Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Программа кружка «Весёлый этикет. Программа кружка внеурочной деятельности "этика" План занятий кружка веселый этикет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №97 «Солнышко»

« Утверждаю»

заведующий МБДОУ

детский сад № 97 «Солнышко»

Е.А.Соловей

«___» _______2017г.

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе второй младшей группы «Веселый этикет»

Разработали воспитатели второй младшей группы:

Купцова Александра Олеговна

Симонова Юлия Константиновна

п.г.т. Ногинск - 9

2017-2018 уч.год

Пояснительная записка:

Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом). Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетит. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях. Правила этикета нужно преподносить ребёнку так, чтобы они вызывали положительные эмоции. Познакомившись с теми или иными правилами на занятиях, ребёнок дома закрепляет его через специальные игровые упражнения; сюжетно - ролевые игры; в повседневной жизни.

Актуальность:

Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

Цель:

  • Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
  • Усвоение правил культуры еды;
  • Усвоение правил и норм поведения в гостях.
  • Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

Задачи:

  • Познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола:

А) сервировка стола к чаю.

Б) сервировка стола к обеду.

  • Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
  • Познакомить с основами сервировки праздничного стола.
  • Воспитывать аккуратность

Принципы:

  • Доступности
  • Индивидуальности
  • Дифференциации работы с детьми
  • Систематичности

Методы и приёмы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Средства:

  • сервиз чайный
  • столовая посуда
  • ложки, ножи, вилки.
  • скатерть
  • комплект тканевых салфеток
  • комплект бумажных салфеток
  • передники, колпаки

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Мес.

Тема

Задачи

Материал

Кол.

час.

октябрь

«Знакомство с вежливостью»

Изучение правил речевого поведения

во время знакомства

Иллюстрация с изображением различного поведения при знакомстве детей.

20 мин.

«У тебя в гостях подруга»

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Об уступчивости»

Помочь понять детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Прощание с гостем»

Познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также этикетным выражениям приглашения в гости и благодарности.

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

ноябрь

Беседа:

« Что такое этикет»

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

20 мин.

Беседа:

«Правила поведения за столом»

Уточнить правила поведения за столом, закрепить знакомые детям правила пользования столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. различного поведения детей за столом.

20 мин.

« Для чего нужны салфетки»

Познакомить детей с различными видами салфеток. Уточнить знания детей о правилах пользования тканевыми салфетками, бумажными салфетками.

Тканевые салфетки, бумажные салфетки.

20 мин.

декабрь

Знакомство с кухонной посудой.

Познакомить детей с понятием кухонная посуда, её применением. Учить отличать кухонную посуду от столовой.

Кухонная посуда.

20 мин.

« Посуда для Маши»

Закрепить знания детей о кухонной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена кухонная посуда.

Кухонная посуда.

20 мин.

Беседа: « для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож»

Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Столовые приборы.

20 мин.

« Посуда для обеда»

Познакомить детей с понятием столовой посуде, её применении. Учить отличать столовую посуду от кухонной.

Столовая посуда.

20 мин.

январь

« Обед для Незнайки»

Познакомить детей с правилами сервировкой обеденного стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом.

Столовая посуда.

20 мин.

« Обед для Незнайки»

Уточнить знания детей об обеденных блюдах, как и чем их едят. Воспитывать правила поведения за столом.

Посуда для сервировки стола.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о столовой посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена столовая посуда.

Набор столовой посуды.

20 мин.

февраль

« Необычное на столе»

Познакомить детей с необычными столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. столовых приборов.

20 мин

« Бабушкин сундучок»

Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой.

Иллюстрации, предметы старинной посуды.

20 мин.

Знакомство с чайной посудой.

Познакомить детей с понятием «чайная посуда», уточнить знания детей о применении чайной посуды.

Чайный сервиз.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о чайной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена чайная посуда.

Чайный сервиз.

20 мин.

март

« К нам гости пришли»

Познакомить детей с сервировкой стола к чаепитию, уточнить названия предметов посуды и их назначение. Воспитывать у детей правила приёма гостей.

Чайный сервиз.

20 мин.

Чтение сказки:

« Чаепитие в лесу»

Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми.

20 мин

Чтение сказки:

« Федорино горе»

Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте.

20 мин

апрель

« Юные повара»

Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню.

20 мин

Составление меню для праздничного меню.

Познакомить детей с составлением меню для праздничного стола.

20 мин.

« Праздник для кукол»

Познакомить детей с сервировкой праздничного стола. Уточнить правила пользования посудой.

Сервиз для сервировки.

20 мин

«Кафе»

Закреплять знания детей о различных видах посуды, о правилах сервировки стола

Сервиз для сервировки.

20 мин

май

«Игра слов»

Закрепить знания детей о столовой, кухонной, чайной посуде. Уточнить правила пользования столовыми приборами.

посуда

20 мин

« Воспитанные дети»

Уточнить правила поведения за столом, правила приема гостей

20 мин

Правила безопасности:

  • нельзя ходить с острыми предметами в руках
  • нельзя брать ножи в рот.
  • Нож держать только за ручку
  • Брать стеклянную посуду только двумя руками
  • Брать стеклянную посуду только по одному предмету
  • Нельзя пользоваться посудой со сколами и трещинами

Список использованной литературы.

Литература.

  1. . Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
  3. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
  4. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
  5. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.
  6. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
  7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
  8. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
  9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
  10. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – интернат № 5 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на МО Согласовано: Утверждено:

«__»_______20__г. Зам. директора по ВР Директор Т.В.Байкалова

______ Заичко Т.Н. Приказ№_____от______

Рабочая программа

дополнительного образования

социально – педагогической направленности

«Азбука этикета»

5-9 классы

Количество часов в год – 34

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.

Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:

У детей, поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками.

У наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.

Проблема – здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой – это отрицательная наследственность.

Материально-техническое обеспечение (чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми из домашней среды; манера говорить, одеваться, общаться).

На основе этих проблем скоординировала следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:

Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.

Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.

Помочь освоить элементарные правила этикета.

Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма.

Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе: Этические нормы жизни как регулятор поведения детей школьного возраста, воспитывающихся в учреждении государственного воспитания, и разработала программу: “Азбука этикета”.

Программа разработана в соответствии:

Конвенция о правах ребёнка.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.

Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” № 159 – ФЗ от 21.12.96 г.

Областной закон “О защите прав ребёнка” № 28 – 03 от 23.10.95 г.

Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.

Задачи:

Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

Обучать детей правильному поведению в социуме.

Программа рассчитана на один учебный год , в количестве 68 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 32 часа; практической – 36 часов. Занятия по два часа в неделю.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.

Раздел: “Из истории этикета ”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.

Раздел: “Общение и взаимоотношения людей ”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.

Раздел: “Поведение в общественных местах ”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.

В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма .

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3 . Самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.

Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.

Гипотеза : Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.

Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.

Ожидаемые результаты:

Умение формулировать понятие “этикет”;

Сформированное значение роли этикета в жизни людей;

Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

Сформированные навыки в общественных местах;

Следование правилам поведения в различных ситуациях;

Сформированный навык сервировки стола;

Умение пользоваться столовыми приборами.

Содержание программы.

п/п

Название темы, мероприятия

Кол-во часов

Форма проведения

Средства работы

Цель

1.

Из истории этикета”

6

1.1.

Ваш друг этикет”.

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.

Приветствуем друг друга”.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятия, беседы, конкурсы, игры.

Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.

Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.

Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.

Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.

Общение и взаимоотношения людей

9

2.1.

Правила хорошего тона”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.

В мире вежливости”.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.

Пишем письма”.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.

Конкурс на правильно составленное письмо.

Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме.

Учить детей культуре построения письма.

2.4.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.

Поведение в общественных местах”

9

3.1.

По улице мостовой…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.

Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.

Карточки с этикетными формулами.

Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры…”

Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.

Слайды по теме. Карточки с заданьем.

Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.

Школьные годы чудесные…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.

Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.

Делу – время…”

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.

Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.

Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.

Гостеприимство”

10

4.1.

Милости просим”.

Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.

Карточки

с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.

Красота на столе и за столом”.

Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.

Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.

Формировать у

детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.

Семь бед – один обед…”

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.

Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства”.

Занятия, беседы, дискуссия.

Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.

Воспитание у детей любви к русским традициям

Тематическое планирование.

Дата проведения.

Тема.

Количество часов.

Содержание.

Из истории этикета. (6 часов).

07.09.15

14.09.15

Ваш друг этикет.

21.09.15

28.09.15

Приветствуем …

5.10.15

12.10.15

Давайте познакомимся …

Общение и взаимоотношения людей. (9часов )

19.10.15

26.10.15

2.11.15

Правила хорошего тона.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

9.11.15

16.11.15

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

23.11.15

30.11.15

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

7.12

14.12

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Поведение в общественных местах. (9 часов).

21.12

28.12

11.01.16

По улице мостовой…

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

18.01.16

25.01.16

Ох уж эти пассажиры.

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

1.02.16

8.02.16

Школьные годы чудесные.

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

15.02.16

29.02.16

Делу – время …

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Гостеприимство. (10часов).

14.03.16

21.03.16

28.03.16

Милости просим …

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.04.16

11.04.16

Красота на столе.

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

18.04.16

25.04.16

Семь бед – один обед.

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

16.05.16

23.05.16

30.05.16

Традиции гостеприимства.

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Итого:

п/п

Название разделов и тем.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

Содержание.

Из истории этикета.

1.1.

Ваш друг этикет.

Происхождение понятия «Этикет. Виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время

1.2.

Приветствуем …

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся …

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомства. Представления друг другу. Формы проявления интереса друг к другу.

2.1.

Правила хорошего тона.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

2.2.

В мире вежливости.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.3.

Пишем письма.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

2.4.

Беседа по телефону.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

3.1.

По улице мостовой …

2

1

1

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры.

2

1

1

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил 16.11дорожного движения.

3.3.

Школьные годы чудесные.

2

1

1

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

3.4.

Делу – время …

2

1

1

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не

4.1.

Милости просим …

2

1

1

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

4.2.

Красота на столе.

2

1

1

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

4.3.

Семь бед – один обед.

2

1

1

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

4.4.

Традиции гостеприимства.

2

1

1

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Обобщающие занятия.

2

2

2

Итого:

34

17

17

Список использованной литературы

Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.

Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Замдиректора по УВР Директор

МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»

Дианова С. В. _________Герасимова С. И.

«____»________2012 г «____»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна

2012г

КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

«Ежели вы вежливы».

Вежливый отказ.

Добрые и не добрые дела.

Зависть.

Ты и твои друзья.

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

Как ты говоришь.

Как стать трудолюбивым

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома

Цена ломтика.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Умейте ценить своё и чужое время.

Каждой вещи своё место.

Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в общественных местах.

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Песни о дружбе и Родине.

Чему нас научили уроки нравственности?


Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию ТЕМА
: Веселый этикет
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Выполнила: Чернышева З.К. воспитатель МБДОУ №106 г. Оренбурга. Руководитель: Муратова А.А. к.п.н., доцент кафедры педа- гогики и психологии Оренбург 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Ведуший специалист РОО Зав. МБДОУ « Детский сад №106» г. Оренбурга _______________________В.А. Михайлова _________________________Н.И.Бочкарева «_____» _____________________. «_____» ______________________ «ПРИНЯТО» на Педагогическом совете МБДОУ« Детский сад №106» г. Оренбурга Протокол № _______________________ «_____» ______________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является общекультурной модифицированной программой социально-личностной направленности.
Новизна дополнительной образовательной программы
Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, облада- ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту- альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз- витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор- мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове- дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу- чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня- тых в обществе.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав- ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче- ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар- 4
ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек- туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель
: Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ- ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер- вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения Задачи обучения: Обучающие: знакомить с правилами этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, соблюдая общие нормы; Развивающие: развивать способность управлять своим поведением и умение считаться с мнениями и интересами других людей; развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо- рошие поступки. Воспитательные: воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе- нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей; воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об- ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
Отличительные особенности данной дополнительной образователь-

ной программы
Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей- ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле- 5
ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В содержание программы, в отличие от содержания основной образова- тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об- ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный этикет и этикет выходного дня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы
Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и подготовительного возрастов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь- ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ- ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в 2 недели с детьми старшего дошкольного возраста. И 1 раз в 3 недели с детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп- пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда форме кружка в старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом освоения программы являются сформированные интегра- тивные качества ребенка: Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 6
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич- ных ценностных представлений; Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе- ния; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-

тельной программы
Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци- ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци- ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро- ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви- дов детской деятельности. 7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
- ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № Тема Время минуты Интегративные качества Методические пособия Модуль1 Что такое этикет? 1.1 Понятие и история этикета/ 25мин. Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература И. Ку- рочкина « Что та- кое этикет?» слайды о истории этикета 1.2 История этикета в России 25мин. 1.3 Каким бывает этикет? 25 мин. Модуль 2. Речевой этикет 2.1 Что такое речевой этикет? 25 мин. Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Художественная литература С.Маршак «Уро- ки вежливости». 2.2 Правила речевого этикета 25мин 2.3 Общаемся красиво 25мин Модуль 3. Столовый этикет Знающий нормы и правила поведе- ния. Владеющий основными культурно – гигиеническими навы- ками; соблюдающий элементарные общепринятые Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» 3.1 Общие правила поведения за столом 25мин 3.2 Просим к столу гостей 25мин 3.3 Накрываем на стол 25мин Модуль 4. Этикет « Выходного дня» Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература Е. Кузьмина «Веж- ливые слова». 4.1 Что такое этикет выходного дня 25 мин 4.2 Как себя вести в кинотеатре, те- атре, цирке. 25 мин 4.3 Как вести себя в музее. 25 мин Модуль5 Телефонный этикет Настольная игра «Профессии», ху- дожественная ли- тература К. Чу- ковский «Теле- фон». 5.1 Что такое телефонный этикет 25 мин Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрос- лыми и сверстниками 5.2 У меня зазвонил телефон 25 мин 5.3 Безопасность использования телефона 25 мин Модуль 6 Этикет в одежде Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные обще- принятые Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». 6.1 О чем говорит наша одежда 25 мин 6.2 Как обращаться с одеждой 25мин 6.3 Как красиво одеваться 25мин 8

ПРОГРАММЫ
Модуль1 что такое этикет? Тема 1. 1. Понятие и история этикета. Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при- думал. Зрительный ряд: Слайды о истории этикета Вид деятельности: познавательно – исследовательская. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху- дожественное творчество», «Здоровье». Тема 1.2 История этикета в России Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета. Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России Вид деятельности: коммутативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 1.3 Каким бывает этикет? Виды этикета. Нормы этикета. Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 2. Речевой этикет. Тема2.1 Что такое речевой этикет? Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст- никами. Вежливые слова при беседе. 9
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема2.2 Правила речевого этикета Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во время общения. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 2.3. Общаемся красиво. Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра- зительно, уверенно выступать перед публикой. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 3. Столовый этикет Тема 3.1. Общие правила поведения за столом. Что такое столовый этикет. Основные правила поведения. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. 10
Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.2. Просим к столу гостей. Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.3 Накрываем на стол. Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо- ры, правила пользования. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 4. Этикет «Выходного дня» Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня. Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще- ственных местах. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: чтение Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». 11
Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре. Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино- театрах, цирке, театре Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 4.3. Как вести себя в музее. Что такое музей. Особенности правил поведения в музее. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 5. Телефонный этикет. Тема 5.1 Что такое телефонный этикет? Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.2. У меня зазвонил телефон. Культура речи при беседе по телефону. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». 12
Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.3. Безопасность использования телефона. Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать определитель Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 6 Этикет в одежде. Тема 6.1. О чем говорит наша одежда. О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и аккуратность. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Опрятная аккуратная одежда. Тема 6.2. Как обращаться с одеждой. Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо- рошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа 13
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Чистая ухоженная одежда. Тема 6.3. Как красиво одеваться. Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое плохо. Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Красивая правильная одежда. 14

4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Интегративные

качества

Критерии оценки

Методики

диагностики
1 Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные об- щепринятые Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше - го поведения. Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове - дения. Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло - го. наблюдение 2 Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за помощью к взрослому Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от- вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз- ни. Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого. Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об- ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении наблюдение 3 Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго - му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве - дения. Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго- му. Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. Низкий: Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. наблюдение 4 Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле - ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь. Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра - вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной. Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу и образцу. Пассивная речь. наблюдение 5 Способный управлять своим пове- дением и планировать свои дей- ствия на о снове перв ич ны х ценностных представлений, соблю- дающий элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения. Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю- дает элементарные нормы и правила поведения. Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра- вила поведения. Не всегда управляет своим поведением. Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и правила поведения. Редко управляет своим поведением. наблюдение 15

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой ресурс
 статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленно- сти;  типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра- ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;  санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова- тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований;  письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче- ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;  письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;  положением о лицензировании образовательной деятельности, поста- новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на- чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
Научно-методический ресурс
Основная общеобразовательная программа ДОУ. Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г. Методические рекомендации. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./ Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче- ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда- тельский центр «Академия» Москва 2001г.\ Материально –технический ресурс 16
Посуда, телефон, элементы одежды Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды Описание технологий, методов, приемов: Беседы: «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в музее», « Как обращаться с одеждой» Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу». Наблюдение: « Как обращаться с одеждой» Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол». 17

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. 3. Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре- комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи- монина В.Н. и др. - Москва 2004г. 4. Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче- ский центр СФЕРА Москва 2006г. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. 6. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку- рочкина И.Н. – М.: 2001г. 7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по- ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г. 8. Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки- на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г. 9. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку- рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г. 10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про- свещение, 2007. – 96с. 11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь- ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г. 12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад- шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003. 18

Пояснительная записка.












Цель кружка:

Задачи:









-эмоционально отзывчивый.






Возраст детей от 5 до 6 лет.

Формы работы:

2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.

Оборудование.

Литература.









Консультация для родителей

1 час
Почему говорят «Здравствуй».

Чтение
отрывка
из произведения

1 час
Фея учит вежливости.



1 час
«Лучше дома места нет!»

:
«Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».

Д/и:

Чтение художественной литературы

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

Сюжетно-ролевая игра

1 час
Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
Данный кружок «Веселый этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.

Цель кружка:
- знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
- развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет».
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Кружок «Веселый этикет» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Веселый этикет» - 29 человек.
Возраст детей от 5 до 6 лет.

Формы работы:
1.Непосредственная образовательная деятельность.
2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.
5. Консультации для родителей.

Оборудование.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Литература.
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
3. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
4. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
5. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
6. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
7. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
9. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996
10. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

Консультация для родителей
«Этикет». Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний.
1 час
Почему говорят «Здравствуй».

Чтение
отрывка
из произведения
С. Козловой «Трям! Здравствуй!»). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших;
уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час
Фея учит вежливости.

Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:
доброжелательности, честности, правдивости.
Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час
«Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.


«Телефон» Н. Носов.

Д/и:
«Кто знает больше вежливых слов».

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

Беседа «Культура поведения в общественных местах».

Чтение художественной литературы
«Торопыжка». Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра
«На дорогах города». Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...