Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Развитие малыша на 5 месяце. Питание и сон. На смешанном вскармливании

В этом возрасте кроха превращается в маленького исследователя: с интересом рассматривает и трогает разные предметы, внимательно наблюдает за действиями близких, смеется и гулит, призывая к общению.

Я скоро буду ползать!

В возрасте 5 месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков. Мышцы ребенка становятся все крепче, он осваивает новые движения.

Кроха так быстро переворачивается со спины на живот и пробует повернуться обратно, что порой бывает очень трудно уследить за ним. Кроме того, при таком быстром изменении положения угол обзора окружающего пространства меняется так скоро, что малыш, перевернувшись на животик или на спинку, с удивлением начинает разглядывать окружающее: «Где я? Что изменилось?»

Перевернувшись на животик, кроха опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище, пытаясь рассмотреть все вокруг. В этом возрасте возникают первые попытки ползания. Причем все дети осваивают навык ползания по-разному. Некоторые «ползут» на спине, отталкиваясь ногами, согнутыми в коленях. Другие малыши – на животе, по-пластунски, не отрывая тело от поверхности. Третьи, «по-лягушачьи» лежа на животе, группируют ручки и ножки вместе, а затем отталкиваются от пола, теряют равновесие и проползают вперед.

Наблюдать за такими забавными попытками перемещения иногда бывает очень смешно. Тем не менее, возникновение потребности в самостоятельном передвижении – важный этап в физическом и интеллектуальном развитии крохи, который знаменует переход на новую ступень активного освоения ребенком окружающего пространства. Можно помочь ребенку обучиться навыкам ползания с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Тянемся-ползем». 2–3 интересных крохе игрушки или предмета расположите на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Покажите малышу сначала одну игрушку: поместите ее в поле зрения, привлекая внимание, словами побуждайте кроху ползти к вам: «Посмотри, что у меня есть. Протяни ручки, ползи скорее сюда – я дам тебе игрушку. Смотри, какая она красивая» и т.д. Затем зафиксируйте в поле зрения вторую игрушку и т.д. Прекращайте упражнение сразу, как почувствуете, что кроха начал уставать.

Упражнение «Я ползу!» . Постелите одеяло на пол и положите малыша на животик. Подставьте свою ладонь крохе под пяточки. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от руки, пытаясь переместиться вперед. Для поддержания интереса положите перед ним на небольшом расстоянии игрушку. Игрушки для занятий должны привлекать своим внешним видом, быть хорошо заметными на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок (например, надувные игрушки, яркие разноцветные мячи и шарики, блестящие предметы). После того как кроха дотянется-доползет до игрушки, обязательно похвалите его.

Возраст «хватайки»

В этом возрасте малыш способен тянуться рукой к предмету, целенаправленно глядя только на него. Этот навык свидетельствует о сформированности системы «глаз – рука». На этом этапе развития движения скоординированы – малыш может быстро, не раздумывая, схватить нужный предмет. Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. В этом возрасте формируется так называемый «ладонный захват» – ребенок берет предметы всей ладонью. Для формирования этих умений полезно выполнять следующее упражнение:

Упражнение «Увижу – схвачу!» . Положить малыша на животик и на расстоянии 70 см от лица медленно перекатывать из стороны в сторону небольшой яркий мячик. Ребенок будет стараться схватить его.

На пятом месяце малыша можно чаще сажать в специальный детский шезлонг, придавая ему полусидячее положение. Когда ребенок сидит, ракурс обзора окружающего увеличивается: малыш свободно может вертеть головой, смотреть в любую сторону, не нагружая мышцы шеи (как, например, в положении лежа на животе). Кроме того, остаются свободными руки – значит, можно взять игрушку, рассмотреть ее, выполнить с ней какие-то действия. Свобода движений подталкивает малыша к освоению навыков манипуляций с предметами: брать, перекладывать из одной руки в другую, стучать друг об друга, кидать на пол. Действий с предметами становится больше.

В этом возрасте среди детей популярна игра в «бросалки». Кроха берет игрушку из рук мамы и с силой бросает ее подальше от себя. Мама поднимает и отдает игрушку малышу – игрушка вновь летит на пол. Такая игра вызывает приятные эмоции у ребенка – он громко смеется, когда мама в очередной раз наклоняется за игрушкой и вдруг появляется откуда-то снизу с игрушкой в руке. Кроме того, отлично развивается координация движений. Позже малыш научится следить за полетом игрушки и отыскивать взглядом то место, куда она упала.

«Внимание! Внимание!»

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает. Возрастает интерес к собственному отражению в зеркале.

Упражнение «Это мама, это я!» Подержите малыша перед зеркалом. Пусть он внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите ребенку, где мама, а где он.

Игры с зеркалом способствуют личностному развитию ребенка, освоению им своего образа: малыш получает первые представления о своей внешности. Позже он начнет узнавать себя не только в зеркале, но и на фотографиях, видео.

Пятимесячный малыш способен удерживать внимание в течение 1–3 минут. Особенно долго и внимательно он может смотреть на новые для него предметы и действия, которые и представляют живой интерес. Для развития внимания подойдут следующие упражнения.

Игра «Волшебный фонарик» . Посветите фонариком перед малышом, лежащим на животе. Кроха не отрываясь будет следить за перемещением светового пятна по полу или стене. Перемещайте луч света медленно, давая крохе возможность сосредоточить взгляд.

Игра «Представление начинается». Разыграйте перед крохой небольшую сценку-сказку, используя куклы-перчатки, пальчиковые куклы или мягкие игрушки. Движения «актеров», разные голоса и интонации героев привлекают малыша. Он учится рассматривать персонажей, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушек-артистов, вслушиваться в произносимые ими диалоги.

Учимся думать

Пятимесячный кроха проявляет способности к простейшим аналитическим действиям. Для развития мыслительных процессов и внимания полезна такая игра.

Упражнение «Экран» . Игрушка «забегает» за экран (лист белой плотной бумаги А4) и «выбегает» с другой стороны экрана. Несколько раз показав ребенку этот трюк, вы увидите, что он направляет свой взгляд на ту сторону экрана, откуда должна выбежать игрушка, ждет ее появления и радуется, когда игрушка появляется. Таким образом, малыш устанавливает очень значимую для его развития истину: предмет не перестает существовать, пропав из поля зрения.

Следующая игра способствует формированию способности устанавливать причинно-следственные связи.

Игра «Где собачка?». Малыш может находиться у мамы на коленях. Покажите ребенку игрушку, а затем накройте ее платочком, приговаривая: «Это собачка. Ой, она спряталась! Где же наша собачка? Куда она убежала? Давай ее отыщем!». Малютке очень нравится такая игра, он самостоятельно снимает платочек и радостно гулит или улыбается, когда находит под ним игрушку.

Звуки музыки

В этом возрасте появляются новые особенности слухового восприятия. Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, чутко улавливает интонацию голоса окружающих. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.

Попробуйте хлопать ладошами в такт музыке, подпевать. Для прослушивания музыки и движения под нее подойдут самые разнообразные мелодии: громкие и тихие, спокойные и быстрые. Совсем скоро малыш научится различать изменения в ритме.

Для развития слухового восприятия и внимания познакомьте кроху с простыми музыкальными инструментами: колокольчиком, бубном, металлофоном. Их звучание малыш будет различать уже сейчас, и вполне возможно, что именно эти первые игры дадут импульс к развитию музыкальных способностей.

Развиваем осязание

Осязание и тактильная чувствительность играют важную роль в процессе освоения крохой окружающего пространства. Интерес малыша направлен на изучение игрушек и других предметов: познание их свойств, восприятие фактуры материала, формы, цвета. Кроха рассматривает игрушку, ощупывает ее пальчиками, тянет в рот, задействовав множество рецепторов органов чувств: зрения, осязания, слуха. Взаимодействие разных ощущений складывается в целостное восприятие окружающей среды, обеспечивает развитие сенсорной (чувственной) сферы ребенка.

Упражнение «Как пищит уточка?» . Предложите крохе небольшую резиновую игрушку. Она должна быть выполнена из мягкой резины, чтобы ее удобно было сжимать, приложив небольшое усилие. Показав, как пищит игрушка, протяните ее малышу. Кроха попытается сжать игрушку, чтобы получить тот же звуковой эффект. Такое упражнение укрепляет мышцы рук и кисти, а также развивает тактильную чувствительность пальцев. Эта игра хорошо развивает восприятие: малыш учится сопоставлять зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

На специальную перекладину у шезлон-га или детского турничка подвешивайте разные на ощупь игрушки. Это развивает способность ребенка брать разные предметы, ощупывать их то левой рукой, то правой. Малыш в возрасте 5 месяцев уже чувствует потребность брать все предметы в рот: для него это путь познания. Губы и язык –
очень хорошие органы осязания, поэтому взрослый должен предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые, пластмассовые игрушки). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол – чтобы их можно было помыть. Полезно давать малышу для изучения и манипуляций предметы быта: небольшие кастрюли, ложки, крышки, пластиковые контейнеры для крупы.

Поговорим?

Малыш проявляет возрастающий интерес к словам, которые произносят взрослые. Его собственный звуковой репертуар существенно расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба», «ма-ма», «да-да-да»). Многие родители очень радуются первым произнесенным крохой «словам» – например, «мама» или «баба». Но, по сути, этот набор звуковых сочетаний, произносимых малышом, не связывается в его представлении с конкретным образом предмета или человека. Пока ребенок произносит звуки-слова неосознанно, желая продлить контакт со взрослым, тренируя речевой аппарат.

Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса, интонации.
Упражнение «Поговорим на твоем языке». Общаясь с малышом, можно попробовать имитировать те звуки, которые он произносит. Интерес ребенка к общению повышается: он завязывает своеобразную «беседу» – активно двигает ручками и ножками, высовывает язычок, улыбается, гулит, певуче тянет звуки, воркует.

Упражнение «Потрогай звук». Малыш начинает проводить эксперименты со своим голосом – произносить звуки, по-разному сочетая их друг с другом. Повторяйте звуки вслед за ним, положив пальчики малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Регулярные речевые игры в сочетании с движениями (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), чтение ребенку детских стишков и потешек способствуют тренировке артикуляционного аппарата крохи, активизации нервных центров головного мозга, отвечающих за речь.

В это время накапливается словарный запас: малыш запоминает названия предметов. Называйте каждый предмет, которым заинтересуется ребенок, или сами указывайте на предметы, находящиеся в комнате. Четко и медленно проговаривая звуки, назовите этот предмет несколько раз. Например: «Посмотри, это мяч. Гляди, какой мяч разноцветный – красный и желтый. Возьми мяч. В ручке у Сашеньки яркий мяч». Некоторые дети уже в это время пытаются отыскивать взглядом предметы, которые называет мама.

Мы бодры, веселы!

В этом возрасте младенец начинает активно проявлять инициативу в общении с окружающими людьми. Теперь ребенок сам старается идти на контакт: гулит, агукает, улыбается, желая привлечь внимание взрослого.

Ребенок отличает мамин голос от других голосов, чувствует себя комфортнее в окружении близких, так как уже может отличить своих от чужих. Незнакомцы теперь могут вызвать у него настороженную реакцию. Познакомьте малыша с новым человеком: объясните, кто пришел к вам в гости, как его зовут. Пусть кроха проявит любопытство: осмотрит гостя, потрогает, убедится в «безопасности» чужого человека, сидя на руках у мамы. Помните, что негативная реакция ребенка на встречу с незнакомцем и нежелание общаться с новым в его жизни человеком – это нормальное и естественное поведение. Малыш учится отделять своих от чужих, выделять отдельного человека из общего фона. Не торопите события, дав крохе привыкнуть к незнакомцу – через некоторое время детское любопытство возьмет верх.

Помните, что «своими» ребенок считает тех людей, которые занимаются и взаимодействуют с ним почти каждый день. Бабушка или дедушка, которые редко приходят в гости, автоматически являются для ребенка «чужими», поэтому кроху надо каждый раз вновь знакомить с ними.

Для эмоционально-личностного развития ребенка очень важно преобладание у него позитивного настроения. В этом возрасте малыши хорошо различают интонацию голоса. Поэтому недопустимо разговаривать в присутствии ребенка на повышенных тонах, сердиться на него, выказывать гнев.

Крохе жизненно необходимо регулярное общение и взаимодействие с матерью:

Мамино присутствие. Кроха постоянно нуждается в присутствии мамы. Это не значит, что нужно не отходить от малыша ни на шаг. Выполняя работу по дому, занимаясь своими делами, сделайте так, чтобы малыш вас видел или слышал. Работающая мама пусть заведет себе за правило каждый день уделять время для общения с малышом – время, когда мама принадлежит только ему и не отвлекается на посторонние дела. В таком нежном возрасте очень сильна физическая и духовная связь с матерью, и лишать ребенка важного для него общения не стоит.

Нежные поцелуи. Склонившись над малышом, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках, ножки, пяточки. Такие прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела, почувствовать любовь и ласку матери.

Общение через прикосновения. Каждый день делайте крохе массаж. Осторожно погладьте и помассируйте ему ручки, плечи, ножки, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Хорошее настроение. Старайтесь делать так, чтобы ребенок рядом с вами чувствовал себя спокойно и удобно, был уверен в своей безопасности и получал как можно больше положительных эмоций.

Эмоциональный контакт с матерью и другими родственниками остается важным стимулом для личностного, интеллектуального и физического развития. Ласковая забота о малыше формирует его чувства и делает его любящим и восприимчивым.

Важные достижения пятого месяца:

  • ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • тянется рукой к предмету, целенаправленно глядя на него, захватывает предмет всей ладонью;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище;
  • стоит и переступает ногами при поддержке под мышками;
  • берет предметы, чтобы рассмотреть их;
  • осваивает новые действия с предметами: хватает, притягивает к себе, удерживает, толкает, вертит, опускает;
  • удерживает внимание в течение 1–3 минут;
  • овладевает способностью устанавливать причинно-следственные связи (например, разжимает кулачок, чтобы игрушка выпала);
  • берет все предметы в рот, исследуя их с помощью губ и языка;
  • осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»);
  • отличает знакомого человека от незнакомого;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери.

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.


Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца - это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

(1 оценили на 5,00 из 5 )

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Сон

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Питание

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Слух

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Зрение

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Осязание

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца - 64см, вес - порядка 6,7 кг, окружность черепа - 42 см.

Возможно, именно на этой консультации врач начнет обсуждать с вами вопрос введения прикорма. И действительно, вводить прикорм можно уже в этом возрасте, если ваш малыш крупный, если он активен и часто хочет есть. Однако мы советуем вам еще немного подождать: признано, что более позднее и медленное введение разнообразных продуктов питания действительно способно уберечь ребенка от аллергии. Вот почему мы поговорим о том, как разнообразить питание ребенка, немного позже, после шести месяцев.

Прививки

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

Запор

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

Гомеопатия

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Пищевые добавки

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).
Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Гомеопатия

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Фитотерапия

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ - 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие - лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем» . Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача - стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл - в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением - потрогать, покрутить трофей.

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки - максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении - либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени - чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, - немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания . Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками - он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри . У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения - «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама" и даже „баба"». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей . Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние - он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, - призналась мне одна молодая мама. - Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», - говорят мамы. «Почему?» - «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев - два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики : «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга - неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем - как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила!..» У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но - замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее - снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное - не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором - либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

Что может делать ребенок к концу 5 месяца?

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром — теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Более того, его уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.

Ваше чадо учится сознательно разжимать ручку, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест. Настройте себя на понимание — что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Комплексное развитие ребенка на 5 месяце первого года жизни

Игрушки для крохи:

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных (изображающих фигурки животных, людей) погремушек с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

Также, как и раньше весьма кстати придутся различные модули и подвески, сенсорные коврики...

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти)

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик»

Ваша задача научить малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.
Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша — лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:


«Вот такой веселый мяч!» — Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» — Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» — Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» — Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» — Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Вот отличное занятие для развития координации движений малыша: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо — предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку. Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...
Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

Первая физика! Понятие причинно-следственных связей

Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе – будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка — «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».

Старайтесь любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами. Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает – выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите – «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.

Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Пятимесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило — используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую — хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог («ба», «ма»). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним.
Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами — и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Познакомься – это ты!

Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное – чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью – так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала – одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое – иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела – ноги, руки, животик, а также части лица – глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос – «Где у Миши ножка?» — и сами ответьте, указав на ножку – «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание — например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите – «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» — он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики)

Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы — веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»
Уроки воспитания
Помогите крохе выражать свои желания

Вы уже наверняка заметили, что кроха выражает свои желания разными звуками и действиями. Теперь, по его крику и движению уже легко понять, хочется ли малышу кушать, или он просто не может дотянуться до игрушки.

Помогите крохе научиться выражать свои желания разными способами. Например, перед тем, как взять на ручки, ласково поманите малыша своими жестами, чтобы он протянул ручки к вам. И как только протянет – похвалите, порадуйтесь вместе с ним, какой он молодец, возьмите на руки, поцелуйте. Ребенок будет счастлив не менее Вас. Удивительно, как быстро малыш догадается, что если протянуть ручки, то мама сразу возьмет его к себе.

Время первых запретов

В этом возрасте кроха уже четко различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи. Более того, он по-разному на них реагирует: на ласковую интонацию улыбается и оживляется, на строгую – сосредотачивается и хмурится, может даже и заплакать.

Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. В силу ограниченности самостоятельной активности, малыш больше наблюдает, изучает: интонации, настроение, чувства мамы, ее боль, при определенных его действиях (дернул за волосы, ущипнул). Все эмоции найдут прямое отражение в поведении малыша.

Естественный секрет спокойствия

Этологи доказали, что детеныши млекопитающих в случае тревоги и опасности хватаются за шерсть, проведя параллель, можно объяснить, что, когда малыш крутит прядку Ваших волос или край воротничка, то он или устал и хочет спать, или ему беспокойно.

Повяжите себе на шею яркий шарф с бахромой (или крупные бусы – лучше деревянные) и наклонитесь над малышом. Он обязательно попытается схватить этот шарф (бусы) и поиграть им... А если пойти дальше? Свешивающиеся с любимой мамы тряпочки и мелкие предметы – вообще предел мечтаний крохи. Этот нестандартный маневр сделает жизнь ребенка спокойнее, а Вам поможет спасти свои сережки или очки от постоянного дерганья бдительным малышом.

Еще пара советов, как успокоить и отвлечь капризулю:
Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Многим детям в этом возрасте и старше очень нравится наблюдать за неспешным полетом разноцветных лопающихся шариков. В целях безопасности, следите, чтобы флакончик с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.
Если у Вас есть дома аквариум с живыми (желательно, крупными) рыбками и подсветкой – то это тоже прекрасный разрядить малыша. Расскажите ему об этом маленьком подводном мире, понаблюдайте вместе за жизнью его обитателями.

О развивающем видео, методиках и проч...

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется. Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов. Об этом читайте в статье « »

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...