Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Психологическое развитие детей 3 4 лет. Подавление естественной активности

В этой статье:

На четвертом году жизни детей проявляются все важные особенности психики, происходит формирование личности и осмысленной деятельности. Это важный период, и родители должны обратить внимание на то, как живет их малыш.

Для правильного психологического развития в этом возрасте необходимо иметь друзей, заниматься творческой деятельностью и играми. Если малыш лишен всего этого, то ему придется трудно . Формирование личностных качеств может пройти дольше, что вызывает задержку в развитии.

До 4 лет малыш уже должен многому научиться, в том числе разговаривать правильно, общаться и знакомиться, играть в совместные игры. Сейчас он активен, полон жизненной энергии . Дети активно хотят играть друг с другом. Обязательно давайте им такую возможность, иначе может начаться торможение развития.

Что дети уже умеют?

В возрасте 3-4 лет дети уже довольно самостоятельны –
насколько это может быть. Они умеют сами играть, хотя внимание взрослых им очень приятно. Теперь их занимают подвижные ролевые игры. Концентрация на игре сохраняется долго. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он находился в обществе других детей. быть постоянно дома, пусть с самыми лучшими игрушками и любящими людьми, недостаточно для его развития.

Особенность этого возраста – быстрое становление личности. Чем больше времени кроха проводит среди других детей, тем большему может научиться.
Детский сад обычно способствуют развитию . Там дети развиваются быстрее, приобретают большую самостоятельность. Процесс адаптации к садику выводит психологическое развитие на новый уровень.

Основные навыки ребенка сейчас определяют прогресс психологического развития. Здесь играют роль речь, игровая и творческая деятельность, особенности мышления и умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Речь

Особенности речи детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что малыш начинает разговаривать не только с живыми объектами. Речь нужна ему во время игры, он иллюстрирует свои действия, проговаривает фразы и слова. Теперь речь более развитая. Правильно используются существительные, глаголы, предложения становятся длиннее и сложнее.

Малыш теперь может планировать. Свои планы, идеи для игр он высказывает родителям, другим детям. Теперь для него вполне доступно использование будущего времени. С помощью речи он фиксирует в памяти многие вещи. Запоминание происходит проще, если проговорить что-то вслух несколько раз.

Игры

Детские игры в этом возрасте видоизменяются. Дети придумывают развитый сюжет, который повторяет привычные для них действия . Сейчас игровые сценарии – это семья, поход в садик, школу, прогулка. Все это комбинируется, воспроизводя обычную жизнь ребенка. Мальчиков интересуют игры с машинками, техникой . Девочки уже сейчас проявляют первый интерес к детям, малышам. Они могут выступать в роли мамы или сестры куклы.

Особенности игры зависят не только от пола, но и от общего развития малыша. Чем оно выше, тем сложнее сценарий игры. Необходимо привлекать других людей. В крайнем случае их можно заменить другими игрушками. У детей огромное желание играть. Нельзя подавлять его, навязывая длительные занятия, походы в развивающие кружки . Для всего должно найтись время, но сейчас именно игра – это движущая сила развития психики, мышления, речи.

Многие школы раннего развития используют игровой подход к обучению малышей от 4 лет. Таким образом даже иностранный язык может даваться очень легко. Конечно, игры есть и остаются самым желанным детским занятием. Малыш может делиться с родителями своими игровыми переживаниями. Например, игрушка/кукла заболела – тут малыш проецирует свою прошлую болезнь на игрушки. Благодаря хорошо развитой ситуационной логике у детей их игры становятся все более реалистичными.

Творчество

Творчество для детей 3-4 лет служит базисом для дальнейших занятий. Образы довольно бедны – мало кто из малышей сейчас уже обладает хорошими задатками для рисования, конструирования, лепки. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, общее развитие психики . Это деятельность умиротворяет, дает возможность сконцентрироваться на процессе.

У детей творчество обычно вызывает положительные эмоции . Это момент, когда можно показать себя, продемонстрировать свое видение мира. Характерная особенность этой деятельности – повторение по образцу. Малыш не может придумать сам, а накапливает разнообразие образов, конструкций, которые ему показывают взрослые . Только позднее у него получится творить самому.

В возрасте 4 лет, если ребенок занимался творческой деятельностью, обычно начинает проявляться первая самостоятельность. Он уже не хочет использовать показанные ему цвета для рисунка, а выбирает собственные. Итогом может быть «зеленое солнце», «синие люди» и другие несвойственные для привычных объектов цвета и формы .

Мышление

Мышление развивается активно только тогда, когда в этом есть потребность. Для детей 3-4 лет в садике вводят короткие занятия: стихи, пересказ сказки, описание картинки, логические задачки. Так стимулируется логическое и ситуационное мышление. Дети уже понимают вопросы, могут отвечать на них . Общение и игры тоже стимулируют мыслительный процесс.

Сейчас же важно научить ребенка простым действиям:

  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • собирать игрушки после игры;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Малыши делятся опытом друг с другом, в играх и на занятиях уже могут высказывать свое мнение. В этом возрасте начинает развиваться самооценка малыша, его моральные качества. Например, кроха сам себя ограничивает, сопровождая это словесным указанием. Обходит лужу, говоря себе, что так он не испачкается.

Социальная жизнь

Дети с радостью общаются между собой. Пока еще очень легко завязывать знакомства и дружбу. Конечно, при условии, что малыш не ограничен в здоровых социальных контактах. Все же даже в возрасте 4 лет малыши уже подчиняют общение ряду норм и правил. Их же они используют для оценки поведения. Моральные нормы играют важное значение – дети стараются придерживаться их.

В игровой деятельности всегда отчетливо видны семейные отношения. Дети копируют их.

Обязательно нужно следить за своими словами и действиями дома, иначе потом может быть много вопросов из детского садика по поводу лексикона родителей .
Малыш в игре воспроизводит только знакомые ему образы:
  • семья, дом, родные;
  • отношения воспитателя и детей в садике;
  • сказочные сюжеты.

Так малыши утверждают свое видение мира. Общаясь, они учатся, начинают лучше разговаривать, заучивают новые слова. Без игры и частого общения психика приходит в состояние стагнации . Детский сад, подготовительные занятия к школе, кружки, прогулка в парк – везде можно найти друзей и необходимое общение.

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.

Основные умения и навыки

К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:

  • двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
  • пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой, группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали, ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи, целенаправленно находить и брать нужную игрушку, знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
  • быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать - надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть, пользуясь основными приборами и салфеткой, причесываться).

Я - индивидуальность

Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности. Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания. К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой. Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность. В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приемами.

Представление о мире

Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:

  • периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
  • явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
  • различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
  • знает деревья, кусты, цветы, траву;
  • знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
  • отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
  • понимает отличия быстро - медленно, вверх вниз, громко - тихо, тяжело - легко.

Речь

Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.

Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:

  • запоминает стихи, песни, сказки, названия;
  • выстраивает и произносит простые предложения;
  • группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т.п.);
  • различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т.д.).

Особенности психофизического развития

Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра - главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза. В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:

  • собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
  • сравнивать рисунки и предметы;
  • выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
  • запоминать предложения из 4 слов;
  • сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
  • считать до трех, показывая пальчиками количество;
  • различать основные цвета;
  • различать круг, квадрат, треугольник.

Развитие детей - это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.


О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода - формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени - например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Трудности в воспитании

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом. Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот. Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике. Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка. Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным. На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться. Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы. Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого. Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность. Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Пути благополучного выхода из кризиса

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом - совершенно нормальная часть его естественного развития. Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы. Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными. «Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально. Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте - игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя. Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать. Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно. Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу. Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, - базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге. Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу. Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе. Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших. Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир - подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

Неэффективно: Эффективно:
Не кричите на ребенка.
Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации.
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Не отменяйте запрет.
Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты - отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Выход из кризиса

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок - ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые - умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное - всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так - не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу. Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия. Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.

«Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.


В этой статье:

У детей 3-4 лет происходит активное развитие психики и личности. Они осознают себя все более взрослыми и самостоятельными. Родителям нужно поддерживать их в желании учиться . Ребенок взрослеет – это время изменений. Приготовьтесь отвечать на его вопросы обо всем на свете.

Развитие его тела не останавливается, а наоборот: теперь рост будет увеличиваться в среднем до 5 сантиметров в год. Для ребенка это интересная пора, когда он весь в движении, постоянно занят подвижными играми. А играть лучше всего с друзьями. Так он строит свои первые социальные связи: учится дружить, завязывать знакомство. Обязательно прививайте ребенку критическое отношение к внешнему виду, научите его правилам личной гигиены . Эти простые понятия закладываются как раз в возрасте 3-4 лет.

Психика и личность

Сейчас начинается активное психическое развитие. Ребенок с каждым днем узнает что-то новое об окружающем мире. Он научился задавать вопросы, и теперь родителям предстоит услышать множество «почему?» от своего малыша. Это позитивный момент, ведь в возрасте 3-4 лет развивается познавательный интерес
– все хочется понять, рассмотреть, узнать. Поощряйте любознательность детей, помогайте им разобраться со всем, что их интересует.

А еще сейчас очень активно развивается личность ребенка. Он все больше осознает себя самостоятельным. Поэтому вам нужно научить его заботиться о себе (проводить личную гигиену, самостоятельно одеваться). Малыш учится выражать свои эмоции, и в этом тоже может понадобиться помощь родителей. Ребенок не всегда способен побороть агрессию, которая часто проявляется в 2,5-3 года.

Личностное развитие

Развитие личности - один из самых важных психических процессов. Это осознание себя отдельным человеком. Еще совсем недавно малыш ощущал себя тесно связанным с мамой, ничего не мог без нее . Теперь все изменится:

Познавательный интерес

В мире очень много нового, непознанного. Развитие психики невозможно без познавательного интереса. Совершенно нормальное явление, когда ребенок всем интересуется, обо всем спрашивает. К своему возрасту малыш уже точно
знает и умеет следующее:

  • может сравнивать предметы по цветам и размерам;
  • устанавливает простые связи между событиями (пришло лето - стало жарко, распустились цветы);
  • может выделить общий признак у разных предметов (все белые, все игрушки);
  • оценивает результаты своего труда, может быть недоволен (лепит из пластилина, а потом сминает его, если фигурка не понравилась) ;
  • с удовольствием рисует;
  • узнает животных, растения, овощи и фрукты.

Развитие речи

В 3-4 года развитие речи уже достигает высокого уровня. Ребенок еще не умеет использовать такие сложные части речи, как причастные или деепричастные обороты. Со всем остальным справляется на отлично:

  • пользуется почти всеми частями речи;
  • знает названия большинства предметов домашнего обихода ;
  • знает разные значения одних слов (ручка, ножка);
  • подбирает правильные прилагательные к существительным;
  • практически все звуки произносит верно, хотя могут быть проблемы с [р] ;
  • для ребенка не составляет труда выучить и рассказывать короткий стишок, спеть песенку.

Физические параметры

С 3 лет начинается активный рост костей – малыш прибавляет по 4-5 сантиметра в год. Это значит, что питание правильное и кальция достаточно. В этом возрасте врачи часто прописывать витамины с кальцием и фосфором, чтобы помочь организму ребенка. Он уже очень активный, любит подвижные игры , может целый час носиться по детской площадке с друзьями. Это хорошо, ведь двигательная активность укрепляет мышцы и налаживает обмен веществ .

Родителям бывает нелегко уложить малыша поспать днем, но делать это нужно обязательно. С 4 лет режим сна такой: 10 часов ночью, 1-2 часа днем. Спать днем можно всего один раз. Лучше всего планировать отдых на время с 13 до 15 часов. Если этого не делать, то к вечеру кроха будет перевозбужден и не сможет заснуть. Это приводит к всем известным последствиям: капризы, злость, слезы, а утром – тяжелый под ъем .

Изменение роста и веса

Все дети развиваются по индивидуальному плану, но существуют средние показатели роста и веса, которые приведены ниже. У каждого ребенка эти
показатели зависят от конституции родителей, питания, получения витаминов
. Иногда малыш может быть миниатюрным для своего возраста, а через 1-2 года полностью нагнать норму.

  • Рост ребенка 3 лет: 93-95 см.
  • Рост ребенка 4 лет: 98-100 см.
  • Вес в 3 года: 10-11 кг.
  • Вес в 4 года: 11-12,5 кг.

Обязательно следите за режимом питания. Нельзя перекармливать кроху. Если давать ему много жирной пищи и вредных продуктов, то его физическое развитие пострадает, могут начаться серьезные эндокринные проблемы. Лучше держать вес в пределах нормы.

Что уже умеет малыш

В 4 года ребенок
ощущает естественную потребность в движении, поэтому любит подвижные игры. В этом возрасте малыш обычно умеет следующее:

  • ходит по бревну, встает на носочки, меняет направление движения;
  • хорошо бегает, может пробежать 250 метров;
  • прыгает на одной и двух ногах, перепрыгивает через мячик;
  • бросает и ловит мяч, при этом использует обе руки;
  • выполняет танцевальные движения;
  • выполняет команды учителя физкультуры.

Личная гигиена

Важно, чтобы малыша научили быть самостоятельным в плане гигиены . Самые простые действия он должен уметь совершать сам. Ребенок в 4 года:

  • знает, когда и как пользоваться туалетом, умывальником, зубной щеткой;
  • моет руки с мылом, знает, когда нужно мыть руки (после прогулки, перед едой);
  • чистит зубы, умывает лицо сам, делает это без напоминания перед сном.

Обязательно обращайте внимание малыша на состояние одежды. Например, если колготки грязные после прогулки, нужно отнести их в корзину для стирки или сказать об этом маме. Так он научится не носить грязную, рваную вещь, у него появится критическое отношение к своему внешнему виду.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...