Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Проектная деятельность по экспериментированию "школа волшебников". Проект экспериментальной деятельности "чудо в песочнице"

Неизведанное рядом

Расскажи - и я забуду

Покажи - и я запомню

Дай попробовать - и я пойму

(Китайская пословица)

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского, «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира».

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

При формировании основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. - Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить другие операции. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Базовый уровень знаний по экологическому воспитанию дети получают на занятиях запланированных согласно программе » Детство«. Наряду с этим нами разработан проект по поисково - познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста под названием «Неизведанное рядом». Данный проект ведется в виде кружковой работы, один раз в неделю. Дети принимают участие в этом виде деятельности по своему желанию.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1) Живая природа (многообразие живых организмов)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет)

3) Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

В опытах учимся пользоваться термометром, лупой, весами, магнитом и другими приборами.

Проект направлен на развитие познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

1) Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (см. приложение).

2) Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

3) Расширение перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4) Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Разработанный план кружка предполагает вести работу рассчитанную на старший возраст с этапами усложнения в подготовительной к школе группе.

Этапы усложнения

1) Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

2) Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.

3) Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленности (строение, функционирование, назначение, его существование во времени и пространстве).

Кривохижина Лариса Сергеевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Подготовительная группа «Гномики»

Проект.

Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира.

Тип проекта.

Информационно - практико - ориентированный.

Вид проекта.

Групповой «Неизведанное рядом».

Цель: Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей. Активизировать мыслительную и речевую активность детей.

Задачи: 1) Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого

2)Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3) Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4) Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5) Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6) Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность проекта.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.

Выбор темы » Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Метод обеспечения.

· Поисково - исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

· Проведение опытов (практических).

· Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта.

1) Подготовительный этап:

· Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы)

· Диагностика

· Отображение цели и задач проекта

2) Реализация проекта:

· Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

· Практическая часть:

1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)

2. Связь с другими видами деятельности:

· Игровая

· Продуктивная

· Познавательно - исследовательская (опыты)

· Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

· Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)

· Релаксация

3.Организация кружка » Неизведанное рядом«.

3)Заключительный этап:

Диагностика (результативно - сравнительный анализ).

Механизм выполнения проекта.

1. Создание технической базы для детского экспериментирования.

2. Составление плана по кружковой работе.

3. Кружковая работа по экспериментированию.

4. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.

5. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.

6. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.

7. Экскурсии в парк.

8. Посещение живого уголка в Центре Детского Творчества.

9. Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой»

10. Конструктивные беседы.

Новизна разработки.

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково - исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты.

Детское экспериментирование - метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества(рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.

2. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы - Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 128 с., ил. - (Библиотека программы «Детство»)

4. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет - СПб.: Речь, 2011. - 64 с., илл.

5. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд - во, 2008. - 256 с. - (Играем)

6. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.

7. Иванова А.И. » Живая экология» М., 2006г.

8. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт - Петербург 2000г.

9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.

10. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.

11. Газета «Дошкольное образование»

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Обруч»

Опытно-экспериментальная деятельность Проект: «Волшебница-вода» Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна


Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Задачи: Подвести детей к пониманию, что вода-это жидкость, она может течь. Но она не имеет запаха, цвета, формы, вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах, форму при определённых условиях. Выяснить свойства снега, льда и что с ними происходит в тёплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега, льда и воды. Развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха. Продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, и работать над умением заменять действия символическим изображением.




«Где прячется вода?» Цель: Вывод: «Где прячется вода?» Цель: Уточнить представления о том, что вода может быть разной температуры (теплая, горячая, холодная.) Взаимодействие воды, снега и температуры (пар). Вывод: вода может принимать различную форму при разных температурных условиях.


«Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: Вывод: «Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: что быстрее растает и больше даст воды? Вывод: в тепле лёд и снег тают. Сосулька плотнее, дольше тает и больше даёт воды, а снег рыхлый, быстро тает и даёт меньше воды.


« Вода-растворитель?» Цель: показать, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, а некоторые ещё и растворяются в ней. Вывод: не всё может раствориться в воде; вода может приобрести цвет и вкус в зависимости от растворённых в ней веществ.






Результат исследовательской деятельности. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Вода-это добрый помощник человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 38

« Левушка»» города Белово

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»

Подготовили воспитатели

2 младшей группы « Ромашка» МБДОУ

детского сада № 38 города Белово

И.С.Баумгертнер, Т.Н.Сивохина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС - дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Сроки реализации проекта:

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, воспитатели.

Планируемый результат:

расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 - 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…РЫБА!

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.

Воспитатель.

А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

Какая у рыб вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Без воды рыбка погибает.

Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Ни чем.

Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети. Нет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.

Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети. Рыбок.

Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети. Не чего.

Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?

Дети. Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.

Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.

Список используемых источников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

«Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева

Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

«Проект Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ Актуальность. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей...»

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активностьдетей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.



Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: долгосрочный – 3 года. (2016-2019)

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет, родители воспитанников, педагоги).

Цель проекта: создание условий для формирования основ целостного мировоззрения дошкольников средствами физического эксперимента.

Задачи проекта:

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;

Создавать условия для развития у детей естественно-научных представлений;

Формировать предпосылки универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Методы и технологии реализации проекта:

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

Проведение опытов (практических);

Беседы (конструктивные).

Ресурсное обеспечение проекта.

Увеличительная чаша, лабораторные контейнеры с крышкой, набор пробирок на подставке, набор «Исследователь природы», емкость с 3-х кратной лупой, телескопический стаканчик с крышкой, интерактивная доска, ноутбук.

Методическое обеспечение:

1. Веракса Н. Е.,О. Р. Галимова. «Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет». -М.:Москва-синтез,2015г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»,Творческий Центр СФЕРА, 2010 г.

3. Зыкова О. А., «Экспериментирование с живой и неживой природой».Москва «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014г.

4. Султанова М., Простые опыты с водой, с воздухом, с природными материалами, с бумагой., 2014г.

5. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование», Творческий Центр СФЕРА, 2016 г.

6. Ола Ф «Занимательные эксперименты и опыты», АЙРИС-ПРЕСС, 2006г.

7. Алябьева Е.А. «Сказки о предметах и их свойствах», Творческий Центр СФЕРА, 2014 г.

8. Программа «Детство» «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград 2015.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.

Владение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Формирование познавательной активности и интереса, самостоятельности, креативности, инициативы.

Улучшение речевого развития.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Гипотеза реализации инновационного проекта:

Если в ходе данного проекта будут созданы в ДОУ:

специальные условия для развития экспериментальной деятельности детей,

апробированы средства диагностики выпускников ДОО и личностных качеств дошкольников, представленных в ФГОС;

обновлена система методической работы в детском саду и система работы с родителями по организации детского экспериментирования,

то это позволит:

сформировать у воспитанников ДОУ результаты образования, заданных ФГОС, с позиций качества образования;

способствовать развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей;

повысить результативность образовательного процесса и создать условия;

повысить профессиональный уровень педагогов –участников проекта;

создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательным учреждением.

Этапы проведения проекта.

Этапы Педагоги Родители

Подготовительный Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Анкетирование родителей

Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов Подбор рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников». Родительское собрание

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Оформление информационно-просветительского материала в виде папок-передвижек, размещение его на сайте детского сада.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов, оборудования для экспериментирования, продуктивной деятельности детей. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях

Создание памятки по безопасности при проведении экспериментирования. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

Создание картотеки опытов и экспериментов с дошкольниками. Мониторинг сферы интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей. Создание детской лаборатории в группе. Разработать план по дополнительному образованию. Основной

Познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность Практическая конференция для родителей

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями, бумагой Консультации для родителей

Проведение конкурсов, викторин; Анкетирование

Итоговый досуг после завершения блока «День открытых дверей»

Мониторинг детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности Кружковая работа Проведение проектов по экспериментальной деятельности» Районно-методическое объединение по опытно-экспериментальной деятельности. Мастер-класс для воспитателей Заключительный Праздник «Экспериментариум» Альбом с домашними опытами

Мониторинг детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности Заседание педагогического совета «Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации проекта Диссеминация опыта работы Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

Продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

Свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

Роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

« цель: использование идей 7 модулей при решении задач, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.Цель урока: Проверка...»

«Аннотация к рабочей программе по географии (6-9 классы) (I вариант для обучающихся на дому) Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал...»

«Контрольная работа №3

1. Титульный лист.

Проект «Чудо в песочнице».

Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ

детского сада №28

средней группы Серикова О.А.

Супрун Е.П.

Старшей группы Литвинова И.В.

Студентка БПК Малькова А.А.

2. Тип проекта: исследовательский

3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)

4.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста(4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А.

Место проведения: территория сада и групповые комнаты.

5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.

Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным.

Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.

Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..

6. Актуальность.

Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость?

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет ): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании.

Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет ): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.

Задачи проекта :

Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.

Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,

Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.

Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.

Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.

Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми.

Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет):

Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.

Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.

Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной) . Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.

8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).

Использование различных методов и приёмов:

Игровые методы:

Воображаемая ситуация

Дидактическая игра

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Нами была запанирована предварительная работа:

Чтение стихов о природе и явлениях природы;

рассматривание иллюстраций;

наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;

приобретение и размещение оборудования;

создание условий для съёмки;

подготовка материала к презентации.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно.

Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий

Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).

Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей)

для среднего возраста (4-5 лет)

«Куличики». Организация игры «Магазин угощений».

Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.

Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)

Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)

Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.

Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет)

В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:

Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы:

Песок сухой

Песок мокрый

куда пропадает вода, налитая на песок?

Вода впитывается песком и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Из чего состоит песок?

Видны формы песчинок, он сыпучий

Не видны формы песчинок, он не сыпучий.

Что происходит с песчинками при изменении влажности песка?

Песчинки все отдельно

Песчинки склеены

Может ли песок двигаться?

Движется

Не движется

Как меняется цвет песка?

Имеет светло - жёлтый цвет

Имеет цвет намного темнее сухого

Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Можно ли лепить из песка?

Не лепится

Можно ли песком рисовать?

Можно рисовать

Можно рисовать

Сохраняет ли форму?

Не имеет формы

Сохраняет форму, пока не высохнет

Какой песок тяжелее сухой или влажный?

Легче по весу, чем влажный

Тяжелее по весу, чем сухой

Можно ли очистить воду с помощью песка?

Очищает воду

Очищает воду

С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,

С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;

Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.

Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .

Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни».

Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:

Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок;

Используется в песочных часах (используют чаще в больнице, на кухне);

Приятно играть, строить, исследовать;

Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться;

Используется при тушении пожара;

В строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды;

Используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками;

Песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.

Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.

Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке « Песочная сказка».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице»

Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет)

Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:

    Перспективный план организации песочной недели.

    Фото и видеоматериал с конкурса построек, рисунков и концерта.

    Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».

    Выставка фотографий «Работы детей из песка».

    Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

    Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,

    Мультимедийная презентация проекта «Чудо в песочнице».

    Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.

    Коллекция песка.

    Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.

Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):

1. Сборник стихов о песке, загадок;

2.Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;

4. Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;

5.Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;

6.Фотоальбом «Песочные сказки»;

7. Коллекция разноцветного песка;

8.Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное (литература);

Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;

Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.

10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)

1 организационный этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

2 практический этапы ответственные: воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада.

Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.

1 этап. Организационный.( 1 день)

Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?

Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету.

Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.

2 этап. Практический. (2 и 4 день)

Сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей;

Беседа «Для чего нужен песок?»;

Подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;

Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;

Игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);

Детское экспериментирование: опыты с песком;

Рассматривание песка через лупу;

Рассматривание макета пустыни и её обитателей;

Чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях;

Проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;

Проведение психогимнастики «Загораем на песке».

Творческая познавательная деятельность детей:

Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке? »;

Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;

Сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)

3 этап. Итоговый. (5 день)

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)

Праздник песка «Песочная страна».

Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».

Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

Концерт «Лето - славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ.

Презентация проекта «Чудо в песочнице».

Поблагодарить всех, кто работал по проекту.

10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо) .

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:

Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.

Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах

Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.

Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.

Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.

Проект «Чудо в песочнице».

Ожидаемый результат:

для среднего возраста (4-5 лет)

1. Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

4. Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.

для старшего возраста (5-6 лет)

1.Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;

2. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;

3. Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

4.Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;

5.Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;

6. Привлечение внимания коллег и родителей к проекту, вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;

Материалы для экспериментальной деятельности:

Емкости с сухим и мокрым песком;

Ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;

Совки, различные сита, ведерки, миски;

Емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;

Пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

Пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;

Пластиковые ёмкости с разноцветным песком;

Стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....