Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Размышления о психологии. Бывшие отношения. Есть ли будущее у старых отношений


ЕСТЬ ЛИ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? (ПОПЫТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗА)

ВВЕДЕНИЕ

Вначале человек был един с природой, жил в гармоническом единстве с ней, в блаженном неведении алчности и потребительства.

Об этом свидетельствует вся легендарная история человечества, народный эпос, наблюдения над жизнью так называемых «нецивилизованных» народностей.

Затем произошло грехопадение, человек отпал от вселенской гармонии, встал на путь конфронтации с природой, подчинения ее своей воле, замены естественной природы искусственной.

Очень сложный вопрос – почему так произошло? Почему из многочисленных дорог, открывавшихся перед человеком, в том числе дороги бесконечного самосовершенствования в гармонии с Абсолютом, он выбрал тупиковый путь эгоистического самоутверждения?

Было ли это следствием утверждения и реализации определяющих человеческую сущность черт или свидетельствовало о случайном выборе одного из многочисленных векторов развития, по которым могло следовать человечество?

История возникновения и развития западной цивилизации, вся европейская наука от Парменида, Сократа, Аристотеля до Галилея, Декарта, Ньютона и Эйнштейна свидетельствует в пользу первого объяснения выбора человечеством нынешнего пути развития; опыт мировых религий, народная культура и культура Востока и России склоняются в сторону второго объяснения.

Какой ответ мы даем на этот фундаментальный вопрос, зависит, прежде всего, верим ли мы в счастливое будущее человечества и каким мы его себе представляем...

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МИРА

1.1. ЭКОЛОГИЯ

«Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние», – такая оценка ситуации, сложившейся в мире в конце ХХ века, содержится в итоговом документе крупнейшего в истории форума, конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро . В недавно опубликованной книге «Земля на чаше весов» вице-президент США А. Гор высказывает мнение о тупике, в который завела общество «рыночно-потребительская цивилизация».

«Если человечество будет продолжать жить так, как жило до этого, то оно познает, что такое конец света», – сказал на конференции в Рио-де-Жанейро академик В. А. Коптюг, в девяностые годы – член Консультативного совета при Генеральном секретаре ООН по устойчивому развитию . «Немало людей – ученых, а не религиозных фанатиков – убеждены в том, что мир приближается к окончательной катастрофе. Это разумный и научно обоснованный взгляд на вещи», – задолго до Коптюга предвидел Э. Фромм .

Озоновая дыра, глобальное потепление, гибель огромных массивов тропических лесов, разрушение почв, опустынивание земли, загрязнение гидросферы и биосферы, истощение запасов питьевой воды... Пределы допустимого воздействия человека на биосферу превышены в 8–10 раз, 30% поверхности мирового океана покрыто нефтяной пленкой. Уничтожено 70% естественных биосистем .

«Развитые страны с рыночными системами хозяйства для обеспечения своего экономического роста еще в начале века разрушили на своих территориях естественную природу: на территории США сохранилось только 5% ненарушенных хозяйственной деятельностью площадей, а в Европе – всего 4% (только за счет скандинавских стран и Исландии). Сейчас эти страны потребляют сохранившиеся природные системы... других территорий через использование их ресурсов, вложение капиталов, экспорт загрязняющих производств и отходов». Так утверждают ведущие российские экологи .

Неуклонно возрастает загрязненность воздуха. Промышленные производства, автомобили выбрасывают в воздух продукты сгорания. Нижний слой атмосферы засоряется тяжелыми молекулами и частицами пыли и дыма, увеличиваясь в плотности. Ураганы становятся намного разрушительнее, так как воздушные массы бьют по любому препятствию все более и более увесистой дубинкой.

Здоровье человека во многом определяется тем, чем он дышит. Кто не знает о диоксинах, «супертоксикантах XXI века»? Они в сотни тысяч раз опаснее, чем цианистый калий. Для диоксина не существует ПДК – предела допустимой концентрации. Его не должно быть в окружающей среде вообще. Диоксин, попадая в организм человека, действует неотвратимо и неторопливо, выводя из строя иммунную и нервную системы, поражая почки, мозг и кожу, нарушая функцию деторождения. И хотя его не должно быть нигде, он есть везде. Даже в молоке кормящих матерей.

Из-за деградации природной среды ежегодно исчезает 10–15 тысяч разновидностей биологических организмов, вследствие чего биологическое разнообразие, формировавшееся сотни миллионов лет, за ближайшие пятьдесят лет сократится не менее чем на четверть . В связи с этим генеральный секретарь ЮНЕП М. Толба заметил: «Если бы Ч. Дарвин жил в наши дни, его усилия, вероятно, были бы направлены не на изучение происхождения видов, а на описание их исчезновения» .

1.2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Еще хуже обстоят дела в социальной сфере.

Непреодолимая пропасть между богатыми и бедными все расширяется и углубляется. В 1970-м году число людей на планете, проживающих в условиях абсолютной нищеты, составляло 650 млн. человек, в 1990 году 1 млрд. 200 млн. . В докладе Густава Спета, администратора Программы развития ООН, от 1996 года сказано: «Около 1,3 млрд. человек живут в абсолютной нищете, имея доход менее чем 1 доллар в день, и нищета растет так же быстро, как и население. 60% людей живут менее чем на 2 доллара в день. Более чем в 100 странах положение ухудшилось по сравнению с их положением 50 лет назад. Каждый год 13–18 млн. человек – в основном дети – умирают от голода и нищеты... В последние десятилетия в мире быстро растет неравенство. За последние 30 лет разрыв между 20% беднейших и 20% богатого населения Земли удвоился (ранее он был 30-кратным, теперь 60-кратный). Разрыв в доходе на душу населения между развитыми и развивающимися странами утроился» . Президент People-Centered Development Forum Дэвид Кортен убежден: «Чем больше мы будем увеличивать совокупный экономический продукт, считая это «решением проблемы бедности», тем быстрее будет расти пропасть между богатыми и бедными и тем более ускорится наше общее продвижение к окончательному экологическому краху» .
Чтобы поднять уровень жизни населения в развивающихся странах до уровня развитых стран, пришлось бы увеличить изъятие природных ресурсов на два порядка. Это невозможно, так как природа уже сейчас не справляется с антропогенной нагрузкой. Но и так, как сейчас, жить тоже нельзя. Усугубляющееся неравенство чревато социальным взрывом. Мубаб Уль Хак, бывший министр финансов Пакистана, сказал на конференции в Рио-де-Жанейро: «Будет просто трагедией, если окончание «холодной войны» послужит прологом к еще более тяжелой войне между богатыми и бедными» .

Она уже началась. Под видом борьбы с международным терроризмом США захватывают нефтяные регионы, чтобы продлить агонию западного мира. А сам международный терроризм, как считает Салин Ю. С., автор книги «Эволюционный тупик», «это не бунт одиночек–безумцев, и не заговор бандитских кланов против правового общества, нет, это проявление самозащиты обреченного голодного Юга против сытого всесильного Севера, это восстание пяти миллиардов нецивилизованного населения против «золотого миллиарда» .

Война идет повсюду. Ежедневно из газетных сводок и из теленовостей мы узнаем о военных действиях, ведущихся в различных регионах мира. Свой потенциал и свои главные творческие силы человечество расходует на гонку вооружений, на изобретение все новых способов уничтожения гомо сапиенсов, а не вкладывает в гармонизацию жизни на земле.

Технический прогресс в середине ХХ века привел к изобретению неслыханного по мощи ядерного оружия. С тех пор человечество живет на пороховой бочке, каждую секунду рискуя взлететь на воздух. Накоплено столько оружия, что его хватит для того, чтобы многократно уничтожить не только всю жизнь на земле, но и саму планету.

1.3. СОВРЕМЕННАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Но самым страшным достижением научно–технического и социального прогресса стала современная постиндустриальная личность – Marketing-Charakter, homo mechanicus, рыночная личность, человек организации, «человек-автомат», по определению Э. Фромма . Для человека-автомата мир превращен в предмет купли-продажи – продаются и покупаются не только вещи, но и сам человек, его талант, ум, знания, способности, физическая сила, чувства и даже улыбка; человек-автомат отворачивает свой интерес от жизни, от людей, от природы – от всего того, что живет, его мучит страсть к сверкающим конструкциям из алюминия, стали и стекла. Рыночная личность поклоняется техническому прогрессу и готова все живое положить на алтарь своему божеству.

В постиндустриальном обществе сплошь и рядом встречаются мужчины, которые к своей автомашине питают более нежные чувства, чем к матери и жене. То, что раньше у человека называлось любовью, он большей частью отдает теперь технике (машинам, приборам, автоматам). Вещи заполонили мир человека, стали его реальным окружением, его сущностью, он уже начал считать частью самого себя свой автомобиль, телевизор, персональный компьютер...

Матерью homo mechanicus является уже не первозданная природа, а «вторая природа», рукотворная, машинная, которую он изваял своими руками и которая теперь должна его кормить и защищать. Человек весь (от искусственного питания до трансплантируемых органов) стал частью гигантского механизма, который находится, на первый взгляд, в его подчинении, но которому он в то же время сам подчинен.

Чувства у человека-автомата предельно упрощены, примитивизированы. Нехватка сильных эмоций восполняется порнографией, боевиками, фильмами ужасов. Изобразительные и музыкальные «спецэффекты» оказывают сильнейшее воздействие на подсознание, психику индивида. Для спасения от скуки идут в ход сексуальные извращения, алкоголь, наркотики, и все равно вакуум не заполняется, потому что эрзацы не в состоянии заменить настоящие страсти.

«Научно-технический прогресс полностью деформировал человеческую природу, он проник внутрь, в неподконтрольные сознанию глубины, на клеточный уровень, он изменил физиологию человеческую, преобразовал наше непосредственное восприятие, наши ощущения, ставшие уже ненатуральными, научно-механическими, – утверждает Салин Ю. С. – И организм человеческий стал нынче вовсе не организмом, это уже композиция «организм плюс механизм». Человек во многих своих качествах перестал быть самим собой, творением природы – он стал порождением научно-технического прогресса» .

Нельзя дать научному прогрессу остановиться, нужно загрузить работающие чрезвычайно сложные технические системы. Существует точка зрения, что в нынешнем обществе главной движущей силой развития являются уже не потребности, пусть ложные, извращенные, теперь правит бал сама порождающая модель, все вершит код, который управляет и управляемыми, и управляющими. Вселенная – это сейф, к которому человечество подбирает шифр. После многих и многих настойчивых попыток, после бесчисленных проб и ошибок мы, наконец, найдем искомую комбинацию знаков, и...

Широкое распространение в высокоразвитых странах получили учения об искусстве управления людьми. Как другого подчинить своей воле, заставить действовать вопреки собственным интересам? Со времен Дейла Карнеги разработано множество методик, обучающих искусству манипулирования людьми.

Современный роботизированный человек и на другого человека смотрит, как на бесчувственный автомат. Он знает кнопку, на которую следует нажать. Он наслаждается своей властью «раскочегарить» женщину, организовать и заставить трудиться огромный коллектив таких же биороботов, как он сам.

В постиндустриальном обществе только говорят о реализации человеком своего потенциала, в действительности роль человека низведена до роли шестеренки или винтика в огромном производственном механизме, а под «реализацией потенциала» понимается продвижение по карьерной лестнице, гарантирующее все более привилегированное положение в обществе всеобщего потребления (чем выше ты поднялся, тем больше пылесосов, телевизоров, квадратных метров ты сможешь потребить, тем больше к тебе «уважение» других членов социума).

Чтобы свести роль человека до роли простого винтика, шестеренки в огромном государственном механизме, превратить его в производящий товары и услуги автомат, используется вся мощь государственной машины управления. Господствующие идеологии под видом заботы о благополучии своих граждан отнимают у них возможность адекватно воспринимать свое собственное бытие, манипулируют общественным сознанием, навязывают индивидам сам язык мышления, отвечающий потребностям этих идеологий. В этом смысле «обрученный с идеей» ваххабит ничем не хуже зомбированного американской пропагандой среднестатичного жителя Техаса, убежденного, что его страна несет народам Ирака и Афганистана свободу.

Забота о себе есть в каждом человеке, потому так эффективна, сверхъестественно притягательна пропаганда шкурничества. «Panem et circensis!», «Carpe diem!» – «хлеба и зрелищ», «секса и развлечений», «лови момент», «один раз живем» – эти и подобные им лозунги, обращенные прежде всего к молодым людям, звучат нынче повсюду. Идеи эти живут и побеждают, не давая пробудиться в душах высшим, надличностным началам. На глазах у всего мира происходит подмена тезиса об учете своих законных личных интересов призывом ограничиться только ими.

Образчик горделивого превознесения своего «я» мы находим у Макса Штирнера: «Я не хочу ничего в тебе признавать или уважать, ни собственника, ни нищего, ни человека: я хочу тебя использовать... Для меня ты – то, что ты представляешь собой для меня, то есть нечто мое, и поскольку ты мой, ты – моя собственность... Скалу, преграждающую мне путь, я обхожу до тех пор, пока у меня не наберется достаточно пороха, чтобы взорвать ее; законы данного народа я обхожу до тех пор, пока не соберусь с силами, чтобы уничтожить их... Я – собственник человечества, я – человечество и не забочусь о благе другого человечества. Ты – глупец, если ты, будучи единственным человечеством, хочешь жить для чего-то другого, а не для себя» . «Наслаждение жизнью – вот цель жизни» .

В современном западном обществе сброшены последние остатки камуфляжа, и звучат призывы легализовать те заповеди, по которым человечество уже давно живет фактически: люди по природе своей жестоки; жизнь есть естественный отбор по Дарвину, борьба за выживание, в которой побеждают самые приспособленные; все богатства мира достанутся победителям в этой смертельной схватке.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ОСНОВНОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ

Нынешнюю систему ничто не спасет, убежден оригинальный американский экономист и мыслитель Линдон Ларуш. Надвигающееся ныне большое крушение – это не просто разрушение какой-то банковской системы и не крушение или финансовый крах одновременно нескольких национальных банковских систем. Оно будет проходить в режиме взрыва, и в несколько дней практически все финансовые институты обеих Америк и Европы развалятся .

Таков прогнозируемый финал западной демократии, пути, вымощенного «общечеловеческими ценностями», идеологией «открытого общества».

Но пока транснациональный экспресс по имени «Западная цивилизация» мчится по пути научно–технического прогресса, все ускоряя свое движение, задумаемся: что «общечеловеческого» в низведении человека до уровня скота, весь смысл жизни которого в потреблении? Неужели в том цель жизни – работать до седьмого пота в качестве автомата, живого робота, чтобы заслужить право потребить лишний пылесос, мобильник, автомобиль? В пылесосах, телевизорах ли счастье человеческое? Неужели для того, чтобы испытать такое «счастье», мы рождаемся, мучаемся и умираем? Не отвлекает ли вся эта гонка за вещами и иллюзорными заменителями счастья и блаженства от чего–то гораздо более важного, от выполнения своей действительной, человеческой миссии?

Цель жизни – счастье человека. Настоящий смысл человеческого существования – в том, чтобы как можно полнее реализовать заложенный природой личностный потенциал, найти свою вторую половинку; воссоединившись с ней для любви, обрести гармонию с социумом, природой, Абсолютом. Последнее возможно только на путях смирения и самоограничения, учета интересов других своих собратьев по человечеству. Обладание вещами, жажда власти, как убедительно доказывает путь, пройденный Западом, не делает человека счастливее. Скорее, наоборот...

В 1923 году в отеле «Эйджуотер Бич» встретились девять богатейших финансистов мира – Чарльз Шваб, президент гигантской сталелитейной компании, Самуил Инсал, президент самой крупной страховой компании, Говард Гопсон, президент крупнейшей газовой компании, Артур Коттон, крупнейший спекулянт пшеницей, Ричард Уитни, президент Нью-Йоркской биржи, Альберт Фол, член правительственного кабинета, Лион Фрэзер, президент международного банка по освоению земельных участков, Гесс Ливермор, крупнейший «медведь» Уолл-стрита и Ивер Крюгер, глава огромной монополии.

Через двадцать пять лет Чарльз Шваб умер банкротом, живя последние пять лет на чужие деньги, Самуил Инсал умер в ссылке в чужой стране по судебному определению, Говард Гопсон сошел с ума, Артур Коттон умер за границей, запутавшись в долгах, Ричард Уитни окончил свои дни в сумасшедшем доме, Альберту Фолу приговор был смягчен, чтобы он мог умереть дома, Гесс Ливермор, Лион Фрэзер и Ивер Крюгер покончили жизнь самоубийством .

Мы или погибнем, или будем вынуждены изменить основной вектор развития цивилизации. Жизнь в модусе обладания не способна сделать человека ни счастливым, ни свободным.

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Предложить действительно альтернативный путь современному вектору развития человечества – задача непростая. У Иисуса Христа было только 12 учеников. У Иешуа – героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – ученик уже всего один, да и тот – глупый и недалекий человек. Люди, в том числе наиболее выдающиеся представители рода человеческого, гораздо меньше своих пророков верят в возможность человека следовать по пути Добра. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», например, истина добра раскрыта как трагический принцип, то есть такой принцип, который нереализуем в человеческой истории, хотя и является абсолютным и прекрасным. Весь западный мир, за редким исключением, настаивает на соответствии нынешнего пути развития природным склонностям человека. И, все-таки, зададимся вопросом: неужели святая и высокая миссия человечества – уничтожить под корень мир дикой природы, извести полезные ископаемые, отравить атмосферу, загрязнить Мировой океан, сушу превратить в пустыню, в свалку бытовых отходов и преспокойно, от какого-нибудь смертельного вируса, в пожаре атомной войны, от столкновения с астероидом или еще каким-нибудь образом – какая разница каким! – прекратить свое существование, исчезнуть? Ради такого финала стоило огород городить?

Мне возразят, что никакой катастрофы человечество не ждет, будущее также не будет таким малопривлекательным, каким оно представлено в романах Гарри Гаррисона и Клиффорда Саймака. Наоборот, очень скоро интеллект человека совершит невозможное: победит пространство и время, человечество распространит свое влияние на другие планетные системы, люди будут жить 150–200 лет в обстановке социального рая... Такое тоже, к сожалению, возможно. Уже, мы слышали, предприимчивые люди скупают лунную землю, участки на Марсе. Кто-то не прочь приобрести в собственность целую планету, где-нибудь в созвездии Гончих Псов. В фантастических боевиках и голливудских киноэпопеях нарисованы картины «космического» будущего человечества: оно станет ареной «звездных войн» и истребления природы уже во вселенских масштабах. Такое развитие событий все-таки маловероятно: не позволит бог распространиться злу во вселенной...

Призывы тех, кто зовет человечество в прошлое – «идеал наш в прошлом, а не в будущем» – выглядят беспомощными и наивными. «Никто не изгонял человека из рая, он решил покинуть его сам, как импотент сбегает из будуара... Как теперь, я вижу потерянный рай, матрицентризм, стремление приспособить себя к природе, созерцание, недеяние, увэй, мистицизм, целостное познание, отсутствие времени, способность жить в состоянии вечного «здесь и сейчас» – главные черты эпохи от 40-го до 10-го тысячелетий до н. э. С переходом к земледелию, цивилизации (городскому укладу жизни) возникло отчуждение, разделение, рационализм, оформились логика, расчленяющее познание, появились патриархат, государство... Да, существовал на земле рай гармонии между человеком, его душой и телом, его совестью и внутренним голосом, его внутренним Я, его ближними и дальними, окружающей его природой, зверями и птицами, дремучими лесами и травинкой самой маленькой, рай чукотской и даосской культуры, рай любой народной культуры, не нарушенной потребительской цивилизацией... И к этому раю надо вернуться, пока не поздно» . Слишком оторваны от реальности подобные призывы, слишком уязвимы со всех сторон и точек зрения. Например, Э. Фромм, на которого часто ссылается автор процитированных строк, прямо называет их деструктивными: «В крайне регрессивных формах симбиоза... возникает неосознанное желание вернуться в лоно матери. Часто это желание выражается в символической форме... Речь идет о стремлении полностью потерять свою индивидуальность и снова стать единым с природой. Отсюда следует, что это глубокое регрессивное стремление находится в конфликте с желанием жить. Быть в материнском лоне означает устраняться от жизни» .

Какой бы уродливой, несовершенной ни представлялась действительность нынешней потребительской цивилизации – это та реальность, с которой необходимо считаться. Не уходить от нее, а пытаться взамен существующему предложить новый вектор движения вперед, новые социальные и духовные ориентиры.

Современная цивилизация считает главным в человеке алчность и жажду власти и именно на эксплуатации этих низменных устремлений строит социум. Но кто сказал, что невозможно построить общество, положив в фундамент потребность человека любить, тягу к совершенству и гармонии, сильнейший инстинкт самосохранения.

Можно. Но для переустройства общества на новых принципах сперва должны созреть условия.
Финансовый кризис, переживаемый сейчас всем миром, – это еще не то, что предсказывал Линдон Ларуш, это лишь прелюдия к предсказанному. 516 триллионов виртуальных денег (при общем ВВП мировой экономики в 50 триллионов) дорого обойдется Америке и всему Западному миру. Нынешняя финансовая система фактически позволяла ведущей экономической державе мира, производя 20% мирового ВВП, потреблять все 40%. Где такое видано? Мошенничество чистой воды. Теперь или отказ от доллара или девальвация его – два возможных выхода. Но мировая супердержава все еще надеется путем вливания новых порций виртуальных денег в рухнувшую уже экономику реанимировать ее, заставить работать. Так же действуют и другие страны, привязанные к американской экономике. Но «больной» тяжело болен, он в коме. Врачевать такого больного надо было раньше, рассчитывать на его выздоровление сейчас – надеяться на чудо. Когда надували финансовый пузырь, мало заботились о последствиях, а надо было.

Спрогнозировать последствия кризиса едва ли возможно. Очевидно, что ведущие экономические державы мира будут долго пытаться «вылечить» «больного», пока не смирятся с потерей денег, вложенных в американские «бумажки». Ведь это триллионы долларов... Значительно замеливший свой бег транснациональный экспресс по имени «потребительская цивилизация», думается, через несколько лет продолжит движение в прежнем направлении, в котором еще в начале 80-х годов его направили Р. Рейган и М. Тэтчер. И будет нестись до тех пор, пока однажды перед ним не возникнет действительно непреодолимое препятствие.
Этим препятствием может стать реальное истощение запасов энергоресурсов, неожиданное и значительное увеличение озоновой дыры, грозящее человечеству гибелью, смертельная, быстро распространяющаяся болезнь, против которой бессильна медицина, инопланетное вторжение, реальная перспектива столкновения с значительным по своей массе небесным телом и т.п.

Человечество должно быть поставлено в экзистенциальную ситуацию, когда все будет решаться не властью денег, а сплоченностью всех перед лицом общей – одинаковой для всех жителей Земли – опасности. Только в такой ситуации может возникнуть новое миропонимание, осознание всеми и каждым в отдельности невозможности дальнейшего существования в условиях конкурентной борьбы и отчуждения. Только пройдя через катарсис, человечество может родиться для новой жизни.

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: КАКИМ ОНО БУДЕТ?

Новое общество, которое родится на руинах старого мира, будет обществом бережного отношения к природе и человеческой индивидуальности. Оно будет состоять из творческих, самодостаточных личностей. В нем людей будут воспитывать не рабами, а свободными личностями. Общественное богатство будут созидать не роботы, а всесторонне развившиеся индивиды. Стимулом развития станет не корысть, а неуклонное расширение своего «я», самосовершенствование, главным инструментом познания – любовь. В качестве нравственного идеала будет провозглашен аскетизм и самоограничение. В почете и авторитете будут не те, кто преуспел в искусстве грабить ближнего, а те, кто умеет довольствоваться немногим.
Только такой путь – путь материального самоограничения и духовного самосовершенствования – есть путь, который приведет человечество к гармонии и счастью.

Нынешний же путь, как предупредила Парменида – основателя современной рациональной науки, – богиня Правда, лежит «вдали от стези человеков» . Настала пора прислушаться к мудрым словам богини.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада. М. : Издательство АСТ, 2004. – 448 с.
2. Вронский, В. А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
3. Генон, Р. Кризис современного мира. М. : ЭКСМО, 2008. – 784 с.
4. ИНТЕРНЕДЕЛЯ: международный молодежный форум «Устойчивое развитие». Материалы к семинару «Управляемость мировым развитием: опыт и перспективы». Новосибирск: СО РАН, 1995. – 208 с.
5. Коптюг, В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Чем грозит России игнорирование ее выводов? // Трагедия цивилизации: Материалы семинара: «Кризис и тенденции развития современной цивилизации». Новосибирск: СО РАН, 1994. – С. 9 – 16.
6. Коптюг, В. А. Наука спасет человечество. Новосибирск: СО РАН, 1997. – 342 с.
7. Коптюг, В. А., Матросов, В. К., Левашов, Ю. Г., Демянко, Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток: Дальнаука, 1997. – 82 с.
8. Ларуш, Л. Х. Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике? М. : Шиллеровский институт – Украинский Университет в Москве, 1992. – 224 с.
9. Досократики. Минск: Харвест, 1999. – 784 с.
10. Поздняков, А. В. Стратегия российских реформ. Томск: Спектр, 1998. – 324 с.
11. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 2005. – 296 с.
12. Раджниш Бхагаван Шри, (Ошо). Дао. Путь без пути. М. : Либрис, 1994. – 800 с.
13. Салин, Ю. С. Эволюционный тупик. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2006. – 398 с.
14. Фромм, Э. Душа человека. М. : Республика, 1992. – 430 с.
15. Фромм, Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1990. – 388 с.
16. Штирнер, М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. – 560 с.

Is there happy Suture to the humanity?
(an attempt of social derelopment)

Characterize the modern vector of the tendency of west civilization аs a histоriсаl deadlock.
The appearance of the existential situation, where humankind"s destiny will Ье determined Ьу the unity of everybody in the fасе of соmmоn – equal for аll tellurians – danger, not the reign of monеу, will Ье аЫе to save humankind Ьу inference.
The characterization of the tоmоrrоw"s society.

Рецензии

В Вашей статье оптимизм преодолевает пессимизм, но не совсем логично.
Итак. Получается, что выход начнется только с глобального природного кризиса, когда жить по-старому станет невозможно. Но
1. Природная катастрофа может стать необратимой для живой природы, в этом случае вряд ли что-то может спасти людей.
2. Но, допустим, шанс будет, однако непонятно, каким образом люди будут способны сменить свои модели поведения. С чего это они вдруг изменят тип действий? Из-за опасности погибнуть? Да когда их это останавливало?

Нет, все-таки дело идет к еще большему числу военных конфликтов, в том числе ядерных. Несмотря на то, что в ближайшие два десятилетия начнется новая технологическая революция - переход к принтовому производству и открытию принципиально новых способов получения энергии, в результате которой будут решены многие и экологические, и социальные проблемы, в целом ситуация все равно не изменится - снимутся текущие проблемы, возникнут иные и более серьезные. Жизнь по природе своей агрессивна и развивается только по экстенсивной модели, а достигнув пределов развития, вырождается, начиная поедать саму себя. Выход жизни за пределы породившей её планеты вряд ли что-то решит. Жизнь неисправима, потому что не может даже при помощи разума ограничить свою природу. Выход только в одном - преодолеть саму жизнь, то есть породить форму существования, которая окажется выше и сложнее жизни по организации. Сегодня это кажется утопией, но когда-то было сложно поверить, что в безжизненных планетарных процессах зародится жизнь, но она появилась. Следует просто понять, что жизнь не является высшей и последней точкой развития Мира.

Романтические отношения можно сравнить с весельной лодкой. И если гребцы будут управлять ею несинхронно, она будет стоять на месте, крутиться или вовсе пойдет ко дну. Для того чтобы освоить навыки управления судном под названием Любовь, необходимо вкладывать внутренние ресурсы. Но даже если вы согласны производить эту титаническую работу, вас может пугать путь, который необходимо преодолеть сообща. А что, если эта связь изначально обречена на провал? А что, если вы впустую потратите время? Поэтому, прежде чем пускаться в совместное плавание, предлагаем вам выяснить, есть ли у вашей пары будущее. В этом вам помогут следующие параметры.

Вы определили совместные цели

Партнеры в гармоничных отношениях хорошо осведомлены о своих потребностях и желаниях. Они прекрасно знают, чего хотят от совместной жизни. Влюбленные не боятся загадывать, кем они видят себя через пять или десять лет, не стесняются обсуждать тему рождения детей или построения карьеры. Без соответствующих целей на будущее сложно синхронизировать свои собственные желания с потребностями партнера. Кто-то из вас не видит будущего без официального брака, а кто-то не готов брать на себя финансовые обязательства. Причин нестыковок может быть много. И если это не прояснить сейчас, ваша семейная лодка не выдержит испытания штормами.

Вы составили идеальное эмоциональное уравнение

Идеальными можно назвать такие отношения, которые напоминают правильное уравнение. За неизвестные следует принять умение понимать опасения и страхи партнера, а также степень поддержки. Если случатся трудные времена, вы будете уверены, что можете положиться друг на друга и сработать как единое целое.

Волнующая близость

Можете ли вы назвать основную причину, по которой угасают и распадаются романтические отношения? Если вы считаете, что речь идет о плохом качестве (отсутствии) интимной близости, то ваши догадки являются верными. Большинство супругов, особенно если у них за плечами долгие годы совместной жизни, склонны думать, что настоящая любовь основана на возвышенных платонических чувствах. Однако они упускают один важный момент. Эксперты в области семейных отношений полагают, что именно интимная близость является фундаментом прочной связи. Поэтому если в вашей паре прослеживается сексуальная совместимость, это указывает на то, что в будущем вам удастся избежать львиной доли ссор и непонимания.

Откровенность

Честность принадлежит к разряду добродетелей, и без этого качества не смогут выжить ни одни отношения. Когда партнеры откровенны друг с другом, между ними не может вырасти стена непонимания, зато это под силу лжи, скрытности и изменам.

Счастье

Основная вещь, которую вам предстоит понять, прежде чем вы продолжите совместное плавание, - действительно ли вы испытываете счастье? Идеальные отношения не заставят вас плакать, страдать или сомневаться в будущем. И если на вашу долю выпало больше горя, чем радости, пришла пора переосмыслить совместное существование. Говорят, что построение отношений сродни тяжкому труду, но если вам не нравится работа, она превращается в каторгу. Только любимое дело может приносить эмоциональное удовлетворение, и только счастливые отношения имеют будущее.

Публикуемый ниже материал - доклад «Фундамент традиционных ценностей и стержень нравственности», прочитанный Михаилом Хасьминским на 18-х областных Рождественских чтениях в г. Магадане, тема которых в этом году - «Нравственные ценности и будущее человечества».

Михаил Игоревич Хасьминский - руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье - храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), помощник настоятеля подворья; член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН); член научно-консультативного совета Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации; член рабочей группы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.

Хотелось бы поговорить о будущем человечества с точки зрения практикующего кризисного психолога. Согласитесь, что будущее человечества напрямую зависит от того, как живут наши дети, потому что они и есть наше будущее.

Образование и воспитание

Школы, училища, вузы - все эти учреждения называются «образовательными». Вопрос в том, что понимать под образованием. Сейчас это понимается главным образом как передача определенной суммы знаний, но не воспитание.

Образование, если рассмотреть это слово этимологически, - придание образа. И образа не какого-нибудь, а образа Божия. Это делается и с помощью знаний, и с помощью воспитания - то есть это комплексное действие, в котором нельзя выделить или отбросить какую-либо часть. Я могу подтвердить это словами известных философов: например, французский писатель и философ Мишель де Монтень писал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит вред». Ему вторит Дмитрий Иванович Менделеев, наш великий ученый, говоря, что «знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». А Михаил Васильевич Ломоносов просто писал: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание - вот цель обучения».

Все очевидно, но поясню еще несколькими примерами. Все, наверное, слышали о насильнике Чикатило, чье имя даже стало нарицательным. Так вот у него было три (!) высших образования (одно из них неполное) и одно среднее специальное: он окончил училище связи, потом поступил в МИИТ, там проучился два курса, а после окончил филологический факультет Ростовского университета и Университет марксизма-ленинизма при педагогическом институте. Он работал учителем русского языка и литературы и воспитателем в школе-интернате.

Просто наделить молодых людей какой-то суммой знаний - это не есть образование в полном смысле этого слова

Другой пример: Джек-Потрошитель в Англии был самым известным и искусным на тот момент и образованнейшим хирургом. И в литературной классике встречаем такие примеры. Вот, в частности, злой гений профессор Мориарти у Конана Дойла: очень образованный и культурный человек. Кстати, исследователи предполагают, что у Мориарти имелся реальный прототип в лице профессора Уолтэра Лойда МакЛаренса, который преподавал математику в Оксфорде в конце XIX века

Итак, наделить молодых людей определенным знанием (я уже не говорю о том, что современные выпускники просто натасканы на ЕГЭ) - это еще, к сожалению, не есть образование в его полном смысле. Человек может иметь высшее образование, но не иметь образа Божиего. Если так в образовании и дальше будет продолжаться, тогда будущее человечества весьма печально, ибо тогда социум будет сложен из индивидуумов без стержня, без содержания, без образа Божиего.

Религия как основа морали и права

Хотелось бы спросить: а что плохого в суициде? Мы боремся с этим явлением, хотим снизить количество суицидов среди несовершеннолетних, а что в нем плохого? Давайте вспомним, что в Древнем Риме самоубийство было вполне уважаемым поступком, который не только не порицался, но даже считался доблестью. И конечно, древние римляне с ним не боролись. Почему же сейчас мы боремся с этим явлением? Мы боремся потому, что, когда христианство пришло в Рим, заповеди, и в частности заповедь «не убий» , стали определять мировоззрение людей, их поведение, их отношение, их мораль и нравственность. В том числе и отношение к самоубийству. Именно религиозная основа стала определять нравственное состояние общества и отношение к тому или иному явлению.

То же самое, разумеется, можно сказать и об убийстве другого человека. Если человек совершает убийство другого, не веря ни в вечную жизнь, ни в то, что ему придется держать ответ перед Богом за это деяние, - например убивает, чтобы получить много денег и до конца жизни ими пользоваться - то с точки зрения человека нерелигиозного что в этом плохого? Может быть, это просто (как у нас иногда подается) естественный отбор. Вот так человек понимает мир: «Почему нельзя убить, если я сильнее? Право сильного! Дарвин рулит».

А нельзя убивать потому, что это нарушение заповеди. Если человек понимает, что у того, кого он хочет убить, есть бессмертная душа и бесценная жизнь, данная Самим Богом, что он встретится после своей смерти с невинно загубленным и его неминуемо ждет самый нелицеприятный Суд за невинно убиенного, то он выстраивает свое отношение к этому действию исходя из такого представления. И тут понятно, почему убийство - это огромный грех.

Далее. Возьмем разбой: почему нельзя, например, что-то у другого отнимать, красть? А если ты сильнее? Нельзя потому, что это нарушение заповеди «не укради» , это тоже имеет под собой религиозную основу. Убираем фундамент - и в общем-то непонятно становится, почему этого нельзя делать.

Или коррупция, например, с которой все сейчас так страстно борются. А почему нельзя получить что-то в обход закона, но за свои же деньги и притом по собственному желанию отданные? Тем более иногда бывает, что коррупционер может даже некое с практической точки зрения полезное дело осуществить: допустим, не проходил какой-то важный документ, но ему дали «на лапу», и он его провел. Со светской точки зрения это то, с чем бороться, может быть, и необязательно. Но это то, с чем бороться необходимо, потому что под этой борьбой стоит религиозная основа, которая определяет нравственную основу.

И вообще все право (система общеобязательных юридических норм, устанавливаемых государством) вышло из заповедей основных авраамических конфессий. Если взять Уголовный Кодекс, то можно увидеть, что это практически расширенное толкование последних шести заповедей из Декалога (10 заповедей, данных Богом Моисею).

Рассмотрим и такой поступок, как измена супругу. Она не карается законом, по крайней мере в нашей стране, но порицается. А почему? Если, к примеру, кто-то изменил жене с соседкой, а она, соответственно, изменила своему мужу, и никто об этом не узнал? И мужчине хорошо, и соседке тоже, так, собственно говоря, что же тут плохого? Никто никого не убил, государству ущерба не нанес, все живы и довольны. Но тем не менее нравственно это порицаемо. Почему? Потому что это опять же уходит корнями в религиозную основу: заповедь «не блуди» . И если мы признаем «не блуди», то мы признаем и все, что вытекает отсюда. Если не признаем, то все вытекающее теряет смысл и становится совершенно непонятно нашим ученикам. И мы не сможем им этого объяснить! Мы не сможем вырастить из них нравственных людей, которые понимают эти корни. И больше скажу: если они не будут нравственными, то скорее всего они, к сожалению, будут нравственными уродами.

Мне могут возразить: в Советском Союзе не было религиозного фундамента, но при этом люди были высоконравственными, - и я вынужден с этим согласиться. Но тут есть вполне простое объяснение: на протяжении веков у нас была христианская страна, и во многих поколениях люди соответствующим образом воспитывали своих детей и внуков. И как дерево с подрубленными корнями не умирает сразу, то, когда этот религиозный фундамент ушел, люди продолжали подрастающее поколение воспитывать в христианском по сути духе.

К чему может привести слом религиозной основы

Объяснить, почему что-то нельзя делать, без разъяснения религиозного основания практически невозможно

Но пришло то время, когда эта инерция вековых христианских традиций закончилась. И вот мы видим, что начинается то самое оскотинивание, примеры которого мы встречаем и в социальных сетях, и в реальной жизни, в псевдо- и контркультуре, нас окружающих. Все эти вещи теснейшим образом взаимосвязаны! При этом объяснить ребенку, почему нельзя делать то или иное, без разъяснения религиозного основания практически невозможно. Наши дети благодаря современным технологиям живут уже в другом мире. Попробуйте с точки зрения светской объяснить эгоисту-потребителю, почему надо уважать отца и мать. Это тоже, кстати, всех нас волнует. Если у ребенка нет авторитета, нет основы, нет Бога - то почему он должен, собственно говоря, ограничивать себя в потреблении ради своих постаревших родителей, а не сдать их в интернат (дом престарелых) дожидаться очередного пожара? Здесь нет, я считаю, мирского объяснения. Просто то, что мы так со своими родителями не поступали? Просто то, что мы так его воспитывали? Это не объяснение. Потому что, скажем, до подросткового возраста вы как родители в авторитете, а потом - уже нет, в авторитете уже другие.

Пирамидка без стержня, или Неисправная операционная система

Итак, если у человека нет этой правильной религиозной основы, то, к сожалению, весь воспитательный процесс будет обречен. Я это сравниваю порой с детской пирамидкой. Пирамидку, как все, вероятно, замечали, маленькие дети часто собирают неправильно - просто ставя колечки одно на другое, а в ней самое главное - основа и стержень. И если нет религиозной основы, из которой вырастает вот этот нравственный стержень, то скорее всего пирамидка собрана будет неверно, криво, и, может быть, пересобрать ее правильно уже не будет никакой возможности.

Если зашла речь о метафорах, то воспитание хотелось бы еще сравнить с операционной системой компьютера. У всех нас есть компьютеры, и мы представляем себе, что если операционная система дает сбой, неисправно работает, то, соответственно, все программы, все приложения будут работать плохо. Так и в человеке: если нравственная система работает плохо, то все, чему мы его научим, будет работать тоже, увы, плохо, и не обязательно это проявится сейчас, может проявиться и на других жизненных этапах. Более того, неисправная операционная система может даже сломать весь компьютер. И это мы видим, когда человек совершает преступление или идет на самоубийство: ментальные программы входят в конфликт друг с другом, то есть человек не может разобраться в ситуации и не может правильно себя повести, у него нет для этого навыков. И человек, как и компьютер, «ломается».

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
“Что такое хорошо, и что такое плохо?”»

Хотелось бы обратить внимание и на то, что мы зачастую сами транслируем очень странные вещи своим детям. Вообще что такое хорошо, и что такое плохо - это то первое, жизненно важное, чему издревле учил отец сына. Это, кстати, нашло отражение в известном стихотворении Владимира Маяковского. И отец однозначно говорил: вот это - плохо, а вот это - хорошо. И - что немаловажно - доказывал свои слова каждодневным примером. То есть сам так жил!

Абсурд: мы говорим детям, что суициды - это плохо, но при этом не возражаем против абортов как против убийств

Вот мы постоянно говорим о ценности жизни человека. А ценность жизни - это та категория, которая тоже определяется религиозно. Жизнь бесценна, это дар. А этот дар дает кто? Дает Бог. Значит, Бог и спросит с нас за эту жизнь - за этот Свой бесценный дар. И ясно, что если есть понимание этого, а также того, что душа вечна, то делать гадкие вещи, а тем более окончить, например, жизнь самоубийством или убить человека становится просто противоестественно.

А вот если заповеди не являются фундаментом, то часто получается абсурд. Мы говорим детям, что суициды - плохо, что убивать ужасно, подразумевая, что жизнь имеет высочайшую ценность. Но при этом не возражаем против абортов публично и ясно как против убийств. И получается такой парадокс: вот здесь человеческая жизнь важна, мы говорим о ее ценности, о ее сохранении, даже когда человек уже сам готов от нее отказаться (потому что, опять же, у него его «операционная система» сломалась), но при этом мы почему-то игнорируем важность жизни совсем еще маленького нерожденного человечка. Как же так?! Как дети смогут понять, что жизнь ценна, если в обществе осуществляется столько абортов и они, бывает, знают, что мать сделала аборт до него? Как ребенку потом говорить о ценности человеческой жизни?! Тут очень важный момент. Ведь почти всегда ценность человеческой жизни, отношение к собственной душе и детерминирует поведение человека.

Золото в обмен на стекляшки

Ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, а у наших детей этого нет!

Говоря о причинах суицидального поведения, хотелось бы привести еще одну метафору. Все помнят историю, когда европейцы, попав на американский континент, меняли у коренных жителей золото на стеклянные бусы. И, конечно, это был неравнозначный обмен, сейчас мы прекрасно это понимаем. И знаем, что индейцев потом практически всех уничтожили, то есть не только у них забирали драгоценный металл, но и самих убивали - например, взамен давали им одеяло, зараженное оспой, и так далее. Это был настоящий геноцид. Но ведь могли же индейцы и сопротивляться! Могли ведь? Зачем им было менять золото на какие-то жалкие стекляшки? Конечно, могли, но их проблема была в том, что они не понимали: эти привлекательные стекляшки на самом деле просто обработанные дешевый кварцевый песок, сода и известняк. И при этом они не понимали цену того, чего у них было в достатке, то есть цену золота. Вот почему они шли на такой неравнозначный обмен. И напрашивается вопрос: не то же ли самое происходит и сегодня, когда дети легко меняют собственные бесценные жизни на какие-то странные обещания подонков насчет страны синих китов, колонии и так далее? Дети ломают и не ценят свои жизни, не ценят радости каждого дня. И совершенно логично, что такие дети, не имея целостной структуры личности, живя во фрагментарном эгоистичном сознании, бросают вызов и Творцу, и всем нам. И этим вызовом напрямую доказывают, что ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, которого у них нет.

Я видел сотни людей, желающих убить себя, но ни разу не видел психически здоровых и по-настоящему (подчеркиваю: по-настоящему) православных или мусульман, которые бы совершали попытки самоубийства. Я не абсолютизирую данные, я допускаю, что у коллег, возможно, были такие случаи, но я уверен, что эти случаи просто единичны.

Что отличает «здоровые» регионы от «больных»

Мы говорим о профилактике деструктивных видов поведения несовершеннолетних, мы ищем, что могло бы снизить уровень такого поведения хотя бы на несколько процентов в год - в этом году у нас самоубийств на 15% меньше, чем в прошлом (в целом все возрастные категории), и это уже достижение. А я могу дать рецепт, каким образом можно снизить многократно не только самоубийства, но решить и вопрос демографической безопасности, и многое другое.

И это я могу доказать данными Росстата, которые представлены этой диаграммой. Тут показаны уровни самоубийств на Дальнем Востоке, в Сибири и в Ингушетии и Дагестане (в расчете количества суицидов на 100 000 населения). Бросается в глаза, что разница в 15-30 раз между Дальневосточным регионом (Еврейской АО) и Ингушетией с Дагестаном. Как же можно объяснить эту колоссальную разницу? Ни экономическими, ни социальными причинами этого не объяснишь. Так, на Дальнем Востоке не может быть экономического положения в 25 раз хуже, чем в Ингушетии. Также не может быть такой колоссальной разницы ни в количестве психологов в школах, конечно же, ни в количестве душевнобольных, ни в качестве оказания психиатрической помощи. Ну не может быть на Дальнем Востоке в 25 раз больше душевнобольных, чем в Ингушетии! Единственным, на мой взгляд, настоящим объяснением данного феномена может служить то, что на Кавказе есть традиционное общество, которое структурирует человека и на все вопросы дает конкретные ответы. А также четко позиционирует, что допустимо, что недопустимо в обществе, исходя, опять же, из авраамического традиционного ислама. И просто принадлежность к религиозным корням и следование определенным законам снижает количество суицидального поведения в десятки раз.

Отмечу также, что в более традиционном обществе этих регионов полностью отсутствуют детские дома, интернаты для престарелых (хотя мне говорили, что там есть интернаты, но как раз только для русских, к нашему позору), что там значительно меньшей проблемой являются различные виды зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой и т.п.), если взять в расчете на 100 000 человек. Там больше процент активно занимающихся спортом, ну а про многодетность даже нечего и говорить. Там гораздо крепче институт семьи: точно в такой же пропорции, как и суицидов, меньше разводов, чем на Дальнем Востоке. Вот оказывается, как принадлежность к традиционным ценностям кардинально меняет ситуацию! И если мы будем воспитывать наших детей в наших традициях, то мы тоже многократно уменьшим количество трагедий.

Отчего болит душа?

Хотелось бы вспомнить основателя суицидологии Эмиля Дюркгейма, известного французского социолога и философа, который говорил: «Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». Но нравственность, как мы видим, не может развиться и существовать сама по себе, без религиозных корней.

Нравственность, основанная на потреблении, существовать не может, потому что человека нельзя до конца удовлетворить. И тут хотелось бы процитировать еще одного известного человека - писателя Эрнеста Хемингуэя. Он сказал о материальных потребностях одну, на мой взгляд, глубоко психологичную вещь, подтверждение которой мы можем легко увидеть у нас в сердце:

«Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, - он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел».

Это очень мудрые слова.

Удовлетвориться материальным нельзя в принципе! Потому что душа нематериальна и требует совершенно другого

Удовлетвориться чем-то материальным человек не может в принципе! Потому что душа нематериальна. Она требует совершенно другого питания! А когда человек не может чем-то удовлетвориться, он впадает в так называемую фрустрацию. Он не может достичь чего-то, и ему окружающая его реальность уже не нравится. И у него находятся такие, например, выходы: уйти в игровую зависимость, то есть в некий иллюзорный мир, где он всего может достичь. Или уйти в наркотический угар или в деструктивное поведение другого рода. Но при этом не задумываясь о душе, то есть не удовлетворяя истинные потребности, которые могут исправить ситуацию. Но ведь нельзя удовлетворить те потребности, о которых ты сам не знаешь, которые ты не чувствуешь!

И вот что интересно: когда у людей в кризисном состоянии спрашиваешь об их самочувствии, почти все, за редчайшим исключением, говорят, что у них болит душа. То есть душу все-таки чувствуют, понимая локализацию боли, когда ужасно болит. Но при этом многие не идут в Церковь, эту лечебницу душ, а пытаются зачастую вышибать «клин клином» потребления, развлечений, зависимостей и других деструктивных действий, что не решает саму проблему, но приводит обычно к трагедиям.

Но давайте посмотрим, отчего болит душа.

Думаю, никто не будет спорить, что к разрушению человека - внутреннему разрушению - порой приводит гнев. И все прекрасно знают, что гнев может привести к убийству или самоубийству. А блуд может привести к самоубийству? Конечно, может. Очень часто измены - когда кому-то изменили или сам человек изменил - приводят или к убийству, или к самоубийству, или к алкоголизму, или к наркомании. А может ли привести сребролюбие к убийству? Да, и мы знаем массу примеров этому. А ненависть? Конечно, тут даже пояснять не надо. Уныние? Да. Гордыня? Конечно. И даже чревоугодие. Может? Может. Вопрос: что это тут перечислено? Гнев, ненависть, блуд, сребролюбие, чревоугодие - это же страсти! Человеческие страсти, давно описанные в аскетической литературе. Раньше детям с самых младых ногтей это объясняли и давали понять, что с этими страстями надо бороться, учили, как именно. А сейчас многие ли вообще знают, что со страстями надо бороться и что страсти разрушают личность и душу? Наоборот, часто страсть подается за норму. Так как можно бороться с той болезнью, которую ты не воспринимаешь как болезнь?!

Кто виноват?..

Увы, это наша вина. Наша вина, что наши дети страдают, что они убивают себя, что они разводятся (в 70% случаев в среднем по стране). Все это происходит потому, что духовные сорняки растут в душах наших детей, а дети даже не понимают, что эти сорняки необходимо выпалывать, пока они еще не разрослись в непроходимую чащу. И это тоже имеет отношение не только к их, но и к нашему собственному будущему. Конечно, к деструктивным действиям приводит отсутствие традиционных ценностей в воспитании, о чем мы выше говорили. Конечно, часто детерминирует поведение и атеистические представления о жизни после смерти, а именно отсутствие таких представлений. Мол, чего бояться жить по правилам? «Один раз живем! Все надо попробовать! Делай что хочешь!» Можно даже и убить - тормозов-то нет, отвечать не придется, после смерти же ничего не будет.

Налицо навязывание потребительской и гедонистической философии вместо традиционных форм. А ведь мы понимаем, откуда идет потребительская философия. Выгодно из людей делать потребителей, чтобы они покупали, покупали и покупали. Потребители - топливо экономики. Но самому человеку-то это невыгодно! И невыгодно делать потребителей из наших детей. Тут у нас с производителями товаров и услуг совершенно расходятся интересы.

Потребительство захватит детей, если у них не будет религиозного понимания жизни, опыта христианской жизни

Потребительство захватит наших детей, если у них не будет альтернативного религиозного понимания, опыта христианской жизни. А у них не будет этого, если мы их этому не научим. А для этого мы должны так жить сами и показывать им пример положительный, а не такой, какой они могут увидеть в интернете. Это трудно, это сложно, но есть ради чего становиться другими и родителям, и учителям, и чиновникам.

Мы можем не дать достаточного количества материальных благ, но мы должны дать ребенку значительно большее - традиционную иерархию смыслов. Мы должны объяснить с точки зрения нашей традиционной культуры, зачем человек живет, зачем нужна семейная жизнь, зачем нужно менять себя. Пока, увы, дети не получают ответов на эти вопросы. Мы очень мало объясняем детям. Конечно, мы хотим, чтобы дети знали смыслы: и смысл жизни, и смысл создания семьи и воспитания; чтобы они понимали смысл страданий и правильно определяли свое отношение к труду, к стране. И нам надо дать этот религиозный стержень, этот аккумулированный опыт всех прошлых поколений, которые тоже проходили через разные кризисы. Проходили кризисы в семье, переживали потерю близких - и шли вперед; жили, когда не хотелось жить, когда была война, когда был голод… Они знали, как ко всему этому относиться, чтобы это преодолеть! И они это преодолевали. Мы сами, наше существование является свидетельством того, что они это преодолели.

Итак, только религиозная основа позволяет справиться с кризисами, неизбежными в жизни каждого человека. Она дает понятие абсолютного авторитета Бога, который выше сиюминутной человеческой морали, ни на чем не основанной.

Я часто бываю в различных молодежных аудиториях. И когда спрашиваешь, что такое любовь, обычно все просто отвечают, что любовь - это чувство. Почти никто не говорит, что это созидание, что это сострадание, что это жертвенность. А ведь жертвенность - это всё! Это когда человек хочет не взять, а дать. Почему происходит большинство разводов? Потому что девочку растят принцессой и она привыкла брать, и мальчика растят так же, а потом они соединяются в семью, и каждый хочет от другого вырвать побольше, чем дать. Естественно, это приводит к разводу. А раньше на чем строилась семья? На жертвенности. Как раз на том, чтобы безвозмездно что-то сделать для близкого человека, чтобы ему было хорошо. И другой так же делал, потому что так же был воспитан.

И вообще все, что двигало нашу страну, и все, что может определять наше будущее, обуславливается и обуславливалось именно жертвенностью, отдачей, а не эгоизмом и потребительством. Это не только семья, но и патриотизм (если нет жертвенности, то кто пойдет защищать страну? Ради чего?), это и труд, и творчество (ибо за деньги невозможно сделать шедевр). И вообще созидательное развитие - это всегда отдача. И это, конечно, должны понимать дети.

…и что делать?

Великий Иван Аксаков сказал: «Прогресс, отрицающий Бога, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

И когда вы видите сатанинскую символику в группах смерти, когда вы слышите детский мат, узнаете о зверствах детей по отношению друг к другу, читаете о насилии и крови, то знайте, что они просто совлекли с себя образ Божий и поменяли его на образ звериный.

И давайте согласимся с тем, что мы и сейчас не стараемся в полной мере вернуть образ Божий детей, образовывая их. Мы ищем крайних в трагедиях, думаем о вторичных вещах, не обращая достаточного внимания на основную проблему.

Вернусь к метафоре пирамидки. Представим: пирамидка со стержнем или без стержня. Если нет стержня, то просто ногтем по этой конструкции стукни - и все развалится, что собственно мы все чаще и чаще видим, когда случаются очередные трагедии.

В заключение хотелось бы привести слова блаженного Августина Иппонийского - великого ученого, святого, подвижника, который сам много ошибался в жизни, но тем не менее обрел христианский стержень и смог стать отцом Церкви: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

Так давайте обратим на это самое пристальное внимание и подумаем, что конкретно мы можем сделать для наших детей, у которых есть бесценная душа, и ее мы должны напитать живительной энергией любви и благотворными знаниями, а не формальными ЕГЭ, баллами и не потребительским и гедонистическим отношением к жизни, что может привести лишь к страданиям и катастрофам.

По мнению экспертов в области психологии отношений, между парами, которые быстро расстаются, и теми, кому удается выстроить гармоничный и длительный союз, есть ряд существенных различий.

Вот что отличает партнеров, которым удается оставаться вместе многие годы.

1. Они умеют смеяться над собой и друг над другом

«Сразу внесем ясность: имеются в виду вовсе не злобные и презрительные насмешки, которые служат только для того, чтобы почувствовать собственное превосходство над другим. Такие насмешки разрушают отношения. Речь скорее об умении не относиться к себе слишком серьезно и способности добродушно посмеяться над причудами - вашими или вашего партнера. Это могут быть шутки по поводу, скажем, любимого фильма партнера, его или ваших прошлых ошибок или эгоистичных поступков», - объясняет психолог Райян Ховс.

2. Они находят способы выражать свою любовь даже в мелочах

«Заниматься сексом легко, но куда сложнее проявлять свою любовь каждый день. Есть множество способов показать партнеру, как вы его любите и цените. Играет роль каждая мелочь - например, она не забывает по утрам варить ему кофе, а он постоянно напоминает ей, как ценит ее трудолюбие. Если партнеры постоянно заботятся друг о друге, это важный признак того, что у отношений большое будущее», - уверен семейный психотерапевт Курт Смит.

3. Они согласны друг с другом по важным вопросам

«Чтобы отношения продлились долго, важно, чтобы основные ценности партнеров совпадали. Как показывают исследования, чем ближе взгляды по таким вопросам, как религия, деньги, количество детей и особенности их воспитания, тем выше вероятность того, что люди проживут вместе всю жизнь. Именно поэтому лучше еще на начальном этапе знакомства серьезно обсудить свои главные жизненные ценности - они вряд ли сильно изменятся в будущем», - советует Карл Пиллемер, профессор отделения развития человеческого потенциала Корнеллского университета.

4. Они снисходительны друг к другу

«Даже когда партнер вас подводит или поступает по отношению к вам не лучшим образом (например, опаздывает на ваш день рождения), вы предполагаете, у него есть на то причины и он не поступил так вам назло. Вместо обвинений вы просто объясняете партнеру, какие чувства вызвал у вас его поступок, и предлагаете, что можно сделать, чтобы не повторять подобные ошибки в будущем. Если же ваш партнер все равно без конца опаздывает, остается только смириться с этим. В конце концов, вы сами выбрали этого человека», - напоминает сексолог Целесте Хиршман.

5. Они не подсчитывают, кто кому что должен

«В идеале партнеры любят и заботятся друг о друге, не ожидая ничего взамен. Они делятся своей любовью «бесплатно», выражение чувств для них - само по себе награда. Но так бывает не всегда. Во многих парах партнеры делают друг другу что-то хорошее в расчете на ответный шаг. Начинаются споры в духе: «Я пять раз мыла посуду на прошлой неделе!» или «Ты уже пять раз ходила встречаться с подругами, а я за это время только один раз встретился с друзьями!». Вместо того, чтобы высчитывать, кто кому сколько должен, и ожидать, что партнер «возместит недостающее», почему бы просто не договориться о варианте, который устроит обоих? К примеру: «Мы оба ненавидим мыть посуду, давай будем делать это по очереди: одну неделю - я, другую - ты», - предлагает советует Райян Ховс.

6. Они не избегают проблем, а решают их вместе

«В здоровых отношениях партнеры не откладывают решение проблем. Трудности - неотъемлемая часть жизни, не следует рассматривать их как что-то плохое, чего нужно любой ценой избегать. Зачастую совместное преодоление трудностей способно еще больше сблизить партнеров и укрепить их отношения. Чтобы справляться с проблемами, нужно мужество, но наградой станет более крепкий и надежный союз», - уверен Курт Смит.

7. Они признают ответственность за ошибки

«Важно, чтобы каждый из партнеров брал на себя ответственность за поступки и их результаты. Если вы что-то сделали не так из-за того, что были расстроены и обеспокоены, стоит признать свою ошибку и объясниться. Например: «Иногда, когда я расстроена, я начинаю тебя буквально преследовать. Понимаю, как это для тебя утомительно». На что партнер может ответить: «Да, это бывает нелегко. А я вот иногда словно «отключаюсь». Наверное, это тебя пугает». Если партнеры готовы брать на себя ответственность за свое поведение, их отношения ждет большое будущее», - считает сексолог Даниэлла Хэрел.

25 выбрали

Эпоха белого листа
и спотыкающихся строчек
уходит безвозвратно,
впрочем,
уходит с ним и красота
не воплощенной в звуке речи,
и память о ее предтече…

Я не знаю автора этих строк, на них я наткнулась случайно, но они, что называется, "запали в душу", "зацепили". Неужели, шелест и запах печатных страниц очень скоро останется лишь в воспоминаниях или будет чем-то вроде искусственной добавки к монитору для книжных "гурманов"? Да и будут ли они, эти "гурманы"?

Не секрет, что Россия стремительно теряет свои позиции по уровню образования. По данным исследований Центра социологии образования РАО, каждый третий россиянин вообще не читает книг, а литература перестала быть любимым предметом большинства школьников, которые читают не больше одной книги в месяц (30 лет назад этот показатель был выше в четыре раза). Если в 70-е годы читал запоем каждый третий, сегодня книгу вытеснили плеер, мобильный телефон, телевизор, компьютер. Более 50% наших соотечественников признались, что НИКОГДА не были в библиотеке.

Не так давно мамины ученики проводили анкетирование. В анкете, которую они предлагали людям разных возрастов, было всего три вопроса:

  1. Читаете ли вы печатные книги?
  2. Читаете ли вы книги в цифровом формате?
  3. Есть ли будущее у печатной книги?

Результаты выглядели так...

Печатные книги читают:

  • 100% педагогов;
  • 98% родителей;
  • 100% школьников и студентов.

Книги в цифровом формате читают:

  • 20% педагогов;
  • 57% родителей;
  • 76% школьников и студентов.

Верят в будущее печатной книги:

  • 98% педагогов;
  • 50% родителей;
  • 45% школьников и студентов.

"Ни дня без строчки", - под таким девизом живут школьные учителя. Все они читают, в основном, печатные книги. Но есть педагоги, которые увлекаются и чтением цифровых книг. И, все же, большинство считает, что печатное издание "...более содержательно, оно полнее раскрывает содержание, способствует переживанию и духовному обновлению". Так же думают и многие родители нынешних школьников.

В отличие от взрослых, школьники и студенты предпочитают альтернативные книги (DVD, MP3-книги, цифровые и т.д.) печатным. Хотя, все опрашиваемые в возрасте до 22 лет ответили, что читают (или вынуждены читать) и печатные издания. При этом некоторые безапелляционно заявили, что печатная книга - это прошлый век. Причем, категоричность отрицательных ответов на третий вопрос анкеты возрастала с уменьшением возраста опрашиваемых.
"На смену Homo legens – человеку, читающему книгу, – пришел Homo computerus – человек с компьютером", - прочитала я на просторах Интернета. Вы тоже так считаете?

Фото: из личного архива, newportal.com.ua

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...