Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Реформа Российской академии наук (2013). Пенсионная реформа Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.

Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %.

Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд - в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

МОСКВА, 23 дек — Прайм. Пенсионная реформа 2013 года по своим масштабам и непредсказуемости станет, пожалуй, одним из самых запоминающихся событий уходящего года в России.

Обнуление накопительной пенсии "молчунов", мораторий на перечисление накоплений, принятие пенсионной формулы и изъятие пенсионных накоплений за 2014 год в пользу распределительной системы — все это вызвало шок и бурную дискуссию в обществе.

В соответствии с реформой, с 2015 года страховая часть пенсии будет рассчитываться по пенсионной формуле не в абсолютных цифрах, а в пенсионных баллах, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Величину этого балла будет определять правительство. Таким образом, самим россиянам становится фактически невозможно подсчитать размер своей будущей пенсии.

Пенсионные накопления граждан за 2014 год, независимо от их желания, будут направлены в распределительную систему, что будет компенсировано опять же пенсионными баллами, зачисленными в страховую часть. Эта мера стала самой непопулярной из всех предлагаемых и вызвала шквал критики со всех сторон, не исключая и некоторых чиновников правительства.

С 2014 года также вводится мораторий на перечисление пенсионных накоплений от Пенсионного фонда РФ (ПФР) в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом пенсионные накопления "молчунов" с 2014 года сокращаются до нуля, но у россиян продлевается право выбора УК или НПФ до конца 2015 года.

Как все начиналось

Пенсионные системы в разных странах За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование. Подробности - в подборке РИА Новости.

Безусловно, реформирование пенсионного рынка приведет к уменьшению количества УК и НПФ. Из-за повышения требований к деятельности НПФ процедуру акционирования смогут пройти не все фонды, а ЦБ в ходе своих проверок может "отсеять" еще часть неблагонадежных игроков.

По оценке экспертов, через 2-3 года с российского рынка уйдет более половины ныне работающих фондов. При этом активизируются процессы слияний и поглощений, начавшиеся в этом году.

"Чистка" управляющих компаний уже началась. ПФР в этом году не перезаключил договоры на управление средствами пенсионных накоплений на следующие пять лет с 17 из 51 частных УК. Более того, ПФР разрабатывает бенчмарк, по которому с 2014 года будет оцениваться работа управляющих компаний. Одним из главных критериев станет результат управления пенсионными накоплениями за отчетный период.

В свою очередь, первый зампред ЦБ, руководитель службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов в интервью агентству "Прайм " заявлял, что управляющие компании, которые "сильно отклоняются от средней доходности как в ту, так и в другую сторону, будут объектами пристального внимания регулятора".

Власти рассчитывают, что в итоге на рынке останутся только крупные, надежные и технологичные игроки, которые смогут обеспечить гражданам РФ достойную пенсию. Самим же россиянам остается надеяться, что пенсионная система будет меняться не столь часто и не столь шокирующе, как в уходящем году.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Целью пенсионной реформы 2002 года было создание многоуровневой системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни после завершения трудовой деятельности. Распределительная система была дополнена накопительной частью пенсии.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы.

Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии (Пенсионный Фонд РФ).

Пенсионная реформа 2013 года

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях . Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения.

В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Андрей Дегтев – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Нововведения в пенсионной сфере появляются столь же стремительно, как и отменяются. Однако в условиях кризиса будущее пенсионеров выглядит весьма туманно.

Уже не первый год развивается захватывающий сюжет с российской пенсионной системой . Не успели люди привыкнуть к новым порядкам, установленным в результате пенсионной реформы 2002 года, как началась новая реформа 2013-2015 годов. Несмотря на то, что с января 2015 года накопительная часть пенсии была сохранена и переведена на добровольную основу, практически тут же в правительстве развязалась дискуссия о возможности её полной ликвидации. В апреле в этом споре, казалось бы, . Дмитрий Медведев объявил о сохранении накопительной части пенсии и поручил произвести расчеты бюджета, исходя из этого решения. Однако уже в июне появилась информация о том, что в правительстве обсуждается возможность заморозки накопительной части пенсии в 2016 году. Если этому будет суждено состояться, то накопления граждан будут изъяты из накопительной пенсионной системы уже третий год подряд. Министр финансов Антон Силуанов поспешил опровергнуть сообщение о том, что продление моратория на накопительную часть пенсии стоит на повестке дня. Однако одновременно с этим бурное обсуждение получила ещё одна тема – индексация пенсий в 2016 году. Минфин предлагает увеличить пенсии в следующем году не на размер фактической инфляции – 11,9%, а на величину того роста цен, который предусматривался прошлогодним законом о бюджете, то есть на 5,5%. Социальный блок правительства во главе с Ольгой Голодец настаивает на индексации в полном размере. Пока что правительство так и не решилось вынести окончательный вердикт. Тем временем пенсионеры ждут результата: ведь от конечного решения властей будет зависеть, насколько просядет их покупательная способность на фоне общего падения уровня жизни в стране.

Между тем, для тех, кто примерно представляет, в каком положении находится российская экономика и какова демографическая ситуация в стране, нет сомнений относительно вероятного будущего пенсионной системы: размер пенсий, видимо, будет сокращаться, а изъятия средств из накопительной пенсионной системы в бюджет, скорее всего, продолжатся, не исключая вероятности её полной ликвидации.

Для чего нужна накопительная часть пенсии

Накопительная часть пенсии появилась в России в результате реформы 2002 года. Главная причина её введения заключается в постоянно снижающейся способности распределительной пенсионной системы обеспечивать текущие выплаты пенсионерам. Постоянное старение населения ведёт к изменению соотношения количества работающих и пенсионеров. На данный момент в России работают по найму примерно 50 млн человек, а пенсию получают около 39 млн. При сохранении текущей демографической динамики к 2050 году на 37 млн работающих будет приходиться 44 млн пенсионеров. При этом, средств, перечисляемых в бюджет за счёт взносов работающих, недостаточно для содержания уже нынешних пенсионеров. Многие страны мира, столкнувшиеся с аналогичной проблемой старения населения, попытались найти выход в виде накопительной пенсионной системы, в рамках которой отчисления работающих граждан аккумулируются на их личных счётах в финансовых учреждениях, а не направляются на выплату пенсий действующим пенсионерам. Кроме того, пенсионные деньги становятся важным финансовым ресурсом, так как могут быть инвестированы в коммерческие проекты и финансовые инструменты. А так как пенсионные накопления имеют долговременный характер, они обеспечивают источник длинных денег.

Накопительная часть пенсии в России

Введённая в 2002 году пенсионная система подразумевала разделение пенсии на страховую и накопительную части. Первая начислялась в рамках распределительной системы. Вторая подразумевала накопительный элемент, который, был обязателен. Гражданин не мог отказаться от участия в накопительной пенсионной системе, он мог лишь выбрать, кому доверить управление своими средствами – Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) или же негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компании (УК).

Однако у введения накопительного пенсионного элемента есть большой минус. Средства, перечисляемые в накопительную часть, не могут быть использованы на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Поэтому в текущем пенсионном бюджете образуется дыра, которую приходится компенсировать за счёт средств, изначально не имевших пенсионное предназначение. Так, ежегодные переводы из российского федерального бюджета в ПФР для обеспечения выплат страховых пенсий доходят до трёх триллионов рублей. Именно поэтому с самого начала своего существования накопительный элемент провоцировал соблазн властей отменить его или хотя бы вернуть часть накоплений в распределительный пенсионный контур. Первый шаг к этому был сделан, когда была задумана новая реформа пенсионной системы 2013-2015 годов. Она ввела возможность участия в системе пенсионных накоплений на добровольной основе. Лица 1967 года рождения и моложе, пожелавшие обеспечить себе накопительную часть пенсии, должны выбрать НПФ или УК до 31 декабря текущего года. В этом случае выплачиваемые за них работодателем взносы будут распределяться между страховой (16%) и накопительной (6%) частями пенсии. У не решившихся на участие в накопительной системе «молчунов» весь объём взносов (22%) будет перечисляться в страховую часть пенсии. Это означает, что деньги будут использоваться на выплаты пенсий действующим пенсионерам, однако от размера выплаченных взносов будет зависеть количество пенсионных баллов, из которых затем сложится размер страховой пенсии будущего пенсионера. Реформа, очевидно, была рассчитана на то, чтобы уменьшить масштабы участия населения в системе пенсионных накоплений и, тем самым, высвободить часть средств на текущие бюджетные расходы. Однако этого оказалось недостаточно, и в 2013 году было объявлено о введении моратория на перечисление взносов в накопительную часть пенсии в течение 2014 года. Эти средства в размере 243 млрд руб. были переданы в страховую часть пенсионной системы. Официальным предлогом было названо реформирование негосударственных пенсионных фондов. Их должны были преобразовать из некоммерческих организаций в акционерные общества. По истечении года деньги даже обещали вернуть в НПФ. Однако к лету 2014 года, когда министр финансов Антон Силуанов признался, что указанные средства пошли на антикризисные меры и решение проблем в связи с присоединением Крыма, стало ясно, что увидеть эти деньги на своих накопительных счетах налогоплательщикам не суждено. Эти средства лишь пополнят их права в страховой части пенсии. Ещё одним сюрпризом прошлым летом стало решение правительства продлить пенсионный мораторий и на 2015 год, что позволило бюджету сэкономить дополнительно 309 млрд руб. Несмотря на то, что в 2016 году замораживать пенсионные накопления пока не собираются, такая вероятность не исключена, так как в условиях упавших цен на нефть бюджет испытывает острейшую нехватку средств.

Причины бюджетных затруднений

Однако нехватка бюджетных средств обусловлена далеко не только старением населения. Главная причина заключается в экономическом кризисе, ставшем результатом бесперспективности российской экономической модели. Потенциал любого бюджета зависит от размера налогооблагаемой базы и её структуры. На протяжении последних лет ключевая доля российского федерального бюджета приходилась на нефтегазовые доходы – более 50%. Продажей энергоресурсов был обеспечен и импорт. Показательно, что объём экспорта сырья примерно соответствовал стоимости совокупного импорта. Таким образом, существенная доля российского рынка была представлена не собственным производством, а импортом, который, в свою очередь осуществлялся за счёт валютных ресурсов, полученных от экспорта нефти и газа. Попадая на валютный рынок, нефтедоллары обеспечивали прирост банковской ликвидности. К сожалению, возможность использования природной ренты для реиндустриализации экономики в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры не была использована. На фоне пополнения бюджетных и золотовалютных резервов доля капиталовложений оставалась в районе мизерных 20-22% от ВВП, а количество предприятий, занимающихся инновациями, так и не превысило 11%. Как результат, уже в 2013 году начались кризисные явления, а после падения цен на нефть и закрытия для России рынка зарубежных кредитов экономика окончательно вышла из равновесия. Потеря нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году составила 2,2 трлн руб. В 2016-2018 она составит ещё 4 трлн руб. В результате, возник сильнейший дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб., или 3,7% от ВВП. Ввиду взаимозависимости рынков и производственных цепочек выпадение сырьевых доходов провоцирует снижение производственных показателей в большинстве отраслей, а не только в ТЭК. Падение ВВП в июне текущего года по отношению к июню предыдущего составило 4,2%. Снижение производства влечёт за собой дальнейшее сжатие налогооблагаемой базы, что ведёт к уменьшению доходов бюджета и существенно затрудняет возможность индексировать пенсии вровень с темпами инфляции. Придётся либо отказаться от индексации, либо идти на ещё более радикальное сокращение и без того урезанных остальных статей. При этом направление денег, предназначенных для накопительной части пенсий, в бюджет имеет двоякое значение. С одной стороны, обеспечиваются дополнительные бюджетные доходы в текущем периоде. С другой – из-за потери длинных денег сокращается инвестиционный ресурс и происходит ещё больший производственный спад. Получается, что тактические цели достигаются в ущерб стратегическим.

Способы решения пенсионных проблем

Проблемы пенсионной системы могли бы быть преодолены наряду с другими экономическими сложностями путём существенного исправления российской экономической модели и выхода на устойчивую траекторию роста. Незаполненные собственными товарами ниши дают мощный потенциал для импортозамещения. Путём строительства предприятий для обеспечения потребительского рынка отечественными товарами можно было бы гарантировать рост ВВП на 5-7% в год в течение 10 и более лет. Модернизация предприятий, рост их производительности и повышение загрузки производственных мощностей могло бы обеспечить рост валового промышленного производства в разы. Для этого требуется обеспечение ряда мер: создание внутренних источников доступного кредитования инвестиций, настройка налоговой системы в интересах производителей, внедрение механизмов индикативного планирования и эффективного государственного участия в экономическом развитии, использование избыточных валютно-финансовых резервов в крупных инвестиционных проектах, но самое главное – реальные шаги по ограничению коррупции и повышению профессиональной дисциплины правящего класса.

К сожалению, несмотря на прогрессирующий экономический кризис, соответствующие меры по преодолению недостатков существующей экономической модели практически не были предприняты. А то, что было реализовано, было сделано в привычном либеральном духе – в парадигме минимального государственного вмешательства в экономические процессы. Это значит, что нынешним пенсионерам, к сожалению, стоит несильно надеяться на индексацию их пенсий , а будущим, возможно, и вовсе не помешает задуматься об альтернативных способах своего выживания.

Ещё

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....