Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Рекомендации по предметно-игровой деятельности. Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

В ходе проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи:

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ;

Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

· сенсомоторного развития "Мир под рукой";

· уединения "Мой маленький домик";

· безопасности;

· конструирования "Маленькие строители";

· физкультурно-оздоровительный "Мы - спортсмены";

· театрализованный "Играем в театр";

· краеведения;

· творчества "Талантливые пальчики";

· музыкальный;

· развития речи "Будем говорить правильно";

· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

· песка и воды;

· природы "Юные экологи";

· экспериментирования "Юные исследователи";

· развивающих игр "Эрудиты".

Например, собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).

Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

Игра - отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Следовательно, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.

    Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.

    Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.

    У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.

    Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.

    Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.

    Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

    Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

    Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

    В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.

    Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.

    Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

    Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.

    В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.

    В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

    У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

    Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).

    К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.

    Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.

    С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.

    Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).

    В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

    Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.

    Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.

    Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.

    Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.

    Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.

    Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

    Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.

    Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

    Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).

    У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.

    Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.

    Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).

    В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.

    Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)

по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.

Целью данного направления деятельности воспитателя: инновационный подход к организации развивающей среды в соответствии с ФГТ, обеспечивающий гармоничное развитие личности дошкольника.

Задачи:

  1. Моделирование предметной среды для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
  2. Моделирование социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
  3. Организация предметно-развивающей среды для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.и поддерживает воспитатель.

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.

Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.

Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.


1.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.

3. Заведите «Дневник игровых действий», где будете целенаправленно фиксировать соответствие наиболее выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.

4. Пополняйте среду в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните, что чем старше дети, тем чаще их игровые объединения разнополые.

5. Создайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков обеспечьте наличие полицейского жезла, набор слесарных инструментов, автомобильной атрибутики, достаточного количества конструкторов и пр.; в уголке девочек обеспечьте наличие скатертей, вазочек для сервировки стола, украшений и бижутерии для девочек и кукол, коробочек для их хранения, индивидуальных расчесок, одежды для кукол).

6. Обеспечьте достаточное количество игрушек для совместных игр, чтобы ребенок мог без труда выбрать себе атрибут для самостоятельной деятельности.

7. Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы».

Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек.

Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать их в организованной сюжетно-ролевой игре.

Изготовление самодельных игрушек для девочек

Игрушка

Используемые материалы

1. Пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), 2 колеса от машины на спице, большая пуговица (переключатель), щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка

2. Электрическая плита

Коробка плоская из-под конфет (основание), 2 крышки от ведер из-под майонеза (конфорки), крышки от бутылочек йогурта «Растишка» (ручки)

3. Кофеварка

Коробка с краном и ручкой, самоклейка

4. Сотовый телефон

Плоские коробки из-под таблеток, картон, цветная бумага

5. Ноутбук

Коробка из-под конфет с откидным верхом, светлая бумага

6. Массажер косметический

Баночка из-под крема (основа), широкая резинка (ручка), 4 пробки от пластмассовых контейнеров из-под лекарств (движущаяся часть)

7. Зеркало для отолоринголога

Пластмассовый ободок для волос, маленький диск для компьютера, блестящаясамоклейка

8. Фонендоскоп

Часть большого футляра от киндер-сюрприза, крышка баночки из-под крема по диаметру футляра, оплетка от проволоки, 2 мозаики (наушники)

9. Ювелирные украшения

Пряжки, детали пластмассового конструктора, детали от бижутерии, пряжа, ленты, нитка или леска, гуашь, лак.

10. Упаковка для ювелирных украшений

Коробочки из-под косметики, блестящаясамоклейка, ленты, бархат, скотч

Изготовление самодельных игрушек для мальчиков

Игрушка

Используемые материалы

1. Фотоаппарат

Плоские коробки из-под таблеток (корпус), крышка от шарикового дезодоранта (объектив), черная и блестящая самоклейка

2. Пульт управления

Коробка из-под конфет (основание), пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема (кнопки), самоклейка

3. Автомобильный пылесос

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), щетка с ручкой, высокая крышка от шампуня (держатель для щетки)

4. Дрель

Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), пластмассовый шуруп, от детского конструктора (сверло), разноцветная самоклейка

5. Фонарик

Ведерко из-под майонеза с вырезанными «окошечками» (корпус фонарика), баночка из-под бальзама для волос, (приклеивается на крышку от ведерка, это внутренняя часть фонарика, раскрашивается по желанию ребенка); красная самоклейка, тесьма (ручка), гуашь

6. Фонарик на голову

Широкая резинка (по объему головы ребенка), крышка от дезодоранта (лампочка), втулка от бобины с нитками (внутренний держатель для резинки)

7.Чемоданчик для хранения инструментов

Коробка из-под конфет с откидным верхом, толстая веревка (ручка), бельевая резинка (внутренние держатели для инструментов), самоклейка

8. Логотипы машин

Цветной картон (сложить треугольниками), цветная бумага или самоклейка (обозначения: красный крест, шашечки)

9. Спецсигналы

Банки из-под влажных салфеток (обклеить: одну половинку – красным, другую – синим цветом), крепить к машине двухсторонним скотчем по длине

10. Фары для машин

Прозрачные пластиковые коробки (круглые и плоские) и крышки разных размеров. Обклеивается самоклейкой коробка изнутри или крышка

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...