». Именно с этих слов начинает гаснуть желание ребенка помогать. Пусть он мал, неуклюж, неважно, что разольет… Помогите ему, поддержите, но не запрещайте!
  • Приучайте постепенно. Привлекая кроху к уборке, не переусердствуйте. Дети не должны перетруждаться. Пока ребенок мал, ему помогают родители. Чем старше чадо, тем меньше участие взрослых;
  • Не требуйте и не ждите идеальной уборки. Невозможно сразу научиться быстро и аккуратно убирать. Чтобы оттачивать свои умения, ребенку нужно время и практика. На первых порах достаточно того, что малыш просто разложит вещи по местам. Постепенно учите складывать аккуратно, расставлять красиво;
  • Не приучайте к вознаграждению. Иначе в будущем, даже за небольшую работу, с вас будут требовать плату. Конфетка или мультфильм в качестве поощрения могут быть в исключительных случаях. Наградой за наведение порядка в комнате должна стать похвала.

Малышам нравится копировать и помогать взрослым. Нужно просто вовремя заметить их стремления и поддержать интерес.

Приучать ребенка к порядку необходимо с раннего детства. Об этом говорят психологи, это осознают и сами родители. Самодисциплина поможет малышу не только держать свою комнату в идеальном состоянии, но также быть стойким перед жизненными неурядицами. Чтобы воспитать эти качества, нужно знать, как приучить ребенка к порядку.

Избежать проблем с порядком в детской поможет своевременное приучение к чистоте малыша с самого раннего возраста

Когда и с чего начать?

Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.

Последовательность:

  1. Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
  2. Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
  3. В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
  4. Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: ). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
  5. В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.

Самой первой обязанностью малыша является уборка игрушек. Пускай она проходит в игровой форме

Действия родителей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенку любого возраста необходимо устанавливать разумные требования. При этом они должны быть равны для всей семьи. Только в этом случае можно воспитать справедливую ответственность.

С особо упорными детьми может произойти борьба, в которой взрослым нельзя отступать. Неприступность родителей в вопросах дисциплины готовит малышей к будущей стойкости социума. Если родительская непреклонность идет им на пользу и не подразумевает плохого, то влияние посторонних всегда безжалостно и обманчиво. Приучение к порядку является лишь одним аспектом воспитания.

Процесс развития чистоплотности может проходить по разным путям, и родители сами решают как приучить детей к порядку и чистоте. В первую очередь им самим необходимо быть аккуратными, ведь родители представляют собой главный пример для подражания. Поэтому, когда неряшливая мама пытается втолковать, что нужно складывать свои игрушки, у малыша в голове происходит диссонанс: зачем мама, взрослая и правильная, заставляет его делает то, что не делает сама?


Родители - это наиболее авторитетные люди для маленьких детей, поэтому взрослые должны показывать личный пример чистоты и порядка

В доме обязательно должны быть условия для поддержания порядка. Очень важно, чтобы потенциальные объекты для уборки были доступны (книги стояли на нижней полке, не слишком высокий ящик с игрушками). Родители должны в доступной форме объяснить где должны лежать те или иные вещи. Как такового понятия о том, что собой представляет чистота, у малыша нет, а мама и папа в большинстве случаев ограничиваются лишь тем, что заставляют прибирать игрушки с пола. Родители должны придумать игру, квест или сказку, чтобы показать ребенку все места в доме, где должно быть чисто и как это выглядит. Наказывать за бардак «конфискацией» игрушек нельзя. Тогда малыш будет их прятать, а не расставлять.

Как научить: от игрушки до целой комнаты

Игра – детский способ познавать мир, и многие родители даже не догадываются о том, как игры можно использовать в полезных целях. Это самый действенный способ как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Достаточно сделать квест: придумать какую-то историю, вовлечь имена игрушек, их характеры (а ребенок обязательно выстраивает свое отношение к каждой отдельной игрушке). Детки чуть постарше могут быть вовлечены в процесс общей уборки. Помогают таблицы лидерства, очки, их накапливание, обмен на карандаши, книжки, походы в зоопарк или игрушечный магазин. По такому же принципу можно научить убирать в комнате. Эффективны экспресс уборки перед ужином.

Еще один действенный способ как научить ребенка убирать игрушки – ограничить их количество. Это не значит, что нужно разом выбросить половину богатства малыша. Если так вышло, что в доме много игрушек, можно забирать их постепенно. Желательно все же изначально не переусердствовать с их количеством. Способ заключается не столько в ограничении, сколько в доступности. Ребенок изначально хочет аккуратности. Он легко поддерживает чистоту в комнате, если видит или знает, где стоит та или иная игрушка. Их большое количество рассредоточивает внимание, приходится хранить все в коробках, малыш будет разбрасывать все на пути к желаемой кукле, а ведь он даже не знает в какую коробку мама ее положила.


Для каждой вещи должно быть свое место в доме. Так же и с игрушками. А если их стало слишком много, пускай ребенок отдаст ненужные ему вещи кому-нибудь, например, в детский сад

Желательно ставить игрушки на видные места и открытые полки. Несколько кукол, пачка конструктора, плюшевый медвежонок и машинка больше помогут развиваться малышу, чем тонна пестрых игрушек. Они скорее нужны родителя, чтобы создать видимость заботы. Ребенку же все равно сколько у него развлечений.

В процессе помощи на кухне можно прибегнуть к правилу, которое большинство родителей используют наоборот. Вместо угрозы забрать предмет, который остался на столе, нужно сказать, что нельзя приступать к новому процессу, не прибрав за предыдущим. Это касается выпечки, мытья посуды и прочего.

Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания. Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: ). В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.


Маленькая помощница не хочет поливать цветы и вытирать пыль? Попробуйте иногда менять занятия для ребенка, чтобы дела не стали нудной рутиной

Общие советы психологов:

  1. Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
  2. Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение. На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
  3. Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки. Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
  4. В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
  5. Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой. С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет. Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать ). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей. Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище. Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать. Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.


Итак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты. Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы. Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать. Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть. А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место. То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест , развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате , и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

(9 голосов : 4 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...