Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Родительское собрание "Как помочь ребёнку в учёбе?". Родительское собрание "как помочь ребенку хорошо учиться" Рассказ об учителях, работающих в классе по плану

Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Ход собрания

I . Организационный момент

II . Выступление классного руководителя

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас в этом зале на родительском собрании. А начать его мне хочется с вопроса: «Что желает всякий родитель?» Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству, хорошо учился. Мы себя спрашиваем - как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами. А именно, мы поговорим о том: «Как помочь ребенку с учебой?»

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье - свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение - благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания - мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него - поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Слайд 3.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Слайд 4.

Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

Объективные трудности, непонимание конкретной темы. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда - невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании- отвечает с трудом или не отвечает вовсе.

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно».

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него -это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.

Советы по решаемым проблемам

Слайд 10.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Слайд 11.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ

Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя

Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй

Слайд 12.

СКАЖИТЕ ТАК

Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки.

Слайд 13.

НЕЛЬЗЯ
ставить какие-либо условия. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то

Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе

Слайд 14

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать

Ненавязчиво повторяйте:

«Знания ты получаешь для себя»

Слайд 15

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены

Слайд 16

Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию

Слайд 17

ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы

Исключите из своего общения с ребенком оскорбления.

Слайд 18

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке.

Это залог успеха!

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы - выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих « солнышек, зайчиков и лапушек».

Слайд 19

Спасибо за участие в собрании.

Решение родительского собрания.

1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.Здесь будет файл:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Родительское собрание:

«Как помочь ребёнку в учёбе?»

Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

Форма проведения собрания: круглый стол

Цель собрания: интеграция усилий семьи и школы по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи собрания:

1. Определить уровень внимания родителей к своим детям;

2. Выявить причины снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

3. Наметить общие пути подхода к решению возникшей проблемы по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Оборудование и материалы к собранию:

Анкетирование учащихся;

Памятки родителям;

Ноутбук;

Проектор.

Ход собрания:

1. Вступление.

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. К сожалению, для многих ребят учение стало не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным? Как помочь ребёнку в учёбе?

2. Результаты анкетирования учащихся.

1.Я прихожу в школу, чтобы … (расставить ответы по степени важности)

Получить новые знания;

Пообщаться с одноклассниками;

Весело провести время;

Не огорчать родителей.

2.Домашнее задание я выполняю …

Совершенно самостоятельно;

Периодически обращаюсь за помощью к родителям;

Под контролем родителей.

3.Если я обращаюсь к родителям за помощью в выполнении домашнего задания, то … (напишите действия или слова родителей)

4.Для получения хороших оценок нужно …

Иметь интерес к предмету;

Иметь способность к предмету;

Хорошо работать на уроке;

Иметь хорошие отношения с учителем;

Уметь списывать;

Хорошо выполнять домашнее задание.

5.Причина получения плохих оценок - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Лень выполнять домашнее задание;

Нехватка времени в подготовке домашнего задания;

Непонимание предмета;

Плохие отношения с учителем;

Не вникание на уроке в изучаемый материал.

6.Причина нехватки времени в подготовке домашнего задания - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Занимаюсь в секции, кружке;

Не умею планировать время;

Большой объём домашних заданий;

Медленно делаю уроки;

Много времени уходит на более интересные занятия (прогулка, интернет, телевизор).

7.Если я получаю плохую отметку, то …

Родители меня не наказывают вообще;

Родители проводят со мной только строгую беседу;

Родители проводят со мной строгую беседу и временно лишают меня материальных благ.

3. Уровень внимания родителей к своим детям.

Школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от взаимоотношений родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться.

Активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способны разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем контролировать ребёнка? Взрослый уже, пусть сам думает» или «Сейчас другая программа, я ничего уже в этом не понимаю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если ему всё-таки требуется помощь?

На самом деле, сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не надо самоустраняться в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Если же ваш ребёнок не справляется со школьной программой по какому-то предмету или не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

4. Возможные причины неуспешной учёбы.

Непонимание конкретной темы. Чаще всего это связано с тем, что внимание ребёнка на уроке отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Отношения между учителем и ребёнком: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют педагогу.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители жёстко наказывают ребёнка за неуспехи.

5. Работа в группах.

А часто ли родители задумываются над тем, почему обучение у детей не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помнят ли они в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Родители спраши­вают у ребёнка оценки, хвалят или ругают за них, и совершенно не интересуются тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями. Но чаще всего обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - след­ствие каких-то проблем.

Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получают двойки? Давайте рассмотрим возможные причины снижения интереса детей к учебной деятельности.

6. Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Найдите такую мотивацию, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен.

Никогда не называйте ребенка оскорбительными словами.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Систематически просматривайте без всяких нареканий тетради, дневник, спокойно просите объяснения по тому или иному факту, а затем спрашивайте, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Не ругайте, а учите!

Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

7. Заключение.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и отношения родителей и педагогов с ним. Если родители хотят, чтоб у детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. И только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано снижение познавательного интереса или вообще нежелание учиться.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и заправить всё это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нём огонек любви к познанию.

8. Памятка для родителей «Психотерапия снижения успеваемости»

Правило первое: не бей лежачего . «Двойка» на уроке - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Иначе ваш ребенок просто перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ребёнку отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу, а выполнение какой-то работы можно подвергать критике.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого ребёнка, которого не за что было бы похвалить. А родительские слова: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в работе девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. Тема нашего педвсеобуча "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

А так ли важна и актуальна эта проблема в настоящее время? Да. Чтобы убедить вас в этом, я хочу показать результаты опроса, который был проведён в 4-11 классах нашей школы.

Всего было опрошено ___ человек. Это __часть от всех учащихся школы. Были получены следующие данные: (Результаты анкетирования)

Таким образом, проанализировав ответы наших детей, мы приходим к выводу, что помогать ребёнку хорошо учиться нужно , а как это сделать правильно, я постараюсь рассказать вам на этой нашей встрече.

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Организация домашнего труда школьника;

Приучение детей к самостоятельности.

Контроль за выполнением домашних заданий;

1.Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справляться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением любых задач.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии и работоспособности ребенка на следующий день. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

2. Организация рабочего места.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется для письма использовать тяжелые ручки, так как увеличение ее веса даже на Iг усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

§ разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см.

§ расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см,

§ между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

§ ноги должны опираться всей ступней на пол или подножку стола.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

3. Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.

У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

На первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо , вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.

4. Атмосфера домашних занятий.

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход к гиперактивным или слишком тревожным детям.

5. Приучение детей к самостоятельности.

«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.

Где это видано?! Где это слыхано?!

Папа решает, а Вася сдает!

Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни школьника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.

Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок должен уметь:

· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

· спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны. Наблюдения за самостоятельной работой школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается не на один час.

На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверенны в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий?

С одной стороны важно оставлять ребенка наедине с заданием, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками, с другой, если ребенок при этом систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания.

Если вы уже сталкиваетесь с проблемой оттягивания ребенком времени выполнения домашнего задания как можно дольше, вплоть до сна, или если ребенок утаивает часть задания, это значит, что проблема уже существует.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому».

Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.

Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий?

Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Для успешного выполнения домашних заданий им так же необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий

Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.

Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий. Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.

В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий , ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

· Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

· Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

· Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

· Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

· Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

· Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

· Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

· Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

6. Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

Какие отметки?

Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Ещё один очень важный момент. Чтобы объективно осуществлять контроль и своевременно оказывать своему ребёнку помощь, нужно чаще встречаться с учителями, посещать родительские собрания. Поверьте, от этого во многом зависят успехи ваших детей. Посмотрите нашу школьную статистику: (диаграмма "Зависимость успеваемости учащихся в классе от посещаемости родителями родительских собраний")

Эта диаграмма наглядно показывает, что успеваемость зависит не только от возраста учащихся, но и от того, насколько слаженно работает связь "Родители - школа"

И ещё несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

· Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.


Сарана Татьяна Анатольевна







Более двух третей неуспевающих школьников потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. И одной из таких причин явилось неумение, а иногда и нежелание родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. А иногда эта помощь выглядит примерно так:











Немного статистики 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной степени. 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости


15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться. Треть первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.






Направление помощи - сохранение и укрепление здоровья соблюдение режима дня, рациональное питание утренняя гимнастика, занятия спортом сохранение правильной осанки (исправление нарушений осанки) пребывания на свежем воздухе, чередование труда и отдыха соблюдение нормы сна…




Направление помощи – начиная с дошкольного возраста, заниматься общим развитием ребенка: развивать все психические процессы (разные виды памяти, внимания, воображение, мышление, речь…); любознательность; творческие способности; развивать кисть руки, особенно мелкую моторику пальцев.


Учите ребенка общаться и сотрудничать со сверстниками и старшими. Приучайте к дисциплинированности, умению управлять своим поведением. (Человек без тормоза, что испорченная машина. С самого раннего детства дети должны быть приучены к точному времени и к точным границам поведения. А. С. Макаренко)


Если сын или дочь не могут усадить себя за уроки, как быть? На этот вопрос можно ответить только так: предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умение управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.




1) Лото, шашки, домино и т. п. игры, где играющий должен поддерживать произвольное внимание. Помогут 2) Очень полезно бывает для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми. Какое именно – не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки, и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребёнок вытирает; читать книгу - страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить - папа работает, а ребёнок подаёт ему гвозди, молоток, отвёртку.




Направление помощи контроль за выполнением домашних заданий контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю помощь детям должна оказываться своевременно как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения, контроль должен быть ненавязчивым и тактичным очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью




Важным является и место выполнения работы Оно должно быть постоянным Организованным согласно санитарно-гигиеническим нормам Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. Работают хорошо те, кто работают быстро


Необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы Например, решая задачу: прочитать задачу, представить, о чем говорится; кратко записать условие, схему; пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему; составить план решения задачи; проверить решение; записать решение в тетрадь


Направление помощи приучение к самостоятельности Не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам Не давайте готового ответа на их вопросы, пусть ребенок поищет ответ на него сам, а Вы помогите ему Учите детей выделять учебную задачу т. е. ребёнок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями он должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. У ребенка должны быть постоянные обязанности






2 крайности дошкольного воспитания, приводящие к нежелание учиться еще до поступления в школу: родители не ведут с ребенком совместных познавательных занятий и тогда познавательный интерес у ребенка просто не сформирован; либо родители "напичкивали" ребенка с раннего возраста различными знаниями, что вызывает у него отторжение.


Для учеников начальной школы довольно сильным стимулом к учебе являются оценки, Для детей крайне важна похвала. Младшие школьники еще не очень далеко отошли от возраста почемучек, Именно по этим двум причинам среди учеников начальной школы, как правило, немного неуспевающих, будущих «двоечников».


Старшие школьники (10-11 класс), как правило, уже бывают нацелены на поступление в вуз, представляют себе, какие учебные предметы им нужны, или же бывают заинтересованы в какой-либо науке в силу природных склонностей. При этом любопытно, что не интересующие, не являющиеся важными для вуза предметы забрасываются


Самая запущенная группа в смысле целей и мотивов образования – средние школьники, с 5 по 9 класс, а если точнее, из них – шести-, семи- и восьмиклассники. Именно с этими детьми труднее всего работать учителю. Они совершенно не представляют себе, зачем учатся, получая вал информации и отсутствие указаний, как с ним дальше обращаться. Именно на этом уровне крайне высок риск утратить в ребенке жаждущую душевного роста личность. Именно в этом возрасте и развивается лентяй, скучающий на уроках.


Как же быть? Как исправить положение, как заинтересовать ребенка учебой, наставить его «на путь истинный»? Чтобы помочь ребенку вновь обрести интерес к учебе, нужно обязательно дать ему понять, для чего нужно образование, в чем истинная его цель, что именно ребенок выиграет, чему на самом деле научится, заучивая скучные формулы и исключения из правил правописания.


Необходимо постоянно поддерживать в ребенке огонь познания, не давать ему гаснуть. Постоянный детский вопрос «А что внутри?» должен сопровождать человека с детства и до старости, только он помогает развить в человеке мышление, научить думать и рассуждать. Безусловно, родители должны и могут помочь ребенку в этом трудном деле.




Обязательно следует использовать дополнительные источники информации: детские энциклопедии, всевозможные «занимательные математики» и тому подобные издания, обучающие компьютерные программы, которые обычно выполнены в увлекательной, часто полу- игровой форме.


Участвуйте в конкурсах, олимпиадах, конференциях Это поможет вашему ребенку не только поддерживать интерес к учению. Ребенок будет развиваться, расширится его кругозор, получат развитие творческие способности, он научиться применять свои знания в новой обстановке, публично выступать (разовьет свою речь, научится управлять собой, своим поведением)…


Непременно нужно вместе читать. И не только читать, но и обсуждать прочитанное И конечно, на каждом шагу должен звучать вопрос «Почему?». Почему герой книги или фильма поступил так, а не иначе? Почему пишем «вода», а не по-другому? Почему листья растений зеленые? Для чего человеку ресницы? И так далее, и так далее…


Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами! И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! У вас все получится, стоит только захотеть!


Источники информации: html shkole/ shkole/ uchitsia-v-shkole.html uchitsia-v-shkole.html htm a/kak_nauchit_rebenka_sosredotachivatsja/ a/kak_nauchit_rebenka_sosredotachivatsja/



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

г.Богородицк Тульская область


Подготовила и провела:

Золотарева Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МОУ СШ №2 г.Богородицк

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.

Задачи:

    Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника.

    Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по выполнению домашних заданий.

    Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома.

    Ознакомление и обсуждение плана воспитательной деятельности на 2015– 2016 уч. год.

    Выборы родительского комитета на 2015 – 2016 учебный год.

    Привлечение детей к трудовой деятельности.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовительная работа:

    Анкетирование детей (Приложение 1)

    Подготовка текстов памяток

    Подготовка тренинговых упражнений для групп родителей

Оборудование: электроннаяпрезентация, тексты анкеты для родителей, памятки, «листья деревьев» для групповой работы, дневники детей.

Ход собрания:

Вспомните, с какой радостью пошли ваши малыши в школу, сколько ожиданий и надежд связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, не все они сбылись, и для многих ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – отметка, часто не радует! Как-то я прочитала интересную статью одного учёного, профессора Махмутова, посвященную проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, среди неуспевающих более 2/3 потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин явилось неумение (а порой и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашнего задания.

Поэтому наш разговор сегодня я предлагаю посвятить обсуждению вопроса: «Как помочь ребёнку хорошо учиться?» (слайд 1)

Наши задачи сегодня следующие: определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника, выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по выполнению домашних заданий, отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома (слайд 2).

Для начала я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой анкеты (слайд 3).

Ваши дети отвечали на похожие вопросы. Посмотрите, пожалуйста, на ответы ваших детей.

Не правда ли, вопросы и ответы заставляют задуматься. В классе упало качество успеваемости: в 2 классе оно составляло 91%, а в 3 классе – 78%. Мы собрались с учителями-предметниками и проанализировали ситуацию. Выяснилось несколько причин: дети не делают или не доделывают домашнее задание, забывают учебники и тетради дома, не записывают домашнее задание в дневник. Регулярно проверяя дневники, я обнаружила систематическое отсутствие подписей родителей, причём падение успеваемости и отсутствие подписей наблюдается, в основном, у одних и тех же учеников. Откройте, пожалуйста, дневники своих детей и проанализируйте, как он ведётся, записано ли домашнее задание, проследите за контролем успеваемости и поведения ребёнка с вашей стороны. Выводы вы сделаете для себя сами.

Роль домашнего задания в успеваемости школьника нельзя переоценить: если знания, приобретённые на уроке, не повторяются и не закрепляются упражнениями, то они в значительной мере теряются. А как следствие, снижается и успеваемость. Мы будем рассматривать домашние задания как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В зависимости от назначения можно выделить несколько видов домашних заданий (слайд 4).

    НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (заучивание текста учебника и его пересказ, сбор дополнительного материала)

    НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ (АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ…) Это задания, позволяющие устанавливать связи и отношения между изучаемыми процессами и явлениями. Например: «Продсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды»; «Сравни летнюю и осеннюю погоду» и т.п.

    НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (написание коротких докладов и сообщений, задание по подготовке опытов и наблюдений)

    НА ПОДГОТОВКУ К ВОСПРИЯТИЮ МАТЕРИАЛА СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА (пропедевтические задания, наблюдения за процессами, явлениями погоды)

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (решение проблемной ситуации, создание проекта, написание сказки, рассказа)

    Пользуясь полученной информацией, попробуйте определить, к какому из перечисленных типов относятся задания, которые ваш ребёнок получил на завтрашний день и в чём должна состоять ваша помощь в их выполнении. Помните, что учитель всегда чётко определяет для детей,

    ЧТО СЛЕДУЕТ УСВОИТЬ ПРОЧНО

    ЧТО – ЛИШЬ ПОНИМАТЬ И УЗНАВАТЬ

    ЧТО – ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ (слайд 5)

Помимо этого, мы вместе с детьми обсуждаем, как организовать работу, оформить её, что должно получиться в результате. Перечисленные вопросы должны задать себе и вы, если хотите оказать поддержку своему ребёнку. Также задания дифференцированы: одни задания даются для всех, другие – более сложные – по желанию учащихся. Они носят развивающий характер, и необязательны, но желательны для выполнения. Со «слабыми детьми» ведётся индивидуальная работа. И последнее: важно знать требования санитарных норм, разработанные учёными-медиками и согласованные с Федеральным агентством по образованию, и следовать им (слайд 6).

А сейчас, уважаемые родители, поработаем в группах и попытаемся понять причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами – «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить вопрос: «Почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно?». На столах «листья», на которых написаны причины. Ваша задача – выбрать наиболее характерные для вашего ребёнка. Время на работу – 5 минут (слайд 7)

Возможные причины:

    Недостаточная информация о том, как надо выполнять домашние задания

    Длительное, но бесполезное сидение за уроками

    Отсутствие (в том числе и у родителей) знаний о гигиенических нормах при выполнении заданий

    Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам

    Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника

    Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров

    Неосведомлённость родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома

(Работа в группах. Выбранные «листья» прикрепляются к ветвям дерева, нарисованного на доске).

Уважаемые родители! Конечно же, мы понимаем и осознаём причины неуспеваемости детей, но часто просто не знаем, как помочь своему ребёнку. Некоторые родители недостаточно внимательны к своему ребёнку и им наверняка следует изменить позицию и находить больше времени для детей. Возможно, придётся отказаться от привычного просмотра телепередач, меньше уделять времени любимым занятиям. Что ж, эти жертвы оправданы, ведь они ради будущего детей. Давайте на практике посмотрим, как можно и нужно поступать в некоторых часто встречающихся ситуациях (слайд 8).

    РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ КАКОЙ-ТО ПРЕДМЕТ И ЛИБО НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ЕГО ВООБЩЕ, ЛИБО ОТКЛАДЫВАЕТ НА ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ И ДЕЛАЕТ КОЕ-КАК

Ситуация обсуждается в группах, родители предлагают свои варианты решения этой конфликтной ситуации. Комментарий учителя:

«Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает, и сравните, как раньше преподавали её. Сравнение должно быть в пользу ребёнка. Выработайте совместную тактику преодоления трудностей в изучении предмета. Попробуйте решать наперегонки или на время»

    У РЕБЁНКА КОНФЛИКТ НА ПОЧВЕ УЧЁБЫ В ШКОЛЕ, ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОН НЕ ХОЧЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ДА И ВООБЩЕ ИДТИ В ШКОЛУ (слайд 9)

Комментарий учителя:

« У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребёнка. Возможно, это поможет разрешить конфликт. Не обсуждайте вслух и не критикуйте школу и учителей в присутствии ребёнка. Принимайте, по возможности, участие в жизни класса: ребёнок будет вами гордиться, а вы лучше узнаете о том, что происходит с ним в школе.

    РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ И НЕ ЛЮБИТ ПИСАТЬ КОРОТКИЕ ТЕКСТЫ, ИЗЛОЖЕНИЯ, СОЧИНЕНИЯ (слайд 10)

Комментарий учителя:

«Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, ведите совместные наблюдения и т.п. Покажите ребёнку, что время можно проводить с пользой (почитать книгу, понаблюдать за изменениями в природе), проявляйте интерес к заданиям, которые получает ребёнок.

    РЕБЁНОК «ПРИНЁС» ИЗ ШКОЛЫ ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ: «ОТВЛЕКАЛСЯ НА УРОКЕ, ЗАПУСКАЛ БУМАЖНЫХ ГОЛУБЕЙ» (слайд 11)

Могут помочь заповеди доктора Добсона.

    Не унижайте ребёнка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?»

    Не угрожайте: «Если ты ещё так сделаешь, ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть себя.

    Не вымогайте обещаний. Они относятся к будущему, а ребёнок живёт настоящим. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Общий вывод таков: нет правильных или неправильных решений в отношении сложностей в выполнении домашних заданий для ребёнка. Просто есть решения, адекватные возможностям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться разрешать их вместе. Мы сегодня убедились, что причин неуспешной деятельности детей по подготовке домашних заданий очень много. Увидеть и понять эти причины можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Но мы должны помнить некоторые обязательные моменты, которые должны присутствовать в нашей повседневной жизни и общении с ребёнком (слайд 12)

Итак, нам важно:

    ВРЕМЯ – уроки важно делать в одно и то же время, делая перерывы для отдыха, но не превращая их в нескончаемый процесс

    МЕСТО – у ребёнка должно быть своё рабочее место. Этим вы показываете уважение к нему, как к личности. Процесс приготовления уроков нормирует наличие порядка на рабочем столе.

    ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС! Если ты сел делать уроки – делай уроки. Как можно меньше отвлекающих моментов!

    ПЕРЕРЫВ Важная составляющая процесса приготовления уроков. Помните – нельзя приниматься за уроки сразу после школы!

    ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ Это не только нормирует ребёнка, но приучает его к ответственности.

    СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР Слово – это одно, а дело – совсем другое. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…»

    ПОХВАЛА Без похвалы серьёзная и кропотливая работа неэффективна. Но похвала должна быть заслуженной и искренней.

В заключение нашей сегодняшней беседы я хочу подарить вам для размышления одну фразу (слайд 13)

НЕ МУЧАЙ СЕБЯ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА.
МУЧАЙ, ЕСЛИ МОЖЕШЬ, НО НЕ ДЕЛАЕШЬ.
ПОМНИ: ДЛЯ РЕБЁНКА СДЕЛАНО НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ НЕ СДЕЛАНО ВСЁ.

Ребёнок – это праздник, который всегда с тобой! Давайте радоваться нашим детям, любить их, понимать их! (слайд 14) Желаю успехов вам и вашим детям!

План воспитательной работы на новый учебный год

1. Традиции школы

2. Основные внеклассные и классные мероприятия

3. Участия в конкурсах

4. План посещения музеев, театров и т. д.

5. Работа кружков в школе.

Вместе с родителями классный руководитель намечает план воспитательной работы классного коллектива родителей и учащихся на год. Вместе намечаются индивидуальные линии работы. Родители высказывают своё мнение, какую бы консультацию хотели бы получить. Если проблема общая, то выносится на родительское собрание.

Знакомство с учебным планом на 3 класс и его материальным обеспечением.

1. Режим работы школы

2. Учебный план на 3 класс

3. Обеспечение учебниками и печатными тетрадями

4. Расписание уроков

5. Заполнение Дневника учащегося

Рассказ об учителях, работающих в классе по плану

1. Знакомство с новыми учителями

2. Ознакомление с требованиями учителей-предметников

3. Пожелания воспитателя ГПД

Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности - учебе.

Выборы родительского комитета класса

Огромную роль в сотрудничестве учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Привлечение детей к трудовой деятельности .

Привлекать учащихся к труду без их согласия или согласия их родителей запрещено. Поэтому привлекать детей к дежурству – мыть доску, убирать мусор, проветривать класс, - можно только с письменного согласия родителей и школьника.

Подведение итогов

Выводы по итогам собрания родители делают самостоятельно. Классный руководитель желает всем счастья, мира и добра, благодарит за сотрудничество.

2. Утвердить состав родительского комитета

3.Написать заявление на разрешение привлекать детей к трудовой деятельности (заявления прилагаются)

4.Использовать полученную методику в своей работе с ребенком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для детей

    Нравится ли тебе учиться?

    Помогают ли тебе родители в учёбе?

    Какой школьный предмет для тебя самый сложный?

    Знаешь ли ты, какой предмет был любимым в школе у твоих родителей?

    Назови книгу, которую ты читал на этой неделе.

    Что читали твои родители?

    Наказывают ли тебя твои родители за промахи в учёбе?

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...