Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Рудольф штайнер воздействие духовных существ в человеке

Рудольф Штайнер

Воздействие духовных существ в человеке

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г

Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучной точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно указать, что сегодняшний доклад будет принадлежать к числу тех, которые читаются для достаточно сведущих в теософии людей. Это также должно быть иногда возможным в теософских группах. Поэтому тот, кто толь ко с недавнего времени присутствует на этих понедельничных докладах, будет, может быть, поражен тем или иным, о чем будет сказано сегодня; но мы не продвинемся вперед, если не захотим иногда обсуждать также и то, что относится к более высоким областям теософии. Кто совсем новичок и даже, быть может, ждет, что его будут убеждать в духовнонаучных истинах, может, пожалуй, найти безумным что-то из того, о чем будет идти сегодня речь; но подобных областей также следует когда-то касаться.

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане. Вы видели, что целые группы одинаковых или схожих животных принадлежат к одной «групповой душе» или к одному «групповому Я», и что на астральном плане мы встречаем как обособленные личности «душу львов», «душу тигров» и другие групповые Я животных. Мы можем - говоря тривиально - там на астральном плане встречать их так же, как здесь в физическом мире мы встречаем людей. Точно так же находим мы в еще более высоких областях, на деваханическом плане, групповые Я всех растений, а в высших частях Девахана мы находим Я минералов как обособленные личности, подобно личностям людей здесь на физическом плане. И это означает, что в этих высших мирах мы встречаем известных существ, которые простирают, так сказать, свои органы, свои отдельные члены вниз, вплоть до физического мира. Если бы человек показал свои пальцы, протянув их сквозь отверстия занавеси или в бумажной стене, то мы бы увидели только его десять пальцев; сам человек был бы скрыт за стеной. Также обстоит дело с групповыми Я животных. Мы видим здесь физическими глазами то, что от высших существ астрального плана простирается вниз как их члены, а подлинное Я скрыто за стеной - за той стеной, которая отделяет физический мир от астрального. И то же самое, соответственно, происходит с другими групповыми Я - с групповыми Я растений или минерального мира. Но когда с этой исходной точки зрения физического мира мы поднимаемся в высшие миры, то находим там не только этих вышеназванных существ, которые простирают свои члены сюда в физический мир; мы встречаем там целый ряд других существ, которых мы можем также обозначить как обособленные в себе личности в тех мирах, но физические члены которых не являются столь наглядными и ощутимыми, как у групповых Я животных, растений и минералов.

Астральный план и деваханический план суть именно весьма населенные миры, и мы находим там различных существ, которые хотя и не могут быть столь явно наблюдаемыми в своих откровениях, но, тем не менее, проявляют свои действия, свои деяния здесь, па физическом плане, и имеют весьма большое значение для физического плана, для всей нашей теперешней человеческой жизни. Мы не поймем человеческой жизни, если не знаем, что внутри этой человеческой жизни действуют такие существа, которые живут в высших мирах. В самом человеческом теле происходит многое, чем человек не владеет; что является не выражением человеческого Я, а действительностью, действием, откровением существ высших миров. Об этих вещах мы будем говорить сегодня.

Когда мы рассматриваем астральный план, то мы встречаем там неизвестных существ - только один вид из многих - которые, по-видимому, не имеют никакого проявления, никакого откровения среди существ, наблюдаемых нами прежде всего на физическом плане, но которые все же связаны с нашим физическим планом. Мы встречаем их там на астральном плане как астральных существ, с явно выраженной волей, с явно выраженными намерениями. Эти существа имеют такого рода бытие, что мы, как сказано, можем встретить их на астральном плане; но они родственны, они принадлежат к тому же роду существ, которые обитают на нашей современной Луне, какие имеют на нашей теперешней Луне даже известное физическое существование. Кто может ясновидчески подойти к этим вещам, тот знает, что это суть существа, которые на арене Луны являются в известном отношении человекоподобными существами, но что по сравнению с людьми они как бы карлики, так как они едва достигают размеров шести- семилетнего ребенка. Там, на Луне, представляется своеобразная возможность для их деятельности. Физические условия там совсем другие; там, например, совсем другая атмосфера, вследствие чего эти существа, удаляясь, так сказать, на свою родину, получают там способность чудовищно реветь, подавать чудовищно сильные ужасающие звуки. В нашем мире эти карликовые существа могут удерживаться как астральные существа.

Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах, существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять- таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Затем в высших частях деваханического плана мы находим известных существ двоякого рода, описать которых весьма трудно. Мы можем обрисовать их только сравнительно, если скажем, что они безмерно изобретательны, что каждое мгновение жизни они что-нибудь изобретают, так как было бы неправильно сказать «они выдумывают». У них этот изобретательский дар существует приблизительно таким образом, как если бы человек взглянул на вещь и в ту же минуту - при первом же взгляде - ему внезапно пришло в голову, как это может быть сделано иначе. Так у них тотчас же появляется изобретение. Этим существам, которые имеют свою родину на Сатурне, противостоят, опять-таки, другие, как их оборотная сторона; неукротимые, ужасные существа, которые в бесконечно большей, страшной степени обладают всем тем, что живет в человеке как ненасытная алчность и вожделение.

Все эти названные существа совсем не отделены от нашей жизни: напротив, они простирают свои деяния, свои действия и откровения в нашу жизнь, и для ясновидчески одаренного человека их действия ощутимы именно тогда, когда на Земле возникают определенные условия. Так, те существа, которые имеют свою родину на Луне, выступают - разумеется, как астральные существа - при самых различных

Беседа публициста Николая Подосокорского с новгородским социологом и политологом Александром Жуковским о дополнительных выборах депутата Государственной думы от Новгородской области, которые состоятся 8 сентября 2019 года.

Насколько в Новгородской области изменились политическая ситуация, настроения жителей и отношение к "Единой России" с 2016 года, когда губернатор Сергей Митин двигал в Госдуму Александра Коровникова? Кажется, теперь официальная поддержка "ЕР" является не столько гарантией успеха, сколько постыдным обременением. То, что экс-мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев идет в Госдуму именно от партии власти - это для него, скорее, плюс или минус?

- "Постыдное обременение" - это эмоциональная, но в целом верная оценка. Проект "ЕР" требует капитального ремонта, или даже полного закрытия, однако центр не может решиться и выбрать подходящий вариант. Сложилась ситуация, при которой "и бросить жалко и нести тяжело". Требует реформ и политическая инфраструктура страны в целом. В предыдущих политических циклах слабеющее политическое звено ("ЕР") компенсировали административным ресурсом, но уже на данном политическом этапе админресурс сам стремительно вваливается в кризис и нуждается в поддержке, а обременение в виде политических вериг явно мешает усилиям центра стабилизировать обстановку. В частном порядке выдвиженцы от "ЕР" также стараются дистанцироваться от партийного бренда и попыток продвигать ее имидж, но при этом с удовольствием потребляют ее деньги, программные и технологические инерции.

Для Бобрышева участие в довыборах - это обеспечение достойного карьерного финиша. На сложившемся за годы его функционирования личном антирейтинге самостоятельно выборы ему не выиграть. Структура голосующих избирателей по отношению к нему находится в пропорции: 30% - за, 70% - против. Можно считать такого депутата легитимным? В "ЕР" и в администрации почему-то считают, что можно. Для его "победы" нужен очень закрытый (дорогостоящий) маневр. Забрать "свои" 30% и рассеять, расколоть 70% избирателей, которые за него не проголосуют. Принцип "разделяй и властвуй" в действии. "ЕР" помогает ему удержать традиционно голосующих избирателей за власть, а остальных избирателей кандидаты растащат на части (КПРФ, СР, ЛДПР, ЯБЛОКО и др.). Поэтому альянс "ЕР" и Бобрышева необходим обоим сторонам. Кандидат получает "заслуженную" политическую "пенсию", "ЕР" же может отчитаться в центр об очередной своей "победе".

Оказала ли какое-то влияние летняя протестная активность в Москве, в связи с выборами в Мосгордуму, на новгородский электорат? Или региональная и столичная ситуация мало пересекаются друг с другом?

Оказала, и не только в Новгородской области. Нетрудно вспомнить, что перед выступлениями в Москве информационные каналы (особенно интернет) освещали множество местных локальных конфликтов - в Шиесе (мусор), Екатеринбурге (собор), Новгородской области (здравоохранение) и др. Привычным фоном стали проблемы борьбы с коррупцией, ЖКХ, ростом цен, низких зарплат, трудоустройства. Перечисленные информационные поводы усиливались картинками с пожаров, наводнений, взрывов, аварий. Компенсировались подробными описаниями событий на Украине и других международных проблем, отчетами о неусыпной работой правительств (федеральных, региональных). Иными словами, информационная повестка рутинно наполнялась повторяющимися региональными, муниципальными проблемами и иллюстрировалась соответствующими социальными и экономическими требованиями, лозунгами. События в Москве резко перехватили региональную повестку и перенесли центр информационной активности в столицу, причем, информационная повестка с социальной сменилась на политическую.

В заслугу кандидату Юрию Бобрышеву зачастую ставят его пребывание в должности мэра Великого Новгорода с 2007 по 2018 год. Как бы Вы оценили его наследие, оставленное горожанам? Действительно ли у него есть повод для гордости за эти 10 лет управления городом?

Технически и политически роль местного самоуправления с 2006 года постоянно снижалась. Все мэры российских городов объективно находились в состоянии некоего социального "тормоза", безропотно препятствующего сползанию к нулю своих полномочий, ресурсов, в условиях кратно множущейся отчетности, ужесточающегося контроля, изменений в законодательстве. Фактически вынуждены были быть "вредителями", должны были сдавать полномочие за полномочием, ресурс за ресурсом. При этом никто не снимал с них ответственность за поддержание "благоприятного общественного мнения", эффективного диалога с населением, состояние муниципальной инфраструктуры. Фактически можно говорить, что в указанный период роль мэров была не завидна. Условия, в которых они формировались, заставляли их быть политическими "виртуозами", но не "эффективными" менеджерами, как бы это кому-то ни хотелось.

Как политический манипулятор Юрий Иванович, "достойно" сдавал город, но говорить о гордости в этот период совсем не корректно. Чуда не было, инфраструктура управления не развивалась, поэтому противоречия технологически и аналитически на объективном уровне поддержать спорах с регионалами и федералами было не возможно. Принципиально важные для сторон конфликты не получали рациональных решений, тупо переросли в примитивное межличностное противостояние мэра с губернатором, мало понятное для населения и совсем никому не полезное, но создающие эффект зрелища, имидж "борца", имитацию движения.

Среди моих новгородских знакомых, интересующихся политикой, сложился парадоксальный консенсус: почти все они считают, что Бобрышева протащат в Федеральное собрание всеми правдами и неправдами, при этом никто из них лично не собирается за него голосовать. Главным конкурентом кандидата от власти многими наблюдателями считается опытная Нина Останина, которая, в отличие от Бобрышева, уже неоднократно избиралась в парламент и была депутатом Госдумы II-V созывов. На ваш взгляд, есть ли у нее реальные шансы победить на этих выборах?

Если сделать объективное социологическое исследование, то его результаты будут объективнее результатов любых самых демократических выборов. Методики опросов хорошо поставлены и заглядывают в самые потаенные места общественного мнения, которые никогда не выявят никакие выборы. В социологическом плане места распределились бы так: 1. Н. Останина (КПРФ), 2. Ю. Бобрышев ("ЕР"), 3. Д. Игнатов ("СР"). Но процедуры, политические технологии, административный ресурс вносят в свой "коэффициент" в результат, который также может считаться социологией, но в этом случае социологическая программа усложняется и появляются интересы спрятать до поры, получаемые результаты.

Что вы думаете о концепции т.н. "умного голосования" Навального применительно к Новгородской области? Нужно ли поддерживать сталинистов и соглашателей тем, кто устал от монополии "Единой России"?

Концепция "Умного голосования" существенно расширила интерес к выборам у рационально расположенных избирателей. В том числе, неожиданно дала новый вариант, импульс для выбора избирателям, любящим подумать, не подпадающих под сложившиеся стереотипы голосования. Эта социальная группа составляет 10-15% самостоятельных людей с надежной профессией и образованием. В традиционном голосовании они не активны. Такое предложение может заинтересовать и "включить" их в процесс выбора. Структура основных мотивов, по опыту все предыдущих выборов, выглядит примерно так:

* Игнорирование выборов — самая распространенная форма поведения избирателей. Порядка 70% граждан интерес к выборам и голосованию потеряли. Их позицию, в настоящее время, пока неуклюже, пытаются выразить, отдельные небольшие партии, лидеры некоторых политизированных групп.
* Сверхактивные (политизированные) избиратели — от общего числа 20% будут уверенно голосовать за своих кандидатов. Именно они - основная социальная база административного ресурса, закрепляющего и поддерживающего в их среде принцип "разделяй и властвуй!".
* Дисциплинированные избиратели ("болото") до 30% — традиционный ресурс любой власти, преимущественно, проголосуют за кандидата от власти.
* Рациональные избиратели — еще сохраняющие свое представление о должном и нужном избиратели, окончательно не заражанные социальной апатией. Будут голосовать против "ЕР" и за любого другого оппозиционного кандидата, партию.

Принцип "Умного голосования" — за согласованного кандидата - искусственно подменяет плохо развивающийся в партийных средах прием политических коалиций. При равновесии рейтингов кандидатов, как это сейчас происходит в Новгородской области, технология имеет стратегическое значение и может повлиять на результат кампании, в пользу квалифицированного, профессионального выбора большинства - 70% избирателей Новгородской области, в той или иной степени не поддерживающих проваливающийся и уже не легитимный режим.

Как Вы в целом оцениваете текущую избирательную кампанию в регионе? Насколько она интересна с точки зрения используемых технологий, активности кандидатов, освещения их деятельности СМИ и т.д. Насколько она является необычной, "грязной", конкурентной и т.п.?

На наших глазах в данной кампании, хоть и в не ярком виде, мы участвуем в процедуре прощания со схемами, долгое время доминирующими на практике и не отражавшими интересы большинства. Сейчас кампании кандидатов по инерции еще скованы, но выглядят достаточно демократично, раскрываются, нарабатываются новые подходы, закаляются личностные качества. "Грязные" и серые темы еще присутствуют, но уже применяются не как наступательные, а как защитные со стороны не охотно уходящего в прошлое старого политического цикла. Очень сильно и позитивно выделяется в избирательном процессе Новгородской области факт отказа от выборов в Госдуму в пользу представителя КПРФ Н. Останиной руководителя регионального отделения партии "Коммунисты России" Дмитрия Перевязкина. На этом примере просматриваются мотивы к рациональной консолидации даже казалось бы, непримиримых противников: КПРФ и партии "Коммунисты России". Если факт подтвердится, то Новгородская область станет примером другим политическим акторам уже на следующих выборах.

Серьезное оживление и рациональное информационное наполнение в кампанию внесла Н.Останина и ее команда. Несмотря на противодействие со стороны официальных (и не очень) усилий, острых столкновений с конкурентами, кампания КПРФ проходит стабильно. Отмечаю активность, упорство, личную коммуникабельность Дмитрия Игнатова от "Справедливой России". Конструктивность, объективность, напор Анны Черепановой ("Яблоко"). Традиционализм представителя ЛДПР А. Чурсинова. Интересно внимание к Новгородской области и его проблемам со стороны деловых кругов России - Д. Тарасова (Партия Роста). Важно, что региональная власть Новгородской области не довела до абсурда ситуацию с допуском кандидатов на выборы, как это произошло в Санкт-Петербурге, где были вытеснены с выборов губернатора все интересные кандидаты и остались только спойлеры, или в Москве, где "техническими средствами" не допустили к выборам целый ряд активных и интересных кандидатов.

По традиции, Ваш прогноз относительно результатов дополнительных выборов в Госдуму от Новгородской области 8 сентября. Как распределятся места, какие проценты наберут кандидаты? Признает ли гражданское общество эти выборы легитимными?

Дополнительные выборы - это обрезанный формат интересов. Они интересны для отработки моделей, технологий будущих политических разворотов. За неделю до выборов "победа" на выборах в Госдуму "вертится" вокруг цифры 30% (возможно уже даже меньше 30%). Как я уже отметил выше, на победу объективно претендуют: 1. Нина Останина, 2. Юрий Бобрышев, 3. Дмитрий Игнатов. Отрывы друг от друга у них будут совсем небольшие. На данный момент есть более существенный рост узнаваемости и внимание к кандидатурам: Д. Игнатова, Н. Останиной. Нет роста у Ю. Бобрышева. Явка прогнозируется невысокая - примерно 20%. Возможно, из-за остроты кампании и продолжающегося роста протестных настроений, в том числе под влиянием московских событий, она составит до 25%.

Берлин, 20 апреля 1908 г.

Сегодня я хотел бы говорить с вами о том, что отчасти выпадает из установленных рамок этих докладов, но в другом отношении составляет в то же время дополнение к ним, так как сказанное в прошлых докладах будет повторено и в известном смысле может даже получить лучшее освещение. Мы уже знаем, что человек, каким он является теперь, сложился только в течение долгой эволюции, что он прошел через различные планетарные состояния, во время которых он развился до своей теперешней высоты. Мы знаем также, что в будущем он поднимется к более высоким ступеням развития. И мы уже получили представление о том, что в то время, когда на старом Сатурне человек был еще в совсем смутном состоянии сознания, имелись уже существа, которые стояли тогда так же высоко, как стоит теперь человек; и что были там еще и такие существа, которые стояли гораздо выше, чем стоит теперь человек.

Мы знаем, что теперь также есть существа, которые в настоящее время достигли ступени развития, которой человек достигнет лишь в будущем. Таким образом, мы можем поднять взгляд вверх к некой - как ее называют в оккультизме - Иерархии стоящих над человеком существ, каждая из ступеней которой стоит выше, чем предыдущая. Ближайшую ступень существ, которые стоят над человеком, мы называем в эзотерическом христианском обозначении "Ангелы". Так что Ангелы являются для нас существами, которые уже на Луне, планетарной предшественнице нашей Земли, достигли человеческого сознания, и которые теперь стоят ступенью выше, чем человек. Сам человек будет на ступени Юпитера иметь то сознание, какое теперь является сознанием существ, называемых нами "Ангелы". Этим мы указали уже на первую ступень стоящих над человеком существ. Но из некоторых других источников мы знаем также следующие ступени. Мы знаем, что выше, над Ангелами, стоят Архангелы; затем чин Начала, Архаи; далее Власти или Откровения, Эксузиаи; затем так называемые Силы, Динамис, Господства; далее Престолы, Херувимы и Серафимы.

Только тогда - за пределами Серафимов - мы могли бы говорить о том, что в христианском смысле называется собственно Бог. Ибо истинный оккультизм, истинное духовное знание не может разделять обычного, тривиального представления, что человек мог бы непосредственно взирать на высочайшее Божественное; но мы имеем над человеком целую лестницу духовных существ, которых мы называем в христианстве Ангелы, Архангелы и т. д. И для нас, в известном отношении, духовное было бы удобнее таковым, как это часто, можно слышать: "Ах, зачем нужна эта целая лестница духовных существ; человек может ведь непосредственно войти в общение с Богом!" Этой удобностью не может пользоваться философ или оккультист; ибо эти существа действительно имеются в мире, и сегодня мы будем говорить о некоторых особенностях и свойствах этих существ и об их задачах.

Прежде всего, мы попытаемся составить себе представление об Ангелах. Мы можем легче всего составить себе представление о сознании этих существ, если припомним, что человек в своем внешнем физическом сознании охватывает теперь четыре царства природы, которые он может, так сказать, воспринимать: минеральное, растительное, животное и собственно человеческое царство; так что с точки зрения его содержания мы можем обрисовать человеческое сознание как такое, которое охватывает эти четыре воспринимаемые внешними чувствами царства. Все, что человек воспринимает через посредство своих органов чувств, принадлежит так или иначе к этим четырем царствам. Если мы спросим себя затем: каково же сознание ангельских существ? - то получим ответ: это есть в известном отношении более высокое сознание; и оно характеризуется как более высокое сознание благодаря тому, что оно не спускается вниз до минерального царства. Сознание Ангелов не достигает той области, где находятся камни, минералы. Но в этом сознании имеются растительные существа, животные существа, человеческие существа и царство самих Ангелов, которое играет там такую же роль, как человеческое царство для нас. Поэтому мы можем сказать, что Ангелы воспринимают своим сознанием также четыре царства: царство растений, царство животных, человеческих существ и царство Ангелов.

В этом состоит особенность Ангелов: они не имеют физического тела и вследствие этого никаких органов физического тела, никаких глаз, ушей и т. д. Поэтому они не воспринимают физического царства. Они имеют своей низшей сущностью свое эфирное тело. Благодаря этому они имеют известное сродство с растениями. Они могут, таким образом, спускаться своим сознанием до растений; они могут еще воспринимать растения. Напротив, где есть минералы, там они воспринимают пустоту, совершенно так же, как мы это описывали в связи с деваханическим состоянием человека, который также воспринимает как пустоту то пространство, которое здесь, на Земле заполнено минералом. Так и Ангелы воспринимают как ir/стоту то, что здесь является физическим царством. Зато их сознание возвышается в ту область, куда сознание человека теперь еще не достигает.

Но мы знаем, что также и люди стоят теперь друг к дру!у в таком отношении, что один руководит, а другие являются руководимыми. При этом я имею в виду не что иное, как детей и взрослых-воспитателей. Дети должны быть руководимыми до тех пор, пока не станут такими зрелыми, как взрослые воспитатели. В своем теперешнем развитии люди зреют до сознания Юпитера. Это сознание будет подобно тому, какое имеют теперь уже Ангелы. И поскольку сознание Ангелов таково, Ангелы являются теперь действительно руководителями людей, их воспитателями, которые их подготовляют, и существует тесная связь между тем, что постепенно развивается в человеке, и тем, что является задачей этих Ангельских существ. Что же образуется в человеке к концу его земного бытия? Об этом мы часто уже говорили. Мы говорили, что человек имеет физическое тело, эфирное тело, астральное тело и Я, и что теперь он подошел как раз к тому, чтобы постепенно преобразовать свое астральное тело в Самодух. И хотя человек уже работает и над другими своими членами, но существенное в земном развитии заключается в том, чтобы был вполне развит Самодух. Ангелы развили в себе Самодух; он был развит в них, когда началось бытие Земли. Поэтому в иерархии развития Ангелы являются теми духами, которые ведут в человеке эту работу преобразования астрального тела в Самодух.

Но как, спросим себя, они делают это? - Прежде всего вспомним о том, что мы сказали: когда человек умирает, то после смерти он имеет сначала вокруг себя то, что мы назвали обширной картиной воспоминания о протекшей жизни. Она остается в течение двух-трех дней; у разных людей это бывает несколько по-разному. Как правило, она остается так долго, сколько данный человек мог выдержать в жизни, не засыпая. Разные люди в этом отношении очень различны. Один привык спать каждые двенадцать часов, и у него слипаются глаза, когда эти двенадцать часов прошли; другие могут, напротив, бодрствовать четыре-пять дней. Сколько человек может выдержать, не засыпая, столько же держится картина его воспоминаний. Потом эфирное тело растворяется и от него остается только экстракт, плод жизни, протекшей жизни. Он берется человеком на все последующие времена, включается в состав его сущности и образует то, согласно чему человек в ближайшей инкарнации может построить свое физическое тело. Он в состоянии построить свое физическое тело более совершенным именно благодаря тому, что может воспользоваться для этого плодами своей предыдущей жизни. Таким образом, человек имеет в себе этот экстракт жизни и может построить из него в следующей жизни свое новое тело.

Но мы знаем еще также нечто другое. Мы знаем, что человек строит не только это свое тело, но что в Девахане он вообще не остается бездеятельным. Было бы ошибочно думать, что человек занят только самим собой. Мир построен совсем не на таком эгоизме. Он устроен так, что человек в каждом положении должен участвовать в работе над Землей; и в Девахане он учасгвует в преобразовании поверхности Земли. Мы знаем, что, например, та почва, на которой мы теперь находимся, выглядела совсем иначе всего несколько сот лет тому назад. Земля непрерывно изменяется. Во времена земных странствий Иисуса Христа здесь были огромные лесные массивы; тут были совершенно другие растения и животные. Облик Земли непрерывно преобразуется. Как люди, строя города и т. д., непрерывно работают с помощью тех сил, которые действуют в физическом, точно так же они воздействуют из Девахана с помощью тех сил, которые преобразуют лик Земли; следовательно, также и растительное и животное царства.

Поэтому в следующей инкарнации человек находит Землю, которая являет совсем другую картину, так что он всегда переживает нечто новое. Ибо мы совсе.м не напрасно родились в новой инкарнации, но для того, чтобы переживать нечто новое. Человек сам способсгвует тому, чтобы преобразовать Землю; но он не может сделать этого без руководства. Он не может определять следующие инкарнации; ибо тогда ему не нужно было бы пережить то, что должно совершиться лишь в будущем. И существа, которые руководят человеком, участвующим с помощью сил Девахана в работе над преобразованием Земли, которые устанавливают созвучие между отдельными человеческими индивидуальностями и эволюцией Земли так, чтобы это соответствовало отдельным индивидуальностям - эти существа суть Ангелы. Они не могут участвовать в работе над минералами, над твердой земной корой; ибо их сознание не достигает внизу до минералов. Но они вполне достигают до растительного царства, которое Земля несет в себе. Там они мохуг действовать, хотя и не творяще, но все же преобразующе.

И действительно, дело обстоит так, что вместе с каждой человеческой индивидуальностью действует ангельское существо, которое ведет и направляет человека в его работе над развитием Самодуха в астральном теле. Поэтому в известной части христианского учения говорится об ангелах-хранителях людей. Это суть представление, которое вполне отвечает реальности. Это существа, которые устанавливают созвучие между отдельной человеческой индивидуальностью и ходом земного развития, до тех пор, пока в конце земного развития человек достигнет возможности сменить своего Ангела, так как тогда он сам будет иметь такое сознание, какое сегодня имеется у Ангела. Теперь вам легко понять, что Архангелы имеют сознание, которое не спускается до растительного царства и достигает внизу только до царства животных. Растения для них, так сказать, уже не существуют; это для них слишком низкое, слишком незначительное царство. С царством животных они еще имеют точки соприкосновения; они воспринимают животное царство.

Они не имеют эфирного тела, и низшим их членом является астральное тело. Животное также имеет астральное тело, поэтому Архангелы воздействуют на астральное тело животных. Затем они воспринимают человеческое царство, царство Ангелов и свое собственное царство. То, о чем они говорят "я", что для них есть то же, что для человека человеческое Я - это есть царство Архангелов. Эти существа также имеют значительную миссию, и вы, конечно, поймете, что они имеют сознание, на две ступени превышающее сознание человека, что их миссия может быть очень высокой. Ибо сознание Архангелов так возвышенно, что они имеют вполне развитый Жизнедух, Будхи, и могут поэтому действовать, руководя и направляя в земной эволюции с той высоты, которая соответствует Жизнедуху, Будхи. Это раскрывается в том, что Архангелы являются вождями и руководителями целых народов. То, что называют духом народа и что является объединяющим для народов, это есть в действительности какой-либо Архангел. И вы найдете также понятным, что народы, которые сохранили еще сознание этих духовных связей, не взирали прямо на Высочайшую Божественную Сущность, но обращались, так сказать, к более близким существам, которые их вели и направляли.

Возьмем древнееврейский народ. Он почитал как Высочайшего Бога Ягве или Иегову. Но Бог Ягве принадлежал для него к области откровений. Это была высочайшая сущность, которую они признавали своим Богом. Но они говорили: Тот, кто нас ведет и направляет как истинный посланник Иеговы, это Михаил, один из Архангелов, имя которого означает: "Тот, кто стоит перед Богом". В древнееврейском языке его называли также "Лик Божий", ибо представитель Ветхого Завета, обращая взор к Богу, чувствовал, что Михаил предстоит перед Богом и выражает Его Существо, подобно тому как человеческое лицо выражает существо человека. Поэтому его называли буквально "Лик Божий". Итак, когда говорят о "Духе Народа", то в смысле оккультизма говорят не о каком-то неуловимом, непонятном существе. Когда в наше материалистическое время говорят о духе народа, то под этим, собственно, ничего реального не подразумевают; ибо при этом имеют в виду только внешнее абстрактное единство особенностей данного народа.

В действительности существует духовный представитель, которого называют Архангелом и который руководит и направляет весь народ как целое. Это существо достигает внизу до мира животных. Народы также чувствовали это. Ибо можно сказать, что из народного инстинкта это легко почувствовать. Один народ живет там, другой здесь. Смотря по различию стран, в которых живут народы, они должны пользоваться теми или другими животными, и это - так инстинктивно ощущали народы - назначается духом их народа. Так что древний египтянин, который вполне ясно чувствовал это, говорил: когда мы рассматриваем развитие растений, то находим, что в них действуют Ангелы, когда мы рассматриваем животных, то мы видим, что их направляет к нам руководящий дух всего народа! Поэтому силу, которая приводила к ним животных, они почитали священной, и характер их отношения к животным был выражением этого сознания. При этом они не говорили об Архангелах, но имели это ощущение.

Это есть именно то ощущение, которое египтянин связывал с культом животных; и оно, в свою очередь, лежит в основе того факта, что там, где имелось сознание всей этой спиритуальной связи, эти духи воспроизводились хотя и не в образах земных животных, но все же в таких образах, как сфинкс, крылатые животные и т. д., которых мы находим в многочисленных изображениях у разных народов. В них как бы просвечивают управляющие народом Архангелы. Поэтому вы можете видеть в различных животных группах воспроизведение эзотерического явления ведущих Архангелов; и многие образы египетских божеств сводятся к этому представлению, что Архангел - дух, руководящий народностью - спускается вниз до царства животных. Такова основная задача Архангелов; но есть еще и другая.

Современному человеческому сознанию знакомы еще - как легенда далеких времен - имена Уриила, Гавриила, Рафаила и Михаила, но вам достаточно только открыть книгу Еноха, чтобы найти также имена других Архангелов. "Гак, был еще Архангел Фануил. Это был значительный Архангел, задача которого состояла не только в том, чтобы руководить какой-либо народностью. Мы, разумеется, знаем, что посвящение заключается в том, что человек стремится ко все более высокому сознанию, и уже теперь во время земной эволюции поднимается ко все более высокому сознанию. Но в местах мистерий люди хорошо знали, что для этого также нужны руководящие и направляющие силы. Поэтому они ставили тех, кто искал посвящения, под защиту Архангела, которого называли Фануил. Он был покровитель, к нему обращались те, кто стремился достичь посвящения.
Другие духовные существа этой ступени имеют, со своей стороны, другие задачи.

Так, например, в основе всего мирового развития, всей мировой эволюции, действительно лежит некая сумма сил, которые направляются известными существами. Так, есть Архангел - в древности его называли Сурахиил - задача которого состоит в том, чтобы истреблять особенно распространенные пороки какого-нибудь города или целой страны и претворять их в добродетели. Кто знает об этих связях, тот отсюда увидит, что то, что называют общим абстрактным словом "провидение", в действительности является подлинным водительством. Если мы стараемся хорошо узнать духовные миры, то не можем удовлетворяться общими абстракциями, но должны войти в эти подробности. Ибо высочайшие сущности, которых человек может представить себе лишь в смутном предчувствии, руководят при помощи этих посредствующих существ ходом мирового развития. Таково развитие того, что можно назвать различными задачами отдельных Архангелов.

Перейдем теперь к иерархии Начал. Это существа еще более возвышенные, сознание которых уже не спускается вниз до животных; когда посвященный поднимается до общения с Началами, то из своего человеческого сознания он не сообщает им, каковы образы животных на Земле, ибо сами они достигают своим сознанием внизу только до человека. Затем они знают царство Ангелов, царство Архангелов и свое собственной царство, где они говорят себе "я". Человек есть низшая иерархия, которую они воспринимают. Чем для человека является камень, минеральное царство, тем для Начал является человек: самым низшим миром (царством). Этим уже сказано, что они с очень большой высоты направляют ход человечества. Есть люди, которые там или здесь чувствуют, что существует как бы своего рода "Дух Времени", который является различным в разные эпохи. Эти люди чувствуют, что есть "Дух Эпохи". Мы не раз говорили здесь о "Духе Эпохи". Мы сказали, например, что в первой культуре послеатлантического периода, в древнеиндийском народе, дух эпохи состоял в том, что люди страстно стремились назад к древним атлантическим временам, когда они смутно воспринимали вокруг себя высшие царства.

Так возникла система йоги, с помощью которой они хотели снова подняться в высшие миры. С этим связано, что люди придавали тогда мало значения внешней действительности, физическому плану. Майей, иллюзией становится для людей физический план. Древнеиндийская культура имела, так сказать, мало интереса к физическому плану. Вам покажется странным, но это действительно так: если бы сохранилась древнеиндийская культура, то никогда не было бы железных дорог, телефонов и всего того, что теперь имеется на физическом плане; потому что им казалось бы неважным овладевать законами физического мира в такой степени, чтобы наполнить этот физический мир всем тем, что представляется нам теперь достижениями культуры.

Затем пришел дух персидской эпохи. Благодаря ему человек научился видеть в материи сопротивляющийся материал, который он должен был обрабатывать. Он соединился с добрым духом Ормуздом против духа материи, Аримана. Но перс уже интересовался физическим планом. Затем пришел дух той эпохи, которая изживает себя, с одной стороны, в вавилоно-ассиро-халдейской, с другой стороны - в египетской культуре. Закладываются основы человеческой науки. С помощью геометрии стараются сделать Землю удобной для человека. В астрологии и астрономии пытаются познать движение светил и по движению светил упорядочивают то, что совершается на Земле. Как раз в социальной жизни в древнем Египте смотрят на ход светил. Руководствуются тем, что открывают как тайны звезд. Древний индус искал путь к богам, совершенно отвлекая свое понимание от внешней действительности; египтянин изучал законы, которые господствуют во внешней действительности, чтобы исследовать, как воля и дух Богов выражают себя в законах внешней природы. Это была опять-таки другая эпоха.

Так вы имеете определенного духа для каждой эпохи; и развитие на Земле происходит благодаря тому, что один дух эпохи сменяет другого. Бывают отдельные случаи. Люди возвышаются до воззрений эпохи, но они не знают, что за всем этим ходом эпох стоят эпохальные духи; и люди не знают, что выражая здесь, на Земле, дух своей эпохи, они являются только орудиями этих стоящих за ними духов эпох. Вспомните хотя бы Джордано Бруно. Если бы Джордано Бруно родился в восьмом веке, то он не стал бы тем, чем он стал в тот период, когда господствовал тот дух эпохи, выразителем которого он сделался. Он был орудием духа времени; и то же было в других случаях. Но существует обратная возможность: если бы Джордано Бруно родился в восьмом веке, то дух эпохи не мог бы найти себе такое выражение, какое он нашел в Джордано Бруно. На этих примерах мы видим, как люди являются орудиями духов эпох, а также "духов мнений и воззрений" в меньших эпохах. Таковы Начала. Они руководят не тем, что связывает человека с другими царствами природы; так как их сознание не достигает даже до царства животных. Порядки, согласно которым, исходя из духа времени, люди устраивают свою жизнь, основывают государства, создают науки, обрабатывают свои поля - все, что исходит от человека - этот ход культуры от начала до конца стоит под водительством Начал. Они руководят людьми, поскольку люди имеют дело именно с самими людьми.

Я мог также в разное время указывать, что от каждой иерархии отстают известные существа, которые не могут подняться так же далеко, как другие, которые, так сказать, задерживаются в мировом развитии. И вы легко можете себе представить, что есть существа, которые, так сказать, должны были бы во время лунного развития подняться до степени Властей или Откровений и которые достигли только до Начал. Эти Начала отличаются от тех, которые в правильном ходе развития поднялись до ступени Начал. Таким образом, есть такие Начала, которые являются на Земле, собсгвенно, замаскированными Властями. Теперь мы узнаем в другом аспекте нечто из того, о чем уже слышали. Итак, среди Начал есть такие, что за ними скрываются те, что могли бы, собственно, быть уже Властями. И к этим Началам, которые являются в сущности противозаконными, принадлежат - разумеется, только для тех, кто рассматривает эти вещи с точки зрения духовной науки - то существо, которое справедливо называть "сатаной", противозаконным князем этого мира. Законный властитель есть "Власть": Ягве или Иегова; противозаконный принадлежит к ступени Начал. Он проявляется в том, что приводит людей к постоянному сопротивлению эпохальному духу.

Такова истинная сущность этого духа, которого называют также "духом тьмы" или противозаконным князем этой нашей Земли, который притязает, собственно, на то, чтобы руководить и управлять людьми. И тогда вы поймете, какой глубокий смысл имеет тот факт, что явился на Земле Христос, чтобы пролить Свой Свет на всю последующую эволюцию и что Он должен был преодолеть в борьбе этого противозаконного князя мира сего. За этим лежит глубочайшая мудрость, которая выражена в этой удивительной части Евангелия.
Поверхностным является то, что вы слышите теперь о сатане, не только от материалистически настроенных людей, но так же и от тех, в которых проступают еще известные древние представления и которые, однако, понимают эти представления неправильно; ибо с давних пор уже о сатане говорится довольно насмешливо. И даже люди, которые охотно признают других духовных существ, не хотят признавать реальность сатаны; они ее отрицают.

Это происходит оттого, что уже в Средние века люди имели весьма странные представления о сатане и говорили: в сущности, он отставший дух из порядка Властей; и, будучи духом из порядка Властей, он отстал. - Где должны мы искать духов из иерархии Властей? Они проявляются в том, что открывают себя в мире как дух. Сатану называли духом тьмы и полагали, что тьма есть только отрицание света. Свет реален, а тьма не реальна. - Так же думали и о духовном. И духам, которые проявлялись в свете, приписывали действительность; а действительность сатаны, который проявлялся во тьме, отрицали. Это приблизительно так же умно, как если бы кто-нибудь, выслушав физика, сказал: холод есть только недостаток тепла; он не есть что-то действительное; когда мы постепенно уменьшаем тепло, то оно становится все холоднее, и если холод получается, когда мы все больше отнимаем тепло, то он не есть что-то действительное; потому не будем думать о зиме! - Но хотя холод есть только отрицание тепла, он все же дает себя сильно почувствовать, если в комнатах не будут топить. Так и сатана есть нечто вполне действительное, хотя он и является только отрицанием света.

Тем самым мы поднялись до очень высоких Духов, которых называют "Эксузиаи", "Откровения". К ним относится, например, то существо, которое в другой связи мы узнали как Ягве или Иегову, которому сопутствуют Элоимы. Мы знаем, что Ягве имел шесть собратьев, которые отделили для себя Солнце. Сам Ягве ушел вместе с Луной, которая изливает на Землю отраженный свет Солнца; но он связан с другими Элоимами. Если вы попытаетесь по аналогии с предыдущим представить себе сознание этих откровений, то вы скажете: эти духи не заботятся уже об отдельных людях. Отдельный человек управляем духами, которых мы назвали Ангелами, Архангелами, Началами - вплоть до тех, что мы назвали эпохальными духами. Вся картина в целом, в которую включен человек, водительство и руководство планетой и тем, что на ней происходит, является делом Откровений или Властей. Ибо все теперешнее развитие человека не могло бы совершиться, если бы не действовали, с одной стороны, влекущие вперед Силы Солнца и, с другой стороны, задерживающие силы Луны.

Откровения или Власти имеют дело совсем не с отдельным человеком, а с человеческими группами. Они управляют внешними силами, которые конфигурируют планету и в которых человек нуждается, чтобы иметь возможность пройти все развитие на Земле. И тогда, наконец, мы поднимаем взор к той высокой духовной Сущности, Которая выходит за пределы всего, о чем мы сейчас говорили - к Сущности Самого Христа, Которая приносит на Землю то, что имеет отношение не к отдельному лишь человеку, но к водительству всего человечества. И свой путь ко Христу каждый человек должен найти сам; ибо принудительным образом найти себя могут заставить человека еще только Начала, ко Христу он должен прийти свободно.

Так составили мы себе, прежде всего, представление о низших ступенях иерархий, стоящих над человеком - об Ангелах, Архангелах и немного также о Началах и Властях; и только в предчувствии можем мы поднять взор к Высочайшей Сущности, ко Христу. - В другой раз мы можем воспользоваться случаем, чтобы рассмотреть то, что может быть сказано о "Престолах" и так далее. Сегодня я хотел сообщить вам нечто о системе духовных существ, в которую включен человек, поскольку в ней участвуют Ангелы, Архангелы, Начала и Власти.

GA 102

Rudolf Steiner

Das Hereinwirken geistiger Wesenheiten in den Menschen

Dreizehn Vorträge, gehalten in Berlin zwischen dem 6. Januar und 11. Juni 1908

GA 102

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г.

ТРИНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 11 июня 1908 г.

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г.


Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучпой точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно ука зать, что сегодняшний доклад будет принадлежать к числу тех, которые читаются для достаточно сведущих в теософии людей. Это также должно быть иногда воз можным в теософских группах. Поэтому тот, кто толь ко с недавнего времени присутствует на этих понедель ничных докладах, будет, может быть, поражен тем или иным, о чем будет сказано сегодня; но мы не продви немся вперед, если не захотим иногда обсуждать также и то, что относится к более высоким областям теософии. Кто совсем новичок и даже, быть может, ждет, что его будут убеждать в духовнонаучных истинах, мо жет, пожалуй, найти безумным что-то из того, о чем будет идти сегодня речь; но подобных обласгей также следует когда-то касаться.

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах , подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане. Вы видели, что целые группы одинаковых или схожих животных принадлежат к одной "групповой душе" или к одному "групповому Я", и что на астральном плане мы встречаем как обособленные личности "душу львов", "душу тигров" и другие групповые Я животных. Мы можем - говоря тривиально - там на астральном плане встречать их так же, как здесь в физическом мире мы встречаем людей. Точно так же находим мы в еще более высоких областях, на деваханическом плане, групповые Я всех растений, а в высших частях Девахана мы находим Я минералов как обособленные личности, подобно личностям людей здесь на физическом плане. И это означает, что в этих высших мирах мы встречаем известных существ, которые простирают, так сказать, свои органы, свои отдельные члены вниз, вплоть до физического мира. Если бы человек показал свои пальцы, протянув их сквозь отверстия занавеси или в бумажной стене, то мы бы увидели только его десять пальцев; сам человек был бы скрыт за стеной. Также обстоит дело с групповыми Я животных. Мы видим здесь физическими глазами то, что от высших существ астрального плана простирается вниз как их члены, а подлинное Я скрыто за стеной - за той стеной, которая отделяет физический мир от астрального. И то же самое, соответственно, происходит с другими групповыми Я - с групповыми Я растений или минерального мира. Но когда с этой исходной точки зрения физического мира мы поднимаемся в высшие миры, то находим там не только этих вышеназванных существ, которые простирают свои члены сюда в физический мир; мы встречаем там целый ряд других существ, которых мы можем также обозначить как обособленные в себе личности в тех мирах, но физические члены которых не являются столь наглядными и ощутимыми, как у групповых Я животных, растений и минералов.

Астральный план и деваханический план суть именно весьма населенные миры, и мы находим там различных существ, которые хотя и не могут быть столь явно наблюдаемыми в своих откровениях , но, тем не менее, проявляют свои действия, свои деяния здесь, па физическом плане, и имеют весьма большое значение для физического плана, для всей нашей теперешней человеческой жизни. Мы не поймем человеческой жизни, если не знаем, что внутри этой человеческой жизни действуют такие существа, которые живут в высших мирах. В самом человеческом теле происходит многое, чем человек не владеет; что является не выражением человеческого Я, а действительностью, действием, откровением существ высших миров. Об этих вещах мы будем говорить сегодня.

Когда мы рассматриваем астральный план, то мы встречаем там неизвестных существ - только один вид из многих - которые, по-видимому, не имеют никакого проявления, никакого откровения среди существ, наблюдаемых нами прежде всего на физическом плане, но которые все же связаны с нашим физическим планом. Мы встречаем их там на астральном плане как астральных существ, с явно выраженной волей, с явно выраженными намерениями. Эти существа имеют такого рода бытие, что мы, как сказано, можем встретить их на астральном плане; но они родственны, они принадлежат к тому же роду существ, которые обитают на нашей современной Луне, какие имеют на нашей теперешней Луне даже известное физическое существование. Кто может ясновидчески подойти к этим вещам, тот знает, что это суть существа, которые на арене Луны являются в известном отношении человекоподобными существами, но что по сравнению с людьми они как бы карлики, так как они едва достигают размеров шести-семилетнего ребенка. Там, на Луне, представляется своеобразная возможность для их деятельности. Физические условия там совсем другие; там, например, совсем другая атмосфера, вследсгвие чего эти существа, удаляясь, так сказать, на свою родину, получают там способность чудовищно реветь, подавать чудовищно сильные ужасающие звуки. В нашем мире эти карликовые существа могут удерживаться как астральные существа.

Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах , существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять-таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Не забудьте замечание, которое вы можете найти в записи доклада об "Отче наш", где этот факт был представлен с совсем другой точки зрения. Там было указано, что своим эфирным телом человек связан со всем своим народом, между тем как своим астральным телом он связан со своим ближайшим окружением.

Здесь опять-таки с более глубокой точки зрения проливается свет на образование народного характера, в зависимости от тех духовных существ, которые воспринимаются человеком вместе со средствами питания. Это есть одно из тех средств, благодаря которым великое духовное водительство Земли распределяет на ней различные народные характеры при помощи такого распределения различных по содержанию средств питания, что благодаря добываемой пище выявляется тот или другой народный характер. Это не означает скрытого возвращения к материализму, напротив, духовная наука показывает, как все материальное есть откровение духа, и как неизвестным для человека путем духовные влияния сами собой распространяются в человеке.

Труднее понять то, каким способом действуют на человека сатурнические духи, одни из которых таковы, что имеют тотчас же изобретения, как только взглянут на вещи, а другие таковы, что проявляют страшные разрушительные страсти чувственного рода, по сравнению с которыми все, что может в этом отношении сделать человек, является детской игрушкой. Эти сатурнические существа еще более таинственным образом прокрадываются в человеческое тело, а именно, через чувственное впечатление. Когда человек направляет взгляд на прекрасный, на чистый и благородный предмет, то в нем возбуждается одного рода представление; когда он направляет взгляд на безнравственный, грязный предмет, то в нем возбуждается другого рода представление. Когда путем внешнего впечатления в душе вызывается некоторое представление, то в то же время в человека пробираются сатурнические духи, добрые или злые. Так благодаря всему, что человек проявляет как простую симпатию и антипатию к тому, что он видит и слышит в своем окружении, он подвергает себя незаметному вторжению тех или иных сатурнических духов. Через глаза, уши, через всю кожу прокрадываются в человека эти духи, в то время как он имеет свои восприятия. Для оккультного наблюдения, например, ясно, какие невероятно разрушительные духи входят в людей через запахи некоторых духов, когда они находятся вблизи надушенных этими духами лиц, не говоря уже о самих этих лицах.

Отсюда вы видите, как тонко и интимно следует наблюдать с духовной точки зрения даже самые обыденные вещи, если мы хотим понять жизнь. Вы, может быть, слышали рассказы о людях, которые более или менее сознательно или бессознательно умели владеть теми духами, которые действуют на человека и проникают в него именно через запахи. Если бы узнали некоторые более интимные подробности из истории той или иной эпохи, например, из истории Франции при Людовике XIII, XIV, XV, когда действительно ароматы играли весьма важную роль в проведении различных интриг, то вы имели бы представление о тех возможностях, какими располагают люди, умеющие сознательно или бессознательно распоряжаться такими духовными сущностями, которые примешиваются к чувственным впечатлениям и через парфюм и ароматы проникают в людей. Я мог бы указать вам на довольно интересную книгу, написанную недавно министром одного небольшого двора, при кагором в последние годы произошла важная катастрофа. Он описывает в своих мемуарах деятельность одной личности, которая умела известным образом управлять ароматами с их духовными аспектами. Разумеется, он писал это, ничего не зная о существе этих фактов, но самые действия ароматов были ему ясны, и он с удовлетворением отмечает, что оказался достаточно защищенным и не подпал их влиянию. Таким образом, вы видите, что эти вещи совсем не безразличны для практической жизни и оказывают на нее свои влияния. Если воспринимать жизнь не как слепой материалист, а как видящий человек, то можно повсюду ощутить эти влияния; и только тот, кто знает эти влияния, тот понимает жизнь.

Итак, вы видите, что мы должны представлять себе человека как существо весьма сложное, как спутника многих существ и многих миров. Кто продвигается по пути оккультного развития ко все более и более высоким познаниям, тот научается распознавать своеобразную природу этих существ и только благодаря этому освобождается от них, достигает свободного созерцания их. Воспринять в себя истинное познание высших миров - это и значит действительно стать свободным, действительно стать зрелым, так как этим путем мы овладеваем импульсами и влияниями, пульсирующими в нашей жизни. Научиться владеть этим познанием - это и значит жить вместе с тем свободным и независимым.

И подобно тому, как мы можем указать на известные соки, пульсирующие в человеке, так же можем мы указать на отдельные органы человека, в которых находят свое выражение, свое откровение существа высших миров. Так, например, те существа, которые были выше обрисованы как сатурнические существа, находят в известном отношении свое выражение в человеческой печени. Разумеется, мы должны дать себе ясный отчет в том, что Духовная наука - если мы хотим ее действительно изучить - суть весьма, весьма сложная область.

При описании эволюции человечества в период Сатурна вам было показано, что иод действием сил Сатурна впервые появились в своих зачатках человеческие органы чувств. Сатурн продолжает и теперь еще действовать на человека, и среди человеческих органов, внутри телесных органов силы Сатурна имеют интенсивное и большое влияние на печень. Но так как человек находится на пути к тому, чтобы все больше и больше вырастать за пределы всего сатурнического, то он должен подняться над теми силами, которые коренятся в его печени . В печени действительно коренятся те силы человека, над которыми он должен подняться, но которые были необходимы для того, чтобы он мог прийти к своей современной форме и образу. И печень есть тот орган, который содержит в себе больше всего тех сил, какие должны быть преодолены человеком. Вы можете проверить это на одном явлении, на одном внешнем факте. Так, например, вы можете убедиться, что в период перед рождением и тотчас после рождения печень имеет наибольшую величину по отношению к остальному телу. Затем она постепенно уменьшается. Если бы вы захотели указать относительную величину печени к остальному телу, то вы могли бы сказать, что вначале она равна 1:18; впоследствии это отношение становится 1:36. Доля печени уменьшается наполовину, так что путем чисто естественного развития человек преодолевает уже тс силы, которые коренятся в печени.

Когда человек получает на земле право на все более и более высокое духовное развитие, то он получает вместе с тем как внешнее физическое выражение этого способность преодолевать силы печени. В известном смысле противоположным печени органом являются легкие - таким органом, который в отличие от печени не вталкивает эгоистически все в человека - ибо это именно делает печень, - но открывает человека свободно вовне, так что через вдыхаемый и вновь выдыхаемый воздух он находится в непрерывном общении с внешним миром. В легком происходит процесс сгорания. Синевато-красная, богатая углекислотой кровь поступает и, соединяясь с кислородом, превращается в красную, жизнеспособную кровь. Как в горящем огне вещества соединяются с кислородом, так и в легких имеет место процесс сгорания. Дыхание есть в известном смысле процесс сгорания; и вместе с этим процессом дыхания и сгорания человеку дано право на все более и более высокое развитие. Человека построили те силы, которые нашли свое последнее завершение в печени. От действия этих сил, приковывающих человека к земле, его освободят те силы, которые он, как огонь из воздуха, воспринимает в себя. Огонь, который человек воспринимает из воздуха, который выражается в его дыхании, есть то, что поведет человека во все более и более высокие сферы.

Мифы, саги оказываются всегда мудрее и глубже нашей науки, ушедшей, как кажется, так далеко вперед. Только что указанная здесь особенность человеческой жизни выражается величественным образом в мифе о Прометее. В рассказе о том, что Прометей принес людям огонь с неба, отражено его участие в том процессе, который проявляется в дыхании и ведет человека все выше и выше. Но вместе с тем удивительным образом показано: так как Прометей поднялся над силами, которые приковывают людей к Земле и через это стал в противоречие с земными силами, так как он был тем, кто впервые дал людям возможность иметь эту силу огня, то он должен был пострадать за это. Это страдание представлено как удивительный факт, лежащий в основе этого мифа: коршун терзает печень прикованного Прометея! Как можно было бы прекраснее и мудрее показать, что силы, которые вливаются к нам с процессом дыхания, гложут печень, и тот, кто предвосхищает то, что будет совершено человечеством в далеком будущем , стоит перед нами как распятый - показать, как то, что спускается из воздуха, нисходит, грызет печень!

Так посвященные выразили в мифах великие принципы бытия. Нет ни одного мифа, который действительно не вышел бы из мистерии и не содержал бы глубокой мудрости, которую мы можем снова найти. И когда, обладая познанием фактов духовной науки, мы походим к мифам, то стоим в благоговении перед этими мифами, которые, как справедливо говорят, открыли человеку высокие духовные сущности, для того чтобы люди сначала в образах познали то, чего в более поздние времена они должны достигнуть в ясных представлениях. И это постоянно подтверждается, что мифы содержат в себе мудрость и что мы должны обращаться к ним, когда хотим в какой-нибудь области жизни найти изображение глубочайшей мудрости. Это знали те, кто создавали свои произведения из глубин искусства. Так, например, в произведениях Вагнера нашло себе художественное выражение его отношение к истине мифа. Наше время снова поднимется от чисто физической повседневности к полноте духовного течения. Если вы так увидите и поймете то, что пульсирует в наши времена, то вы воспримете во все более глубоком значении задачи духовной науки.

Мы начали с рассмотрения высших миров и в этой связи познали, собственно, назначение духовной науки - дать человеку возможносгь познакомиться и познать жизнь, ввести в его деятельность и работу все в большей и большей степени то, что таинственно участвует в каждом движении его руки, во всем, что он творит духом, душой и телом. Он со всех сторон окружен спутниками, и благодаря духовной науке будет все больше и больше осознавать этих существ, жить и творить в созвучии с ними. Так духовное исследование откроет ему полноту действительности и сделает его способным внести познание и мудрость в жизнь.


Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах, существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять-таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Затем в высших частях деваханического плана мы находим известных существ двоякого рода, описать которых весьма трудно. Мы можем обрисовать их только сравнительно, если скажем, что они безмерно изобретательны, что каждое мгновение жизни они что-нибудь изобретают, так как было бы неправильно сказать «они выдумывают». У них этот изобретательский дар существует приблизительно таким образом, как если бы человек взглянул на вещь и в ту же минуту - при первом же взгляде - ему внезапно пришло в голову, как это может быть сделано иначе. Так у них тотчас же появляется изобретение. Этим существам, которые имеют свою родину на Сатурне, противостоят, опять-таки, другие, как их оборотная сторона; неукротимые, ужасные существа, которые в бесконечно большей, страшной степени обладают всем тем, что живет в человеке как ненасытная алчность и вожделение.

Все эти названные существа совсем не отделены от нашей жизни: напротив, они простирают свои деяния, свои действия и откровения в нашу жизнь, и для ясновидчески одаренного человека их действия ощутимы именно тогда, когда на Земле возникают определенные условия. Так, те существа, которые имеют свою родину на Луне, выступают - разумеется, как астральные существа - при самых различных обстоятельствах на Земле, например, когда какой-нибудь человек одержим бредовыми идеями, сходит с ума. С особым пристрастием эти существа - как астральные существа - держатся вблизи домов для умалишенных. Они находятся почти всегда около медиумов и сомнамбул, которые частично окружены целой толпой этих существ, и большая часть влияний, оказываемых на этих людей, исходит от присутствия такого рода созданий. Напротив, там, где преобладает любовь и делается добро, где совершаются гуманные поступки, там вы найдете присутствующими - в качестве астральных созданий - охарактеризованных выше мягких, кротких существ Марса, и именно они участвуют в силах, которые здесь проявляются. Это есть их питание, атмосфера, в которой они могут жить и в которой они, со своей стороны, могут влиять на людей.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...