Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Проект " поговорим о дружбе". Проект "поговорим о дружбе"

История создания нашего проекта Словари наши друзья (нашли определения слов «дружба,», «друг» в различных словарях) и постарались сами определить что такое «дружба,», «друг». Покопались в пословицах и поговорках разных народов и придумали свои. Определили, что в нашей литературе множество стихов и рассказов по теме «Дружба», и занялись сочинительством. Провели мини исследование в классе «Умеем ли мы дружить» Создали брошюру « Что такое дружба?»




Из словаря В.И.Даля Друг - такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому Из словаря С.И.Ожегова: Дружба - близкие отношения, свойственные друзьям. Друг – 1. тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. 2. сторонник, защитник кого, чего-нибудь. Из современного толкового словаря: Дружба -1. Отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов. 2. Отношения между народами, странами, государствами, основанные на доверии, взаимопонимании и невмешательстве во внутренние дела друг друга. Друг – 1. Человек по отношению к тому, с кем он связан дружбой. 2. Сторонник, приверженец, защитник.


А так думаем мы ДРУЖБА –это… Дружба -это верность, смех и радость вместе другом или подругой. Дружба-это радость жизни и счастья Дружба для меня это самое главное. Это близость родного для меня человека. Это когда ты понимаешь все с одного взгляда. Дружба –это два человека как не разлей вода Дружба это когда нет предательства и есть доверие. Дружба –это когда люди общаются и ми не надоедает это. Дружба – это взаимопомощь и общие интересы ДРУГ -это Друг – это человек, который не бросит в беде это человек, который будет рядом. Он будет и в горе и в радости Друг –это тот с кем ты дружишь, играешь, проводишь много времени. Он должен быть добрым, жизнерадостным, честолюбивым. Но главное, он должен быть добросердечным. Другом я могу назвать того человека, у которого доброе сердце и душа Другом может быть человек, может быть животное, но самый настоящий друг –это мама. Она всегда в любую минуту будет рядом.


У нас получилась Азбука качеств настоящего друга А – аккуратностьП - постоянство Б – бодростьР – рассудок В – веселье, воспитанностьС – сила, смелость, стойкость Г – галантностьТ – трудолюбие, твердость Д – дружба, добротаУ – ум, умение Е – единодушиеФ – фантазия Ж – жизнерадостностьХ – храбрость З – здоровьеЦ – целеустремленность И – искренностьЧ – честность К – красотаШ – широта души Л – любовьЩ – щедрость М – мудрость, милосердиеЭ – элегантность Н – надежностьЮ – юмор, юность О – образованностьЯ – ясность, яркость


Пословицы и поговорки разных народов Друг - тот, кто заставляет плакать, а враг - тот, кто смешит. (персидская пословица) Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица) Не та друзья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает. (украинская пословица) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен. (французская пословица) Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. испанская пословица Русские пословицы Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл береги. Без беды друга не узнаешь. Худой мир лучше доброй ссоры. Не имей сто рублей а имей сто друзей Для друга и семь вёрст не околица.


Наши пословицы И заяц сильней, когда много друзей. Когда твои друзья с тобой – справишься с любой бедой! Когда много друзей – и жить веселей. Друг другу терем строит. Для дружбы нет преград. Для милого друга – желудей и семян из дуба. Добрый друг – лучший друг. Друг испытанный, что орех расколотый.




Наше творчество Дождик капли лил поштучно, Под дождём мне было скучно. Кто бы другом мне бы стал? Я грустить бы перестал. ххххххххх Есть у меня друг, Хожу я с ним вокруг. Буду я с ним дружить. И не буду я тужить. ххххххххх Дружба это радость, Дружба это сладость. Дружба счастья успех Для всех хххххххх С другом лучше на свете жить. Ты дружбой умей дорожить. Друга в беде не бросай, Всегда ему помогай. ххххххх Другу я помогу, Руку ему протяну. У друга случилась беда. Приду на помощь всегда ххххххх Дружба крепкая у нас, Мы самый лучший в школе класс. Мы танцуем и поём В общем весело живём. хххххххх













Для того чтобы было много друзей, советуем никогда не груби своим товарищам, не называй обидными словами, не давай им прозвищ если ты за что - то обиделся на своего товарища, постарайся об этом скорее забыть, не злись. дружить можно со всеми: с малышами, с ребята- ми старше вас, с девочками и мальчикам



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Проект

«Поговорим о дружбе»

Составитель:

Учитель начальных классов

Созонова Ольга Юрьевна

Г.Алапаевск

2015год

Проект:

    интегрированный и практически направленный на включение обучающихся в активную творческую деятельность;

    долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;

    предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;

    комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый).

Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Задачи:

    Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

    Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.

    Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

    Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.

    Приобретение навыков работы в сотрудничестве.

    Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.

Описание действий:

    Деятельность учителя.

    Проведение классных часов

1. «Что такое дружба?» Беседа. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);

2. «Пословицы о дружбе»…Игра.

3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа.

4. Правила дружбы. Работа в группах.

5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.

Деятельность детей в творческих группах.

    Поиск пословиц и поговорок из разных источников.

    Подбор стихотворений и песен о дружбе.

    Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;

    Создание общего рисунка «Мои друзья»

    Оформление выставок в классе.

    Изготовление подарка другу. (научить чуткому,

доброжелательному отношению к товарищам.

    Побуждать детей к нравственным поступкам, желание

совершать добрые поступки.)

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг?

Второй этап (планирование деятельности).

Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.

Третий этап (практически - деятельностный)

    Выступление творческих групп на классных часах.

    Создание выставок во внеурочное время.

    Оформление общей стенгазеты.

Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).

    Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего?

    Что не получилось? Почему?

    Чему научились? Какие знания получили в итоге.

Пятый этап - реализация проекта.

Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.

Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Для достижения поставленной цели нужно было решить

следующие задачи:

    Создать на занятии атмосферу доброжелательного

и уважительного общения.

2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.

3.Создать условия для формирования таких умений, как

анализировать, делать выводы; слушать и слышать своих

товарищей.

Планируемые результаты:

Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.

Ход мероприятия.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.

Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,

Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,

Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.

И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди…

2. Вступительное слово.

Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?

Притча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.

Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!

Пастух подумал и выбрал… дружбу.

Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

3.Постановка цели.

А может ли эта мудрость помочь нам? И как?

О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?

4.Беседа

Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

Как он стал относиться к друзьям?

Кого мы называем другом?

Какие качества друга вы считаете главными?

Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

5. Игра «Волшебная конфета».

Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…

Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…

6.Презентация детских проектов.

А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.

7.Рефлексия.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.

Другу ты отдать сумей,

Всё тепло души своей.

Всё отдал - богаче стал,

Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат.

Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.

Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.

И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.

Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.

Сценарий классного часа

«Без друзей меня чуть-чуть»

Цель:

Научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких.

Задачи:

Показать важность и ценность настоящей дружбы:

Воспитывать бережное и теплое отношение не только

к близким, но и ко всем окружающим людям;

Создавать дружный сплоченный коллектив.

Оборудование:

Фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»

Магнитофон

Плакат с девизом «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Рассказ В.Осеевой «Три товарища»

Ход классного часа

(звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»)

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем

классном часе?

(О дружбе, о друзьях)

А кто такие друзья? Какого человека можно

назвать настоящим другом?

(Друг – это человек, который непременно поможет в

радостью и печалью, которому можно доверить самые

сокровенные желания и тайны).

Послушайте рассказ В.Осеевой «Три товарища» и скажите,

кто же из мальчиков оказался настоящим другом Вите.

(Читаю рассказ. После рассказа – обсуждение героев.

Вывод – Володя оказался настоящим другом).

Если бы у вас были такие же «товарищи», как у Вити, кого из

них вы бы взяли с собой в далекое и трудное путешествие? Почему?

Конечно, в трудные минуты нам рядом нужен человек, на

которого можно положиться, в котором мы можем быть

уверены. А в минуты радости с кем приятнее проводить

время? (Конечно, с теми, кого мы всегда рады видеть, с

близкими друзьями).

Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы

видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить?

Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того,

(обсуждение вопросов, высказывание мнений).

А теперь обратимся к девизу нашего классного часа:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Подумайте и скажите, в чем мудрость этого девиза?

Согласны ли вы с ним? Действительно ли друзья

дороже денег или же все наоборот?

(обсуждение)

Много мнений мы сейчас услышали, но главное –

это то, что вы дружбу считаете важнее денег. Вы сделали

правильный выбор, ведь деньги приходят и уходят,

а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом

друг, разве можно быть одиноким и несчастным?

Я хочу рассказать вам сказку, услышав которую, вы уже

точно будете знать, что лучше – друг или деньги.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную

отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у

него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то

неизвестным ворам удалось проникнуть во владения

нашего героя и угнать всех овец.

Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством,

он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех

своих денег и работы.

Весть о краже быстро разнеслась по окрестным

селам, и уже на следующий день увидел этот человек,

как по дороге к его дому, идут его друзья. Но друзья

шли не с пустыми руками – каждый из них вел

за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья

собрались и подарили другу своих овец, у него снова

получилось стадо, даже большее, чем прежде».

Вот такая история произошла давным-давно.

Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком,

если бы у него не было таких друзей?

(Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а

если бы и работу потом не нашел, то мог бы умереть от

голода).

Да, ребята, без друзей человек одинок, без друзей его мало,

а с друзьями много.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы, как друг, помогали

своему другу или, наоборот, вам помогали, когда

было трудно? Расскажите о них.

(Дети рассказывают случаи из жизни, параллельно

с рассказами обсуждаем ситуации и делаем выводы).

Молодцы! Я вижу, что многие из вас умеют дружить,

имеют много друзей. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить?

(Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие

друзья никогда не будут ссориться по пустякам,

а серьезные проблемы решат сообща, вместе.

Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите

своим другом, вы сумеете найти способ помириться).

А сейчас я предлагаю вам некоторые ситуации,

которые могут случиться в жизни.

Вы обсуждаете вашу ситуацию в группе.

(Детям раздаются листочки, на которых написаны ситуации):

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку,

чтобы его списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг хочет совершить плохой поступок, и ты об этом

знаешь.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя.

Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?

(Потерять друга легко, а найти – очень сложно).


Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю

свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко.

Но чтобы иметь много, надо самому общительным,

чутким, отзывчивым, преданным, добрым и

хорошим другом. А когда у вас будет много друзей,

вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.

(Звучит та же фонограмма, которая была в начале урока, дети

вместе с учителем подхватывают песню поют).

Проект «Всё о дружбе".

Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 с углубленным изучением отдельных предметов»

Афанасьева Елена Владимировна

Цели:

    Расширение знаний детей о дружбе.

    Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

    Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

    Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Предварительная работа.

    Чтение рассказов и сказок, в которых раскрывается тема дружбы.

    Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

    Выставка книг разных писателей о дружбе.

    Рисунки детей.

    Разучивание новых песен.

    Проведение анкетирования среди учащихся класса.

Оборудование:

    Музыкальные записи инструментальной музыки и детских песен.

    Компьютерная презентация.

    “Цветик-семицветик” из листов цветной бумаги.

    Карточки со словами пословиц.

    Эмблемы и иллюстрации.

    “Волшебная конфета”.

    Папка с файлами для сбора подготовленного материала по проекту.

Ход классного часа

    Организационный момент.

(под музыку «Встаньте дети, встаньте в круг» дети встают в круг, держатся за руки)

Учитель: Ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь своим соседям, подарите им свою самую лучезарную улыбку. Подарите тепло своих ладошек и мысленно пожелайте своим одноклассникам всего самого наилучшего, доброго, светлого на этом занятии. Подарили?

А сейчас я прошу вас сесть по своим группам.

II. Вступительное слово учителя.

(На фоне музыки.)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Учитель: Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь.)

– Какое решение он принял? (Ответы детей.)

– Значит, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?

А поможет вам ответить на этот вопрос замечательная радуга, которая спряталась в волшебных лепестках цветка.

Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему, нашего занятия.

– Итак, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях. А начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.

(Ученица 1 читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал и слова-
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

(Ученица 2 читает «Монолог о дружбе».)

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает это слово?

Значит, что оно?..........

Учитель: Какое прекрасное слово – “дружба”!

Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.

Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это крокодил Гена и Чебурашка, это кот Леопольд и мыши, Малыш и Карлсон, Чип и Дейл, Матроскин, пёс Шарик и дядя Фёдор, Белоснежка и 7 гномов, забавный Винни-Пух и Тигра,…

(помогайте, мне, ребята. Кто ещё?) и многие другие.

Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.

Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

III . Беседа с учащимися.

Учитель: Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, секции, кружке, можно назвать друзьями?

Кого мы называем другом?
Какие качества у него будут главными?
Каких друзей нам хотелось бы иметь?
Давайте сейчас это выясним.

Я попрошу вас, передавая волшебную конфету друг другу, назвать черту такого человека.

Итак, продолжайте: друг должен быть ………(добрым, честным, отзывчивым, верным, добропорядочным, искренним, милым, надёжным, весёлым, заботливым, аккуратным, настоящим, решительным, чутким, смелым, умным, душевным, справедливым, внимательным…)

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать, вот тогда и начинается дружба.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда - не беда.
Если рядом друзья настоящие!

Анализ ситуации:

Ребята! Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим починить коробку”. Зина стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем корм хранить?”

Как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? (Лена)

Почему? (Она стала помогать Ире собирать корм)

Как поступают настоящие друзья? (Спешат помочь в трудную минуту)

Чему может научить вас этот рассказ? (Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту).

Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.

Как вы считаете, интереснее жить - с друзьями или без друзей?

(С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь - грустно).

Мимическая гимнастика:

Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Улыбнитесь друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?

Но мы с вами настроены на хорошую, позитивную волну и я вам предлагаю поиграть в «Угадай мелодию».

Игра «Угадай мелодию»

(подпевайте, ребята!)

Учитель: Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.

В ходе подготовки нашего проекта вы объединились в микрогруппы, чтобы выполнить полученное задание- исследование. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы, который я предлагаю объединить в проект “Все о дружбе”. Вы согласны с этим предложением? Начинаем!

Первая группа – вам слово, Это у нас ХРАНИТЕЛИ МУДРОСТИ.

Выступление учащихся.

Меня зовут……….и………….Мы представляем результат работы группы “Хранители мудрости”. Мы подбирали различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. Всего нашли …. пословиц. Это пословицы разных народов. Мы хотим зачитать те из них, которые особенно нам понравились.

Зачитывают пословицы.

А еще для вас мы подготовили игру “ Продолжи пословицу”. Перед вами первая часть пословицы, вторую необходимо вспомнить и сказать всю пословицу.

    Друг за друга стой – и (выиграешь бой).

    Человек без друзей, что (дерево без корней).

    Друг научит, а недруг (проучит).

    Не имей 100 рублей, а имей (100 друзей).

    Друг лучше старый, (а платье новое)

    Старый друг – (лучше новых двух)

    Дружба не гриб, в лесу (не найдёшь)

    Дерево живёт корнями, а человек (друзьями)

    Друга ищи, а найдёшь (береги)

    Доброе братство, лучше (богатства)

Учитель:

Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Молодцы! Спасибо вам за ваш труд.

Слово 2-й группе . Это у нас «ХУДОЖНИКИ-ИЛЛЮСТРАТОРЫ»

(ЭТА ГРУППА РИСОВАЛА НА ТЕМУ «Дружба»)

Выступление учащихся.

Меня зовут….., меня……..Мы представляем результат проекта. Я нарисовал ………………..

(Рассказывают о содержании своих рисунков.)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, художники! Спасибо вам.

А сейчас дадим слово ребятам из «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ» -

3 группа . (ИХ ЗАДАНИЕ БЫЛО НАПИСАТЬ МИНИ-СОЧИНЕНИЕ О СВОЁМ ДРУГЕ)

Выступление учащихся.

Меня зовут…. Я хочу рассказать вам о своем друге……………………..

Меня зовут……..

Учитель: Спасибо, за эти прекрасные строки о друзьях. А я дарю вам стихи, которые очень нравятся мне. Пусть они пополнят ваш проект. Одно из них я знаю с детства и сейчас с удовольствием его прочитаю.

Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил
Каждый человек!

Ну, а сейчас, слово представителям 4 группы. Это группа наших ЭКСПЕРТОВ.

Выступление учащихся.

Мы группа экспертов……,………,…….

В нашем классе мы задали ребятам следующие вопросы (зачитывают с экрана):

Есть ли у тебя настоящий друг?

Можешь ли ты доверить тайну своему другу?

Родные люди - это друзья?

Есть ли у тебя домашний питомец? Считаешь ли ты его своим другом?

и получили такие варианты ответов:

Настоящий друг есть у всех
Доверить тайну другу могут…….
Родные люди это самые лучшие друзья!
Домашние животные есть у многих и считают их своими друзьями.

Учитель: Спасибо всем за работу! Я уверена, что, работая над этим проектом, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом. А в целом это стало очередным этапом развития вашего коллектива.

А сейчас я каждому даю волшебный цветик – семицветик.

Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в серединке цветка, а затем прикрепите цветок на доску.

(Звучит тихая музыка, дети выполняют задание.)

Учитель: Посмотрите, какая красивая полянка дружеских пожеланий у нас с вами получилась! Ну что, все материалы вашей работы мы объединили в мини- проект. Посмотрите, какой он замечательный!

(Показать папку с работами.)

– Однако я считаю, что это только начало, вы еще не раз вернетесь к этой теме и будете его дополнять. А сейчас я предлагаю спеть еще одну очень хорошую песню.

(Исполняется песня: “Как положено друзьям”)

Учитель: Ребята, а хотите еще рассказать о своем друге? ………

Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.

Синквейн от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:

    1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека (ДРУГ)

    2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных (ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ)

    3-я строка – описание действия – 3 глагола (НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ)

    4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

(ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!)

    5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. (ДРУЖБА)

Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение.

(Учащиеся сочиняют синквейн. Звучит тихая мелодия.)

Желающие зачитывают синквейн вслух.

Я тоже составила свой синквейн. Давайте прочитаем, что у меня получилось:

ДРУГ

ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ

НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ

ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!

ДРУЖБА

Учитель: Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.

(На фоне компьютерной презентации.)

Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней-
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать-
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.

Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!

Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения?

Письма
телефон – сотовая связь
фото и видеосъемка

А также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.

Ребята, а у кого из вас дома подключен Интернет?

Кто владеет Интернетом?

Кто имеет друзей и общается с ними в Интернете?

Дружба по Интернету для многих в будущем, а сегодня я, классный руководитель 6Б класса ДСОШ и мои воспитанники, приглашаем вас на Огонек дружбы к нам в школу. Мы будем очень рады с вами подружиться.

Вывод:

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

Итог урока:

Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Я благодарю всех ребят за урок. И хочу подарить вам небольшие сувенирчики на память о вашем проекте.

Огромное всем спасибо.


Дерево держится корнями, а человек друзьями

Народная пословица


Нет на Земле человека, который бы не задумался, что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает?

«Дружба – отношения между людьми на основе взаимного доверия и уважения, духовной близости, общих интересов», так характеризуется слово «дружба» в Толковом словаре русского языка.


  • Развивать коммуникативные умения- способность свободно общаться и высказывать свою мысль;
  • Активизировать познавательный интерес и активность;
  • Помочь детям реализовать свои творческие и интеллектуальные способности;
  • Способствовать процессу обучения в создании у детей единой, целостной картины мира ;
  • Привлекать учащихся к использованию интерактивных и проблемно-поисковых методов в работе над проектом

  • Рассмотреть понятие дружбы в зеркале истории;
  • Привлечь к коллективной работе учащихся;
  • В индивидуальной работе использовать проблемно-поисковый метод;
  • Развивать творческое и аналитическое мышление;
  • Рассмотреть сущность и особенности дружеских отношений.

Чтобы раскрыть тему проекта, были выделены проблемные вопросы:

  • Почему люди веками спорят о дружбе?
  • В чем сущность дружбы?
  • Каковы особенности дружеского отношения?
  • Каков идеал дружбы?

  • проект рассчитан на учащихся среднего звена
  • проведение проекта мы планируем на уроках самопознания и во внеурочное время.
  • предполагает создать дружелюбную обстановку в школе, в семье, в обществе;
  • продуктивная работа как коллективно, так и индивидуально;
  • высказывание своего мнения, отстаивание своей позиции

При подготовке работы над проектом можно коллектив (класс) разделить на 4 группы:

  • «Историки»: составление исторической справки «Дружба в зеркале истории».
  • «Социологи»: проведение анкетирования «Дружба всего дороже» среди учащихся 5-9 классов школы. Обработка результаты анкетирования и подготовка выводов в виде диаграмм.
  • «Романтики»: выявление особенностей дружеского общения на примерах литературных произведений, иллюстрирующие истинную дружбу, ее влияние на судьбы людей.
  • «Журналисты»: создание буклета «Достижимый идеал дружбы», где есть высказывания известных людей о дружбе. Этот буклет планируется раздавать своим друзьям и знакомым, чтобы они могли учиться дружить на примере мудрых.

Примерный план деятельности 1 группа «Историки»

  • Как же менялся идеал дружбы в ходе истории?

Первобытное общество не знает различия «личных» и «общественных» связей. При родовом строе понятия «дружба » и « кровное родство » были близки по сути. Другом мог считаться только «свой», а «чужак» воспринимался как потенциальный враг .

Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Друг – наш е «второе Я».

Христианская формулировка «любви к ближнему» внешне напоминает принцип Аристотеля «относиться к другому как самому себе», видеть в нем «другого себя».

  • Господствующей темой рыцарской дружбы была верность . У гуманистов дружба чаще всего ассоциируется с совместной радостью и весельем.
  • В отличие от просветителей, апеллировавших к разуму, для романтиков XIX в. дружба – это прежде всего страстное чувство , не знающее границ и меры. Романтики, ставящие горячее, живое чувство выше трезвого, благонамеренного разума, видят в дружбе не добродетель, а непосредственное жизненное переживание
  • Многие современные авторы пишут об оскудении дружеских отношений в XX веке. Они говорят о росте экстенсивности человеческого общения в ущерб его глубине в следствии ускорения общего ритма жизни и связанного с ним расширения круга общения; указывают на возрастание удельного веса более или менее безличных и форм общения ( массовые коммуникации ) по сравнению с непосредственно личными, индивидуальными контактами; утверждают, что « деловые отношения » оставляют все меньше места бескорыстным человеческим привязанностям.
  • Однако различное понимание дружбы вовсе не означает, что в одну эпоху она лучше или хуже, чем в другую: своеобразие дружеских проявлений и идеала дружбы свидетельствует лишь о ее содержательном богатстве. Людям же свойственно вечное стремление к более совершенному, лучшему, более достойному .

2 группа «Социологи»

Анкета «Что значит для вас настоящий друг?»

А) Человек, который тебя понимает.

Б) Друг – это тот, кто тебя не предаст.

В) Человек, с которым в разведку пойти не страшно.

Г) Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.

Д) Друг никогда не обманет.

Е) Друг – это тот, кто выручит из любой беды.

Ж) Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.

З) Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.

И) Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.

К) Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.


Большинство учащихся считают, что друг – это тот, кто тебя не предаст, друг никогда не обманет, друг – это человек, который тебя понимает.


3 группа «Романтики»

  • «Кто завязывает с кем-нибудь тесную дружбу, берет на себя новые обязанности»

(Френсис Бэкон)

  • «К друзьям и в несчастье будь неизменен»

(Периандр)

  • «Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид)
  • «Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей» (Исократ)
  • «Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели» (Платон)
  • «Друзьям оставь вторе больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца» (Хун Цзычэн)
  • «Сам погибай – товарища выручай»

(А.В.Суворов)

  • «Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности» (С. Орбелиани )
  • «Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести» (Ф Бэкон)

«Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

Сердцами сходствуем ; он – точно я другой:

Я горе с ним делю, он – радости со мной»

(А.С. Пушкин)


4 группа «Журналисты» - изготовление буклета

Друг поможет, друг не обманет,

Друг – человек, который меня понимает,

Друг – это тот, кто меня любит

Друг ни за что меня не погубит!





Берегите дружбу! Она может быть такой хрупкой и беззащитной, как эти тюльпаны на снегу.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №167»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №167

____________________

Н.М. Марченкова

Социальный проект

«О дружбе и друзьях»

учащиеся 2 «А» класса

МБОУ СОШ № 167

города Н. Новгорода

Руководитель:

Опарина А.В.,

учитель начальных классов

Нижний Новгород

2013 - 2014г.

Социально - педагогический проект «О дружбе и друзьях».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.

Название проекта: «Поговорим о дружбе».

Данный проект был реализован во 2 «А» классе МБОУ «СОШ» №167 г. Нижнего Новгорода.

Проект :

· интегрированный и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;

· долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;

· предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;

· совмещает урочную и внеурочную работу;

· комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно - поисковый);

Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Задачи:

Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.

Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.

Приобретение навыков работы в сотрудничестве.

Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.

Описание действий :

Деятельность учителя.

Проведение классных часов

1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);

2. «Пословицы о дружбе»…Игра.

3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти» .Обсуждение.

4. Правила дружбы. Работа в группах.

5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.

6.Выбираем темы сочинений - рассуждений для самостоятельной работы. («Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другое)

Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».

Уроки окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья»

Деятельность детей в творческих группах.

Поиск пословиц и поговорок из разных источников.

Подбор стихотворений и песен о дружбе.

Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;

Создание общего рисунка - аппликации «Друзей много не бывает»

Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.

Оформление выставок в классе.

Творческие работы: сочинения «Поговорим о дружбе» на выбранные темы.

Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».

Изготовление подарка другу. (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.

Побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.)

Создание «Дерева Дружбы».

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?

Второй этап (планирование деятельности).

Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.

Третий этап (практически - деятельностный)

Выступление творческих групп на классных часах.

Создание выставок во внеурочное время.

Оформление общей стенгазеты.

Четвертый этап (рефлексивно - оценочный).

До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.

Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему?

Чему научились? Какие знания получили в итоге.

Пятый этап - реализация проекта.

Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.

Презентация детских работ. (сочинения)

Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие

задачи:

1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.

2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.

3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.

Планируемые результаты:

Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.

Ход мероприятия.

1.Орг. момент .

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.

Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,

Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,

Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.

И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди…

2. Вступительное слово.

Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?

Притча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.

Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!

Пастух подумал и выбрал… дружбу.

Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

3.Постановка цели.

А может ли эта мудрость помочь нам? И как?

Мы всё это показали на нашем дереве Дружбы. О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?

4.Беседа

Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

Как он стал относиться к друзьям?

Кого мы называем другом?

Какие качества друга вы считаете главными?

Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

5. Игра «Волшебная конфета».

Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…

Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…

6.Презентация детских проектов . А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.

Ваши сочинения.

Молодцы!

7.Рефлексия.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.

Другу ты отдать сумей,

Всё тепло души своей.

Всё отдал - богаче стал,

Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат.

Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.

Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.

И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.

Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.

Используемая литература

1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб. гос.пед.ун-та,2010-174с.

2. Festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....