Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Пропаганда семейных ценностей среди молодежи. Проект "пропаганда семейных ценностей"

Сёмина Карина Олеговна

студент 4 курса факультета филологии и массовых коммуникаций ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Сёмина Марина Викторовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Термин «проектирование» (projectus), в переводе с латыни, означает «брошенный вперед». Проектирование может рассматриваться как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния . Понятие «проектирование» изначально возникло в области техники и обозначало науку о наиболее рациональных способах преобразования объектов с помощью технических средств. Позднее понятие проектирования перешло в педагогическую деятельность. Дефинициями, близкими «проектированию» являются: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Развитие метода проектов в США с 20-х гг. XX века связывают с исследованиями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика У.Х. Килпатрика . Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, суть которых в будировании активности ученика, целесообразности учебной деятельности на основе глубокой личной мотивации обучающегося. В метафорическом изречении Уильяма Херда Килпатрика работа над проектом сходна с пошивом платья, в изготовление которого швея вкладывает душу и талант.

Во многих англоязычных странах метод проектов нашел широкое распространение. Признанный в образовании, в сфере молодежной политики проектный подход во всем мире появился значительно позднее, лишь в конце XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого еще в 1905 году была реализована попытка использовать проектные методы в практике преподавания . Позднее, уже в советском государстве эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но допущенные в их реализации ошибки стали основанием для выхода в 1931 г. Постановления ЦК ВКП(б), осуждающего метод проектов. На долгие годы этот метод был исключен из отечественного образования .

Сегодня социальное проектирование становится знаковым направлением современной молодежной политики РФ. Активизация данного процесса детерминируется как отдельными представителями молодежи, общественными объединениями и движениями, так и организациями, учреждениями и управленческими структурами, занимающимися реализацией государственной молодежной политики. Социально значимое инновационное проектирование является фактором развития созидательной активности молодежи, способствует становлению личности, ее социализации, обретению социальных и профессиональных компетенций и полноценному участию юношества в жизни гражданского общества. Проектные технологии относят к перспективным технологиям нового века, эффективно способствующим адаптации в стремительно изменяющихся условиях жизни в постиндустриальном обществе.

В 2005 году Министерством образования и науки РФ было инициировано важное решение о запуске серии научно-исследовательских и научно-внедренческих проектов, призванных обеспечить опережающую разработку значимых общественных проблем . В их числе проблемы эффективности государственной молодежной политики и технологического обеспечения вовлечения молодежи в позитивную деятельность; эффективные социальные практики, обеспечивающие молодым людям возможности для максимального саморазвития и участия в решении задач общенационального развития. Отмечено, что преимущества проектного метода в образовательной деятельности основываются на рациональном сочетании теоретических знаний и их практическом применении для решения конкретных проблем окружающей действительности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению и воспитанию. Метод проектов предполагает в решении какой-то проблемы использование разнообразных методов и средств, а также интегрирование междисциплинарных знаний и умений.

В 2006 г. Министерством образования и науки РФ была разработана Стратегия государственной молодежной политики, призванная определить цель, приоритеты и меры социально-экономического развития России . Особенностью Стратегии является тот факт, что впервые в сфере российской молодежной политики она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь. Приоритетные проектные направления обращены ко всей молодежи России и призваны открыть возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Стратегия определяет ряд приоритетных проектных направлений и пути их реализации. Каждое из приоритетных направлений объединяет проектную и инновационную деятельность тех организаций, молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить наиболее эффективные варианты их реализации.

В 2010 г. Правительство Забайкальского края приняло важное решение об утверждении Краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья на период 2011-2015 годы». Цель программы определена как создание условий для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества. Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи. В рамках данного направления предусматривается организация просветительской работы с молодежью по вопросам репродуктивного здоровья, родительства, организации семейного и детского отдыха. Рассматриваются пути содействия социальным службам в предоставлении молодым семьям комплекса информационных и консультационных услуг .

Частной практикой реализации молодежной политики в данном направлении стала разработка и внедрение социально-значимого проекта «Семья в калейдоскопе значимых дат». Его миссия связана с пропагандой семьи и семейных ценностей среди молодежи г. Читы средствами внеучебной деятельности. Предполагаем, что такая деятельность способствует развитию фамилистической культуры поколения юношей и девушек, вступающих в брак и определяющих социально-демографические характеристики региона в ближайшие десятилетия. Руководителями проекта выступают специалисты, известные городскому сообществу, имеющие значительный опыт проектной работы с молодежью, в т. ч. в указанном направлении. В реализации проекта предполагается активное участие студентов молодежного объединения «Семейный вектор» ЗабГУ, участника и призера нескольких крупных конкурсных мероприятий, в т. ч. всероссийского уровня. Проблема, на решение которой ориентирован проект, состоит в том, что современная молодежь имеет недостаточно сформированное представление о фамилистических памятных датах как официально установленных или неформальных событиях календарного года, подчеркивающих ценность семьи как социальной группы; важность партнерства, супружества, родительства и детства как особых статусных позиций личности, а также дат, культивирующих позиции здоровьесбережения в семье.

По результатам проведенного в г. Чите эмпирического исследования мы выяснили, что опрашиваемые респонденты в возрасте 16-21 года слабо осведомлены о многообразии фамилистических памятных дат, их роли в современном обществе и жизни конкретной семьи. Молодежь пассивна в самоорганизации своего досуга, не имеет навыков изменения его уже сложившегося стереотипного сценария. Педагоги-организаторы в большинстве консервативно подходят к планированию событийного ряда воспитательной работы с молодежью и нуждаются в организационно-методическом сопровождении инновационной деятельности фамилистической направленности. Такие обстоятельства препятствуют, на наш взгляд, формированию фамилистической компетентности личности, и в целом, развитию брачно-семейной культуры современного поколения.

Значимость государственной поддержки семьи исходит из сложной социально-демографической ситуации, сложившейся в России, основными характеристиками которой являются тенденции девальвации традиционных семейных ценностей, снижение социальной и личностной значимости для молодежи Супружества, Родительства, Детства и как следствие, угроза депопуляции и деградации населения России. Сегодня упрочение семьи объявлено руководством страны важнейшей государственной задачей.

Нормативно-законодательной основой проекта стали:

1. Концепция демографической политики РФ до 2015 года , закрепляющая роль семьи в решении проблемы воспроизводства населения;

2. Стратегия государственной молодежной политики РФ на период до 2016 г., проект «Молодая семья России», цель которого - укрепление института семьи путем пропаганды семейных ценностей. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи и т. д. Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям. В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., определившая возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания» как стратегического направления внутренней политики РФ;

4. КДЦП «Молодежь Забайкалья» на 2010-2015 гг . Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи.

Целевая группа проекта - студенческая молодежь и школьники старших классов г. Читы, на отдельных этапах проекта - воспитанники детских садов и их родители. Цель проекта: пропаганда семейных ценностей посредством популяризации фамилистически значимых памятных дат, подчеркивающих ценность брака и семьи. Задачи проекта:

1. Формирование ценностного системного представления о значимых фамилистических датах календарного года по основным направлениям:

а.Торжественные, официально установленные праздничные даты общечеловеческого или общегосударственного значения, подчеркивающие роль семьи, супружества, родительства, детства или (и) традиционно отмечаемые в семейном кругу (Международный день защиты детей, Международный день семьи, Всемирный день семьи, любви и верности, Международный день пожилых людей, Всемирный день мужчин, Всемирный день ребенка, День матери в России);

б.Памятные даты, имеющие общекультурное, воспитательное значение, в том числе, призывающие к здоровьесбережению в семье (Международный день Здоровья, Международный день детской книги, День против курения, День отца, Всемирный день контрацепции);

в.Позитивные, оригинальные праздничные даты для влюбленных, супругов, детей, родственников и друзей (Всемирный день влюбленных, Всемирный день домового, День открытия первого брачного агентства, Всемирный день жилища, День стены любви, День свадебного марша);

г.Памятные даты, связанными со скорбными датами в истории человечества и соотносимые с отношением к мужчинам, женщинам, детям (Международный день невинных детей – жертв агрессии и др.).

2. Развитие умений и навыков самостоятельного определения и организационного сопровождения значимых фамилистических дат (информационного «Это Что и Когда?», деятельностного «Чем значим день, Как его провести, Что сделать, Кто поможет?», рефлексивного «Как получилось?»).

3. Развитие способности обогащения фамилистическим содержанием традиционных молодежных мероприятий.

4. Дальнейшее формирование навыков групповой проектной деятельности, развитие созидательной активности молодежи в социально-значимой сфере поддержки института семьи.

Оценка эффективности проекта проходит посредством проведения:

· экспертной деятельности оргкомитета конкурса и внутренней самооценки руководителей проекта;

· анализ обращений молодежи и педагогов города к активу проектной группы и их отзывов о качестве оказанной помощи;

· контент-анализ публикаций о реализации проекта на сайте вуза, в СМИ и сборниках молодежных конференций.

Для оценки эффективности проекта может использоваться ряд критериев:

·количество студентов и школьников - участников проекта (не менее 25-30, до 500 человек максимально на каждое мероприятие;

·количество студенческих семей, официально зарегистрировавших свои отношения в процессе реализации в вузе проекта;

·количество студентов, имеющих детей, и обратившихся за помощью к проектной группе;

·увеличение числа обучающихся, позитивно ориентированных на благополучное супружество и родительство (по результатам пилотного исследования);

·количество и качество личных достижений фамилистической направленности у участников проекта по конкурсным мероприятиям.

Проект является логическим продолжением реализованного в 2012 году молодежного проекта ЗабГГПУ «Необычный календарь», представленного на V Всероссийском студенческом форуме «Студенческие проекты в образовательном пространстве регионов» студентами ЗабГУ и предполагает разработку дочерних подпроектов, посвященных отдельным фамилистическим датам, в последующие годы. Применение результатов проекта представляется нам в возможным как в отдельной семье, так и в организации воспитательной работы в культурно-образовательных учреждениях города и края.

Список литературы:

  1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра. пед. н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. Т. 1. - 314 с.
  2. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. doob-054.narod.ru›project.html (дата обращения 10.01.2013 г.).
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
  4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
  5. Лысакова Г.М. Управление социальным проектированием организации: основные понятия и проблемы [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. library.krasu.ru›ft/ft/_articles/0112756.pdf (дата обращения 17.06.2012 г.).
  6. Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья» (2011-2015 годы) /Азия-Экспресс. - № 28. - 26.04. 2010.
  7. Стратегия государственной молодежной политики на период до 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www molodezh67.ru›2010-06-10-09-36-37/-2020/177 (дата обращения 10.02.2013 г.).

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно

Важность семейных ценностей

Создание семьи - великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности - задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи.

В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

Основные семейные ценности

Перечень основных семейных ценностей, безсомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов.

Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья - это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

Гибкость в решении семейных проблем - путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье - показать как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого - значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общесвенные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующй раз от вас скроют информацию в целях избежания неуважения к своей личности.

Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор - принять, простить, отпустить и идти дальше.

Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость - давание, не думая о том, что вы получите взамен.

Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие - менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.

Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

МБОУ ЛИЦЕЙ Г. ЗЕРНОГРАДА

по пропаганде семейных ценностей на 2016 -2017 год

№ п.п

Наименование мероприятия

Форма проведения

Месяц (декада) проведения

Ответственные

Раздел I. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания

Обобщение опыта

Март-апрель

2015 г.

Директор школы

Заместители директора

по УВР и ВР

1.2.

«Воспитание ребёнка в семье», «Акция – одна из активных форм работы с родителями», «Гендерное воспитание ребенка в семье», «Социальная защищенность многодетной семьи», «Современная семья – какая она?»

Консультации

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.3.

«Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка»

Совещания с педагогами

В течение всего срока реализации плана

Заместитель директора по ВР

Уполномоченный по правам ребенка

«В теплом кругу семьи», «Коррекция внутрисемейных отношений»

Педагогический тренинг

В течение всего срока реализации плана

Педагог-психолог

Повышение квалификации классных руководителей по проблемам семьи и семейных ценностей

Курсы повышения квалификации

В течение всего срока реализации плана

Заместитель директора по УВР

Раздел II. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Моя семья», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Наши семейные традиции», «Мой дом, моя семья», «Моё генеалогическое древо», «Здоровая семья – здоровое общество»

Тематические занятия

В течение всего срока реализации плана

Классные руководители

«Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье», «Роль семьи в воспитании детей», «Секреты общения с ребёнком в семье»

Классный час

В течение всего срока реализации плана

Классные руководители

«Самый счастливый день в кругу семьи», «Роли отца матери в воспитании детей», «Вечер в семье», «Это вся моя семья»

Беседы

В течение всего срока реализации плана

Классные руководители

Фестиваль детского творчества «Вдохновение» на тему: «Вместе – дружная семья!»

Фестиваль

Февраль-март

2016 г.

Заместитель директора по ВР

«День семьи, любви и верности»

Профильная смена

Июль 2016 г.

Учреждения дополнительного образования

«Мамины глаза, папина улыбка…»

Конкурс сочинений

Февраль 2016 г.

Преподаватели русского языка

Классные руководители

Участие в региональных тематических конкурсах и проектах

Конкурс

В течение всего срока реализации плана

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ВР

«Старший брат» (новогодние подарки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей)

Акция

Декабрь 2015г.

Заместитель директора по ВР

МОО «Союз деятельных»

Раздел III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

«Права ребенка в семье», «Выявление педагогической культуры родителей воспитанников», «В каждом доме свои традиции»

Анкетирование

Февраль-март

2016 г.

Педагог-психолог

Социальный педагог

Распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы по темам: «Будущие родители», «Семейные традиции», «Родительские заповеди», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье» и т.д.

Родительский лекторий

В течение всего срока реализации плана

Педагог-психолог

Классные руководители

«Моя семья – будни и праздники», «Семейный архив», «Традиции нашей семьи», «Родные, близкие, любимые»

Фото-галерея

В течение всего срока реализации плана

Классные руководители

Педагог-организатор

«Самый счастливый день нашей семьи», «Герб семьи», «Семейная газета», «Папа, мама я – дружная семья», «Традиции моей семьи», «Семейные традиции наших предков»

Конкурс проектов

В течение всего срока реализации плана

Педагог-организатор

Классные руководители

Устный журнал для родителей: «Взрослый мир в детских мультфильмах», «В каждом доме свои традиции», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Очень многое мы можем, очень много мы умеем», «Любимые книжки вашей семьи»

Родительские собрания

В течение всего срока реализации плана

Классные руководители

«Телевидение и дети»

Презентация

Февраль-май

2016 г.

Классные руководители

«Читаем всей семьей», «Моя семья», «Игрушка своими руками»

Выставки книг, рисунков, поделок

В течение всего срока реализации плана

Заведующая библиотекой

День семейного общения

Дни открытых дверей

Май 2016 г.

Директор школы

Заместители директора

по УВР и ВР

РАЗДЕЛ IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Создание на сайте образовательного учреждения странички «Семья и семейные ценности» (консультации, отчёты о проведенных мероприятиях и т.п.)

Публикации

В течение всего срока реализации плана

Ответственный за ведение сайта

Публикации в газете «Донской маяк» статей на темы семейного воспитания и формирования семейных ценностей

Публикации

В течение всего срока реализации плана

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Социальный педагог Алипова О. А.


Динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общест ва. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности семейной культуры, знание традиций, являющихся одной из основ национального воспитания россиян. В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи. Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них. Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей. История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции. Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери - примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках на природе, играх и т.п. В результате роста количества городов и численности их населения произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная культура города. Дифференциация интересов «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер является создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуникативной, досуговой, репродуктивной, воспитательной, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение мероприятий учреждениями культуры, для восстановления воспитательной, эмоциональной, функций семьи, функции социального контроля. Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей. Критерии оценки ожидаемых результатов Прогнозируемая тенденция Качественные и количественные показатели Качество результатов проведенных мероприятий Повышение активности участия семей с детьми в социокультурной жизни города. Количество семей, принявших участие в мероприятиях проекта. Количество зрителей, побывавших на мероприятиях проекта. Выработка практических умений у семьи в организации совместной культурно-досуговой деятельности. Увеличение объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга Создание условий и возможностей участия в социокультурной жизни города для семей с детьми Внедрение в практику активных форм совместного семейного досуга. Расширение форм бесплатного семейного досуга Повышение уровня и качества жизни семей с детьми Создание условий для формирования гражданских инициатив Будет сформирован положительный имидж организаторов и партнеров проекта. Путем проведения широкой информационной компании в рамках реализации проекта будет получен положительный общественный резонанс о деятельности организаторов и партнеров проекта. По итогам реализации проекта возникнут новые инициативы по организации семейного досуга Количество социально значимых инициатив, возникших в ходе реализации проекта. Активность участия социальных партнеров в совместной деятельности Социально значимая направленность проекта, пропаганда национальных и семейных традиций, способствующих ценностно-ориентационному единству семьи. Качественные показатели: Созданы условия для участия семей с детьми в социально – культурной жизни города, раскрытия их потенциала. Привлечено внимание общественности к проблеме формирования и сохранения семейных ценностей. Внедрены в практику активные формы семейного досуга. В проекте приняли участие семьи ПАО «СИБУР Холдинг». 5. Получен положительный общественный резонанс о деятельности организаторов и партнеров проекта, посредством проведения широкой информационной компании в рамках реализации проекта. 6. Реализованы на практике новые формы бесплатного семейного досуга. 7. Проект носил социально значимую направленность, пропагандировал национальные и семейные традиции, способствующие ценностно-ориентационному единству семьи. Количественные показатели: Количество семей, принявших участие в мероприятиях проекта 1 420 семей Количество зрителей, побывавших на мероприятиях проекта 5 500 человек В конечном итоге повышен уровень и качество жизни семей с детьми.

Программа внеурочной деятельности

ТЕМА: «Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».

Воронежской области

Форма организации: семейный клуб

Вид деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность.

Направления:

    Духовно-нравственноет воспитание.

    Спортивно-оздоровительное воспитание.

    Художественно-эстетическое воспитание.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.

Настоящая программа предполагает работу с детьми младшего школьного возраста и их родителями.

Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Задачи программы:

    формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

    пропаганда и возрождение семейных традиций;

    организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Формы проведения

« Осенины»

Игры, песни, народные забавы, чаепитие.

«Мой род - моя крепость!»

Беседа, создание поисково-исследовательского проекта. Конкурс.

«Ах, ты зимушка-зима!»

Игры, песни, народные забавы, театрализованное представление.

«Ой вы, добры молодцы!»

Конкурсная игровая спортивная программа для семей.

«Весна-красна!»

Игры, песни, народные забавы, массовое гуляние, мастер-класс.

«Летние забавы»

Костюмированный праздник, игры, песни, народные забавы, викторина.

    « ОСЕНИНЫ».

Посиделки «Во горнице, во светлице»с чаепитием и обменом рецептами

семейной выпечки. Изучение русских народных игр, песен, обрядов и

праздников, проводимых в осенний период.

2. Семейный вечер «Мой род - моя крепость».

Беседа о семейных традициях. Поисково-исследовательская работа по истории семьи. Создание семейных гербов и их защита. Подготовка проектов. Конкурс «Живая старина».

    «Ах, ты зимушка-зима!»

Костюмированный праздник «Рождество», «Праздничный вертеп.

Колядки». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников,

проводимых в зимний период.

    Спортивный праздник «Ой вы, добры молодцы! ».

Конкурсная программа: бег в лаптях, на ходулях; бой подушками с

завязанными глазами; прыжки в мешках, конкурс «метальщиков»;

перетягивание гимнастической палки; эстафета «Конники»; прыжки со

скакалкой; перетягивание каната.

5. «Весна – красна!»

Массовое гулянье «Масленица». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников, проводимых в весенний период.

Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц».

6. «Летние забавы»

Костюмированный праздник «Светлый девичий праздник Троица», «Иван Купала». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников проводимых в летний период.

«Большая семейная викторина» по народным праздникам.

Контроль

Тема 1. Анализ мероприятия. Рефлексия. Выявление степени полученной комфортности от проведенного мероприятия.

Тема 2. Определение успешности подготовленных проектов.

Тема 3. Анализ мероприятия. Рефлексия. Выявление самых креативных семей.

Тема 4. Анализ мероприятия. Рефлексия. Выявление самых спортивных семей.

Тема 5. Анализ мероприятия. Рефлексия. Выявление самых творческих семей.

Тема 6. Анализ мероприятия. Рефлексия. Выявление семьи-победителя викторины.

Ожидаемые результаты по реализации программы.

Участники мероприятия на первом уровне:

●Осваивают забытые семейные праздники и историю геральдики

●Знакомятся с основами истории родного края и русскими народными

играми и забавами.

На втором уровне могут:

● дискутировать

● проводить игры (на сближение и раскрепощение)

●проводить конкурсы, викторины

На третьем:

● составлять генеалогическое древо своей семьи

● разрабатывать социальный проект

Литература

    С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 3-4.

    Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 67-74.

    Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 19-21.

    М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 311с.

    М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - с.: ил.

    Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 31с.

    В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004, 296 с.

    Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-240с.

    В.А. Ворошилин. Встреча весны в селах Воронежской области // Живая старина. 1996 г., №4.

    В.М. Петров. Летние праздники, игры и забавы для детей, М., 2001 г.

Андрощук Светлана Николаевна

воспитатель МБДОУ ДС №13

«Родничок»

г. Мегион, пгт. Высокий

ПРОПАГАНДА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе – от младенчества до поступления в школу. Непосредственно образовательная деятельность, игры и труд организуются педагогами, имеющими, как правило, специальное образование.

Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и в праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников"

Наш проект направлен на создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций, на воспитание у детей любви и уважен...

"Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"

Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи. Моя статья поможет педагогам организовать свою работу так, чтобы вместе с родителями идт...

Педагогический проект "Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"

Русское народное искуство - неиссякаемый источник народной мудрости. Знакомство детей с образом птицы в народном искусстве способствует развитию нравственности, творческих способностей, воображению, э...

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....