Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Рассчитываем размер трудовой ежемесячной пенсии. Из чего складывается пенсия по старости: особенности и правила начисления

Все чаще и чаще граждане в России задумываются, из чего складывается пенсия. Это немаловажный вопрос, о котором рекомендуется позаботиться еще в молодости. Пенсионная система в РФ постоянно меняется. За последние несколько лет было выдвинуто множество теорий и систем относительно пенсионного обеспечения населения. Некоторые из них уже вступили в силу, какие-то находятся на этапе рассмотрения. Тем не менее важным моментом является определение составляющих пенсии. Из чего она складывается? Какой бывает? Сколько в среднем положено гражданину в том или ином случае? Обо всем этом будет рассказано далее.

Пенсии - это...

Выводы и заключения

Отныне понятно, что общий размер трудовой пенсии по старости складывается из весьма большого количества составляющих. Пенсионная система Российской Федерации в последнее время постоянно меняется. И поэтому все предложенные схемы подсчета государственной поддержки актуальны лишь на сегодняшний день. Вполне вероятно, что вскоре будут использоваться иные варианты формирования пенсионных выплат.

Из чего складывается пенсия? На основании всего ранее сказанного можно сделать вывод, что влияние оказывают следующие элементы:

  • заработок гражданина;
  • трудовой стаж;
  • сфера труда (на некоторых должностях выход на пенсию производится раньше);
  • возраст, в котором назначают пенсию;
  • количество набранных пенсионных баллов;
  • стоимость пенсионного очка;
  • нетрудовые периоды, засчитываемые в стаж работы;
  • размер базовых выплат.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Трудовые пенсии по старости в 2019 г. рассчитываются по-новому. Что берётся за основу для окончательного расчёта пенсии? Что входит в её структуру? Ответы на эти вопросы определяет специфика новых правил расчёта – формирование прав на финансовую компенсацию по старости и их учёт в баллах в противовес привычным расчёту в рублях.

Общие положения

Трудовая пенсия по старости (лат. pensio – ‘платёж’) – помесячная выплата денег, компенсирующая утраченную зарплату и прочие поощрения в связи с наступлением возрастных ограничений.

С 1.01.2015 г. пенсионное жалование в России регламентируется двумя Федеральными законами — , . Они устанавливают отличающуюся от прежней последовательность расчёта выплат по возрасту.

Не утратили актуальность и законы , .

Что это такое

Трудовую пенсию по старости выделяют среди социальных компенсаций несколько признаков:

  • право на неё начинает действовать по достижении законодательно заявленного возраста;
  • её назначают тем, у кого есть страховой стаж, нижняя планка которого определена законом;
  • назначается пожизненно.

Определяющий фактор её назначения – приближение риска преклонного возраста.

Условия назначения

В 2019 г. существует 3 условия регулируют компенсационные выплаты в связи с угрозами старения:

  1. Возраст.
  2. Страховой стаж.

Возраст

Трудовую пенсию по старости на общих основаниях в 2019 г. оформляют:

Возраст уходящих на досрочный пенсион по старости специалистов ряда профессиональных групп регламентируют статьи 27, 27.1, 28 ФЗ-173.

Страховой стаж

В 2019 г. – от 6-ти лет. Страховой стаж – не просто число лет, отданных работе. Это те времена, за которые учреждение отправляло в ПФР страховые взносы.

Выработка страхового стажа, вспомогательный критерий для возможности получения досрочно пенсиона по возрасту (ст.ст. 27, 27.1. 28 ФЗ-173):

ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент)

Балл, оценивающий у претендента трудовой год от января до декабря. Для её начисления складываются пенсионные коэффициенты всех лет. Показатель ИПК в 2019 г.– 6,6.

Цена пенсионного коэффициента на один год устанавливается правительством Российской Федерации. Показатель 2019 г. – 71,41 руб.

Виды трудовой пенсии по старости

Законы расширяют понятие «трудовая пенсии по старости», выделив несколько видов

Страховая пенсия по старости. На неё претендуют все, кто подпадает под требования ; ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Государственные пенсии, регламентируемые ФЗ№166 от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»:

  • пенсия за выслугу лет (в её сфере военные, моряки, специалисты лётно-испытательных служб, космонавты);
  • пенсия по старости для людей с заболеваниями, вызванными техногенными катаклизмами и (или) радиацией.

Составные части размера

Выплаты компенсаций по возрасту в 2019 г. в соответствии с законодательными актами должны состоять из 3-х частей: страховой, фиксированной выплаты, накопительной (ФЗ № 424 от 28.12.2013 «О накопительной пенсии»).

По факту накопительная пенсия у подавляющего числа пенсионеров отсутствует, поскольку отчисления на неё выполняются для рождённых в 1967 г. и последующих годах.

В 2019 г. преимущественно пенсион состоит из 2-х частей — фиксированной выплаты и страховой части.

Причина — основная масса оформляющих «заслуженный отдых» родилась:

Фиксированный базовый размер

Фиксированный базовый размер, он же фиксированная выплата, регламентируется государственным законодательством. Он одинаков для большей массы пенсионеров.

На его величину не влияют итоги прошлых полученных зарплат. С февраля-2015 ФБР страховой части – 4383-59 руб.

Страховая часть

Страховая часть складывается из зарплаты, полученной претендентом на пенсию до «заслуженного отдыха» и – в большей мере – страховых взносов в ПФР. Законодательные акты именует взносы в пенсионный фонд «расчётным пенсионным капиталом» (ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001).

Компоненты страховой части:

  1. Средняя зарплата за любые 60 мес. (5 лет), наиболее значимые для коэффициента выплат, или за 2000-2001 гг.
  2. Страховые взносы и прочие внесения позднее 01.01.2002, перечисляемые организациёй-работодателем.

Показания о страховых взносах заносятся на ИЛС (индивидуальный лицевой счёт) и удостоверяют право на получение пенсиона в соответствии с указаниями .

Сумма валоризации

Валоризáция (англ. valorization – ‘повышение’) – увеличение заработанного до января-2002 денежного капитала, ставшего доказательством прав на пенсион. Величина валоризации – 10% на суммарные данные + 1% за все полные года стажа, предварявшие 01.01.1991 г.

Валоризация касается каждого человека, чей страховой стаж к январю 2002 г. составлял не меньше 1-го полного года, безотносительно возраста и даты выхода на пенсию.

Определение суммы валоризации проходит по формуле:

Сумма валоризации = (ПК × 10% + 1% за каждый полный год стажа перед 01.01.1991) × 3,67

Здесь:

  • ПК – данные о доходах перед 01.01.2002 г., которые берут для расчёта коэффициента стажа;
  • 3,67 – коэффициент суммы всех индексаций пенсии с момента её назначения – до января 2010 г.

Характеристику структуры трудовой пенсии по старости можно представить в виде модели:

Пенсия = Фиксированная базовая часть пенсии + Пенсия, заработаннаяперед 01.01.2002. + Валоризация пенсии, заработанной перед 01.01.2002. + Пенсия, заработанная позже 01.01.2002

Как отражается стаж на расчёте

Стаж – фактор, формирующий величину пенсии. Весь срок труда претендента на компенсационные выплаты по старости рассматривается как трудовой стаж общий и страховой.

Страховой стаж – то время, на протяжении которого предоставляются взносы в пенсионную систему государства.

Стаж общий трудовой – совокупность всех разновидностей труда. Кроме собственно работы он включает этапы воинской службы, нетрудоспособности, безработицы (с выплатой пособия) и пр.

До начала 2002 полный трудовой стаж должен составлять:

Он определял величину компенсации по возрасту в объёме 55% от среднего за месяц дохода. Этот показатель назван стажевым коэффициентом, равным 0,55, за годы работы дольше 20-25 лет коэффициент максимально мог увеличиться до 0,75.

С начала 2002 по конец 2019 гг. каждый год работы увеличивал объём страховых взносов, поступавших в ПФР и добавлявшихся к имеющемуся начальному расчетному пенсионному капиталу.

Введённые в 2019 г. нормы создания прав на пенсию повышают значимость количества отработанных лет в генерировании величины пенсии.

Она напрямую будет определяться общим страховым стажем (собственно работа + социально значащие периоды).

Пример исчисления

С 2019 г. при начислении пенсий по старости за единицу расчёта, согласно новым нормам, принят пенсионный индивидуальный коэффициент.

Но применять балльный подход и формат новой формулы сложно к компоненту пенсии, который заработан до 2019 г., из-за объективной причины — учёт сформированных к 2019 г. прав на пенсион проводился в рублях, а не в баллах.

Между тем именно эти права являются основой расчёта размера выплат компенсации по старости для тех, кто стал пенсионером в 2019 г.

Расчёт пенсиона в 2019 году ведётся в несколько этапов:

  1. В рублях считают размер пенсии, заработанной до января-2015. Применяют старые формулы и функционировавшие до 2019 г. нормы.
  2. Переводят в баллы пенсион, заработанный до 2019 г. С этой целью его делят на 71,41 руб. (цена 1-го пенсионного коэффициента с февраля-2015.).
  3. Определение суммарных баллов (пенсионных коэффициентов) за «нестраховые» периоды (служба в рядах армии, отпуск по уходу за маленьким ребёнком и пр.) до 2019 г.

Подсчитывают пенсионный индивидуальный коэффициент в баллах за время до 2019 г.

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 01.01.2015= Размер пенсии, заработанной до 01.01.2015 (без накопительной части и ФБР) : Стоимость 1 пенсионного коэффициента на 01.01.2015 (71,41 руб.) + Сумма пенсионных коэффициентов за нестраховые периоды

По новой формуле определяют заработанные в 2019 г. баллы (годовой пенсионный коэффициент):

Годовой пенсионный коэффициент за 2019 г (календарный) = Страховые взносы, указанные на ИЛС в ПФР за 2019 г: Нормативный размер взносов на страховую пенсию по старости в 2019 г × Максимальная величина пенсионного коэффициента в 2019 г (7,39)

Из пп. 2-4 суммируют баллы, определяют число индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК):

ИПК = (ИПК за срок до 01.01.2015 + ИПК за срок позднее 01.01.2015) × Коэффициент повышения ИПК

Зная ИПК, можно рассчитывать (в руб.) страховую пенсию по старости. Для этого пенсионный индивидуальный коэффициент и цена одного пенсионного коэффициента перемножаются:

Страховая пенсия по старости = ИПК × Стоимость пенсионного коэффициента (в 2019 г. СПК = 71,41)

По окончании к узнанному страховому пенсиону добавляют 4383-59 руб. (базовый размер фиксированный) и – если сформирована – накопительную пенсию. Получившийся итог и есть размер компенсационной выплаты по старости за 1 месяц.

Структура трудовой пенсии по старости может быть представлена в обобщённой модели:

Пенсия = Страховая пенсия по старости + Фиксированная выплата + Накопительная пенсия

Документы, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР для оформления пенсии по старости

Достигший пенсионного возраста гражданин предоставляет в местное отделение пенсионного фонда пакет удостоверяющих право на пенсию документов:

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • трудовая книжка;
  • паспорт;
  • (перед 01.01.2002 – справка о заработанных средствах за любые 60 мес. подряд (5 лет),позднее 01.01.1002 – выписка из ИЛС, удостоверяющая наличие регистрации в системе обязательного пенсионного страхования).

Перечень может быть дополнен иными материалами, конкретизирующими разные обстоятельства. Об этом уведомят работники отделения ПФР.

Введение новейших норм в сфере пенсионного обеспечения повлияет на каждый компонент структуры трудовой пенсии по старости.

Баллы-коэффициенты за каждый год труда будет определяться и общим трудовым стажем, и возрастом оформления пенсии, и высотой официальной зарплаты.

С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия ; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты , является стаж застрахованного лица . Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж . Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования , была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года . Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

  • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
  • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж . Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР , а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы , ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах , а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

Условия назначения страховых пенсий по старости

Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий , описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях» :

  • Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.
  • Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

Кроме того, государство предусмотрело возможность дополнительного увеличения размера выплаты за счет премиальных коэффициентов в случае принятия гражданином решения выйти на пенсию в более поздние сроки. В таком случае значения ИПК и ФВ будут увеличены в зависимости от срока, на который граждане перенесли оформление своего пенсионного обеспечения.

Новая формула расчета

Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

Выглядит она следующим образом:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

  • СП - размер страховой выплаты;
  • ИПК - накопленные пенсионные баллы;
  • СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;
  • ФВ - базовая сумма.

Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

Размер фиксированной выплаты к пенсии в 2017 году

Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет .

В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года - 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей .

Минимальный размер пенсии по старости в 2017 году

В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере .

При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

Исходя из приведенных выше показателей можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях .

Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

Назначение пенсионного обеспечения

В данном случае гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ), заключивший соответствующее соглашение с фондом.

  • Страховая пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Днем обращения считается дата принятия соответствующего заявления, либо число, указанное на почтовом штемпеле при передаче такового документа по почте, либо время его отправки с помощью сети интернет при использовании портала государственных услуг.
  • Исключительным случаем из данного правила является обращение за выплатой по старости в течение месяца со дня увольнения с предприятия. Тогда пенсия будет назначена со следующего после увольнения дня.

Заявление об установлении выплаты по возрасту рассматривается специалистами управления ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема такового, после чего выносится решение о назначении или об отказе. В последнем случае ПФР информирует гражданина в течение пяти рабочих дней о принятом решении с указанием причины и срока его обжалования. Период рассмотрения документов может быть и продлен свыше 10 дней, но только в случае необходимости представления дополнительных справок. В любом случае он не может быть дольше трех месяцев .

Назначение страховой пенсии по старости осуществляется без указания срока его окончания, то есть бессрочно .

Какие нужны документы для оформления пенсии по возрасту

При обращении за назначением выплаты по старости необходимо в обязательном порядке предъявить следующие документы :

  1. паспорт застрахованного лица, являющегося гражданином РФ, или вид на жительство для иностранцев;
  2. свидетельство , подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. трудовая книжка и справки, подтверждающие факт работы гражданина, при отсутствии записи в основном документе о трудовом стаже;
  4. справка о заработной плате за 60 месяцев в течение периодов работы, следующих подряд в трудовой книжке.

Последний документ будет рассматриваться в сравнении с полученным результатом о зарплате гражданина за 2000 - 2001 г.г., имеющемся в распоряжении органов ПФР. Для расчета итоговой суммы будет выбран наиболее выгодный вариант.

Для назначения пенсии могут быть представлены и другие документы , о необходимости которых сообщит специалист ПФР после детального изучения всех представленных справок. Документы из других ведомств государства и подведомственных ему органов запрашиваются без участия гражданина в рамках предоставления госуслуг.

Выплата страховой пенсии по старости

Начисление и доставка выплаты по возрасту осуществляется за текущий месяц . Получать пенсию граждане могут самостоятельно или оформив доверенность на другое лицо. Если срок действия данного документа превышает один год, то выплата по ней будет продолжаться при условии подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения выплаты.

При подаче заявления о назначении гражданин обязан указать удобный для него способ доставки пенсии . Таких вариантов существует несколько:

  • через учреждения почтамта (на дому или в кассе организации);
  • через банк;
  • через организацию, занимающуюся доставкой выплаты (на дому или непосредственно в таком учреждении, выбрав его из списка предприятий, заключивших соответствующее соглашение с ПФР).

Впоследствии способ доставки может быть изменен , если гражданин представит свое волеизъявление в виде письменного обращения в ПФР.

В соответствии с действующим законодательством получатель страховой выплаты по возрасту обязан уведомить ПФР обо всех моментах, влекущих изменение размера пенсии, ее прекращение или продление, а также об изменении места жительства на следующий рабочий день после наступления таких обстоятельств.

Законодательством РФ уже давно предусмотрено множество государственных гарантий. Среди них стоит выделить обеспечение престарелого населения пенсионным содержанием. При этом размер будущих выплат напрямую зависит от величины заработной платы, получаемой в период трудового возраста, а также от того, сколько составляет трудовой стаж. Что делать, если человек официально не работал? Предусмотрена ли пенсия по старости без трудового стажа?

Основные виды пенсии

Чтобы ответить на вопрос, какая пенсия по старости без трудового стажа начисляется, необходимо рассмотреть основные разновидности подобной выплаты. На данный момент существует два типа:

  • страховая;
  • социальная.

В последнем случае гражданам осуществляется начисление пенсии по старости без трудового стажа. Пенсионер может претендовать только на социальные выплаты. При этом размер пенсии минимален. Если же гражданин страны официально был трудоустроен, то ему начисляют страховую пенсию. Ее размер зависит от стажа. Чтобы получить такой тип пенсии в РФ, необходимо проработать не менее 7 лет.

Что входит в стаж

Чтобы разобраться, какая будет выплачиваться пенсия по старости без трудового стажа или все же страховая, стоит уточнить, что именно входит в стаж. В него входит:

  • период поиска работы при условии, что гражданин состоял на учете в таком учреждении, как Служба занятости;
  • у женщин период материнства, который составляет на каждого ребенка 1,5 года, но не превышает 6 лет;
  • военная срочная служба у мужчин;
  • уход за престарелыми либо недееспособными родственниками, возраст которых составляет не менее 80 лет;
  • для реабилитированных лиц учитывается время лишения свободы.

Стоит отметить, что планируется увеличить минимальный стаж. Чтобы получить страховую пенсию, необходимо будет отработать более 15 лет. Министерство труда рекомендует устраиваться в государственные учреждения на постоянную основу. Ведь страховая пенсия выше, чем пенсия по старости без трудового стажа.

В некоторых случаях нет возможности устроиться официально. Попав в такую ситуацию, граждане могут рассчитывать на социальную пенсию. Для этого требуется ряд документов.

Пенсионный возраст

Граждане, которым положена пенсия по старости, можно разделить на несколько категорий:

  • женщины, достигшие 60 лет, и мужчины в возрасте 65 лет, имеющие паспорт гражданина РФ;
  • те, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет российского гражданства, прожившие 15 лет на территории страны;
  • женщины в возрасте 50 лет и мужчины, достигшие возраста 55 лет, являющиеся представителями коренного населения Севера, проживающие на исторической родине до пенсионного возраста.

Когда назначается социальная пенсия?

Пенсия по старости без трудового стажа была предусмотрена для тех, кто по каким-либо причинам не смог заработать стаж для страховых выплат. К такой категории относятся нетрудоспособные лица, а также те, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Конечно, получить такую пенсию могут и те, кто полностью дееспособен, но стажа не имеет. На поддержку государства могут рассчитывать и те, кто на протяжении многих лет работал на частные компании, не оформляя при этом официального договора. Пенсия начинает начисляться по достижении определенного возраста.

Какие условия должны быть соблюдены

Чтобы получить минимальную пенсию по старости без трудового стажа, требуется соблюдение следующих условий:

  • пенсионер должен иметь гражданство Российской Федерации или же проживать на ее территории в течение 15 лет;
  • чтобы получить пенсию по старости без трудового стажа, возраст гражданина должен составлять для женщин 60 лет, а для мужчин - 65.

Стоит отметить, что социальные выплаты назначаются на 5 лет позже страховых. Однако существуют и исключения. Например, тем, кто проживает на Крайнем Севере, где условия жизни суровые, пенсию назначают для мужчин с 55 лет, а женщинам - с 50.

Сочетание с другими выплатами

Если при выборе нескольких пенсий социальная более выгодна, то гражданин может выбрать ее. К тому же такую пенсию можно получить одновременно с другими выплатами по потере кормильца. Она относится к социальной пенсии, если:

  • гражданин является женой либо родителем военнослужащего, погибшего в условиях боевых действий;
  • гражданин получил право на такую социальную пенсию, так как является членом семьи, которая пострадала в результате аварии на ЧАЭС или же при ликвидации последствий этой катастрофы;
  • гражданин является членом семьи погибшего космонавта.

Стоит учесть, что выплаты по инвалидности прекращаются в день назначения выплаты по старости. Нельзя одновременно получать пенсии этих видов.

Сбор документов

Для назначения социальной пенсии рекомендуется обратиться в отдел Пенсионного фонда, который занимается обслуживанием каждого конкретного района. Когда будет собран весь пакет бумаг, можно обратиться к специалисту этой организации. Чтобы поучить пенсию по старости без трудового стажа в России, необходимо собрать следующий перечень документов:

  • паспорт или же документ, который его заменяет;
  • СНИЛС;
  • документ, подтверждающий гражданство или же справку, полученную в УФСМ, где указан период проживания гражданином в России;
  • трудовая книжка при условии, что она вообще была оформлена;
  • при необходимости стоит представить справку или же свидетельство, доказывающее принадлежность гражданина к народам Крайнего Севера.

Если положена выплата, связанная с потерей кормильца, то необходимо принести также бумаги, подтверждающие право на нее. Перечень документов зависит от вашего случая.

Доплаты и надбавки

Теперь вы знаете, как получить пенсию по старости без трудового стажа в Москве и других городах России. Стоит учесть, что лица пожилого возраста могут получить муниципальную надбавку. Для этого может потребоваться:

  • документы из медицинского учреждения, подтверждающие группу инвалидности;
  • документы о составе семьи.

Помимо этого, те граждане, которые получают пенсию по старости и не имеют трудового стажа, могут получить вспомогательные выплаты. Они помогают не только оплатить коммунальные услуги, но и иметь пожилому человеку достойный уровень жизни. Часть из таких доплат можно получить в Пенсионном фонде, а остальные - в учреждении социальной защиты.

Примерные размеры социальной пенсии

Размер пенсии по старости без трудового стажа зависит от многих факторов. В некоторых случаях выплаты могут быть скромными. Например, в тех случаях, когда гражданин не имеет достаточного трудового стажа, то ему назначают пенсию в размере 3 262 руб. При этом учитываются некоторые факторы:

  • Индексация, проводимая ежегодно. В начале каждого года, а точнее, в апреле, размер такой пенсии может быть пересчитан. Осуществляется это для того, чтобы государственная помощь не отставала от инфляции, а также от величины прожиточного минимума. К примеру, в 2017 году пенсия была пересчитана с коэффициентом 1,03. В результате этого средний размер выплаты стал составлять 8,6 тыс. руб.
  • Место жительства. На территории России имеются регионы, где пенсии и всевозможные пособия выплачиваются с повышенным коэффициентом. Конечно, при смене жительства привилегия теряется. Повышенная пенсия предусмотрена для тех, кто проживает за полярным кругом. При переезде в южные районы размер выплаты значительно уменьшается.
  • Пенсия по старости увеличивается, когда гражданину исполняется 80 лет, а также при наличии иждивенца.

Особенности начисления социальной пенсии

Иначе начисляется социальная пенсия для тех, кто получал пособие по инвалидности. Новая государственная помощь не может быть меньше, чем получал гражданин до пенсионного возраста. Чаще всего размер пенсии по старости соответствует размеру выплаты по инвалидности за последний период ее получения.

Случаются и непредвиденные ситуации. Нередко бывает, что после перерасчета социальная пенсия получается меньше, чем прожиточный минимум. В подобных случаях гражданин может претендовать на пособие, предназначенное специально для неработающих пожилых людей. Назначает такую доплату учреждение социальной защиты. При устройстве пенсионера на работу прекращается выплата подобной помощи. О трудоустройстве гражданин должен оповестить специалистов Пенсионного фонда или по социальной защите населения.

Когда в социальной пенсии могут отказать

В некоторых случаях гражданину могут отказать в выплате социальной пенсии. Право на нее утрачивается при:

  • переезде за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство;
  • при получении еще одного гражданства;
  • возобновления либо начала трудовой деятельности;
  • если деньги остаются невостребованными в течение полугода.

Малые народы Крайнего Севера не могут потерять статус нетрудоспособности. Даже если гражданин начинает работать в пожилом возрасте, он имеет полное право получать социальные государственные выплаты по старости.

Если социальная пенсия остается невостребованной в течение полугода, то ее выплата на такой же срок временно приостанавливается. Полная же отмена подобной государственной помощи происходит, если пенсионер не подавал заявления на возобновление выплаты.

Изменения в начислении пенсий

В 2017 году были введены некоторые изменения в процессе начисления пенсий, а некоторые еще планируются. В целом же за этот период должна произойти следующая реформа:

  • увеличение пенсионного возраста и его последующее выравнивание до 65 лет и для мужчин, и для женщин;
  • рост для работников бюджетных организаций необходимого значения трудового стажа, особенно для врачей и учителей;
  • единственный тариф соцстрахования, определение которого осуществляется исходя из размера заработка;
  • исключение из норм законодательства накопительной пенсии, чтобы гражданин мог сам решить, нужна она ему или нет;
  • уменьшение индексации всех выплат;
  • устранение некоторых выплат для той категории пенсионеров, которые еще работают;
  • отмена досрочного выхода на пенсию для тех, кто работает на предприятия во вредных условиях.

Все эти пенсионные реформы планируется совершить в течение 2017 года. Некоторые из них уже введены и действуют.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...