Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Психолого-педагогические аспекты работы с подростками. Особенности воспитательной работы с учащимися подросткового возраста

Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как «критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события». Всех их объединяет то, что они предъявляют к людям, испытывающим их, повышенные требования, вынуждают прилагать усилия и подключать дополнительные возможности для преодоления, ограничивают активность, то есть являются стрессорами.

Повседневные трудные жизненные ситуации, несмотря на их кажущуюся тривиальность и обыденность, для человека, попавшего в них, также являются стрессорами. Эти ситуации тесно связаны с опытом человека и с его психологическим реагированием на них. Для преодоления подобного рода ситуаций человек использует определенные способы поведения или копинг (совладающее поведение). Совладающее (копинг) поведение рассматривают, во-первых, как результат процесса, направленного на продуктивную адаптацию личности в стрессовых ситуациях, во-вторых, как относительно постоянную предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом, в-третьих, как транзактный процесс или обмен между человеком и окружением с акцентом на его процессуальных характеристиках, в-четвертых, как личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций.

Немаловажную роль в определении эффективности совладающего поведения играют ресурсы и возможности, которыми личность обладает или может использовать для преодоления трудной ситуации.

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. То есть такие дети не могут использовать положительный опыт в своем взаимодействии с людьми. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость.

Несмотря на то, что в литературе имеются содержательные исследования, посвященные проблеме трудновоспитуемости, психологические критерии, отражающие сущность этого явления, конкретные методы диагностики и тем более коррекции развития личности трудных детей определены еще недостаточно.

Работа педагогов с трудными подростками часто осуществляется стихийно, по методу проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа отклоняющегося поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда учитель, организуя педагогические воздействия, не знает истинных причин трудновоспитуемости ученика, а пытается ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитание подростка не происходит. Иными словами, причиной неудач педагогов в работе с трудными учениками часто является то, что в практике воспитания пока еще не применяются диагностические методы определения трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления.

Воспитательный процесс представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитуемого, поэтому причина сопротивляемости подростка учителю может быть заложена в каждом из компонентов системы «учитель -- ученик» и в их взаимодействии. Например, отрицательное поведение ученика может быть обусловлено не только его личностными качествами, но и возникать как естественная реакция подростка на неумелые воспитательные воздействия. Поэтому констатируя то, что ученик ведет себя недисциплинированно, мы еще не вправе делать какой-либо определенный вывод об уровне его нравственного развития, наличии отрицательных качеств личности. Необходимо прежде всего вскрыть детерминанты отклоняющегося поведения подростка и разработать основанные на них приемы диагностики, поскольку нечеткость параметров трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций.

В соответствии с основными причинами, вызывающими негативные проявления в поведении, можно выделить четыре группы детей. Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий. Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к патопсихологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.

Следующую, довольно большую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

Третью группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее. Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.

Четвертую группу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми». В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, то есть дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, перевоспитания.

Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом. Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально признавая факт неуспеваемости, ученик не признает это как свой неуспех, как свой недостаток.

Особенности воспитательной работы с учащимися подросткового возраста

Введение

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечествен-ной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который харак-теризуется следующими отличиями:

Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшееокружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшегошкольника сменяется эмоционально - личностным общением сосверстниками в подростковом возрасте;

Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.

Устойчивые трудности, возникающие при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены следующимифакторами: преобладанием в процессе реформирования школы теоретических моделей, не прошедших достаточной практической апробации; отсутствием у педагогов необходимых психологических знаний о подростковом развитии, высокой текучестью педагогических кадров и т. д., что приводит к осуществлению воспитательных воздействий без должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков. Предполагаемые рекомендации призваны оптимизировать деятельностьпедагогов, работающих с учащимися подросткового возраста.

Особенности физического развития подростков.

Характеристика 1. Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения.

Интенсивный рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков - около 14 лет. Учитывая индивидуальные отличия в темпах роста, можно утверждать, что значительные физические изменения осуществляются на протяжении всего периода 10-15 лет. Темпы роста отличны у мальчиков и девочек. Средний мальчик несколько выше средней девочки до тех пор, пока не проходит период интенсивного роста. В период от 11 до 13 лет средняя девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика.

Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.

Характеристика 2. Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями и последовательностью изменений, однако темпы и характер роста индивидуальны у каждого подростка.

Периодом самых значительных изменений в физическом развитии девочек является возраст 11-13 лет, у мальчиков самые значительные изменения наблюдаются в 13 и 14 лет. Отличия в темпах созревания влияют на самооценку, самочувствие и общее психосоциальное развитие.

Характеристика 3. Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы.

Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80 % мальчиков и 90% девочек достигают половой зрелости к 14 годам. Половое созревание девочек оценивается обычно по росту груди (начинается в 8,5 - 13, заканчивается в 13-18 лет) и появлению первой менструации (в среднем первая менструация наблюдается между 10,5 и 15,5 лет). Половое созревание мальчиков обычно оценивается по росту гениталий (начинается в 9,5 - 14 лет и заканчивается в 12,5- 17 лет) и появлению первой поллюции (в среднем в 11-16 лет).

Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.

Учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков;

Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков;

Способствовать пониманию и принятию подростками физическихизменений;

Создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;

Проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всехучащихся;

В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Особенности психосоциального развития.

Характеристика 1. Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время, как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения.

Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся.

Характеристика 2. Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении.

Группа ровесников начинает выступать главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что сохранение близких отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. В течение этого периода педагоги должны воспринимать влияние сверстников как естественный аспект социального развития. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.

Характеристика 3. Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений.

Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками сверстников. Подростки, отличающиеся от сверстников темпами или характером развития, могут быть единственными, кто замечает эти отличия. Однако подобные оценки могут существенно влиять на формирование представлений о себе.

Характеристика 4. Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых.

В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

Характеристика 5. Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие.

У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.

Содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных исоциоэкономических характеристик;

Создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;

Обеспечивать возможности для совершенствования речи;

Обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговуюдеятельность, соответствующую потребностям современныхподростков;

Предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

Особенности познавательного развития

Характеристика 1. В подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления.

В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем.

С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы. Переход к данной стадии осуществляется у разных подростков в различные сроки в среднем от 11 до 14 лет.

Характеристика 2. У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления.

Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время, как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях.

После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.

Характеристика 3. Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным.

Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.

Характеристика 4. Подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор.

Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.

Подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются ввозможностях логически обосновывать устные утверждения вотсутствии реальных объектов;

Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;

Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учетиндивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;

Предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы испособности;

Систематически предлагать воспитательные мероприятия поформированию нравственного мышления;

Формировать и поддерживать творческий подход к осуществлениюдеятельности.

Нарушение поведения как одно из проявлений психологической защиты у подростков.

Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:

1. Потребность быть отличным от других;

2. Потребность в самоизучении и самоопределении;

3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;

4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

5. Потребность в физической активности;

6. Потребность в компетентности и успешности;

7. Потребность в развитии и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков. Так искажение реакции эмансипации могут привести к развитию чрезмерного стремления поступать только в соответствии с собственным мнением. На основе реакции группирование может возникнуть зависимость от референтной (т.е. значимой) антисоциальной группировки, на основе реакции развлечений могут сформироваться различные формы химической зависимости (употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение). Трансформация реакции отказа, оппозиции, компенсации может привести к формированию специфических черт характера.

Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (аморальные действия, не доходящие до уровня нарушений законодательства), противоправные и аутоагрессивные (направленные на себя) действия.

Нарушения поведения по своему происхождению могут быть обусловлены отклонениями в развитии личности (сфера коррекции психолога, психоневролога), особенностями физического развития (сфера деятельности медиков и психолого-педагогическая реабилитация), условиями воспитания и социального окружения (психолого-педагогическая коррекция).

Зачастую не реализация значимых потребностей, чувство неудовлетворенности, неполноценности компенсируются с помощью деструктивных и конструктивных механизмов защиты. При деструктивной защите подросток не осознает причины и суть проблемы, достигает состояния психологической устойчивости благодаря включаемым автоматически (без контроля сознания) защитным механизмам, включающим отрицание проблемы, псевдоразумную интерпретацию ситуации, агрессию, аутоагрессию и т. д. В данном случае психологическая защита деформирует систему ценностей и установок, устраняя эмоциональное напряжение. Это может открыть дорогу для появления и закрепления нарушений поведения, которые в специфической форме компенсируют нереализованные потребности (например, потребности в самоуважении). Конструктивная защита позволяет сознательно контролировать действия по преодолению препятствий и решению проблем. Научиться использовать конструктивные способы формы защиты можно, благодаря специальному обучению, решению моральных ситуаций, совершенствованию механизмов саморегуляции.

Возникновение нарушений поведения может зависеть от особенностей психологического строительства личности. Так, у младших подростков. появляющееся чувство взрослости, повышение уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость опосредуют возможность возникновения конфликтов и ощущения неудовлетворенности собой. Это может стимулировать обращение к компенсаторному эффекту нарушений поведения. У старших подростков борьба за право на самостоятельность, развитие мировоззрения, определение психосексуальной ориентации, поиск способов самореализации и самоутверждения также создают благоприятные условия для отклоняющегося поведения. Таким образом, на протяжении всего подросткового периода (пока механизмы саморегуляции не действуют в полную силу) наблюдается высокая вероятность поведенческих отклонений.


В конце учебного года делаются выводы об эффективности воспитательных воздействий, о необходимости дальнейшей воспитательной коррекции.

Воспитательная деятельность должна основываться на материалах целевого наблюдения и психодиагностической информации. Схема воспитательной работы должна включать формулировку следующих утверждений:

1. Что есть?

2. Что должно быть?

3. Что надо сделать, чтобы достичь должного?

Воспитательная деятельность должна иметь такое же конкретное содержание, как и учебная деятельность. Наличие целостной воспитательной концепции, компетентная и гибкая позиция педагога будут способствовать более позитивному принятию подростками меняющихся требований и форм работы.

При осуществлении воспитательной деятельности необходимо на основе этического кодекса принять решение о мере воздействия на учащихся (это обусловлено тем, что речь идет о работе, включающей лишь совершенствование характеристик внутреннего мира и форм поведения личности психически здоровых людей). Воспитательная деятельность должна осуществляться с опорой на резервы личности подростка (необходима информация о реальности и желательности планируемых изменений для учащихся), т. к. в противном случае подросток в его возрастающими функциональными возможностями и опытом может не только успешно противостоять осуществляемым воздействиям, но и способствовать снижению педагогического авторитета. Оптимизация воспитательной работы возможна при условии опоры на психологическую информацию, что позволяет изучить нормативы развития и сравнить индивидуальные характеристики личности с этими нормативами.

Осуществление воспитательной работы с учащимися подросткового возраста должно базироваться на следующих принципах:

Специфика воспитательной работы с учащимися подросткового возраста.

Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности.

Обычные воспитательные воздействия или воспитательная коррекция (осуществляемая в случае наличия нарушений или искажений, формируемых у подростков вследствие недостаточной или неправильно осуществляемой воспитательной деятельности) предполагают осуществление показателей активности учащихся в соответствии с возрастной нормой личностного развития. Принятие решения о необходимости воспитательной коррекции происходит при сопоставлении индивидуальных показателей со среднестатистическими и оценке индивидуального темпа развития. При наличии проблем, разрешение которых требует осуществление воспитательной коррекции, целесообразно использовать составление индивидуальной воспитательной карты учащихся. Индивидуальная воспитательная карта содержит общие сведения об учащихся и их семье, формулировку конкретных фактов, свидетельствующих о наличии проблем, индивидуальные воспитательные задачи и перечень мероприятий для их реализации. Планирование воспитательных мероприятий может осуществляться в форме таблицы:

1. Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности(воспитательные воздействия должны быть наделены конкретнымсодержанием, ориентированным на реальные особенностивоспитуемых).

2. Принцип приоритетности устранения не нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих.

3. Принцип деятельностного подхода (воспитание личности обязательно должно соотноситься с деятельностью и возможно только в ней).

4. Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых (учет особенностей ближайшего окружения,сформированность психологических новообразований, типологических, характерологических особенностей и т. д.).

5. Принцип комплексности воспитательных воздействий (воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными при их совместном осуществлении всеми участниками воспитательного процесса).

6. Принцип гуманистического воспитания (позитивное восприятие иуважение личности воспитуемых).

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1. «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несет педагог. Уровень осознания происходящих изменений учащимися достаточнонизок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

2. «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно сподростком находит и реализует наиболее эффективный способдостижения воспитательной цели (например, формирования нового полезного (социально одобряемого) качества). Данная стратегияпредполагает более высокий уровень осознания деятельности учащимися, педагог в этой ситуации делит ответственность заосуществление изменений с воспитуемым.

3. «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передает ответственность за осуществление найденного способа решения учащемуся. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности учащимися с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений междупедагогом и учащимися. Использование стратегии «Делай, как я» возможнолишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использованиестратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3). Следует отметить, что наиболее желательным для учащихся является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать


лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы ктакому взаимодействию.

Воспитательная работа, осуществляемая в условиях школьного обучения, может строиться на 3 уровнях:

Развивающем (собственно воспитательные воздействия, направленныена развитие и социализацию личности, оптимизацию и стимулирование полноценного взаимодействия, основанного на сотрудничестве);

Профилактическом (предупреждение отклонений в формированииличностно-смысловых образований (мотивов, целей, направленности,ценностных ориентации, интересов и т. д.), трудностей и нарушений в общении и учебной деятельности);

Коррекционном (воспитательная коррекция, ориентированная на исправление отклонений в поведении и личностно-смысловыхобразованиях, разрешение трудностей взаимодействия).

Из опыта воспитательной работы с подростками в средних

школах США.

Анализ разнообразных воспитательных программ, ориентированных на работу с подростками, позволяет выделить следующие направления воспитательной деятельности:

Формирование компетентности в понимании личностного роста;

Развитие позитивных отношений со сверстниками и взрослыми;

Развитие позитивного отношения к культурному, национальному,религиозному и т. д. разнообразию;

Развитие положительных гражданских качеств для функционирования в


гражданском обществе;

Формирование самодисциплины, саморегуляции, ответственности ипотребности в самоизучении;

Развитие способности для успешного социального взаимодействия идружбы;

Формирование позиции сотрудничающих и успешных членов общества.Для успешной воспитательной деятельности педагоги должны понимать

особенности психосоциального развития подростков, включающие: 1) поиск независимости, в то время как подростки продолжают быть зависимыми; 2) сильную потребность в признании сверстников; 3) необычное и импульсивное поведение; 4) изменения в дружбе и расширение контактов; 5) поглощенность внешностью и манерами; 5) колебания самооценки и самоуважения.

Некоторые педагоги чувствуют ответственность только за познавательные и учебные достижения, им надо осознать свою роль в психосоциальном развитии подростков (что составляет неотъемлемую часть воспитательной работы). Необходимо не только понимать особенности психосоциального развития, но и предоставлять возможности для положительного социального взаимодействия (поощрять желание работать вместе, обучать социальным навыкам,

Осуществление воспитательной деятельности на коррекционном уровне требует высокой профессиональной подготовки и личностной гибкости педагогов и, как правило, реализуется совместно с психологической и социально-педагогической службами школы.

Традиционно к методам воспитательной деятельности относят индивидуальные и групповые формы обучения (обучение навыкам конструктивного общения и взаимодействия, обучение навыкам саморегуляции, постановки и реализации целей и т. д.), индивидуальные и групповые беседы (информационные и профилактические), дискуссии, психологические, ролевые и деловые игры, педагогические тренинги, организация полезной трудовой деятельности, досуговые мероприятия и др. Изучение отношения к различным формам воспитательной работы у учащихся подросткового возраста показывает, что наиболее востребованными (интересными, полезными, популярными) являются досуговые и познавательные мероприятия (проведение вечеринок, дискотек, деловые игр, тренингов, заседаний КВН). Большинство подростков позитивно относятся к различным формам дискуссий, которые базируются на принципе психологического равенства педагога и учащихся и соответствуют стремлениям подростков быть компетентными, независимыми, уважаемыми.

Одной из серьезнейших проблем, снижающих эффективность воспитательной работы, является неоптимальное педагогическое взаимодействие (авторитарность, негибкость, отсутствие доверительности, неравноправность отношений). Для того, чтобы воспитательные воздействия были позитивно восприняты, усвоены необходима обстановка защищенности, доверия и равноправия, в противном случае вся позитивная информация, содержащаяся в воспитательных воздействиях не усваивается, либо даже отторгается. Поэтому для эффективно воспитательной деятельности (и тем более, воспитательной коррекции) обязательным условием является установление позитивного психологического контакта с подростками.

стимулировать членство в клубах, секциях, предлагать возможности для общения на вечеринках, дискуссиях, совместных ролевых играх, тренингах).

По мнению американских исследователей, современная средняя школа должна поддерживать социальное развитие подростков, акцентируя внимание на развитии следующих характеристик: самодисциплины, трудолюбия, терпения, честности, целеустремленности, настойчивости, энтузиазма, доверительности, сотрудничества, эмпатии, коммуникабельности, компетентности, осведомленности о социальных отличиях. Конструируя учебно-воспитательный процесс, педагоги должны учитывать, что некоторые учащиеся предпочитают работать вместе со сверстниками, некоторые под супервизорством (руководством) педагога, некоторые - в одиночку. Отсюда, наиболее целесообразной организационной стратегией для работы с подростками является варьирование использования блок - расписания, альтернативного расписания и гибкого группирования.

Как все чаще отмечают американские педагоги, группирование учащихся на основе учебных (академических) способностей чаще имеет негативные результаты в области воспитательных воздействий. Так, учащиеся в группах с высокими учебными достижениями чаще имеют более высокую учебную и личностную самооценку, что приводит к соперничеству и борьбе за первенство в этих областях. У учащихся в группах с низкими академическими способностями высокая учебная самооценка достигает максимального подъема в младшей школе и резко падает к моменту перехода в среднюю школу, самооценка себя как личности неизменно снижается на фоне более низкого уровня культуры социоэкономического статуса. Недовольство педагогов этими тенденциями нашло выражение в нескольких альтернативах: гетерогенном и разновозрастном группировании, индивидуализированном обучении, перегруппировании по учебным областям, углубленном и совместном обучении.

При реализации этих подходов учащиеся имеют возможность приобретения

опыта взаимодействия с учащимися различных уровней способностей, социальных и этнических групп. Это также позволяет избежать опыта

«присвоения» группе ярлыков, уравнивает учащихся по качеству образовательных услуг, формирует конструктивность и терпимость при взаимодействии с другими.

Особое значение при формировании личности подростка имеет благоприятное школьное окружение, где необходимо отметить техники (стратегии) управления классом и психологический климат, свободный от негативных личностных оценок, сарказма, запугивания и давления. Так американский Совет Карнеги по подростковому развитию рекомендует для этих целей внедрение так называемых «Школ с А - классами» (School - Within - A -School), предполагающих, что средняя школа должна включать:

Маленькие, спокойные, комфортные секции, в которых подростки


ощущают, что их хорошо знают другие ученики и хотя бы одинпедагог;

Возможности для физического разделения по параллелям в здании;

Предоставления должного внимания к личности подростков и
педагогов;

Формирование структур (200-300 человек), которые позволяют


совместно педагогам и ученикам планировать и реализовывать
деятельность.

Также положительный эффект в учебно-воспитательной деятельности дают использование командной деятельности, создание групп учащихся, различных по полу, культуре, национальности, социальному классу, использование консультативно-консультационных программ (в роли консультантов выступают педагоги) учебно-педагогические команды, учащиеся (peer education).

Подростки нуждаются в создании атмосферы, гарантирующей возможность достижения успеха и получения поощрений за успех. Эти условия зависят от специфики вербальной среды, которая во многом определяется усилиями и способностями педагога. Положительная вербальная среда повышает самоуважение учащихся и уровень их учебных достижений. Для создания положительной вербальной среды педагоги должны:

Использовать обращения, позволяющие показать привязанность иискренний интерес к учащимся;

Использовать конгруэнтные (согласованные) вербальные иневербальные сообщений;

Использовать любые спонтанные возможности, чтобы поговорить сподростком неформально;

Избегать осуждающих, негативно оценивающих личность утвержденийни в присутствии подростков, ни в общении с коллегами;

Воздерживаться от ситуаций, которые могут разрушить атмосферусотрудничества и помочь ощутить психологическое неравенство.

Осуществление целостной концепции воспитательных воздействий педагогами определяется 3 сферами: 1) школой и ее политикой; 2)своими собственными убеждениями и возможностями; 3) реальным организационным и методическим обеспечением.

Manning, Allen, Lucking, Dawson, George, Riccio, Alexander, Beane, Lipka и др. американские исследователи подчеркивают, что эффективная воспитательная деятельность в средней школе возможна при следующих условиях:

Необходимо досконально знать психологию, потребности и
возможности учащихся подросткового возраста;

Создавать возможности для совместной групповой и подгрупповой


деятельности, проведения дискуссий;

Педагоги должны иметь постоянные ежедневные контакты сподростками, приветствовать каждого по имени в классах и коридорах;

Обеспечить снижение шумового фона при активном решении проблем,проведении тренингов, постановке спектаклей;

Признавать потребности развития и характеристики подростков, в


соответствии с чем обеспечивать учащихся учебной и досуговой
деятельностью, отражающей их интересы;

Предлагать разнообразные мероприятия, информацию, деятельность


для развития позитивных социально-психологических качествличности;

Привлекать к планированию, реализации и контролю за учебно-воспитательной деятельностью.

Заключение.

Воспитательная работа с учащимися в средней школе сопряжена с рядом трудностей: с повышенной эмоциональной напряженностью на фоне переживания возрастного кризиса, перестройкой системы взаимоотношений, возрастанием влияния со стороны сверстников на фоне снижения авторитетности взрослых. Расширение социального опыта, интеллектуальных возможностей, становление самосознания, особая чувствительность и ранимость в сфере взаимоотношений у подростков обуславливают необходимость использования гибкой продуманной воспитательной стратегии педагогами.

Эффективная воспитательная деятельность возможна при следующих условиях:

а) Воспитательные задачи должны быть сформулированы в позитивной


форме, т. е. включать описания тех форм поведения, других изменений,
которые должны быть сформированы (а не носить запретительный,ограничивающий, запугивающий характер);

б) Задачи воспитания должны быть реалистичны и соотнесены с


продолжительностью и интенсивностью работы, возможностями переноса
подростком нового положительного в реальное поведение.

в) Воспитательные воздействия должны быть разнообразны и в то же время


основываться на постоянных требованиях.

г) Воспитательные влияния должны учитывать дальнюю и ближайшую


перспективу и предусматривать не только конкретные показатели, но и
возможности воздействия этих показателей на другие проявления
активности. Воспитательная работа предполагает необходимостьпостоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества школы с семьей,
так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая
компетентность помогут сформировать у подростков активную
общественную позицию, основанную на высоком уровне психологическойкультуры.

Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

Индивидуально-личностный подход к ребенку,

Опора на положительные стороны личности ребенка,

Объективность подхода к ребенку,

Конфиденциальность.

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор - индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка. .

Второй фактор - индивидуально-соматический- предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор - социальный внешкольный, включающий. нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор - социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребенка.

7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного, общества.

Второй компонент структуры деятельности- это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

Третий компонент - это объект, для. которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.

Четвертый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три: 1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком; 2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации; 3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Следующие две функции может выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут относиться такие функции, как: 1) социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье ребенка в улучшении их быта, жилищных условий; 2) социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.

Валеолог - специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Психолог реализует социально-психологическую функцию, предусматривающую различные виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также коррекции межличностных отношений в значимом для ребенка социуме.

И наконец, воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребенка, в полной мере должны реализовывать роди тел и как наиболее значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы, которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структуры деятельности - формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, направленную на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму, и выявим ее характерные особенности.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

Советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

Консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

Защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога детьми, склонными к употребления алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме.

Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак взрослости и возмужания.

Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-психологический механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции. Работа с родителями строится в двух направлениях:

1) формирование культуры отношений между членами семьи, так как только в условиях гармоничных семейных отношений реализуются нравственные антиалкогольные установки. Необходимо добиваться оптимальных форм поведения родителей для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста установки на трезвый образ жизни;

2) формирование здоровой среды жизнедеятельности ребенка, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этого явления.

Родителям необходимо внушить, что раннее начало потребления алкоголя ребенком связано с их собственными ошибками в воспитании. Для этого желательно ознакомить родителей с влиянием алкоголя на организм ребенка и основами профилактики алкоголизма.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать нравственный смысл усилиям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.

Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании детей и антиалкогольном воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с ребенком нацелена на:

1) формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребенок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьезные проблемы с успеваемостью в школе и нежеланием учиться;

2) формирование и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.

Подростки

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте - это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, обучения умения противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

2) организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

3) антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.

Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;

4) антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем»

и др.; в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения» и др.; в курсе «Биологии» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др.

Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.

Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, что бы все учителя следовали антиалкогольным установкам и бы

ли примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;

5) посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;

6) преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

Юношество

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредоточивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:

1) проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка;

2) социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкогольных напитков. Социальный педагог через упражнения помогает старшекласснику усвоить нормы социально-положительного поведения. Социальному педагогу необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой, коллективной), лекции.

Вспомогательные методы: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах - семье, школьном коллективе, компании подростка.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя?

2. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

3. Каковы особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.

3. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди, мол о дежи. М., 1986.

4. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Селевко. - М., 1996.

5. Трудные судьбы подростков - кто виноват? - М., 1991.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Как отмечает Л.Ф. Анн, основными задачами развития подростка являются:

Формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

Формирование интереса к другому человеку как к личности;

Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

Развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

Развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием .

В связи с вышесказанным выделяют основные направления работы с подростками:

1. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.

2. Развитие чувства взрослости.

3. Развитие учебной мотивации.

4. Развитие интересов.

5. Развитие общения.

6. Развитие воли, воображения.

Проблема социализации подростков является актуальной на сегодняшний день. Основная задача создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.

Главное направление в работе с подростками - дать возможность проявить себя в деле, способствовать реализации их возможностей.

Для воспитания подростка в любом случае необходим очень дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих интересов, признание и личная свобода - от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства - от умения подчиняться. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, дружбы, любви .

Мухина В.С. подчеркивает, что основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности- учебной, производственной, творческих занятий и прочее.

Как отмечает И.С. Кон, для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В связи с этим одной из форм работы с подростками является различные занятия (классные часы, уроки психологии, круглые столы, олимпиады, викторины и т.д.), направленные на развитие самосознания, как внутреннее освоенного опыта социальных отношений, позволяющего глубже понять других и себя.

Досуговая деятельность - уникальное средство социализации подростка. Досуг (развлечение) - добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социально-педагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму.

Примерные формы досугового общения : «огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программа «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие-младшим» и др.

Среди психолого- педагогических форм и методов работы с подростками выделяют ряд наиболее эффективных. Так к ним относятся:

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Психологическое консультирование - специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Суть консультирования состоит в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов - не на информации и рекомендациях, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Вместе с тем, психологическое консультирование представляет собой пограничную между ними область, использующую возможности и терапии, и обучения. Методические подходы к консультированию различны, но в любом случае консультант работает не с фактами объективной жизни, а с фактами переживаний.

Метод беседы - один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод групповой тематической дискуссии. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

разработать и использовать новые стратегии поведения;

отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

Ролевые игры бывают двух типов.

На этапе актуализации проблемы.

На этапе отработки навыков.

Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

Несомненно, данные методы работы с подростками могут реализовываться как самостоятельные. Но в последнее время все большую актуальность приобретает такая форма работы с подростками как социально- психологический тренинг, который может в себе объединять выше перечисленные формы и методы работы. И в этом случае перечисленные методы становятся техниками при проведении тренинга.

Более подробно о психологических особенностях социально- психологического тренинга мы рассмотрим в следующее части нашей работы.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором тесно переплетены противоречивые тенденции. Психологи называют его переходным и кризисным, характеризуя социальную ситуацию развития личности в этом возрасте формулой «уже не ребенок, но еще не взрослый». С одной стороны, для этого.сложного периода развития типичны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных сторон, характеризующих психическое развитие: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого воспроизведения оценок взрослых и сверстников к самооценке, все большая опора на внутренние критерии оценивания себя и других. Представления, на основании которых у подростков вырабатываются критерии самооценки (духовные критерии, по выражению Л. И. Божович), приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является социальное сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Ч. Кули писал даже о «зеркальном Я», которое проявляется в отношениях с непосредственным кругом общения и способствует формированию личности подростка. Итак, поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Именно в общении проявляется амбивалентность подростка, о чем в начале XX века писал американский психолог С. Холл.

Даже школьные отметки они преломляют через призму общения со сверстниками. Главная ценность отметки подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки конфликтуют с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте существенно меняется характер учебной деятельности. Во-первых, содержательно: с переходом из младшей школы в среднюю дети начинают изучать основы наук. Во-вторых, меняется форма обучения. В-третьих, появляются новые предметы, и каждый из них преподает свой учитель, что ведет к большей самостоятельности, эмансипации подростка. Таким образом, обучение в средней школе требует от подростка более высокого уровня развития абстрактного мышления и познавательного отношения к учению. Сильной стороной подростка как учащегося является его готовность ко всем видам учения, что делает его взрослым в его собственных глазах.

Еще одна важная особенность заключается в том, что в подростковом возрасте процессы учения, познания и развития личности тесно сплетены. Поэтому учение для подростка - это не просто постижение новых понятий, представлений и сведений, но и овладение новыми способами мышления, формирование нового отношения к действительности, новой мотивации и новых личностных особенностей. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотети ко-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - позволяет подростку размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают особенности учебной деятельности школьника, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

Организация учебной деятельности в средних классах должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями. Подросток должен научиться сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому и от понятий переходить к реалиям жизни. Интеллект подростков характеризуется нарастанием индивидуальных различий, связанных с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет психологам (Ж. Пиаже) рассматривать данный возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период активно формируется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт - с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам. Это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связана способность сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами и, как следствие этого, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.

Учение остается важной деятельностью для подростка. Подросток в состоянии более длительное время, чем младший школьник, сосредоточиваться на наблюдении за предметами и их свойствами. Он способен запомнить больший по объему материал, поскольку запоминание у него более осмысленное. У подростка растет словарный запас, поэтому он лучше, чем младший школьник, может передать заученный материал своими словами, что является признаком осмысления. У подростка усиленно развивается мышление - он лучше, чем младший школьник, отличает главное от второстепенного, мысленно сравнивает предметы, находит в них признаки сходства и отличия. Он начинает более глубоко овладевать общими, отвлеченными понятиями, такими как «плоскость», «вещество», «масса» и т. п.

По сравнению с младшими школьниками у подростков более отчетливо проявляется избирательное отношение к учебным предметам, предпочтение одних предметов другим. При этом учебные интересы тесно и осознанно связываются с мечтами и идеалами. Если, например, подросток мечтает быть конструктором, техником, то это обычно сказывается на его отношении к математике, физике, черчению. При недосмотре педагогов, родителей увлечение одними учебными предметами зачастую происходит за счет отвлечения от других. Интересы подростка могут выходить далеко за рамки учения. Л. И. Божович пишет об особом облике увлеченного подростка. Любознательность подростка очень широка. Он может интересоваться событиями политической жизни страны, достижениями науки и техники, событиями международной жизни. Подросток хочет «знать все», но при недостаточной воспитательной работе широкая любознательность подростка может привести к разбросанности интересов, к поверхностному всезнайству.

Большее, по сравнению с младшими школьниками, богатство жизненных впечатлений способствует дальнейшему развитию воображения подростка. Это позволяет ему лучше представить другие страны, жизнь людей в прошлом. Итак, учебные возможности подростка во многих отношениях возрастают по сравнению с возможностями младшего школьника. Требования предъявляются к подростку высокие, и если появляются неудачи, за этим следуют упреки в семье и школе, что может отрицательно повлиять на отношение к учению. Причиной снижения успеваемости в средних классах могут быть и отвлекающие увлечения подростка.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...