Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Психологические аспекты коммуникаций с престарелыми людьми. Общение с пожилыми людьми

Есть среди нас люди, которые неподвластны времени. Их «вечная молодость» проявляется в неугасающем интересе к жизни, в отсутствии эгоизма, умении нести свет в душе и дарить радость окружающим. В общении с такими людьми мы можем только постоянно и ежечасно учиться их мудрости и духовности, которые не подвластны времени. И если удается понять секрет их энергетики и «молодости души», то нас тоже может ожидать мир в душе и благодарность близких.

Правда, существует и другой «мотор долголетия» - отрицательная энергия, которая подпитывает человека, обуреваемого злобой, чувством мести, зависти. И всем окружающим приходится не очень сладко. И в этом случае нужно не вовлекаться в скандалы, выяснения отношений, оправдания.

Первый и второй случаи - это в какой-то степени крайности. Чаще всего нам приходится иметь дело с пожилыми людьми - в чем-то хорошими, в чем-то плохими, с их причудами и болезнями, необратимыми возрастными изменениями. И это очень непросто. Часто общаясь с людьми много старшими по возрасту, мы испытываем раздражение. Нас раздражает их размеренный ритм жизни, медлительность, тугодумие, «старомодные привычки», взгляды на жизнь. И это раздражение в большей степени вызвано страхом и беспокойством за них, а еще в неготовности принять новую реальность, нежелание перестраивать свое сознание на новое общение и восприятие. Как в народе говорят: «Старый, что малый». И действительно, стиль общения с детьми и пожилыми людьми во многом похож. Взяв за основу этот тезис и немного поразмыслив, практически каждый способен выработать правильную тактику поведения по отношению к близким, которые находятся на пороге преклонного возраста. Давайте остановимся на некоторых ключевых моментах.

Проявление любви

Наверное, никто из читателей нашей рубрики не будет спорить с утверждением, что все мы нуждаемся в том, чтобы чувствовать себя любимыми. Но две особо уязвимые категории - дети и пожилые люди нуждаются в этом особенно. Многие сетуют в адрес престарелых родителей: «Продуктами обеспечиваю, деньги даю, по врачам вожу - чего еще не хватает?». Ответ до боли прост - проявление вашей любви. Сознание того, что человек любим, полезен и необходим другим людям, рождает новые силы и продлевает жизнь.

Важно понимать, что любовь нематериальна, как всякое чувство. Её следует материализовать в прикосновениях, поцелуях, поглаживаниях. А еще - в теплых словах и небольших, но ценных для каждого человека подарках. Это могут быть: свежие газеты и обсуждение политических событий; книги определенной тематики; любимое печенье к чаю; комнатные растения; садовый инвентарь …

Проявление уважения

Уважение, как и любовь, надо уметь проявлять. Если в детстве человек часто был унижен и слышал в свой адрес: «Помолчи... Не мешай... Не капризничай... Сколько можно ныть...», то пребывая во взрослом состоянии, он также будет относиться к своим престарелым родителям. И, скорее всего, это не сознательная «месть», а просто усвоенный в детстве стереотип. Поэтому следует учить своих детей заботиться о вас уже тогда, когда они еще малы, а вы молоды и полны энергии. Пусть ребенок учится ухаживать за вами, утешать вас, когда вы больны, устали или в подавленном настроении. Все эти навыки очень пригодятся, когда вы будете в солидном возрасте. Детей также следует приобщать к уходу и заботе о бабушке и дедушке. При этом следует вырабатывать в них понимание, что старенькие люди имеют некоторые особенности, с которыми следует считаться.

Проявление внимания

Пожилые люди жаждут внимания – не на бегу и желательно наедине. У пожилых людей часто возникает ощущение, что они исключены из семейной жизни. Им даже может казаться, что от них что-то скрывают. Поэтому очень важно, чтобы пожилые люди не чувствовали себя в информационном вакууме. Для этого надо как можно чаще разговаривать о своих даже мелких делах и незначительных происшествиях. Большое количество «маленьких новостей» создает у них ощущение активной жизни.

С другой стороны, следует учитывать желание пожилого человека быть выслушанным: пожаловаться, обсудить какую-нибудь проблему, вспомнить былое. Нередко они рассказывают одни и те же истории. Это может со временем надоесть. Все же следует помнить, что для прожившего жизнь человека это могут быть значимые (иногда самые дорогие в жизни) воспоминания. Попытайтесь услышать каждую историю как бы впервые, уточнить какие-то детали.
Если пожилой человек живет не с вами, звоните ему как можно чаще. Хорошо, если вы будете это делать с определенной периодичностью и в определенные часы - это создает ощущение стабильности. Это же касается визитов. Прекрасно, если существуют традиции: семейные праздники, общее время провождение и т. д.
Тема, затронутая сегодня на страницах рубрики «Долголет», очень актуальна и в наших руках возможность наладить и улучшить общение с нашими пожилыми родителями, знакомыми и просто окружающими нас людьми.

Главный специалист-эксперт (психолог) ГУ-ОПФ РФ по ЕАО Людмила АНТОНОВА


Жалоба на родителей, на плохие отношения с ними – одна из самых распространенных в практике любого психолога, я в данном случае, не исключение. «Хуже детей…», «надоели, лезут в жизнь…», «как мне их заставить…» - этот список можно продолжать бесконечно.

Но при этом, как вы думаете, какое самое яркое чувство испытывает абсолютное большинство взрослых людей по отношению к своим престарелым родителям ПОСЛЕ их кончины? Чувство вины – за неправильное поведение, недостаточное уделенное время, непроявленные эмоции.

Как следствие, человек после смерти родителей, долго не может примириться с потерей, тяжело переживает тяжесть утраты, и всю оставшуюся жизнь таскает на себе гирю чувства вины.

Чтобы разорвать порочный круг предлагаю вам соблюдать не хитрые правила. Конечно, это не панацея, но способ сделать вашу с родителями жизнь не мукой, а радостью от подаренного друг другу времени.

1. Ожидать худшего и приятно удивиться

Вы не ждете позитива от предстоящего общения с престарелыми родителями? И не ждите, но если вечер все-таки окажется приятным – тем лучше. Кроме того, можно получить удовольствие и от себя, от своего поведения.

К примеру, вы знаете, что предстоит тягостный разговор, к которому родители возвращаются не в первый раз. Посмотрите, ведь сколько бы раз ни обсуждалась эта тема, дальше слов дело все равно не пойдет, какой смысл злиться и раздражаться?

Настройтесь на сдержанность и, перетерпев начало неприятной беседы, ободряйте и хвалите себя мысленно за терпение и самообладание. Спокойно выслушивая точку зрения родителей, подумайте о том, каким вы станете четверть века спустя.

2. Проявлять инициативу

В детстве мама и папа воспринимаются как супер существа, все знающие, всё могущие. Мы приходили к ним не столько с радостями, сколько с проблемами, ища совета. Но со временем этот ореол угасает и приходит пора взять на себя роль лидера не только в карьере, но и в построении внутрисемейных отношений.

Создайте свои правила и ритуалы любви в общении с родителями и придерживайтесь их. Помните, родители не посвящали нас в свои рабочие проблемы, когда мы были маленькими – пришло время и нам фильтровать информацию, избавляя их от своих бед, которые они всё равно не в состоянии решить.

Наше благополучие – мерило их состоятельности в жизни, их уверенность в себе.

3. Принимать такими, какие есть, а не перевоспитывать

Кому в детстве мама не рассказывала о соседском мальчике, который хорошо кушает и слушается родителей или однокласснице, радующей отличными оценками? Когда родители стареют и начинают нуждаться в помощи, появляется желание пойти тем же путем и привести в пример старушку соседку, что много гуляет и правильно питается.

Но это бесполезно, их не исправить, а критика «в лоб» вызовет ответную волну негатива и отторжения.

Как вариант (если физические возможности родителей позволяют) – пойти на хитрость, например, подарить щенка, которого придется регулярно выгуливать, с формулировкой «внучка будет чаще заходить в гости, чтобы пообщаться с собачкой-симпатягой».

4. Держать руку на пульсе

Непременный атрибут старения – болезни. Даже если вы не возите лично родителей к врачам, следует отслеживать динамику их заболеваний и понимать, что они собой представляют, какие могут быть последствия и, как вариант, примерить на себя.

Например, если папа теряет зрение, попробуйте один день провести с завязанными глазами, чтобы понять, что он чувствует. А как вы будете себя ощущать ничего не слышащим? А если ноги передвигать так трудно, будто на каждой висит по гире?

С возрастом люди утрачивают физические возможности, с этим ничего не поделать, но можно научиться принимать данный факт и мыслить в ключе «а как бы им было комфортнее».

5. Не конфликтуйте

Пожилые люди очень часто бывают агрессивными даже без видимых причин, причем смена настроения с «благодушный» на «раздраженный» происходит в мгновение ока. Это – следствие неудовлетворенности собой, неспособности совладать с нарастающей усталостью тела и разума.

Не стоит поддаваться на провокации, ответите на агрессию – и пропадете. Грязью грязь не отмоешь. Улыбайтесь, игнорируйте выпады престарелого родственника и при малейшей возможности меняйте вектор, тему разговора. Отвлеките его – и он забудет про то, как только что злился.

6. Не жалость, а сострадание

Между этими двумя чувствами – огромная пропасть. Жалость делает человека слабым, жалким, сострадание может быть созидательным, даже циничным, но способным придать сил и уверенности в себе.

Сострадать – очень важно, это дружеское плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Жалеть – значит брать на себя решение проблем, лишая человека последних остатков самоуважения.

7. Не нужно спорить и доказывать правоту или вину

Типичная ситуация: бабушка-пенсионерка жалуется, что взрослые дети нагружают её какими-то обязанностями, например, выгуливать собаку, и она устает. А вы-то помните, как складывалась ситуация, и душа горит сказать: но ты же сама предложила, потому что мы допоздна на работе!

Спорить тут бесполезно, потому что у неё своя версия событий. Более того, освобождение от «почетной обязанности» станет поводом для новой волны недовольства – не доверяют! Вечное недовольство – способ привлечь к себе внимание.

Старикам не хватает ощущения собственной значимости, ведь они уже не могут создавать в жизни значимые результаты самостоятельно. Это новая особенность характера, обусловленная возрастными изменениями.

Вы же понимаете, что бабушка не сможет пешком подняться на десятый этаж? Вот и такую новую черту примите как данность и научитесь перерабатывать отдаваемую стариком отрицательную энергию и возвращать положительную. Больше говорите слов любви и благодарности.

8. Больше впечатлений

Маленьких детей восхищает все вокруг, с возрастом это, увы, проходит, эмоции и чувства теряют остроту. Очень многие проблемы престарелых людей – от скуки. Бабушки на лавочке перемывают косточки соседям именно из-за нехватки других тем, ярких впечатлений, но это ещё не беда – куда хуже, если общение ограничивается экраном телевизора.

Пожилых людей просто необходимо чем-то занимать. Мошенники, впаривающие старикам грошовые товары за баснословные суммы, ищут не просто одиноких, но социально ограниченных стариков, и лучший способ борьбы с данным явлением – не железные двери и кодовые замки, а интересное дело.

Причем, в принципе, любое – кто-то собирается компанией, национальные костюмы шьет да песни поет («Бурановские бабушки»), а кто-то за компьютером в игры «режется» и просит внуков не просто так в гости заглядывать, а установить новую игрушку.

Если ваша мама вдохновенно пересказывает вам очередную серию сериала или долго и нудно рассказывает что и где у неё болит, выслушайте терпеливо. Это её событийный ряд.

К сожалению, информационное пространство поставляет не только положительные эмоции. Конечно мы, как заботливые дети, стараемся ограничить родителей от негатива, но это не всегда удается. Что так же следует принимать как данность, так как это – жизнь.

9. Не обвинять, и себя в том числе тоже

Когда мы думаем про общение с близкими людьми, чувство вины возникает очень часто. Нам кажется, что за каждодневными делами мы преступно мало времени уделяем детям, супругу и, конечно же, родителям.

И в последнем случае ситуация усугубляется пониманием, что время пребывания в этом мире пожилых родственников неумолимо заканчивается, что они уйдут, а мы останемся, так и не успев, не сказав, не додав чего-то важного.

Но тут надо знать следующее: люди на границе жизни и смерти все больше погружаются в себя, пытаются привести в порядок мысли о прошлом, часто просто выпадая из настоящего. Это – особенности мышления, особенности памяти. События недавних дней развеиваются, словно туман, оставляя основное – маму и папу.

В наших силах дать им как можно больше, но это не означает, что следует собственную жизнь подменить жизнью родителей. Это не приведет ни к чему хорошему, наоборот, вызовет разумное недовольство – почему любимое чадо так и не построило карьеру, не создало семью? И объяснения, что вы хотели быть рядом, не будут иметь никакого веса.

10. Простить и прощать

Пожалуй, соме главное – научиться прощать. Оставлять обиды во вчерашнем дне и начинать каждую новую встречу так, словно никаких обид и не было, потому что есть более важные вещи, чем пытаться заставить родителей понять вашу жизненную позицию. Кроме того, если вы не простите родителей сегодня – завтра их, быть может, уже не будет…

Прощать нелегко, для этого нужны силы. Существует много практик для сохранения способности сострадать – не стоит ими пренебрегать. Хотя самое действенное, наверное, суметь рассмешить. Совместный смех смывает негатив и позволяет перешагнуть неприятную тему и жить дальше.

Надеюсь, что это поможет вам сделать ваши отношения с родителями теплее и радушнее.

Находить общий язык с пожилыми людьми порой настолько же сложно, как и с малышами-несмышленышами. Но учиться этому надо, особенно если вы живете с людьми преклонного возраста под одной крышей.

Как общаться с пожилыми – расскажет сайт сайт.

Старость – как это?

Особенность «третьего возраста» в том, что все люди подходят к нему с совершенно разным жизненным багажом, с разным состоянием здоровья и психики. И надо с пониманием относиться к тому, что «в адеквате» до глубоких седин доживают немногие. Миф о мудрости стариков является все-таки мифом (т.к. возник в те времена, когда продолжительность жизни была существенно меньше и глубокими стариками считались те, кто в наше время еще даже не мог бы претендовать на пенсию) – а с возрастом происходит замедление процессов мозговой деятельности.

В каком-то смысле, расплата за долгожительство – это несколько лет, которые человек вынужден прожить с ограниченными возможностями (и физическими, и умственными). В современном мире, когда достижения цивилизации в большинстве стран позволили отодвинуть старость на несколько десятилетий, люди столкнулись с необходимостью пересмотреть отношение к старикам и научиться общаться с пожилыми – хотя бы потому, что для каждого из нас также высоки шансы дожить до глубоких седин.

Особенности психики пожилых людей:

  • Снижение восприимчивости ко всему новому – бабушке или дедушке сложно позитивно отнестись к новой моде в одежде, к новым фильмам, музыке и т.д., буквально во всех аспектах жизни.
  • Снижение обучаемости, ухудшение памяти (особенно краткосрочной).
  • При этом же – легкая внушаемость, если определенные идеи достаточно эмоционально изложены и достаточно часто повторяются. Подтверждение этому: во всех странах мира именно пенсионеры становятся «золотым электоратом» для политиков-популистов с примитивными лозунгами и простой наглядной агитацией.
  • Появление комплексов из-за ограничения физических возможностей, из-за необходимости просить помощь у молодых, из-за беспомощности. Об этом нечасто задумываются, но для большинства людей самое неприятное в старости – это именно невозможность по-прежнему не зависеть от других и быть самостоятельными во всех отношениях. Нелегко сохранять психику в уравновешенном состоянии, когда исчезает возможность работать и зарабатывать, как раньше, заниматься любимыми активными хобби, а порой и просто нормально ходить, читать, слышать звуки…

Разговаривать с пожилыми: как?

Главное, что нужно понимать, общаясь со стариком или старушкой: его/ее уже бесполезно переубеждать, перевоспитывать и как-либо менять. По сути у вас три задачи:

  1. Облегчить взаимодействие с пожилым человеком для себя. Если, например, ваши живут с вами, то постоянно напрягаться от контакта с ними – плохо и им, и вам.
  2. Облегчить ему взаимодействие с вами. Потому что если вы будете постоянно разговаривать с пожилым «на своей волне», то ему может быть действительно трудно быстро вникать в суть ваших идей и принимать их.
  3. Облегчить пожилому человеку его старость. Это важно, и это во многом зависит от молодых окружающих.

А теперь более конкретные советы от «Красивой и Успешной»:

  • Иногда с пожилыми приходится разговаривать «на корточках» (т.е. в понятном для них стиле ведения беседы). Попросту – говорите медленнее, не раздражайтесь от необходимости повторять отдельные моменты. Подбирайте простые выражения, избегайте современного сленга и пользуйтесь тем понятийным аппаратом, который был в ходу во времена молодости и зрелости данного человека.
  • Не раздражайтесь (или хотя бы не показывайте своего раздражения), если человек вас не сразу понимает, переспрашивает, забывает подробности прошлых бесед на данную тему и.т.д. Если видите, что ему вас трудно понять, попросите у него уточняющих вопросов – что именно он не понял, о чем рассказать подробнее, и т.д.
  • Не исключайте пожилого родителя или родственника из жизни семьи – для него действительно очень важно чувствовать свою нужность и свою общность с молодыми поколениями родни. Просите его делать посильные дела, спрашивайте у него совета (даже если вы не особо нуждаетесь в житейских рекомендациях, всегда можно найти ту сферу, в которой советы человека преклонного возраста могут быть применимы – приготовление какого-то блюда, выращивание комнатных цветов, и т.д.).
  • Время от времени разговаривайте со стариком или старушкой «ни о чем» — рассказывайте ему какие-нибудь истории из своей жизни и выслушивайте его/ее воспоминания о молодости. Если пожилой человек не хочет слушать, зато хочет, чтоб слушали его – давайте ему выговориться, пусть это даже будет монолог…
  • Не навязывайте ему вашу точку зрения – не убеждайте, что новомодное платье действительно красивое, что в квартире удобнее жить, чем в сельском доме, а суши вкуснее бутерброда с салом. Если ваши мнения разошлись – постарайтесь сгладить момент фразами типа «Может быть, я когда-нибудь передумаю», «Возможно, ты прав, но сейчас я сделаю вот так, извини». Да и вообще, суши можно поесть не на глазах дедушки, чтобы не начинать предсказуемую дискуссию.

Как строить общение с «трудными» стариками?

Хорошо, когда родители – это «светлые» старики, подошедшие к преклонному возрасту в ясном уме и со здоровой психикой. Но если это не так и пожилой человек «трудный» — резкий в суждениях, очень авторитарный, навязчивый, со странным и неприемлемым для вас мировоззрением?.. Ужиться с ним действительно очень сложно…

Во-первых, как бы ни было для вас это тягостно, дайте ему право быть таким, каким он есть. Он не изменится, тут уж от вас ничего не зависит…

Если пожилой человек требует чрезмерно много вашего внимания и времени – постарайтесь его чем-нибудь занять: предложите ему хобби, подскажите, куда можно ходить ради общения с единомышленниками. Например, при большинстве домов культуры и в библиотеках и в наше время проводятся различные бесплатные мероприятия (лекции, концерты самодеятельности и т.д.), работают клубы рукодельниц и прочие объединения, куда с увлечением ходят местные пожилые люди.

Не стоит показывать, что вам тяжело общаться с пожилым человеком, что вы постоянно раздражаетесь – даже если старик становится для вас .

  • Во-первых, «вампиры» «питаются» именно негативными эмоциями «жертв» и вольно либо невольно стараются почаще у них такие эмоции вызывать.
  • Во-вторых, раздражением вы все равно не измените испортившийся старческий характер.

Правильно будет сделать так – оградить свою жизнь от прямого и постоянного вмешательства «тяжелого» старика, но оставить те моменты поддержки, которые вы всегда гарантируете, каким бы сложным не стал характер человека. К примеру, не стоит оставлять «трудной» внуков надолго, но заходить к ней с регулярной частотой, помогать в хозяйстве и отводить определенное (ограниченное!) время на общение – можно и нужно. Вам станет намного легче, когда вы установите тот предел, дальше которого влияние «трудного» пожилого человека не распространится – есть много жизненных случаев, когда после установления определенных рамок отношения с состарившимся родственником становились намного лучше и спокойнее!

Рассматриваемые вопросы:

  1. Особенности общения с инвалидами.
  2. Особенности общения пожилых людей.
  3. Понятие и виды конфликта.
  4. Этапы и способы разрешения конфликта.

Не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения, однако необходимо учитывать ряд особенностей установления контакта с инвалидом, корректный язык помогает в общении формировать позитивный образ собеседника

Используйте Избегайте
Инвалид; человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; инвалиды.
Человек с ограниченными возможностями; человек с ограниченными функциями.
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.
Неинвалид, обычный, типичный человек. Нормальный, здоровый.
Человек, использующий инвалидную коляску.
Врожденная инвалидность.
Прикованный к инвалидной коляске.
Врожденный дефект, несчастье.
Имеет ДЦП Страдает ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…. Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита.
Умственно отсталый человек Отсталый, умственно неполноценный
Человек с задержкой в развитии Тормоз, слабоумный
Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид
Человек с эпилепсией. Люди, подверженные припадкам. Люди, подверженные эпилептическим припадкам. Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди. Люди с душевным или эмоциональным расстройством. Сумасшедший, псих.
Слепой человек. Плохо видящий человек. Человек, который плохо слышит. Глухой человек. Слепой как крот. Совершенно слепой; глухонемой; глухой как пень.
Человек с трудностями в общении, с затруднениями в речи. Немой.

Общие правила этикета в общении с инвалидами:

  • когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему;
  • когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку;
  • если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут, а затем спрашивайте как и что делать;
  • обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми;
  • не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

Правила этикета в общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

  • заранее убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия;
  • не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по плечу;
  • избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову;
  • не стоит думать, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Правила этикета в общении с людьми с плохим зрением и незрячими:

  • при общении необходимо учитывать насколько плохо человек видит, какое слабое периферическое или прямое зрение;
  • рекомендуется использовать фразы, характеризующие звук, запах, расстояние, и при этом делиться увиденным;
  • с собаками поводырями нельзя играть и командовать ими;
  • нельзя отнимать или блокировать трость;
  • когда незрячий человек должен подписать документ, обязательно нужно его прочитать. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;
  • когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, направьте его руку на спинку или подлокотник;
  • при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним;

Люди с нарушением слуха:

  • разговаривая с плохослышащим человеком, нужно смотреть прямо на него;
  • говорите ясно и ровно. Можно использовать жесты;
  • если существуют трудности при устном общении, можно использовать письмо, факс, электронную почту и т.д;
  • не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам;
  • нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно;
  • используйте выражение лица, жесты и телодвижения.

Люди с задержкой развития и проблемами общения:

  • используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу;
  • избегайте словестных штампов и образных выражений;
  • не думайте, что вас не поймут. Рассказывайте «по шагам»;
  • будьте готовы несколько раз показывать фотографии и иллюстрации;
  • обращайтесь непосредственно к человеку;
  • помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны.

Люди с психическими проблемами:

  • не думайте, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении;
  • обращайтесь людьми с психическими нарушениями как с личностями;
  • не думайте, что эти люди более склонны к насилию;
  • неверно, что все люди с психическими нарушениями всегда принимают лекарства;
  • люди с психическими нарушениями, как правило, дееспособны;
  • люди с психическими нарушениями, способны работать, они могут выполнять обязанности, которые требуют определенных навыков и способностей;
  • люди с психическими нарушениями знают, что для них хорошо, а что плохо;
  • не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи:

  • не игнорируйте людей, которым трудно говорить;
  • не перебивайте и не поправляйте человека;
  • не пытайтесь ускорить разговор;
  • смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
  • задавайте вопросы, требующие коротких ответов;
  • затруднения в речи не является признаком низкого интеллекта человека;
  • не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали;
  • не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться.
  • если у вас возникли затруднения в общении, спросите, не хочет ли собеседник использовать другие способы – написать, напечатать.

Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую — семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, — сами пожилые люди.

Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре — это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику — говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное — надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики живут замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить — добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, — это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для здоровья.

Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт — явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты — все это разновидности социальных конфликтов.

Конфликт — способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

К основным структурным компонентам конфликта относят конфликтную ситуацию (объект и предмет конфликта, личности оппонентов, основные факторы микро- и макроситуации в стране, регионе, месте жительства, а также условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия), инцидент, субъекты конфликтов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу. Противоречие — раздвоение единого, целого. Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

  • значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
  • «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов);
  • стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Среди существенных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Объект конфликта — это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие: конкретная материальная ценность (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, принцип).

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами, противоречие между интересами, потребностями участников конфликта. Например, предметом конфликта может быть деление какого-либо объекта собственности (наследства, квартиры). Если разработаны правила этого деления, с которыми согласны все участники, то проблемы не возникает. Если же правил нет или с ними не согласен кто-либо из участников конфликта, то возникает проблема или противоречие. При неразрешенном этой проблемы разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений при распределении, а объектом — ресурсы.

Субъект конфликта — участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (учащиеся, сотрудники, руководители), группы, организации. Другая часть участников конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорщиками.

Для перерастания такой ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Инцидент (повод) — происшествие, недоразумение, столкновение; дополнительное (внезапное или преднамеренное) событие, которое затрагивает интересы хотя бы одной из сторон взаимодействия и активизирует его действия. Например, инцидентом может быть ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т. п.

  • возникновение объективной предконфликтной ситуации;
  • ее осознание как конфликтной;
  • инцидент;
  • собственно конфликт;
  • разрешение (завершение) конфликта;
  • послеконфликтная ситуация.

В учебнике по конфликтологии О. Н. Громовой для наглядности конфликт представляется как формула:
КС + И = К, где КС — конфликтная ситуация, И — инцидент, а К — конфликт.

Степень неизбежности конфликта

Если конфликтная ситуация отсутствует, то вероятность возникновения конфликта невелика. При возникновении одной конфликтной ситуации конфликт закономерен. Если же из одной конфликтной ситуации следует другая или появляется несколько конфликтных ситуаций, то конфликт неизбежен.

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, сугубо специфические. Наиболее общими причинами конфликтов, возникающих на уровне отдельной личности, группы, организации, являются следующие:

  1. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (власть, премия, земля, любимый); информационная неточность, неполнота, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные и неточные факты, слухи, стереотипы;
  2. ценностные различия — различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  3. организационное несовершенство — неправильное распределение в группе заданий, прав, обязанностей и ответственности членов группы; к этой же группе относятся конфликты из-за социального статуса, властных полномочий и ответственности;
  4. коммуникативная, или поведенческая, недостаточность — когда индивиды ведут себя не в соответствии с ожиданиями окружающих.

Все эти объективные причины только тогда становятся причинами реальных конфликтов, когда заденут личные или групповые интересы. Наиболее часто возникают конфликты на почве материальных интересов людей, хотя внешне они могут проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

Конкретный конфликт обычно происходит в силу действия и объективных, и субъективных причин.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Психологи часто выделяют следующие основания: длительность течения, содержание конфликта, его объект, сила воздействия на участников, форма проявления, источник возникновения, последствия и др. Например, в общественном транспорте конфликт может быть коротким, длящимся несколько минут.

В зависимости от природы возникновения конфликта различают: политические, социальные, экономические, организационные.
В зависимости от затронутых потребностей различают конфликты интересов, взглядов (когнитивные). Когнитивный конфликт — конфликт взглядов, точек зрения, знаний, т.е. когнитивных структур. В таком конфликте целью каждого субъекта является стремление переубедить оппонента, доказать правоту своей точки зрения, своей позиции. В качестве примеров можно привести многочисленные дебаты в Государственной думе, выступления лидеров фракций на телевидении и т. п.

По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, драки, войны. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

По направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные. При вертикальных конфликтах субъекты конфликта находятся в отношении руководитель — подчиненный. Примером вертикальных конфликтов являются: учитель-ученик, начальник-подчиненный, вышестоящая организация — предприятие. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: учителя, ученики, руководители одного уровня, специалисты — между собой.

В зависимости от объекта конфликтов — безобъектные и объектные. В зависимости от количества участников: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По способам разрешения — насильственные и ненасильственные.
В зависимости от количества сторон, участвующих в конфликте, различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Разновидностью внутриличностного конфликта являются ролевые конфликты, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных ролей, которые могут вступать в противоречия (например, у женщины часто вступают в противоречие роли матери, жены и профессионала; у свидетеля по какому-то уголовному делу могут вступать в противоречие роли друга и правопослушного гражданина).Особенностью данного вида конфликтов является выбор между желанием (хочу), возможностями (могу) и необходимостью выполнять те или иные требуемые нормы (надо): между «хочу» и «не хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «надо», между «могу» и «не могу», между «надо» и «не надо», между «надо» и «не могу».

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Один из наиболее распространенных видов конфликтов. На межличностном уровне особенности проявления конфликтности во многом зависят от того, как люди, принадлежащие к различным типам культуры, воспринимают мир.

Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных на период конфликта в единые сплоченные группы. Следует отметить, что эта сплоченность может пропасть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно велико.
Функции конфликта — воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта:

  • воздействие на психическое состояние и, как следствие, на здоровье участников;
  • воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности: на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

Однако конфликты могут выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Поскольку обычно конфликт несет в себе и то и другое, его оценивают по тому, какое начало в нем преобладает. Функциональность конфликта по мере своего развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Конструктивные функции конфликтов:

  • дает объективную информация о наличии противоречий и социальной напряженности;
  • является источником развития личности, группы, межличностных отношений; дает стимулы к изменениям и самосовершенствованию, к изменению сферы и способам взаимодействия;
  • освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; дает разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;
  • диагностирует возможности оппонентов;
  • способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия, способствует сплочению коллектива, группы при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
  • способствует нормотворчеству, появлению новых правил, форм поведения;
  • способствует решению управленческих проблем (в объединении, обществе).

Деструктивные функции конфликтов:

  • требует больших эмоциональных, материальных затрат;
  • способствует снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
  • формирует представление о побежденных группах как о врагах;
  • наносит ущерб работе, созидательной деятельности;
  • способствует росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации;
  • затрудняет восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»).

На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт:

  • основные факторы физической социальной среды, непосред¬ственно влияющие на конфликт;
  • второстепенные участники конфликта;
  • основные участники конфликта;
  • объект и предмет конфликта и др.

К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния: динамические составляющие их индивидуально-психологических особенностей и др.

Развитие конфликта — это процесс зарождения и последующего развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Можно выделить четыре этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз.

Первый этап — возникновение объективной конфликтной ситуации включает фазы:

  • развитие доконфликтной ситуации в социальном взаимодействии;
  • попытки разрешить ее неконфликтными способами;
  • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

Второй этап — осознание субъектами конфликта:

  • осознание того, что достижение собственных целей возможно лишь за счет партнера;
  • инцидент — переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу).

Третий этап — конфликтные действия:

  • физиологическая мобилизация (изменения частоты дыхания, пульса), изменения психического состояния;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт; завершение конфликта.

Четвертый этап — разрешение конфликта:

  • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны (частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения);
  • полная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • новый этап социального взаимодействия.

Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит этап конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

Не всегда конфликт развивается через четыре этапа. Он может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой конфликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям.
Формы разрешения конфликтов очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.

Снятие инцидента — это попытка притушить конфликт, переведя его на либо стадию осознания (безконфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации.

Способы разрешения объективной конфликтной ситуации следующие:

  1. победа одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента;
  2. компромисс — достижение согласия между субъектами конфликта путем частичной сдачи своих позиций;
  3. полное физическое или функциональное разведение участников. В этом случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике. Например, для ученика, вступившего в конфликт с учителями или учениками школы, разрешение конфликта сопряжено с переходом в другую школу, адаптацией в новой группе;
  4. изменение внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такое изменение системы ценностей психологически очень сложно, часто требует помощи со стороны специалиста-психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов;
  5. разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника — человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров;
  6. разрушение социальной системы, в рамках которой формировались противоречия между сторонами;

Завершение конфликта — одна из наиболее значимых фаз в динамике конфликта, заключается в его прекращении по любым причинам.

Основные формы завершения конфликтов:

  • разрешение противоречия, являющегося основой конфликта;
  • урегулирование;
  • затухание;
  • перерастание в другой конфликт;
  • устранение конфликта.

Конфликт может завершиться благодаря усилиям его участников или вмешательству третьей стороны.

Психологией совместно с педагогикой в целом разработаны подходы к изучению конфликтов и их целесообразному разрешению в педагогическом процессе. К ним относятся:

  • этическая беседа, дискуссия, диспут; метод включения в деятельность;
  • метод разрешения нравственных задач на основе жизненных конфликтных ситуаций;
  • метод моделирования конфликтных ситуаций, ролевая игра;
  • метод «взрыва» (А. С. Макаренко), выражающийся в различных формах (доверие, отчуждение от коллектива, изоляция, гнев воспитателя и т. д.).

Психологи предлагают два основных способа разрешения конфликтных ситуаций:

  • нежелательные конфликты предупреждать или разрешать на стадии предконфликта (предконфликтной ситуации);
  • конструктивные конфликты разрешать либо устранением одной из сторон противоречия, либо устранением условий, способствующих конфликту.

В настоящее время одной из актуальных задач психологической науки, на наш взгляд, является разработка достаточно действенных воспитательных средств и приемов профилактики и оптимального разрешения конфликтов.

Предупреждение конфликта — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин назревающего конфликта, разрешению обостряющегося противоречия неконфликтными способами. В основе предупреждения лежит устранение или блокирование объективных, организационно-управленческих и субъективных причин конфликтов; создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению проблемных и предконфликтных ситуаций социального взаимодействия неконфликтными способами.

Рассмотрим об особенностях общения с окружающими в пожилом возрасте.

Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую - семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, - сами люди. Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре - это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику – говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное - надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить - добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, - это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для .

Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.


Найти ещё что-нибудь интересное:

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...