Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов «Коммуникативная компетентность дошкольников. Методика вербального выбора "День рождение"

Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).

Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.

Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.

Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними.

Развитие коммуникативной компетентности нераздельно связано со становлением самой личности. Усвоение коммуникационного опыта совершается во время непосредственного взаимодействия и также лично во время чтения, просмотров кинофильмов, наблюдая за людьми.

Коммуникативная компетентность личности формируется, получая данные об особенностях коммуникационных взаимодействий, межличностных проблем и тактик их решения. Когда развивает коммуникационные способности, он перенимает из внешней социальной среды визуальные и словесные средства, с помощью которых анализирует коммуникационные ситуации взаимодействия. Во время происходит процесс становления коммуникативной компетентности, она происходит несколькими путями: через идентификацию с взрослыми, через усвоение культурного наследия и посредством наблюдения за общением других людей.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный – это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их .

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников. Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности .

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, а если есть затруднения в речевом развитии тогда еще подключить логопеда. Необходимо, учить малыша выражать чувства, мысли, эмоции, потребности с помощью речи и мимики, развивать невербальную лексику, обеспечить одновременное исполнение образовательной и самостоятельной деятельности, создавать и проектировать игровые ситуации, которые бы мотивировали ребенка к коммуникации. В коммуникационной деятельности обеспечить необходимую поддержку и фасилитацию во взаимодействии педагога и ребенка, также детей между собой, понять социальную ситуацию и те обстоятельства, в которых проживает ребенок, признать его семью, как фактор, который является наиболее влиятельным в развитии личности ребенка и формировании его коммуникационной грамотности.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка происходило нормально, необходимо, чтобы педагоги сами, в первую очередь, имели личную хорошо развитую коммуникационную грамотность. При коммуникации с детьми в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагоги должны соблюдать некоторые правила.

В первую очередь, должен быть установлен личный контакт с каждым малышом, необходимо обращаться к нему по имени, во время разговора быть на уровне глаз у ребенка. Детей необходимо выслушивать до конца, даже тогда, когда времени немного, не перебивать их речи. При каждом взаимодействии нужно анализировать свое поведение, подумать над тем, что мешает слушать ребенка до конца, есть ли желание перервать его, имеется ли мысль о неважности детской речи, нужно проследить есть ли желание все время что-то возразить ребенку, присутствует ли внутренняя полемика.

Следить за невербальным поведением, во время разговора выражать всем своим лицом любовь и теплоту, улыбаться, контактировать с помощью глаз, делать плавные жесты. Нужно следить за своим настроением и часто улыбаться, это способствует улучшению психологического микроклимата в группе.

Необходимо развить в себе способность к самонаблюдению, анализировать собственную деятельность, мысленно поставить себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты. Помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.

При коммуникации требуется использовать некоторые приемы педагогического воздействия, такие, как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

Соблюдение всех этих правил и рекомендаций, поможет педагогу-воспитателю развить свой педагогический такт, лучше понимать дошкольника и стать более проницательным, а ребенок, в свою очередь, будет иметь необходимые гармоничные условия для вырабатывания коммуникационной грамотности, и хороший пример для подражания.

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.

В исследовании особенностей общения детей старшего дошкольного возраста нами было доказано, что результат социализации, успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального общения и взаимодействия. То есть успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительности к партнеру.

С нашей точки зрения, коммуникативная компетентность в процессе реального общения, проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.) , направленности на другого, чувствительности к сверстнику.

При этом, как показали результаты нашего исследования, ребенок может учитывать интересы и особенности сверстника и использовать их "в свою пользу" (эгоистическая направленность, конкурентность), а может в "пользу другого" (гуманистическая направленность, просоциальные формы поведения, бескорыстная помощь).

Но в том и другом случае ребенок может обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Способность ориентироваться и учитывать особенности другого в процессе общения формируется в процессе деятельности.

В основе коммуникативной компетентности, с нашей точки зрения, лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Условно можно выделить три составляющие образа сверстника:

Познавательный аспект образа сверстника включает:

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Эмоциональный аспект образа сверстника включает:

1) положительное отношение к сверстнику;

2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (то есть преобладание чувства "общности", "сопричастности" (понятие Е.О. Смирновой) над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику).

Поведенческий аспект образа сверстника включает:

1) умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения;

2) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника;

3) способность конструктивного сотрудничества ;

4) способность к просоциальным действиям в процессе общения со сверстниками;

5) умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.

Безусловно, выделенные компоненты коммуникативной компетентности неразрывно связаны между собой и в реальном процессе общения их трудно разделить.

Познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность – чувствительность к воздействиям сверстника.

Чувствительность к сверстнику – способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого.

В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности:

в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению);

в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение поручений и т. д.);

в ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка).

Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способности ориентироваться на другого, сформированность познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.

Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики и направлениями развития коммуникативной компетентности.

Степень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками определяется чаще всего с помощью диагностики степени популярности в группе сверстников. Инструментом ее измерения является социометрия.

Как показывают многочисленные зарубежные исследования, популярные в группе дети, способные к сотрудничеству со сверстниками в ходе игр, обычно демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других. Выделяют следующие качества, характерные для популярных в детском саду детей:

инициируют активность, медленно приближаясь к группе;

делают уместные комментарии и делятся информацией;

чувствительны к потребностям и действиям других;

не навязывают свою волю другим детям;

соглашаются играть рядом с другими детьми;

умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

при необходимости приходят на помощь;

способны поддерживать разговор;

откликаются на предложения других детей;

умеют разрешать конфликты;

не склонны к агрессии.

Непопулярные дети или более агрессивны, или отличаются большей замкнутостью, при этом они испытывают трудности при социальном взаимодействии со сверстниками.

Одна из возможных причин – игнорирование ребенка и жестокое обращение взрослых в период раннего детства. Также некоторые особенности, такие, как замкнутость, отгороженность.

Отечественные исследования детской популярности подтверждают данные результаты. Так, в исследовании Е.О. Смирновой обнаружено, что наибольшие различия у популярных и непопулярных детей были выявлены при анализе эмоционального отношения к сверстникам. Популярные дети, в отличие от непопулярных, проявляли положительный интерес, сочувствие и просоциальное поведение, то есть были готовы бескорыстно помочь другому ребенку. Данные факты подтверждают то, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику. Нечувствительность, отсутствие интереса к другому ребенку, враждебность и агрессия препятствуют формированию популярности ребенка в группе сверстников.

II. Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Для определения особенностей коммуникативной компетентности подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

1. Показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности

2. Методика вербального выбора "День рождение"

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования.

Инструкция: "Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: "Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!" Кого ты пригласишь?".

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.

В пособии дана методика формирования у детей дошкольного возраста взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В издании приведены различные игровые ситуации, способствующие формированию у дошкольника положительного отношения к сверстнику; конструктивному сотрудничеству в детском коллективе; умению выражать и достигать своей цели в общении, учитывая интересы других; закреплению навыков общепринятых культурных норм общения. Пособие адресовано психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Из серии: Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка

* * *

компанией ЛитРес .

II. Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Для определения особенностей коммуникативной компетентности подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

1. Показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности

2. Методика вербального выбора «День рождение»

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования.

Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?».

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.

Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего исследователь определяет подсчет выборов, сделанных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывает в соответствующую графу таблицы. Далее следует перейти к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем они подсчитываются и записываются.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение социометрического статуса каждого ребенка

Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1-я и 2-я статусные категории являются благоприятными, 3-я и 4-я – неблагоприятными.

2. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями

Коэффициент удовлетворенности (КУ) определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.

75–100 % – высокий уровень удовлетворенности

30–75 % – средний уровень удовлетворенности

Менее 30 % – низкий уровень

3. Методика «Мой друг»

: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику.

Инструкция : «Нарисуй своего друга, каким ты его представляешь». Затем предложите лист белой бумаги и цветные

карандаши. После окончания рисования ребенку задайте вопросы: «Кто он? Какой он? Чем он тебе нравится? Почему он твой друг?».

Ответы фиксируйте.

Проанализируйте рисунок и результаты беседы:

Критериями анализа:

1) образный компонент портрета друга (по рисунку),

2) вербальный компонент образа друга (по результатам беседы.

Критериями оценки :

1) эмоциональное отношение к сверстнику,

2) степень дифференцированности образа сверстника. Рисунок анализируйте по следующим параметрам:

прорисовка,

наличие себя рядом,

отношение через изображение,

пол друга.


Беседу анализируйте по следующим параметрам:

наличие в описании сверстника особенностей внешности,

наличие в описании сверстника личностных качеств,

наличие в описании сверстника умений и способностей,

наличие в описании сверстника отношения к себе.

Обработка результатов

Высокий уровень сформированности образа сверстника :

положительное эмоциональное отношение, высокоструктурированный образ друга (не менее 5–6 содержательных характеристик сверстника, с использование разных категорий (внешность, умения, личностные характеристики).

Средний уровень сформированности образа сверстника :

амбивалентное эмоциональное отношение к сверстникам, средний уровень структурированности образа сверстника (не мене 3–4 характеристик друга).

Низкий уровень сформированности образа сверстника :

амбивалентное или отрицательное отношение к сверстнику, слабая структурированности образа (1–2 характеристики – «хороший друг», «нравится» и т. д.).

4. Экспериментальная ситуация «Раскраска»

Диагностическая направленность :

1) определение типа межличностного отношения детей дошкольного возраста к сверстнику,

2) характер проявления просоциальных форм поведения. Стимульный материал: два листка с контурным изображением; два набора фломастеров:

а) два оттенка красного, два оттенка синего, два оттенка коричневого;

б) два оттенка желтого, два оттенка зеленого, черный и серый. В диагностической процедуре принимают участие два ребенка.

Инструкция: «Ребята, сейчас у нас будет соревнование, мы с вами будем рисовать. Какие цвета вы знаете? Вам нужно раскрасить рисунок, используя как можно больше цветов. Победит тот, кто больше других использует разные карандаши, у кого рисунок будет самым многоцветным. Один и тот же карандаш можно использовать только один раз. Можно делиться».

Детей сажают рядом друг с другом, перед каждым находится лист с контурным изображением и набор карандашей. В процессе работы взрослый обращает внимание ребенка на рисунок соседа, хвалит его, спрашивает мнение другого, при этом отмечая и оценивая все высказывания детей.

Характер отношения определяется тремя параметрами:

1) интерес ребенка к сверстнику и его работе;

2) отношение к оценке другого сверстника взрослым;

3) анализ проявления просоциального поведения.

Первый параметр – степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.

Показатели оценки:

1 балл – полное отсутствие интереса к действиям другого ребенка (ни одного взгляда в сторону другого);

2 балла – слабый интерес (беглые взгляды в сторону сверстника);

3 балла – выраженный интерес (периодическое, пристальное наблюдение за действиями товарища, отдельные вопросы или комментарии к действиям другого);

4 балла – ярко выраженный интерес (пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника).

Второй параметр – эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым.

Данный показатель определяет реакцию ребенка на похвалу или порицание другого, что и является одним из проявлений отношения ребенка к сверстнику либо как к предмету сравнения, либо как к субъекту, целостной личности.

Реакции на оценку могут быть следующими:

1) индифферентное отношение, когда ребенок не реагирует на оценку сверстника;

2) неадекватная, отрицательная оценка, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается положительной оценке сверстника (возражает, протестует);

3) адекватная реакция, где ребенок сорадуется успеху и сопереживает поражению, порицанию сверстника.

Третий параметр – степень проявления просоциального поведения. Отмечаются следующие типы поведения:

1) ребенок не уступает (отказывает просьбе сверстника);

2) уступает только в случае равноценного обмена или с колебаниями, когда сверстнику приходится ждать и неоднократно повторять свою просьбу;

3) уступает сразу, без колебаний, может предложить совместное пользование своими карандашами.

Анализ результатов:

Сочетание трех параметров позволяет определить тип отношения ребенка к сверстнику:

индифферентный тип отношения – дети со сниженным интересом к действиям сверстника, индифферентное отношение к положительной и отрицательной оценке сверстника;

предметный тип отношения – выраженный интерес к действиям сверстника, неадекватная реакция на оценку сверстника, отмечается отсутствие просоциального поведения, амбивалентное отношение к свертнику;

личностный тип отношения – отмечался выраженный интерес к действиям сверстника, адекватная реакция на оценку сверстника, просоциальное поведение, положительное эмоциональное отношение к сверстнику.

5. Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина»

Диагностическая направленность:

1) определение степени чувствительности ребенка к воздействиям сверстника;

2) определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели.

Ход исследования: в экспериментальной ситуации участвует два ребенка. Необходимо приготовить листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маску, закрывающую глаза.

Объясните детям, что они должны выполнить одно задание на двоих, что от их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно. Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок и игра повторяется.

Ход выполнения: все реплики и результат фиксируются в протоколе.

Критерии оценки:

1) способность к согласованным действиям и достижению цели совместными усилиями;

2) умение слышать и понимать товарища, умение объяснять, учитывая эмоциональное состояние особенности сверстника, оценка его действий).

Были выделены уровни способности к согласованным действиям.

Низкий уровень – ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели.

Например : 1) ребенок говорит другому, что делать, не обращая внимания на то, что его не поняли и продолжающий давать инструкции до тех пор, пока его товарищ не откажется выполнять задание;

2) ребенок, не обращая внимания на инструкции сверстника, пытается подглядывать и самостоятельно выполнить необходимые действия.

Средний уровень - дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует несогласовано и достигает результата частично.

Высокий уровень – ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели.

Чувствительность к партнеру определялась через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища (слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие).

Низкий уровень – ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель.

Средний уровень – ребенок ориентирован на партнера, пристально следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы.

Высокий уровень – ребенок ориентируется на партнера, переживает за его действия, дает оценки (как положительные, так и отрицательные), рекомендации как улучшить результат, умеет объяснить задание с учетом действий сверстника, высказывает пожелания и открыто выражает свое отношение к совместной деятельности.

6. Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа: Г.Р. Хузеева)

Направленность методики :

Методика направлена на определение особенностей межличностного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения. Она предназначена для детей 5–10 лет.

Даная методика была разработана на основе методики ОМО (Особенности межличностных отношений), предложенной У. Шутцем в 1958 году и предназначенная для исследования взрослых. Шутц предполагает, что в основе межличностных отношений лежат три основные межличностные потребности. Это потребность включения, контроля и аффекта.

1. Потребность включения направлена на создание и поддержание удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника (Г. Р. Хузеева, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность обусловлена индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно использовать диагностические методы:

Методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении используют показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Авторы выделяют три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

Индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой .

Для развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

1. создавать ситуации коммуникативной успешности;

2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

3. устранять коммуникативные трудности;

4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

9. в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

10. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности .

Развитие коммуникативной компетентности, происходит в контексте ведущей деятельности, в игре.

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого .

Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию .

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Проблема формирования коммуникативной компетенции дошкольников находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Смирнова Е.А считает, что коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

Желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; - формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка .

Колкер Я.М., Устинова Е.С. отмечают, что эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

Разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется: умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Пассов Е.И. выделяет две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Быстрова Е.А отмечает, что среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

Диалог;

Создание сюжетных ситуаций;

Игры (разной направленности);

Лексические упражнения.

Одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Психолого –педагогическая литература

1.. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - 26-36с.

2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. –3-8с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2010. - № 4. –30-33 с.

4 . Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 2007 - 75с.

5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. -. 58-62с.

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9» города Бийска Алтайского края

Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 9» города Бийска

Семинар-практикум

«Развитие коммуникативной

компетенции детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

Федак И.В.

Бийск, декабрь 2018

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

    1. Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
    2. Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей.
    3. Способствовать использованию в практике современных требований к организации игр.
    4. Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов.
  • Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку

В толковых словарях (С. И. Ожегов) «компетентность» понимается как уровень владения определенной областью знаний. Сущность понятия «общение» определяется психологическим словарем (Р. Н. Немов, А. В. Петровским) в понимании смысла общения людей и обобщения знаний ими.

Коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста понимается как его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:

— коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

— способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

— способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

— культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).

Развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время — важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом». Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Уже в дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как эмпатия – способность сопереживать. Ребенок объединяет опыт других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия. Способность

встать на позицию другого развивает у ребенка дошкольного возраста в

процессе создания мотивации со стороны взрослых.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у

дошкольников решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и изучает сознательное управление поведением. Он имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, способность анализировать ситуации, содержащие моральный

смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного действия

для себя и окружающих.

Развитие дошкольника происходит в игре. Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного периода детства развивают

навыки и способности общения друг с другом, формируется способность

подчиняться и подчиняться личным и чужим интересам и требованиям. Игра

в ДОО способствует развитию поведения ребенка, его корректировке в

положительную сторону. В игре со сложным сюжетом и ролями, которые создают широкий простор для фантазии и импровизации у детей не

только коммуникативной компетентности, но и творческого мышления и

воображения.

Игра может быть направлена на:

– формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности

к семье, группе детского сада, взрослыми и сверстниками;

— развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия

дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;

– формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности

собственных действий.

  1. Практическая часть

Упражнение «Немного о себе»

В детстве мы все очень любили играть, и сейчас я предлагаю окунуться в атмосферу детства. Продолжите фразу «В детстве моей самой любимой игрой была …, потому что …»

Вот так же и современные дети любят играть. Задача педагогов – создать условия для детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Задание №1.Выбрать из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования то, что относится к коммуникативной компетенции дошкольников.

Задание №2.Необходимо определить основные виды деятельности по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»

Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Коммуникативная деятельность

Нравственное воспитание;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

Задание №3

1часть ситуации . (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными - с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть ―в зоопарк‖. Но дети ни в тот, ни в последующие дни ―в зоопарк‖ не играли. Почему?

2 часть ситуации — « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру ―в зоопарк‖, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, ―звериная кухня‖ с поваром, ―звериная больница‖ с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?

1 часть ситуации : (2 команда)

«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему? »

2 часть ситуации :

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра ―в железную дорогу‖, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?

Задание №4 Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание?

Рассмотрим на примере «Поликлиника» — регистратор — врачи — медсестра — педиатр — прививочный кабинет — лаборатория — дневной стационар — гардероб — главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
вокзал кассир кок капитан пассажир водитель вокзал матрос радист боцман мастерская кассир АЗС билетер врач.

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
  2. В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
  3. Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», — и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
  1. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
  2. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
  3. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.

  • Детский сад
  • Семья
  • Магазин – овощной, хлебный, игрушек
  • Пароход
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Автобус
  • Зоопарк
  • Моряки
  • Зубной врач
  • Прачечная
  • Салон красоты
  • День рождения
  • Столовая
  • Кондитерская фабрика
  • Поликлиника
  • Животноводы
  • Аптека
  • Строители космодрома
  • Путешествие в дальние страны
  • Цирк
  • Пограничники
  • Рыболовецкое судно
  • Зоолечебница
  • Почта, телеграф
  • Газетный киоск
  • Дискотека
  • Космическое путешествие
  • Лесная школа
  • Улица и др.

Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии:

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности — организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом . Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Предлагаю познакомиться с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Улыбка

Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

Как можно нас называть по – разному?

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

  • Поезд . Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
  • Отгадай по голосу . Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомят детей с «азбукой эмоций», формируя умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения — «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», Расскажи стихи без слов, Изобрази пословицу.

Эти упражнения включаются (в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку

Походки — один ребенок изображает походку кого — либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

походи, как младенец,

Как старик,

Как медведь,

Как лиса и др.).

Хор животных . Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.

«В лесу родилась елочка» кря кря кря

«Жил да был черный кот» му, му, му

Иностранец — один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

Королевство зеркал . Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.

Поиск мяча . Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.

Разговор через стекло . Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.

Игра «Пирамида любви»

Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. .

Игра «Дотронься до…». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Мирилка « Дорожка дружбы»:

Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

— По дорожке я шагаю-

гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить

« Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в « Кругу применения» (большом обруче)

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Взаимное цитирование

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

Коробка добрых поступков

Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков . Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны.

Комплимент

— дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны:

«Я люблю, когда…»

«Когда меня обижают…»

«Меня беспокоит…»,

Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался и …

данные упражнения развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Рефлексия

«Цветок настроения»

Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...