Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Процессуальная терапия. Процессуально-ориентированная психотерапия

Травмой является любое событие, которое повергло нас в состояние эмоционального шока, которое мы не смогли пережить. И тогда, когда в нашей жизни складываются ситуации подобные травматичной, мы либо избегаем этих ситуаций (реакция «избегания»), либо мы говорим, что это нам вообще не нужно, либо мы агрессивно отстаиваем свои границы. Но чаще всего, если у нас когда-то была травма, мы в это потом просто не идём. Например, если нам сказали, что мы плохо выглядим, что выбрали не нас, а другого партнера, то мы можем не идти в какие-то личные отношения.

Если в какой-то момент наш партнер сказал нам, что он не хочет ребенка, мы можем либо усиленно пытаться завести ребенка с другими партнером, либо, если мы сделали аборт, просто избегать контактов с мужчинами. И в момент, который для посторонних людей может казаться незначимым, мы можем принять решение, что мы вообще не пойдем в личные отношения, и будем развивать себя только в профессиональной деятельности, а личной жизнью заниматься не будем.

Или наоборот, мы долго шли по карьерной лестнице и очень много сделали для какой-то организации, но на повышение идёт другой человек, а не вы. Если человек не в силах пережить эту травму, он может сказать: «Я буду заниматься семьей и детьми, или буду заниматься другой профессиональной областью». И люди со стороны могут сказать: «Ты в этой области уже 15 лет. Ты просто потрясающий специалист. Как мы без тебя». А он в ответ скажет: «Нет, нет. Мне просто надоело заниматься работой». А на самом деле человек не смог пережить эту травму унижения и несправедливости.

То, что для одного человека может быть большой травмой, для другого человека травмой может не быть. Это очень интересный момент.
И на программе по травмотерапии мы будем разбирать свои травмы, будем делать это в группе. Помимо опыта, помимо того, что является травмой, а что - не является. У нас будет возможность получать ресурс группы, с людьми которые в течение года будут очень большой поддержкой.

Травмы делятся на:
- травмы насилия,
- травмы пренебрежения,
- травмы лишения.

Они несут чувства, по которым мы можем сами про себя понять, что травма у нас существует. Это чувства стыда и вины. Стыд может иногда проявляться как обида, а вина может проявляться как гнев. Очень часто за этим стоят внутренние высказывания: «Я ничего не стою», «Я не заслуживаю лучшего». И это может быть как внутреннее обесценивание, которое выражается в страхе: «меня не выберут», «меня не оценят», состояние ужаса, беззащитности, беспомощности.
Или это может быть состояние грусти, боли, одиночества, страха, что бросят, состояние отверженности. Всё это лежит в основе чувств обиды и гнева.
И вы можете взвесить, какие чувства в вашей жизни являются ведущими. Если вы сейчас взвесите, что сейчас в вашей жизни занимает большее место: чувство радости, любви к миру, удовольствие от своей жизни, либо чувства неуважения к себе, боли, грусти, одиночества, заброшенности, обесценивания себя и своих поступков,

***
Вся травматерапия построена на работе с ресурсами. И для того, чтобы встретиться с травмой (это называется «конфронтация с травмой»), мы должны провести человека через ряд ресурсных техник. Помимо работы с травмой с процессуальном залоге, мы сегодня немножко коснемся ресурсных техник.

Ресурсные техники направлены либо на то, чтобы вы вспомнили какие воспоминания, которые для вас хороши. Иногда у человека, у которого в жизни много сложных проблем, ресурсные воспоминания амнезированы.

Например, если родители были алкоголиками и драчунами, ребенку, когда он вырастает, кажется, что в его жизни не было ничего хорошего. Но когда мы в рамках травматерапии задаем определенные вопросы себе и друг другу, выясняется, что ресурсные воспоминания есть у каждого.

А наша психика устроена очень интересным образом. Она устроена так, что когда мы что-то вспоминаем, несмотря на то, что событие было в прошлом, или несмотря что мы это событие воображаем в будущем эмоции радости, удовольствия и любви, мы испытываем прямо сейчас.
И сейчас мы с вами сделаем одно интересное упражнение.
Напишите на листочке свое состояние по шкале от минус 10 (очень плохое), до плюс 10 (очень хорошее, радость, эйфория). Для чего? Чтобы после занятия сравнить, поменялось ли ваше состояние или нет.

Вспомните любое место, где вам было хорошо. Не важно, будет ли это ваша квартира, место на природе, на даче. Может быть это место, которое вы посещали некоторое время назад.

Представьте, что вы находитесь в этом хорошем или, как мы говорим в травматерапии, ресурсном месте. Представьте себя в этом месте. Оглянитесь по сторонам. Посмотрите, что вас окружает. Может быть это мебель, ели ресурсным местом является ваш собственный дом, или гостиная в доме вашей бабушки.
Если место хорошее, ресурсное, то вам очень удобно сидеть, стоять или лежать. Представьте себя в удобной позе. Находясь внутри своего тела, посмотрите, что расположено вокруг. Почувствуйте, что ваше тело приятно расслаблено. Может быть, вы услышите какие-то звуки. Это могут быть звуки природы, это могут быть звуки тишины. Или какая-то приятная для вас музыка. Может быть, вы почувствуете какие-то запахи, которые присущи тому месту, которое является для вас хорошим ресурсом.

И иногда мы даже не замечаем, что в наших воспоминаниях есть звуки и запахи. Но когда мы соединяем вместе звуки ресурсного места, запахи ресурсного места, картины, которые мы там видим, может быть, какие-то цвета, может быть какие-то телесные ощущения от травы, деревьев и цветов, или от дивана или кровати, на которой вы сидите или лежите в ваших воспоминаниях.
Попробуйте собрать это всё в себе воедино.

Может быть, вы увидите каких-то людей. И рассмотрите, во что они одеты. Может быть, это будут близкие люди. Может быть, это будут те люди, которых сейчас нет с вами. И я прошу, если к вам будут приходить какие-то ностальгические чувства, просто дышать чуть глубже и продолжать находиться в этом ресурсном воспоминании.
И сейчас я попрошу вас каким-то образом запомнить, маркировать, как вы это воспоминание можете в себе вызвать. Может быть, это будет какой-то символ. Может быть какой-то цвет, какой-то запах.

Может быть, вы запомните это воспоминание, и придет некий образ, какой-то знак. Что-то еще…
И после того как вы как-то маркируете это воспоминание, так чтобы вы могли его вызывать в будущем, вы можете написать мне про своё состояние. Стало вам лучше и хуже. Иногда оно улучшается. А иногда ухудшается, когда мы видим людей, которые нас покинули по разным причинам.

***
«Если сил стало больше, но тоска присутствует» - это часто связано с тем, что в воспоминаниях присутствуют какие-то люди, бывшие наши возлюбленные, бабушка, которой сейчас нет в живых. И очень важно отделить ресурсное состояние от этих людей. И в будущем на занятиях по травмотерапии, мы с вами будем этому учиться.

А пока я бы очень хотела, так как речь у нас сегодня идет о процессуальной работе, о ресурсах, чтобы вы написали о том, какие хорошие вещи были у вас в детстве, что хорошего было в вашем детстве и подростковом возрасте. За 5 минут написать 20 вещей (пунктов). Это может быть все, что угодно. Праздники, хождение на демонстрации и концерты, музыкальная или художественная школа, общение с родственниками и друзьями. И многое, многое другое. Напишите своё отношение к тому, как много хорошего было в вашем детстве.

И это упражнение можно продолжать. Некоторые мои студенты писали 200-300 очень хороших вещей о своем детстве.

Еще одна хорошая новость: то, что было забыто, можно повторять.
Например, люди, которые забыли, что они танцевали с 5 до 12 уже иногда во взрослом возрасте шли на танцы и с удивлением обнаруживали, что это очень большой ресурс, чтобы пережить расставание с любимым человеком или травму, связанную со смертью родителей или близких друзей.

Травматерапия – это исследование себя. Это возможность взять от своей жизни максимум радости.
Если у кого-то детство было трудное и такое детство не хочется вспоминать. Просто выполните задание и напишите… 17 событий, которые в этом трудном детстве стали очень хорошими – это не мало.

***
Чтобы понимать, были или нет у вас травмы, я расскажу, что такое с точки зрения травматерапии здоровые родители. Какие родители являются здоровыми родителями для ребенка. Может быть, тем из вас, кто является родителями и надеется быть родителями, это понадобиться.

1. Здоровые родители воспринимают ребенка как отдельную индивидуальную личность. (Сразу примеривайте это к себе. Ваши родители воспринимали вас как отдельную личность?) Если кто-то рассказывает о ребенке: «У нас выросли зубки», «Мы пошли в первый класс», «Мы поступили в институт», «У нас родился ребеночек», такого восприятия нет.

2. Здоровые родители удовлетворяют физические потребности ребенка. Ребенку нужно место, где спать, и желательно, чтобы постель была отдельной. Ребенку нужно есть, и желательно, чтобы это были хорошие продукты. Я сталкивалась с тем, что родители являются вегетарианцами, и считают, что можно кормить ребенка только вегетарианской пищей. Но вегетарианство для взрослых – это одно, а вегетарианство для ребенка в России (не в Африке) – это совсем другое. Это сильно влияет на его развитие. Желательно, чтобы у ребенка была отдельная территория, где он может делать свои уроки. И очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбирать, возможность делать выбор.

3. Теплая среда. Это такая среда, когда родитель верит, что у ребенка все получится, где он доверяет своему ребенку даже если что-то не тал. Но очень часто родители воспринимают детей как свою собственность, как средство для достижения своих целей. Я часто встречаю женщин, которые рожают детей в 40-45 лет. На его рожает, потому что боится в старости жить одна, потому что дальше нельзя тянуть, нужно родить ребенка. Причем, это не потому, что у человека одиночество и нет реального партнера, а потому что очень жалко тратить время молодости на ребенка. Если женщина в 45 лет его рожает, она считает, что она совершила подвиг и соответственно ребенок должен ходить во все кружки, на танцы, на танцы, музыку. Ребенок должен принести родителям все дипломы. И родители говорят: «Мы любим своего ребенка». На самом деле родители не пытаются разобраться, что нужно ребенку. Родитель пытается за счет ребенка создать свой имидж, престиж и прочее.

4. Здоровый родитель сам является ролевой моделью. Т.е. его убеждения, ценности, слово и дело, его поведение не противоречивы. Если отец отчитывает сына: «Петь, а чего это ты в 15 лет куришь?», а сам курит, он не является ролевой моделью. Или если отец говорит ребенку: «Чего разбросал свои вещи, надо убираться!», а у самого беспорядок и запустение, он не является ролевой моделью. Здоровый родитель является примером во всем. То, что говорит, совпадает с тем, что он делает. И ребенку не нужно врать.

5. Здоровый родитель позволяет ребенку нести ответственность за свои действия. Например, ребенок напроказничал, его наказали. Ребенок сделал что-то хорошее – его похвалили. Важно, чтобы для ребенка была четкая предсказуемость: вот за эти вещи меня наказывают, а вот за эти - хвалят. Важно чтобы не было такого, когда «шлея под хвост» маме попала, и она ребенка похвалила. А в другой день у неё плохое настроение, и она его поругала.

6. Здоровый родитель просит прощения за свои ошибки. (Ответьте сами себе: когда-нибудь ваши родители просили у вас прощения за ошибки?). Если родители просят прощения за свои ошибки у ребенка, в будущем ребенок сможет просить прощения за свои ошибки у своего партнера.

7. Здоровый родитель учит ребенка делать выбор. И одновременно учит нести ответственность за свой выбор. Есть родители, которые уже в 3 года спрашивают ребенка, ты хочешь в театр или кино, синюю игрушку и красную. Везде, где возможен выбор, он дает ребенку право выбирать. Потому что одна из проблем детей, которые растут у волевых, властных и контролирующих родителей – это неспособность самостоятельно сделать выбор. Чтобы не делать выбор, очень часто они вообще ничего не хотят. Если с детства папа и мама запрещали делать выбор, у ребенка нет опыта, как делать выбор. И может быть, в вашей семье это было так.

8. Здоровый родитель учит ребенка эмоциям. Учит ребенка тому, что тот имеет право испытывать как позитивные, так и негативные чувства. Учит тому, что это нормально – испытывать боль плакать, расстраиваться и огорчаться. Учит тому что, это нормально – радоваться и смеяться. Я сталкивалась с тем, что в очень многих семьях, эмоции расцениваются как что-то очень плохое. «Чего ты смеешься? Что люди подумают?» Если в семье есть запрет на эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям у ребенка. Как минимум к телесным зажимам.

9. Здоровый родитель помогает сформировать собственному ребенку свою систему ценностей. Как только ребенок начинает подрастать, родитель начинает уважать систему ценностей ребенка. Например, если мама – преподаватель музыки, но она здоровый родитель, она не будет заставлять ребенка обязательно заниматься музыкой. Она может ему предложить. И одновременно, если этот ребенок захочет заниматься боксом, она не будет его от этого удерживать. Она разрешит ему получить это опыт. И самому решить, что хорошо, а что плохо. И я еще раз подчеркну, здоровый родитель не только учит делать выбор, но и учит нести ответственность за свой выбор.

10. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка радоваться жизни. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка быть альтруистичным. Учит его отдавать, делиться. Но есть родители, которые перегибают в этом палку. Они внушают ребенку: «Ребенок должен отдавать всё на свете». И тогда вырастают люди, которые привыкли все отдавать, всем жертвовать, но ничего не умеют брать у других. Это тоже палка о двух концах.

11. Здоровый родитель не ожидает от ребенка, что ребенок вырастет, и будет почитать своего родителя как самого лучшего. Здоровый родитель рожает ребенка и растит его просто так, без претензий на последующую поддержку, последующее содержание родителя. Невозможно это сделать насильно. Если родитель имеет нарциссичную личность, для него дети как слуги. И пока такой родитель жив он считает, что он должен быть на самом главном месте у ребенка.

Мы с вами на курсе травматерапии будем проходить схему. Эта схема называется «Круги близости, ответственности и взаимного влияния». Так вот нарциссичный родитель всю свою жизнь считает, что он должен быть для своего ребенка в круге номер 1.

Нездоровый родитель считает, что ребенок с детства должен все знать, как ему себя вести, и что делать. Он воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого. И мы будет говорить о том, что есть определенные периоды развития. На курсе «Травматерапия» мы будем с вами разбирать, как развивается личность. Что ребенок может знать и уметь в одном возрасте и понятия не иметь о другом.

Когда взрослый воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого, он полагает, что он имеет право раздражаться, когда ребенок чего-то не знает, или не умеет. А ребенок в этом случае подстраивается. Вы наверняка видели детей, которыми родители очень гордятся, которые в 4 года умеют читать стихи длинной 7 страниц. И родители просто кичатся, что у них такой ребенок. А на самом деле – это травмированный ребенок, который подстроился, чтобы угодить взрослым. И если родители заставляют угождать, то ничего хорошего из этого травмированного ребенка не получается.


Нездоровый родитель считает, что у ребенка не может быть своего мнения.

Нездоровый родитель дарит ребенку подарки, которые нравятся ему, а не ребенку.

Нездоровый родитель говорит ребенку: «Я тебе это дарю, но ты мне за это должен».

И это очень важная вещь. Если вам в детстве родители как-то говорили: «Ты мне за это должен», это фактически травма на всю жизнь.

Здоровых родителей я встречала. Но очень редко. Но я встречала людей, которые проходили у меня травматерапию и становились здоровее. И тогда если они не могли дать этого своим детям, они могли дать это своим внукам. Потому что здоровье или нездоровье родителей очень часто связано с обществом, в котором родители наши росли. И с той системой ценностей, которая передавалась им. И действительно здоровый человек – это зрелый человек, это сформированная целостная личность. И вообще травматерапия ведёт нас к тому, что мы с вами стали более здоровыми, более зрелыми и точно более целостными. В момент травмы наша личность подвергается расщеплению. Травматерапия направлена на то, чтобы мы снова нашли наши расщепленные части, и получили целостную личность. Потому что только целостная личность может получать удовольствие от жизни. Только целостная личность может понимать, что ей нужно. Только целостная личность может двигаться к целям и понимать, что эти цели её, а не чьи-то еще.

Процессуальная работа.

У нас в ближайшее время в Центре «Ольвия» будет процессуальная работа, которую будет вести специалисты международного уровня. Если у вас есть желание, у вас есть возможность посмотреть процессуальную работу в чистом виде. Анонс будет на сайте. Следите за новостями.

Один из принципов – это принцип полярности. И с точки зрения процессуальной работы, любой симптом, любые эмоции, которые у нас возникают (стыд, вина, чувство отверженности) – всё это связано с заблокированной энергией. И с помощью процессуальных упражнений, мы с вами можем увидеть качество этой энергии. И сегодня у нас с вами будет в завершение занятия, необыкновенная динамическая медитация.

Я прошу вас вспомнить состояние, которое вы считаете для себя неприятным. Состояние печали, грусти. Может быть, вы вспомните неприятное событие. Одиночество, грусть, печаль, отчуждение. Сейчас я попрошу вас сохранять это состояние и дать ответ на вопрос: «Как вы чувствуете это состояние внутри своего тела? Как вы понимаете, что это состояние у вас есть?» Может быть, у вас что-то болит, ноет. Потому что любые состояния как-то проявляются в нашем физическом теле.

А сейчас я попрошу вас подвигаться в комнате или подвигать правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Если бы вы показывали это состояние в движении, что это был бы за жест? Какое бы это было движение? И те, кто имеет возможность двигаться по комнате, вы можете двигаться. А те, у кого нет такой возможности, вы можете делать движения руками, головой, любой частью тела. От этого качество упражнения не изменится.

Теперь если вы уже поняли, какое есть движение у этого состояния, я прошу усилить это движение. В любом случае следите за тем, чтобы вы были в безопасности. Если, например, движение выражается кружением, не надо кружиться слишком быстро, чтобы вы не ударились о мебель и стены. Сохраняя безопасность, можете менять скорость и амплитуду движения.

Просто выражайте это состояние через движение. Постарайтесь стать этим движением. Вы и есть это движение. Как будто нет ничего, есть только движение. Движение головы, руки, или движение всем телом. Вы находитесь в пространстве и следуете за тем движением, которое внутри вас происходит.
Теперь я попрошу вас представить какому природному явлению, ландшафту, животному, может соответствовать это движение, которое вы делаете. На что это похоже? Может быть, это похоже на какую-то стихию, на дождь, на озеро. Может быть, это похоже на то, как шевелятся листья деревьев. Может быть, это похоже на то, как двигается какое-то животное. Ил похоже на что-то еще. Найдите аналогию этого движению в природных явлениях, среди животных. Теперь попробуйте издать звук, который будет символизировать эту энергию, энергию, которая из вас выходит. Может быть, это шелест листьев, а может быть это рев какого-то животного. Или это звук воды.

Теперь станьте этим животным, или этим ландшафтом, этой стихией, этим природным явлением. И попробуйте услышать словесное послание, которое может быть у этой энергии в ваш адрес. Что эта энергия могла бы вам сказать? Что она хочет? Она хочет спокойствия, созерцания, движения? Можете запомнить или записать эти слова.
В процессуальной работе это послание называется посланием сущностного уровня.
Может быть, кому-то нужно чуть больше времени, чтобы проявить это послание.

Теперь подумайте, если это послание вы сможете применить к своей текущей жизни, если вы будете следовать этому посланию, что в вашей жизни поменяется, что станет по-другому. Если в тех сложных ситуациях, которые есть у вас, вы примените это послание, если вы будете жить под этим девизом, что произойдет в вашей жизни? Может быть, будут по-другому складываться ваши отношения с близкими? Или, может быть, вы что-то поменяете в своей жизни? Или произойдет что-то еще?

И сейчас я попрошу вас вернуться в реальность. Если вы двигались, присядьте за стул. Почувствуйте как ваше состояние? Что дало вам это упражнение? Как вы себя чувствуете?

***
Прежде чем завершить занятие, поделитесь обратной связью, насколько у вас всё получилось?
Если у вас есть экзистенциальные переживания (слезы и др.) разрешите себе эти переживания.
Прежде, чем общаться сегодня с людьми, побудьте в этом состоянии.
Может быть, будут идти послания, которые приведут вас к каким-то мыслям.
Иногда это послание не сформулировано в виде слов. Иногда это какое-то состояние тела. Ощущение движения вверх, расширения тела или что-то еще…

***
В этом смысле процессуальная работа уникальна. И у меня есть надежда, что в рамках курса «Травматерапия» мы будем не раз соприкасаться с этим. Я вас научу тому, что мы с вами сейчас делали. В процессуальной терапии это называется внутренняя работа.

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Эта статья посвящена процессуальной психологии и включает в себя: описание основных методов процессуальной терапии, методики работы с критической фигурой, методику работы с симптомом и вредными привычками. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике. Также хотелось бы поблагодарить Армана Бекенова у которого мне посчастливилось не только многому научиться но и иметь честь работать совместно.

Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком).
Основной постулат процессуальной терапии звучит приблизительно так: «Все что происходит с нами и вокруг нас есть процессы. Не бывает плохих и хороших (добрых и злых процессов), — любой процесс сам по себе нейтрален». Несмотря на изначальную нейтральность любого процесса, он может разворачиваться в нашей жизни разными способами, как легкими и радостными, так и тяжелыми и неприятными.
Согласно процессуально ориентированной психологии, любой человеческий опыт можно разделить на два вида: так называемый первичный процесс и вторичный процесс. Переживания, с которыми человек себя идентифицирует, называются «Первичным процессом» (ПП). По сути, первичный процесс это то, что человек про себя знает, понимает, осознает, или не знает, но если узнает, вполне готов согласиться: «Да это точно я!». Приведу пример. Меня зовут Александр Арчагов, я работаю психологом-консультантом, люблю плавать и кататься на велосипеде, — это мой первичный процесс. «Вторичный процесс» (ВП) человек, как правило определяет как чуждый ему опыт. Это может быть какое-то переживание, состояние, поведения или реакция, про которую человек всегда скажет: «Нет, это точно не про меня, точно не мое, это точно не я!» Таким образом, вторичный процесс находиться вне фокуса осознавания.
В жизни человека вторичный процесс редко проявляется напрямую, чаще всего он «приходит» так сказать в некой «упаковке», «конверте». «Конверты» вторичного процесса очень разнообразны и чаще всего мешают человеку жить. Это могут быть телесные симптомы, повторяющееся модели поведения, зависимости, повторяющиеся паттерны в отношениях, появляющиеся в жизни неприятные люди или состояния и.т.д. С точки зрения процессуального подхода у человека есть потребность в привнесении вторичного процесса (состояния, навыка или определенной психической энергии) в первичный процесс. Вторичный процесс чем-то напоминает неосознаваемую зону ближайшего развития, что-то, в чем у человека есть неосознаваемая потребность. К сожалению, чаще всего «конверт» вторичного процесса для человека очень неприятен. Более того, если человек по какой-либо причине не раскрывает конверт и не привносит хотя бы часть вторичного процесса в первичный «конверт» становиться еще более заметным, а зачастую даже опасным. Как правило, именно с таким «конвертом» вторичного процесса в качестве проблемы клиент и приходит к психологу. Задача же процессуального терапевта – раскрыть конверт и помочь клиенту интегрировать хотя бы часть вторичного процесса. Например, за болью в голове во время разговоров с неприятными людьми у клиента может стоять потребность в проявлении силы или агрессии в их адрес. Здесь головная боль является «конвертом», а умение проявлять свою силу или агрессию на раздражитель – вторичным процессом.

Основной задачей процессуальной терапии является помощь клиенту в интеграции его вторичного процесса. Для реализации этой задачи процессуальный психолог может использовать множество методов, в том числе и из других направлений психотерапии.
Однако, основным методом процессуальной терапии является метод интеграции вторичного процесса в первичный . В обобщенном виде данный метод выглядит следующим образом:
Психолог замедляет и разворачивает симптом (невроз, проблему и.т.д.) клиента по различным каналам восприятия, стараясь выявить в них сигналы вторичного процесса. «Поймав» сигнал вторичного процесса, психолог начинает усиливать его и насыщать им различные каналы восприятия клиента. Когда клиент достаточно погрузиться в опыт вторичного процесса, прочувствует его, поймет его суть и смысл, психолог помогает клиенту вернуться в первичный процесс (свое обыденное состояние), сохранив контакт с энергиями (опытом) вторичного процесса. Далее психолог помогает клиенту интегрировать опыт (умение, навык и.т.д.) полученный в опыте вторичного процесса в первичный, задавая вопросы типа: «Где есть этому место в вашей жизни? Если бы этого было больше в вашей жизни, — как бы вы жили? Как бы вы могли привнести больше этого в свою жизнь? Чем бы это могло помочь в вашей жизни и.т.д.» В процессе этой работы психолог может помогать клиенту выработать стратегию интеграции вторичного процесса и изменения своей жизни.
Под термином «Каналы» в процессуальной психологии понимается различные способы восприятия человеком окружающего Мира и проявлением в этот Мир. Именно по различным каналам и проявляются как первичный, так и вторичный процесс клиента.
В процессуальной психологии выделяют следующие каналы:

  • Визуальный
  • Аудиальный
  • Взгляд
  • Проприоцептивный
  • Паравербальный
  • Канал Мира
  • Отношения
  • Чувства и эмоции
  • Измененные состояния сознания
  • Мимика
  • Жесты
  • Дыхание
  • Движение
  • Симптомы

При желании любой практикующий психолог сможет добавить еще другие каналы в которых, так или иначе, проявляет себя клиент в процессе терапии.

Каналы бывают занятые Первичным процессом, занятые вторичным процессом и не занятые. Когда человек что-то делает осознанно (представляет, чувствует, двигается и.т.д.) то тот канал, который он при этом использует называется занятым первичным процессом. В других же каналах может бессознательно проявляться вторичный процесс или каналы могут быть вообще свободными. Как правило каналы занятые вторичным процессом посылают менее заметные, тонкие сигналы.
Поясню на примере. Допустим преподаватель, читая лекцию в аудитории, жестикулирует. В таком случае его первичным процессом (преподавание) заняты такие каналы как: речь и жестикуляция. Предположим, приглядевшись мы замечаем, что во время чтения лекции преподаватель слабо покачивается из стороны в сторону. Когда мы спрашиваем его, зачем он это делает, он отвечает, что сделал это непроизвольно. Обычно так и выглядит канал движения, занятый вторичным процессом (небольшие малозаметные движения). Чтобы развернуть вторичный процесс преподавателя прежде всего, мы просим его заметить это движение и продолжать его делать. Затем предлагаем ему усилить движение, например, увеличив амплитуду покачивания, но прим этом просим его делать все как можно медленно (это делается для того, чтобы состояние не перешло в аффективное отреагирование и у человека было достаточно времени, чтобы осознать получаемый опыт). Далее мы разворачиваем опыт вторичного процесса по другим, прежде не занятым им каналам. Например, мы можем попросить добавить в это движения жесты, обратить внимание на то, какой у человека взгляд, когда он делает это движение, спросить какой образ у него рождается, когда он делает это движение, спросить какой у этого образа цвет, вкус, запах и.т.д. Таким образом, мы как бы насыщаем все каналы восприятия человека его вторичным процессом, помогая ему в тоже время сохранять осознанность. После того, как человек достаточно погрузился в этот опыт, понял и прочувствовал его смысл или даже чему-то там научился, мы просим его посмотреть как бы изменилась его жизнь, если бы в ней было больше этого опыта или умения? Спрашиваем: как бы он могу привнести это в свою жизнь? Просим вернуться в его обычное состояние, сохраняя контакт с этим опытом. Далее можно проводить интеграцию опыта или навыка вторичного процесса в жизнь клиента уже любой доступной психологу техникой.

Работа с критической фигурой

Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы, например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и.т.д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и.т.д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.

Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.
Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и.т.д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.

Если с критической фигурой не удается договориться, — можно использовать другой прием работы, который заключается в том, чтобы «присвоить силу» критика. Напомню, что критическая фигура ни что иное как некий механизм психики не находящийся под сознательным контролем человека. Соответственно интегрировав психическую энергию (силу) этой фигуры, человек присваивает себе собственную же автономную часть психики. Технически это выглядит следующим образом: после того как клиент подробно описал критическую фигуру, ему предлагается сыграть ее роль. Таким образом, став критической фигурой клиент чувствует всю ее силу, может обучиться всем умениям и навыкам этого психического механизма и даже познать его «мудрость». По сути своей работа похожа на разворачивание процесса в процессуальной терапии, когда мы помогаем клиенту интегрировать новый для него опыт максимально наполняя его переживаниями. Далее клиенту предлагается веруться в свою роль, сохранив при этом контакте со всем тем, чему он научился играя роль критической фигуры. Если упражнение пройдет успешно, критическая фигура как бы «сдуется», а клиент наполнится новой силой. Терапевт может легко проверить это, заняв роль критической фигуры, если работа проведена успешно, клиенту не составит особого труда «пройти критика», а терапевт в роли критика может начать чувствовать себя ослабевшим.

Если клиенту не только не удается договориться с критической фигурой, но и сыграв ее, ему не удается почувствовать ее силу и энергию, — существует еще один метод работы с критической фигурой, который называется «Магическая битва». Несмотря на столь эксцентричное название к эзотерике этот процесс не имеет особого отношения. Суть в том, что клиент как бы вызывает критическую фигуру на бой. Происходить это в том случае, если при появлении критической фигуры у клиента появляются силы и психическая энергия на борьбу. В таком случае работа ведется следующим образом. Клиент подробно описывает критическую фигуру, описывает ее внешний вид, умения и навыки. За тем, роль критической фигуры берет на себя терапевт. Далее клиент и терапевт совершают символическую «битву», в которой терапевт в роли критика оказывает сопротивление клиенту. В конце концов, терапевт в роли критика проигрывает, а клиент соответственно побеждает. Таким образом, у клиента активизируются дополнительные силы и умения для решения своих проблем и интеграции вторичного процесса.

Работа с телесным симптомом
Согласно процессуальной философии любой телесный симптом является контейнером (способом проявиться) вторичного процесса. Итак, если вторичный процесс проявляется при помощи симптома, то, зачастую, интегрировав его мы можем надеяться на успешное исцеление того или иного симптома. Зачастую многие симптомы проходят сразу после процессуальной работы, однако гарантировать исцеление при помощи психологических методов было бы наивно и легкомысленно. Технология работы с симптомом в процессуальной терапии выглядит следующим образом:

1) Медицинская точка зрения
Прежде всего, необходимо уведомить клиента, что психолог не врач, работает с психологическим содержанием и смыслом болезни и, к сожалению, не может гарантировать избавление от телесного симптома или болезни. Затем необходимо расспросить клиента о том: обращался ли он к врачу с этим симптомом, какой диагноз ему поставили и что порекомендовали. После чего клиенту предлагается как бы «отложить» эту информацию «в сторону» и исследовать психологическое содержание симптома.

2) Ресурс для работы с симптомом
Зачастую клиенту сложно преступить к работе с симптомом так сказать «на гора», особенно, если болезнь беспокоит человека уже достаточно давно, прогноз не благополучный, или вообще мы имеем дело с хроническим симптомом. Поэтому мы помогаем клиенту получить психический ресурс для работы. Мы просим его вспомнить какое-либо хорошее переживание в жизни. Он чувствовал что-то приятное, был в контакте с чем-то важным, сущностным и.т.д. Далее, мы разворачиваем это переживание по каналам (см. работу с каналами) и приступаем непосредственно к работе с симптомом.

3) Дух создателя симптома
Далее мы просим клиента поподробнее рассказать о том, как он чувствует и переживает симптом. Что и как у него болит, колит, режет, зудит и.т.д. На что похоже это ощущение? Как именно он переживает болезнь в своем теле. Далее мы просим показать то, на что похоже это воздействие на руке терапевта или подушке. Когда клиент демонстрирует нам воздействие симптома на подушке (например, сжатие) мы просим его замедлиться в этом. Затем мы расспрашиваем клиента, что он чувствует, когда сам делает это ощущение, этот симптом. Мы просим его как бы стать духом, создающим этот симптом и исследовать свое состояние как духа. Очень часто становясь духом создателя симптома, клиент чувствует какое-то новое для себя и ценное переживание, которого как бы не хватало ему в его жизни. Например, человек слабый по жизни, может почувствовать контакт с собственной вытесненной силой, а человек по жизни сильный, возможность побыть слабым и.т.д. Как правило, при погружении в роль духа создателя симптома, мы чувствуем изменение уровня психической энергии у клиента в сравнении с его обычным состоянием. Таким образом, получается, что вторичным процессом для клиента является то состояние, в которое он попадает, становясь персонажем, создающим болезнь. Далее мы проводим классическую работу разворачивания по каналам и интеграции вторичного процесса.

4) Дух погружает в состояние
Если при исследовании духа создателя симптома мы не почувствовали у клиента изменения какого-либо значимого изменения уровня психической энергии, мы начинаем исследовать так называемое состояние симптома. Мы подробно расспрашиваем клиента: во что он погружается, когда переживает сам симптом? В какое состояние его как бы отправляет это дух создателя симптома? Что клиент делает такого необычного для себя, когда болеет? Как он это чувствует? Таким образом, мы начинаем исследовать, то состояние, в которое человек попадает благодаря свое болезни. Следя за уровнем энергии и сигналами в каналах клиента, мы стараемся разглядеть там проявление вторичного процесса. Обнаружив подобный сигнал, мы разворачиваем его обычным образом. Например, симптом, как способ попасть в состояние может проявляться следующим образом. У человека по жизни активного, и старающегося всегда помогать другим, могут появляться сильные головные боли. Когда мы просим его пойти в то, состояние, в которое он попадает при головных болях, выясняется, что в этом состоянии он обычно лежит, отдыхает, принимает помощь от других и заботиться о себе. Таким образом, во вторичном процессе оказывается навык принятия помощи и заботы о себе.

5) Магическая битва
Бывает, что в как при исследовании духа создателя симптома, так и при исследовании состояния, в которое попадает человек переживая симптом, мы не видим проявлений какого-либо изменения уровня психической энергии. И в том, и в другом случае человек реагирует примерно следующим образом: «Ну да, ну и что? Вот так вот, как обычно», т.е. мы не наблюдаем каких-либо значимых изменений в состоянии клиента. Тогда, возможно, что вторичный процесс прячется в том состоянии, в которое клиент попадает, сражаясь с болезнью и духом ее создающим. Мы предлагаем клиенту описать этого духа создателя симптома, спрашиваем, как дух воздействует на него, что он делает? Как дух сражается с клиентом? Каким оружием или навыками пользуется, пытаясь победить клиента? Затем мы просим клиента сделать этого духа из нас самих, наблюдая за тем, как меняется состояние клиента. Как правило, уже в этот момент у клиента можно заметить сигналы вторичного процесса. Так, терапевт начинает играть роль духа создателя симптома, а клиент начинает символически сражаться с этим духом. Параллельно с этим терапевт помогает клиенту развернуть новый для него опыт. Постепенно, с определенным (но не чрезмерным) усилием терапевт в роли духа начинает проигрывать клиент, а клиент побеждает его, стараясь как можно сильнее вчувствоваться в новое для себя состояние. Именно в этом состоянии и заключается вторичный процесс клиента. Обнаружив его, мы вновь разворачиваем и интегрируем вторичный процесс вышеописанным способом. Часто подобное явление встречается у людей носителей тяжелого или смертельного заболевания. Тогда борьба с болезнью дает человеку доступ в какое-то новое и важное для него состояние. Иногда это доступ в состояние силы, а иногда и соприкосновение со смертью. Процессуальная терапия предпочитает исследовать каждый процесс отдельно.

Работа с привычками и зависимостями

Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками, прежде всего, необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.

Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и.т.д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка, усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.

Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором, так или иначе, есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.

Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.

Бывает, однако, что привычка помогает клиенту позволить себе что-то, что он не позволяет себе в обычной жизни. Если при более подробном расспросе выясняется что привычка позволяет клиенту как бы выключить (или включить) в себе что-то запрещающее или останавливающее, то, скорее всего мы имеем дело с воздействием на критическую фигуру. Например, клиент может говорить следующее: «Вообще-то я человек скромный и необщительный, но вот как выпью, так сразу начинаю веселиться и со всеми болтать. Не то чтобы я совсем не могу быть разговорчивым без алкоголя, но каждый раз как я пробую это на трезвую голову, — не выходит. Буд-то что-то останавливает меня, как будто мой внутренний голос говорит – «Порядочные люди так себя не ведут!»» В данном примере алкоголь помогает клиенту ослабить (выключить) критическую фигуру и попасть во вторичный процесс (легкость, радость веселость). Бывает и обратная ситуация, когда клиент говорит: «Я все время смотрю телевизор, а там мне такие правильные вещи говорят. Вот делай, мол: так и так…. А без него так совсем в отрыв ухожу….» Это более редкий случай, который свидетельствует о том, что привычка активизирует критическую фигуру клиента. Во всех подобных случаях мы работаем с критической фигурой.

В данной работе мы рассмотрели далеко не все методы процессуальной терапии, однако остановились на самых важных, базовых, которые лежат в основе других методов таким как: работа с системой, работа с парой, мировая работа и.т.д.

В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

4. КОРНИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Чтобы понять приведенные ниже примеры, вам необходимо кое-что знать о корнях и истории процессуально-ориентированной психологии (процессуальной работы).

История и корни

Когда я приехала в Цюрих в 1981 году, еще не было ”процессуально-ориентированной психологии”. Тогда Арни увлеченно занимался “работой со сновидящим телом” (dreambodywork).

По образованию Арни юнгианский аналитик. Один из главных принципов Юнга - телеологическая концепция; т. е. каждое событие стремится к значимой цели. Юнг использовал образ средневекового алхимика, который пытается приготовить prima materia - исходный материал - для превращения в золото, чтобы описать процесс раскрытия и оценки содержания бессознательного так, как оно проявляется в снах.

Юнг применял эту телеологическую концепцию в основном к снам, Арни в 60-х годах применил ее к телесным переживаниям. Работая с умирающими пациентами, он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ - это два канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Отсюда и термин “сновидящее тело”.

Это открытие делает очевидным тот факт, что мы не только видим сны ночью, когда спим, но и днем грезим с помощью наших спонтанных и непреднамеренных сигналов. В спонтанных проявлениях природы мы находим решения наших проблем и источник творческой активности. Чтобы шаг за шагом описывать “процесс сновидения”, Арни искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Поэтому возник термин “процесс”, указывающий на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам.

На практике мы чаще всего сталкиваемся со следующими каналами: визуальным, аудиальным (слуховым), проприоцептивным (относящимся к внутрителесным ощущениям), кинестетическим или двигательным, каналом взаимоотношений (когда мы переживаем процесс взаимоотношения) и мировым каналом (когда мы воспринимаем наш процесс как часть процесса, происходящего в окружающем мире). Кроме этого, существует еще немало каналов, например, обонятельный и духовный. Терапевт стремится обнаружить и раскрыть процесс сновидения, когда он проявляется в этих каналах. Причем у каждого терапевта есть свой “любимый” канал.

В 1981 года в Цюрихе группа студентов организовала исследовательское общество процессуально-ориентированной психологии. Термины “процессуально-ориентированная психология” и “процессуальная работа” закрепились в обиходе, так как дают более полное описание работы, делающей акцент на следовании естественному течению процесса, где бы он ни проявлялся - в движении, телесных ощущениях, во взаимодействии с окружающими (взаимоотношениях) или в группах. Создана программа обучения и теперь процессуальный подход широко используется в работе с отдельными людьми, супружескими парами, семьями и группами, в работе с различными состояниями сознания, включая коматозные, экстремальные и психотические, а также к конфликтным ситуациям в больших группах. Процессуальная работа основана на принципах даосизма, дзэнской философии, алхимии, работах К.Г. Юнга, шаманизме, традициях коренного населения Америки и современной физике. Процессуальная работа распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и этнического происхождения. Центры процессуальной работы ныне созданы во многих странах, включая Австралию, Россию, Польшу, Японию, Англию.

Процессуальная работа раздвинула границы индивидуальной терапии, поскольку верит в существование связи индивидуальной работы с политикой, экологией и групповой работой. Она не поддерживает дискриминацию по половой, расовой или классовой принадлежности, равно как и не требует, чтобы каждый был в ясном сознании. Скорее всего, люди, которых общество считает «больными», не чувствуют себя “больными” и не ищут помощи. Они - "тень города" - несут в себе некое послание обществу. Процессуальная работа не поддерживает status quo или революционный настрой внутри нас самих или в наших группах и общинах, но больше сосредоточивается на том, чтобы представить все внутренние части целого и объяснить существующие между ними отношения. Она не делает акцент только на исцелении, но на улучшении жизни в целом.

Процессуальная работа исследует наше знание о мире и раскрывает ранее неизвестные, сверхъестественные и необъяснимые его стороны, которые содержат семена новой жизни и творчества. Она старается открыть духовное в самых обыденных проявлениях реальности, в привычных, но спонтанных движениях, в величайших страданиях, обратившись к телесным симптомам или проблемам взаимоотношений, к сердцевине напряженных групповых конфликтов или тайнам наших снов.

Процессуальная работа и даосизм

Даосизм - своего рода камень в основании здания процессуально-ориентированной психологии.

Китайский даос считал важным делом наблюдение явлений природы, ее движений и приспосабливался к этим изменениям. Он был захвачен “нескончаемым потоком” природы, настраивался на ее изменчивый курс, или “Дао” и пытался жить в гармонии с ее движениями, не спрашивая и не требуя объяснений.

Специалист по процессуальной работе, подобно древнекитайскому даосу, пытается замечать спонтанные перемены в природе и помогать клиенту и себе самому настроиться на это изменчивое движение. У него нет программы действий, он обращается за советом к природе. Он пытается следовать Дао даже в том случае, когда не может знать о его истинном происхождении или когда может вслед за ним оказаться в загадочном и неизвестном месте. Подобно даосу, он считает: все, в чем нуждается терапевт или клиент, уже представлено в спонтанных проявлениях природы. Ему остается только настроиться, взаимодействовать с природой и следовать ей.

Поэтому Арни отличает специалиста по процессуальной работе от традиционного психотерапевта следующим образом:

"На мой взгляд, процессуальная работа - естественная наука. Процессуально-ориентированный психолог познает природу и следует за ней, в то время как психотерапевт программирует то, что, по его мнению, должно произойти. Я не верю в психотерапию, так как больше не знаю, что правильно для других людей… Я просто наблюдаю, что именно происходит с ними и что происходит со мной в ответ на их реакцию. Я даю возможность процессам сновидящего тела подсказывать мне, что может случиться и что делать дальше. Это единственный паттерн, которому я следую. Я не давлю на людей. Их тела и души знают больше, чем я".

В этом смысле специалист по процессуальной работе - современный даос, очарованный “бесконечным потоком” природы. Процессуально-ориентированный терапевт пытается раскрыть спонтанные явления природы, в то же время зная, что нельзя торопить их и манипулировать ими, необходимо относиться к ним бережно, позволяя проявиться только своим особым образом и в выбранное ими время.

Поскольку процессуальная работа приспосабливается к изменениям природы, она сама становится очень подвижной. Она делает акцент на изменчивости природы и поэтому в любой момент требует принять на вооружение особенности всех известных терапевтических форм. Она напоминает фрейдистский анализ в тот момент, когда клиент размышляет о раннем детстве. В следующий момент процессуальная работа похожа на гештальт-терапию, когда зачарованный яркой “фигурой сна” клиент начинает говорить в ее стиле. Следование за бессознательным клиента и повторяющимися движениями может развиться в танцевальную терапию. Поэтому любая сессия может включать танец, гештальт-терапию, словесные ассоциации, активное воображение, работу с телом и взаимоотношениями и еще много разных методов.

Человек-мир (пример)

Терапевт использует и развивает методы, спонтанно подсказанные процессом клиента. Групповая сессия может включать работу со всей группой, с подгруппами или взаимоотношениями между людьми, концентрироваться на конкретном человеке, на работе с телом, на устойчивых внешних конфликтах или на моментах, связанных с глубокими индивидуальными переживаниями.

Прежде чем продолжить обсуждение истоков этой работы, я хочу привести один очень важный для меня пример. Эта ситуация произошла на недавнем международном семинаре, в котором участвовало триста человек из тридцати пяти стран и главной темой которого были конфликты между большими группами и межкультуральная напряженность. Этот пример демонстрирует прохождение процесса по различным каналам и уровням групповой работы (индивидум-взаимоотношение-группа) и, что более важно, обращен к социальной значимости индивидуальной работы.

На одной из сессий чернокожая американка заявила, что хочет поговорить о расизме, проявления которого она почувствовала в некоторых членах группы. Таким образом, исходным был групповой уровень. Она продолжала говорить, и вдруг стала задыхаться. Как выяснилось, она страдала астмой, и ее попытки выступить перед публикой всегда сопровождались подобными реакциями.

Теперь она решила, что настал подходящий момент разобраться со своими телесными симптомами. Переключение произошло мгновенно, акцент был перенесен на ее проприоцептивные или внутренние телесные ощущения. На вопрос Арни, как она чувствует свою астму, женщина ответила, что это похоже на тяжесть в легких и при этом сжала кулаки. Развивая свои переживания, она начала бить кулаками воздух, выражая свой гнев и раздражение в ответ на расовую несправедливость. В конце концов она в судорогах упала на пол. Когда ее легкие сами по себе пришли в норму, она еще раз обратилась к группе и с горечью в голосе начала говорить о страданиях, которые с детства пришлось терпеть ей, черной женщине, в Соединенных Штатах и о том, что все мы должны осознать такое явление, как расизм, и привнести в наш мир больше терпимости. Внимание было перенесено на группу, и из процесса этой женщины развилась дискуссия о проблеме расизма. Ее процесс заставил всю группу задуматься о вопросе широкого распространения расизма, о вызванных им страданиях и о скрытых проявлениях расизма в повседневной жизни.

Индивидуальная работа этой женщины замысловатым образом была связана с коллективной и социальной реальностью. Ее переживание своих симптомов не принадлежало только ей, но было неразрывно связано с представлениями, принятыми в данной культуре. Если терапевты не осведомлены о подобной связи, индивидуальная терапия может ненароком не заметить реалии нашего мира и его социальные проблемы.

Читатель, наверное, заметил, как процесс плавно переходил с групповой работы на индивидуальную, от телесных симптомов к работе с движениями и опять к работе с большой группой. Процесс развивается по своим собственным, только ему известным направлениям, используя различные каналы.

Даосизм Арни

За годы, проведенные в Цюрихе, мы с Арни стали ближе друг другу. Мы вместе преподавали, работали и проводили семинары во многих странах. Я больше узнала о себе и своем отношении к преподавательской и терапевтической работе. Я стала изучать процессуально-ориентированную психологию, пытаясь нащупать тот неявный чувственный уровень взаимодействия, который влечет к этой работе и наполняет жизнь глубочайшими процессуально-ориентированными убеждениями.

Мне казалось, что Арни использует процессуально-ориентированные приемы без особых усилий. Работал ли он с хроническим больным или с человеком в психотическом состоянии, коматозным пациентом или супружеской парой, переживающей острый конфликт, его работа отличалась гибкостью и точностью. Проявление процессуально-ориентированных убеждений не было ограничено его терапевтической работой, оно пронизывало всю его жизнь.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психотерапия как духовная практика автора Минделл Эми

ДУША И ПУТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ "Каждый пишет как он слышит, Каждый слышит как он дышит…" Булат Окуджава Эми Минделл - психотерапевт, танцовщица, писатель - написала свою книгу о том, что чувствуют многие, но лишь некоторые находят слова, чтобы сказать, и единицы -

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Часть 2. МЕТАНАВЫКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

Из книги Понимание языка стрессов автора Виилма Лууле

КОРНИ БЕЗДЕТНОСТИ В ходе 1-го Международного евро-азиатского конгресса по системным расстановкам в России в сентябре 2007 года прозвучал доклад известного врача-гинеколога и системного расстановщика Галины Угличиной (г. Москва). В этом докладе, сопровождавшемся

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

КОРНИ ПРОБЛЕМЫ * Аборты. – абортированные дети самих бездетных супругов; – аборты у их родителей; – аборты предыдущей партнерши от мужчины; – аборты женщины от предыдущего партнера; – аборты дедушек-бабушек, иногда прабабушек-прадедушек. * Смерти детей в семье в любом

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Наши корни Как общаться со стрессами, я поняла еще в детстве, когда старалась помогать маме. Потому что женский пол на земном шаре в самой глубокой дыре. Хуже жизни, чем у женщины, нет. Нет, у вас уже нет? Ну слава богу. Но принципиально пока так думаю. Хотя вы уже многое поняли

Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга Викторовна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Из книги автора

Корни и крылья Что такое авторитет и как он может помочь вам преуспеть? Гравитация – это душевное спокойствие, которое помогает сохранять ясность ума. Томас Фуллер, священнослужитель и писатель Авторитет – влияние, признание, уважение. Вес. Авторитет. Эти слова говорят

Из книги автора

Предательство и его корни Один из самых болезненных и часто встречающихся уроков в жизни женщины – предательства и измены. Это самая распространенная ситуация, с которой мне приходится сталкиваться в своей работе.Одни женщины обращаются с просьбой помочь пережить

Из книги автора

Корни зависимости Все психологические сложности, конечно же, появились в нашей жизни не вдруг и не сразу. Зависимость, как и многие другие проблемы, передается из поколения в поколение.Наши родители так же, как и мы, страдали от похожих переживаний. С каждым поколением

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....