Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету). "Работа с родителями по нравственному воспитанию в традициях православной культуры"

Работа с родителями младших школьников

по духовно-нравственному воспитанию

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:

«Праздник рождения класса»;

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Праздник осени.

Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);

Творческий отчет в конце учебного года.

Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года.Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот
моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется
и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы .

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС.

Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение педагогического уровня культуры родителей. И одной из основных форм работы по педагогическому просвещению является родительское собрание. (Приложение 1)

Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме.
  • Раскрыть сущность основных понятий.
  • Разработать и провести собрание.

1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов:

Направления

Базовые нравственные ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Система работы педагога с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
- шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета;
- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

3. Виды и формы проведения родительских собраний в начальной школе.

Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
  • психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
  • совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:
- организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
- тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
- итоговые (четвертные) и т.д.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

  1. Собрание – беседа. (Приложение 7)
  2. Собрание- лекторий (Приложение 4)
  3. Собрание -дискуссия. (Приложение 5)
  4. Круглый стол.
  5. Собрание – конференция.
  6. Пресс-конференция.
  7. Собрание-семинар (семинар-практикум)
  8. Собрание-тренинг.
  9. Собрание организационно - деятельностная игра. (Приложение 6)
  10. Педагогическая мастерская.
  11. Собрание-конкурс. (Приложение 3)
  12. Собрание-презентация.
  13. Устный журнал.
  14. Вечер вопросов и ответов.
  15. Родительский ринг
  16. Интеллектуальный марафон.
  17. Ток-шоу.
  18. Гостиная (Приложение 2)
  19. Кафе.
  20. Собрание в письменной форме.
  21. Родительское собрание на дому.
  22. Комбинированная форма.

2.2 Этапы проведения родительского собрания в начальной школе.

1 этап . Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

МАСТЕР-КЛАСС

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

(Слайд 2)

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

(Слайд 3)

Задачи мастер-класса:

    продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

    показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

    выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

(Слайд 4)

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

    участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

    практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

(Слайд 5)

    Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

(Слайд 6)

    Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

(Слайд 7)

    Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца - летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера - это значит воспитывать).

Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

(Слайд 9)

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник – это…

Праздник - это счастье….

Праздник - это жизнь….

Праздник - это путешествие

Праздник - это история

А какой сегодня праздник?

(Слайд 10)

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

(Слайд 11)

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы .

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

    Моделирование

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

(Слайд 13)

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

(Слайд 14)

V .Рефлексия

    Сегодня я узнал(а), что …

    Мне понравился прием …

    Это я возьму на вооружение …

    Могу предложить …

    Хочу пожелать …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

(Слайд 17)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа по теории воспитания.

Формы работы с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Работу выполнила:
Специальность:
Педагогика и психология
Форма обучения: заочная

Преподаватель:

Оценка:_______________

Подпись преподавателя:___________
Дата проверки: «__» __________2009
    Содержание
Введение
    Актуальность нравственного воспитания
    Роль семьи в нравственном воспитании детей
    Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
    Формы работы с семьёй по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Введение.
В содружестве с семьей детские дошкольные учреждения осуществляют воспитание нового человека - человека будущего. Педагоги работают в тесном контакте с родителями, делают все возможное для оказания им помощи в вопросах воспитания. Для этого они используют разнообразные формы работы с семьей: лекции и доклады на родительских собраниях, школы молодых родителей, семинары, коллективные беседы, консультации и.т.д.
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования советских ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка, т. к. семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребенка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) 1 .
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять элементарные правила общества.
Многие родители не видят воспитывающего значения игр, труда, занятий. Задача педагога - рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности; что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую ему в будущем.

Актуальность нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - считает И.Ф. Харламов [? с. 381].
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказано, что ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознано. Меняются и критерии нравственности детей.
В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.
Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника определяется и рядом противоречий:
- между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и безнравственными проявлениями в поведении части современных дошкольников;
- между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;
- между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально- информационных программ и технологий и потребностью в разработке форм нравственного воспитания.
Вышеназванные противоречия можно интегрировать в основное противоречие: между требованиями к нравственной воспитанности старшего дошкольника и недостаточным уровнем теоретического осмысления и практической реализацией реального процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, является наиболее актуальной, ведь придя в школу, первоклассник должен не только иметь навыки чтения, письма и счета, но и уметь общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.
Нравственное воспитание ребенка является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.
Роль семьи в нравственном воспитании детей
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Первая школа воспитания растущего человека – семья.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.
Закон РФ “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1).
В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Ребенок успешнее всего развивается тогда, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают,(этим самым родители овладевают доверием ребенка в вопросах нравственного воспитания. ???)
Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. При организации семейного досуга следует учитывать, что он предполагает сочетание личных интересов с интересами других членов семьи. Именно досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, а некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция нравственного духовного потребления, восстановления физических сил и др.
Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.
Традиции - это не только определенные дни празднования юбилеев и дней рождения, или выбор профессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи, это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т. е. все то, без чего не может существовать семья.
Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».
Личный пример родителей, для ребенка является образцом для подражания. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Жизненный опыт родителей, уровень их образованности, организация семейного досуга, наличие семейных традиций, нравственно-психологическая атмосфера семьи и.т.д – главные составляющие успеха нравственного воспитания в семье.

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание рассматривается в программе «Программа воспитания в детском саду», как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:
формирование положительного отношения к правилам поведения;
закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;
развитие умения принимать правила как руководство к действию;
обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям.
В этом возрасте дети способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, несправедливый), также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации.
В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В этом возрасте увеличивается потребность в общении. Дети чаще проявляют инициативу: вносят предложения по ходу коллективной деятельности; осуществляют руководство действиями партнеров (распоряжения, просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Ребята с широким кругом общения легко устанавливают контакты с детьми, недавно пришедшими в группу.
Дети переживают чувство гордости за свою работу, ответственность за ее выполнение. Дошкольники уже могут сами организовать работу, довести ее общими усилиями до конца, оценить результат. Они уже пытаются обосновывать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры. Дети учатся давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:
интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;
отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;
наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);
стремлении к объективной оценке и самооценке;
способности поступиться личным желанием (бескорыстно).
Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие - активности, третьи регулируют взаимоотношения и т.д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.
Старший дошкольный возраст имеет свою специфику. Она является переходной к новому виду деятельности - учебной деятельности, связанной с подготовкой к школе и закреплением нравственных знаний и представлений.
Дети уже достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без родителей, когда участвуют в каком-либо виде деятельности. Уровень развития произвольных действий позволяет им управлять своим поведением, руководствуясь известными нормами и правилами. Эмоциональность остается особенностью возраста, но дети уже способны регулировать свое поведение, преодолевать свои эмоции.
B этом возрасте продолжают развиваться те черты и особенности нравственного облика ребенка, которые наметились раньше. К 5 -7 годам рассудительность начинает преобладать над импульсивностью, но преодолеть ее ребенку еще очень трудно. Дети подавляют желания не только в связи с наградой, поощрением, но и в связи с моральными принципами. Значительно чаще дошкольники начинают действовать ради своей команды. Большую роль при этом играют самолюбие, соперничество. Интересно действие мотивов успеха и неудачи. В возрасте 5-7 лет успех обычно стимулирует активность ребенка, а неудача отрицательно влияет на него. В этот период значительно развивается чувство долга. У детей данного возраста образ в отвлеченно-словесной форме (правило, норма) может регулировать поведение. Это определяется речевым развитием и формированием внутренних механизмов регуляции поступка. Усвоенное правило становится для ребенка обобщенным требованием, обращенным к самому себе.
В конце дошкольного возраста дети начинают ценить положительные личностные качества (раньше ценились игровые умения).
В общении детей проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола. Мальчики в подавляющем большинстве предпочитают общаться с мальчиками, а девочки - с девочками. Последние чаще испытывают удовлетворенность от общения. Девочки получают больше положительных оценок (добрая, честная), чем отрицательных (жадная, злая). Не только девочки отрицательно оценивают мальчиков, но и сами мальчики нередко негативно относятся друг к другу. Таким образом, положение девочек в системе межличностных отношений несколько выше, чем мальчиков.
Дети данного возраста уже умеют давать обоснованную оценку поведению друг друга. Поэтому любые коллективные занятия (игра, труд, эстетическая деятельность) могут обсуждаться при активном участии детей: насколько слаженно и дружно они действовали; могли ли договориться, если возникали трудности, как преодолевали их; помогали друг другу или нет. Вместе с воспитателем дошкольники отмечают те моменты, которые следует учесть на будущее. Педагог предлагает каждому подумать, в чем состояли его удачи и неудачи в общем деле. В процессе коллективных занятий важно выделить ребенка-организатора, лидера, который своим авторитетом вносит спокойный, благожелательный тон в отношения детей.
Безусловно, детей надо учить коллективным делам: их планированию, расстановке сил, способам преодоления конфликтных ситуаций, подведению итогов.
С помощью бесед, произведений художественной литературы, искусства, фольклора важно довести до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой игрушки, не кладет на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им лишние хлопоты.
Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых - и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее, заработав деньги.
Значительное место в работе с дошкольниками занимает подготовка их к школе. Важно сформировать у детей положительное отношение к школе, учебе, научить адаптироваться в новой обстановке; подготовить к принятию определенных отношений с учителем, к общению с одноклассниками, освоению позиции ученика. Формирование стремления учиться связано с осознанием серьезности будущих обязанностей, с развитием представлений о долге. Но в то же время важно, чтобы ребенок ждал начала учебного года с радостью, шел в школу с желанием.
Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогаю поддержать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности . Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы.
Словесное обоснование детьми нормы поведения, использование обобщенного правила как требования коллектива к участнику общей работы - все это говорит о новой ступени развития нравственного сознания дошкольников, движении к формированию самосознания, коллективизма.

Формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Содержание форм работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребенка. Сегодня подробно остановимся на нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
«Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».
Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.
Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.
Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.
Главными задачами педагога - создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установить доверительные и партнерские отношения с родителями своих воспитанников. Этому способствует разнообразные формы работы с семьёй.
Совместные мероприятия педагогов и родителей

    Общие и групповые родительские встречи (собрания)
Это одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни группы. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек: умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении. Родители обмениваются мнениями по проблемам нравственного воспитания, делятся опытом. Родительские встречи способствуют повышению педагогической культуры родителей их педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей по данному направлению.
Собрания не должны сводиться к монологу воспитателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», « Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Родительский авторитет и личный пример родителей», «Особенности развития воспитания мальчиков и девочек». и др .
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе повысить их роль в нравственном воспитании ребенка. С этой целью можно организовать специальные встречи с отцами детей, размышления на темы: «Роль отца в воспитании сына, дочери» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в формах: семинара – практикума; «круглого стола» ; «конференции» ; тематической дискуссии ; «Вопросов и ответов» .
    Беседы, консультации
Консультации, беседы могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
и т.д.................

В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий с молодыми родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. При этом использовались следующие формы работы с родителями.

Групповые формы

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения - «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:

· Социально-равственное воспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.

· Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

· Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

· О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.

· Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.

При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением - с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Поэтому для них были разработаны специальные методические рекомендации.

Тематика групповых консультаций:

· «Ребенок - зеркало нравственной жизни родителей»;

· «О детском эгоизме»;

· «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

· «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

· «Воспитание самостоятельности и ответственности»;

· «Как организовать труд детей дома».

Молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с ними беседовать»

- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?

С.Аксаков «Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласилась ехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца только за подарки? и т.д.

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

1. Поделки из природного материала;

2. Сезонные выставки совместных работ;

3. Выполнение детьми и родителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);

4. Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);

5. Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие);

Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Задачи познавательного характера: формировать представления о семье; расширять представления о семье (у нее есть свои традиции и история); формировать элементарные представления о родословной.

Задачи нравственного воспитания: воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых.

Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи. В папке «Рекомендации для родителей» размещается дополнительная информация о терминах, которые педагог использует в работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Индивидуальные формы

В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально - нравственному воспитанию ребенка в семье.

В работу с родителями активно вовлечь детей. Это возможность через привлечение родителей к организации занятий с ними в детском саду и бесед. Примерную тематику работы в группе в этом направлении см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Подключение родителей к опыту обобщения опыта нравственного воспитания ребенка в семье через ведение дневника родителей и составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: «Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях».

Пример памятки к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. В частности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, где предлагалось оценить эффективность реализации методов социально-нравственного воспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.

При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использования средств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобрела следующие позитивные черты:

1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 - 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы - это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителями теперь чаще используются игры - занятия, игры - упражнения, сюжетно - ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.

Например, игры и упражнения:

· направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);

· направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д.);

· направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);

· направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);

· направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).

Такова специфика работы с молодой семьей по организации социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...