Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Психолого-педагогическая реабилитация. Социальная реабилитация детей-сирот: проблемы и решения

Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Реабилитация детей в домах ребенка

Предисловие

В последние годы количество детей-сирот то «неожиданно» увеличивается, то обнаруживает тенденцию к стабилизации. Всем этим процессам есть хорошо известные социальные причины. Однако ситуацию усугубляет постоянное ухудшение состояния здоровья детского населения. Быстрыми темпами растет число детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей-инвалидов. Значительная масса больных детей попадает в дома ребенка. И в настоящее время сложилась довольно печальная картина – в этих учреждениях практически нет здоровых детей.

Дома ребенка – уникальные учреждения. В них работают специалисты, перед которыми стоит благородная цель – сделать жизнь детей-сирот благополучной.

Настоящая книга адресована большой армии сотрудников сиротских учреждений. К сожалению, наше общество находится в неоплатном долгу перед всеми детьми с трудной судьбой. И что бы ни делало государство для этих детей, ничто не заменит им настоящих родителей и родную семью.

Эта книга – одна из редких попыток ученых действенно помочь всем, кто работает с больными детьми, оказавшимися в тяжелой кризисной ситуации. Получилась своеобразная «белая книга», написанная сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии после дипломного образования. Их бесценный полувековой опыт работы в домах ребенка и, конечно, взволнованные сердца позволили завершить давно начатый труд.

В Конвенции ООН о правах ребенка, во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей подчеркивается, что все государства, подписавшие эти документы (в их числе и Россия), признают права больного (неполноценного) ребенка на особую заботу. Дети с проблемами в развитии, в частности дети-сироты, имеют право на обеспечение таких условий и уровня жизни, которые будут в полной мере способствовать нормальному умственному, физическому и социальному развитию.

Признание равноправия и равных возможностей детей-сирот во всех сферах жизни;

Право каждого ребенка на полное удовлетворение его потребностей, охрану здоровья, реабилитацию и т. п.;

Особую или особенную помощь сиротам должны оказывать специалисты, работающие в домах ребенка.

Эти принципы объединяют ученых, врачей, психологов, педагогов и многих других людей, чья деятельность в той или иной мере связана с детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионализм, открытость, любовь к детям должны способствовать успеху, а самое главное, счастью и благополучию детей.

Настоящая книга пронизана духом новаторства и надежды. В ней делаются акценты на научных открытиях и практических достижениях медицины, психологии, педагогики и других областей знаний, благодаря которым дети-сироты, даже с тяжелыми расстройствами здоровья, могут получать реальную возможность оздоровления и благополучной адаптации к различным социальным условиям. В ней представлены вопросы вакцинопрофилактики, характеристика ВИЧ-инфекций у детей, особенности антибактериальной терапии и оказания первой помощи при неотложных состояниях в условиях дома ребенка, диагностика психических нарушений и их профилактика. Обсуждаются проблема синдрома внезапной смерти младенцев, тактика лечения детей с атопическим дерматитом, применение компьютерных технологий в деятельности домов ребенка. Сотрудники домов ребенка, опираясь на последние достижения науки и практики, должны сделать все возможное, чтобы дети в домах ребенка были здоровыми и счастливыми.

ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА


ГЛАВА 1. Выхаживание недоношенных и маловесных детей в условиях дома ребенка

Недонашивание – это самопроизвольное и индуцированное прерывание беременности со сроков, когда плод считается жизнеспособным.

До недавнего времени к категории недоношенных новорожденных относили всех детей, имевших при рождении массу тела менее 2500 г и длину менее 46 см. При этом гестационный возраст не учитывался. Однако выделение категории недоношенных детей только по антропометрическим характеристикам привело к тому, что около 30 % из них были младенцы, рожденные в срок, но имеющие задержку внутриутробного развития (small for date) (Г.М. Дементьева, Г.В. Яцык, 2004). Примерно в 8 % случаев вес детей, родившихся преждевременно, составляет более 2500 г.

По данным Г.В. Яцык, в большинстве развитых стран недонашивание встречается в 3-10 % случаев, в России этот показатель составляет 6,2 % (А.А. Баранов с соавт., 2001).

Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО М.В. Лещенко, показали, что среди детей, поступающих на воспитание в дома ребенка, недоношенные составляют 36,6-48,8 %. При этом высока доля глубоконедоношенных, число которых колеблется (в зависимости от региона) от 5,7 до 11,5 %.

По принятой на сегодняшний день классификации (А.И. Хазанов) степень недоношенности определяют в соответствии с гестационным возрастом ребенка:

I степень – 35–37 недель;

III – 29–31;

IV – 28 и менее недель.

Для характеристики преждевременно родившихся детей по массе тела условно выделяют четыре степени недоношенности:

I степень – 2001–2500 г;

II – 1501–2000 г;

III – 1001–1500 г;

IV – менее 1000 г.

С клинических позиций для объективной характеристики ребенка целесообразно фиксировать и массу тела при рождении, и гестационный возраст ребенка. Параметры физического развития новорожденных в соответствии с гестационным возрастом представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные параметры физического развития детей при рождении с учетом гестационного возраста (М±т)(по Г.М. Дементьевой, Е.В. Коротковой)

При снижении массы тела новорожденного на 2 и более стандартных отклонения или ниже 10-го центиля по сравнению с нормативными показателями для данного срока беременности диагносцируется задержка внутриутробного развития (ограничение развития – restriction). Различают следующие варианты задержки внутриутробного развития (ЗВУР):

гипопластический (симметричный), характеризующийся пропорциональным снижением как массы, так и длины тела ребенка при рождении;

гипотрофический (асимметричный), при котором отмечается дефицит массы тела по отношению к длине;

диспластический, для которого характерны низкая масса и длина тела в сочетании с врожденными пороками развития и/или множественными стигмами дизэмбриогенеза. Выделение трех вариантов ЗВУР отражает период возникновения нарушений внутриутробного развития, связанных с воздействием повреждающих факторов. Так, при неблагоприятных воздействиях на ранних этапах внутриутробного развития отмечается пропорциональное уменьшение размеров органов и всего тела (симметричный тип).

Гипотрофический (асимметричный) тип ЗВУР связывают с перераспределением кровотока к жизненно важным органам плода (мозг, сердце), формирующимся в условиях хронической гипоксии во второй половине беременности.

Диспластический вариант ЗВУР связан с ранним и достаточно длительным воздействием неблагоприятных факторов, включающим период органогенеза во внутриутробном развитии.

В целом около 80 % новорожденных с ЗВУР относятся к асимметричному типу, что тесным образом связано с патологическим течением беременности, в частности, с нарушением маточно-плацентарного кровообращения, артериальной гипертензией. Среди воспитанников домов ребенка, рожденных преждевременно, более чем в 53 % случаев отмечается диспластический вариант ЗВУР, что свидетельствует о длительном воздействии повреждающих факторов, нарушающих процессы закладки и дифференцировки тканей и органов.

В соответствии с данными всероссийской диспансеризации 2002 г., у 21 % новорожденных выявляется задержка внутриутробного развития. Частота ЗВУР коррелирует со степенью недоношенности новорожденного: чем меньше гестационный возраст ребенка, тем чаще встречается ЗВУР. Среди недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, ЗВУР диагностируется более чем в 50 % случаев.

В статье освещаются особенности реализации индивидуального подхода в системе реабилитации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме. В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальный подход реализуется путем создания адаптационных сред (психологическая, социальная и т.д.), направленных на решение конкретных проблем каждого ребенка. Занятия в данных средах ориентированы на учет своеобразия и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психическую травму в результате переживания негативного опыта жизни в асоциальной семье и от факта разрыва с семьей. Для преодоления этих травматических последствий важнейшее значение имеет правильно организованный лроцесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, а также утраченных социальных связей и восполнение среды жизнедеятельности. Данный процесс имеет цель снять острое состояние, затрудняющее процесс нормального развития ребенка.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека.

Уникальность дошкольного возраста, с эдной стороны, и стрессовое состояние ребенка, оказавшегося в условиях детского дома, с другой - диктуют необходимость срочной помощи, срочного включения его в систему реабилитационной работы детского дома.

Важнейшим условием осуществления процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста является реализация индивидуального подхода, представляющего собой систему психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий реабилитации- В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.

В детском доме индивидуальный подход реализуется через создание адаптационных сред, направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Данные среды создаются специалистами Реабилитационной службы, действующей в детском доме (психолог, педиатр, дефектолог, логопед и др.). Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. В индивидуальных занятиях специалисты решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:

Работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);

Снятие последствий жестокого обращения, насилия;

Развитие речи, познавательных потребностей, игровых умений и т.д.

Важная роль отводится социальному педагогу, который организует социальную среду, включающую в себя методический кабинет (там воспитатели и педагоги получают возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей), детскую площадку и т.д. Социальный педагог, осуществляющий сбор информации о прошлой жизни ребенка и истории семьи, создает таким образом базу, на которой основаны усилия всех специалистов. Так, именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни.

В процессе реабилитации сложно переоценить роль психолога. Имея самые различные заболевания, ребенок прежде всего переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать малыша практически невозможно. Психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на формирование самовосприятия, нормализацию поведенческих реакций, психотерапевтическую работу и т.д. Задача данной среды - создание благоприятной атмосферы для психологической профилактики, коррекции и развития дошкольников.

Особое значение придается психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игрой: она закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации детей-сирот. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. Применение игр в работе е детьми дошкольного возраста - лишь одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка-дошкольника.

Задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

1. Осознание ребенком событий окружающего мира через подражание, социализация, восприятие норм поведения, существующих в обществе.

2. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.

3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.

4. Разрешение внутренних конфликтов.

5. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.

6. Моделирование будущего ребенка.

7. Отражение его роста и развития.

Психолог использует игровую деятельность как терапевтическое средство по двум основаниям:

а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.)

б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации - «навязчивое поведение».

Применение психологом различных игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста. Снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов в игре происходит путем формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к взрослым окружающим ребенка. Пример. Илья К., 5,7 лет

Мальчика доставили из семьи, где с ним жестоко обращались. Был замкнут, с детьми не играл, со взрослыми в контакт не вступал. Везде ходил с игрушкой (заяц), которую привез из дома. Воспользовавшись этим, психолог начал проигрывать различные ситуации с «зайцем» и игрушками из детского дома: как заяц познакомился с ними, как играет и т.д. Постепенно такие занятия принесли результат: у ребенка появилось желание общаться с психологом, он стал «открываться», рассказывать некоторые подробности своей жизни. После занятий, проведенных психологом в сенсорной комнате, Илья сам стремился контактам и с детьми, и с воспитателем.

Помимо игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста психолог использует техники арттерапии, анималотерапии, которые помогают им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, нужными кому-то.

Важным средством психотерапевтической работы является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с ребенком психолог создает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает ребенку осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным дошкольником. Пример.

Антон И., влет

В детский дом поступил из асоциальной семьи (пьющие родители лишены родительских прав), где он подвергался жестокому обращению. Категорически не хотел ни с кем общаться, пока его не вернут домой. Говорил, что родители его любят и скоро заберут обратно, что все будет хорошо. В процессе работы психологом не толковалась «Книга жизни», в которую вместе с мальчиком заносились события его жизни. Антон делал рисунки в этом альбоме, что дало возможность психологу определить, какому именно виду жестокого обращения подвергался ребенок и как выстроить работу с ним. Постепенно, все чаще обращаясь к своей «Книге жизни», Антон начал понимать, почему он попал в детский дом, что в этом доме есть люди, которым он нужен.

Для ребенка-дошкольника, помещенного в условия детского дома, особое значение приобретают развивающие игры, которые помогают развить различные психические процессы. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим педагог-дефектолог, логопед организуют игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. Деятельность специалистов по развитию психических функций осуществляется в рамках педагогической среды, в структуру которой включены кабинет коррекционной педагогики, логопедический кабинет, музыкальный зал, живой уголок (есть в каждой группе), игровой уголок, мастерская «Мастерица» (кружки вышивания, плетения из бисера), кружок по работе с деревом и т.д.

Педагоги проводят индивидуальные замятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение; класс в соответствии с биологическим возрастом или с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).

Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Опыт показывает: крайне сложно контролировать поведение ребенка, у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей. Почему? Ограничения и запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.

Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам и выполняют их рекомендации. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в учебе, достигаемые при помощи педагогов, выстраивание новых отношений с родственниками в сотрудничестве с детским социальным работником, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка и его доверия к другим людям.

Особую роль в процессе реабилитации приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания различных систем организма, замедляющие их полноценное развитие; для них характерны невротические проявления, требующие немедленного медикаментозного вмешательства. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются следующими специалистами: врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае выраженных невротических проявлений и аффективных вспышек, соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает процедурный кабинет, врачебный кабинет, тренажерный зал, ЛФК, массажный и физиокабинет, фитобар, сухой бассейн и т.д.

Для ребенка старшего дошкольного возраста физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит совершенствование общей моторики и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оптимальность педагогического руководства в зависимости от уровня мастерства и коммуникативной культуры. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства педагога. Руководство педагога на основе увлеченности общей творческой деятельностью.

    реферат , добавлен 06.06.2015

    Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот. Нормативно-правовая база работы с детьми-сиротами. Направления работы с воспитанниками интерната в условиях лагеря. Социально-педагогическое сопровождение, помощь в защите прав детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Социальная реабилитация детей и подростков согласно социально-педагогической программе.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2010

    Сиротство, его причины и пути преодоления. Характеристика социальных детей-сирот разного возраста. Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без родителей.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Общее понятие категории дети-инвалиды (ДЦП), анализ данной проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей с детским церебральным параличом в условиях социозащитного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения. Организационное построение социально-реабилитационной работы с ними.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    История возникновения и развития социальной работы с детьми в России. Основные понятия и проблемы работы с детьми-сиротами. Особенности социальной работы и форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

Психолого-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.

Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер. «Реабилитация - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная ».

Отделение психолого-педагогической помощи в Учреждении проводит психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.

Задачи психолого-педагогической реабилитации:

  • Оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
  • Развитие познавательных способностей и интеллекта;
  • Формирование навыков общения и коррекция поведения.

В целях реализации мероприятий по обеспечению компьютерными Интернет - классами детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками системы социальной защиты населения, в 2009 году в детский дом поступил полный комплект оборудования для Интернет-класса. Для организации работы было выделено помещени, приобретена специальная мебель. В ноябре 2009 г.на базе ГУ "Базарнокарабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых" было проведено обуччение специалистов по использованию оборудования и программного обеспечения. В настоящее время в кабинете занимаются дети-инвалиды среднего и старшего возраста. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания и плана.В процессе проведения занятий дети получают первоначальные знания о компьютере и его возможностях. С открытием Интернет-класса у детей повысилась мотивация к знаниям, улучшилась дисциплина, любознательность. Работа на компьютере для детей, живущих в стационарных условиях, является социализирующим средством общения. При помощи работы на компьютере у детей-инвалидов развиваются навыки письменной речи, воспитываются внимание, усидчивость, мелкая моторика пальцев рук.

Занятия проходят по подгруппам, педагог имеет возможность учитывать особенности ребенка, экспериментальным путнмустанавливать оптимальное время работы, распределять физкульт-паузы соответственно физическому состоянию воспитанника, находить такое его пространственное положение за компьютером, при кторомон чувтствует себя комфортно и наиболее работоспособен.

Особое значение в развитии умственно-отсталых детей дошкольного возраста (4-8 лет) в детском доме придается формированию игровой деятельности. Основное внимание уделяется развитию познавательной сферы с обязательной опорой на конкретную наглядную ситуацию, на формирование предметных действий. В прцессе игры, действий с игрушками ребенок достигает разрядки эмоционального напряжения, через предметы он выражает свои цели, желания чувства. Большое значение для проведения игр, игровых занятий имеет оснащение помещений, наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Для проведения занятий по обучению игре детей младшего возраста в доме-интернате оборудован кабинет предметно-развивающей среды.Это самое любимое место малышей. Совместно с воспитателем дети обыгрывают игровые ситуации, складывают пазлы, мозаики, конструируют из мягких модулей.

Особое значение в развитиии умственно-отсталых детей дошкольного возраста (4-8 чел.) в детском доме придается формированию игровой деятельности. Основное внимание уделяется развитию познавательной сферы с обязательной попрой на конкретную наглядную ситуацию, на формирование предметных действий. В процессе игры, действий с игрушками ребеное достигает разрядки эмоционального напряжения, через предметы он выражает свои цели, желания,чувства. Большое значение для проведения игр, игровых занятий имеет оснащение помещений, наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Для проведения занятий по обучению игре детей младшего возраста в доме-интернате оборудован кабинет предметно-развивающей среды. Это самое любимое место малышей. Совместно с воспитателем дети обыгрывают игровые ситуации, складывают пазлы, мозаики, конструируют из мягких модулей.

В соответствии с соглашением о взаимодействии Министерства здравоохранения и социального развития ЧР и Министерства образования ЧР по организации обучения детей с нарушениями в умственном развитии, находящихся в БУ "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", на основании решения Республиканского психолого-медико-педагогической комиссии в 2009 году открыты два специальных класса для детй с умеренной умственной отсталостью.

Для осуществления учебной деятельности созданы необходимые условия: определены и обородованы помещения для учебных занятий (классы) в соответствии с государственным стандартом Чувашской Республики "Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике", санитарными правилами устройства оборудования содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии от 06.03.1986 г. № 4076-86.

Учебный план разработан в соответстви с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с умственной недостаточностью. Учебный план состоит из трех частей:федерального, регионального, школьного и компенсирующего компонентов. В связи с соматическим состоянием здоровья детей продолжительность уроков 35 минут, инидивидуальных, групповых заданий-20 минут. Введена безотметочная система оценивания результатов обучения. Методика обучения детей: игровая форма проведения большинства видов работы; ведущая роль предметно-действенного метода обучения с опорой на конкретный дидактический материал, детальное расчленение учебного материала на элементы и постепенное его обобщение, индивидуализация обучения и т.д.

Дети учатся читать простой по своей структуре текст, отвечают на заданные вопросы, различают гласные и согласные звуки, им стало доступно написание простых предложений и текстов.В процессе обучения учащиеся овладевают навыками счета, знают прямой и обратный счет в пределах программы, с помощью наглядных средств, производят арифметические действия.

Наряду с традиционными учебными предметами проводится изучение специфических, имеющих коррекционную направленность интегративных занятий, а такде индивидуальных и групповых занятий по испавлению недостатков речевого и физического развития. К коррекционным занятиям интегративного типа относятся развитие учтной речи, логопедии, ритмики.

Углубленное логопедическое обследование позволяет выделить несколько групп детей с различной степенью тяжести нарушения речи. Логопедическая работа с безречевыми детьми проводится небольшими подгруппами (2-3 чел.) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Ри этом используются персонажи кукольного театра, яркие игрушки, фланелеграф и т.д., развиваем самостоятельную речь на основе подражательной деятельности. Дети учатся называть близких людей, простые имена, выражать просьбу в сопровождении жеста.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми среднего школьного возраста проводится со всеми компонентами речи:

Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слова;

Овладение правильным произношением и различением звуков на слух;

Системная работа по расширению пассивного и активного словаря;

Различение слов, близких по звучанию, но различных по смыслу;

Широкое использование коротких стихов.

Основными задачами коррекционной работы с детьми старшего школьного возраста является:

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, с логовой структурой и фонематического восприятия);

Подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;

Дальнейшее развитие связанной речи.

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями проводит специальный психолог.Изучение психических особенностей осуществляется с учетом динамики развития. Оно носит аналитико-синтетический и комплексный характер.В ходе исследования обращается внимание на индивидуальный подход к детям, который основывается на строгом учете возможностей и особенностей конкретного ребенка в реальных условиях его жизни и деятельности.

Одним из основных методов изучения психики ребенка-инвалида является наблюдение.Наблюдение проходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной,

Другим важным методом изучения психики ребенка инвалида является наблюдение.Наблюдение проходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.

В условиях детского дома-интерната занятия проходят в специально оборудованной сенсорной комнате. Психолого-педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года.

Кровотечения

При возникновении носового кровотечения ребенка надо уложить, приподняв верхнюю половину туловища, наклонив голову ребенка вперед. При этом надо расстегнуть воротник, ослабить ремень или пояс.

Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову. Это не способствует остановке кровотечения и может вызвать у ребенка рвоту при заглатывании крови.

Если кровотечение несильное, достаточно плотно прижать пальцами крылья носа к носовой перегородке на 2–3 мин. При сильном кровотечении рекомендуется ввести в передний отдел носа ватный тампон, смоченный перекисью водорода, и на переносицу положить холодный компресс. При продолжающемся кровотечении к затылку прикладывают пузырь со льдом. Если через 20–30 мин, несмотря на принятые меры, кровотечение продолжается, необходимо вызвать "скорую помощь".

Небольшие кровоточащие ранки надо промыть кипяченой водой, смазать антисептическим средством (настойкой йода, бриллиантовой зеленью и др.). Царапины и порезы можно смазать специальным клеем БФ-6 или наложить кровоостанавливающий пластырь. На неглубокие кровоточащие повреждения накладывают стерильную давящую повязку. При артериальном кровотечении до приезда "скорой помощи" надо пережать крупную артерию выше места повреждения пальцем или наложить жгут. Для этого накладывают несколько плотных витков (до полной остановки кровотечения) и надежно завязывают или скрепляют концы жгута с помощью цепочки и крючка. Импровизированный жгут (пояс, ремень и т. п.) перетягивают с помощью закрутки (куска дерева, толстого карандаша и т. п.) до полной остановки кровотечения.

В месте наложения жгута прикрепляют записку, где указывают точное время его наложения. Следует помнить, что жгут можно оставлять в теплое время года не более полутора часов и не дольше 20–30 мин зимой. Если за это время не удается доставить ребенка в лечебное учреждение или вызвать на место происшествия машину "скорой помощи", надо обязательно на 10–15 мин распустить жгут, прижав на это время поврежденный сосуд пальцами.

Переломы и вывихи

При подозрении на перелом костей ребенку надо дать обезболивающее средство и остановить возникшее кровотечение, не усугубив при этом состояние пострадавшего.

После остановки кровотечения и защиты раны от загрязнения накладывают шину. В качестве шин можно использовать самые различные средства: кусок доски, толстые ветки, картон, лыжи, зонт и т. п. Главное правило при наложении шины – обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов: одного выше, другого ниже перелома. Например, при переломе костей голени транспортную шину надо наложить таким образом, чтобы она захватывала коленный и голеностопный суставы, при переломе костей предплечья – лучезапястный и локтевой и т. п. При некоторых переломах обездвиживают не два, а три сустава. Например, при переломах плечевой кости шину накладывают таким образом, чтобы она захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы; при переломах бедренной кости шинируется тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Кроме того, надо приложить к месту травмы пузырь со льдом.

Шины лучше всего накладывать на обнаженную часть тела, укутав ее предварительно ватой, особенно те места, которые подвергаются наибольшему давлению (костные выступы и т. п.). При отсутствии ваты для подкладки можно употребить любую материю, а в крайнем случае обойтись без всякой подкладки. Часто транспортные шины накладывают поверх одежды, под которой остаются закрытые стерильными перевязочными материалами раны. Можно также обертывать ватой не поврежденную конечность, а шину. Приготовленная соответствующим образом шина (изогнутая, если это представляется возможным, по положению поврежденной конечности и обернутая ватой или тканью) должна быть плотно укреплена на поврежденной части тела бинтами, косынками, платками, полосками белья и т. п.

При шинировании конечности ей по возможности придают физиологическое положение (чаще всего со слегка согнутыми суставами) с целью ослабить натяжение мышц и сухожилий и обеспечить конечности максимальный покой или фиксируют ее в том положении, в каком она находится. Костные обломки, торчащие в ране при открытом переломе, не следует вправлять во избежание усиления боли, вторичного повреждения тканей и занесения инфекции в глубину тела. Транспортировка пострадавших с переломами костей должна производиться в сидячем (переломы верхних конечностей) или лежачем положении (переломы нижних конечностей, позвоночника, костей черепа и т. п.).

При вывихах нельзя тянуть или дергать поврежденную конечность. Этим можно только усугубить тяжелое состояние ребенка. Первая помощь при вывихах, как и при переломах, направлена на уменьшение возникшей боли – холод и придание неподвижности конечности. Следует учесть, что свежие вывихи вправляются значительно легче, чем застарелые, поэтому важно как можно скорее доставить пострадавшего в близлежащее лечебное учреждение.

Раздел II
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 8. Реабилитация детей с ограниченными возможностями

1. Основы реабилитационной работы в доме ребенка

В последние годы реабилитация инвалидов стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.

Разработка адекватной политики в отношении детей-инвалидов актуальна не только для Российской Федерации, ею занимаются все страны мира. Так, проблемам инвалидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий по укреплению здоровья населения Европейского региона. Основной смысл этой задачи состоит в достижении лучших возможностей для инвалидов, которые могут быть обеспечены при осуществлении комплекса взаимосвязанных действий. Они должны способствовать позитивному отношению в обществе к инвалидам, формированию оптимальной среды жизнедеятельности, не приводящей к инвалидности. Необходимо обеспечить независимость инвалидов путем их реабилитации и социальной поддержки; создать надлежащие виды обслуживания для тех, кто не располагает функциональной способностью к независимому образу жизни, улучшить статистическую базу для мониторинга инвалидности и ее социальных последствий.

Сегодня при реабилитационной работе в доме ребенка необходимо учитывать следующие принципы:

Больной ребенок должен своевременно в полном объеме получить необходимую медицинскую помощь;

Дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;

Все дети должны обучаться навыкам общения и самообслуживания, непременно учиться по индивидуальной программе;

В их реабилитации ключевую роль, кроме медиков, должны играть педагоги и воспитатели дома ребенка.

В настоящее время реабилитация детей рассматривается как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий.

Адекватная реабилитационная помощь ребенку может быть осуществлена одновременно с решением следующих проблем:

Протезирование утраченного слуха;

Коррекция зрения;

Применение специальной техники (различные приспособления для инвалидов, тренажеры и т. п.);

Стимуляция развития речи, коррекция речевых нарушений;

Обучение ребенка навыкам самообслуживания.

При уходе за ребенком-инвалидом, особенно с множественными нарушениями в физическом и психическом развитии, нужно прежде всего позаботиться о том, чтобы он не страдал от физических неудобств, был чистым, ухоженным и хорошо накормленным. При работе с такими детьми необходимо обеспечить каждому ребенку удобное положение и постоянно проводить с ним корригирующие упражнения, лечебный массаж и другие медико-психологические процедуры, предупреждающие прогрессирование тех или иных отклонений в развитии. Ребенку-инвалиду нужно помочь овладеть движениями головы и рук, а также приемлемыми для него формами общения. Это позволит ему взаимодействовать с окружающими так, чтобы его нужды удовлетворялись, а поведение не причиняло никому дополнительных трудностей. Важно также всеми доступными средствами облегчить уход за ребенком, сделать его более легким для персонала детских учреждений.

Начиная работать с ребенком-инвалидом, необходимо иметь ясное представление о нормальном развитии детей, чтобы правильно составить индивидуальную программу его реабилитации и наиболее эффективно помочь в ситуации, связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

Говоря о реабилитационной работе с детьми в доме ребенка, необходимо подчеркнуть основные потребности детского организма, на которые указывал отечественный педиатр профессор И.М. Воронцов.

1. Ребенок постоянно нуждается в любви, психологической поддержке и уважении. Любовь окружающих должна быть убедительной, последовательной и конструктивной.

2. Дети всегда должны находиться под ненавязчивым наблюдением взрослых, их нужно обучать всем приемам безопасного поведения.

3. Ребенок должен быть обеспечен сбалансированным и высококачественным питанием.

4. Дети нуждаются в стимуляции физиологического развития. У каждого из них надо стимулировать слух, зрение, вестибулярный аппарат, рецепторы кожи, проприорецепторы мышц, системы генерации импульсов и их проведения в сердце и др. Главной же точкой приложения сил является стимуляция развития нервной системы.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....