Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Про мужской костюм эпохи викингов. Во что одевались викинги Викинги история костюма

Текст подготовлен Павлом Ворониным. Доработка и корректировка – группа инициативных граждан.

Все изображения взяты из свободного доступа в Сети.

Вместо предисловия

Данный текст представляет собой лишь обобщение имеющихся в данный момент знаний по мужскому костюму во второй половине первого тысячелетия нашей эры в Северной Европе в целом и в Скандинавии в частности. Возможно, вы первый раз едете на исторический фестиваль или вы боец, которому не хочется копаться в источниках, а, может быть, вы торговец, целью поездки которого является лишь продажа своего товара… В общем, если вы относитесь к перечисленным или, возможно, к какой-либо иной категории людей, для которых важно гарантированно получить допуск на фестиваль, затратив при этом минимум усилий, и не получить потом «пожизненный бан» за несоответствие своего комплекта тому, что было заявлено, – этот текст для вас.

Комплектность

Для простого повседневного комплекта стоит выбирать простые материалы. Именно это правило и станет основным постулатом всего нашего текста. Мы не будем рассматривать хоть сколько-нибудь «пафосные», статусные вещи, поскольку в наши цели не входит обсуждение комплектов дружинников, ярлов и прочей знати. В комплекте не должно быть ничего лишнего, и, в особенности, того, что может вызвать какие-то дополнительные вопросы. Включение таких элементов остается на вашей совести и ведет к самостоятельной работе с источниками в целях обоснования наличия такого предмета в вашем повседневном комплекте (такая работа, безусловно, только приветствуется, но выходит за рамки поставленной перед составителями данного текста задачи).

Итак, в рассматриваемый нами комплект войдут: головной убор, рубаха, штаны, обувь, плащ, некая подпояска, вместилище для разных мелочей, нож. Возможно также дополнение комплекта носками и обмотками. Рубаха и штаны одни, «исподнее» (второй комплект штаны + рубаха, выступающий в роли нижнего белья) совсем не обязательно. Несмотря на огромное желание многих реконструкторов «понацеплять» на себя различные подвески, кольца, браслеты и т.п., от этого настоятельно рекомендуется воздержаться. Наш комплект позиционируется как повседневная одежда простого человека, а потому все это для него, скорее всего, предметы роскоши. Любое литье, будь то серебряное или бронзовое, можно воспринимать как «ювелирку», которая, несомненно, стоит для такого человека не мало. Про железные и бронзовые изделия речь ниже еще пойдет, но сразу оговоримся, что их количество в комплекте должно быть ограничено.

Материалы.

Для одежды рекомендуем выбирать шерстяную ткань (в любом случае правила фестиваля требуют наличия шерстяной одежды) с видимым переплетением, полотняным или простым саржевым (2/1, 2/2), и плотностью нитей от 10 до, примерно, 16 на сантиметр (у толстых тканей плотность может быть и ниже в связи со значительной толщиной использованных при их изготовлении нитей). Цвета натуральные, соответствующие цвету не окрашенной шерсти: бежевые, коричневые, серые. Если вы не разбираетесь в особенностях исторического текстиля, то от использования сукна и иных валяных тканей следует воздержаться, поскольку далеко не всегда то, что мы можем найти в магазине, имеет подходящий внешний вид.

Льняные ткани для рассматриваемого комплекта исключаются, поскольку предполагается, что для Скандинавии они являлись предметом импорта и стоили потому весьма дорого. Если у вас индивидуальная непереносимость шерсти (аллергия и т. п.), то вам, видимо, стоит выбрать другой регион или временной период.

Сшивать детали изделия предпочтительно шерстяными же нитками. Исключения из данного правила возможны, но они также потребуют дополнительного обоснования, а потому лучше лишний раз подумать, стоит ли оно того.

Полотняное переплетение


Саржевое переплетение 2/2


Саржевое переплетение 2/1

Историчные швы довольно просты. Основными будут «вперед иголку» и «соединительный»


Швы на текстильных фрагментах, Хедебю.

Для обуви следует подбирать кожу натуральных коричневых цветов (такой она становится после дубления, изначально она вообще практически белая) и незначительной толщины – 1-2 мм, не толще (оптимально в районе 1,5 мм). В том числе такая кожа идет и на подметку, как мы видим по многочисленным материалам того же Хедебю.

Небольшой мануал по самостоятельному изготовлению обуви можно посмотреть

На ремень подойдет кожа до 3 мм толщиной. Использовать лучше всего кожу мелкого или крупного рогатого скота, то есть коз или коров. Несмотря на значительное количество свиных костей, подтверждающих, что свинина прочно входила в рацион скандинавов, составителям данного мануала не известно находок изделий из свиной кожи.

Для аксессуаров отдаем предпочтение дереву, кости, рогу, в крайнем случае используем железо (оно тоже не дешево).

Головной убор

Наш выбор – это простая шапка. Без меховой опушки. Полусферическая или колпаки разной высоты (невысокие носятся просто так, высокие с заломом на затылок). Проще всего использовать вариант кроя шапки из клиньев. Также возможно изготовление из войлока. Например, в Хедебю найдено значительное количество войлочных фрагментов. Если хотите утеплиться, сшейте шапку из овчины мехом внутрь, как у древнего человека из Толлунда (болотная мумия, 2-4 век до н.э.). Посмотреть возможные варианты скандинавских головных уборов можно во второй части этой заметки

Рубаха

Свободная в корпусе, в неподпоясанном виде длиной до колен. С небольшими разрезами по бокам для удобства. Именно свободный крой корпуса позволяет делать эти разрезы небольшими. Ворот или ладьевидный (в основе – овал), или как у косоворотки. При ладьевидном вороте размер его рассчитывается так, чтобы он соответствовал обхвату головы, не более. Ворот со смещенным разрезом кроится как на рубахе из Бернутсфельда или Гуддаля. Рукава стараемся не делать слишком широкими, к запястью сужаем. Чем уже рукава, тем лучше, главное тут рассчитать, чтобы они при этом не мешали двигаться. Ластовицы - это крайняя мера, в идеале их делать не надо (в находках они встречаются крайне редко). Клинья в подол не вшиваем, ибо при рассматриваемом крое они не нужны.

Такой архаичный крой представляется наиболее простым и не требующим дополнительной работы с источниками на конкретный регион. В то же время имеются и другие варианты, например в Хедебю. Однако поскольку возможность их использования зависит от конкретного комплекта и, опять же, требуется дополнительное обоснование, данные варианты в нашем мануале не рассматриваются.

Штаны

Довольно узкие, почти в облипку. Кроятся на основе находок в Торсберге или Дамендорфе. Крой мотни штанов из Хедебю также можно учесть – он схож как с Торсбергом, так и с Дамендорфом, но отличия все-таки есть. Если вы сделаете штаны с носками как в Торсберге, то отдельные носки вам уже могут и не понадобиться. Крой указанных штанов весьма специфичен, поэтому поэкспериментируйте сначала с ненужной тряпкой. Самыми простыми, как представляется, являются одни из двух штанов найденных в Торсберге (штаны 2 на картинке ниже). Но, возможно, «опыты с тряпкой» и тут не покажутся вам лишними. рекомендации по пошиву более сложных штанов из Торсберга. Свободные штаны и, тем более, шаровары, требующие значительно большего количества ткани, не могут являться деталью рассматриваемого нами простого комплекта.


Штаны из Торсберга (1)


Штаны из Торсберга (2)


Штаны из Дамендорфа


Остатки штанов из Хедебю

Носки

Либо заказывайте/делайте правильные невысокие (до щиколотки) вязаные иглой носки, либо шейте штаны с носками. Также можно сделать чулки-«шоссы» до середины бедра. Последние подвязываются к поясу или «шлевкам» (петелькам) штанов.

Вязаный носок из Коппергейта Остатки шосс, Хедебю

Обмотки

В случае с простым, небогатым комплектом, возможно использование лент не только саржевого, но и полотняного переплетения. Опять же определитесь, нужны ли вам относительно недешевые обмотки в дополнение к вашим и так вполне комфортно сидящим узким штанам.

Обувь

Выбирайте какой-то простой тип, в идеале какие-либо простые невысокие ботинки с ремешком. Если есть такая возможность, можно вообще ходить босиком, ведь обувь в повседневной носке – это для состоятельных людей.

Подпояска

Можно ограничиться куском аутентичной веревки или кожаного шнура вторичного использования. А можно сделать ремень с какой-либо простой пряжкой, например железной (на основе находки из Хедебю), простой бронзовой из прутка (находки из гарнизона Бирки) или костяной (находка из Йорка?) (при выборе изначально старайтесь ориентироваться на тот регион, которым, возможно, вы займетесь в дальнейшем: региональные отличия могли быть довольно существенными, поэтому нет гарантий, что простые решения на одной территории были популярны на другой). При выборе вариантов важно помнить, что находки ремней с одной только пряжкой не являются исключением. Кроме того, находки ременной «фурнитуры» в целом явление весьма редкое. Так, например, на 1200 захоронений Бирки такие находки имеются лишь в 2-3 десятках захоронений.

Плащ

Простой прямоугольник толстой ткани, плотностью примерно 10 нитей на см. Заменит вам и одеяло и капюшон. Для закалывания можно сделать костяную плащевую иглу, разновидностей коих имеется великое множество. Также можно подобрать и какую-либо иную недорогую застежку. Плащ может достигать размеров 200х170 см как в Бернутсфельде, а если учитывать различия в среднем росте в наши дни и в то время, то возможно сделать его и большего размера.

Кошелек/сумка

Простейший кошелек изготавливается из стягиваемого ремешком круглого куска кожи с отверстиями по краю. Либо сшивается из одного-двух кусков кожи в виде кисета. Размер таких кошельков очень небольшой – максимум 10х15 см.

Нож

Лучше брать экземпляры с наиболее распространенными типами клинка и с простой деревянной рукоятью без резьбы и кожаных/металлических больстеров (пластинка вставляемая между рукоятью и клинком). Находки вставок из рога довольно редки и использование их в таком простом комплекте остается под вопросом. К ножу необходимо иметь простые кожаные ножны, прошитые льняной нитью.


Ножи, Новгород Ножны, Хедебю

Костюм норманнов (викингов)

Норманны - это северогерманские народы, предки жителей скандинавских государств, вошли в историю последними из германцев — в самом начале средних веков. Они не принимали активного участия в набегах своих соплеменников на Римскую империю, зато, как известно, сохранили — в северном варианте — многие утраченные теми героические сказания и песни.

Часть этих северных германцев продвинулась с крайнего севера на запад Скандинавского полуострова — они назывались норманнами; на востоке полуострова племена шведов расселились к западу от озера Меларен и к югу от прибрежных равнин, и около 1164 г. объединились вокруг общего религиозного центра и королевского двора в Упсале. Северные народы вели свои войны в основном в восточных областях, на побережье Финского залива, куда они также продвинулись. В борьбе с обитавшими там финскими, латышскими и славянскими племенами и образовалось сильное восточное государство. С завоеванием Южной Швеции, островов Балтийского моря и Ютландии норманны добились исключительного господства на территории трех современных северных государств.

В старинной песне говорится о свободном человеке с расчесанной бородой, открытым лбом, в плотно прилегающей одежде, который приручает быков, ходит за плугом, строит дома; о хозяйке дома в простой одежде, чепце, платке на плечах, с украшениями на шее — она прядет тонкую пряжу; наконец, о высшем сословии — ярлах, которые упражняются в метании копий, верховой езде, учатся переплывать Зунд.

Об одежде норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя, дает нам полное понятие ковер, согласно сказаниям, собственноручно вышитый Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в память о завоевании Англии.

Мужчины изображены на этом ковре в опоясанных полудлинных куртках с узкими рукавами; знатные вожди в длинных, доходящих до ног куртках, без складок в поясной части. Знатные люди носили, вероятно, под такой курткой и рубаху, вошедшую в употребление у англосаксов; низшие же сословия норманнов начинают пользоваться рубахой лишь с XIII столетия. Длинные куртки служили старикам довольно долго; знатная же молодежь перешла к коротким.

Плащ имел прямоугольную форму; он скреплялся на правом плече либо пряжкой, либо шнуром с кистью.

Сначала куртки и плащи для низших сословий изготовлялись преимущественно из шкур, а с XII столетия вошла в употребление шерстяная материя. Норманны носили длинные штаны или чулки; они обертывались до колен, а иногда и до ступни повязками. Длинные чулки делались из полотна, сначала одноцветного, а затем и полосатого. Богатые люди носили и шелковые чулки.

Повязки, заменявшиеся у черни простыми ремнями, у богатых людей украшались дорогими кистями. Обувью служили полусапожки, нечто вроде кожаного чулка, который знать украшала всевозможными вышивками. К концу XI века появляются остроконечные башмаки.

Головным убором служил плотно прилегавший к голове чепец, завязывавшийся под подбородком. Встречались, впрочем, и меховые, и войлочные шапки зонтикообразной формы, а иногда и круглой или чашеобразной.

Перчатки считались большой роскошью: их носили только короли, высшее духовенство и богатое дворянство.

К драгоценным украшениям у норманнов особого пристрастия не было. Волосы они носили коротко остриженными спереди, заднюю половину головы почти совершенно выбривали, лицо было всегда гладко выбрито.

В XII столетии замечается уже некоторое стремление к роскоши, и одежда знатных людей резко меняет форму. Короткая и узкая куртка становится длинной и широкой. Рукава тоже делаются шире и длиннее, падают ниже кистей рук и откидываются назад. Входит в обычай ношение двух курток; на верхней была богатая вышивка по краям, а нижняя волочилась по земле. Поверх короткой куртки часто носили еще полудлинный, плотно охватывавший тело и застегивавшийся на груди плащ с капюшоном, швы которого украшались вышивками. Плащи нередко подбивались мехом.

Стали носить остроконечную обувь; концам придавалась форма клюва или рога. Резко изменилась и прическа: волосы не сбривались больше на затылке, а отпускались, напротив, возможно длиннее. В царствование короля Стефана в высшем обществе появляются даже и парики. Волосы стали помадить, завивать и закреплять шнурами и лентами.

В XIII столетии снова произошла резкая перемена: начинают носить короткое одеяние; рукава становятся до того узки, что их шьют до локтя раздвоенными и застегивают только после того, как рука уже в них продета.

Плащ с капюшоном падал до икр; рукава его казались как бы окончанием начинавшейся на плечах и спадавшей на спину пелерины. Носили также и такой плащ с капюшоном, у которого были с обеих сторон разрезы до плеч; передняя его часть могла быть по желанию закинута за спину. Плащи изготовлялись либо из грубой шерстяной материи и служили для верховой езды, либо из тонкого материала, нередко из шелка, и носились как праздничное одеяние.

Придворные и даже король одевались так же, как и знатные люди; особых придворных костюмов не было, равно как и специально королевского одеяния. Отличалось последнее только тем, что делалось из очень дорогого материала и украшалось отделкой из золота и драгоценных каменьев.

У знати были еще в употреблении сандалии, состоявшие из кожаной подошвы с красными суконными подвязками или с золочеными ремешками, которые крестообразно завязывались на ступне, а нередко покрывали всю ногу в виде шахматных клеток.

Головным убором служили береты с плоским донышком и прямым козырьком. Короли, князья, епископы и знать носили перчатки с богато расшитыми и доходившими до локтя крагами. Вместе с длинными, искусно завитыми волосами стали носить бороду и усы. Кроме поясных украшений и пряжек для плащей начали входить в моду и другие драгоценные украшения. Знаками верховной власти были корона, скипетр и держава.

На изображениях у каждого короля имеется корона особой формы. Чаще всего - украшенный дорогими каменьями и жемчугом венец с четырьмя поднимающимися кверху зубцами; красная шапочка стала приделываться к таким венцам уже в позднейшее время. Скипетром служил жезл, длиною приблизительно в 2 /2-3 фута, с драгоценными каменьями, заканчивающийся цветочной чашечкой или трезубым листком.

Норманнские женщины носили сначала поверх рубашки длинное платье, рукава которого были так узки, что их приходилось разрезать в передней части и застегивать или зашнуровывать; между пуговицами или шнурками виднелась белая рубаха. Роба , верхнее платье, плотно прилегала в верхней части туловища; нижняя же ее часть была очень широка. Рукава плотно облегали руку до локтя, а иногда и до кисти, но тут сразу раскрывались и падали до земли широкими, открытыми мешками. Мешки эти подбивались легкой материей ярких цветов - их носили только женщины высшего круга.

Шейный вырез, рукава и нижний край верхней одежды обшивались широкими, роскошно расшитыми полосами. Сначала у платьев редко были пояса, но надо думать, что юбка приподнималась посредством полос из материи.

На одном изображении видна дама в перчатках, к которым приделаны падающие до земли крылья из материи. Волосы норманнские женщины носили распущенными или же заплетали их в две или даже несколько кос. Голову покрывали довольно длинным, изготовленным из тончайших тканей платком, который мог даже заменять плащ. Шею покрывал сделанный из тонкой ткани шейный платок, большей частью, белый, -поверх выреза платья и вплоть до подбородка.

I. Викинг в штанах из звериной шкуры.

2. Викинг (норманн) в бронзовом шлеме и блузе с узором по краю. 1 и 2 — с бронзовых пластин, найденных на острове Эланд.

3, 4. Норманны в железных и бронзовых шлемах различной формы. VII — X вв.

5. Норманны-воины. Кожаные доспехи с зубчатым краем. IX в. Британия.

1—3. Воины. Средний — с трубой наподобие альпийского рожка, 1 — одет в sagurr

4. Предводитель войска со штандартом.

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"

Оценить материал:

Глава девятая

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины - 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным «качеством жизни» господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото - более редкий материал для «викингских» украшений.

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.

На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов - особенно парадные - отличались необыкновенной роскошью. Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Т]рюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову - шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в «Саге о йомсвикингах», платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткшъморенд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrtd), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время - из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.

В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам. Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (ото), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.

Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению. Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.

Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского. Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.

На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы. Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными. В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными «признаками» колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой. При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им «русов» (шведов): «Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. - К Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. - К Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца - коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них - несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них - это зеленые бусы из керамики».

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению. Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для «улучшения» своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи. Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.

Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингав) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.

В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия - 44–76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча - спатъС), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда «черными». Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Одежда. Украшения Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Английский дом. Интимная история автора Уорсли Люси

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

1. Одежда и украшения Пройдитесь по одному из великолепных итальянских музеев – в Риме, Флоренции или Неаполе – и устройте своей душе праздник античной скульптуры. Не ограничивайтесь только поздними работами, такими, как «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон», столь

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Глава 3 Детская одежда Второй пример - детская одежда. Сегодня хорошие вещи - иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Глава IV Одежда делает монаха

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 8 Крестьянская одежда Возле двери, над коником, висела расхожая крестьянская одежда, которую носили повседневно. А в сундуках хранились праздничные наряды.Основу мужского крестьянского костюма составляла «русская» рубаха-косоворотка: с разрезом (пазухой) у левого

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

ГЛАВА VII ЦАРИЦЫНЫ НАРЯДЫ, УБОРЫ И ОДЕЖДА Общий обзор. Головной убор, девичий и женский. Золотые уборы или ларечная кузнь: золото, саженье, низанье. Одежды. Обувь. Мастерская Палата. Светлица и ее рукоделья. Белая казна. Иностранцы бывавшие в Москве в течении XVI и XVII ст.

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава четвертая. Одежда Мы мало знаем о том, каковы были квартиры бедных людей в инсулах и вовсе ничего не знаем о крестьянских хижинах: ни об их плане, ни об их размерах. Все наши догадки по этому поводу, как бы ни были они логичны и здравомысленны, остаются догадками:

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Одежда и украшения Об одежде скифо-саков до раскопок Пазырыкских курганов мы имели представление по изображениям скифов на сосудах и других изделиях из денных металлов греческой работы, по изображениям саков на персидских барельефах ахеменидского времени и по двум

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 6 Пища - одежда - религия - побеги Предельно кратко приведу еще несколько важных данных о сахалинской каторге в надежде, что найдутся-таки читатели, чтобы сопоставить их с теми, что приведены в первой книге о соловецком концлагере.Пища.Не нашлось ни у кого даже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших

Археологические источники.
Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались. Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества "украшений" для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки - плащ - очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.
В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebø, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.
Эстетика.
Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.
Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды - "бамбакион" (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.
Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель - марена), синий (краситель - вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды) . Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель - ореховая скорлупа).
Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.
Минимальный костюм.
Штаны.
Иконографические источники, такие как изображения на рунических камнях Готланда или гобелен из Усеберга, предполагают, что существовало как минимум два варианта покрытия ног: широкие штаны, мешковидные в верхней части, и более узкие, приблизительно одинаковой ширины на всю длину. К сожадению немного находок определяются как штаны, и остатки не дают возможности выявить покрой.
Несколько находок штанов, датируемых эпохой переселения народов (т.е. между падение Рима и эпохой викингов), позволяют предположить, что покрой штанов, по крайней мере, узкого варианта, имеет довольно долгую историю. Штаны, найденные в Thorsbjerg Mose (Дания), представляют собой одежду довольно сложного покроя, где ластовица сшивалась из трех раздельных кусков, и могут послужить опровержением утверждения, что одежда раннего периода не требовала вмешательства портного. Низ штанин расширяется для покрытия ступни, подобно современным детским пижамам.
Останки курганного погребения эпохи переселения народов в Эвбе (Evebø, Gloppen, Западная Норвегия) доказывают, что "шотландка" не была неизвестной в скандинавском мире. Штаны были сшиты из клетчатой ткани, с размером квадрата 15*15 см, как минимум в трех цветах: крайсный, зеленый и синий. Поскольку на ткани не обнаружено следов складок, то скорее всего, это был узкий вариант штанов.
Среди фрагментов тканей из раскопок в Хедебю обнаружен фрагменты одежды, которые интерпретированы как остатки ластовицы широкого варианта штанов (Pumphose). Материал фрагментов - тонкая качественная шерстяная ткань с креповым переплетением. Некоторые фрагменты были желтоватые, иные - красные. Существовало сходство с покроем штанов из Торсбьерга, что позволило идентифицировать находку как детали ластовицы. К сожалению, общий покрой штанов реконструкции не поддается.
Остатки штанов, найденных в Бирке, были, вероятно, широкого и короткого покроя (чуть ниже колена). Штаны были полотняные (или подшитые полотном) с металлическими петлями пришитыми к нижней части штанин; шерстяные чулки прикреплялись маленькими крючками к штанам сразу под коленом. Подобные крючки распространены по всей Северной Европе от Бирки до Винчестера и даже до Йорвика, в особенности в областях расселения саксов. Их предназначение дискуссионно: возможно, крючки использовались не на штанах, но на подвязках. Непотревоженный контекст находки из Бирки приобретает при этом особо важное значение.
Нижняя рубаха.
Существует некоторое количество информации по покрою нижней рубахи эпохи викингов. Большая часть найденных фрагментов из шерсти, однако многие женские нижние рубашки, найденные в Бирке, сшиты из полотна. Скорее всего, рубашки из Области Датского Права и Ирландии также были полотняными. Много фрагментов полотняных одежд 9-10 веков найдены в Йорке, большинство из них по технологическим характеристикам могут относиться к нижней одежде.
Ярл эпохи переселения народов из Эвбе носил две нижних рубахи одна на другую. Его красная туника длиной до колена была украшена по вороту, подолу и рукавам плетеной тесьмой со сложным орнаментом из красных, желтых и черных нитей. Ворот скреплялся бронзовыми застежками, обычными для англо-саксонских погребений того же периода. К сожалению сложно определить покрой этой рубахи.
Рубахи из Хедебю бали двух вариантов. Для обоих характерны полукруглый вырез ворота, скругленные отверстия для рукавов и раздельные детали для передней и задней частей, сшитые в плечах. Различалось оформление боков: для одних, более узких, характерен прямой шов, в другие же вшивались клинья. Большинство рубах шерстяные, некоторые были окрашены. Рукава сужались к запястью и могли быть выкроены из нескольких деталей.
Меньшее количество находок происходит из погребений Бирки. Некоторые из них имели прямой разрез ворота, а не округлый, как в Хедебю. Рубаха шилась из цельного куска ткани, а не сшивались в плечах. Рукава, скорее всего, пришивались отдельно.
Верхняя рубаха.
В целом, данные о нижних рубахах могут быть экстраполированы и на верхние рубахи, для понимания покроя этого предмета костюма. Как для нижних рубах, для верхних есть свидетельства об использовании как льняной, так и шерстяной тканей.
Верхняя рубаха ярла из Эвбе была шерстяной, возможно, синего цвета, украшенная по вороту двуцветной тесьмой с изображениями животных. К этой рубахе были прикреплены серебряные застежки, но из-за некоторых недочетов в полевой фиксации, неизвестно были ли они застежками рукавов или передней части рубахи. Поскольку красная нижняя рубаха была обильно украшена, синяя одежда могла быть и не верхней рубахой, но чем-то подобным пальто, т.е. распашным спереди: в этом случае серебряные застежки могли быть использованы для застегивания одежды на груди.
В Йорвике 9-10 вв. полосы шелковой ткани ярких расцветок использовались для отделки краев верхней одежды, приблизительно так же, как ныне используются ленты. Существует достаточно свидетельств из Дублина эпохи викингов использованию шелковых полос для оторочки. Аналогичное использование выявлено в погребении из Маммена. Эта мода также представлена и в погребениях 9-10 вв. Бирки, причем в некоторых случаях тканая тесьма с металлической нитью дополняла шелковые ленты на груди и рукавах.
Погребение 735 Бирки (середина 10 в.) выявило уникальный орнаментальный комплекс из шелка и тканой с серебром тесьмы. Комплекс состоял из восьми параллельных полос, горизонтально нашитых на шелковый прямоугольник. Этот комплекс стал источником для многочисленных изображений кафтана русов, но, как это часто случается, иллюстраторы поняли все неверно. Мужчина из погребения 735 НЕ БЫЛ одет в кафтан, застегивающийся на пуговицы; на нем была одеваемая через голову рубаха сине-зеленой шерсти, украшенная на груди. И хотя форма орнаментального комплекса не совсем ясна, но существуют предположения, что руква были украшены аналогичным орнаментом.
Другая верхняя рубаха из Бирки была из полотна, украшенная вертикальными полосами из тесьмы от рукава до низа, что напоминало византийский клавий clavii. Кроме того, рубаха была украшена китайским шелком, насчитывавшим к моменту погребения несколько столетий.
Верхняя одежда.
Исходя из археологических материалов, существовали два варианта верхней одежды. С целью упрощения различий их можно назвать "куртка" и "пальто". На "куртке" не было застежек, в отличие от "пальто", которое застегивалось на пуговицы. Возможно, оба варианта представляют собой различные способы оформления одного и того же вида верхней одежды, поскольку никогда не встречались в погребениях одновременно.
"Куртка" найдена вразличных местах скандинавской ойкумены, и, похоже, является довольно традиционной одеждой. Наиболее ранний пример этого варианта изображен на фигурах со шлема из Саттон-Ху, где одеяния напоминают нечто похожее на современный халат. Согласно изображению, фигуры одеты в длинные запахивающиеся одеяния. Дополнительные свидетельства выявлены в погребениях саксов (как в Европе, так и в Англии): остатки подобных одеяний орнаментированы спереди златотканой тесьмой. Предполагается, что такая одежда могла иметь ритуальное значение.
Фрагменты "куртки" из Хедебю сшиты из ткани с саржевым переплетением в 2 нити. Предполагется, что одеяние достигало середины бедра и было орнаментировано "псевдо-мехом" из шерсти вдоль разреза и по нижнему краю.
"Пальто", или кафтан, выглядит исключительно восточной (швеско-русской) одеждой.Убедительные свидетельства такого одеяния обнаружены только в Бирке в погребениях 10-11 вв. Оно представляет собой длинное запашное одеяние, застегивающееся на пуговицы от горла до пояса, и украшенное металлизированной тесьмой. Найдены остатки 5 подобных одеяний, на каждом из которых обнаружены металлические пуговицы. Возможно, существовали деревянные или костяные пуговицы, которые плохо сохраняются. Предполагается, что этото предмет костюма заимствован со скараманга, византийской повседневной придворной одежды.
Плащи.
Плащевой комплекс эпохи викингов обычно состоял из прямоугольного плаща и фибулы. Фибулы могли быть подковообразными или булавками с кольцевидной головкой. Плащи делались из различных тканей: от тонкой с обычным переплетением нитей до "псевдо-меховой" ткани, известной как rogvarfelðr.
Ярл из Эвбю покоился в легком прямоугольном плаще с бахромчатыми краями. Это была красная "шотландка" с синимии и желтыми полосами, которые образовывали квадраты 12*12 см. По краям были нашиты тканые ленты с сине-зеленым или желто-красным орнаментом. Фибулы в погребении не обнаружено.
Фрагменты красной и некрашеной ткани, возможно "псевдо-меховой", обнаружены в Йорвике. Погребение 750 Бирки содержало остатки аналогичной сине-красной ткани с ворсом длиной в ноготь.
Шерстяной плащ, найденный в погребении Маммен, был украшен сложной двуцветной вышивкой. Мотивы включали две различных версии повторяющихся лиц и рук в стиле "хватающихся человечков", а также листовидный мотив, напоминающий орнаментацию саксов. Плащ был украшен также золотой фольгой.
Мужские погребения Бирки содержали плащи, которые были либо на покойном, либо лежали рядом с ним. В большинстве своем это были толстые синие плащи, заколотые на плече или на бедре. В некоторых погребениях плащи находились рядом с погребенным. Из пяти мужских погребений, убедительно датированных IX столетием, все фибулы располагались на плече. Несколько плащей X века застегивались на бедре, иные же располагалиись поблизости от погребенных. Существует предположение, что обычай укладывать плащ рядом с покойным объясняется желанием показать более красивые одежды на теле. Однако, из этой гипотезы следует, что одежды IX века из Бирки были менее орнаментированы, чем одеяния X столетия, что, скорее всего, не соответствует действительности. Более того, обычай отдельного размещения плаща прослеживается и в более ранних погребениях, например, в Саттон-Ху.
Иные предметы костюма.
Существуют немногочисленные свидетельства иных одеяний эпохи викингов. Остатки тканей из Хедебю включают в себя нечто, реконструируемое как жилет. Этот предмет был сшит из плотной шерстяной ткани, довольно тесно облегающим и достигал бедра.
Перекрестные обмотки, столь распространенные в костюме франков и саксов, как предполагается, не были популярны в скандинавской одежде. Однако, в погребениях найдены полосы ткани, которые обычно интерпретируются как обмотки. В Хедебю были найдены спициально сотканные, но неотрезанные от более широкого куска ткани полосы шириной 10 см. Техника изготовления различна: наиболее красивые сделаны в технике переплетения елочкой из лиловых нитей. Подобные полосы найдены и в других памятниках Северной Европы. Предполагается, что обмотки спирально наматывались от верхней части голени и закреплялись на лодыжке, а излишки скрывались в туфле.
Акссессуары.
Шляпы и головные уборы.
В Бирке идентифицированы три типа головных уборов. Два типа соотносятся с иными предметами костюма: типы A и B найдены в погребениях с кафтанами. Тип А, обнаруженный в погребениях IX и X столетий, представляет собой остроконечную шляпу, по меньшей мере частично сделанную из шелка, орнаментированную либо металлическими нитями по передней части колпака, либо серебряным воронкообразным орнаментом по верху колпака и шариками серебряного шитья на завершении. Тип В - более степенная инновация X века, которую также носили с кафтаном. Он представляет собой низкий колпак, орнаментированный по кругу одной или несколькими полосами металлизированной ленты или пришитой спиральной проволокой. Взаимосвязь между шапкой и кафтаном обычно особо выделяется, поскольку использована схожая система орнаментации. Тип С состоит из металлизированной тканой полосы - возможно, это упоминающийсяя в сагах hlað. Этот тип обнаружен в погребениях, где не выявлены остатки верхней одежды.
Необычный головной убор найден в погребении Маммен. Его реконструкция представляет собой шелковое кольцо украшенное тесьмой. От этого кольца отхоят два шелковых клина, украшенных золотой вышивкой по центру. Полосы китового уса, вероятно, предназначались для поддержания головного убора в вертикальном положении.
На Оркнейских островах найден целый шерстяной капюшон, датированный эпохой викингов. Его покрой гораздо проще более поздних капюшонов и представляет собой в сечении квадрат. Капюшон сделан из ткани с переплетением-елочкой и украшен по краю двуцветными полосами тесьмы.
Пояса.
Хотя кожа пояса далеко не всегда сохраняется, существует множество находок металлических деталей поясного набора из погребений эпохи викингов. Пряжки, поясные наконечники и кольца неоднократно найдены в мужских погребениях, хотя кожа не сохранилась. Пряжки эпохи викингов не выглядят гораздо проще, чем пряжки из погребений англо-саксонского времени. Обычно это бронзовые предметы овальной формы с язычком. Известны также костяные пряжки.
Различные варианты поясов найдены в Бирке. Некоторые кожаные пояса были украшены по всей длине металлическими бляшками; в погребении 1074 обнаружен пояс с двумя охвостьями и блишками. Эти пояса обнаружены в тех же погребениях, что и кафтаны с бронзовыми пуговицами.
Несколько поясов из шелковой парчи, украшенных серебряным шитьем обнаружены в погребениях, где встречены также и бронзовые пуговицы. Поскольку сохранились лишь фрагменты, то затруднительно создать полную реконструкцию такого пояса: вероятно, их ширина достигала 6 см, а серебряная орнаментация располагалась по узкой части. Вероятно, такой пояс завязывался, а серебряное шитье выполняло функцию ременного наконечника. Остатки поясов не найдены в погребениях с верхними рубахами, поэтому нельзя утверждать использовали ли люди в такой одежде пояса.
Обувь.
Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические пуговицы или вообще незастегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались различные виды кожи.
Личные украшения.
Безусловно, мужчины не носили сложных ожерелий из бусин и подвесок. Однако, витые гривны, найденные в различных кладах эпохи викингов, были, скорее всего, универсальным украшением, равно как и амулеты. "Молотчки Тора" найдены повсеместно в "мире викингов". Их носили и во время набегов: один из скандинавов, погребенный в Рептоне (Repton, Derbyshire, Англия) и погибший в сражениях 873-874 гг., носил на шее простой серебряный "молоточек Тора" между двух различных бусин.

Эта статья изначально была напечатана в Pikestaff Arts and Sciences Issue (December 1994), публикации Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.).

Археологические источники.

Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались.

Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества “украшений“ для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки – плащ – очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.

В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebo, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.

Эстетика.

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.

Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды – “бамбакион“ (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель – марена), синий (краситель – вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды). Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель – ореховая скорлупа).

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...