Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Развивающие игрушки. Как играть рамками-вкладышами? Рамки и вкладыши Игра вкладыши для детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи, которые перед нами стоят-это развитие речи детей. Давно известно, что речь детей напрямую зависит от развития мелкой моторики. Чем более умелые и развитые ручки у малышей, тем лучше они говорят. Так- же доказано, что огромное влияние на развитие речи оказывает сенсорное воспитание. Знакомясь с окружающим миром, малыши познают свойства различных предметов и материалов, расширяется активный словарь детей. Поэтому я решила, в своей работе, делать упор на развитие сенсорики и мелкой моторики. Я знаю, что Никитин Б. П. тоже большую роль отводит играм по развитию сенсорики и моторики у детей. В своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" он описал много интересных, развивающих игр. Детям от 1, 5 лет он рекомендует "Рамки и вкладыши М. Монтессори". Я решила попробовать это пособие в работе со своими воспитанниками. Я поговорила с родителями, рассказала им об этом пособии и они поддержали меня и приобрели его нам в группу, для занятий. Результат этих занятий превзошел все мои ожидания! Детям очень понравилось это яркое пособие, они играют с ним с огромным удовольствием, очень быстро научились различать геометрические фигуры и запомнили их названия, пальчики малышей стали послушными и ловкими, дети стали лучше говорить, расширился активный словарь.

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

"Рамки и вкладыши М. Монтессори"

Занятия с рамками и вкладышами я проводила индивидуально. С новыми геометрическими фигурами, знакомила детей постепенно, по принципу от простого к сложному. Сначала освоили круг, затем квадрат, потом треугольник. Новую геометрическую фигуру сравнивали, с хорошо знакомыми детям, предметами. Круг похож на солнышко, на тарелку; треугольник на крышу дома, на горку; квадрат на кубик, на стены дома и тд.

Чтобы детям было интереснее играть, я нарисовала в рамках веселые геометрические мордашки и назвала жильцов: веселый квадрат, веселый треугольник, веселый круг и тд.

Детям очень нравится открывать и закрывать окошки в домиках веселых человечков. Эти несложные действия они готовы повторять много. много раз.

А это, еще одна любимая наша игра. Используя только вкладыши, мы сооружали вот такие несложные постройки:

домики

различные пирамидки


Что такоеигрушки - вкладыши:

Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Описания игр с игрушками-вкладышами вынесены в статью

ИГРЫ С ВКЛАДЫШАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВКЛАДЫВАНИЕ И ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ Самым первым соотносящим действием малыша является вкладывание одних предметов в другие. Уже в конце первого года жизни младенцы с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно.Причём сначала они предпочитают вытаскивать и разбрасывать эти предметы: например, взрослый собирает в ведёрко колечки и шарики, а ребёнок достаёт их; так продолжается несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметов в какую-либо ёмкость становится любимым занятием малыша. Он может сосредоточенно собирать в коробочку или миску палочки, колесики, шишки и пр., а потом доставать их. Следует поддерживать это простое занятие и предоставлять материал для него. Покажите, как можно собрать пуговицы или брусочки в кастрюльку, потом переложить их в коробочку, в мешочек, потом опять в кастрюльку. Если ребёнок заинтересуется этим занятием, он будет какое-то время сосредоточенно сам вкладывать и перекладывать различные предметы. Причём основное удовольствие приносит ему сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат. Более сложным является действие со специальными игрушками-вкладышами. Набор вкладышей представляют собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. Несколько наборов вкладышей должны обязательно быть в арсенале воспитателя. «ПРЯТАЛКИ» Опишем возможные занятия с вкладышами на примере полых кубиков. Сначала можно предложить ребёнку всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине. Поставьте на стол больший кубик, в который спрятаны совсем маленькие, полостью вниз и на глазах у ребёнка снимите его. Малыш увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Потом опять накройте меньшие кубики большими. Эти действия можно сопровождать словами: «Что там у нас прячется, смотри, ещё кубик, а под ним ещё. А теперь давай спрячем его вот так, нету кубика, и этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался». Получается нечто вроде игры в пряталки, в которой малыш наверняка захочет участвовать. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а вы опять собирать их. Попробуйте вместе с ним (действуя его руками) спрятать маленький кубик, одев на него больший. Покажите, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Постепенно число вкладышей можно увеличивать. «СОБИРАНИЕ» На следующем этапе можно дать несколько вкладышей (4-5) в руки ребёнка для самостоятельных манипуляций. Предложите ему собрать все вкладыши вместе, в одну коробочку и покажите, как этот делается - было много, а все поместились в один. Скорей всего сначала малыш будет пробовать втиснуть один предмет в другой силой; если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, дайте ему в руку другой подходящий элемент и вместе с ним вложите его. Не осуждайте и не порицайте малыша, если он не может справиться с этой задачей самостоятельно. Сначала уже само стремление действовать с предметами и принимать вашу помощь похвально. Постепенно через совместные и самостоятельные пробы малыш научится перебирать подходящие и неподходящие предметы и выбирать нужные. Вложив все детали, он опять будет разбирать их и собирать снова. «РАСКЛАДЫВАНИЕ» Одной из любимых игр малышей является раскладывание предметов по разным ёмкостям. Поставьте все элементы вкладышей (например, мисочки) в ряд, в порядке убывания размера, и покажите ребёнку, как можно разложить в них какие-либо мелкие предметы (бусинки, камушки, мелкие куколки) так, чтобы в каждой мисочке был только один предмет и ни одной пустой не осталось. Ребёнок наверняка захочет продолжить это занятие самостоятельно. Сначала не следует обращать внимания на соответствие величины мисочки и предмета, главное, чтобы в каждой из них находился какой-либо один предмет. Впоследствии можно подбирать предметы в соответствии с размером ёмкости - в большую мисочку положить шарик побольше, в маленькую - поменьше и пр. «БАШНЯ» Ещё одним вариантом игры с вкладышами является постройка башенки. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего и удивитесь: «Вот какая башня получилась!» Потом башня с вашей помощью будет расти в высоту, пока малыш не развалит её. Сначала он будет только разваливать башенки, а вы опять возводить их. Но через определённое время ему тоже захочется выстроить кубики в высоту; он будет пробовать ставить один на другой и постепенно убеждаться, что башня получается только тогда, когда маленький кубик ставится на большой. Метод перебора вкладышей и подбора через практические действия преобладает до 1,5-2-х лет. Другим типом вкладышей являются специальные пособия с прорезями (коробки форм) или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали. Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. При отсутствии данного дидактического материла, его можно изготовить самостоятельно. Приготовьте 3 карточки с рельефным контуром (окошком) какой-либо простой геометрической фигуры (например, круг, квадрат и треугольник). Рельефный контур фигуры делают из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезают окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур (круг, квадрат или треугольник). Фигура должна легко вкладываться и выниматься из окошка. Полученное углубление нужно окрасить в цвет, соответствующей фигуре. Покажите малышу, как можно закрыть крышечкой каждое окошко, обратите его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определённая крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребёнка по краю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии или округлости разных форм. Вместе с ним попробуйте подобрать соответствующие по форме крышечки для каждого окошка. Затем предоставьте ему возможность самостоятельно подобрать нужные крышечки для каждой карточки. С детьми от 2,5 лет можно попробовать организовать совместную игру с участием 3-4 детей. Посадите их на стульчики вокруг стола, на котором разложены разные геометрические фигуры, и каждому из них дайте в руки карточку с рельефным контуром. Предложите им рассмотреть и обвести пальчиком контур своего окошка. Затем, обращаясь к первому ребёнку, спросите его: «Как ты думаешь, Петя, какая крышечка подойдёт для твоего окошка». Если ребёнок выберет неправильную фигуру, дайте ему возможность убедиться в том, что она не подходит и предложите выбрать следующую. Когда подходящая крышечка наконец найдётся, выразите своё восхищение и продемонстрируйте остальным участникам, что у Пети окошко закрылось и дайте ему возможность подержать своё окошко в руках и несколько раз самостоятельно открыть и закрыть его. Теперь нужно найти крышечку для следующего ребёнка. Когда все окошки будут закрыты, торжественно откройте их, положите фигуры на стол и предложите детям поменяться своими окошками. Игра может продолжаться до тех пор, пока детям интересно это занятие. Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004 P.S. Фотографии работ участниц Мастерской игр.

В этой статье опишем примеры развивающих игр с вкладышами-мисочками и рамками-вкладышами – для ребенка первого года жизни.

Какие игрушки можно назвать вкладышами?

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши – можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

Вкладыши-мисочки – это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) – с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм – для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогутразвить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела – вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием – он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» – если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) – в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов – это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши-мисочки

Для начала предложите малышу всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине.

Вкладывание

Дайте малышу несколько вкладышей (2-3) для самостоятельных манипуляций. Понаблюдайте за ним – будет ли он вкладывать их друг в друга. После самостоятельной игры покажите ему, как собрать все вкладыши в один – самый большой. Возможно, кроха удивится – как так – было много, а все поместились в один. Повторяя Ваши действия, иногда ребенок будет пробовать силой втиснуть большой вкладыш в маленький...

Понаблюдайте за ним, и если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, не ждите, пока он начнет капризничать устав от собственных «неудач». Ни в коем случае не нужно порицать малыша за его упрямство – оно вполне характерно для его возраста. Просто дайте ему в руку для вкладывания другой подходящий кубик и вместе с ним вложите его. Постепенно, методом проб и ошибок, малыш научится выбирать подходящие по размеру предметы. Вложив все части игрушки-вкладыша, он опять будет разбирать их и собирать вновь и вновь – закрепляя приобретенные знания и навыки.

Прятки

Прятки – это хороший способ разнообразить игру с вкладышами, если она чуть поднадоела Вашему чаду. Итак, у Вас три кубика – маленький, средний и большой. Незаметно от ребенка на столе накройте кубики в указанном порядке полостью вниз, а затем устройте игру в прятки.
Снимите больший кубик на глазах у ребёнка его. Кроха увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Комментируйте свои действия – побуждая интерес малыша: «Что там у нас тут прячется? Смотри, кубик! А вот еще кубик!» Потом опять – только теперь, чтобы ребенок видел - накройте меньшие кубики большими, приговаривая: «А теперь давай спрячем его вот так. Нет кубика. А теперь и этот тоже спрячем. Вот один кубик остался! Поищи – где кубики спрятались?». Малыш наверняка захочет участвовать в этой занимательной игре. Сначала он сможет только снимать верхние кубики, а Вы будете снова собирать их. Обучите его действуя его руками как можно спрятать маленький кубик, одев на него больший. Также покажите и объясните, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Как только малыш научился взаимодействовать с вкладышами - постепенно игру можно усложнять, увеличивая, например, число вкладышей.
Еще один вариант игры: возьмите три разноцветных вкладыша и одну маленькую игрушку – подходящую для того, что прикрыть ее можно любым из трех вкладышей. Выставите на стол перед ребенком три кубика-вкладыша вверх дном, и прямо перед его глазами спрячьте под один из них игрушку. Выждав непродолжительное время, спросите: «Где зайчик? (игрушка)» Сразу ли малыш найдет ее? Эта игра поможет развить у ребенка память.

Башенка

Постройка башенки – это еще один отличный вариант игры с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз, а самого маленького – на дно среднего. «Удивитесь»: «Вот какая у нас башня получилась!». Позвольте малышу исследовать Вашу работу, скорее всего он развалит башенку. Скажите: «Вот какой ты сильный – развалил такую большую башенку!». Возводите башенки для своего крохи снова и снова. И через определённое количество повторов, ему тоже захочется выстроить кубики в высоту. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший. Такая игра будет занимать его до 1,5-2-х лет.

Рамки-вкладыши

Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Закрой окошко!

Покажите ребенку, как можно закрыть «крышечкой» каждое окошко. Остановитесь на одной форме. Обведите пальцем малыша по контуру, сначала отверстия, а потом – вкладыша. Затем помогите малышу поместить вкладыш самому. Объясните ему: «Видишь, для каждого окошка подходит только одна «крышечка», а другие не помещаются. Попробуй сам!» Вместе с ним подбирайте соответствующие по форме вкладыши для каждого отверстия. Затем предоставьте ему возможность играть самостоятельно.
Следите за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Ведь однообразно играть, после определенного количества повторов, ребенку может просто надоесть, и он потеряет интерес к игрушке. Изменяйте задания, например, за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия.

Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. Вы можете найти много рамок-вкладышей: «Листья деревьев», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Птицы», «Животные Африки», «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Дроби», «Алфавит»,» Цифры» и т. д. Эти рамки и вкладыши имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.

Какие бывают рамки-вкладыши?

В рамке-вкладыше ребенку нужно вытащить из планшета изображение, вырезанное в нем. Потом вынутая деталь должна быть помещена обратно, что сделать бывает нелегко, ведь важно правильно подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления, развития речи.

Выбирать картинки-вкладыши, необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

Рамки-вкладыши обучают:

1. Основам классификации и логике (поганка, боровик, опята - грибы).

2. Обучают понятиям, связанным с формой.

3. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

4. Различать предметы по силуэтам.

5. Ребенок с помощью рамок-вкладышей учиться обводить, раскрашивать, заштриховывать, не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.

6. Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто «грибок», а, как минимум, гриб-боровик).

Рамки-вкладыши развивают:

  • мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию
  • целостное восприятие
  • любознательность, познавательный интерес
  • обогащение словаря
  • расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира
  • формирование умения выделять связи между предметами и явлениями окружающего мира

Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

С какого возраста можно играть рамками-вкладышами?

Примерно с 8 месяцев, когда малыш уже что-то умеет делать ручками. Для малышей подбирайте разнообразные рамки-вкладыши, где просто нужно вытаскивать и вставлять обратно. Вы достаете вкладыш и пытаетесь вставить его обратно, примеряя ко всем «окошкам» пока не найдете нужное. С помощью этих нехитрых манипуляций развивается глазомер малыша и совершенствуется координация движений.

Еще один вид вкладышей для малышей являются вкладыши с маленькой ручкой на каждой фигурке. Для чего нужна ручка? Думаете для удобства? Вовсе нет! Малыш берет такой вкладыш с ручкой с помощью трех пальцев: большого, указательного, среднего. Эти пальцы в дальнейшем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит заблаговременная косвенная подготовка руки к письму.

В играх с рамками-вкладышами, связанных с выкладыванием, вкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Для детей до 2 лет выбирайте рамки-вкладыши с игрушками, фруктами и овощами, геометрическими формами. Словом, выбирайте рамки с яркими и знакомыми ребенку предметами, рамки с сюжетом.

В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Поэтому, деткам после 2 лет можно предложить рамки-вкладыши, состоящие не из одной, а из нескольких частей.

Сами по себе фигурки тоже являются игрушками, подходящими, например, для разыгрывания небольшого спектакля. Можно также попросить ребенка назвать цвета фигур, спросить его какая из них больше. Вы сможете объяснить малышу понятия «большой», «маленький», «средний», «самый маленький», «самый большой», «больше чем», «меньше чем». Играя с ребенком, давайте ему задания на сравнение фигурок, счет, выстраивание их в правильной последовательности (по росту). Такие задания развивают аналитическое мышление и словарный запас.

Что еще можно делать с фигурками?

Их можно обводить и закрашивать, дорисовывать части тела, определять на ощупь, и даже вешать на елку в качестве новогодних игрушек, фигурки можно использовать как счетный материал. Можно описывать фигурки, называть их свойства. Придумывать истории. Можно разыграть настольный театр, где будут задействованы все фигурки рамки.

Игры с рамками-вкладышами

Демонстрация

Покажите новую игру малышу, не давая в руки. Выньте и вставьте вкладыш любой формы (например, квадрат) в рамку. Ребенок увидит, что вкладыш вошел в рамку. Повторите это действие несколько раз, вынимая вкладыш. Примерьте по очереди два разных вкладыша к рамке. Ребенок увидит, что один из них точно совпадает с рамкой, а второй - не совпадает. Обычно двух-трех показов достаточно для того, чтобы малыш заинтересовался Вашими действиями и потребовал игру к себе.

Не забывайте разговаривать с ребенком при показе игры, не употребляя слишком много слов, не спеша, не повышая голоса. Например, скажите: «ЧТО ЭТО? - ЭТО КВАДРАТ, А ЭТО КРУГ!». Не забывайте хвалить самих себя «Как хорошо!» и ребенка «Молодец, Ваня, сложил квадрат!»

А теперь пусть малыш сам повозится и новой игрушкой.

Обводка фигур на листе бумаги

Это тоже игра. Игру желательно проводить, сидя за столом, держа ребенка на коленях. Для этого особенно хороши рамки без подложки, изнутри их легче обводить. Возьмите одну из любимых фигур (по выбору ребенка) и положите на лист бумаги. Это может быть любая часть фигуры - вкладыш или рамка.

Удерживайте вкладыш, прижав его к листу бумаги одновременно рукой ребенка и своей рукой. Помогите обвести цветным фломастером фигуру. Передвиньте вкладыш на листе и возьмите фломастер другого цвета. Полюбуйтесь результатом вместе с ребенком. У вас получатся красивые фигуры одинаковой формы, но разных цветов. Прежде чем обводить фломастером, дайте ребенку ощупать игру, проведите его пальцем по периметру. При этом не забудьте, что можно расположить вкладыш не только в любом месте листа, но и в любом положении. Например, из квадрата, расположенного по диагонали, получится ромб.

Позднее, используя прием обводки, Вы можете предложить малышу составлять из обведенных геометрических фигур рисунки. Например, «домик» состоит из прямоугольника и треугольника, «Солнышко» получается при обводке круга и так далее. Но, НЕ ДОПУСКАЙТЕ преобладания обводки, как художественного приема в творчестве малыша. То есть сначала ребенку необходимо показать и научить его рисовать солнышко без использования круглого вкладыша. С помощью обводки вы можете создавать новые фигуры.

Счетный материал

Отсчитываем вкладыши и раскладываем (либо раздаем игрушкам), сопровождая словами: «ОДИН, ДВА! НА, ТЕБЕ, МИШКА! НА, ТЕБЕ, ЗАЙКА!». «Зайке один, Мишке один!» Здесь же можно показать вычитание и сложение. «Один, два и еще один! Один, два, три! Получилось три!»

Особой игрой можно сделать складывание фигур (вкладышей и рамок) в мешок, сумку, или чашечку. Этот прием можно использовать в конце занятия, а можно сделать самостоятельным занятием. Положите несколько вкладышей и несколько рамок в большую емкость (тазик, кастрюлю, коробку и т.д.). Покажите малышу: «Вот сколько!». Берите по одной фигуре, не слишком быстро и не слишком медленно, и называйте их, не употребляя лишних слов: «КРУГ!», «ТРЕУГОЛЬНИК!» и опускайте в мешочек. Берите следующую фигурку и показывайте ребенку: «КВАДРАТ!». Берите следующую: «КРУГ!».

Можно придумать разные игры, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале, вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время «забывайте» об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Подготовила Юлия Билык

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...