Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Профессиональная ориентация и консультация

  • 7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.
  • 8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем
  • 9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.
  • 10, 11 Акселерация
  • 12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.
  • 13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.
  • 14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 18.Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.
  • 19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.
  • 20.Методика антропометрических измерений.
  • 21.Соматоскопические признаки.
  • 22. Физиометрические признаки.
  • 23. Оценка физического развития.
  • Порядок оценки физического развития.
  • Оценка физического развития по шкалам регрессии.
  • Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.
  • Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.
  • 24 Современное состояние физического развития детей и подростков
  • 25. Комплексная оценка физического развития.
  • 1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
  • 2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным по­ловым признакам.
  • Скрининг-тест для оценки физического развития
  • 26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.
  • 29. . Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания
  • 30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.
  • 31. Закаливание детей и подростков
  • 32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.
  • 33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.
  • 37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
  • 39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.
  • 41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
  • 42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
  • 43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.
  • 44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.
  • 45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.

    Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цели

      оказанияпрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи:

      получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

      обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

      дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

      выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

    Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

    Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

    Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

    Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

    Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

    1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

    5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

    8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

    10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Медицинский работник:

      используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

      проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

      оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

      оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

    В предыдущем параграфе мы говорили о понятии «профориентация», ее целях и задачах. Теперь мы рассмотрим, какие направления и формы профориентации существуют.

    Выделяют следующие 3 группы форм:

    • 1. Основные, ознакомительные:
      • · встречи со специалистами,
      • · просмотр и обсуждение телевизионных передач,
      • · выставки передового опыта,
      • · экскурсии на предприятия и в учебные заведения,
      • · информационные уроки для 6-9 классов (теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии и другие),
      • · уроки в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, демонстрация практических умений.
    • 2. Активизирующие деятельность:
      • · индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,
      • · конкурсы для выявления склонностей,
      • · вечера техники, книги, математики…
      • · недели искусства, техники…
      • · клуб будущих специалистов,
      • · кружки технического творчества,
      • · молодежные объединения,
      • · школьные трудовые объединения.
    • 3. Методы изучения личности:
      • · беседа (целенаправленная, индивидуальный подход, педагогический такт, ознакомление с профессиями, выявление мотивов и причин, затрудняющих выбор),
      • · анкетирование,
      • · наблюдение,
      • · анализ результатов деятельности (дневник, школьный журнал успеваемости, сочинение, тетрадь с высказываниями, личное дело, медицинское обследование)
      • · метод экспертов (обобщение высказываний друзей, учителей, родителей)
      • · метод обобщения независимых характеристик (рекомендации родителей, знакомых по выбору)
      • · педагогический эксперимент. .

    Система профориентационной работы включает в себя деятельность по нескольким направлениям:

    • 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
    • 2. Профессиональная консультация.
    • 3. Профессиональный отбор (подбор).
    • 4. Социально-профессиональная адаптация.

    Рассмотрим каждое направление подробней.

    Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель -- сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях, информировать их о способах и условиях овладения ими. Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

    Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинфор-мационной работы системы.

    • * Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление правильной мотивации выбора профессиональной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления личности.
    • * Профессиографическая встреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопросы: Чем ему нравится избранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?
    • * Профессиографическая экскурсия. Её задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой -- научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия -- это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
    • * Профессиографическое исследование. Оно основывается на организации самостоятельной деятельности учащихся и предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая -- характеристику процесса труда, третья -- санитарно-гигиенические условия труда, четвертая -- требования профессии к физической и психологической сфере человека, пятая -- требования к профессиональной подготовке.

    Профессиональная консультация заключается в помощи людям при выборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и ее индивидуальные качества. Профессиональная консультация -- составная часть системы профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

    Профессиональный отбор - комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, профотбор -- это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности. Потребность в профотборе вызвана ограниченностью педагогических возможностей развития ряда профессионально важных (значимых) качеств человека, а также наличием круга специальностей, которые предъявляют к человеку некомпенсируемые требования.

    Это относится в первую очередь к тем его качествам, которые весьма устойчивы в силу своей генетической обусловленности (природные качества). Профотбор обусловлен индивидуальными различиями между людьми. Существование различий по состоянию здоровья и физического развития, общему развитию (интеллекту), наличному уровню знаний, умений и навыков, психологической направленности (мотивации), психологическим свойствам (память, мышление, психомоторика и др.) позволяет в принципе оптимально решать задачи профессиональной ориентации и отбора. П. о. имеет большое значение не только для обеспечения качественной эксплуатации сложных технических систем, но и для сохранения здоровья и профилактики профессиональных заболеваний у работающих людей. Это относится в первую очередь к тем категориям работников, деятельность которых протекает в экстремальных условиях (повышенное нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, дефицит времени, различного рода перегрузки и др.).

    Профотбор направлен на то, чтобы отобрать для этих условий лиц с особыми свойствами, позволяющими выполнять функциональные обязанности с высоким качеством и без опасного для здоровья перенапряжения основных систем организма. В основе принятия решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности которая может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (включая и показатели физической подготовленности); по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с учетом показателей, отражающих социальное лицо претендента (социально обусловленные черты личности); по психологическим показателям. С учетом этого профотбор включает соответственно следующие виды: медицинский, образовательный, социальный и психологический отбор. Последний представляет наибольший интерес в плане психологии труда и инженерной психологии.

    Профессиональная адаптация -- это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация -- приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.

    Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация предполагает также принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приноравливается к профессии, но и профессию приспосабливает под себя. Поэтому целесообразно изучать многоуровневую взаимную адаптацию человека и профессии. К адаптации не сводится профессиональное развитие человека, вслед за адаптацией могут следовать этапы обогащения человеком профессии, творческое преобразование ее опыта.

    Социальная составляющая социально-профессиональной адаптации связана с адаптацией работника к условиям организации труда, системе управления, методам руководства, всему сложному комплексу социальных взаимосвязей на предприятии или организации. Социально-психологическая составляющая социально-профессиональной адаптации заключается в процессе включения индивида в трудовой коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе. Как мы видим, процессы профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния.

    Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:

    • · высоким уровнем мотивации субъекта к овладению профессиональными компетенциями;
    • · сформированным устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективам предприятия; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;
    • · активной включенностью в систему межличностных коммуникаций в коллективе;
    • · заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;
    • · состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием.

    На этом закончим рассматривать направления профессиональной ориентации и перейдем к принципам профориентации в современных образовательных учреждениях.

    Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда - с другой.

    В связи с этим, профориентационная деятельность в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов:

    • · Принцип систематичности и преемственности - профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;
    • · Принцип дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;
    • · Принцип оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;
    • · Принцип взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;
    • · Принцип учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;
    • · Принцип психологизации профориентационной работы..

    Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели основные формы, направления и принципы профориентационной работы. Было выделено три группы форм профориентации. Это основные, ознакомительные формы, формы активизирующие деятельность и методы изучения личности. Мы выяснили, что к направлениям профориентации относятся профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); социально-профессиональная адаптация. Так же мы узнали, что профориентация в современных учебных заведениях требует соблюдения некоторых принципов. Далее мы рассмотрим направления и методы работы социального педагога по профессиональной ориентации.

    Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. В старших классах у школьников расширяется круг интересов, появляется стремление к участию в общественно полезном труде наравне со взрослыми.

    Однако у многих учащихся к концу обучения еще не вырабатываются ус-

    тойчивые интересы к определенной области знаний и роду дея­тельности. Большинство подростков в возрасте 13... 16 лет, как правило, не принимают во внимание соответствие избираемой профессии особенностям здоровья и психики, потребности об­щества в специалистах определенных профессий.

    Вопрос «Кем быть?» школьнику решить правильно трудно без помощи родителей, педагогов и медицинских работников. Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии - один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармо­ничного развития его личности. Для подготовки подростка к вы­бору профессии существует система мероприятий профессиональ­ной ориентации.

    Медицинская профессиональная ориентация - это система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-про­изводственных факторов, которые могут привести к формирова­нию заболеваний, прогрессированию хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Медицинская профессиональная ориентация ведется в двух направ­лениях: основном - врачебная профессиональная консультация и информационном - гигиеническое обучение и воспитание подро­стков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими во- просами выбора профессии.________________________________________________

    При проведении врачебной профессиональной консультации основная задача медицинского персонала состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоро­вья консультируемого подростка и разработке конкретных реко­мендаций по выбору профессии или специальности, формы обу­чения и рациональному трудоустройству.

    Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит серьезные задачи по улучшению здоровья и медицинского обслуживания школьников, по подготовке их к трудовой дея­тельности с учетом состояния здоровья. Анализ состояния здо­ровья подростков показывает относительно большое распро­странение заболеваний, ограничивающих профессиональную при­годность у 75... 80 % учащихся. Чаще всего это заболевания опорно­двигательного аппарата, .органов пищеварения, органов зрения, нервной системы, органов дыхания, а также отставание по био­логическому возрасту.

    Самые частые причины ограничения профессиональной при­годности подростков - аномалии зрения, требующие ношения кор­ригирующих очков, что несовместимо со многими специальностя­ми: работой на высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности воздушной среды, при необходи­мости пользоваться защитными приспособлениями (строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация, мор­ской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осан­ки могут быть противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты, обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным уров­нем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и воспри­ятие звуковой информации (прядильщицы, радисты, телефонис­ты и др.).

    Медицинские работники осуществляют врачебную профессио­нальную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения фун­кциональных нарушений и хронических заболеваний в подрост­ковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму ра­ботающих, содержатся в профессиограммах - санитарных харак­теристиках профессий.

    При консультации используют перечни медицинских противо­показаний к работе и производственному обучению подростков, разработанные для профессий и специальностей, по которым осу- ществляется подготовка квалифицированных кадров. Они пред- ставляют собой сборники медицинских противопоказаний по от­дельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственного обучения.

    Помимо исследования и оценки состояния здоровья подрост­ков необходимо изучение у них уровня развития психофизиоло­гических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называ­ются ключевыми профессионально значимыми функциями. Их делят на 6 групп: анализаторные, двигательные, аттенционно- мнемические, интеллектуальные, индивидуально-типологические, интеллектуальные характерологические особенности личности.

    Врачебно-профессиональная консультация является необходи­мым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. Она включает в себя следующие этапы:

    Медицинское и психофизиологическое обследование под­ростка;

    Анализ состояния здоровья подростка с использованием про- фессиограммы и перечня медицинских противопоказаний, срав­

    нение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количествен­ной вероятности освоения профессии;

    Составление врачебно-профессионального заключения;

    Контрольные вопросы

    1. Почему гигиена детей и подростков является возрастной гигиени­ческой дисциплиной?

    2. Перечислите показатели мониторинга здоровья детей и подростков.

    3. Охарактеризуйте понятия: «секулярный тренд», «акцелерация», «де- целерация» физического развития.

    4. Как проводится оценка физического развития детей и подростков по центильным шкалам и номограммам?

    5. Как определяется биологический возраст детей и подростков, пере­числите критерии его оценки.

    6. Охарактеризуйте критерии комплексной оценки состояния здоро­вья.

    7. Назовите эколого-гигиенические принципы размещения, плани­ровки земельного участка и здания образовательных учреждений.

    8. Перечислите гигиенические требования, предъявляемые к отдель­ным помещениям дошкольного образовательного учреждения.

    9. Перечислите гигиенические требования, предъявляемые к учебным помещениям школы.

    10. Каким гигиеническим требованиям должно отвечать благоустрой- ство образовательных учреждений?

    11. Какие гигиенические требования предъявляются к учебным заня­тиям в школе и режиму дня школьника?

    Завершающим этапом предварительного медицинского освидетельствования подростков является составление врачебного профессионально-консультационного заключения , призванного помочь подростку в выборе профессии в соответствии с состоянием его здоровья. Заключение должно базироваться на комплексной оценке функционального состояния организма, которое синтезируется подростковым врачом па основании результатов обследования всех специалистов: комплексная оценка состояния здоровья - одно из условий определения профессиональной пригодности. Мы уже упоминали, что ни в коем случае выбор профессии не может быть сделан врачом только на основании исследования одной какой-либо системы, как бы важно пи было состояние ее для избранного подростком труда. Профессиональный отбор и тем более врачебная профессиональная консультация должны основываться на комплексной оценке состояния всех органов и систем. Заключение должно содержать:

    1. Констатирующую часть, включающую найденные объективные данные о физическом развитии, результатах осмотра всех специалистов и применяемых дополнительных методов исследования.

    2. Рекомендации лечебно-профилактического характера (в случае их необходимости), в которых нуждается подросток, включающие амбулаторное, стационарное, санаторное лечение, диспансерное наблюдение, оздоровительные лечебно-физкультурные мероприятия, консультативную помощь и др.

    Данные предварительного осмотра должны быть, разумеется, использованы и в целях диспансеризации, если подросток в них нуждается и нет основания откладывать эти рекомендации до следующего, периодического осмотра.

    3. Основное заключение о профессиональной пригодности, о соответствии избранного подростком вида труда состоянию его здоровья, о возможности обучаться в учебном заведении, выбранном подростком. При решении этого вопроса следует учитывать условия и характер труда в избранной профессии (специальности), возможное их влияние на организм и соответствие этого труда состоянию здоровья подростка. Это решение должно основываться как на знаниях врача о течении заболеваний и отклонений в условиях воздействия различных производственных факторов, о возможном ухудшающем влиянии этих факторов на состояние здоровья, так и на указаниях действующих перечней медицинских противопоказаний к работе и профессиональному обучению подростков в различных отраслях промышленности.



    В случаях отрицательного решения о годности к избранной профессии следует сослаться на номер статьи перечней. Однако могут (и довольно нередко) иметь место случаи, когда либо в перечнях нет указаний о данной профессии, либо убежденное, мотивированное мнение врача о годности подростка не согласуется с указаниями перечней. Последнее вполне возможно, так как с момента издания перечней прошло много лет, изменился характер и содержание ряда профессий, появилось много новых профессий и, наконец, в перечнях просто отсутствует ряд состояний, заболеваний и отклонений, а на многие профессии противопоказания вовсе не разработаны. В таких случаях особенно если мнение врача не совпадает с указанием перечней и оно основано на достаточном знании профессии, необходимо убедительно мотивировать причины, в силу которых врач профконсультант считает возможным разрешить или, наоборот, запретить обучение в избранной профессии. В случае признания непригодности к избранной профессии необходимо указать несколько (возможно больше) профессий, которым подросток по состоянию здоровья может обучаться, рекомендовать следует наиболее целесообразные профессии, более всего соответствующие состоянию здоровья. При этом по возможности надо учитывать желание и склонности подростка, социально-экономические мотивы, а также потребность в профессиях определенного профиля при комплектовании учебных заведений. Однако все эти факторы являются не решающими, а соподчиненными, главное - состояние здоровья, а остальные факторы принимаются во внимание, если они не противоречат основному принципу профессиональной консультации - сохранению здоровья подростка при любом виде трудовой деятельности.

    Таким образом, этот раздел заключения содержит 2 основные части - решение вопроса о профпригодности и врачебную профессиональную консультацию! Последняя является наиболее важной и единственно правильной формой участия врача в выборе подростком профессии, причем элемент профессиональной консультации в заключении должен быть и в том случае, когда подросток признается годным к избранной им профессии. Даже в этом случае целесообразно указать еще ряд подходящих, а возможно, и более подходящих, чем избранная, профессий. При этом рекомендации профессий должны быть конкретны, не следует рекомендовать такие, которым не обучают в данной местности (такое возможно лишь в крайне редких случаях тяжелых заболеваний, при которых возможно обучение какой-либо одной- двум профессиям, не подготавливаемым по месту жительства), либо которые не подходят подростку по возрасту, образовательному цензу. Такие рекомендации подрывают у подростка веру в действенную помощь врача, вызывают чувство неудовлетворенности, обиды; в задачу же врача входит оказать действенную помощь, дать действенный совет при обязательном учете состояния здоровья.

    Заключение врача о профессиональной пригодности должно быть дано не только при предварительных, но и при периодических ежегодных углубленных осмотрах, работающих подростков и обучающихся в ПТУ.

    Возможны случаи, когда непригодность к дальнейшему обучению выявляется не при поступлении, а при последующих периодических осмотрах, в связи с перенесенной за время обучения болезнью либо прогрессированием ранее вполне компенсированного заболевания (например, псориаза). В этих случаях заключение о переводе на обучение другой профессии либо отчислении из училища должно быть сделано врачом независимо от срока, прошедшего с момента начала обучения, даже если до окончания училища осталось немного времени. Разумеется, весьма важно учитывать время, затраченное на профессиональное обучение подростка, и всемерно стремиться к переводу на обучение смежным или «родственным» профессиям, в которых возможно использование полученных знаний. Однако это обстоятельство не должно оказывать довлеющего влияния на решении врача об отчислении в случае невозможности такого перевода. Окончание обучения по противопоказанной профессии, на чем нередко настаивает администрация училищ, не принесет пользу ни подростку, ни обществу, ибо работать по данной профессии на производстве подросток не сможет. В заключениях по таким случаям необходимо указать об отрицательной динамике заболевания и мотивировать причину необходимости перевода или отчисления, а также дать рекомендации о подходящих профессиях. Высказанное положение особенно важно учитывать при хронических заболеваниях, склонных к рецидивам под влиянием некоторых факторов труда.

    Лекция
    ВРАЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
    КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
    Ассистент кафедры госпитальной и
    поликлинической педиатрии
    ВГМУ им.Н.Н.Бурденко
    кандидат медицинских наук Е.С.ЦукановаАктуальность проблемы медицинской профессиональной
    ориентации.
    Медицинские аспекты выбора профессии и
    индивидуальное врачебное профессиональное
    консультирование.
    Содержание понятия «профессиональная пригодность».
    Принципы проведения профконсультирования и
    определения профпригодности.
    Порядок оформления медицинской документации при
    проведении врачебно-профессионального
    консультирования подростков.

    Профессиональная ориентация

    это система мероприятий,
    направленных на психологическую
    подготовку подростка к выбору
    профессии на основе ознакомления с
    его интересами, наклонностями,
    способностями, состоянием здоровья,
    а также с учетом знаний о характере
    различных профессий и требованиях,
    предъявляемых ими к состоянию
    здоровья и личностным особенностям
    работающих.

    система мер, направленных на
    обеспечение правильного
    профессионального выбора
    подростками с учетом состояния
    здоровья индивидуума, его
    психофизиологических и
    личностных особенностей.
    ЭТО

    Актуальность и потребность в медицинской профессиональной ориентации (МПО) возрастает в связи:

    с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных
    подростков
    с формированием рыночных отношений и увеличением требований к
    интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает
    увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности
    и повышает требования к состоянию здоровья;
    с неблагоприятным влиянием на работающих профессиональнопроизводственных факторов, что приводит к росту общей и
    профессиональной заболеваемости во многих отраслях
    промышленности;
    с необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников
    по завершении общего и профессионального образования;
    со снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с
    изменениями, внесенными в трудовое законодательство Российской
    Федерации.

    Опросы школьников показывают:

    подростки мало знают «мир профессий»,
    плохо информированы об условиях и
    характере выбранной деятельности,
    не знают о возможном неблагоприятном
    влиянии факторов производства на состояние
    здоровья.
    При выборе профессии ни сами подростки,
    ни их родители не принимают во внимание
    имеющиеся нарушения здоровья и
    возможность его ухудшения в процессе
    трудовой деятельности.

    В настоящее время почти 80% учащихся 9-11
    классов в связи с отклонениями в состоянии
    здоровья имеют ограничения в выборе
    профессий, т.к. их трудовая деятельность
    возможно будет осуществляться в условиях
    контакта с вредными производственными
    факторами, что может привести к
    прогрессированию патологии.
    Ограничения в выборе профессии у
    школьников обусловлены в 65% случаев
    наличием хронических заболеваний и в
    35% случаев имеющимися
    функциональными нарушениями.

    12-28% учащихся, получающих начальное профессиональное образование, и до 15% студентов, получающих высшее профессиональное

    образование,
    имеют прямые медицинские противопоказания к
    выбранным и изучаемым профессиям и
    специальностям.
    Профессионально-производственные факторы
    (ППФ) в дальнейшем могут значительно
    ухудшить состояние здоровья молодых рабочих и
    специалистов, привести к прогрессированию
    имеющейся патологии, развитию осложнений и
    ранней инвалидизации.

    МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

    имеет 2 направления:
    врачебное профессиональное
    консультирование;
    психофизиологическая
    профессиональная ориентация,
    представляющая помощь в выборе
    профессии с учетом индивидуальных
    способностей, психологических и
    личностных особенностей подростка.

    Врачебное профессиональное консультирование

    это система мер, направленных на обеспечение
    правильного выбора профессии подростками,
    имеющими отклонения в состоянии здоровья,
    с целью защиты их организма от
    неблагоприятного воздействия профессиональнопроизводственных факторов, которые могут
    привести к прогрессированию функциональных
    нарушений и хронической патологии,
    возникновению осложнений, длительной утрате
    трудоспособности, ранней инвалидизации.

    Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:

    Информационное обеспечение – ознакомление
    подростков, их родителей и педагогов с медицинскими
    аспектами выбора профессии, то есть с основными
    профессионально-производственными факторами,
    которые могут привести к ухудшению состояния
    здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и
    функциональными нарушениями.
    Индивидуальная врачебная профессиональная
    консультация, в процессе которой основная задача врача
    состоит в определении степени риска прогрессирования
    отклонений в состоянии здоровья консультируемого
    подростка и разработке конкретных рекомендаций по
    выбору профессии или специальности, формы обучения и
    рациональному трудоустройству.

    В соответствии с регламентирующими документами Минздрава России

    проведение врачебного профессионального
    консультирования возложено на школьного врача,
    а при его отсутствии индивидуальную врачебную
    профессиональную консультацию должен
    проводить участковый врач-педиатр.
    На каждом этапе педиатр решает задачи,
    соответствующие возрасту и уровню образования
    консультируемого подростка и потребностям
    данного этапа.

    Этапы проведения врачебного профессионального консультирования:

    начальный этап - индивидуальное консультирование
    школьников 6-8 классов в процессе формирования
    профессионального самоопределения.
    В профконсультировании нуждаются тяжело больные
    учащиеся и дети-инвалиды, т.к у них значительно ограничен
    круг доступных профессий.
    Этап выбора профессии при завершении
    неполного (9 класс) или полного среднего
    образования (11класс).
    Этап профессионального обучения. На этом этапе
    должна осуществляться помощь учащимся и студентам в
    выборе специализации и рациональном трудоустройстве.

    В ходе проведения врачебного профессионального консультирования

    в зависимости от выявленных отклонений
    в состоянии здоровья подростка,
    определяются индивидуальные
    ограничения профессиональной
    пригодности к воздействию
    отдельных профессиональнопроизводственных факторов,
    профессиям
    и видам деятельности.

    Профессиональная пригодность

    Профессиональная пригодность (по
    медицинским показаниям) - наиболее полное
    соответствие функциональных возможностей
    организма требованиям, предъявляемым
    профессиями, как в плане охраны функционально
    неполноценного органа или системы, так и в
    плане преимущественного использования
    наиболее развитых функций.
    Профессионально пригодным следует считать
    подростка, способного успешно освоить
    профессию и работать в ней без ущерба для
    здоровья.

    Любую профессию или специальность, и связанные с ней профессионально-производственные факторы, необходимо рассматривать с двух

    специальность, и связанные с ней
    профессионально-производственные
    факторы, необходимо рассматривать с
    двух позиций:
    первой – в каких условиях будет протекать
    профессиональная деятельность;
    второй – каков будет характер труда.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
    температура, влажность и подвижность (скорость движения) воздуха,
    тепловое излучение, атмосферное давление повышенное или
    пониженное (показатели микроклимата);
    неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое,
    видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное,
    низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля;
    ионизирующее излучение;
    производственный шум;
    вибрация (локальная, общая);
    ультразвук (воздушный и контактный);
    аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли);
    освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная
    освещенность, слепящая блесткость источников света, отраженная
    слепящая блесткость, пульсация освещенности) и ультрафиолетовая
    радиация.

    К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:

    ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
    вредные химические вещества разных классов опасности:
    1 класс опасности химических веществ (чрезвычайный)
    2 класс опасности химических веществ (высокоопасные химические
    вещества)
    3 и 4 классы опасности (опасные химические вещества)
    вредные вещества с остронаправленным механизмом действия
    вещества раздражающего действия
    наркотические анальгетики
    Кроме того, сюда относятся созданные на основе химического синтеза
    антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, противоопухолевые
    лекарственные средства)
    вещества - аллергены
    вещества - канцерогены

    К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
    микроорганизмы, включая патогенные организмы:

    2 класс опасности (высокоопасные патогенные организмы)
    3 и 4 классы опасности (опасные патогенные организмы)
    микроорганизмы-продуценты
    препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов
    белковые препараты:
    1 класс опасности (чрезвычайный)
    2 класс опасности (высокоопасные)
    3 и 4 классы опасности (опасные белковые препараты)
    естественные компоненты организма (аминокислоты, витамины):
    1 класс опасности (чрезвычайный)
    2 класс опасности (высокоопасные компоненты)
    3 и 4 классы опасности (опасные компоненты)

    К факторам, характеризующим ТЯЖЕСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА (физического труда), относятся:

    физическая динамическая нагрузка;
    масса поднимаемого и перемещаемого груза;
    стереотипные рабочие движения (кистей и пальцев рук);
    статическая нагрузка (удержание груза одной или двумя
    руками);
    рабочая поза (неудобная, нефункциональная);
    наклоны корпуса;
    перемещение в пространстве (переходы, обусловленные
    технологическим процессом в течение смены)

    Интеллектуальные нагрузки:
    содержание работы
    восприятие сигналов (информации) и их оценка
    степень сложности задания
    характер выполняемой работы
    Эмоциональные нагрузки:
    степень ответственности, значимость ошибки
    степень риска для собственной жизни.
    степень риска для жизни других лиц.
    Монотонность нагрузок:
    число элементов (приемов), необходимых для реализации
    простого задания или в многократно повторяющихся
    операциях
    продолжительность выполнения простых
    производственных заданий и повторяющихся операций.

    Факторы трудового процесса, характеризующие НАПРЯЖЕННОСТЬ труда:

    Сенсорные нагрузки:
    внимание (длительность сосредоточенного наблюдения % времени в смену);
    плотность сигналов в среднем за час;
    число производственных объектов одновременного
    наблюдения;
    напряженность анализаторных функций зрения (размер
    объекта различения, длительность сосредоточенного
    наблюдения, работа с оптическим приборами, наблюдение
    за экранами видеотерминалов -дисплеев) и слуха (при
    производственной необходимости восприятия речи или
    дифференцированных сигналов).

    ОПАСНЫЕ РАБОТЫ

    работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по
    обслуживанию подъемных механизмов (средство страховки предохранительный пояс), работы крановщиков, работы по
    обслуживанию (технических) лифтов и др.
    электротехнический персонал, выполняющий работы по
    оперативному обслуживанию и ремонту действующих
    электроустановок
    работы в государственной лесной охране, по валке, сплаву,
    транспортировке и первичной обработке леса
    работы в нефтяной и газовой промышленности
    работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи
    работы в геологоразведочных, топографических и др. экспедициях в
    отдаленных и малонаселенных районах
    работы, выполняемые на Крайнем Севере
    работы по обслуживанию сосудов под давлением
    работы, связанные с применением взрывчатых веществ
    работы в военизированной охране, инкассации и др. работы,
    связанные с ношением оружия
    газоспасательная служба и аварийно-спасательная служба.

    Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические медицинские осмотры детей и подростков в соответствии

    с
    Приказом Минздрава России от 21.12.2012г.
    N 1346н
    "О Порядке прохождения несовершеннолетними
    медицинских осмотров,
    в том числе при поступлении в образовательные
    учреждении и в период обучения в них"
    (Зарегистрировано в Минюсте России
    02.04.2013 N 27961)

    Основополагающие принципы при проведении ВПК:

    минимальное ограничение возможности получения
    профессионального образования и трудоустройства при
    максимальной охране здоровья;
    обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей
    обращаемости за медицинской помощью, результатов
    профилактических осмотров и дополнительных обследований;
    комплексная оценка функционального состояния всех органов и
    систем с обязательным использованием функциональных проб при
    выявлении функциональных расстройств, характерных для
    подросткового возраста;
    уточнение формы, стадии и степени активности процесса и
    функциональной недостаточности органа или системы при
    обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями
    и функциональными нарушениями;
    решение вопросов профессиональной ориентации только по
    завершении активного патологического процесса и оценки
    эффективности лечения.

    Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья:

    при определении профессиональной пригодности больных
    с хроническими заболеваниями и анатомическими
    дефектами решающее значение имеет не столько сам
    диагноз, сколько функциональное состояние органа или
    системы и компенсаторные возможности организма;
    при склонности болезни к прогрессированию, следует
    предусмотреть максимальные ограничения
    воздействия неблагоприятных профессиональнопроизводственных факторов. В случаях, когда
    патологический процесс уже закончился, но оставил
    после себя те или иные последствия, ограничения будут
    зависеть от степени компенсации функций или
    дефекта.

    Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья (продолжение):

    характерные для подросткового возраста функциональные
    нарушения под влиянием факторов производственной среды и
    трудового процесса могут приобрести стойкий характер или
    прогрессировать, переходить в хроническое патологическое
    состояние;
    необходимо принимать во внимание, что патологический процесс,
    снижает общую резистентность организма, способствует более
    быстрому и неблагоприятному воздействию производственных
    факторов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения
    основного заболевания, а также может приводить к развитию
    специфических профессиональных заболеваний;
    при тяжелых анатомических дефектах, хронических
    заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных
    органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное
    обучение и работу в специально созданных условиях на дому.

    При проведении ВПК подросток должен быть предупрежден

    по достижении 18-ти лет при приеме на работу на
    него будут распространяться требования Приказа
    Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011г.
    «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
    производственных факторов и работ, при выполнении
    которых проводятся предварительные и периодические
    медицинские осмотры (обследования), и Порядка
    проведения предварительных и периодических
    медицинских осмотров (обследований) работников,
    занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
    (или) опасными условиями труда», а также требования
    приказов и инструкций отдельных министерств и
    ведомств.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма

    Для больных (подростков) с хроническими заболеваниями
    бронхо-легочной системы неблагоприятными
    профессионально-производственными факторами (ППФ)
    являются:

    токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего
    действия;
    фармакологические средства и биологические факторы
    аллергизирующего действия;
    микроклиматические
    условия;
    значительное физическое и психоэмоциональное напряжение;
    излучения.
    При некоторых заболеваниях противопоказана работа в детских
    коллективах, в пищевой промышленности и на предприятиях
    общественного питания.

    Для больных (подростков) с заболеваниями сердечнососудистой системы неблагоприятными ППФ
    являются:
    выраженное нервно-психическое
    (психоэмоциональное) и физическое напряжение;

    все виды излучения;



    работа на высоте.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков), страдающих хроническими
    болезнями желудочно-кишечного тракта,

    значительное и умеренное нервно-психическое и
    физическое напряжение;
    токсические вещества;
    повышенные уровни производственного шума и
    вибрации;
    повышенные и пониженные уровни атмосферного
    давления и температуры воздуха;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения.
    Для больных с патологией системы пищеварения
    противопоказаны работы, связанные с невозможностью
    соблюдения режима питания и диеты.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с хроническими болезнями
    почек и мочевыделительной системы
    неблагоприятными ППФ являются:
    неблагоприятные метеорологические и
    микроклиматические условия (повышенная и

    температур, повышенные влажность и скорость
    движения воздуха);

    значительное психоэмоциональное напряжение;
    токсические вещества;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с заболеваниями
    эндокринной системы неблагоприятными ППФ
    являются:
    значительное нервно-психическое и физическое
    напряжение;
    токсические вещества;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения;
    повышенные уровни шума и вибрации;
    неблагоприятные метеорологические и
    микроклиматические условия.
    Для больных с сахарным диабетом противопоказаны
    работы, связанные с невозможностью соблюдения
    диеты и режима питания и невозможностью введения
    инсулина.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков), страдающих системными
    болезнями крови, неблагоприятными ППФ и
    работами являются:
    токсические вещества;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения;
    значительное физическое и психоэмоциональное
    напряжение;
    неблагоприятные метеорологические и
    микроклиматические условия;
    работы на высоте и работы, связанные с высокой
    вероятностью травматизма.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с выраженной патологией
    опорно-двигательного аппарата, а также для
    больных с хирургическими болезнями,
    неблагоприятными работами и ППФ являются:

    работы, связанные с пребыванием в вынужденной и
    фиксированной рабочей позе с невозможностью свободного,
    произвольного перемещения;
    значительные повторяющиеся локальные и региональные
    мышечные нагрузки;
    длительная ходьба;
    работы на высоте, верхолазные работы;

    условия; повышенные уровни общей и локальной вибрации;
    токсические вещества;
    работы, связанные с вождением транспортных средств (например,
    большегрузных автомобилей, тяжелой строительной техники);
    работы, связанные с высокой вероятностью травматизма.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) со злокачественными
    новообразованиями неблагоприятными работами и
    ППФ являются:
    токсические вещества;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения;
    работы, связанные с повышенной температурой,
    лучистым теплом, перепадами температур,
    гиперинсоляцией;
    работы, связанные с высокой вероятностью
    травматизма;
    работы, связанные с подъемом и перемещением грузов;
    пребывание в вынужденной, фиксированной позе.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для девушек, страдающих воспалительными
    болезнями женских тазовых органов или
    расстройствами менструации, неблагоприятными
    ППФ и работами являются:
    значительное и умеренное физическое напряжение;
    длительная ходьба;
    вибрация;
    неудобная вынужденная рабочая поза;
    неблагоприятные метеорологические и
    микроклиматические условия;
    токсические вещества;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения; значительное психоэмоциональное
    напряжение (в связи с нарушениями менструального
    цикла).

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с кожными болезнями
    неблагоприятными ППФ являются:
    токсические и сенсибилизирующие кожу вещества;
    пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
    постоянное охлаждение, смачивание и загрязнение
    кожных покровов;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения;
    неблагоприятные микроклиматические и
    метеорологические условия (повышенная и
    пониженная температура воздуха, частые перепады
    температур, гиперинсоляция);
    значительное психоэмоциональное напряжение.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с заболеваниями нервной
    системы неблагоприятными ППФ являются:
    значительное и умеренное психоэмоциональное
    напряжение;
    физическое напряжение, в том числе с локальным
    напряжением группы мышц;
    токсические вещества;
    значительный производственный шум и вибрация;
    повышенная температура окружающей среды;
    все виды ионизирующего и неионизирующего
    излучения;
    повышенная опасность общего и электротравматизма;
    работы на высоте и у движущихся механизмов;
    длительная ходьба и пребывание на ногах.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков)с психическими
    расстройствами неблагоприятными ППФ и видами
    деятельности являются:
    значительное нервно-психическое (психоэмоциональное) напряжение;
    неблагоприятные метеорологические факторы;
    воздействие токсических веществ;
    повышенные уровни шума, ультразвука, вибрации;
    все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
    работы на высоте, в горячих цехах, у открытого огня, у воды, в опасных
    для жизни условиях;
    работы, связанные с движущимися механизмами;
    работы с частыми и длительными командировками;
    юридические специальности и медицинские специальности,
    связанные с лечением;
    административно-хозяйственная и педагогическая деятельность;
    работы, требующие принятия быстрых и ответственных решений;
    работы, связанные с ответственностью за других людей и
    материальной ответственностью;
    работы, связанные с общением с большим кругом людей.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с заболеваниями уха, горла, и
    носа неблагоприятными работами и ППФ являются:
    работы, связанные с охлаждающим микроклиматом, повышенной
    влажностью, пребыванием на открытой территории при повышенной
    скорости движения воздуха;
    повышенные уровни шума, общей и локальной вибрации;
    работы на высоте; токсические вещества раздражающего и
    сенсибилизирующего действия;
    пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
    все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
    работы, связанные со звуковыми сигналами и определением на слух
    исправности агрегатов и механизмов;
    работы, связанные с опасностью травматизма;
    при некоторых заболеваниях - работы, связанные с постоянным
    общением с людьми и преподавательская деятельность.

    ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

    Для больных (подростков) с выраженной патологией органа
    зрения неблагоприятными работами и ППФ являются:
    - прецизионные работы особо высокой точности;
    - работы, связанные с повышенным напряжением зрения, с движением
    автотранспорта, с использованием видеодисплеев;
    - освещенность ниже нормы; значительное нервно-психическое напряжение,
    в том числе и связанное с опасностью травматизма;
    - постоянные наклоны туловища и неудобная вынужденная рабочая поза;
    - неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия;
    повышенное и пониженное атмосферное давление;
    - токсические вещества;
    - повышенные уровни производственного шума, вибрации, ультразвука;
    - все виды ионизирующего и неионизирующего излучения, в том числе
    лазерного;
    - работы на высоте и связанные с подъемом на высоту;
    - газо- и горноспасательные работы;
    - работы на морских нефтепромыслах;
    - работы, связанные с током высокого напряжения;
    - работы по обслуживанию сосудов под давлением;
    - при некоторых заболеваниях - работы, требующие бинокулярного зрения и
    цветоразличения.

    Результаты врачебной профессиональной
    консультации, медицинские ограничения,
    противопоказания, рекомендации заносятся в
    специальный раздел Медицинской карты ребенка
    (форма № 026/у-2000).
    В тех случаях, когда профессиональный выбор
    подростка еще не сформировался, в специальном
    разделе Медицинской карты ребенка указываются
    противопоказанные профессиональнопроизводственные факторы, а также факторы,
    ограничивающие круг выбираемых профессий или
    специальностей.
    Допуск к трудовому обучению заносится в
    Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в
    раздел “Заключение по результатам
    профилактических осмотров”.

    По завершении неполного или полного общего
    образования на каждого подростка в территориальной
    детской поликлинике участковым педиатром и
    врачами-специалистами (хирургом, невропатологом,
    окулистом, отоларингологом и др.) заполняется в
    соответствии с Приказом МЗ РФ от 15 декабря
    2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных
    форм медицинской документации, используемых в
    медицинских организациях, оказывающих
    медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и
    порядков по их заполнению" Медицинская справка
    (врачебное профессионально-консультативное
    заключение) (форма № 086/у) согласно приложению
    N 19.

    В справку (форма № 086/у) в обязательном порядке вносятся:

    сведения о перенесенных заболеваниях;
    профилактические прививки;
    объективные данные о состоянии здоровья на момент обследования, в
    том числе данные рентгеновского (флюорографического) и
    лабораторного обследований;
    наименование учебного заведения, факультет, отделение или место
    работы, куда представляется данный документ;
    выбранная подростком профессия или специальность.
    При заполнении справки допускается использование результатов
    профилактических осмотров, проведенных в течение 6 месяцев,
    предшествующих моменту заполнения документа.

    В заключительном разделе формы № 086/у указывается врачебное
    заключение о профессиональной пригодности абитуриентов или
    подростков, поступающих на работу.
    Экспертное заключение о
    профессиональной пригодности абитуриентов учебных заведений
    профессионального образования и подростков, поступающих на
    работу, выносится участковым педиатром.
    В тех случаях, когда подросток признается непригодным по
    состоянию здоровья к выбранной им профессии, специальности, к
    обучению в соответствующих учреждениях профессионального
    образования или к работе, в Медицинскую справку (форма 086/у)
    вносится заключение о профессиональной непригодности, но
    в обязательном порядке указываются рекомендуемые профессии или
    специальности, формы и учреждения профессионального
    образования, виды работ, рациональное трудоустройство.

    Подросток должен знать, что при
    поступлении в некоторые учебные заведения
    среднего и высшего профессионального
    образования (особенно «силовых структур»,
    МВД, ГО, МО, авиационного и морского
    транспорта, МЧС), а также при приеме на
    определенные производства он будет
    проходить дополнительное медицинское
    освидетельствование с повышенными
    требованиями к состоянию здоровья.

    Заключение

    Совместная забота родителей и врачей о здоровье
    подростка, их взаимопонимание, полноценное
    медицинское обследование и динамическое наблюдение
    за состоянием здоровья школьника помогут подобрать
    выпускнику школы профессию (специальность), которая
    не повредит здоровью в течение многих лет трудовой
    деятельности.
    Немаловажное значение имеет правильный выбор «узкой
    специализации» в процессе получения профессионального
    образования, а также рациональное трудоустройство в
    соответствии с состоянием здоровья, психологическими
    особенностями и уровнем полученной профессиональной
    подготовки.

    Вам также будет интересно:

    Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
    Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
    Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
    Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...